Братусь психолог

История развития мировой науки и отдельных ее областей показала, что направление развитию науки, прежде всего науки университетской, задается школами, тем объединением, содружеством ученых, которые не просто обмениваются мыслями, идеями, разработками, но которые стремятся к чему-то общему, у которых есть яркие лидеры, сплачивающие вокруг себя единомышленников, коллег, учеников.

Это касается любых сфер науки, в том числе психологии. Психология как наука также развивается благодаря школам – психоанализа, бихевиоризма, гештальт-психологии и так далее.

История Московской школы христианской психологии восходит к началу 90-х годов прошлого столетия, когда на факультете психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова под руководством профессора Бориса Братуся и священников РПЦ, выпускников факультета психологи МГУ Бориса Нечипорова и Иоанна Вавилова были организованы первые семинары по христианской антропологии и психологии.

В 2016 году Московская школа христианской психологии была официально зарегистрирована как научная школа в Московском православном институте святого Иоанна Богослова Российского православного университета.

Руководителем Школы – является Борис Сергеевич Братусь. Его главные соратники, так же стоящие у истоков развития этого направления, – это Виктор Иванович Слободчиков, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО и Федор Ефимович Василюк, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии МГППУ, главный научный сотрудник психологического института РАО, президент Ассоциации понимающей психотерапии. Членами Московской школы христианской психологии являются многие замечательные отечественные психологи: профессора А.Ф. Копьев, Т.П. Гаврилова, А.Н. Кричевец, Е.В. Орестова, преподаватели Московского православного института святого Иоанна Богослова И.Н. Мошкова, Н.В. Инина, Н.Г. Храмова, Т.А. Климова, А.В. Лызлов и др. Кроме того, Московскую школу христианской психологии представляют и перспективные молодые ученые – выпускники факультета психологии, несущие в себе большой заряд творческой энергии и вносящие свой вклад в развитие христианской психологии.

Московская школа христианской психологии сыграла и продолжает играть ключевую роль в возрождении, становлении и развитии христианской психологии в России, ею были сформулированы положения, конституирующие христианскую психологию как особое направление отечественной психологической науки.

Для развития науки всегда важно, чтобы образовался некий центр, не отменяющий разные формы и направления, а консолидирующий усилия, позволяющий в содружестве развивать общее дело. Можно с уверенностью сказать, что в настоящее время именно Московская школа христианской психологии является тем центром, площадкой, вокруг которой формируются и живут основные линии и стратегии развития христианской психологии в России, в свою очередь, вносящие вклад в мировую науку.

Хороший психолог может многое — помочь снять тревожность и страхи, наладить отношения, пережить потерю близкого, найти свое призвание, а главное, улучшить качество жизни. Оставаться один на один с пережитым стрессом не стоит. Терпеть душевную боль так же вредно и опасно, как боль физическую. Может само пройти, а может и обернуться непоправимой бедой.

В США за психологической помощью обращается 40% населения. В России этот показатель существенно ниже — всего 10–15%, и это при том, что жизнь у нас сложная и нестабильная. Для современного человека психологическая помощь — это не роскошь, это необходимость.

Миссия нашей Мастерской — обеспечивать психологические услуги на высоком международном уровне и сделать их максимально доступными для всех. У нас вы сможете подобрать специалиста, исходя, в том числе, из материальных и территориальных возможностей. Не обязательно разбираться в направлениях психотерапии и знать разницу между психологом, психотерапевтом и психоаналитиком. Просто позвоните нам, и мы посоветуем необходимого специалиста.

Также на сайте можно задать вопрос и предварительно познакомиться с понравившимся кандидатом.

Психологическая мастерская Лилии Лукаш предлагает широкий спектр услуг по починке душевных страданий и реконструкции жизненных сценариев. Каждый наш специалист — это настоящий мастер в своей области. Вы можете обратиться за консультацией для решения наболевшей проблемы, а также за индивидуальной психотерапией — самой эффективной и глубокой работой над собой.

Родился 19 апреля1945, окончил факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова в 1968 году.

Доктор психологических наук (1989), профессор (1993), заслуженный профессор МГУ (2002), действительный член Академии естественных наук Российской Федерации (1993), член-корреспондент Российской Академии Образования (1993), иностранный член-корреспондент Общества психологов здравоохранения Кубы (1980). Заведующий кафедрой общей психологии (2001).

С 1968 г. работает на факультете психологии МГУ (с 1990 г. в качестве профессора кафедры общей психологии).

С 1993 г. является также заведующим Лабораторией философско- психологических основ развития человека Психологического института РАО.

В области клинической психологии в 70-е годы было проведено одно из первых в отечественной психологии монографическое исследование изменений личности при хроническом алкоголизме в зрелом возрасте. Была выдвинута оригинальная концепция, раскрывающая психологические закономерности возникновения и развития внутренней зависимости от наркотика. В начале 80-х годов осуществлено развернутое психологическое исследование хронического алкоголизма в подростковом возрасте. Помимо алкоголизма объектами исследования были психологические особенности личности при эпилепсии, психопатиях, неврозах и других видах аномалий.

В обобщающих клинический опыт трудах дана целостная концепция психического здоровья, основанная на разработке представлений о структуре и функциях мотивационно-смысловой сферы, выделении специфических уровней и параметров психического и личностного здоровья. В рамках данной концепции проблема аномального развития впервые в отечественной психологии рассмотрена в тесной взаимосвязи философско-методологического, общепсихологического, патопсихологического и конкретно-прикладного планов. Работы по клинической психологии получили широкое научное признание и стали основанием для многих последующих психологических исследований аномального развития личности. Целый ряд трудов этого цикла изданы на иностранных языках, включая перевод итоговой монографии (Anomalies of the Personality. From the Deviant tu the Norm. Orlando, 1990).
Параллельно с исследованиями в области клинической психологии разрабатывает общепсихологические проблемы, связанные главным образом с изучением смысловой сферы личности, функционированием смысловых образований, анализом структуры самооценки, динамики уровня притязаний, особенностей соотношения реальных и идеальных целей деятельности.
С середины 70-х гг. все более важное место стали занимать так же исследования психологических закономерностей нравственного развития личности, опыты построения философско-этических оснований психологического знания, проблемы связи психологии и религии.
В работах Братуся и его сотрудников получает обоснование новое для отечественной психологии направление, названное христиански ориентированным, или христианской психологией. Итогом является подготовленное под редакцией Братуся первое в России учебное пособие для вузов по христианской психологии.
Опубликовано более 180 печатных работ, в том числе 12 монографий.

Основные научные труды:

  • «Психологический анализ изменений личности при алкоголизме” (1974),
  • «Психологические аспекты нравственного развития личности” (1977),
  • «Нравственное сознание личности” (1986),
  • «Психология, клиника и профилактика ранних форм алкоголизма” (1984, в соавт.),
  • «Аномалии личности” (1988),
  • «Психология. Нравственность. Культура” (1994),
  • «Начала христианской психологии” (1995, ред. и соавт.).

С 11 ноября 2017 года по 14 февраля 2018 года в Московском Православном Институте святого Иоанна Богослова прошел обучение по программе повышения квалификации «Основы христианской психологии».

Профессор Б.С. Братусь и преподаватели Московского Православного Института святого Иоанна Богослова А.В. Шувалов, А.Н. Харьковский со слушателями курсов

Цель программы – формирование у слушателей представления об основах христианской психологии, ее теории и практики.

На курсах подробно излагались мировоззренческие основы христианской психологии и антропологии, духовные и психологические основы семьи и брака, проблемы зависимости и созависимости, конфликты отцов и детей в современном мире.

Профессор Б.С. Братусь

Занятия проходили в форме лекций и бесед, во время которых слушатели могли задать и обсудить как с преподавателями, так и между собой интересующие их вопросы, поделиться своим видением поднимаемых проблем и личным опытом. По-христиански теплые взаимоотношения, возникшие на курсах, полные открытости и внимания друг к другу, создали особую доверительную атмосферу и возможность обсуждения собственных трудностей.

В конце программы слушатели защищали рефераты по предложенным им на выбор темам. Также предоставлялась возможность написать работу и на собственную интересующую их тему. Защиту работ принимала комиссия из трех человек, в состав которой входили: научный руководитель факультета психологии МПИ св. Иоанна Богослова проф. Б.С. Братусь и преподаватели института А.В. Шувалов, А.Н. Харьковский. Выпускники курсов в течение десяти минут рассказывали о своем исследовании, после чего члены аттестационной комиссии задавали вопросы и предлагали всем слушателям участвовать в его обсуждении.

Тема моего реферата: «Богословие и психология – проблема взаимоотношения в науке и практике».

Хочется отметить, что доброжелательная атмосфера всей программы обучения, возникшая между обучающимися и преподавателями, временами разбавленная тонким юмором председателя комиссии Б.С. Братусем, так же создала для защищающихся благоприятную и поддерживающую обстановку, что в конечном итоге способствовало успешной защите всех представленных рефератов.

Спасибо Марии Кондратьевой и Евгении Туманян – кураторам курсов дополнительного образования Московского Православного Института святого Иоанна Богослова за организацию занятий и рассылку необходимых материалов.

Благодарю коллег за создание теплой, искренней и продуктивной атмосферы во время занятий и поздравляю с успешным окончанием курсов, желаю всем успехов в профессиональной деятельности!

Дмитрий Дементьев

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ»

(по материалам сайта МПИ св. Иоанна Богослова)

Занятия проводятся два раза в неделю, в течение трех месяцев. Объем курса – 118 академ. часов.

Данная программа особо актуальна для поступающих в вузы по направлениям «Психология», для работников сфер социального служения в храмах РПЦ, а также психологов-консультантов, занимающихся практической деятельностью и желающих повысить уровень компетентности в области христианской психологии.

Вводная лекция

  1. Введение в теоретическую и практическую христианскую психологию

Модуль 1. Психология в современном мире

  1. Психология в кругу наук и времен
  2. Богословие и психология – проблема взаимоотношения в науке и практике
  3. Проблема этического в психологии
  4. Переживание и молитва
  5. История психологии
  6. Философия психологии

Модуль 2. Личность – норма и аномалии

  1. Проблема психологии возраста
  2. Психология взросления человека
  3. Основы психологии индивидуальности
  4. Фундаментальные эмоции
  5. Аксеология высших смыслов
  6. Бытие человека в мире. Пространственное и временное измерения в психологической практике
  7. Психосоматика в обыденной жизни
  8. Психология зависимости: от алкоголя до компьютера
  9. Философско-психологические предпосылки диалогического общения. Диалогический подход
  10. Практическое применение диалогических форм общения в психотерапии и психологическом консультировании

Модуль 3. Духовные и психологические основы семьи и брака

  1. Культурно-психологические предпосылки супружеской жизни
  2. Духовные и психологические проблемы брака
  3. Конфликты отцов и детей в современном мире. Духовные и культурно-психологические аспекты
  4. Психолого-педагогические основы воспитания детей в семье
  5. Психология человечности
  6. Духовно-психологические аспекты здоровья человека
  7. Ребенок перед лицом тяжелой болезни
  8. Моральное развитие ребенка
  9. Вариации на тему гендерной психологии

Модуль 4. Социальная психология

  1. Социальная психология и ее место в системе научного знания
  2. Проблемы приходского консультирования – от научно-богословских проблем к практическим вопросам
  3. Основные типы социальной жизни в свете христианского учения
  4. Психологические особенности современных школьных реформ
  5. Человек перед лицом вечности. Психология умирания

Модуль 5. Психология религии

  1. Перспективы христианской психологии
  2. Психология религии
  3. Деструктивные психотехники и психокульты
  4. Тупики психологии. Критика трансперсональных практик
  5. Сектанты: методики воздействия на сознание адептов

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *