Человеческое достоинство

В общественно-философской, политико-правовой мысли существуют такие вопросы, которые считаются «вечными проблемами”. Одной из таких общефилософский, общеисторических тем, которые присущи для всех эпох развития человечества, является проблема достоинства человека. Эта проблема имеет большое научное, практическое, социальное значение в эпоху коренных исторических поворотов, переоценки всех ценностей. По этой причине эта тема всегда занимает важное место в философии.

Достоинство человека с первого взгляда кажется простым понятием. Однако, это не так. Вереница событий далёкого и близкого прошлого, развитие философской мысли, деятельность человечества показывают что не всякое учение, государство, эпоха, человек способны осилить тяжесть данного понятия. Развитие общества и прогресс культуры невозможны, если в центре не находится полноценная человеческая личность, обладающая чувством собственного достоинства. По мнению С. А. Шаракшанэ, «Достоинство — константа бытия личности, человек не может признать свою жизнь состоявшейся, если он вынужден существовать в условиях, лишающих его чувства собственного достоинства. …Достоинство предполагает разумный образ жизни и разумный образ мыслей, а также самостоятельность, независимость, ощущение собственной значимости и самореализации».

В философской литературе достоинство человека — это философское понятие, выражающее позитивное значение личности, его социальной деятельности. Позитивность проявляется, прежде всего, в том, что «человек — высшая ценность”. В этом полном смысла тезисе, в этой идее, содержащей жизненную философию, отражено то, что каждый человек имеет индивидуальную социально-духовную значимость, абсолютную ценность.

Как известно, в человеческом обществе имеются различные ценности: политические, духовные, личные, национальные, общечеловеческие, ложные (преходящие) и истинные (вечные). Анализ любой системы ценностей показывает, что в них ценность и достоинство отдельного человека и всех людей стоит на первом месте. Потому что человек сам везде ищет ценность, стремится познать и проявить свою ценность, своё достоинство. А.Шопенгауэр называет это волей к жизни, Ф.Ницше — волей к господству, А.Адлер — стремлением к значимости.

Итальянский экономист Галиани ещё в XVIII веке утверждал, что «истинное богатство — это человек”. Представитель философского прагматизма У.Джемс писал, что «и в своей познавательной деятельности, и в практической деятельности мы творцы… человек создаёт истину в отношении к миру” , человек сам — первейшая истина.

В философии XVIII века проблема чести и достоинства личности с наибольшей остротой встала у И. Канта и Г. Гегеля. И. Кант выступает с требованием уважения к достоинству человека, но в основу достоинства он кладет абстрактное понятие моральности и не указывает тех конкретных деловых, духовных, моральных качеств человека, которые определяют его действительное общественное значение. Кант утверждал, что человек как разумное существо никогда не может быть лишь средством подобно простой вещи, а всегда является целью сам по себе. Именно из разумности человека возникает, по Канту, его достоинство особая ценность и значимость людей как личностей . Каждый человек обладает достоинством в силу своей разумности и принадлежности человеческому роду, таким образом, достоинство родовое качество разумных существ. При этом, утверждает великий моралист, каждый должен также признавать и уважать достоинство других людей. Все люди равны в своем достоинстве, в этом смысле среди них нет более значимых и менее значимых.

Большой интерес представляет мысль А. И. Герцена о гармоничном сочетании личных интересов с общественными интересами. В этом заключается высшее нравственное достоинство человека: «Я полагаю, что разумное признание своеволия есть высшее нравственное признание человеческого достоинства». В сочетании личного и общественного в жизни и действиях человека А. И. Герцен усматривал нравственное достоинство человека — человек признается человеком настолько, насколько он сам себя признает человеком.

Среди зарубежных этических концепций понятие человеческого достоинства систематически разрабатывается в прометеизме у сторонников героической этики. Лидером этого направления является Боранецкий, который считал достоинство критерием нравственных понятий. Достоинство — центральная категория этого учения и основа всех ценностей. «Без категории достоинства… в мире не могло бы быть не ценностей, ни любви, ни борьбы, ни целей, ни идеалов, ни надежд»

А.Адлер считает, что подлинная личность всегда сопричастна общественным интересам. Человек, ориентированный на интересы общества в неизбежных уступках интересам других людей возвышает свое достоинство, так как высшая цель человека- служение другим людям и обществу в целом.

Достоинство — ценностное отношение личности к самой себе и отношение к ней других людей. Достоинство является формой проявления самосознания и самоконтроля, на которых строится требовательность человека к самому себе. Достоинство тесно связано с такими свойствами личности, как совесть, честь, ответственность. Развитие достоинства предполагает овладение знаниями этики, индивидуальной и специальной психологии. Обладая достоинством, человек во имя самоуважения не допускает отступлений от своих обещаний, сохраняет мужество в трудных жизненных условиях.

Понятие человеческого достоинства связано с самой сущностью человечности. Неверно, что достоинство преступника не может приравниваться к достоинству настоящего человека, потому, что всё, что вошло в свод основных гражданских прав и свобод возникает из основополагающего — Достоинства. Только благодаря Достоинству, которое присуще каждому человеку, в 1948 году была создана «Декларация прав человека» в Преамбуле которой записано: — «Все люди равны в своём достоинстве, Достоинство присуще всем членам человеческой семьи». Что же касается имени или положения в Обществе, каждый зарабатывает их сам.

Люди отличаются друг от друга, но понятие человеческого Достоинства связано с тем, что каждый из нас неповторим. Не было и не будет точно такого же человека, с теми же мыслями, с тем же опытом.

Все общечеловеческие ценности, онтологическая основа всех правовых и политических норм, их суть происходят из принципа «Я существую, значит я имею достоинство”. Основная социальная ценность, абсолютное достоинство человека не в том, что он является основной производительной силой в создании материальных и духовных богатств, а в том, что личность существует в пространстве и времени как самостоятельная единица, имеющая свои цели, свои неприкосновенные права и свободы.

Жизнь человека, его достоинство, его ценность своими социологическими и гносеологическими корнями тесно связаны с гуманизмом. Гуманизм — означает «борьбу за всесторонне проявление ценности человека, его свободы, способностей, обеспечение счастья человека, его равноправной, справедливой жизни, создание всех условий для проявления всех принципов человечности” .

Индивидуальность, её конкретный вид играет большую роль при переходе к свободному обществу, где ценится человек. Приоритет индивидуальности является сущностным признаком современного мировоззрения, основой и целью прогресса общества. Как подчеркивал И. А. Каримов, «в отношениях человека и государства интересы человека должны быть приоритетными”.

Конечно же, в сложных социальных структурах структурные единицы не ограничиваются человеком. При рассмотрении проблемы ценности и достоинства человека, кроме принципа «Каждый человек — высшая ценность”, необходимо рассматривать также сущность и содержание социально-политического строя, стабильность демократических, правово-политических механизмов, их развитие или кризисное состояние, их направленность на признание ценности человека или на непризнание и т. д. За все это отвечают не невидимые безличные структуры, а реальные люди. Таким образом, если общечеловеческая сущность идеи ценности и достоинства человека имеет характер абсолютных принципов, то, в свою очередь, ей присуща и ответственность.

Имеются различные взгляды, различные подходы к раскрытию понятия «достоинство человека”. В частности, русский философ В.Соловьев пишет, что «ценность человека и его духовное значение впервые проявляются в персональной жизни”.

Таким образом, суть понятия человеческое достоинство видится в онтологической основе прав человека, во взаимном уважении общества и личности, государства и гражданина, человека и человека, то есть в толерантности.Мыслители прошлого видели достоинство и честь человека в его правах и свободах. Без прав человека его ценность становится нереальным понятием. В свою очередь, права человека тоже начинаются с осознания его достоинства и ценности. Следовательно, в общественной жизни «каждый человек — высшая ценность”, и в процессе такого становления личность для государства и общества, государство и общество для личности составляют ценность. Личность в осознании ценности себя и других, должна обладать также и правами человека.

В настоящее время Узбекистан признает и соблюдает международные акты по правам человека. «В Республике Узбекистан демократия основывается на общечеловеческих принципах, согласно им человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неприкосновенные права являются высшей ценностью” .

Литература:

1. Ўзбекистон Республикасининг Конституцияси. — Т., 1999.

2. Мустақиллик: Изоҳли илмий-оммабоп луғат. — Т., 2000.

3. Джеймс У.Прагматизм. — М., 1910.

4. История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. И. И. Богута.-М.: Мысль, 1995.

5. Кант И. Критика чистого разума. М.: изд-во ЭКСМО, 2006.

6. Новейший философский словарь. Сост. и гл. н. ред. Грицанов А. А. 3-е изд., испр. — Мн.: Книжный Дом, 2003.

Только в честной и бескорыстной деятельности заключается условие человеческого достоинства. В. Г. Белинский

Чувство гуманности оскорбляется, когда люди не уважают в других человеческого достоинства, и еще более оскорбляется и страдает, когда человек сам в себе не уважает собственного достоинства. В. Г. Белинский

Гадок наглый самохвал; но не менее гадок и человек без всякого сознания какой-нибудь силы, какого-нибудь достоинства. В. Г. Белинский

Нельзя принижать человека, не принижаясь вместе с ним. Б. Вашингтон

Уметь переносить несовершенство других есть признак высшего достоинства. Г. Винклер

Нет ничего полезнее доброго имени, и ничего не создает его так прочно, как достоинство. Л. Вовенарг

Сознание своих сил увеличивает их. Л. Вовенарг

Кто уважает себя — внушает почтение другим. Л. Вовенарг

Гордость людей низких состоит в том, чтобы постоянно говорить о самом себе, людей же высших — чтобы вовсе о себе не говорить. Ф. Вольтер

Счастлив тот, кто быть самим собою может. Ф. Гагедорн

Для меня всегда оставалось загадкой, как это люди считают за честь для себя унижать своих сограждан. М. Ганди

Вера в себя есть нечто прекрасное, ибо это признак человека, сознающего свои способности. Т. Гоббс

Уважение к людям есть уважение к самому себе. Д. Голсуорси

Уверенность — самая могучая творческая сила. М. Горький

Много умеет, кто много на себя рассчитывает. А. Гумбольдт

Уважение других дает повод к уважению самого себя. Р. Декарт

Доверие к самому себе — первое необходимое условие великих начинаний. С. Джонсон

Кто легко склонен терять уважение к другим, тот прежде всего не уважает себя. Ф. М. Достоевский

Гордость нередко бывает препятствием к истинному величию. М. Жанлис

Если бы мы все обладали разумною гордостью, в мире не было бы столько мерзостей. И. Зейме

Кто самого себя не уважает, того, без сомнения и другие уважать не будут. Н. М. Карамзин

Самое страшное неверие — это неверие в себя. Т. Карлейль

Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства. В. О. Ключевский

Хотя гордость не является добродетелью, она мать многих добродетелей. Д. Коллинз

Гордость разъединяет нас еще больше, чем интерес. О. Конт

Гордость без смирения — тщеславие; смирение без гордости — униженность. З. Красиньский

Гордость свойственна всем людям, разница лишь в том, где и когда они ее проявляют. Ф. Ларошфуко

Уверенность в себе составляет основу нашей уверенности в других. Ф. Ларошфуко

Если бы нас не одолевала гордость, мы не жаловались бы на гордость других. Ф. Ларошфуко

Человеку легче казаться достойным той должности, которой он не занимает, нежели той, в которой он состоит. Ф. Ларошфуко

Признак истинного достоинства человека в том, что даже его завистники вынуждены его хвалить. Ф. Ларошфуко

Человеческое достоинство, — этого в мире капиталистов искать нечего. В. И. Ленин

Ничего не имею против того, чтобы быть ниже людей, более достойных, чем я. В. Либкнехт

Гордость — благородная страсть — не слепа по отношению к собственным недостаткам. Этим отличается надменность. Г. Лихтенберг

Лучше заслужить почет и не иметь его, нежели иметь его, не заслужив. Марк Твен

Для пролетариата смелость, сознание собственного достоинства, чувство гордости и независимости — важнее хлеба. К. Маркс

Достоинство есть именно то, что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство. К. Маркс

Презрение к самому себе — это змея, которая, никогда не давая покоя, вечно гложет сердце, отравляет нам всякую радость жизни и переполняет сердце ядом человеконенавистничества и отчаяния. К. Маркс

Живет лишь тот, кто не для одного себя живет. Менандр

От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько их от излишнего к себе уважения. М. Монтень

Человек, себя за ничто почитающий, не может к другим иметь никакого почтения и в обоих случаях являет низкость мыслей. Н. И. Новиков

Гордость есть двух родов: одна благородная — это желание быть лучшим, желание совершенствоваться; такая гордость — принадлежность великих людей. А. Ф. Писемский

Мне никогда не случалось видеть, чтобы человек с благородной гордостью в душе выказывал гордость в своей осанке. Ж.-Ж. Руссо

Никто не может быть счастлив, если он не пользуется своим собственным уважением. Ж.-Ж. Руссо

Истинной мерой достоинства человеческого сердца является способность любить. М. Севинье

Стараться быть самим собою — единственное средство иметь успех. Стендаль

Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других людей. В. А. Сухомлинский

Духовное богатство немыслимо без чувства собственного достоинства. В. А. Сухомлинский

Мужское достоинство состоит, в частности, в том, чтобы не быть нахлебником. В. А. Сухомлинский

Без самоуважения нет нравственной чистоты и духовного богатства личности. Уважение к самому себе, чувство чести, гордости, достоинства — это камень, на котором оттачивается тонкость чувств. В. А. Сухомлинский

Воля к самоуважению и самоутверждению, обнаруживающаяся в человеке, дает ему силу сопротивляться, чтобы не быть раздавленным судьбой. Э. Тельман

Гордость русского человека — скромность. А. Н. Толстой

Человек гордый уважает не себя, а то мнение, которое о нем составляют люди; человек с сознанием своего достоинства уважает только себя и презирает людское мнение. Л. Н. Толстой

Человек без самолюбия ничтожен. Самолюбие — архимедов рычаг, которым землю с места можно сдвинуть. И. С. Тургенев

Только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а ,вместе с тем и нравственности, и счастья. К. Д. Ушинский

Человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы. Л. Фейербах

Чувство собственного достоинства развивается только положением самостоятельного хозяина. Н. Г. Чернышевский

Сознание своего достоинства делает умного человека более скромным, но вместе с тем и более стойким. Ф. Честерфилд

Кто сам говорит о своих достоинствах, тот смешон, — но кто не сознает их — глуп. Ф. Честерфилд

Самолюбие не так заслу кивает осуждения, как не;. достаток самоуважения. В. Шекспир

Истинная гордость очень застенчива и боится людского суждения. Н. В. Шелгунов

Не то жалко, что человек лишился своих денег, дома, имения, — все это не принадлежит человеку. А то жалко, когда человек теряет свою истинную собственность — свое человеческое достоинство. Эпиктет

Джованни Пико делла Мирандола, обучаясь в Парижском университете в 1485-86 годах, ознакомился с многочисленными текстами греческих, арабских и еврейских философов…

Работа с этими текстами послужила отправной точкой для разработки им собственной философской системы.

В 1486 году 23-летний философ составил «900 тезисов по диалектике, морали, физике, математике для публичного обсуждения», рассчитывая защищать их на учёном диспуте в Риме, для участия в котором – по мысли автора – нужно было пригласить учёных со всей Европы…

«Специально созданная по распоряжению папы Иннокентия VIII комиссия теологов отнесла некоторые из тезисов Пико к еретическим, а после отказа автора признать правильность этих обвинений, вызвавшего резкое недовольство папы, еретическими были объявлены все тезисы. Пико вызвали в суд инквизиции, от суровых последствий которого его спасло только заступничество Лоренцо Медичи (Тогдашний правитель Флоренции – Прим. И.Л. Викентьева). Диспут не состоялся, но написанная для вступительного слова к нему «Речь о достоинстве человека» сделала имя Джованни Пико делла Мирандола широко известным в Италии и за её пределами. «Речь» Пико стала программной в гуманистическом движении конца XV — начала XVI в. Последние годы своей недолгой жизни Пико провёл во Флоренции в кругу гуманистов Платоновской академии, пользовавшихся покровительством Лоренцо.

В сочинении Пико дано философское обоснование достоинства человеческой природы в новом гуманистическом его понимании.

Опираясь на античные идеи — человек-микрокосм, человек — центр Вселенной — и связывая их с христианским учением о сотворении человека, Пико изменяет главный смысл последнего (человек создан по образу и подобию Бога) и приходит к заключению, что человек сам — свободный творец собственной природы, что является, по мысли философа, исключительной привилегией человека, предопределённой тем, что именно он должен оценить величие мироздания — божественного творения — и возвыситься благодаря этому над всеми прочими смертными существами.

Эту мысль Пико выразил следующими словами: «Но, закончив творение, пожелал мастер, чтобы был кто-то, кто оценил бы смысл такой большой работы, любил бы её красоту, восхищался её размахом». Создав человека и поставив его в центре мира, возгласил творец: «Не даём мы тебе, о, Адам, ни определённого места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанности ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определён в пределах установленных нами законов. Ты же, не стеснённый никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире».

Итак, согласно Пико, Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по своему образу и подобию, но предоставил ему самому творить свой образ. Центральное положение в мире обеспечило человеку близость и влияние всех прочих творений бога. Восприняв их важнейшие свойства, человек как свободный мастер окончательно сформировал свою сущность и тем самым возвысился над прочими творениями.

«О, высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, что пожелает, и быть тем, чем хочет!» — восклицает Пико. Свободный выбор, не скованный божественным вмешательством, определяет высокое достоинство человека. Этот гимн творческим возможностям человека, свободному выбору, побудил многих исследователей увидеть в тезисе о свободной воле, отличающей человека от прочих творений, центральный момент учения Пико о достоинстве человека».

Брагина Л.М., Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV веков, М., «Высшая школа», 1977 г., с. 225-226.

«…чем более укреплялась цивилизация, тем чаще отдельным индивидам закрадывалось в голову подозрение, что творят они сами, с минимальной поддержкой таинственных сил извне или вовсе без подобной помощи. Но об этом лучше было молчать — культура не была готова спокойно отнестись к такой ереси. С торжеством монотеизма слово Создатель стало званием божества и писалось с большой буквы. Со времен Аристотеля то, что мы сейчас именуем творчеством, было принято называть «мимезис» — подражание. Ни Данте, ни Петрарка не смели, не умели назвать себя творцами. Нужно было стечение множества обстоятельств, чтобы в экзальтированной атмосфере ренессанской Флоренции Пико делла Мирандола мог решиться на то, чтобы — оставив за божеством акт творения мира и человека — от имени божества всё остальное передать самому человеку: «Сам определишь свою натуру в соответствии с твоей свободной волей».

Глазычев В.Л., Эволюция творчества в архитектуре, М., «Стройиздат», 1986 г., с. 5.

Охрана государством достоинства личности закреплена в Консти­туции России, предусматривающей, что ничто не может быть основа­нием для умаления достоинства личности.

Достоинство личности рассматривается с двух сторон. С одной стороны, достоинство личности — один из важнейших конституци­онных принципов, положенный в основу правового статуса личности, а также регулирующий взаимоотношения человека и государства. С этой позиции закрепление за человеком прав и свобод и их реализа­ция являются проявлением принципа достоинства личности.

С другой стороны, достоинство личности является самостоятель­ным субъективным правом человека. Достоинство личности предпо­лагает определенную оценку со стороны общества и самооценку лич­ностью своих моральных и интеллектуальных качеств. Государство обязано защищать достоинство личности от рождения и до смерти вне зависимости от каких-либо обстоятельств. При этом личность в ее взаимоотношениях с государством является равноправным субъ­ектом, который может защищать свои права всеми незапрещенными способами, в том числе оспаривая решения и действия государства в лице его органов.

Гарантией достоинства личности является конституционное тре­бование о том, что никто не должен подвергаться пыткам, наси­лию, другому жестокому или унижающему человеческое достоин­ство обращению или наказанию. Кроме того, никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Требования защиты достоинства личности в широком объеме со­держатся в отраслевом законодательстве.

В частности, граждане вправе требовать от редакции средства мас­совой информации опровержения не соответствующих действитель­ности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации (статья 43 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»).

Федеральный закон «О полиции» запрещает сотруднику полиции прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему че­ловеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пре­секать действия, которыми гражданину умышленно причиняется боль, физическое или нравственное страдание (статья 5).

Гражданский кодекс Российской Федерации содержит ряд юри­дических механизмов защиты достоинства личности. Так, гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, досто­инство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Наряду с опровержением таких сведений гражданин вправе требо­вать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их рас­пространением (статья 152).

Серьезной проблемой, связанной с защитой чести и достоинства личности, в по­следнее время выступает распространение оскорбляю­щей достоинство человека информации в сети Интернет. Для защиты чести и достоин­ства человек должен пред­ставить в суд доказательства распространения в Интернете порочащих сведений. В дан­ном случае достаточно эффективной формой защиты нарушенных прав может выступать обращение к нотариусу для обеспечения доказательств, включая заверение нотариусом соответствующей интернет-страницы, на которой содержится порочащая информация.

Основные законодательные акты:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации; Уголовный кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  • Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»;
  • Федеральный закон «О полиции»;
  • Основы законодательства Российской Федерации о нотариате.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *