Брат Иисуса Христа 5

Место сестры в церкви

Татьяна Черкасова, г. Екатеринбург: «Хотелось бы подчеркнуть, что кроме предназначения быть женщиной, выполнять роль жены и матери, что, между прочим, определено и для неверующих женщин, женщина-христианка имеет важное предназначение, как член Тела Христова — служить теми дарами, которыми наделил нас Дух Святой. К сожалению, это часто упускается из виду, и Божий замысел о женщине сводится только к семье. Второй, не менее важный, момент — женское служение имеет своей целью помощь братьям-служителям. Поэтому духовно зрелые женщины в каждой поместной церкви направляют свое служение таким образом, чтобы максимально восполнить нужды новообращенных, духовно слабых, молодых и одиноких женщин. Когда мы помогаем женщинам всех возрастов в решении их проблем, тогда пастору становится легче. Хорошо бы пасторы понимали, что женское служение — это не какая-то непонятная самостоятельная структура в братстве…»

Елена Борецкая, Нижний Новгород. «В Нижегородской области и Чувашской Республике избраны две ответственные за женское служение сестры. Организован сестринский комитет, куда вошли все ответственные сестры из церквей региона. Два раза в год проводятся совместные встречи для обсуждения стратегии служения, подведения итогов и составления планов на будущее.

В настоящее время сестры активно принимают участие во всех видах церковного служения, оказывая разнообразную помощь братьям служителям. На регулярной основе действуют малые группы: «Молитвенное служение», «Мамы в молитве», «Девушки в молитве», «Мамы дошколят»; группа «Работа с вдовами», «Подростковый клуб для девочек», «Хозяйственное служение» (подготовка конференций, обеды, свадьбы, уборка дома молитвы и т.д.). Действует пять городских центров обучения по Всероссийской программе обучения женщин (BEE/Интраст). В программе задействовано около 70 сестер. Каждая из них рекомендована пастором поместной церкви и несет ответственность обучаться в течение пяти лет и вести малую группу, передавая другим сестрам полученные знания в соответствии с 2-Тим 2:2.

Христианки имеют общение в церкви на богослужении. Однако многие являются только слушательницами, а не активными участницами в жизни церкви. Наиболее эффективно, когда женщины будут также иметь общение в малых группах, где смогут читать Слово Божие, молиться и поделиться своими переживаниями и благословениями. Духовно зрелая женщина имеет общение со своими подругами и может рассказать им о своей жизни с Христом, чтобы потом пригласить их в церковь».

Евгения Пак, г. Красноярск: «Картина женского служения в Красноярском крае выглядит так: с 1999 года в Центральной церкви города Красноярска «Благодать» был организован сестринский комитет. В его состав вошли тринадцать лидеров различных служений: Молитвенное служение, Мамы в молитве, Тавифа, Группа милосердия, Группа вспоможения (помощь на погребениях), Странноприимства, Работа с вдовами и одинокими, Противоабортное служение, Медицинская группа (оказание медицинской помощи во время служений), Хозяйственное служение (подготовка конференций, крещений), Социальное служение (помощь зависимым), Гуманитарная помощь, Детский сад (присмотр за детьми во время богослужений). Дамский клуб.

Сестринский комитет осуществляет выезды в другие церкви края, чтобы поделиться опытом, помощью в организации женского служения, а также для поддержки и ободрения сестер. С сентября 1999 года женщинам была предоставлена возможность Российским Союзом евангельских христиан-баптистов, Миссией Восток-Запад и Библейским институтом заочного обучения BEE/Entrust обучаться по Всероссийской программе женского служения. В этом учебном проекте в нашем крае в настоящее время задействовано более ста женщин, способных обучаться и передавать другим сестрам то, чему они учатся, на основании 2 Тим 2:2 и быть лидерами различных служений».

Екатерина Кокунова, Московская область. «Наше служение существует более пятнадцати лет. Служение Богу в нашем понимании — это жизнь в Боге, которая включает в себя: общение различного рода; прославление Бога; исследование Писания и себя; обучение сестер для их духовного роста и приобретения навыков применения Слова Божьего в реальной жизни; поддержка друг друга в молитве; духовное наставление.

В Московской области в межцерковном служении практически проходят только молитвенные встречи. Мы собираемся, чтобы молиться в согласии за нашу страну и за правительство; за свои города и нужды церквей; за Воскресные школы и все духовные учебные заведения; за военнослужащих; за миссионеров; за летние христианские и не христианские лагеря; за детей; за инвалидов; наркоманов и ВИЧ инфицированных и за реабилитационные центры и многое другое.

В церквах много одиноких сестер, которые особенно нуждаются в общении и поддержке. На эти служения сестры приезжают с радостью, они чувствуют себя нужными Богу и друг другу, получают радость и ободрение от совместного труда, молитвы и прославления Господа. Сестры знакомятся на уровне церквей, что немаловажно для ощущения принадлежности к Вселенской церкви. Делятся опытом упования на Бога, своими нуждами и нуждами церквей, чтобы молиться за церкви и друг за друга.

Мы можем видеть ответы Бога на молитвы, когда наше упование возложено на Него. Кто молится, тот устремляет свой взгляд на Бога, ожидая ответа, а кто не просит, тот не может оценить этот труд, потому и принимает все происходящее как должное.

Для многих сестер молитва — это жизнь. И они с нетерпением ожидают молитвенные встречи, потому что в последствии видят ответы Бога на молитвы на уровне государства. Приезжают и новые сестры, которые еще не получили призвание к труду, но, поучаствовав силу в совместной молитве, с радостью желают молиться дальше. Сестры спрашивают, когда будет следующая молитва. Этот труд особенно дорог для сестер.

В 1997-1999 годах у нас проводились обучающие семинары по индуктивному методу изучения Библии. В результате сестры, которые проходили эти обучения, сейчас составляют костяк ревностных тружениц поместных церквей. Те, кто не учился, являются обычными прихожанками, не жаждущими трудиться. Поэтому мы считаем, что обучение сестер необходимо».

Лия Алиева, г. Кисловодск, директор служения «Мамы дошколят»: «Через наше служение мы хотим помочь верующим мамам расти духовно, строить правильные отношения в семье, воспитывать детей на основании Слова Божьего, нести Евангелие неверующим женщинам и членам их семей через общение, реальную помощь и Библейское наставление».

Вера Изотова, г. Москва. Сейчас много дискутируют по вопросам: Может ли женщина быть пастором? Могут ли женщины заниматься миссионерской деятельностью?

Для ответа на эти вопросы мы должны обратиться к Слову Божию. Когда апостол Павел говорит о месте женщины в Церкви, он не случайно обращает нас к сотворению — Быт. 2:18-20. Назначение женщины определено, как «помощник, соответствующий мужчине». И это слово не ставит женщину ниже мужчины. Бог создал женщину, чтобы она оказывала помощь тому, кто нуждается в этой помощи и не может обойтись без нее. Среди всех животных и птиц Адам не нашел помощника, подобного себе. Помощником, без которого он был не полон, не целостен, была Ева. Посмотрим также на служение женщин в первоапостольской церкви. Женщины присутствовали при сошествии Святого Духа (Деян. 2:1-4).

Первой женщиной, обратившейся к Христу в Европе, была Лидия. Она открыла свой дом в Филиппах для миссионеров: апостола Павла и Силы (Деян. 16:15). Прискилла вместе со своим мужем Акилой подвизались вместе с апостолом Павлом в проповеди Евангелия. Ученица Тавифа (Серна), жившая в Иоппии, творила много добрых дел и милостынь, обшивала вдовиц и пользовалась любовью церкви. У Филиппа благовестника были четыре незамужние дочери, имелвшие дар пророчества и служившие им в церкви (Деян. 21:9). Еводия и Синтихия совершали подвиг благовестия вместе с апостолом Павлом (Флп. 4:2). Фива была диаконисой церкви в Кенхреях (Рим. 16:2). Мать Руфа окружила материнской заботой не только своего сына, но и апостола Павла. В первоапостольской церкви были пророчествующие и молящиеся женщины (1 Кор. 11:5). Нас вдохновляют эти примеры служащих Богу женщин. Однако среди них мы не видим ни одной женщины, которая была бы пресвитером или епископом церкви.

Что касается благовестия, Библия говорит, что женщины могут заниматься проповедью Евангелия, возвещать людям о Христе. Мы вспоминали женщин, которые совершали служение благовестия вместе с апостолом Павлом. Иисус Христос повелел женщинам рассказать о Его воскресении.

Что для этого нужно? Сейчас стало весьма популярным слово мотивация. Единственная мотивация к Благовестию — это к людям! Если мы не скажем им о Христе, то они погибнут. В книге «Оставленные» Джерри Дженкинса и Тима ЛаХэйя на меня произвело сильнейшее впечатление описание вознесения Церкви. В одно мгновение с земли исчезли десятки миллионов людей, практически все дети. Исчезновения сопровождались страшными катастрофами в воздухе и на земле. Пастор церкви «Новая Надежда» оставил людям видео-послание с объяснением того, что произошло, и что их ожидает.

Бог вручил нам послание о Своей любви: «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их» – 2 Кор.5:19; Ин.3,16. Каждая христианка должна и может нести его людям. Особенно тем, кто искренне ищет Бога. Много для этого знать не требуется. Чтобы вооружиться важными принципами благовестия, необходимо читать Евангелия и книгу Деяний Святых Апостолов. Если есть возможность, изучить фундаментальный курс «Благовестие и Наставничество», а также перенимать опыт у христиан, которые занимаются проповедью Благой вести.

Для меня толчком к личному благовестию послужила «История неизвестного евангелиста мистера Генора» из Сиднея.

Проблема состоит не в том, что мы недостаточно знаем о благовестии, а в том, что, зная о спасении во Христе, мы не идем с Благой вестью к людям. Мы живем в последнее время. Восхищение Церкви может произойти в любое мгновение. И мы должны донести Божественное послание всем людям.

Сестра

Нас три сестры. Полина, Варя и Ляля.

Вернее, я — Полина, и они — Варька-с-Лялькой.

Мы всю жизнь вместе. В песочнице, во дворе, в школе, в спальне, на прогулке, в храме…

А сейчас, когда я живу отдельно, пожалуй, даже больше.

Уже нет постоянного общего дома, совместных плясок под попсу, рыданий, секретиков, гомерического хохота на ночь, и «кто взял мой ресфедер!» Осталось только какое-то железобетонное спокойствие: есть они. Его не заменят ни мама с папой, ни бабушка с дедушкой, ни даже муж.

У сестер своя часть в душе — сестринская.

И мне просто страшно представить, как некоторые живут без сестер, или просто сестры, или, хотя бы, брата.

А еще страшнее слышать, как некоторые сестры продают родительский дом и делят вырученные деньги. Некоторые даже судятся.

В нашем роду (до тех пор, куда я помню) всегда были сестры. Надеюсь, если у меня будут дети, они тоже будут не «ребенок», а именно дети. Потому что самая глупая глупость думать, что ребенок проживет нормально и так.

Конечно, родители, друзья, любимые… Но ведь и слепой от рождения может только представлять, как прекрасен мир. А «один» от рождения тешить себя надеждой, что что жизнь полна и без слова «сестра».

Мама, спасибо тебе, что ты никогда не была эгоисткой.

Никакую карьеру, квартиру, «одному, но зато ВСЕ» (или чем там еще объясняют) не станешь провожать с такой горестью, как сестру, которая уже завтра будет радостно кричать в трубку: «Мама, скорей! Полина звонит!»

Братья Господни

(27 голосов: 4.9 из 5)

  • Кто именуется в Евангелии «братьями» Господа Иисуса Христа Закон Божий
  • Братья Господни А. П. Лебедев
  • «Братья» и «сестры» Иисуса Христа Е. Верещагин

Бра́тья Госпо́дни – так в Евангелии (Мф.12:46-48); (Ин.7:3-5) и других источниках именование, относимое преданием к детям св. праведного Иосифа Обручника (нареченного мужа Девы Марии), от его первого брака, либо к родственникам Иисуса Христа (по человеческому естеству).

В Новом Завете упоминается не менее 6-ти лиц, которые названы «братьями» и «сестрами» Иисусовыми. Нет сомнения в том, что они были или считались родственниками Христа Спасителя по плоти. Имена сестер Его не названы; братья же именуются Иаковом, Иосией, Иудой и Симоном (Мф.13:55-56); (Мк.6:3). B (Мф.27:56) матерью Иакова и Иосии названа некая Мария, а в (Мк.15:40) об этой Марии говорится как о «матери Иакова меньшого и Иосии». Евангелист Иоанн свидетельствует, что во дни земной жизни Христа «братья» Его «не веровали в Него» (Ин.7:5), однако сразу же после Вознесения мы находим их среди учеников (Деян.1:13-14). Апостол Павел говорит о братьях Господних и в частности об Иакове, который с 40-х гг. стал руководителем Иерусалимской христианской общины.

Ни в церковных преданиях, ни в библейских исследованиях нет однозначного ответа на вопрос о степени родства братьев Господних к Иисусу Христу и между собой. Единственное, что Предание Церкви решительно отвергает, это взгляд некоторых протестантов, согласно которому братья Господни были родными братьями Иисуса. В Евангелиях мать Иакова и Иосии названа по имени (Мария), но она явно не отождествляется с Девой Марией. Даже рационалист Ренан вынужден признать, что назаряне называли Христа «Сыном Марии», потому что Он был известен «как единственный сын вдовы».

Начиная с первых веков христианства, высказывалось несколько предположений о братьях Господних, ни одно из которых не стало господствующим.

а) Братья Господни были детьми Иосифа Обручника от первого бpaкa. Taк думали автор Ев. Иакова, Ориген, Климент Александрийский, свт. Епифаний Кипрский. Эта гипотеза вполне правдоподобна, но она не может быть распространена на Иакова меньшого и Иосию, поскольку они были сыновьями Марии, одной из женщин, сопровождавших Христа.

б) Братья Господни были детьми Марии, родственницы Пресвятой Девы или же Иосифа и т.о. приходились Христу Спасителю двоюродными или троюродными братьями. В (Ин.19:25) названа некая Мария Клеопова (т.е. жена Клеопы), которая, по-видимому, тождественна с матерью Иакова меньшого и Иосии. Из текста Ин. явствует, что она была сестрой Девы Марии, хотя некоторые экзегеты считают, что в словах «сестра Матери Его, Мария Клеопова» речь идет о двух женщинах. Древние церковные предания, сохраненные в Ев. Иакова, не допускают, что у Девы Марии были родные сестры. Однако Мария Клеопова могла быть двоюродной сестрой Богоматери. Такого мнения придерживались блж. Иероним и блж. Августин. Противники его ссылались на то, что греч. слово братья означает только родных братьев. Однако следует помнить о семитической основе Евангелий. В евр. языке слово ахим может означать разные степени родства (ср. (Быт.13:8); (Быт.19:15); (3Цар.12:24) и др.).

в) Согласно гипотезе Ренана и русского православного историка Лебедева А.П., Клеопа был братом Иосифа Обручника и поэтому их жены именовались сестрами. Иаков Праведный и его брат Иуда были детьми Иосифа от первого брака, а Иаков Меньшой, Иосия, Симон (и второй Иуда?) и «сестры» Иисусовы – детьми Клеопы, Марии».

Из «Библиологического словаря» священника Александра Меня

«Братья» и «сестры» Иисуса Христа

Эпизод, способный вызвать недоумение. «И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк.8:19-21; см. также Мф.12:46-50; Мк.3:32-35).

Конечно, в ответе Иисуса присутствует метафора, то есть под братьями понимаются просто единомышленники, духовно близкие люди, но пришли к нему и ждали его, несомненно, родственники по плоти.

Более того, одного из братьев Иисуса по плоти мы хорошо знаем. О нем сообщает апостол Павел, когда говорит о своем путешествии в Иерусалим, где он повидался с апостолом Петром и с апостолом Иаковом: «Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня» (Гал.1:19). Апостол Иаков был первым христианским епископом Иерусалима: он был известен своей праведной жизнью, что, однако, не помешало толпе растерзать его в 62 г н.э. (или в 66-м). Сохранилось замечательное Соборное послание апостола Иакова, являющееся одним из самых ранних произведений христианской литературы. Между прочим, в православном месяцеслове в день памяти автора этого послания (23 октября по старому стилю) так и сказано: «Апостола Иакова, брата Господня по плоти».

Встречается в Евангелии упоминание и о сестрах Иисуса.

Есть такое крылатое выражение: «Несть пророка в отечестве своем». Оно означает: выдающегося человека обычно не ценят там, где он родился и хорошо известен. Подобно многим другим крылатым изречениям, и это восходит к одному евангельскому эпизоду.

Вы знаете, что, хотя Иисус родился в Вифлееме, городе на юге Палестины, в области, называемой Иудеей, свое детство он провел в городе Назарете, расположенном в области Галилея на севере Палестины. Так вот, однажды в Галилее, «в отечестве своем», Иисус проповедовал в одной из синагог. «… и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марин, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем» (Мк.6:2-4; см. также Мф.13:54-57; Лк.4:22-24; Ин.4:44).

Обратите внимание: здесь не только по именам перечисляются братья Иисуса, но и говорится о его сестрах.

В повествовании о рождении Иисуса есть место, которое как бы подсказывает, что у Иисуса были родные братья и сестры. У Матфея говорится, что Дева Мария «родила Сына Своего первенца» (Мф.1:25), и Лука ему вторит: «И родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли…» (Мф.2:7). По-русски можно сказать, что, предположим, Ваня первенец, если известно, что за ним были другие дети. Если же других детей не было, то обычно говорят, что Ваня — единственный ребенок, и в таком случае слово первенец неуместно.

Между тем оно разрешается, если принять во внимание, что смысловое пространство ивритского слова ’ахей, равно как и слова ’ахут, значительно шире соответствий в русском языке — брат и сестра. Братьями и сестрами назывались не только люди, происходящие от одного и того же отца и от одной и той же матери, но вообще все родственники человека, более или менее равные ему по возрасту. Не только сводные или двоюродные братья и сестры, но вообще все родственники, даже такие, которых в нашей культуре мы назвали бы дальними. Так, братьями Иисуса по плоти считались не только дети Иосифа, обручника Девы Марии, от предыдущего брака, но и, например, тот же Иаков, мать которого, по имени Мария (она упоминается в Мф.27:56), приходилась родственницей Деве Марии. Таким образом, житель Палестины имел многих братьев и сестер, и совсем не обязательно, чтобы у его матери были еще дети. Поэтому когда в Евангелии говорится о братьях и сестрах Иисуса, этим совсем не утверждается, что он не был единственным — «единородным» — ребенком.

А что касается слова первенец, то оно соответствует греческому слов уprotōtokos, буквально «перворожденный», но в конечном итоге должно передавать смысл ивритского слова-понятия бехор. Слово бехор не содержит никакого упоминания о числительных: бехор — это сын, который «разверзает ложесна» женщины, и совсем не предполагается, что после него были еще братья. Братья могут быть или не быть, но родившийся сын непременно называется бехор, потому что по обычаю за «бехором» были закреплены многие преимущества. Только «бехора» посвящали Богу, присваивали ему особенное достоинство, при разделе ему принадлежала двойная доля имущества отца, а во время отсутствия отца в доме «бехор» считался его представителем (и даже его собственная мать была у него в подчинении). По этой причине «бехорство» — по-русски это понятие не совсем точно передается как «первородство» — было вожделенным достоянием: не случайно в Ветхом Завете праотец Иаков выкупил его у подлинного «бехора» Исава (за пресловутую чечевичную похлебку). Первородство другого ветхозаветного персонажа, Рувима, перешло к его брату Иосифу вследствие совершенного Рувимом преступления. Следовательно, первородство —бехора(х) — это понятие не генеалогическое, а юридическое, оно не предполагает, что у «бехора» есть еще непременно младшие братья.

Кстати, в Евангелии не случайно подчеркнуто, что Иисус был «бехором». Лишь первородного младенца мужского пола приносили в Иерусалимский храм, где совершалась очистительная жертва матери, а сам ребенок представлялся «пред лице» Господа. По этому закону и Иисус был принесен в Иерусалимский храм: «…как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу…» (Лк.2:23). Об этом событии мы вспоминаем в праздник Сретения.

После сказанного, думаю, понятно, что ни именование Иисуса первенцем, ни упоминания о наличии у него братьев и сестер на фоне еврейского языка и культуры отнюдь не противоречат тому, что он был единственным сыном Девы Марии. Греческий язык, на котором были написаны евангелия, был средством отражения другой культуры, поэтому, когда ему пришлось стать зеркалом для культуры Палестины, он привнес от себя некоторые смыслы, реально способные ввести в заблуждение. Соответственно эти смыслы затем перешли и в христианский славяно-русский язык, сформировавшийся на базе греческого.

Глава из книги Е. Верещагина «Современная библеистика в общедоступном изложении». М. Лада, 2013.

См. также: РОДОСЛОВНАЯ ИИСУСА ХРИСТА

В эти дни, приближаясь к святой Пятидесятнице, мы читаем в книге Деяний святых апостолов о молитве Церкви: «Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его» (Деян. 1:14). Мы видим, как священнописатель особенно выделяет здесь Матерь Господа, Которая явно была окружена особенным почитанием уже среди апостолов. Молитва Церкви, по которой сходит Святой Дух — молитва, которую Церковь совершает вместе с Пресвятой Богородицей.

Книга Деяний святых апостолов

Но обратим внимание и на помянутых здесь же «братьев Иисуса». Мы знаем их имена: «Иаков, Иосия, Иуда и Симон» (Мк. 6:3).

Прежде всего, что значит здесь слово «братья»? В Библии оно может означать разные степени родства: родных, сводных, двоюродных. Некоторые протестантские толкователи считают, что после Иисуса у Марии были дети от Иосифа, и речь здесь идет о них.

Это предположение больше связано с историей Реформации, чем с библейским текстом. В свое время деятели протестантской Реформации резко восстали против почитания католиками Девы Марии, полагая, что Она как-то затеняет Господа Иисуса как единственного Посредника между Богом и человеками. Кроме того, они видели (с некоторым основанием) в почитании Девы одну из духовных опор монашества — института, который Реформация также стремилась упразднить.

Но если мы обратимся к библейскому тексту, то заметим, что братья Иисуса ведут себя по отношению к Нему довольно высокомерно — скорее, как старшие по отношению к младшему, а не наоборот. «И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя… И пришли Матерь и братья Его и, стоя дома, послали к Нему звать Его» (Мк. 3:21–31). Мы понимаем, почему мать пошла с братьями — из любви к Сыну, но как объяснить поведение самих братьев? В патриархальном обществе старшинство значило очень много, и если бы младшие братья повели себя так по отношению к старшему, это было бы крайне скандально.

В Евангелии от Иоанна мы видим со стороны братьев не просто неверие, а такой взгляд свысока, который был бы необъясним, если бы они были младшими, но совершенно понятен, если они старше и видят в поведении Господа Иисуса нарушение того, что они почитают должным порядком: «Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. Ибо и братья Его не веровали в Него» (Ин. 7:3–5).

То есть Писание, скорее, указывает на братьев Иисуса как на родственников, которые старше Его, а потому явно не могущих быть детьми Марии. Церковный историк Евсевий Кесарийский приводит мнение, что они являются детьми святого Иосифа от первого брака. В самом деле, если Иосиф был благочестивым вдовцом, это хорошо объясняет и то, что после повествования о детстве Господа Иосиф больше не упоминается в Евангелии — вероятно, он был значительно старше Марии и к тому времени уже скончался.

Но нам стоит обратить внимание и на другое — удивительный переворот, который происходит в братьях Господних. Сначала мы видим людей неверующих, даже неприязненных; потом эти же люди оказываются в Церкви среди ее благовестников. В деяниях мы видим их молящимися со всей Церковью, а святой апостол Павел в Первом послании к Коринфянам упоминает их наряду с апостолами (см. 1Кор. 9:5).

Святой Иаков, брат Господень, несколько раз упоминаемый в Писании (Гал. 1:19; Деян. 12:17; 15:4–29; 21:18), является автором одного из новозаветных посланий. Другое послание — святого апостола Иуды — также принадлежит одному из братьев Господа.

Что же могло произвести такую перемену?

Неверующие выдвигают разные теории, чтобы хоть как-то объяснить несокрушимую веру учеников в воскресение Господа. Все скептики так или иначе предполагают, что ученики не могли смириться со страшной смертью своего Лидера, и вот, наконец, каким-то загадочным образом поверили в то, что Он воскрес.

У таких построений много слабых мест. И одно из них — то, что братья Господа не верили в Него до Его смерти и воскресения. А значит, произошло нечто такое, что сделало их из презрительных скептиков пламенными благовестниками. И это могло бы только одно: Господь Иисус, их Сродник, воскрес из мертвых.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *