Божья матерь икона

Краткая информация о каждой из четырёх великих реликвий мирового христианства, частицы которых милостью Божией совсем скоро будут доступны для поклонения всем богоспасаемым поклонникам Святогорья.

Пояс Пресвятой Богородицы

Пояс Пресвятой Богородицы (др.-греч. Ζώνη της Υπεραγίας Θεοτόκου) — одна из величайших христианских святынь, принадлежавшая Божией Матери при Её земной жизни. Согласно Церковному Преданию, Пояс был соткан из верблюжьей шерсти Самой Пречистой Девой Марией. Согласно преданию, отражённому в Менологии Василия II (X в.; см.: PG. 117. Col. 613), Пояс и Риза Божией Матери незадолго до Её Успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавались из поколения в поколение. В честь этой святыни Православная Церковь установила особый праздник — «Положение честно́го Пояса Пресвятой Богородицы» (греч. Μνήμη της Κατα θέσεως της Τιμίας Ζώνης της Υπεραγίας Θεοτόκου στις), совершаемое 13 сентября (по новому стилю).

В X веке Пояс Богородицы был разделён на части, которые со временем оказались в Грузии (Влахернская церковь г. Зугдиди), на Афоне (Ватопедский монастырь) и в Германии (Трирский монастырь).

Милостью Божией частицы этой великой христианской святыни когда-то попали и на Святую Русь. Так, в России частицы Пояса Богородицы сохраняются в Серапионовых палатах Троице-Сергиевой Лавры, в Казанском соборе в Петербурге и в храме Илии-Пророка в Обыденском переулке в Москве. В Украине также есть обитель, где хранится частица Пояса Царицы Небесной, — это ставропигиальный мужской монастырь во имя святого преподобного Паисия Величковского, расположенный близ города Севастополя.

Покров Пресвятой Богородицы

Покров (Риза) Пресвятой Богородицы (др.-греч. Τῆς ἁγίας Σκέπης τῆς Ὑπεραγίας Δεσποίνης ἡµῶν Θεοτόκου καὶ Ἀειπαρθένου Μαρίας) — одно из бесценных свидетельств земной жизни Пресвятой Богородицы. Согласно Церковному Преданию, именно в этот Плат была облачена Божия Матерь в момент Рождества Христа Спасителя и это та самая Риза Божией Матери, которая некогда хранилась в Константинополе и в 860 году спасла Царьград от нападения князей Аскольда и Дира.

В настоящее время наибольшая часть святого Покрова Божией Матери хранится во Франции и является главной реликвией кафедрального собора города Шартра. Она представляет собой фрагмент шёлковой ткани бледно-бежевого цвета длиной около 2 метров и шириной 46 сантиметров. Согласно сведениям шартрских архивов, эта святыня была преподнесена византийской императрицей Ириной Карлу Великому в качестве подарка по случаю его коронации. В 876 году его внук Карл II подарил святыню шартрской церковной общине.

Также часть Покрова находится в Италии, в Латеранском соборе во имя святого Пророка и Крестителя Иоанна города Рима.

Есть частицы этой редчайшей святыни и в России — в Успенском соборе Московского Кремля, а также в Петрозаводской епархии Русской Православной Церкви, в храме преподобного Серафима Саровского города Петрозаводска. Православная Украина тоже богата этой святыней — частица Покрова Пресвятой Богородицы хранится в ставропигиальном мужском монастыре во имя святого преподобного Паисия Величковского, расположенного неподалёку от города Севастополя.

Со времени откровения, которым Господь одарил блаженного Андрея, Христа ради юродивого и его ученика, блаженного Епифания, Покров (иначе Плат или Риза) стал символом покровительства Царицы Небесной над всем миром. Это заступничество и покровительство Пречистой воспевается в главных песнопениях посвящённого этому событию праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Для Святогорской обители посещение этой святыни особенно дорого, поскольку в храмовый комплекс Святых Гор входит надвратный храм в честь этого Богородичного праздника.

Мощи праведных Богоотец Иоакима и Анны

Святые праведные Иоаким и Анна — родители Пресвятой Богородицы. Они, как и другие библейские праведники, являются родственниками Иисуса Христа по плоти, и в православном литургическом Предании именуются Богоотцами.

Согласно сведениям электронной версии Православной Энциклопедии, мощи праведной Анны и её мафорий были перенесены в 710 году при императоре Юстиниане II из Иерусалима в Константинополь (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 284). В средние века западные паломники сообщали, что видели в монастыре Ставровуни (Кипр) плечо и ладонь праведной Анны. Части её мощей также находятся в монастырях на Афоне: левая стопа праведной Анны была перенесена из её скита близ монастыря Хозива в Большой скит праведной Анны на Афоне. Её правая стопа находится в монастыре Кутлумуш, левая рука — в монастыре Ставроникита. Частицы мощей праведной Анны хранятся в монастырях и храмах Греции: в обители великомученика Пантелеимона, монастыре преподобного Ксенофонта, обители Успения Пресвятой Богородицы Макелларии близ Калавриты (полуостров Пелопоннес), обители Успения Пресвятой Богородицы в Прастосе в Кинурии, в церкви святого Герасима в р-не Ано-Илисия в Афинах, в монастыре Иоанна Богослова на острове Патмос (Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 143), а также в монастырях святой Анны близ Ламии и Иоанна Богослова близ Суроти. Частица мощей праведного Иоакима находится в церкви Панагии Горгоэпикоос в Фессалонике. Икона святых праведных Богоотец Иоакима и Анны с частицами их мощей имеется в Болгарии, в Пловдивской епархии.

В России частица мощей святой Анны находится в Валаамском монастыре, частицы мощей святых праведных Иоакима и Анны имеются в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга. В Украине частица святых мощей праведной Анны, привезённая с Афона, находится в храмовом комплексе Иверской иконы Божией Матери города Днепропетровска, где святыня хранится в ковчеге в нижнем приделе соборного храма во имя праведных Богоотец Иоакима и Анны. Также частицы святых мощей родителей Пресвятой Богородицы находятся и в другом уголке нашего Отечества — в крымском ставропигиальном мужском монастыре во имя святого преподобного Паисия Величковского.

Гроб Пресвятой Богородицы

Согласно древней церковной традиции, известной ещё с I века, Иерусалим является местом Успения и погребения Пресвятой Богородицы (сведения об этом находим в послании епископу Титу святого Дионисия Ареопагита, священномученика). Гробница Пречистой Девы Марии находится в Гефсима́нии (греч. Γεθσημανί), потому часто её именуют Гефсиманией. С самого погребения Пресвятой Богородицы христиане благоговейно чтили Её гроб и устроили на том месте храм, в котором хранились драгоценные пелены, которыми было повито Её Пречистое тело при погребении.

С этим местом связано появление чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, именуемой Гефсиманской плащаницей (об этом можно прочесть в нашей публикации, посвящённой пребыванию Иерусалимской святыни в Святогорской обители в 2015 году).

Гробница Богородицы находится под землёй, на поверхности находится только фронтон с готическими арками XII в. Пещерный храм, в котором находится гроб Пресвятой Богородицы, имеет форму креста. Ведёт к нему широкая каменная лестница в 48 ступеней. В западной части нижней церкви в скале возвышается кувуклия с гробом Пресвятой Богородицы — каменным ложем. Непосредственно над ложем Божией Матери находится главный престол пещерного храма. Этот престол принадлежит Греческой Православной Церкви, но Армянская Апостольская Церковь тоже имеет право совершать там службы.

За кувуклией, в восточной части храма, находится чудотворная и почитаемая икона Божией Матери русского письма, именуемая Иерусалимской, помещённая в киот из розового мрамора. Слева от неё, у стены, расположен православный жертвенник. С южной стороны кувуклии устроена небольшая молельня для мусульман, также почитающих Деву Марию.

Частицы от каменного ложа, гроба Пресвятой Богородицы, разошлись по всему христианскому миру как великие святыни. Имеются они и в Украинской Православной Церкви. Так, духовная сокровищница крымской обители в честь преподобного Паисия Величковского хранит частицу от гроба Матери Божией. 1 декабря она в числе других святынь этого монастыря прибудет в Святые Горы.

Место погребения Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы неразрывно связано и с нашей Святогорской обителью, которая и названа в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы, потому с особым благоговением святогорцы ожидают прибытия этой святыни в Свято-Успенскую Святогорскую Лавру.

Чтобы разделить со своими православными собратьями-соотечественниками радость обладания столь чтимыми реликвиями христианского мира и поделиться со всеми нами благодатью милостью Божией обретённых Крымской обителью святынь, её счастливые обладатели в лице настоятеля и братии монастыря организовали паломничество своей духовной сокровищницы по епархиям Украинской Православной Церкви. Естественно и желанно для каждого православного христианина помолиться у таких величайших святынь мирового христианства. И вот, благодаря нашим братьям во Христе из богоспасаемого монастыря в честь отца русского старчества преподобного старца Паисия Величковского, Господь нам дарует такую редчайшую возможность!

Призываем всех боголюбивых паломников Святогорья непременно ею воспользоваться и с 1 по 10 декабря постараться посетить Святые Горы, дабы вознести свои молитвы Пресвятой Богородице и Её праведным родителям Иоакиму и Анне у столь почитаемых святынь, испросить покровительства и заступничества Царицы Небесной нашим близким, самим себе и нашей многостраждущей Родине.

Христианство.

Иконография образа призвана прославлять Великую Заступницу и Покровительницу земли русской. Древо Государство Московского Божием промыслом насадил собиратель русских земель Иван Данилович Калита, а взрастил и поливал виноградную лозу Московский Митрополит Пётр. Благодатной почвой стал Успенский собор Московского Кремля. На кремлёвской стене стоят: слева царь Алексей Михайлович, справа царица Мария Ильинична с царевичами – старшим Алексеем Алексеевичем (умер в 16 лет) и младшим Фёдором Алексеевичем, будущим третьим государем династии Романовых.
Автором иконы «Богоматерь Владимирская – Древо Государства Московского» был служилый «дворянин московский» и «царский изограф» Симон (в крещении Пимен) Федорович Ушаков (1626-1686), написавший ее в 1668 году для церкви Троицы в Никитниках. Эта икона – одна из самых известных его работ. Авторство подтверждается датирующей надписью внизу на изображении кремлевской стены: «А писал сии образъ его государевъ зографъ Пимин зовомый Симон Ушаковъ». Размер иконы – 105 х 62 см., в настоящее время она находится в Третьяковской Галерее.
Икона выражает единую историю Руси и Русской Православной Церкви, церковно-государственное почитание Владимирской иконы Божией Матери в эпоху царя Алексея Михайловича. В основе иконографии лежит идея Божественного покровительства царствующему дому и государству Московскому, являемого Владимирской иконой. Икона не имеет надписи с названием, поэтому известна под разными названиями: «Богоматерь Владимирская – Покровительница государства Московского», «Насаждение древа государства Российского», «Похвала Владимирской иконе Божией Матери». Она представляет древо Московского царства, произрастающее из Успенского собора Московского Кремля. Медальон с образом Владимирской иконы Богоматери помещен в центре иконы, среди ветвей и цветов. Князь Иван Калита насаждает древо у подножия Успенского собора, а митрополит Петр поливает корни растения из кувшина, с их именами традиционно связывается возвышение Москвы. Митрополит Петр начал строительство Успенского собора Московского Кремля, где ныне покоятся его мощи. По сторонам от них – царская семья: государь Алексей Михайлович, его супруга Мария Ильинична, сыновья Алексей и Федор. Наверху в облаках Спас, вручающий парящим ангелам венец и ризу для Алексея Михайловича: царь небесный венчает царя земного. Изображения святых в медальонах располагаются снизу вверх с некоторыми отступлениями от исторической последовательности, как бы сообразуясь с «ростом» дерева. От древа идут побеги в виде виноградных лоз с листьями, цветами роз и гроздьями плодов.
Главные плоды древа – русские святые, изображенные в медальонах-венках со свитками-молениями в руках. Общее число медальонов – 20, по 10 с каждой стороны. Справа от иконы Богоматери представлены святители (митрополиты Иона, Алексий, Киприан, Филипп, Фотий, патриархи Иов и Филарет), а также цари Федор Иванович, Михаил Федорович и царевич Димитрий, слева – преподобные (Андроник Московский, Сергий и Никон Радонежские, Симон Безмолвник, Пафнутий Боровский), а также московские юродивые – Василий Блаженный, Максим Блаженный и Иоанн Большой Колпак.
Многие исследователи отмечают, что композиция произведения восходит к сербским изображениям «Родословной Неманичей», которая в свою очередь опирается на иконографию «Древа Иессеева». Но если в этих двух схемах дерево с многочисленными ветвями было древом генеалогическим, то в иконе Симона Ушакова это древо символизирует духовные подвиги изображенных. Их родство в том, что все они – святые Русской земли. Московское царство, а точнее – Кремль – его духовный и политический центр.
изображение kraeved1147.photofile.users.photofile.ru/photo/kraeved1147.photofile/4211325/xlarge/105440173.gif

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *