Божья благодать, что это?

  • Благодать энциклопедия изречений
  • Благодать Библейский словарь
  • Учение о благодати иерей Олег Давыденков
  • Беседа преподобного Серафима с Н. А. Мотовиловым
  • Жизнь Церкви в Духе Святом протопр. Михаил Помазанский
  • Слово о законе и благодати митр. Иларион
  • О законе и благодати прот. Валентин Свенцицкий
  • О благодати. Старец Силуан иеромонах Софроний
  • Об опыте Божией благодати архим. Георгий (Капсанис)
  • Божественная благодать и свобода человека свт. Феофан Затворник
  • О Благодати Божией архиеп. Феофан (Быстров)
  • О благодати Божией, как силе, которою Господь освящает нас митр. Макарий (Булгаков)
  • Что такое Божья благодать, и как она «изображается» на православных иконах? А.М. Леонов
  • Божественная благодать. Истинное и ложное учение

***

Благода́ть — 1) Божественное действие вообще; 2) Божественное действие, направленное на сохранение и развитие мира; 3) Божественное действие (энергия, сила), направленное на спасение человека.

Само слово «благодать» означает благой, добрый дар, потому что только Бог является источником высшего блага.

***

Можно ли именовать благодать Богом, Божественностью?

Помимо того, что Церковь различает в Боге сущность и Лица, она признаёт и действительность проявления Божьей сущности. В принципе, любая сущность проявляет себя в той или иной форме: не проявляемой сущности не бывает по определению, ведь само существование сущности — это уже её проявление. И конечно же, непрестанно проявляется и сущность Того, Кто является Сущим (Исх.3:14) в самом точном и исключительном значении этого слова.

Проявление сущности Отца и Сына и Святого Духа именуется в Православной Догматике Божественной энергией или Божественным действием. Ввиду того, что Божественная энергия неотделима от сущности, а сущность неотделима от своего проявления или энергии, её именуют Богом (см. подробнее: Что такое Божья благодать, и как она «изображается» на православных иконах?; Введение в понятия: «сущность», «ипостась», «акциденция»).

Равным образом проявление или действие природы огня — раскаленное, сияющее движение газов, созерцаемое в форме языков, — мы называем не только горением, но и огнём. Как прикасаясь к огню, мы приобщаемся не к его сущности, а к его действию (обжигает ведь именно действие), так и причастность Божественному проявлению или энергии, причастность благодати, есть причастность Самому Богу.

В этом отношении благодать Божья нередко именуется так же, как и третье Лицо Пресвятой Троицы — Святым Духом, хотя её можно обозначить и более развёрнутым выражением: благодатью Святого Духа или благодатью Отца и Сына и Святого Духа. Святым Духом она называется потому, что Божественное действие всегда проистекает от Отца через Сына и проявляется в Духе Святом.

Что значит стяжать Святого Духа?

Стяжание Святого Духа есть стяжание Божьей благодати. Под стяжанием нельзя подразумевать накапливание по подобию того, как накапливаются материальные или даже нематериальные ценности, такие как трудовые навыки или знания.

Стяжание благодати означает нечто другое. По мере духовно-нравственного преображения человека, которое совершается не иначе как при содействии Божьем, человек не просто становится лучше и совершенней; он уподобляется Богу и духовно сближается с Ним. Чем выше степень уподобления и единения человека и Бога, тем ярче проявляется и выразительней сияет в нём Божья благодать. Собственно, весь этот благодатный спасительный процесс и называется стяжанием благодати или освящением, обожением (см: Синергия; Обо́жение).

Как следует относиться к положению о преподании благодати посредством священных предметов, святынь, таких как иконы и мощи Божьих угодников?

Низведение благодати может осуществляться Богом как непосредственно, так и посредством представителей или предметов сотворенного мира. В случаях ниспослания благодати посредством святых икон и мощей они служат средством общения с Богом и Его святыми (см: Икона; Мощи святых).

В отличие от магических средств, где акцент ставится на ритуалы и заклинания, благодать Божия действует не механически, а преподаётся человеку по его вере. Способность же воспринимать благодать зависит от внутреннего состояния человека, от его сердечного настроя. В этом отношении молитва понимается святыми отцами не так, будто молясь, человек преклоняет к себе Бога, а так, что молясь, он сам возвышается и раскрывается для взаимодействия с Ним.

При молении же перед иконой или мощами, богомольцу легче настроиться на обращение, легче сосредоточиться и вознести свой дух (разум и сердце) к тому первообразу, чей образ запечатлен на иконе, или к тому святому, к чьим мощам он желает припасть. Вступая в молитвенную связь со святыми угодниками, мы просим у них ходатайства перед Творцом, а Он отвечает — в той мере, в какой это необходимо для пользы молящегося, — Своим благословением (действием).

Неверно считать, будто православные иконы или святые мощи являются самостоятельными источниками Божьей благодати, Божьих энергий. Такое отношение сродни отношению язычников к талисманам и оберегам, и должно признаваться чуждым христианскому сознанию.

Если благодать, подаваемая верующему при посредстве святого или святыни, не излучается ими как её непосредственными источниками, то почему Серафим Саровский явился Мотовилову в блеске благодатного света?

Благодать Божия есть не что иное как Божественное действие, направленное в мир; в более узком значении — Божественное действие, направленное на спасение человека.

В обычных для грешного человека условиях благодать, как правило, бывает невидима. В свою очередь подлинно верующий человек способен, при содействии Божьем, созерцать её духовными очами веры.

Между тем, по особому усмотрению Вседержителя сияние благодати может быть явлено даже и грешному человеку, причём даже чувственным образом. Для чего? — В каждом конкретном случае бывает особая Промыслительная цель (см.: Промысл Божий).

По усмотрению Божьему сияние благодати бывает видимо и тогда, когда она (благодать) почивает на Божьих святых.

Так, свет, исходивший от лица Моисея (Исх. 34:29), служил свидетельством для сынов Израиля о его близости к Богу, о том, что Господь благоволит к их законоположнику и вождю. Это свидетельство укрепляло авторитет Моисея, удерживало его соплеменников от чрезмерного ропота и, вероятно, от потенциально возможного бунта.

В случае с преподобным Серафимом Саровским сияние также свидетельствовало о его близости к Богу.

Кроме того его обнаружение было связано с желанием святого приоткрыть Мотовилову, в доступной для него мере и ясной форме, непонятную ему, как грешнику, тайну о том, что значит, пребывать во Святом Духе.

Увидев вокруг преподобного необыкновенное свечение, почувствовав исходившее при этом благоухание и теплоту, Мотовилов, конечно же, исполнился изумления. Вместе с тем он исполнился радости и восторга.

Зримый свет служил для него подтверждением облагодатствованности преподобного Серафима, а необычное внутреннее ощущение (пусть даже он и не испытывал тех ощущений, которые испытывал сам святой), позволили ему прочувствовать, что значит быть причастником Божественной благодати. Ведь по признанию Серафима Саровского, и он (Мотовилов) пребывал тогда в Духе.

Возможно ли причастие благодати для нехристиан?

Стяжание благодати спасения является одной из важнейших целей христианской жизни. В то же время, благодать содействует духовному преображению, обожению христиан, в результате чего возрастает их способность к дальнейшему стяжанию благодати.

Православным христианам благодать спасения подаётся посредством Церковных Таинств, во время участия в храмовом богослужении, посредством частных молитв (и т. д.), наконец, по особому усмотрению Божьему, в целях общего и частного Промысла.

Как иноверцы, так и неверующие лишены возможности приобщения к тем благодатным Дарам, которые преподаются исключительно членам Церкви (разумеется, лишены не безусловно, а лишь до тех пор, пока они не вступят в ряды христиан).

Однако, сказанное не означает, что они полностью лишены возможности причастия Божественной благодати.

Во-первых, спасительная благодать действует на них призывающим образом (этому соответствует понятие «призывающее действие Божественной благодати»). Ещё перед Своими Страданиям Господь возвестил: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин.12:32).

Вспомним, как был призван в Церковь Савл, будущий апостол Павел, причём, призван тогда, когда выступал в роли ярого гонителя Церкви (Деян.9:1-18). Да и разве могли бы апостолы, не содействуй их проповеди Божественная благодать, «наполнить» Церковь (бывшими) язычниками?

Во-вторых, особое благодатное воздействие на неверующих и иноверцев может оказываться посредством христианских молитв, согласно обетованию Господа: «всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф.21:22).

***

По учению Церкви, благодать есть вышеестественный дар Бога человеку. «Все благодатные дары находят на достойных сверх природы, – указывает св. Марк Ефесский, – и они иные в сравнении с находящимися в нас природными дарами и образующимися в результате нашего усилия. И также всякая жизнь живущих по Богу – иная в сравнении с жизнью природной, будучи духовной и боговидной».

Божественная благодать является несозданной, нерожденной и личной (ипостасной). В Священном Писании она часто называется силой («…вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой» (Деян.1:8), «…Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи»» (2Кор.12:9)).

Святые отцы называют благодать «лучами Божества», «Божественной славой», «нетварным светом»… Действием Божественной благодати обладают все три Лица Святой Троицы. «Действие несозданной сущности, – пишет св. Кирилл Александрийский, – есть нечто общее, хотя оно и свойственно каждому Лицу». Св. Ириней Лионский, размышляя о домостроительном проявлении Святой Троицы, отмечает, что благодать исходит от Отца и сообщается через Сына во Святом Духе. По слову св. Григория Паламы, благодать есть «энергия общая и Божественная сила и действие Триипостасного Бога».

Действием Божественной благодати открывается возможность познания Бога. «…Без благодати ум наш не может познавать Бога, – учит св. Силуан Афонский, – …каждый из нас может рассуждать о Боге настолько, насколько познал благодати Святого Духа». Действие Божественной благодати дает человеку возможность исполнения заповедей, спасения и духовного преображения. «Действуя в себе и вокруг себя, христианин вносит в подвиги всю свою личность, но делает это, и может успешно делать, только при непрерывном содействии Божественной силы – благодати, – учит св. Иустин Попович. – Нет мысли, которую христианин может по-евангельски мыслить, нет чувства, которое он может по-евангельски ощущать, нет дела, которое он может по-евангельски сделать без благодатной помощи Божьей». Действие Божественной благодати сообщает человеку неоценимый дар соединения с Богом – обожение. В этом благодатном состоянии человек, по слову св. Макария Великого, уподобляется Христу и становится выше первого Адама.

Действие Божественной благодати осуществляется в сотрудничестве (в синергизме) со свободной волей человека. «Богочеловеческий синергизм является существенным отличием христианской деятельности в мире. Здесь человек соработает Богу и Бог соработает человеку, – разъясняет св. Иустин Попович. – … Человек со своей стороны изъявляет волю, а Бог – благодать; из совместного их действия создается христианская личность». По учению св. Макария Великого, созидая нового человека, благодать действует таинственно и постепенно. Благодать испытывает человеческое произволение, сохраняет ли он всецелую любовь к Богу, замечая в нем согласие со своими действиями. Если в духовном подвиге душа оказывается благоискусной, ничем не огорчая и не оскорбляя благодать, то она проникает «до глубочайших ее составов и помышлений», пока вся душа не будет объята благодатью.

Понятие «Благодать Божия» в Священном Писании

Слово «благодать» весьма часто встречается в Священном Писании, как Ветхого, так и Нового Завета, и употребляется в различных смыслах:

Догматические определения о благодати

(Из кн.: «Каноны или Книга Правил». Правила святых соборов Поместных. Правила святаго поместнаго собора Карфагенскаго (393–419))

125. Определено также: если кто речет, что благодать Божия, которою оправдываются в Иисусе Христе, Господе нашем, действительна к одному только отпущению грехов, уже содеянных, а не подает сверх того помощи, да не содеваются иные грехи, — таковой да будет анафема, так как благодать Божия не только подает знание, что подобает творить, но еще вдыхает в нас любовь, да возможем и исполнить, что познаем.

126. Также, если кто речет, что та же благодать Божия, которая о Иисусе Христе Господе нашем, вспомоществует нам к тому только, чтобы не согрешать, поскольку ею открывается и является нам познание грехов, да знаем, чего должно искать и от чего уклоняться, но что ею не подается нам любовь и сила к деланию того, что мы познали должным творить: таковой да будет анафема. Ибо когда Апостол глаголет: разум делает гордым, а любовь созидает (1Кор. 8:1): то весьма нечестиво было бы верить, что к кичению нашему имеем благодать Божию, а к созиданию не имеем; тогда как и то и другое есть дар Божий: и знание. что подобает творить, и любовь к добру, которое подобает творить, дабы при созидающей любви не мог кичить разум. Ибо как от Бога написано: учай человека разуму (Псал. 93:10): так же написано и сие: любовь от Бога есть (1Ин. 4:7).

127. Определено также: если кто речет, что благодать оправдания нам дана ради того, дабы возможное к исполнению по свободному произволению удобнее исполняли мы чрез благодать, словно бы и не приняв благодати Божией, мы хотя с неудобством, однако могли и без нее исполнить Божественные заповеди, — таковой да будет анафема. Ибо о плодах заповедей не сказал Господь: без Мене неудобно можете творить, но сказал: без Меня ничего не можете творить (Ин. 15:5).

***

Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак.4:6).

«Всякой богобоязненной душе предлежат два великие подвига: первый, чтобы получить благодать Святого Духа, потому что и возможности нет вступить кому-нибудь на путь спасения и тем паче шествовать по нему, если не получит он наперед таинственной благодати Всесвятого Духа, второй более тяжкий, чтобы не лишиться сей благодати, получаемой со многими потами и трудами… И этот-то великий подвиг, чтоб не лишиться Божьей благодати, полученной уже, предлежит душе до последнего нашего издыхания».
преподобный Симеон Новый Богослов

***

См. БОЖЕСТВЕННЫЕ ЭНЕРГИИ, БОЖЕСТВЕННАЯ СУЩНОСТЬ, ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА, ПЛОДЫ СВЯТОГО ДУХА

Фактический оттенок изделия может незначительно отличаться от представленного на сайте, т.к. у разных мониторов разная цветопередача.

Рекомендации по уходу:

В отличие от гобеленового текстиля (наволочек, скатертей, покрывал и т.д.) стирка настенных изделий, как правило, недопустима. Если же инструкция по уходу допускает влажную обработку, она осуществляется в слегка теплой воде с использованием деликатных моющих средств.

Поддержание чистоты гобеленовых изделий заключается в регулярном освобождении от пыли. Для этого используется пылесос (пару раз в год, причем пылесосить необходимо и лицевую, и изнаночную сторону) и мягкая щетка. В процессе недопустимо применять какие-либо жидкие или сухие чистящие средства. Если на гобелене имеются значительные загрязнения, целесообразнее обратиться за помощью в специализированную химчистку.

Где можно вешать гобелен? Этот момент является, пожалуй, ключевым в вопросе бережного отношения и сохранности. Опасность для гобеленовых изделий представляют места с повышенной влажностью, помещения, в которых используются химические и токсичные вещества, а также участки прямого попадания солнечных лучей. В отдельных случаях картины и панно можно помещать под стекло (в зависимости от необходимой защиты – обычное, оргстекло, антиблик). Защита от выгорания, выцветания красок обычно успешно разрешается с помощью жалюзи, плотных штор на окнах либо специальной пленки, задерживающей ультрафиолет.

Отис Гейтвуд

Мы знаем, что Бог всемогущий, то есть что Он обладает полнотой могущества. Это означает, что нет большей силы, чем Его сила, и что Он может делать все, что Его воле угодно. Его власть не ограничена.

Однако иногда и диктатор или гангстер может обладать неограниченной властью и тогда он становится тираном. Но является ли Бог тираном? Он мог бы им быть, если бы всемогущество было единственным свойством Бога. Однако Библия, которая является подлинным откровением Бога людям, говорит, что Бог благ. Что это значит?

Определение благости

Сократ утверждал, что благом можно считать все, что служит определенной цели. Греки говорили, что доброй можно считать такую вещь, которой все желают обладать. Ницше считал, что все хорошее должно быть важным, сильным, здоровым и красивым. Мы говорим о хорошем доме или о хорошем друге, потому что дом надежный и добротный, а друг — верный. Доброта или благость означает то, что само по себе имеет моральную ценность, независимо от того, выгодно нам это или невыгодно. Бог в этом смысле обладает полнотой совершенства.

Бог совершенен

Когда Христос в Мф.5:48 говорит, что Бог совершенен, Он говорит о благости Божьей и призывает нас быть совершенными, как совершенен Отец наш небесный. Христос имел в виду, что Богу нет нужды чего-то достигать. В Нем обитает полнота могущества, мудрости, справедливости, праведности, любви, благости и других совершенных свойств. Он абсолютный во всем, полнота совершенства и благости.

Бог благой, потому что Он святой

Благость Божья вытекает из Его святости. Ангелы на небе склоняются пред Богом и взывают: «…свят, свят, свят Господь Саваоф» /Ис.6:3/. В Исх.15:11 сказано, что Бог величественен святостью. В Пс.46:9 говорится, что «Бог воссел на святом престоле Своем», а в Пс.144:17 сказано, что Бог свят во всех делах Своих. Слово «святость» происходит от древнееврсйского слова «qdsh». Корень этого слов» «qd» означает «отсекать» или «отделять», следовательно, слово «святость» означаст обособленность, уединенность. Таким образом, Бог святой, потому что Он отделен и удален от греха и от грешных людей. Святость Божья превозносит Его над всеми людьми. Поэтому мы говорим о Божьем славном величестве. В Ос.11:9 Бог говорит: «..Я — Бог, а не человек, среди тебя Святый». Божья святость равнозначна Его божественности. Божья святость ставит Его превыше людей, потому что Он превосходит людей, Он свят, Он-наш идеал. Он хочет, чтобы мы были подобны Ему. Поэтому в Писании сказано: «Будьте святы, ибо Я свят» /Лев.11:44/. А в Евр.12:14 сказано, что без святости никто не увидит Господа.

Бог есть благой, потому что Он праведный и справедливый

Святость и благость Божья могут быть объяснены также Его праведностью и справедливостью. Во Вт132:4 сказано, что «Бог верен и нет неправды в Нем, Он праведен и истинен». А в Пс.35:7 говорится: «Правда Твоя, как горы Божии».

Когда говорится, что Бог праведный, то это значит, что все Его действия правильны, что в Нем обитает совершенная справедливость, что Он верен закону. Он не колеблется и не отклоняется, но действует в соответствии с истиной. Он всегда делает только то, что правильно.

Праведность и справедливость требуют наказания

Однако праведность и справедливость Божьи требуют от Него, чтобы зло было наказано. В Рим.2:8,9 сказано, что всякий, кто делает зло, вызывает гнев Божий и навлекает на себя скорбь и страдание. Бог не был бы справедливым, если бы Он не воздал дьяволу по делам его. В Писании Божьем наказание описывается как страшное /Пс. 75:8/, яростное /Иер.42:18/ и печальное /Евр.12:11/. Таким образом, Божья праведность и наказание злых выступают как две стороны Его справедливости. В Пс.95:13 говорится, что «Он будет судить вселенную по правде и народы — по истине Своей». А в Неем.9:33 сказано: «Во всем, постигшем нас, Ты праведен, потому что Ты делал по правде, а мы виновны».

Цель наказания — исправление

Божий суд над злыми людьми и их наказание совершаются не для их гибели, а для их исправления, чтобы они обратились от злых дел своих к истине и были спасены. В Евр.12:11 говорится: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью, но после наученным через него доставляет мирный плод праведности». В 1Кор.5:5 говорится об измождении плоти, чтобы дух был спасен.

Полная справедливость требует воздаяния

Если люди, делающие зло, не останавливаются на своих путях, то их ожидает ярость Божьего гнева в конце времени. В 2Фес,1:б — 9 говорится:

«Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явлении Господа Иисуса с неба, с ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение непознавшим Бога и непокоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа».

Для того чтобы Бог был справедливым и праведным, Он должен сделать это, потому что зло и грех не могут быть не наказанными. Библия говорит: «Что человек посеет, то и пожнет» /Гал.б:7/. Часто может казаться, что люди злые и виновные могут оставаться без наказания в этом мире, но Бог воздаст им справедливое воздаяние в день суда. В Рим.2:5 говорится о праведном суде Божьем, Который воздаст каждому по делам его.

Божья благость многоразличима

Благость Божья видоизменяется в зависимости от того, к кому она относится. Иногда эта благость проявляется в виде терпения по отношению к тем, кто достоин наказания, и тогда она определяется как долготерпение. В Чис.14:18 сказано, что «Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления…» А в 1Пар.16:34 говорится: «Славьте Господа, ибо вовек милость Его». В других случаях благость Божья по отношению к тем, кто переносит страдания и притеснения, определяется как сострадание и сожаление. В Иак.5:11 сказано, что «Господь весьма милосерд и сострадателен». А в Пс.102:8-14 говорится:

«Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не до конца гневается и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам. Ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его. Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши. Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть».

Божья благость выражается в благодати

Наиболее ярко благость Божья проявляется тогда, когда она относится к тем, кто не заслужил ничего, кроме наказания и смерти. В этом случае она называется благодатью. Божья благодать — это добровольная, безграничная и незаслуженная милость к виновным, дарующая им жизнь, оправдание и спасение вместо наказания и смерти, которые они заслужили. Об этой благодати Божьей говорится в Тит.3:5-7 в следующих замечательных словах:

«Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни».

О как велика, прекрасна и удивительна благость Божья!

Отис Гейтвуд, Есть Бог на небесах

Газета Протестант,ру

8 июля в России отмечался трогательный праздник — День семьи, любви и верности. Семья — это наше самое большое счастье и одновременно источник тревог и переживаний. Это ежедневный кропотливый труд любви, милосердия и принятия. В чем же цель создания семьи с точки зрения православия? Почему возникают серьезные проблемы в супружестве и как с ними справляться? Об этом мы поговорили со священнослужителем храма иконы Божией Матери «Скоропослушница» иереем Андреем Корневым. Конечно же, Вы вправе с чем-то не согласиться и иметь собственное мнение по этим вопросам. Но, возможно, что-то найдет отклик в Вашей душе, поможет прийти к важным осознаниям.

— Отец Андрей, почему семью называют малой Церковью? И каков он — образ любви и брака в православном христианстве? Только ли рождение детей — цель семьи?
— По учению святого апостола Павла, Церковь есть тело Христово, живущее Святым Духом. Это «живой организм», состоящий из верующих людей. Союз мужчины и женщины в Священном Писании сравнивается с союзом Христа и Церкви. Так должен любить муж жену, как Христос возлюбил Церковь. Высочайшее духовное предназначение этого союза подтверждается тем, что благодать объединяет двух людей в единую плоть. То же происходит в Церкви, где люди объединяются Духом Святым, Плотью и Кровью Христовыми в единое тело Христово. Поэтому мы и говорим о семье как о малой Церкви. Это союз людей, которые в семье живут благодатью, христианскими идеалами и церковной жизнью. В Церкви есть глава — Христос, а в семье — муж. Причем в этом смысле глава — не тот, кто командует, а тот, кто несет ответственность. И в идеале он заботится о жене и детях, ведет их в нужное русло. «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его…» — это отрывок из послания к Ефесянам, 5, 20-33, который зачитывается священнослужителем во время таинства Венчания. Здесь как раз и описан образ супружества, на который стоит ориентироваться, преодолевая соблазны и искушения, призывая Бога ниспослать благодать семье. В тексте есть и такие слова: «жена да убоится своего мужа». Да, многих женщин эта фраза смущает, поэтому стоит пояснить. Словом «убоится» переводчик Послания св. ап. Павла к Ефесянам на славянский язык передал греч. phobitai, которое имеет несколько смыслов, в том числе — чтить, уважать, заботиться. Славянский глагол «боятися» также содержит эти значения. То есть жена в семье относится к мужу с любовью и преданностью, чтит его.
Члены семьи взаимосвязаны друг с другом, как и органы в теле. Если кому-то плохо, то и другие переживают, пытаются помочь. И радуются тоже вместе. Так же, как и в Церкви есть устав, в семье устанавливаются традиции, правила, порядки, которые укрепляют и сплачивают ее. В православной семье супруги и дети вместе молятся, ходят в храм, а если погрузиться глубже в суть, то главный ее смысл — стремление к любви, ее взращивание. Цель христианского брака — не только рождение детей, а прежде всего — помощь друг другу в обретении вечного спасения. Семья — это школа любви, служения ближнему в любых испытаниях, поддержки друг друга. Об этом говорил и писал отец Глеб Каледа: «Владеющий даром любви совершенной да идет в монастырь. Не владеющий таким даром да вступает в брак и учится любви».
— Позволительно ли разводиться с женой (мужем), и если да, то в каких случаях? Или «что Бог сочетал, того человек да не разлучает»?
— В идеале действительно так и должно быть — разводы не одобряются Церковью, разве что кроме случаев измены или физического насилия, когда со стороны одного из супругов есть угроза жизни другому. Ведь что такое семья? В таинстве Венчания два человека перестают быть отдельными друг от друга — «и будут двое одна плоть». А если мы эту плоть рассечем — это же преступление! Как часто люди готовы импульсивно расстаться из-за того, что не поехали в отпуск на море, «не сошлись характерами», замучили быт, рутина, ушла романтика, больше нет чувств и пр. В таких ситуациях возникает вопрос: а была ли вообще любовь? Или просто влюбленность, увлечение, проявление эгоистического прагматизма: «я хочу, мне надо», а потом наскучило, и уже появляется желание бросить свою половинку.

Вновь вспомним обряд Венчания, когда священник ведет молодых вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие. Это символизирует то, что Слово Божие теперь будет находиться в центре их жизни, в средоточии их пути. Соблюдая заповеди, в Боге мы воссоединяемся. Если отступаем от них, то уступаем место диаволу в своем сердце, он нас и разделяет. «По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» (Матф. 24:10-13). Что нам остается делать? Покаяться прежде всего, признать свою ответственность в расставании, распаде семьи. Ведь не бывает такого, что причина развода только в одном супруге.
— Известно, что проще любить человека «на расстоянии», чем того, кто живет вместе с тобой. В семье люди, как правило, не носят «масок», они такие, какие есть на самом деле. Близость — это не только радость, но и испытание чувств, а в первое время — притирка. Вспоминается цитата из книги протоиерея Ильи Шугаева «Один раз на всю жизнь»: «Чему можно уподобить семью? Представим себе два камня, острых и твердых. Пока они не соприкасаются друг с другом, вроде бы все хорошо, один другой не задевает. Но положи их в мешок и потряси сильно и долго. Возможны два варианта: либо камни обтесываются и уже не ранят друг друга, либо не хотят избавляться от своих острых углов, и тогда рвется мешок и камни вылетают из него. Мешок – это семья. Либо супруги через мелкие самопожертвования притираются, либо разлетаются в злобе друг на друга». Каково Ваше мнение по этому поводу?
— Бывает сколько угодно случаев: сыграли молодые свадьбу, были счастливы, а когда начались первые проблемы — последовали и ссоры, и трения, испытание брака на прочность. Важно набраться терпения, не принимать скоропалительных решений, где-то уступить, усмирить злость и раздражение в сердце, вместе молиться. А может быть и наоборот. Помню пример: пока супруги жили в стесненных условиях, было трудно, друг за друга держались. Стало посвободнее, легче — и кажется, что уже ничего их не объединяет.
У людей свои, индивидуальные, привычки, устои. Каждый из супругов знал, с кем жизнь связывал. А если знал, то к чему в семейной жизни удивляться, упрекать ближнего за какие-то его недостатки, слабости? Это твой человек, которого ты сам выбрал. Может быть, не совсем корректное сравнение: ведь обычно ты покупаешь одежду или обувь не самую красивую, идеальную, а ту, которая тебе подходит, которую удобнее носить. Так же и с супругами. Кто-то может удивленно спросить: «Ну что ты в ней (нем) нашел?!» Но это порой невозможно объяснить. Просто — «это мое».
— Одно дело — нестыковки характеров, темпераментов и пр., бытовые споры. А вот если муж беспробудно пьет, теряет всё, что имел, а жена всеми силами спасает, уговаривает, терзается до изнеможения. Стоит ли ей жертвовать собой? Насколько всемогуща любовь и всё ли она может изменить, исправить? Есть ли молитвы за страждущего, чья душа уродуется грехом винопития?
— Если женщина рассталась с мужем из-за его пьянства (или муж с пьющей женой), это можно понять. Но с другой стороны, перед тем как развестись, нужно подумать, а все ли варианты были испробованы, чтобы помочь супругу (супруге)? За этого человека нужно молиться, где-то поддержать его, перетерпеть, бороться за него. Жертвы оправданны в любом случае. Приведу пример. Однажды женщина пришла к мудрому старцу и жалуется: сын пьет, недостойно себя ведет. Старец спрашивает ее: «А ты с мужем своим развелась из-
за того же?» — «Да», — отвечает она. — «Не захотела терпеть с супругом, значит, терпи с сыном». Господь попускает скорби не напрасно, их надо преодолеть, пройти тем самым очищение нашей души, уроки смирения. Есть молитва Пресвятой Богородице пред иконой «Неупиваемая Чаша» от пьянства, в которой супруга или родственники могут попросить Ее помочь близкому человеку преодолеть недуг алкоголизма. За помощью в исцелении от греха винопития православные христиане обращаются к Вонифатию Тарсийскому. Память этого святого чтят 1 января (по старому стилю – 19 декабря). Вы можете помолиться и своими словами, которые идут от сердца. Главное — обращаясь к Господу нашему Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Небесным силам — Архангелам, Ангелам, святым угодникам — помните: «последняя инстанция» все равно у Бога.
— В чем же корни супружеской неверности, которая довольно часто распространена?
— Неверность — это грех прелюбодеяния, нарушения 7-й заповеди. Напомню, что так-же есть понятие «блуд» — интимные отношения вне брака. С этого всё и начинается, привычка невоздержанности сохраняется и в супружестве. Прежде всего она порождается гордыней: «Я хочу, мне надо». Или: «эта половинка надоела, буду искать что-то особенное, новых удовольствий, развлечений. Я же достоин (достойна) этого». В последние десятилетия в средствах массовой информации активно пропагандируется и насаждается культ наслаждения: «бери от жизни все, ищи новые ощущения, меняй жен (мужей) как перчатки». Отсюда и корень многих бед. Настоящая христианская семья — это благодатное царство любви, взаимопомощи, благочестия, где проявляются наилучшие качества человека. В такой семье верующие родители воспитывают детей в любви к Богу и в уважении друг к другу.
Беседовала Елена ГАЗИНА.
Фото автора.

Имена со значением благодать

Адам (ивр. ‏אָדָם‏‎, букв. человек; однокоренное со словами ивр. ‏אדמה‏‎ (адама) земля и אדום (адом) красный; греч. Ἀδάμ, араб. آدم‎) в Пятикнижии и Коране — первый человек, сотворённый Богом, и прародитель человеческого рода. Муж Евы, отец Каина, Авеля и Сифа. Был изгнан из рая после того, как, ослушавшись Бога, вкусил плод с Дерева познания добра и зла. Согласно представлению иудаизма, Адам и Ева в полном объёме представляют человеческие отношения, отражая образ всего человеческого рода, их история может рассматриваться в качестве прообраза истории всего человечества. В христианской теологии Адам — символ человека в его отношениях с Богом: на Адаме, как на венце творения, почивала Божья благодать, он обладал абсолютной праведностью и личным бессмертием, но всё это было утеряно им в грехопадении. Эту греховность Адам передал своим потомкам — всему роду человеческому. Первородный грех был искуплен лишь «вторым Адамом» — Иисусом Христом. Библейская история Адама стала основой таких важных положений христианской веры, как подчинённость женщины мужчине (Быт. 3:16) и догмат о первородном грехе.

Ана Благодать, желанная, надежная.

Анания (ивр. ‏חנניה‏‎, греч. Ἀνανίας — «Бог милостив, благодать Божия, кого Бог даровал»; I век) — еврей-христианин из Дамаска, по преданию признается одним из числа семидесяти апостолов, епископ Дамасский, священномученик. Память совершается: в православной церкви: 1 (14) октября и 4 (17) января в день Собора Апостолов от семидесяти; в католической церкви: 25 января. Анании Бог в видении открыл свой промысл о Савле, который до этого был жестоким гонителем христиан, а теперь сделавшимся избранным орудием Божьим, и он, посетив Савла в Дамаске, находившегося в слепоте, возложением на него своих рук возвратил ему зрение, крестил и ввел в общество верующих с именем Павла (Деян. 9:10-18). Анания был впоследствии епископом в Дамаске. Из Дамаска он пошёл в Елевферополь и там, указывая народу путь ко спасению и исцеляя больных, обратил многих к вере во Христа. В Елевферополе правитель Лукиан, поклонявшийся идолам, повелел народу взять Ананию, вывести его из города и побить камнями, отчего он и скончался мученической смертью. В то время случайно проходили там некоторые христиане из Дамаска; они взяли святое тело Апостола Христова, с честью перенесли его в Дамаск и похоронили в отечественном его городе.

Анка Благодать.

Аннетта Милость, благодать.

Анни Милость, благодать.

Аня Благодать.

Граса Благодать.

Иоанн Благодать Господня. Яхве (Бог) смилостивился, помиловал (дар Бога).

Иоанна Благодать Господня. Яхве (Бог) смилостивился, помиловал (дар Бога).

Иоганн Божья благодать, божий дар, нем. из евр.

Йохан Подарок Иегова, благодать.

Кут Душа, дух; счастье, благодать.

Марианна Морская, горькая благодать, принадлежащая богу Марсу.

Нияз Необходимость; просьба, желание; подарок; благодать.

Табарак Благодать.

Хан Подарок Иегова, благодать.

Хансли Подарок Иегова, благодать.

Хасли Подарок Иегова, благодать.

Хенда Польза, благодать.

Хенда Польза, благодать.

Хенде Польза, благодать.

Хенде Польза, благодать.

Хендель Польза, благодать.

Хендель Польза, благодать.

Хене Польза, благодать.

Хене Польза, благодать.

Хенех Польза, благодать.

Хенех Польза, благодать.

Хенна Польза, благодать.

Хенна Польза, благодать.

Эсманд Божье покровительство, благодать.

Эсмонд Божье покровительство, благодать.

Юхан Божья благодать, божий дар.

У каждого имени есть свое значение. В свою очередь значение имени влияет на жизнь и судьбу человека. Поэтому многие родители, выбирая имя для своего ребенка, желают, чтобы имя соответствовало заданному значению, например, защитник, цветок, любовь. Тем самым, родители хотят заложить определенные черты характера, повлиять на судьбу своей девочки или мальчика.

Поделиться ссылкой «Поиск имен по значению благодать» с друзьями в соцсетях:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *