Божья матерь феодоровская

«Однажды, когда татары подошли к Костроме, русские ополчения вышли им навстречу, неся перед собой свою святую икону Божией Матери. Когда рати встали друг перед другом, между ними промчался неведомый всадник. Его багряная мантия развевалась по ветру, и ослепительно сиял позолоченный щит. Русские узнали в нем святого великомученика Феодора Стратилата. На татар же напал ужас, и они бежали с поля битвы. Так была спасена Кострома».

Икона Божьей Матери «Феодоровская». История

У каждой иконы Богородицы есть своя история, свое название. Удивительно, как многое пересекается в истории иконы «Феодоровская» — здесь и имя Феодора Стратилата, и Параскевы, и князя Александра Невского, с этой иконой связано и начало новой династии русских царей — Романовых.

Предание гласит, что икона эта была написана евангелистом Лукой, неизвестно, как она попала в маленький город Городец, куда восходят первые упоминания об иконе. Однако в 1239 году Городец был сожжен монголо-татарами, а образ исчез, но вскоре чудесным образом был найден младшим братом Александра Невского князем Василием Костромским. Преследуя на охоте зверя, князь случайно увидел на сосне икону. Он попытался снять ее, но она поднялась на воздух. В это же самое время в Костроме многие жители видели, как какой-то воин прошел по городу, пронося в руках икону. Этот воин был похож на изображение святого великомученика Феодора Стратилата, в честь которого был построен собор в Костроме.

: Икона. Как создается чудо

Вернувшись в город, князь в волнении рассказал о случившемся духовенству. Придя на указанное князем место, священники и народ увидели образ Богоматери, пали на колени и долго молились. Сняв икону с дерева, ее поместили в соборный храм города Костромы, а икону назвали Феодоровской, памятуя о явлении Феодора Стратилата с иконой, который потом не раз являлся русским воинам на поле битвы. На месте обретения иконы была основана первая иноческая обитель на Костромской земле — Спасо-Запрудниковский мужской монастырь.

Известно, что в том же 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына — благоверного великого князя Александра Невского — на брак с Александрой, дочерью полоцкого царя князя Брячислава. И здесь раскрывается еще одна особенность Феодоровской иконы: на оборотной стороне находится изображение святой мученицы Параскевы (Пятницы), считавшейся на Руси покровительницей свадеб и невест.

За время пребывания Феодоровской иконы в Костроме было явлено много чудесных событий: дважды горел Костромской собор, и дважды икона оставалась невредимой в огне. В 1260 году к Костроме подступили татары, и городу угрожало полное разорение. Ополчение князя составляла лишь малая дружина, которую ему удалось наскоро собрать. Не надеясь на свои силы, князь велел нести перед собой образ Защитницы христиан. Во время битвы совершилось чудо: от лика Пресвятой Богородицы стали исходить ослепительные лучи света. Пораженные жгучими лучами татары обратились в бегство, битва окончилась победой костромичей. В память об этом чуде князь утвердил крест, как раз на месте, где во время битвы стояла икона, позднее там была выстроена каменная часовня, а близлежащее озеро было названо Святым.

Чудо в нашей жизни — как молиться о чуде?

Икона Божьей Матери «Феодоровская» — чудо

Одно из значимых в истории нашей страны событий также связано с именем Феодоровской иконы — избрание на царство в 1613 году Михаила Федоровича Романова. В Троицком соборе Ипатьевского монастыря посольство Земского собора долго уговаривало Михаила Федоровича и его мать, инокиню Марфу, принять избрание. На все мольбы они оставались непреклонны. Только речь Феодорита, архиепископа Рязанского, уповающего на помощь Пресвятой Богородицы, склонила Марфу к согласию благословить своего сына на царство. Она упала пред Феодоровской иконой и сказала: «Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истинный, на благо Себе и Отечеству!» С этого времени образ Феодоровской Божьей Матери особенно почитался всеми представителями Царственного дома Романовых. Многие российские царицы и княгини иностранного происхождения получали отчество Федоровна в честь фамильной иконы.

Существует несколько списков с иконы «Феодоровская», первый из них был сделан инокиней Марфой, который она привезла с собой в Москву.

Сегодня Феодоровская икона Божьей Матери находится в костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. В честь этой чудотворной иконы установлены два торжественных праздника: 29 августа по новому стилю — в память о чудесном явлении иконы в 1239 году и 27 марта — в память об избрании Михаила Романова на царство.

Кому молиться перед иконой Божьей Матери «Феодоровская»

Феодоровская икона Божьей Матери почитается как:

  • покровительница невест, семейного благополучия;
  • рождения детей у бездетных пар;
  • помогающая в трудных родах.

Иконы, помогающие в разных жизненных ситуациях

В данном разделе представлена информация, которая поможет Вам в выборе иконы для дома или в подарок.

Вы можете заказать написание иконы или выбрать готовую икону с доставкой в любой регион России. Мы доставляем готовые иконы по Москве в день заказа.

Купить готовые иконы можно здесь:

Лики Спасителя

Лики Божией Матери

Лики Святых

Архангелы и Ангел-Хранитель

Смотреть все иконы>>

Икона — это не простое произведение искусства. В иконе недопустим произвольный полет фантазии. Процесс создания иконы предстает как символический процесс постепенного раскрытия изображения, как бы уже заранее данное, проявляется, выступает на поверхности доски. Иконописец не создает изображение, а открывает его. Православная церковь никогда не допускала написания икон на основе воображения художника, так как это бы означало полный разрыв с Первообразом. Иконою, или образом называется изображение Самого Бога, или Божией Матери, или святых угодников. Изображение освящается святой водой. После освящения святые образы как бы отчуждаются и от своего земного происхождения и от своих земных создателей. И почитаются людьми как святыни, данные Богом, через которые проявляется Божья благодать, которая подает исцеление от душевных и телесных болезней, а так же оказывает необходимую поддержку в земной и духовной жизни.

Сам Спаситель дал нам Свое изображение. Умывшись, Он отер пречистый лик Свой полотенцем и чудесно изобразил его на этом полотенце для больного князя Авгаря. Когда князь помолился перед этим нерукотворным изображением (образом) Спасителя, то исцелился от своей болезни.

Надо помнить, что икона — не Сам Бог или угодник Божий, а лишь изображение Бога или угодника Его. Поэтому не иконе надо молиться, а Богу или святому, который на ней изображен.

Существование большого количества различных икон связано с земными нуждами и потребностями людей. Каждый Святой получил за свой труд определенный дар. Он либо сам перенес подобную болезнь или скорбь, либо другие через него получили исцеление и помощь.

1. От пожара

  • Икона Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина»
  • Святителю Никите Новгородскому.

2. О даровании самого необходимого в жизни

  • Икона Пресвятой Богородицы «Спорительница Хлебов»
  • Святителю Тихону, епископу Амофунтскому.

3. О помощи в многоразличных семейных обстоятельствах — Святителю Спиридону, Тримифунтскому чудотворцу.

4. О семейном благополучии и счастье

  • Святой муч. Параскеве, нареченной Пятницей
  • Святому Преподобному Максиму Греку
  • Святому блаженному Василию, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу
  • Блаженной старице Матроне Московской.

5. О взаимопонимании и любви между мужем и женой — Святому апостолу Андрею Первозванному.

6. При бесплодии

  • Святым и праведным Богоотцам Иоакиму и Анне
  • Святому пророку Захарии и праведной Елисавете, родителям Иоанна Предтечи.

7. Помощь в родах

  • Икона Пресвятой Богородицы «Феодоровская»
  • Икона Пресвятой Богородицы «Помощница в родах».

8. Чтобы дети родились здоровыми — Икона Пресвятой Богородицы «Скоропослушница».

9. О взрослых детях — Святителю Митрофану Воронежскому.

10. Во время стихийного бедствия, чтобы предохранить дом от разрушения — Святому Архистратигу Божиему Михаилу.

11. От воровства, о возвращении украденного

  • Святому мученику Иоанну Воину
  • Святому великомученику Феодору Тирону.

12. В случае болезни

  • Икона Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость»
  • При зубной боли — Священномученику Антипе, епископу Пергама Асийского
  • При глазных болезнях — Святому великомученику и целителю Пантелеимону. Святому праведному Артемию, Веркольскому Чудотворцу
  • При болезнях горла — Священномученику Василию Севастийскому
  • При болезнях желудка — Святому преподобному Феодору Студиту
  • При переломах и травмах — Икона Пресвятой Богородицы «Озерянская»
  • При увечьях и болезнях рук — Икона Пресвятой Богородицы «Троеручица». Преподобному Иоану Дамаскину
  • При увечьях и болезнях ног — Святому праведному Симеону Верхотурскому
  • При кожных заболеваниях — Святым чудотворцам и бессребреникам мученикам Киру и Иоанну
  • При головной боли — Честному славному пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну.

13. О даровании успехов в учении

  • Преподобному Сергию Радонежскому
  • Святому праведному Иоанну пресвитеру и чудотворцу Кронштадтскому
  • Святым бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану Асийским
  • Святой муч. Татиане.

14. О покровительстве таможенным служащим и пограничной страже — Святому преподобному Илии Муромцу Киево-Печерскому чудотворцу.

15. О покровительстве сотрудникам налоговых органов, банкирам, бухгалтерам — Святому апостолу и Евангелисту Матфею.

16. О покровительстве в торговле и бизнесе

  • Святому великомученику Иоану Новому Сочавскому
  • Мученику Иоану Новому, из Янины
  • Первоверховному апостолу Павлу.

17. Путешествующим

  • Икона Пресвятой Богородицы «Смоленская», именуемая «Одигитрия»
  • Святым апостолам Клеопе и Луке Евангелисту
  • По морю — Святителю и чудотворцу Николаю, архиепископу Мир Ликийских. Святому преподобному Зосиме, Соловецкому чудотворцу
  • О покровительстве рыбакам и охотникам — Святому апостолу Иакову Зеведееву, брату Святого Иоанна Богослова.

18. От пьянства, наркомании, игровой зависимости

  • Икона Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша»
  • Святому мученику Вонифатию
  • Святому преподобному Моисею Мурину
  • Святому праведному Иоанну Кронштадтскому.

19. От страсти сребролюбия и чревоугодия — Преподобному Феодору Печерскому.

20. Об избавлении от скандалов (конфликтов) в семье, на работе с сослуживцами и начальством — Икона Пресвятой Богородицы «Знамение».

21. При открытии мастерской или фабрики — Певоверховным апостолам Петру и Павлу.

22. В строительном деле — Преподобным зодчим Печерским.

23. Фермерам

  • Икона Пресвятой Богородицы «Спорительница хлебов»
  • Мученику Фоке, Вертоградарю
  • Апостолу и евангелисту Луке
  • Священномученику Власию, епископу Севастийскому
  • Великомученику Никите
  • Пророку Иоану, Предтече и Крестителю Господню.

24. Об успехе в рыболовстве — Апостолу Петру, Иакову, Иоанну.

Иконы в офисе

  • Икона Иоанна Сочавского (нового) Чудотворца (помощь в торговле и бизнесе)
  • Икона Иоанна Воина (от воровства)
  • Икона «Неопалимая Купина» (от пожара)
  • Икона Св.Николая Чудотворца (о сохранении в дороге)
  • Икона Киприана и Иустинии (от зависти и действий конкурентов).

Малый домашний иконостас

Располагается по возможности на восточной стене квартиры или дома.

Иконы устанавливаются в один или два ряда в следующей последовательности:

Или:

  1. Икона Спасителя
  2. Икона Богородицы
  3. Любая необходимая икона
  4. Любая необходимая икона
  5. Любая необходимая икона
  6. Любая необходимая икона
  7. Любая необходимая икона
  8. Любая необходимая икона

Варианты расположения иконостаса

Феодоровская — Костромская икона Божией Матери

Феодоровская — Костромская икона Божией Матери

Память 14 марта, 16 августа

Согласно церковному преданию, написана евангелистом Лукой; по иконографии близка к Владимирской иконе Божией Матери.

Название своё икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича, носившего в святом крещении имя Феодор — в честь святого великомученика Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым благоверным князем Юрием Всеволодовичем (+ 1238) в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца (впоследствии на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь). Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели святого Юрия в битве с татарами на Сити великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенёс его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери — благословение отца — постоянно находилась при князе Александре, была его моленным образом. После его смерти (14 ноября 1263 года) икона, в память о нём, была взята его младшим братом Василием.

В 1276 году князь Василий умер в Костроме и там же был погребен. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата.

Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение её почитания по всей России связано с событиями начала XVII века — прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлён при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии иконе было установлено повсеместное празднование 14 марта. Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесён в Москву матерью царя Михаила — инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа.

В 1670 году иеродиакон Костромского Ипатьевского монастыря Лонгин написал «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме». Не все содержащиеся в ней сведения совпадают с изложенными выше, у народной памяти — своя хронология, свои законы.

Феодоровская икона — двухсторонняя. На обратной стороне — образ святой великомученицы Параскевы, изображённой в богатом княжеском одеянии. Предполагают, что появление образа Параскевы на обороте иконы связано с супругой святого Александра Невского, в крещении Параскевой.

Согласно традиции, в честь Феодоровской иконы Божией Матери немецким принцессам при крещении в Православии давали отчество Феодоровна (императрица Мария Феодоровна; императрица, страстотерпица Александра Феодоровна; великая княгиня, преподобномученица Елисавета Феодоровна).

К 300-летию правления царствующей династии, широко отмечавшемся в России в 1913 году, была создана «Икона в память 300-летия царствования Дома Романовых», в верхней части которой изображён Феодоровский образ Божией Матери .

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Дне́сь све́тло красу́ется преимени́тый гра́д Кострома́/ и вся́ Ру́сская страна́,/ созыва́ющи к весе́лию вся́ боголюби́выя наро́ды христиа́нския,/ на пресла́вное торжество́ Бо́жия Ма́тере,/ прише́ствия ра́ди чудотво́рнаго Ея́ и многоцеле́бнаго о́браза,/ дне́сь бо яви́ся на́м пресве́тлое вели́кое со́лнце,/ прииди́те, вси́ Богоизбра́ннии лю́дие, но́вый Изра́иль,/ ко исто́чнику цельбоно́сному,/ источае́т бо на́м неоску́дныя ми́лости Пресвята́я Богоро́дица/ и избавля́ет вся́ гра́ды и страны́ христиа́нския/ невреди́мы от все́х наве́т вра́жиих./ Но, о Всеми́лостивая Госпоже́ Де́во Богоро́дице Влады́чице,/ спаси́ страну́ на́шу, и архиере́и, и вся́ лю́ди Твоего́ достоя́ния/ от все́х бе́д по вели́цей Твое́й ми́лости, да зове́м Ти́:// ра́дуйся, Де́во, христиа́ном похвало́.

Ин тропарь, глас тот же

Прише́ствием честны́я Твоея́ ико́ны, Богоотрокови́це,/ обра́дованный дне́сь Богохрани́мый гра́д Кострома́, / я́коже дре́вний Изра́иль к киво́ту Заве́та,/ притека́ет ко изображе́нию лица́ Твоего́/ и воплоти́вшагося от Тебе́ Бо́га на́шего,/ да Твои́м Ма́терним к Нему́ предста́тельством/ при́сно хода́тайствуеши все́м,/ под се́нь кро́ва Твоего́ прибега́ющим,// ми́р и ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 8

Притеце́м, лю́дие, вси́ к ти́хому и до́брому приста́нищу,/ в до́м Бо́жия Ма́тере,/ чу́дному о́бразу Цари́цы и Богоро́дицы,/ за неизрече́нную ми́лость Ея́ явле́нному,/ ве́рно припа́дающе и вопию́ще:/ о Всеми́лостивая Влады́чице,/ за спаси́тельное Твое́ смотре́ние,/ чу́днаго о́браза к на́м прише́ствие,/ посети́ на́с, гре́шных, све́тло сотворя́ющих пра́зднество Твое́,/ укрепи́ страну́ на́шу, ди́вно на враги́ побе́ду подаю́щи,/ и ве́ру утверди́./ Це́рковь Сы́на Твоего́ непоколеби́му соблюди́,/ притека́ющих к Тебе́ спаси́,/ от вся́ких напа́стей изба́ви,/ сохраня́ющи в ми́ре все́ Правосла́вие, да зове́м Ти:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Ин кондак, глас тот же

Благода́рственная принося́ще Ти́, раби́ Твои́, Богороди́тельнице, о все́х,/ и́миже благоде́яла еси́ гра́ду на́шему,/ из глубины́ души́ взыва́ем к Тебе́ и ми́ли ся́ де́ем:/ не преста́ни, Влады́чице,/ Ма́терними к Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему моли́твами/ подава́ти вся́ блага́я и спаси́тельная все́м,/ ве́рою и любо́вию вопию́щим Ти́:// ра́дуйся, Де́во, христиа́н похвало́.

Использованные материалы

Ермишина Ксения. История чудесного обретения на Алтае царской иконы, созданной по повелению святого царя-мученика Николая II // Страница портала Православие.Ru, 14 июля 2016 года, .

Главной святыней Костромского края является чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы. Чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы известна с XII века, когда она находилась в часовне близ старинного поволжского города Городца. Впоследствии здесь был основан мужской монастырь,именовавшийся Богородице-Феодоровским; чудотворный образ являлся главной святыней обители до 1239 года – когда монголо-татарские захватчики разорили и сожгли Городец, а икона исчезла из города.

По преданию, подтверждаемому исследованиями современных историков, в описываемое время Феодоровская икона стала моленным образом святого благоверного великого князя Александра Невского, и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра – на брак с полоцкой княжной Параскевой. Вместе с благоверным князем Феодоровская икона путешествовала в Орду, где святой Александр отстаивал интересы Русской земли; этот образ Пресвятой Богородицы он брал с собой в военные походы; перед ликом Феодоровской иконы Божией Матери благоверный князь, приняв монашество, завершил свой жизненный путь.

Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме князю Василию Ярославичу, младшему брату святого Александра Невского, совершилось в конце 50-х – начале 60-х годов XIII столетия. Накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери на руках. В воине костромичи узнали святого великомученика Феодора Стратилата – по его иконописному изображению в соборном храме Костромы. На следующий день, 16 августа, по старому стилю, князь Василий Ярославич во время охоты увидел эту икону на ветвях дерева вблизи речки Запрудни. Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме во имя великомученика Феодора Стратилата, после чего и стала именоваться Феодоровской.

В память явления чудотворной Феодоровской иконы было установлено празднование, совершаемое 16/29 августа и традиционно сопровождаемое в Костроме общегородским крестным ходом из кафедрального собора к храму Спаса-на-Запрудне, воздвигнутому на месте явления святыни. Эта традиция, насильственно прерванная в ХХ веке, возрождена в 1990 году.

14 марта, по старому стилю, 1613 года в костромском Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре Михаил Феодорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским собором на престол государства Российского. По летописным свидетельствам, посланцы собора, представлявшие все сословия земли Русской, много часов просили Михаила Феодоровича и его мать, великую инокиню Марфу Иоанновну, принять соборное определение; согласие было получено лишь после обращения возглавлявшего посольство архиепископа Рязанского и Муромского Феодорита, призвавшего юного Михаила и его родительницу преклониться перед волей Божией. У чудотворного Феодоровского образа Пресвятой Богородицы Михаил Феодорович Романов принес обеты верности Отечеству, Православной Церкви и русскому народу. Со времени этого события, явившегося началом преодоления Великой смуты, Феодоровский образ Божией Матери и Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь града Костромы стали особо чтимыми святынями царственного дома Романовых, а в память о призвании Михаила Феодоровича на царство было установлено еще одно празднование иконе – 27 марта, по новому стилю.

Со второй половины XVIII столетия многие члены царской семьи, в том числе все российские императоры, начиная с Николая I, считали своим долгом посетить Кострому – «колыбель дома Романовых» – и поклониться чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы. В 1913 году, в ходе общегосударственного празднования 300-летия дома Романовых, Кострому посетили святые царственные страстотерпцы – последний русский император Николай Александрович и его августейшая семья. Особое почитание чудотворного образа Божией Матери династией Романовых нашло свое выражение в постройке в Царском Селе Феодоровского городка с храмом во имя чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, а также в том, что переходившие из инославия в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество «Феодоровна».

В годы гонений на Церковь в ХХ столетии чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы не покинула храмовых стен, сохранилась как церковная святыня. Учитывая духовно-культурную ценность и значимость иконы для Православия, этот случай является уникальным в новейшей истории Русской Православной Церкви. С 1991 года чудотворный образ хранится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы. Также с 1991 года ведется летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы; к настоящему времени таких событий зафиксировано более 100.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери с давних времен почитается православным народом как покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, помогающая в трудных родах.

По благословению Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2001-2004 годах Феодоровская икона Пресвятой Богородицы приносилась для поклонения верующих в Москву и Санкт-Петербург, Екатеринбург и Архангельск, на Соловецкие острова, в Нижний Новгород и Казань, Тверь. Осенью 2004 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по приглашению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Митрополита Киевского и всея Украины Владимира главная святыня Костромского края принимала участие в проведении Всеукраинского крестного хода, который прошел по 40 крупным и малым городам Украины и собрал несколько миллионов человек.

29 августа 2002 года Божественную литургию и общегородской крестный ход, в котором приняли участие более 40 тысяч костромичей, в день празднования явления чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в ходе своего визита в Кострому впервые в истории возглавил Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В 1891 году московскими мастерами на добровольные пожертвования костромичей и жителей других областей России, при личном участии императора Александра III, для Феодоровской иконы Божией Матери была изготовлена золотая риза, украшенная драгоценными камнями, которые были собраны со всех концов России. Высокая художественная ценность ризы позволяла считать ее одним из выдающихся произведений ювелирного искусства ХIХ века.

В марте 1922 года подкомиссией Губернской комиссии по изъятию церковных ценностей риза была снята с Феодоровский иконы и увезена в неизвестном направлении.

Икона Божией Матери Феодоровская — Костромская по преданию была написана самим евангелистом Лукой. Она близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери. А название образ получил от отца Александра Невского, великого князя Ярослава Всеволодовича, крещеного в честь Феодора Стратилата. По преданию ее обрел брат князя, Юрий Всеволодович. Икона стояла в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца. Позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав-Феодор унаследовал икону после гибели Юрия в битве с монголо-татарами на реке Сити. Этим образом он благословил своего вступившего в брак сына, Александра Невского. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери — благословение отца — постоянно находилась при святом Александре. После смерти Невского икону хранил его младший брат, Василий. По преданию при очередном набеге ордынцев русское войско выступило из Костромы с чудотворной иконой Феодоровской. Яркие лучи исходили от святого образа, монголо- татары были разгромлены и бежали.

Икона Божией Матери Феодоровская – икона дома Романовых.

Икона Божией Матери Феодоровская — Костромская по преданию относится к семидесяти иконам, которые написал сам евангелист Лука. Ее история связана с судьбой Руси — обретена икона была в трудные времена междоусобиц и монголо-татарского нашествия. Долгое время образ сопровождал князя Ярослава Всеволодовича, в крещении — Феодора, а затем его сына, князя Александра Невского. Эта икона — не совсем обычная, она — двухсторонняя. На ее обратной стороне — образ святой великомученицы Параскевы, изображенной в богатом княжеском одеянии. Предполагают, что это связано с супругой святого Александра Невского. Широкое распространение почитания иконы Божией Матери Феодоровской связано с событиями начала семнадцатого века. Закончилось Смутное время и в тысяча шестьсот тринадцатом году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери двадцать седьмого марта. Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы.

Фрагмент первообраза

Святая Параскева, почитавшаяся как покровительница свадеб (изображение на обороте Феодоровской иконы)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *