Божья благодать

Что такое Благодать Божья в христианстве?

Как бы много ни дал Иисус Христос для нравственной жизни человека, на самом деле для истинного спасения людям необходимо дополнительное участие божественной помощи, которая позволяет в полной мере усвоить и оценить спасительные заслуги Сына Господнего.

Такая помощь подается в виде Благодати Божьей, рассматриваемой в христианстве как дар человеку от Бога. Что же такое Благодать? В чем ее суть и как она действует на людей?

Что называют Благодатью в Библии?

Сам термин «благодать» происходит от древнегреческого слова χάρις, что означает «добрый дар», «милость» или «благодеяние».

Его упоминания можно не единожды встретить как в книгах Ветхого Завета, так и в Евангелие, где понятие часто употребляется в текстах Иоанна, Луки, Иакова и других апостолов. Если рассматривать слово в контексте с Новым Заветом, то в Писании различают два смысла Божественной Благодати – спасающую и оправдывающую.

Под спасающей Благодатью понимают дары, которые получают члены церкви от Святого Духа для собственного духовного роста и возможности достичь Царствия Небесного. Оправдывающая Благодать – это непосредственно то, что подарил людям Христос своей жизнью и последующей гибелью с воскресением и вознесением на Небеса. Существует еще один вид Благодати – особая, которая дается людям не для них самих, а в пользу Божьей Церкви.

Что такое предваряющая Благодать?

Все вышеуказанные виды Благодати относятся к верующим людям. Если же человек живет мирской жизнью, ему дается предваряющая Благодать, которая помогает приблизиться к верованию и покаянию. По словам Феофана Затворника, мирские люди не думают о Боге и живут только для себя, заботясь лишь о семействе, работе, удовлетворении каких-либо страстей. Они не в состоянии самостоятельно прийти к Богу, поэтому через Слово Божье им посылается предваряющая Благодать, которая, подобно молнии, попадает в сердце и влечет в храм.

Если человек не противодействует ей и останавливается на пути порока, то в дальнейшем на него нисходит спасающая Благодать, способствующая истинной христианской жизни.

Что такое спасающая Благодать?

Спасающая Благодать дарится верующим людям благодаря искупительному подвигу Иисуса Христа. Она обновляет природу человека и позволяет ему усвоить истинное спасение, которое принес Сын Господень. После крещения и миропомазания она постоянно пребывает в сердце христианина и помогает ему жить по-христиански. Вся его жизнь после снисхождения спасающей Благодати протекает в постоянном принятии таинств и Слова Божьего, а сама Благодать в это время укрепляет его веру.

Многие богословы считают, что попав в сердце человека, Благодать действует исподволь и тайно. Сначала она испытывает его на сохранение всецелой любви к Господу, а если замечает склонность к искушению, то проникает в более глубокие помышления, пока вся душа человеческая не будет объята этой Благодатью.

В некоторых случаях она может отступить, причем причины ее отступления бывают самые разные. Например, она покидает сердце для испытания или для наказания, позволяющего обратить людей к покаянию.

Что понимают под Благодатью в разных конфессиях?

В разных христианских конфессиях представление о природе Благодати имеют некоторые отличия. В значительной мере именно эта разница выступает разделением между течениями христианства или между формами тех или иных течений. В православии Благодатью считают божественное действие, посредством которого Бог является перед греховным человеком, а тот, в свою очередь, подавляет в себе греховность и становится на путь очищения и спасения.

В католицизме Благодатью принято называть милость, которую Господь оказывает людям для их ответа на его зов. В соответствии с католическими представлениями, она бывает двух видов – габитуальная Благодать, благодаря которой люди имеют постоянное желание жить и действовать по повелению Божьему, и актуальная Благодать, нисходящая на человека во время его обращения к Господу.

В протестантизме Благодать считают незаслуженным вниманием Бога, которое дается человеку через спасительную веру. В каждом протестантском направлении существуют свои тонкие грани понимания этой милости, но в целом верующие этой ветви христианства полагают, что Благодать исходит напрямую от Господа, без посредничества священников и церковных институтов.

Размышления над Словом Божьим

Господь — Бог браней

Мы привыкли говорить о Боге, как о Боге любви. В этом есть определенная лесть, определенная выгода. Мы видим Бога очень комфортабельным, очень добрым и нежным. Но Он также и Бог брани, страшен во гневе, страшен в возмездии, страшен в воздаянии. Разве так важно об этом говорить? Да, ведь это — тоже Бог. И если мы не пожелаем узнать эту сторону Его природы, мы не будем иметь правильного представления о Нем. Тогда мы создадим свое ложное представление о Боге.
Давид так описывает Бога войны: «Призову Господа достопоклоняемого и от врагов моих спасусь… Потряслась, всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания небес, ибо разгневался … Возгремел с небес Господь, и Всевышний дал глас Свой; пустил стрелы и рассеял их; молниею и истребил их… Бог препоясует меня силою, устрояет мне верный путь; делает ноги мои, как оленьи, и на высотах поставляет меня; научает руки мои брани и мышцы мои напрягает, как медный лук. Ты даешь мне щит спасения Твоего, и милость Твоя возвеличивает меня. Ты расширяешь шаг мой подо мною, и не колеблются ноги мои. Я гоняюсь за врагами моими и истребляю их, и не возвращаюсь, доколе не уничтожу их; и истребляю их и поражаю их, и не встают и падают под ноги мои. Ты препоясываешь меня силою для войны и низлагаешь предо мною восстающих на меня; Ты обращаешь ко мне тыл врагов моих, и я истребляю ненавидящих меня… Жив Господь и благословен защитник мой! Да будет превознесен Бог, убежище спасения моего, Бог, мстящий за меня и покоряющий мне народы» (2Цар.22:4,8,14-15,32-41,47-48).
А в одном из своих псалмов Давид говорит: «Я с самого утра буду истреблять всех нечестивцев земли». Он пропитался тем, чего у нас сейчас нет. У нас сегодня нет агрессии, нет ненависти ко греху. Мы либерально воспитаны, мы аккуратны. Нынешнее богословие мне чем-то напоминает пирожные, объевшись которыми, мы чувствуем себя плохо. В нем нет ни перца, ни черного хлеба. Нет сути, нет другой стороны. Мы забыли о том, что Бог — есть Бог войны. И в равной мере, как Он способен любить, Он способен и ненавидеть. Насколько Он способен спасать, настолько и разрушать, и уничтожать.
Иисус Навин был тем человеком, который вел израильтян за Иордан. Ему было поручено захватить все земли и истребить семь основных больших народов, которые многократно превосходили Израиль численностью. Но в землю обетованную вошли не все. Бог обвинил народ израильский в том, что все способные к войне, отказались воевать. Основная мысль Бога состояла в словах: «Вооружитесь и воюйте!» Но люди отказались вести войну. И за это народ должен был бродить по пустыне, пока не вымрут все, способные к войне. Бог следил именно за этой категорией людей, чтобы никто из них не вошел в землю обетованную. Когда эти люди умерли, стан был очищен, потому что до этого стан был заражен. В Старом Завете часто повторяются слова: «Извергни из среды себя развращенного». Почему это было так важно? Потому что малая закваска квасит все тесто.
В этом состоит стратегия дьявола — ввести в нашу среду людей нечестивых, нежелающих воевать с врагами Господними. И убедить нас либерально относиться к ним, пока мы сами не заразимся их духом нечестия. Поэтому в Ветхом Завете, когда узнавали, что женатый мужчина был с другой женщиной, их обоих обязательно надо было убить. Первым должен был бросить камень свидетель, а потом и весь народ. Не должно было быть того, кто бы отказался это делать. Если ты не участвуешь в уничтожении зла, ты потворствуешь этому злу. И Бог умышленно обязал весь народ к тому, чтобы уничтожать зло из среды себя. Бог давал Своему народу конкретные повеления, кого из своей среды они должны были извергнуть. Там был целый список. Так что Израиль знал Бога несколько другим, чем знаем Его сегодня мы. Они знали Его страшным во гневе и могущим мстить за беззакония.
Бог не изменяется. И если мы хотим познать Его во всей полноте, то должны посмотреть и на эту грань Бога и узнать, чего Он ожидает от нас сегодня, в ХХI веке, когда война все еще не окончилась.
Если посмотреть на то, как Иисус Навин завоевывал территории, то в этом тоже были свои особенности. Народам, которые не входили в число семи выше упомянутых, предлагалось перемирье. Они должны были платить израильтянам вечную дань, но таким образом могли остаться живыми и невредимыми. Но семь основных народов надо было уничтожить так, чтобы ни одной души из них не осталось. Один же народ обманул Иисуса Навина и заключил с ним перемирие. Это были гаваонитяне. Когда другие пять царей (шестой на то время уже был убит — прим. ред.) узнали об этом, они решили разрушить Гаваон. И жители этого города послали к Иисусу Навину с просьбой помочь им. «Иисус пошел из Галгала сам, и с ним весь народ, способный к войне, и все мужи храбрые. И сказал Господь Иисусу: «Не бойся их, ибо Я предал их в руки твои: никто из них не устоит пред лицем твоим… Господь привел их в смятение при виде Израильтян, и они поразили их в Гаваоне сильным поражением, и преследовали их по дороге к возвышенности Вефорона, и поражали их до Азека и до Македа. Когда же они бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней… И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля» (Нав.10:7-15). В тот день израильтяне в одной битве победили всех своих врагов, только их цари убежали. Но армия Иисуса Навина преследовала их, нашла их в пещере, где они прятались. «Когда вывели царей сих к Иисусу, Иисус призвал всех Израильтян и сказал вождям воинов, ходившим с ним: Подойдите, наступите ногами вашими на выи царей сих». Они подошли и наступили ногами своими на выи их. Иисус сказал им: «Не бойтесь и не ужасайтесь, будьте тверды и мужественны; ибо так поступит Господь со всеми врагами вашими, с которыми будете воевать». Потом поразил их Иисус и убил их и повесил их на пяти деревах; и висели они на деревах до вечера. При захождении солнца приказал Иисус, и сняли их с дерев, и бросили их в пещеру, в которой они скрывались, и привалили большие камни к отверстию пещеры, даже до сего дня» (Нав.10:24-27).
Почему так поступил Иисус Навин? Потому что это было Господне повеление. О всех народах, с которыми воевали израильтяне, Господь сказал: «…И Господь Бог твой предаст его в руки твои, порази в нем весь мужеский пол острием меча; только жен и детей и скот и все, что в городе, всю добычу его возьми себе и пользуйся добычею врагов твоих, которых предал тебе Господь Бог твой». Но предостерег: «Так поступай со всеми городами, которые от тебя весьма далеко, которые не из городов народов сих. А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, как повелел тебе Господь Бог твой, дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим» (Втор.20:13-18).
Сначала народы, которые окружали Израиль, не понимали, как противостоять ему. Но потом поняли, что к поражению этого могущественного народа приведет то, когда они смешаются с ним. Тогда не надо будет особо напрягаться. Бог Сам их убьет (см. Втор.7:4).
Бог называет свой народ святым, то есть отделенным для Бога. И у этого народа, который избрал себе Господь, должна быть четкая граница с грешным миром. А цель дьявола — стереть эту границу, как бы «помириться» с Божьим народом. Это его тактика уничтожения святых.
Церковь, находящаяся в гонении, отделена от мира. А отделяясь от мира, люди освящаются. Для этого и положена вражда между Божьим народом и миром. Эта вражда способствует освящению. Война, враждебное отношение мира к церкви — на пользу самой церкви.
Во времена же свободы, когда церковь в авторитете, когда храмы полны народа, потому что это престижно, мир входит в ряды церкви и граница между ними стирается. В теле церкви не нашлось иммунитета, способного поразить заражение мирским, не оказалось достаточно силы преобразовать мирян, пришедших в церковь, чтобы они освятились силою Тела Христового. И эта болезнь начинает прогрессировать. И вроде бы церковь стала многочисленней, но силы не стало, потому что в церкви потеряна святость.
В этой ситуации очень важно услышать Божий призыв: «Выйдите из среды их. Не прикасайтесь к нечистому. Враждуйте с миром!» Грех должен всегда вызывать в христианине ненависть. Он не должен привыкнуть к нему. Когда же эта граница стирается, начинается поражение, но это уже поражение не врагами. Это уже делает Бог. Это еще одна грань Бога.
Вот как это отображено в Писании: «И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ и кланялся богам их. И прилепился Израиль к Ваал-Фегору. И воспламенился гнев Господень на Израиля. И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня. И сказал Моисей судьям Израилевым: убейте каждый людей своих, прилепившихся к Ваал-Фегору» (Чис.25:1-5). Таким образом, Господь очищал народ от заражения грехом, чтобы он не распространялся и не увлек всех людей. «Убивайте уже не врагов, а своих. Уничтожьте часть себя, ведь если вы не сделаете этого, у вас не будет силы, потому что Я уже не на вашей стороне».
Бог Сам будет поражать Свой народ, если найдет в нем нечестие. Когда жил Израиль в Ситтиме, войны не было. Замечательное время! Но люди погибли, двадцать четыре тысячи были поражены в то время (см. Чис.25:9). Мы тоже живем в чудесное время — полное благоденствие, полный комфорт. Зачем нам кого-то ненавидеть. Ну, другая у людей сексуальная ориентация. Пускай, это же нормально. Нет, не нормально! Это входит в наше сознание и изменяет его. И это приведет нас к поражению.
Мы должны выступить открыто. Должны решительно развязать войну с нечестием. Война — это всегда трудно, всегда неприятно. Война не привлекает. Но мы должны воевать, отделяясь из среды нечестия. Вспомните слова Валаама, который по просьбе Валака пришел, чтобы проклясть Божий народ. Вот что он говорит (эти слова относятся и к нам, как к Божьему народу): «Как прокляну я? Бог не проклинает его. Как изреку зло? Господь не изрекает зла. С вершины скал вижу я его, и с холмов смотрю на него: вот, народ живет отдельно и между народами не числится» (Чис.23:8-9). В этом сила Божьего народа! «Нет волшебства в Иакове и нет ворожбы в Израиле», нет блудодеяния. Сам Господь заинтересован в том, чтобы истреблять это из среды народа, убивая даже своих.
Пророчества Валаама о Божьем народе были просто замечательными. Но потом этот пророк дал совет Валаку: «Хочешь поразить этот народ. Пусть твои женщины соблазнят его». Об этом вспоминается в книге Откровения: «Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали» (Откр. 2:14). И это привело к большому поражению в Израиле.
Мы особенный народ, не числящийся между народами. Мы народ отдельный, народ святой. Дьявол понимает, что нас невозможно взять просто так, потому что Бог за нас. Но мы сильны только тогда, кода отделены. Тогда у нас есть способность, иммунитет побеждать все, что находится вокруг нас. А вокруг нас — грехи и соблазны. Вокруг нас идет война — еще более ярая, чем в Израиле сегодня. И если бы мы могли видеть духовный мир, то увидели бы множество пораженных, множество израненных, истекающих кровью и даже мертвых людей в нашей среде.
Бог — есть Бог войны. Встань на сторону Бога. Иначе ты будешь на стороне врага. Возьми меч в свою руку, меч Духа, который есть Слово Божье. А наипаче — щит веры, которым ты сможешь отразить все раскаленные стрелы лукавого.

Александр ШЕВЧЕНКО
«Благовісник», 1,2013

В любом из направлений мировоздания отыскивание божественного начала позволяет прийти к различным результатам. Однако существуют определенные вещи, которые довольно большое количество людей трактует одинаково, из-за чего требует обобщение и систематизация. Из этой статьи вы сможете узнать о том что такое благодать Божия, как она действует и не только.

Что такое Божья благодать

Применяя многие слова, люди далеко не всегда всецело внимают, о чем они говорят. Порой их незнание кроется в отсутствии любопытства, а иной раз их просвещенность об этом знании не достоверна. Господнее благополучие представляет собой некоторую физически неуловимую силу, которую Всевышний направляет на православного христианина, дабы очистить его от гнусности. Само же это понятие свидетельствует о даровании, то бишь силе, передаваемой случайно.

Так как дьявольское отродье считается повсеместным, то он в свою очередь является сущностью, значительно развитой нежели обычный православный верующий. Вседержитель для сопротивления страхам и порокам человека дарует свою Господнюю защиту. Ведь по большей части действие благодати Божьей являет собою благочестие того или иного православного христианина, доказательство того что он поистине все свое житие и верование дает в дар Всевышнему.

Сила Божьей благодати изображается, как что-то неуловимое, напоминая чем-то вуаль, которая отгораживает людей от Рая и Ада. Лишь тот, кто ежедневно следует Христовому ученью и искренне верует, а также сопротивляется греходеянию, сможет осознать, что на него снизошла Господня милость.

Понимание же того, что милость Вседержителя находится рядом, не дает человеку шанса отстраниться от Всевышнего и начать свершать разные деяния, а напротив открывает всю душу и позволяет быть страстными сторонниками вероисповедания, преданными воспитанниками Христовой церкви и Духа Святого.

Спасение в милости Вседержителя

Освобождение любого православного человека кроется в согласии с самим собой, Господом и миром, окружающим его. Только лишь смиренность пред Царем Небесным, не пред священнослужителями или многими другими Божьими представителями на земле.

Только Отец Небесный способен наполнить душу верующего своей милостью. Освобождение же, представляет собой согласие, а согласие – это единение с окружающим миром и Заступником нашим.

Вся суть освобождения и понимания кроется в том, что:

  • христианин не может придаваться греходеянию, и не из-за того, что постоянно контролирует себя и сопротивляться порокам каждую секунду;
  • человек постепенно приходит к этому просветлению и у него не порождаются греховные мысли, а это означает что он достиг окончательного вытеснения из своей души лукавого.

На сегодняшний день наиболее приближенными людьми к такому состоянию считаются монахи. Однако абсолютно любой человек, который почитает образ Господа Вседержителя и возводит в своей душе храм способен почувствовать милость Божью

Как вернуть Божью благодать

Случается, так что христианин получивший милость Господню, превращается в чересчур высокомерного человека, осмелившегося дозволять себе те вещи, о которых до этого времени даже не смел и вообразить. С наступлением такого момента Всевышний может забрать у человека дарованную ему милость.

При этом мирянин будет чувствовать себя так, будто на него снизошло все то возмездие, которое только может существовать, его раздирает безнравственность, однако если он способен будет образумиться, то тогда Господь возвратит ему свою прежнюю благосклонность.

Милость Всевышнего охватывает человека каждую минуту его жития и только он способен принять решение, быть ли ему достойным, дабы смочь узреть и обратиться к ней.

Действие Божьей благодати в современном мире также встречается, вот один из таких случаев. Мать семейства Светлана умирала от пневмонии. Ее родные отчаявшись позвали в дом священнослужителя, когда тот пришел его встретил брат женщины. Он сказал: «Вы, пришли слишком поздно. Она уже скончалась».

В этот момент произошло чудо, хоть женщина уже 23 минуты как перестала дышать, на нее снизошла Христова милость и она очнулась. Сейчас Светлана чувствует себя прекрасно отдает себя служению людям и Господу.

Господь всегда с Вами!

Глава 25: Когда Бог оставляет (тебя) и посылает искушение, что нужно делать, чтобы вернуть благодать (Святого) Духа

1. Из святого Диадоха

Научающая нас богооставленность никогда не лишает душу божественного света. Просто благодать скрывает от ума свое близкое присутствие, чтобы душа, оказавшись в горьком бесовском окружении, стала с великой болью и премногим смирением искать помощи у Бога, узнав через такое испытание, какова вражья злоба.

Так, если во время кормления дитя ведет себя плохо, то мать оставляет его на короткое время, чтобы он, увидев вокруг себя чужих скверных людей или диких зверей, испугался и со страхом и слезами бросился в материнские объятья.

Так же по попущению ниспосылается оставленность, и нас, как осужденных, передают во (власть) демонов, коль душа не хочет любить Бога. Но ведь мы не какие-нибудь малодушные дети (да не будет!), но истинные Божьи чада, удостоившиеся за веру Божьей Благодати, смиренно просим у Нее материнского молока, чтобы с помощью Ее благости придти «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф 4,13).

Научающая нас богооставленность причиняет великую печаль, смиряет и вызывает в душе некоторое разочарование самим собой и тем самым смиряет, дабы избавить ее от тщеславия, из-за которого она так часто спотыкается. Такая оставленность сразу вызывает в сердце страх Божий, слезное покаяние и великое стремление к молчанию, а лучше молчания больше нет ничего на свете.

Попущение, когда Бог отвращается от нас, наполняет душу отчаянием, неверием, гневом и ослеплением. Но нам нужно знать, что и в таком случае следует обращаться к Богу.

В случае оставленности мы должны приносить Богу благодарность с извинением за то, что невоздержанность наших намерений помешала Ему продолжать утешать нас, и Он, как благой Отец, решил научить нас отличать добродетель от порока.

А в случае отвращения мы должны признать, что до этого грешили не переставая, и поэтому только сильной скорбью можем привлечь Божье внимание к нашему сердцу.

Также должно знать, что при оставлении, если душа вступает в жестокую борьбу с сатаной, то поскольку это попущение ради назидания, то хотя благодать скрывает свое присутствие, все же она незаметно помогает душе и сражается за нее, чтобы та поняла — только с помощью Божией благодати она смогла победить.

Благодать поначалу весьма ощутимо присутствует в душе, освящая ее собственным светом. Когда же совершаются подвиги, она по большей части неведомым образом творит свои таинства в боголюбивой душе, чтобы, вселив в нас радость, вывести нас на путь божественных созерцаний как призванных от неведения к ведению. Так во время подвига она оберегает наше ведение от тщеславие.

О нашем оставлении надлежит нам скорбеть умеренно, только чтобы смириться и подчиниться славе Господа. Но также и радоваться мы должны в меру и в надлежащее время, окрыляясь только благой надеждой. Как слишком многая скорбь повергает душу в отчаяние и безверие, так и чрезмерная радость вырабатывает в душе надменность.

Младенцам же в духовной жизни скажу: в середине между просвещением и оставлением лежит опыт. Середина между печалью и радостью — надежда. «Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой» (Пс 39,1) И еще: «При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою» (Пс 93,19).

2. Из святого Максима

Существует четыре рода оставления. Промыслительное, которое посылается, чтобы спасти оставленных через мнимое оставление. Так, Господь был оставлен Своим Отцом (Мф 27,46; Мк 15, 34). Испытательное — как в случае с Иовом (Иов 1, 12) и Иосифом (Быт 37, 18–28), которое показало первого столпом мужества, а второго — столпом целомудрия. Наказывающее отеческое оставление необходимо, чтобы человек не превозносился умом и сохранил преизбыток благодати, как апостол Павел (2 Кор 12,7). Оставление ради обращения, как, например, в случае с иудеями — им были посланы мучения, чтобы склонить их к покаянию (Иер 25,8-13; 2 Пар 36,6-21; Лк 19,41–44). Все четыре способа спасительны и исполнены божественной благости и человеколюбия.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *