Часовня Павла таганрогского

Келья Святого Павла (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

В центре Таганрога можно увидеть небольшой глиняный домик, будто бы вросший в землю. Домик этот пользуется особенным уважением в народе. Ведь здесь провел часть жизни подвижник Святой Блаженный Павел Таганрогский, который особенно почитается жителями города. Слава об этом богоугодном человеке разошлась за пределы Таганрога еще задолго до его смерти. Очень многие спешили сюда, и выходили из кельи старца обновленными духовно и излеченными телесно. Канонизация состоялась на рубеже 20 и 21 веков, а святые мощи Блаженного хранятся в Свято-Никольском храме, недалеко от места, где провел он свои земные годы.

В келье Святого Павла все осталось также, как и при жизни подвижника. Здесь можно увидеть в какой скромной обстановке обитал человек великих духовных сил. Повсюду иконы, свечи, лампады, из предметов мебели лишь простые лавки и горшки, используемые как подсвечники.

Святой Блаженный Павел Таганрогский (Павел Павлович Стожков) родился 8 ноября 1792 г. в Черниговской губернии. Наречен Павлом он был в честь Святого Павла исповедника, и с первых лет жизни обнаружил в себе стремление к спасению и праведной жизни. По достижении 20 лет молодой человек получил наследство от отца, которое составило обширные угодья и несколько сот душ крепостных, это было очень солидное состояние. Но поскольку душа его была далека от земных забот, Павел отпустил всех своих крепостных на волю. Конечно, такой поступок здорово удивил соседей и знакомых семьи. После этого Павел, исполняя свою давнюю мечту, отправился в странствия по святым местам Руси.

Путешествие это было долгим, в общей сложности заняло около 10 лет. В итоге дорога привела его в Таганрог, где он и остался.

Поселившись в городе, Павел становится известен своей скромной жизнью, тем, что посещает все церковные богослужения, строго постится и усердно молится, жертвует на храмы. К божьему человеку потянулись послушники. Господь даровал Павлу дар исцеления и слухи о чудесных выздоровлениях разнеслись далеко за пределы города. В Таганрог со своими бедами, горестями и хворями потянулись люди со всей губернии. За свою жизнь подвижник жил в разных местах города, а последние годы провел в квартире на Депальдовском, ныне Тургеневском переулке. В это небольшом домике старец и встретил свою кончину. Сейчас этот дом называется подворьем старца Павла или, как принято в народе, кельей Святого Павла.

Усмиряя плоть, святой спал лишь на жесткой скамье, а вместо подушки подкладывал под голову какую-нибудь одежду. Святой Павел вел аскетичную жизнь и к этому же призывал свою паству.

Комната, где Святой Павел Таганрогский возносил молитвы, была вся в иконах, повсюду горели свечи и лампадки. Усмиряя плоть, святой спал лишь на жесткой скамье, а вместо подушки подкладывал под голову какую-нибудь одежду. Святой Павел вел аскетичную жизнь и к этому же призывал свою паству. Очень многие приходили к нему в эту небольшую келью, получали духовное или физическое исцеление. Почитать его стали еще до кончины, которая последовала в марте 1879.

Долгожданное событие случилось в Таганроге в последний год двадцатого столетия: 20 июня 1999 состоялась канонизация Блаженного Павла Таганрогского и перенесение его мощей в Свято-Никольский храм.

Это Святой Павел предсказывал еще при жизни: «Понесли Павла на могилу, а с могилы да в собор».

Святой Павел Таганрогский Адрес: Тургеньевский переулок, 82.

22 августа Управлением социальной защиты населения г.Таганрога была организована благотворительная экскурсия для инвалидов «Дорога к Храму».

Ее участниками стали члены общественных организаций Всероссийского общества инвалидов и общества глухих, в том числе инвалид-колясочник. Для экскурсии депутатом Городской Думы города Таганрога В.В. Селивановым был предоставлен автобус, специально оборудованный для перевозки лиц с ограниченными возможностями. Поездку сопровождали представитель Управления социальной защиты населения г. Таганрога, сурдопереводчик и медсестра.
Участники экскурсии познакомились с историей православных святынь Таганрога, посетили Свято-Никольский храм и Церковь Всех Святых на Старом кладбище. Особый интерес присутствующих вызвало посещение мест, связанных с местночтимым святым Павлом Таганрогским. Участники экскурсии посетили келью Старца Павла, где все осталось так же, как и при жизни подвижника.
Благодаря увлекательному рассказу экскурсовода Ангелины Владимировны Матковской время пролетело незаметно. У присутствующих было множество вопросов о старинных захоронениях, истории строительства Храмов и жизни Старца Павла. «Дорога к Храму» стала не только познавательной экскурсией, но и подарила ее участникам возможность посетить Святые места родного города.

Доклад благочинного приходов Таганрогского округа протоиерея Алексея Лысикова на Таганрогских Рождественских чтениях

Рассматривая историю Церкви как летопись святости, можно увидеть, что в каждый исторический период миру являлись те виды святости, которые отражали возможности спасительного пути и образцы христианской жизни, созвучные состоянию Церкви именно в этот отрезок времени.

Так, в первые века христианства Церковь явила миру апостолов, чьим главным деланием была проповедь о Христе. Последующие несколько веков – время мучеников, своею кровью свидетельствовавших об истинности этой проповеди. Далее настает время преподобных, опытом своего духовного делания подающих примеры устремления к богоподобию…

Но в самые ближайшие к нашей эпохе столетия наиболее ярко и выразительно святость предстает в Церкви праведными и блаженными. Особенность этих святых в том, что, не принимая монашеских обетов, живя в миру, они достигали личной праведности.

Именно в последние три века земной Церкви были необходимы образцы воплощения евангельского благовестия в личном подвиге простого человека.

Здесь можно вспомнить имена блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской, праведных Иоанна Кронштадского и Алексия (Мечева), преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Феодоровны и многих других, чья жизнь в самой гуще мира, с его скорбями и страстями, стала свидетельством претворения Евангелия в человеческом бытии.

Приникая к образцам святости, земная Церковь стремится приоткрыть тайну, во всей полноте доступнойлишь Церкви Небесной. Какими скупыми иногда кажутся строки жития святых, где вехи их земного пути идут спокойной чередой. Как понять духовный облик человека, приблизившегося к Богу еще при жизни?

Перечисляя имена людей, ставших солью русской земли 19-20 веков, нельзя пройти мимо подвига местночтимого в Донском крае блаженного Павла Таганрогского.

Читая его житие, еще и еще раз задаешься вопросом – где та отправная точка, из которой вырастает святость, каков вектор души, устремляющий ее к Богу?

Понять подвиг блаженного Павла сегодня современным людям очень важно.

Время, в которое жил Павел Павлович Стожков, можно охарактеризовать как кризисное для веры и Церкви. Тогда, как и сейчас, большая часть российского общества именовала себя православными христианами, но, сколько из этого большинства имело ясные представления об истинной духовной жизни?

Жизнеописание блаженного Павла Таганрогского, составленное по воспоминаниям знавших его людей – неоценимый и единственный источник, который донес до нас живой, реальный образ святого старца.

Житие повествует о духовных назиданиях старца Павла, его прозорливости, благодатной помощи и чудесам по его молитвам – т.е. о событиях, по которым, как по ярким маякам было возможно простым людям, ищущим живой веры, распознать истинную святость. Это и понятно, ведь автору жизнеописания было необходимо показать современникам необычность духовного пути этого человека, поражающего одновременно простотой и величием.

Встреча со старцем Павлом для многих людей становилась точкой отсчета новой жизни, переворотом в их судьбе. Приходя к этому простому человеку, живущему в самых суровых условиях, люди вдруг соприкасались со святостью, получали образец христианского подвига.

Несмотря на уникальность и достоверность этого жизнеописания, сама суть святости блаженного Павла Таганрогского осталась тайной, которую мы будем пытаться открывать снова и снова.

Опираясь на скупые свидетельства, дошедшие до нас, мы можем увидеть, что еще в юности Павел Стожков глубоко воспринял идею личного спасения. Он пережил, как говорил наш современник, митрополит Антоний Сурожский, встречу с Богом.

Нередко случается так, что человек пребывает в лоне Церкви, участвует в ее таинствах и богослужениях, но Бог для него остается сокрытым. Человек остается как бы вне духовной сферы, и жизнь в Церкви остается для него лишь системой культурных ценностей и переживаний. Самого главного – встречи со Христом – у этого христианина не происходит.

Из житий святых мы узнаем о непосредственной встрече человека с Богом, когда Он становится так близко к человеку, что невозможно от него отвернуться и допустить сомнение в Его присутствии. Это происходило с ветхозаветными святыми, так было с апостолом Павлом и другими.

Вот как об этом говорит митрополит Антоний Сурожский: «Есть подвижническое слово святого Макария Великого, в котором он себе задает вопрос: где начинается вера? Каким образом человеческий опыт делается верой? Что такое вера, какова ее природа? И вот, приблизительно, что он отвечает (к тому, что он говорит, я прибавлю кое-что для пояснения). Он говорит: бывает, что чувство близости Божией делается таким сильным, охватывает нас так глубоко, держит нас с такой силой, что кроме этого чувства Бога, мы ничего больше чувствовать не можем. Мы не можем больше мыслить, наши мысли остановлены созерцанием, мы только можем чистым умом глядеть в эту тайну приблизившегося к нам Бога. Наше сердце заполнено этим опытом, даже наше тело уже над собой не имеет власти. Мы и этот опыт — одно и то же, мы не можем одновременно его переживать до конца. Это состояние, говорит Макарий, состояние блаженства, когда мы так чувствуем Бога, что нам не только ничего другого не нужно, — мы ничего другого не знаем и ни о чем другом не знаем.

И этого, говорит Макарий, было бы достаточно для того человека, кому это дано, но у Бога есть забота не только о том, кто оказался способным на это переживание, у Него забота тоже и о тех, которые еще не дошли до этого, которым нужны свидетели, вестники. И Бог отходит от человека. И в какой-то момент, в какое-то мгновение человек вдруг сознает самого себя, опыт этой бесконечной, всепронизывающей близости Божией уже неактуален. Это не опыт данного мгновения, но сомнения в нем никакого не может быть, уверенность в том, что этот опыт только что был, — такая же яркая, как сознание окружающего мира, которое только-только начинает всплывать в чувствах, в мыслях, в восприятии. И это мгновение, когда вдруг то, что было опытом, становится уверенностью, безусловной уверенностью, но не опытом данной минуты, и есть мгновение, когда опыт стал верой»

Мы можем предположить, что будущий святой Павел Павлович Стожков пережил эту встречу в юности, и она произвела на него такое сильное воздействие, что, как свидетельствует жизнеописание, в шестнадцатилетнем возрасте, он оставил родительский дом и ушел на целый год в паломничество по святым местам необъятной России.

Особенно дорог его душе был Соловецкий монастырь. Тот, кто побывал в этой обители, знает, насколько труден там монашеский подвиг, и насколько глубокое впечатление оставляет его атмосфера на паломников. И еще несколько лет после возвращения из этого путешествия молодой человек взращивает в своей душе тайное желание отдать себя на служение Богу.

Наконец, в возрасте 25 лет, получив немалое по тем временам наследство он, как первые христиане, раздает все свое имущества, отпускает на волю крепостных крестьян и, следуя внутреннему зову, отправляется по святым местам. В каких монастырях он был, с какими подвижниками общался – все это для нас останется загадкой…

И вот, в 35 лет, он появляется в Таганроге – провинциальном торговом городе на Юге России, ведет простой образ жизни, нанимаясь на поденные работы.

Богослужение становится центром его жизни, каждый его день начинался с литургии в храме. И, мало-помалу, к нему стали приходить люди, привлекаемые запечатленной на нем благодатью Божией. Слова его были исполнены силы, несли характер прозорливости. Все это не могло быть сокрыто, и через некоторое время народ дает Павлу Павловичу наименование старца. Постепенно вокруг него возникает церковная община, состоящая из мирян, старающихся подражать его жизни.

Образ святости Павла Таганрогского с одной стороны, уникален для того времени тем, что он находит путь к праведности по-своему, как бы минуя признанный путь восхождения. А с другой стороны, его подвиг встроен в традиции церковного благочестия, уходит корнями в первые времена христианства. Смысл его поучений заключается в том, что в духовной жизни не бывает мелочей – строгость соблюдения постов и молитвенных правил не была самоцелью, а опытным постижением духовной реальности.

Святость – это высшая степень творчества, где человек во взаимодействии с Богом преображает свою душу, проходя путь подвижничества. И Павел Таганрогский своей жизнью показал необходимость подвига для спасения души.

О том, что народная любовь вынесла славу о нем и в высшие слои тогдашнего общества, свидетельствует упоминание о старце Павле в книге крупнейшего бытописателя и краеведа Таганрога П.П. Филевского «История города Таганрога», в главе о храме свт. Николая: «Так как религиозная жизнь не ограничивается пределами церковной ограды, то, говоря о церкви св. Николая, нельзя не упомянуть о прихожанине ее Павле Павловиче Стожкове, дворянине Черниговской губернии, который, будучи человеком глубоко религиозным, посвятил свою жизнь всецело служению Богу. Он сгруппировал около себя и других религиозных энтузиастов обоего пола, которые составили под его авторитетом братство неофициальное, негласное, но искреннее и полное живого участия друг к другу, где бы и в чем бы это ни случилось. Более всего братья и сестры служили благолепию храмов. Павел Павлович постоянно заказывал службы, в особенности в бедных церквях, посылал просфоры, масло для лампад и пр. Он умер в 1879 году, и могила его стала святыней для преданных почитателей»

Смерть подвижника собрала огромное количество его почитателей, а протоиерей Василий Бандаков, любимый таганрожцами, в проповеди в день погребения старца рассказал о видении, бывшем ему в эту ночь: ангелы возносили душу блаженного Павла к Престолу Божию.

Вначале, на месте погребения старца была построена деревянная часовня, а, впоследствии, каменная, где над могилой была сооружена мраморная гробница. Все это говорит о широком почитании старца, ведь такие постройки совершались только по благословению правящего архиерея.

О том же свидетельствует жизнеописание, составленное священником Иоанном Алексеевым и изданное с разрешения церковной цензуры в 1911г.

Ученица и преемница старца Мария Величко осуществляла переписку с товарищем оберпрокурора Священного Синода князем Николаем Жеваховым о возможном прославлении старца, что и осуществилось в 1999г. При большом стечении народа и небывалом для Таганрога сонме духовенства – более 300 священников, мощи старца были открыты, подняты и перенесены со старого кладбища в Никольский храм.

Так Церковь земная прославила своего подвижника в лике святых, а свидетельством радости Небесной Церкви была радуга в зените солнца, вставшая над Никольским храмом.

С каждым годом все больше и больше людей узнает о святом блаженном Павле Таганрогском, припадая к его мощам, получает духовное утешение. Год от года это почитание растет, и сейчас, по благословению Главы Донской митрополии Высокопреосвященнейшего Меркурия идет подготовка к прославлению его в лике вселенских святых.

  • Описание
  • Паломничества (21)
  • Поездки сюда (2)

Описание Часовни над могилой Старца Павла на Старом кладбище в г. Таганрог

Старец Павел (Стожков Павел Павлович, 1792-1879) — дворянин, уроженец Черниговской области. В Таганрог прибыл примерно в 40-х годах XIX века. Жил в Тургеневском переулке, 88.

В Таганроге добывал средства для существования черновой работой, нищенствуя и неся подвиг юродивого. Всей своей жизнью, в особенности в последние годы, подвигами поста и молитвы, раздачей нищим всего, что сам приобретал, он достиг глубокого почитания, преимущественно среди простого народа. Он был народным лекарем и пророком.

«Он был великий сердцевидец. Он проникал в душу человека, понимал ее и потому мог влиять на нее. Он не говорил с толпой, не влиял на нее, но говорил с каждым человеком отдельно по душе, близко принимая к душе то, чем болел его собеседник, и старался облегчить его душу, потому к нему и шли больные душой из Таганрога, Синявки, Голодаевки, Ростова, Черкасска…».

П. П. Филевский, 1911 г.

Если прийти и помолиться на могиле старца, то все то, о чем будете просить, непременно сбудется. В 1892 году холера уничтожила в Таганроге 819 человек. После панихиды, отслуженной на могиле старца, холера исчезла.

До 1912 года часовня на могиле старца была деревянной. В 1914 году была освящена новая, отделанная белым мрамором изнутри. Увенчанная пятью куполами подобно храму Христа Спасителя в Москве, с богатым внутренним убранством и росписью, она вмещала до 150 человек.

Под крестом, перевитым терновым венком, была надпись:

«Здесь покоится прах Павла Павловича, целью жизни которого было облегчение страданий ближнего. Возлюбил он сирых, убогих, калек, недужных, нищих, слабых и несчастных и жизнь свою положил за них. Христос, Спаситель, Искупитель, возьми его в свою обитель».

В 1925 году часовня на могиле старца Павла «как очаг мракобесия» была разрушена, а все элементы благоустройства могильного участка стерты с лица земли. Тем не менее, на могилу старца, зафиксированную простым металлическим крестом, в любое время года и в любую погоду не иссякал поток паломников.

Новая часовня на могиле старца Павла была возведена на частные пожертвования в 1995 году.
В 1998 году старец Павел канонизирован как святой Павел таганрогский, а рака с его мощами перенесена в Никольскую церковь. В капличке старца Павла по-прежнему находятся захоронения послушницы Марии Величко и других его сподвижников.

Паломнические поездки к Часовне над могилой Старца Павла на Старом кладбище в г. Таганрог

  • Поездка из Ростова-на-Дону в Часовню над могилой Старца Павла на Старом кладбище в г. Таганрог
  • Поездка из Таганрога в Часовню над могилой Старца Павла на Старом кладбище в г. Таганрог

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *