Божественный

Как открывает Бог Свою волю, объясняет архиепископ Иов (Смакоуз).

Полагаю, что надо начать ответ с маленького уточнения в отношении главного слова этого вопроса. Когда я учился в духовной семинарии, преподаватель догматического богословия старец-исповедник отец Ливерий Воронов (1914–1995) на лекциях указывал, чем отличаются современное слово «промысел» и церковно-славянский догматический термин «Промысл». Промысел – это занятие или работа человека по добыче себе пропитания. А Промысл Божий, если очень кратко, – промышление, замысел, воля Божия и забота Бога о человеке. Хотя в наши дни допустимо употребление и первого, и второго варианта: «Промысел – занятие Бога по спасению человека, у которого Бог при этом не дерзает отнять Свой ценный дар свободы»! В известном «Катехизисе» святителя Филарета определение Промысла дано пространно и академически: «Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает и обращает к добрым последствиям». В Промысле Божьем соединяются Божественная любовь и правда. Поэтому часто он сразу и непостижим для человека. Даже пророк Иона в Ветхом Завете не мог его принять со смирением и послушанием… Наверное, и в этом был Промысл Божий для нашего назидания. Самое главное в Промысле Божьем о всем человечестве и каждом человеке – это Боговоплощение и Голгофская жертва Христова, созидающие из людей новое творение, дающие им обожение и блаженное бессмертие.

Нецерковные люди благой Промысл Божий о вечном спасении конкретного человека называют судьбой. Но это не слепая случайность, как обычно думают, а суд Божий. Святитель Николай Сербский в своих «Миссионерских письмах» (Письмо 184) приводит примеры судьбы: «Кто-то собирался наутро поехать в ближайший город, но ночью настигла его смерть и перенесла в далекий Небесный град. И говорят люди: такова его судьба. Кто-то полюбил девушку, а пришлось жениться на другой, опять говорят: судьба! Кто-то укрывался в тылу, но настигла его пуля в укрытии – судьба! Только судьба прозорливая, а не слепая, от Бога Мыслителя и Промыслителя, Который всему знает причину. Тот, кто говорит «слепая судьба”, исповедует непонимание причины и смысла событий. Без милостивого и праведного Господа не происходит ничего. По словам Спасителя, «и птица малая не упадет на землю без воли Отца вашего. У вас же волосы на голове все сочтены” (Мф. 10:29–30)». Ничья судьба не случайна и не слепа, но разумна и промыслительна. Такая судьба помогает нам многократно избежать грехов, опасностей, внезапной смерти и достичь блаженного единения с Богом.

Для христианина очень важно свою волю подчинить благой воле Божьей, научиться сотрудничать с Богом в деле своего спасения. У свт. Иоанна (Максимовича) имеется сочинение по этой теме с очень красивым и ярким, запоминающимся названием «Илиотропион, или Сообразование с Божественной волей». Это длинное название состоит из двух слов: ηλιος – солнце и ανθρωπος – человек. И в переводе с греческого значит подсолнух. Солнце есть образ воли Божией; подсолнечник – образ человеческой воли. Книга уже своим названием показывает, какими должны быть соотношения между Богом и человеком. Как подсолнух всегда поворачивает свою главу к солнцу, в сторону падающих солнечных лучей, так и человек всегда должен смотреть в сторону Бога и все, что нисходит от Бога, принимать как высшее благо для себя.

Воля Божия о человеке ясно открыта в Священном Писании, в заповедях Божьих, которые каждый христианин должен знать и исполнять. Наглядный пример – прп. Антоний Великий. Он стал святым, отцом монашества после услышанных во время богослужения в храме слов Евангелия: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твоё и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф. 19:21). Стараясь исполнить их как можно точнее, он отказался от родительского наследства в пользу бедных своего селения. Услышав же в следующий раз слова Господа: «Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе; довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:34), юноша Антоний поручил сестру верным христианкам и стал подвизаться в пустыне под руководством старца. Понятно, что это путь для совершенных, особо избранных Богом… Один из оптинских старцев – прп. Иосиф – выразил эту мудрую истину в виде пословицы: «Живи не как хочется, а как Бог велит».

Бог открывает Свою волю в Церкви через добрых и святых людей, часто духоносных наставников, начальников и родителей, даже иногда при помощи чистых сердцем детей. Апостолы Христовы, как свидетельствует Книга Деяний, для уразумения воли Божией после усиленного поста и молитвы прибегали к такому средству, как жребий или соборное обсуждение возникшей проблемы или вопроса. Такое обсуждение вопроса с целью узнавания воли Божией в семье, в приходе с по-настоящему духоносными людьми, опытными друзьями и специалистами очень ценно.

Известно, что старец Паисий Святогорец в том в случае, когда желал получить от Бога извещение по какому-то вопросу, на несколько дней запирался у себя в келье, проводил время в посте, молитвах, поклонах – до тех пор, пока не получал от Бога в своем уме или сердце ясный ответ. При этом старец был против того, чтобы люди «просили извещения у Бога, если есть возможность посоветоваться с человеком»: «Бог хочет, чтобы мы так поступали от смирения. Только в том случае, если ты не можешь найти человека, чтобы спросить у него совета и получить извещение, Сам Бог становится твоим Старцем». Отец Паисий верил, что «Бог не попускает произойти злу, если из него не выйдет добра…».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), Псково-Печерский старец, в своих письмах оставил нам из своего духовного опыта очень убедительные назидания: «Самое ценное – научиться себя предавать всецело воле Божией»; «…Все Им, все от Него, все к Нему (см. Рим. 11:36) – так и живем. И вот теперь к концу жизненного пути свидетельствую я, что лучшего и вернейшего пути нет, как жить по воле Божией. А волю Божию нам так ясно являют обстоятельства жизни».


Как-то я общался с одним методистским пастором о Троице. Это было в 1998 году, и тогда я еще недопонимал несколько моментов. В частности, пастор активно напирал на вопрос: является ли Иисус божественным? По его мнению, положительный ответ на этот вопрос очевиден хотя бы из Иоанна 1:1. Следовательно, утверждал он, если мы признаем Иисуса божественным, из этого автоматически следует, что он единосущен Отцу, равен ему и т. д. Признаться, этот ход рассуждений меня тогда смутил. И лишь через несколько лет я понял, насколько неверен этот подход, неверен чисто лексически.
То, что божественность не тождественна единосущности и равенству Творцу, видно даже из толкового словаря. Открываем словарь Ефремова, смотрим определение прилагательного «божественный»:
1) соотносящийся по значению с существительным божество; 2) связанный с религией, церковный.
Таким образом, если что-либо «связано с религией, церковно», то оно, согласно значению 2, божественно. Именно поэтому в церковной терминологии есть такие термины, как например божественная литургия. Неужели литургия единосущна Отцу? По этой же причине Библию можно назвать божественной книгой – теория о единосущности книги Богу выглядит, как минимум, нелепо.
Это точно так же и в древнегреческом. Смотрим значение слова θεῖος (в тексте НЗ оно встречается три раза: в Деян. 17:29, 2 Пет. 1:3 и 4) по словарю Дворецкого:
Как видим, у этого греческого слова широчайшее значение. Скажем, значение 11 позволяет применить его к любому мало-мальски праведному человеку, ангелу и кому угодно еще – естественно, и Иисусу тоже.
Это далеко не лингвистическая инновация свидетелей Иеговы или иных каких-нибудь протестантов. Даже «отцы церкви» – те самые, которых признают и православные, и католики, и протестанты, – свободно применяли слово «божественный» по отношению к совершенно земным людям. Вот несколько примеров:
Василий Великий:
Мир, забывший Бога, преобладается, братия, несправедливостию к ближнему и бесчеловечием к малосильным, как и божественный Апостол говорит: якоже не искусиша Бога имети в разуме, предаде их Бог в неискусен ум, творити неподобная, исполненных всякия неправды, лукавства, лихоимания, злобы, исполненных зависти, убийства, рвения, лести, злонравия: шепотники, клеветники, богомерзки, досадители, величавы, горды, обретатели злых, родителем непокоривы, неразумны, нелюбовны, немилостивны (Рим. 1, 28-31.) («Беседы», «О милости и суде»).
Григорий Богослов:
Но на меня наводят великий страх, с одной стороны, блаженный Осия, когда говорить, что нас — священников и начальников ожидает суд, яко пругло быхом на стражбе, и якоже мрежа распростерта на Итавирии (Ос. 5, 1, 2), воткнутая ловцами душ человеческих, и угрожает пожать непотребных пророков (Ос. 5, 6), истребить огнем судей их (Ос. 7, 7), удержаться на время, еже помазати царя и князя (Ос. 8, 10), потому что они царствовали сами собою, а не Богом (Ос. 8, 4); а с другой стороны, божественный Михей, который не терпит, чтобы Сион созидаем был кровьми, чьими бы ни было, и Иерусалим неправдами, чтобы старейшины его на дарех судили, жерцы на мзде отвещавали, и пророцы на сребре волхвовали (Мих. 3, 10, 11) («Слово третье»).
Это знал и божественный Давид; потому быть смиряемым полагает в числе благ, приносит благодарение Смирившему, как приобретший через это видение Божиих оправданий; и говорит: прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню (Пс. 118.67) («Слово четвертое»).
Послушай же, как любомудрствует божественный Иезекииль о соединении костей и жил (Иез. 37), а за ним и божественный Павел о скинии земной и о храмине нерукотворенной, из которых одна разрушится, а другая уготована на небесах (2 Кор. 5,1) («Слово седьмое»).
Иоанн Дамаскин:
Итак, этому научают нас священные изречения, как говорил божественный Дионисий Ареопагит: что Бог — причина и начало всяческих, сущность всего существующего, жизнь — живущего, разум — разумного, ум — умного, возвращение и восстановление отпадшего от Него, обновление и преображение растленного по существу, священная твердыня для колеблемых каким-либо нечестивым сомнением, безопасность для стоящих, путь и надежное руководство для идущих к Нему («Точное изложение православной веры», книга 1, гл. 12).
Климент Александрийский:

Назовем ли мы этих духов божествами или ангелами, разница не велика («Строматы», кн. 6, 31:4).
Воинства ангелов и богов благоговейно повинуются ему, Отчему Логосу, воспринявшему на себя все домостроительство спасения через того, кто все подчинил ему («Строматы», книга 7, 5:6).
Но даже те, которые учатся у самого божественного учителя, с трудом достигают представлений о нем, благодаря благодати, которая дана им в добавление к их стремлению знать; они волю познают через волю, а Святой дух силою Святого духа, «ибо Дух исследует глубины Божие, и душевным людям недоступно то, что дано духовным» («Строматы», кн. 7, 166:3).
(Обратите внимание, какое интересное употребление слов «божества» и «боги» в первых двух абзацах.)
Таким образом, отцы церкви не разделяли современную точку зрения о тождестве понятий «божественность» и «единосущность Отцу». У отцов божественным был любой праведник, любой учитель. Если им мог быть Павел и даже Дионисий Ареопагит, то естественно, им был и Иисус, Царь царей.
Отсюда вытекает важная мысль, которую я всегда озвучиваю в любых тринитарных дебатах. Недостаточно и совершенно бесполезно доказывать божественность Иисуса, потому что она ровным счетом ничего не объясняет относительно взаимоотношений Отца и Сына. Бесполезно доказывать и то, что Иисус является богом (или Богом, неважно – у греков не было заглавных букв), потому что богом Библия называет даже Моисея (Исход 7:1), но ни один тринитарий не возьмется утверждать, что Моисей единосущен Иегове. Вот почему вполне возможно исповедовать Иисуса и божественным, и богом, но не принимать теорию единосущности и оставаться в рамках субординационизма – что мы и видим у ранних отцов и апологетов (например Иустина).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Без Бога не до порога…

(народная мудрость)

Дорогие друзья – «без Бога не до порога» гласит нам народная мудрость. Человек это творение Господне, и как бы он не старался во всем полагаться на свои силы, или на помощь близких, в первую очередь он должен уповать на Бога. Кто если не его создатель тот, которому он обязан жизнью будет промышлять о нем и вести его по дороге добра. Люди сейчас очень редко полагаются на волю Господню, надеясь на свои силы или на помощь близких они зачастую только в безвыходных ситуациях взывают ко Господу прося помощи. Но и это их прошение чаще всего переходит в ропот на Бога, а не в слова молитвы и покаяния. Никто не задумывается, почему обстоятельства в то или иное время сложились именно таким образом, все сводят свои рассуждения к случайности. Но православный христианин, который живет по заповедям Господним, не должен верить в случайности. У верующего человека, уповающего во всем на промышление Господне нет места в жизни — такой нелепице как случай.

Промышление есть Божие попечение о существующем. Другими словами: «промышление есть воля Божия, которой все существующее надлежащим образом управляется» говорит (преп. Иоанн Дамаскин).

Более подробное определение промысла мы находим в «Пространном христианском катехизисе» святителя Филарета Московского: «Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло, пресекает и обращает к добрым последствиям».

Если человек хочет знать Божий промысел он должен, определять для себя какой его христианский долг в той жизненной ситуации, в которой он сегодня находится. Бог провидит и участвует в жизни людей, но часто не вмешивается в нашу жизнь видимым образом, чтобы наша свободная воля могла осуществлять добровольный выбор. Промысл Божий, исходя из выше приведенных определений, означает, что на каждом этапе нашей жизни Господь поставляет нас в такие условия, при которых мы могли бы сделать свободный выбор в пользу добра, правды, справедливости и через это восходить к Небесному Отцу. Впрочем, глубины Промысла Божия непостижимы для ограниченного человеческого рассудка, так что, зная о Промысле Божием, мы не способны постичь его в полной мере. «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и не исследуемы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему» (Рим. 11, 33-36).

Один отшельник просил Бога, чтобы Он дал понять ему пути Своего Промысла, и наложил на себя пост. Когда он отправился к одному вдалеке жившему старцу, ему явился в образе инока Ангел и предложил быть спутником. К вечеру они остановились на ночлег у одного благочестивого мужа, который предложил им пищу на серебряном блюде. Но вот удивление! Тотчас после трапезы спутник старца взял блюдо и бросил его в море.

Пошли далее и на другой день остановились у другого благочестивого мужа. Но опять беда! Когда отшельник со спутником стали собираться в путь, принявший их, привел к ним малолетнего сына своего, чтобы благословили его. Но вместо благословления спутник, коснувшись отрока, взял душу его. Ни старец от ужаса, ни отец в отчаянии не произнесли ни слова. На третий день они приютились в полуразрушенном доме. Старец сел вкусить пищи, а его спутник сначала разобрал стену, а потом снова заделал ее. Тут старец не вытерпел: «Да ты кто – демон или Ангел? Что ты делаешь? Третьего дня у доброго человека блюдо отнял, вчера отрока лишил жизни, а сегодня поправляешь никому не нужные стены».

Не дивись, старче, и не соблазняйся о мне. Я Ангел Божий. Первый человек, принявший нас, богоугодно поступает, но блюдо то приобретено было им неправдою, потому я и выбросил его, чтобы не потерял он награды своей. Второй муж тоже угоден Богу, но если бы сын его вырос, то был бы страшный злодей и убийца. Хозяин дома, где мы остановились, человек безнравственный, ленивый и оттого обнищал. Дед же его, строив этот дом, скрыл в стене золото. Посему-то я и поправил стену, чтобы хозяин его не нашел и через то не погиб. Возвратись, старче, в келью и не мучайся без ума, ибо так глаголет Дух Святой: «суды Господни – неведомы человекам». Посему и ты не испытывай их – не будет тебе это на пользу.

Каждый день в нашей жизни происходит масса событий, это и скорби, и радости — переживания, и все эти события каждый из нас воспринимает по-своему. Люди ставят перед собой в жизни цели, которых они пытаются достичь, следуют намеченным планам. Также и мы следуем своим определенным «мечтаниям», а мечтаниям, потому что все наши планы это лишь процесс нашего самовнушения. Христианин строит свою жизнь по определенно намеченному плану, этим планом являться священное Писание, жизнь святых подвижников Господних, как образец, но при этом уповая и полагая себя во всем на Божию волю. Св. апостол Иаков поучает об истине Промысла Божия следующими словами: «Послушайте вы, говорящие сегодня или завтра, что отправимся в такой-то город, проживем там один год и будем торговать и получать прибыль; вы, которые не знаете, что случится завтра, ибо что такое жизнь ваша? — пар, появляющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: если угодно будет Господу, и живы будем, то сделаем то и другое» (Иак. 4:13-15). Господь уберегает нас от непредвиденных поступков. Очень часто боли и радости приходят к нам не из нашего прошлого, а наоборот из будущего. Бог предостерегает нас от будущего, к которому мы несёмся на всех парах. «Промысл Божий как бы ставит нам подножку, чтобы мы упали раньше, чем свалимся в яму, которую ещё не видим. Пусть будет разбита коленка, зато сохраним целой голову» — говорит (проф. А. Кураев).

Все от Бога, — и благое и скорбное, и недостойное; но одно — по благоволению, другое — по домостроительству, третье — по попущению. По благоволению, — когда живем добродетельно, потому что угодно Богу, чтобы проводили мы жизнь безгрешную, жили добродетельно и благочестиво. По домостроительству, — когда, впадая в ошибки и погрешая, Господь вразумляет нас; по попущению же, — когда и вразумляемые не обращаемся к Божественной правде.

Из чтения о жизни великих праведников и подвижников христианства а также знаменитых Отцов Церкви Христовой, мы узнаем во всей силе убедительности, как Промысл Божий вел их за руку по пути их жизни, чтобы вывести из мрака соблазнов и поставить высоко на подсвечнике, как свечу, чтобы сияли святостью своей жизни и освещали наш грешный мир. Всеведущий Господь Бог уже от утробы их матерей знал их духовные дарования и способности к исполнению Его святой воли, поэтому поддерживал их Своею благодатью.

По слову о. Валентина Свенцицкого, «православная вера в Промысл дает истинное и твердое основание всей нашей жизни. Не имея в сердце своем чувства Божественного попечения о нас, человек отдается во власть слепого хаоса без основы, без порядка, без смысла. …Совсем иное, когда сердце озарено чувствованием Божественного промысла. Тогда над собою человек ощущает твердое основание. Он знает, что жизнь его в руках Божиих и что эта всемогущая рука ведет его ко спасению. Он идет по жизненному пути спокойно, радостно, с твердым упованием, что милосердный Господь видит каждый шаг его жизни, все, что ни совершается с ним, все к «лучшему», все имеет высший смысл, все не «случайно», а разумно, ибо во всем, всегда и везде действует Божественная воля и сохраняет Его Божественное Промышление».

Так будем же дорогие отцы и братия, уповать всегда и во всем на Господа нашего Иисуса Христа, который ведет нас по жизни хоть и тернистой дорогой, — которую мы не в силах постигнуть, но дорогой в Царствие Небесное.

Аминь.

Студент 2ого курса КДС

Гандера Сергий

Старец Иосиф Ватопедский

Божественному сверхсовершенству известно все прежде того, как произойдет и до того, как закончится. Нам же, по причине многочисленных изменений, которые вызваны в нас грехопадением вместе с неосмотрительным и преступным поведением человека, все это кажется неизвестным, изменчивым и непостижимым.

Несмотря на то, что все подчинено Божественному Промыслу и Попечению,в зависимости от обстоятельств, времени, места, лиц и коварства сатаны, возможны изменения в установленном порядке вещей.

Но ничто не может воспрепятствовать Промыслу Божию или отменить его действия в отношении творения. Своими порочными действиями мы можем лишь способствовать изменению способа функционирования или действия различных элементов.

Божественная воля или Божественный совет, если рассматривать поочередно, проявляется в четырех видах.

Во-первых, Божественное благоволение или благосклонность, благоволительная воля, то есть то, что по преимуществу хочет Бог.

Во-вторых, домостроительство, домостроительная воля, согласно которойв силу нашей немощи Бог нам отечески уступает.

В-третьих, уступка, уступительная воля, согласно с которой Бог вмешивается и вразумляет.

И, в-четвертых, многоплачевная богооставленность: когда человек живет в нераскаянном упорстве и безчувствии, вызывая тем самым это состояние, когда Бог оставляет его.

Посредством Божественной воли всеспасительный Божественный Промысл реализуется даже вопреки тому факту, что наше собственное падение исказило равновесие, нарушив весьма хорошие условия его существования. «Кто мудр, тот заметит сие, и уразумеет милость Господа» (Пс. 106:43).

Бог, поскольку все предвидел, мог воспрепятствовать злоключению, постигшему человека, но тем самым упразднялась бы личная свобода последнего. Как раз из уважения к ней Он оставил конечный выбор за самим человеком, и таким образом, тот несет сам ответственность за свою жизнь, полную треволнений и трудов либо по причине помрачения ума, либо в силу страстной его испорченности и пренебрежения рассуждением.

В плачевном сем положении, в котором оказался человек после того, как сам отделил себя от любящего Бога, имеют место нападки и влияния сатаны, имеющего власть в этой долине плача, где мы живем. Право это мы ему уступили сами, оставив рай и последовав за ним.

Будучи по апостолу Павлу «князем века сего» (2 Кор. 4:4), адский змей никогда не перестает нападать и обольщать человека безстыдными предложениями. Нужно быть более внимательным и больше молиться, и особенно в наше время, когда дурной пример стал нормой и с помощью существующих средств передается мгновенно.

Следовательно, Божественный Промысл – есть всеспасительная забота и попечение, которыми Бог обымает тварей телесных и духовных, ныне живущих и имеющих быть, в настоящее время и в вечности.

Правда Божия также реализуется в сфере Божественного Промысла. Она вмешивается в жизнь человека тогда, когда в ней господствует неразумное начало. Так Правда Божия, являясь абсолютной, удерживает это неразумное начало для общей пользы в достижении человеком своего предназначения. Все, что существует, от начала своего творения предназначено к какой-то цели. И этот Божественный замысел не может измениться, потому, что Бог «вся премудростью сотворил».

Если же по наивности человека или демонским коварством первоначальная цель нарушается, тогда в силу последующего раскаяния человека и в зависимости от степени покаяния и исправления прегрешения место Божественного благоволения занимает Божественное домостроительство.

Бог, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4), предопределяет все согласно благоволительной Своей воле, что есть не что иное, как абсолютный и безошибочный путь для достижения нами своей цели, и Он может нам даровать «несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Еф. 3:20).

Когда человек заблуждается или пренебрегает своим долгом, Бог, вместо того, чтобы изменить Свое решение, лишив его милости, которую даровал, и отвергнув, как виноватого, вмешивается в целях вразумления, чтобы привести человека к исправлению. Это, согласно святым отцам, и представляют собой вразумительные или примирительные напасти. Оправдывается на практике изречение: «Кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как к сыну своему» (Притч. 3:12).

Вместо того чтобы отвергнуть нарушителя, Бог по человеколюбивому домостроительству врачует болезнь предательства соответствующими искушениями. Большинство из глубочайших судов Божиих, посредством которых управляется настоящая жизнь, относятся именно к этому типу примирения. «Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим» (Пс. 93:12). И снова: «прежде страдания моего я заблуждался» (Пс. 118:67) и «строго наказал меня Господь; но смерти не предал меня» (Пс. 117:18).

Основные причины нынешнего неустройства падшего человека есть его состояние переменчивости, в котором он пребывает, и его помышления, которые «зло от юности его» (Быт. 8:21).

Оттого, что мы не можем убедить себя быть последовательными при исполнении наших обязанностей, мы нарушаем замысел Божественного Промысла и вынуждаем Бога для сохранения равновесия подвергать нас примирительным напастям, которые довольно мучительны. Но это есть наш крест и мы должны нести его.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *