Будете гонимы за имя мое

Аудио

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 10, ст. 16–22.

10.16. Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

10.17. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас,

10.18. и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.

10.19. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать;

10.20. ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.

10.21. Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;

10.22. и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

(Мф. 10, 16–22)

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, содержат слова Спасителя, адресованные всем Его верным последователям и предупреждающие о грядущих гонениях и опасностях.

Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас (Мф. 10, 17), – указывает Спаситель. В Иерусалиме находился синедрион, верховный суд иудеев, но в каждом городе и в каждой деревне был свой местный синедрион. И в таких синедрионах судили, а потом при синагогах побивали тех, кто публично исповедовал веру во Христа, которую иудеи считали ересью.

Бичевания были в то время обычны у иудеев. Еврейский бич состоял первоначально из одной только плети; и тогда, согласно закону, давали сорок ударов без одного. Но впоследствии этот бич начали устраивать из трех плетей, причем давали тринадцать ударов, так что как раз и выходило тридцать девять; а если нанести следующий удар, то это было бы уже нарушением закона, который запрещал наносить осужденному больше сорока ударов.

Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Опять Он располагает их к бодрствованию, обрекая и здесь их на злострадания, а злодействовать попуская другим; и это для того, дабы ты знал, что победа и славные трофеи даются претерпеванием бедствий».

Далее Господь предупреждает: и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками (Мф. 10, 18). Фраза о правителях и царях относится к разбирательствам в римских судах, таким, как, например, суд над апостолом Павлом, о котором он пишет во Втором послании к Тимофею.

И действительно, христиане получали чудесную возможность проповедовать о Христе, когда они представали перед судом. Когда мы читаем о судах над мучениками, среди которых многие были людьми малообразованными или даже неграмотными, часто складывается впечатление, что перед судом стоят выдающиеся ораторы.

Христианская вера внушала самым простым людям такой страх перед Богом, что они не испытывали страха перед людьми. И это мужество вызывало интерес к новой вере и привлекало новых последователей.

Александр Павлович Лопухин пишет: «Под правителями и царями можно разуметь вообще каких бы то ни было лиц, к которым иудеи или язычники по своей злобе могли повести проповедников… страдания апостолов должны были служить свидетельством о Христе пред всеми людьми, перед которыми ученики будут страдать, безразлично, перед иудеями, или перед языческими правителями и царями».

Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их (Мф. 10, 21). Гонениям, о которых пророчествует Спаситель, подверглись не только апостолы, но вообще все христиане. Однако, несмотря на свирепость этих гонений, проповедь апостолов проникала всюду: и в самом Риме было множество семей, некоторые члены которых были тайными христианами.

Когда же христианская религия была объявлена вредной, а христиане подлежащими истреблению, то в таких смешанных в религиозном отношении семействах началась страшная вражда. Правительство требовало, чтобы на христиан доносили, чтобы их выдавали властям для казни, и тогда брат доносил на брата, отец на детей, дети на родителей. Ненависть и предательство господствовали, а любовь была забыта. Само слово «христианин» стало ненавистным для язычников.

Завершает Свою речь Господь такими словами: претерпевший же до конца спасется (Мф. 10, 22).

Блаженный Иероним Стридонский так поясняет эти слова Господа: «Действительно, добродетель состоит не в том, чтобы положить начало, а в том, чтобы дойти до совершенного конца».

Таким образом, Спаситель ободряет Своих последователей мыслью о том, что через терпение в страданиях они сохранят себя для вечной жизни.

И эти слова, дорогие братья и сестры, мы должны держать в своих сердцах, поскольку они являются великим утешением для тех, кто не отступает от верности Господу, претерпевая страдания. Если мы подвергаемся тяжким испытаниям и страданиям в этой жизни, но смиренно и терпеливо несем свой крест за Христом, то этим спасаем свои души.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Часть книги: «Предостережения Нового Завета».

В Евангелии от Матфея Господь Иисус продолжает эту тему, говоря:

Матфея 24:9-13:
«Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется».

Некоторые люди полагают, что здесь Господь говорит о последних днях. Они будут правы. Но разве мы не живем в последние дни? Я не хочу начинать эсхатологическую дискуссию, поскольку, это не является темой нашего исследования. Но если бы речь не шла о последних днях, то неужели слова Христа были бы менее значимы для нас? Он сказал: «Претерпевший же до конца спасется». В отрывке Евреям 3:14, который мы недавно изучали, прослеживается та же мысль: «Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца». Вера – это дистанция, которую нам необходимо пробежать. Но для этого нам потребуется терпение. Те, которые выдержат и добегут до конца, а не до середины пути, будут спасены. Те же, которым не хватит терпения добежать до конца, не будут спасены. Поэтому, автор послания к Евреям ободряет нас, говоря:

Евреям 10:35-39:
«Итак, не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души».

Нам необходимо терпение, чтобы, «исполнив волю Божию, получить обещанное». В 1 Иоанна 2:25 говорится:

«Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная».

Вечная жизнь является Божьим обетованием. Но, чтобы получить ее, нам нужно претерпеть до конца. Тем людям, которые сойдут с дистанции, не претерпев до конца, не будет дарована вечная жизнь. Автор послания к Евреям снова ободряет нас:

Евреям 12:1-2:
«Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия».

Нам необходимо пробежать дистанцию веры. Есть только один способ, как это сделать – с терпением проходить поприще, «взирая на начальника и совершителя веры Иисуса». Мы принесем плод, о котором говорилось в притче о сеятеле и который символизирует, что мы – истинные ученики Христа, если будем терпеливо проходить наше поприще, пристально глядя на Иисуса и Его обетования:

«А упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Лк. 8:15).

Здесь употребляется одно то же греческое слово, что и в текстах Евреям 10:36 и 12:1, которое переводится, как «терпение». Представители четвертой категории – это те люди, которые приносят плод в терпении, пребывая на Христовой лозе, и продолжают свой забег веры, взирая на Господа. Пусть каждый из нас будет находиться в четвертой категории людей. Если кто-нибудь из нас все еще не там, тогда пусть он/она покается перед Богом, и с терпением будет проходить «предлежащее… поприще».

и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется

Стих буквально повторяется у Марка 13:13 и Луки 21:17. (У последнего, впрочем, без последней половины, которая заменяется в 21:19 словами: «терпением вашим спасайте души ваши”). Указывается на предмет ненависти, но не указывается на ее причину. Другими словами, ненависть ко Христу начинается и продолжается как бы без всякой причины, только потому, что Он Христос. Одно только имя Его способно возбуждать во многих людях ненависть. Ясно, что тут есть какие-нибудь тайные причины, на которые Он не указывает прямо, но вполне понятные. Слишком высоки идеалы, слишком высоки требования, которые, как кажется на первый раз, неприложимы к жизни и проведение которых требует тяжкой борьбы. А где борьба, там и ненависть, которая отсутствует только разве в немногих случаях, не относящихся собственно к борьбе. Выражение «всеми” объясняют различно. По одним это выражение поставлено вместо «многими” (Феофилакт); по другим — это только популярное выражение всеобщей ненависти; исключения исчезали из виду (Мейер и Морисон). Ни то, ни другое объяснение, по-видимому, не могут считаться удовлетворительными. Выражение будет понятнее, если мы опять обратимся к представлению о борьбе, когда люди разделяются на два лагеря. Люди противоположного или враждебного лагеря и называются здесь «всеми”. Для них будет служить предметом ненависти даже только одно имя Христа. Дальнейшее выражение в греч. можно понимать двояко: «за имя Мое претерпевши до конца — он спасется”; или, как в русском: «будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевшие же” и проч. Если бы было первое, то артикль пред словом «претерпевший” заменен бы был артиклем пред «за имя Мое» (ср. 24:13). Выражение «до конца” объясняют также различно: конец страданий учеников, конец жизни, разрушение Иерусалима и проч. Но гораздо лучше объяснять, конечно, «до конца страданий”, потому что в этом, по-видимому, и заключается самая сущность дела. «Важно не начало, а завершение”, говорит Иероним.

Толковая Библия.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *