Человек и труд

Историки определили время появления первого человека на Земле – это произошло около 2, 5 миллионов лет назад: тогда он еще был покрыт шерстью и не обладал речью. Его называют «человек прямоходящий” или австралопитек. Около полутора миллионов лет назад ему на смену пришел «человек умелый” – более развитый и имеющий зачатки культуры.

Как жили древние люди: быт

В суровых условиях выжить в одиночку было невозможно, поэтому люди объединялись в общины, где занимались коллективным трудом. Орудия труда у них были общие, добыча также разделялась между всеми членами общины. Благодаря такому устройству появилась возможность передавать знания из поколения в поколение: старшие члены общины обучали младших нужным навыкам, если появлялась новая информация, она добавлялась к уже известной – так происходило ее накопление.

Орудия труда и огонь

Орудия труда древних людей были достаточно примитивными: основные орудия делались из камня, которым потом обрабатывали дерево и кость. Из каменей, откалывая куски нужной формы и размера, первобытные люди делали скребки, рубила и копья, которые пришли на смену просто заостренной палке. Посуда, в основном, изготавливалась из дерева или костей животных. Позже человек научился плести корзины и сети для ловли рыбы. Раскапывая стоянки древних людей, археологи получили массу важных находок, по которым и были восстановлены эти факты.

В то время человек уже пользовался огнем, но добывать его еще не мог, так что костры тщательно сохранялись.

Рис. 1. Древний человек добывает огонь.

Охота и собирательство

Труд уже на этой стадии делился на женский и мужской. Более слабые, женщины, занимались собирательством, отыскивая в лесу травы, корешки и ягоды, а также птичьи яйца, личинки, улиток и т. п. Мужчины уходили на охоту. Как охотились древние люди?

Они не только использовали облавы, но и рыли ловушки, делали капканы.

И охота, и собирательство – это присваивающие формы хозяйства, которые принуждали племена к кочевому образу жизни: опустошая одну местность, они переходили в другую. Когда появились лук и стрелы, пищи стало добываться больше, опустошение происходило быстрее. К тому же стоянки нужно было располагать близко к воде, а это усложняло поиски нового места. Так условия вынудили людей перейти от присваивающей формы к производящей.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Эпоха неолита
  • 2. Счет лет в истории (5 класс)
  • 3. Эпоха мезолита
  • 4. Первобытное общество (6 класс)

Рис. 2. Первобытный охотник.

Земледелие и скотоводство

Сначала люди стали приручать животных, и первым они одомашнили собаку, которая впоследствии помогала пасти стада и охотиться, а также охраняла дом. Затем были приручены свиньи, козы и овцы. Овладев навыками их разведения, древний человек смог завести и крупный рогатый скот. Стада также были общинными.

Последней одомашнили лошадь – это произошло приблизительно в 4 веке до н. э. Самыми первыми, по археологическим свидетельствам, это сделали племена, проживавшие в западной части евразийских степей.

Земледелием занимались женщины. Выглядел процесс посадки так: палкой-копалкой рыхлилась земля, куда кидались семена местных полезных растений. Позже на смену этому примитивному орудию пришла лопата, которая делалась из дерева с помощью каменного скребка, потом ее заменили мотыгой: палкой с суком, а потом палкой с привязанным к ней острым камнем.

Появление неандертальцев

Этот вид человека появился около 200 тысяч лет назад. К этому времени человек уже научился добывать огонь, его жизнь стала более ритуализированной. Из-за наступление ледникового периода люди перешли жить в пещеры, у них появились ремесла, например, выделывание шкур, из которых шили шубы. В тот же период зародилось искусство: рисунки, сделанные рукой первобытного человека, пока были очень примитивны – просто полосы и линии, но скоро появились и изображения животных. Такой развитой формы общения, как письмо, у неандертальцев не было.

Рис. 3. Неандерталец.

Неандертальцы вымерли 30 тысяч лет назад, и причина этого до сих пор не известна. Основная версия – вытеснение более развитыми кроманьонцами, «людьми разумными”.

Что мы узнали?

Из статьи на тему «Древние люди” (5 класс) мы узнали, что, согласно данным археологов, древнейшие люди по истории своего происхождения прошли четыре стадии развития от человека прямоходящего до человека разумного. У них были примитивные орудия труда и оружие, они занимались сначала присваивающими, а затем производящими формами деятельности, жили общинами.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

    Когда на Земле появился первый человек?

    • 1 миллион лет назад
    • 2,5 миллиона лет назад
    • 3, 5 миллиона лет назад
    • 6 миллионов лет назад

Начать тест(новая вкладка)

Оценка доклада

Труд является очень важным фактором, с которым тесно связана вся жизнь каждого человека. Человек трудится для того, чтобы обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни. Труд в жизни каждого начинается еще в самом юном возрасте, когда дети идут в школу. Их труд состоит в получении знаний. Это необходимо для того, чтобы получить образование и специальность, которые помогут устроиться в дальнейшей жизни. После получения образования начинается настоящая взрослая жизнь. Юноши и девушки начинают работать по выбранной специальности. Каждая профессия очень важна, поэтому совсем не имеет значения кем трудиться. Каждая профессия приносит пользу людям и позволяет решать различные их проблемы.

Строитель трудится для того, чтобы были новые здания: больницы, школы, жилые дома. Шахтер в шахте добывает уголь, чтобы могли работать котельные и у нас была горячая вода и тепло. Работа парикмахера также необходима каждому человеку, потому что всем нам нужно иметь опрятный вид и красивую прическу. Каждая профессия незаменима. Не может быть магазинов без продавцов, школ без учителей, больниц без врачей. Все трудятся на благо других людей и своей семьи. Каждый труд оплачивается по заслугам. Получив зарплату за свою работу, человек может купить себе и своей семье необходимые вещи, продукты питания, может оплачивать счета за квартиру, за свет, газ и воду.

Как у военных существуют различные звания, от лейтенанта до полковника и генерала, так и в любой профессии есть возможность роста и продвижения. Все начальники и директора когда-то начинали трудиться обычными рабочими. Они старались, и это дало им возможность через несколько лет стать руководителями и управлять такими же простыми рабочими, которыми раньше были они сами.

Труд развивает человека, позволяет учиться чему-то новому, повышать уровень своего развития и умения. Многие люди осваивают в своей жизни ни одну, а две, три и больше профессий. Имея разные специальности можно работать на совершенно разных предприятиях и остановить свой выбор на той работе, которая окажется наиболее подходящей и будет любимой. Продавец может стать учителем, а сантехник может стать ученым. Все находится в руках каждого человека. Каждый сам выбирает свою профессию и где ему трудиться.

Первые дни мая — это праздники весны и труда! Эти дни объединяют всех, кто сегодня занят делом. Всех, кто считает, пишет, пашет, строгает, копает, строит — в общем, работает!

В разные времена в обществе популярны и престижны разные профессии. Но все они без исключения — достойные и уважаемые. Землекоп, разносчик печатного спама, хирург или страховой агент — любой человек, занятый своей работой, полезен и почитаем. «У каждого дела запах особый», — такими словами начинается знаменитое стихотворение детского писателя Джанни Родари «Чем пахнут ремесла».

По случаю Первомая — праздника, близкого сердцу каждого советского и российского человека, VL.ru предлагает вниманию читателей серию коротких историй о людях и их профессиях.

В шестом выпуске мы расскажем о женщине-помощнике машиниста электропоезда.

Историями о женщинах, освоивших мужскую профессию, сейчас сложно кого-то удивить. Военнослужащие, руководители, таксисты, инженеры, следователи прекрасного пола — довольно распространенное явление. Однако женщину — помощника машиниста встретишь нечасто. Все прелести и тяготы работы на железной дороге прошла Тамара Алексеевна Козырь.

Интерес к технике появился еще в детстве. Семья жила в небольшой деревне между Ригой и Москвой. Держали домашнее хозяйство. «Чтобы заготовить траву, сено, брали серп, мешок – и на мотоцикл! Отец купил себе новый, а старый подарил нам, дочерям, — вспоминает Тамара Алексеевна. — Мы с сестрой запросто ездили в лес за грибами, ягодами. Уже тогда могла сама починить, если ломался в дороге. А в школе очень хорошо давались математика, физика, химия».

Тамара Алексеевна с легкостью поступила в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, сдав математику на «отлично». Учиться пришлось преимущественно в мужском окружении: кроме нее на электромеханическом факультете было всего 4 девушки.

Получив диплом, в котором значилось — «инженер путей сообщения, электромеханик», Тамара Алексеевна начала работать помощником машиниста электропоезда на рейсах «Ленинград — Мга», «Ленинград — Стрельня»: «Помню, мама очень долго не могла поверить, что я электропоездом управляю. Когда она приехала в Ленинград, машинист разрешил проехать на короткую дистанцию и я ее прокатила. Мама всё боялась, пока ехали. Но убедилась!»

Нелегкая работа выпала тогда на женскую долю — в обязанности входило: выполнение техобслуживания при приемке-сдаче электропоезда, контроль оборудования во время ведения поезда, отслеживание работы аппаратов, помощь машинисту. Также нужно было следить за перечнем инструментов (сигнальными принадлежностями, инвентарем) — чтобы все было в порядке и в наличии. Водить электропоезда тоже часто приходилось.

Позднее Тамара Алексеевна ездила и на дальние расстояния – уже на поездах. Дорога «Куйбышев (Самара) – Сызрань» занимала около 12 часов. «Куйбышевский участок, — рассказывает Т.А. — самый грузонапряженный в мире. Там через каждые три минуты шел поезд. В первой же поездке случилась неисправность. И по правилам у нас было всего 10 минут, чтобы ее найти, устранить и поехать дальше — не задерживать остальных. Пока мы «чинились», нам уже звонили по рации, узнавали, почему стоим».

Однако борьба с неполадками – не самое страшное, что ожидает в пути, признается женщина-машинист. Она до сих пор с ужасом вспоминает: «Было уже темно, и на одной из небольших станций двое мужчин вышли на пути. У нас там не было остановки, поэтому ехали не сбавляя хода, остановить состав не успели. Один отпрыгнул, а другого сбили. Он, весь переломанный, еще хотел встать. Когда на станцию приехала «скорая», было поздно — мужчина погиб на месте. А на кузове электропоезда, на пластине в 5 мм, осталась вмятина — такой силы был удар.

По правилам, когда сбивают человека, бригада должна пройти курс психологической реабилитации. Но к нам только милиция приехала. Вышли мы тогда с машинистом: «Ну что, пойдем обедать?» А у меня кусок в горло не лез».

Кроме поистине мужских качеств — крепких нервов, умения быстро анализировать ситуацию и принимать решения — требовалось еще и просто терпение: «Если состав шел порожний, то приходилось пропускать много встречных поездов — грузовых, пассажирских. Мы однажды простояли 8 часов. Нельзя было даже поспать. В любой момент мог загореться разрешающий сигнал семафора».

Но несмотря на сложности профессии, Тамара Алексеевна рассказывает, что ей нравилось работать. Нравилось наблюдать, как меняются места, встречать рассветы и закаты. При этом, отмечает, рабочее время пролетало быстро.

Сейчас Тамара Алексеевна – преподаватель высшей категории владивостокского колледжа машиностроения и транспорта. Обучает будущих машинистов устройству электровоза, электропоезда и их управлению. Сознается, что опыт работы помощником машиниста очень пригодился.

На вопрос, что ждет железную дорогу в будущем — не «пересядем» ли мы полностью на самолеты, отвечает: «Наша страна очень большая, поэтому самые выгодные по себестоимости перевозки всегда будут на ж/д. Чем длиннее интервал, тем дешевле перевозка. Кроме того, возможно, и у нас по всей России когда-нибудь сделают скоростные поезда (как, например, во Франции или в Москве), скорость которых достигает до 500 км/ч. А профессия машиниста или помощника машиниста всегда будет востребована. И сейчас нужны специалисты, в числе которых будут и женщины».

Выпуск №1 о женщине-сварщике с 55-летним стажем

Выпуск №2 о работе докера в торговом порту

Выпуск №3 о нелегкой работе повара и прачки в детском саду

Выпуск №4 о работе сварщика-ремонтника причалов

Выпуск №5 о работе судового механика

Выпуск №7 о работе церковного звонаря

Выпуск №8 о работе гидрометеоролога с 60-летним стажем

Люди труда Составитель: учитель истории и обществознания МБОУ гимназии САН г. Пензы Мокшанцева Ирина Владимировна Из первых букв составьте слово: Упорный Добросовестный Терпеливый Расчетливый Из первых букв составьте слово: Т – терпеливый Р – расчетливый У – упорный Д — добросовестный Люди труда Цель — выяснить роль труда в жизни человека Вопросы: — что такое труд? — разговор об известных людях, прославившихся своим трудом. Задание (работа в парах, группах) Вспомни и запиши 2-3 пословицы или поговорки о труде. Способность к труду отличает человека от животных Харитон Лаптев Исследователь Сибири. В 1739 году преследовал цель исследовать и описать неизвестные берега северных морей. Судно «Якутск». Команда из 45 человек. Братья Лаптевы Харитон Прокофьевич Дмитрий Яковлевич Братья Лаптевы Море Лаптевых – окраинное море Северного Ледовитого океана. В море Лаптевых существует несколько десятков островов, на многих из которых находят хорошо сохранившиеся останки мамонтов. Денис Спиридонович Калмыков Российский контр-адмирал. В 1706 году закончил навигационную школу. В 1713 году – зачислен во флот. Командовал кораблем во время Северной войны, был командиром Астраханского и Кронштадтского портов. В русско-шведской войне 1741-1742 гг. командовал одной из боевых эскадр российского флота на Балтике. Гомбожаб Цэбекович Цыбиков Годы жизни: 1873—1930 гг. Известен как первый фотограф Лхасы и Центрального Тибета. Путешественник, этнограф, востоковед, буддолог, государственный и общественный деятель Российской империи, СССР и Монголии, переводчик, профессор ряда университетов. Ферапонт Петрович Головатый Колхозник-пасечник из Саратовской области, не совершал подвигов на фронтах Великой Отечественной войны. Основоположник всенародного движения помощи фронту – отдал личные сбережения на приобретение самолета для Красной армии. Константин Эдуардович Циолковский Русский и советский философ, изобретатель и школьный учитель. Основоположник теоретической космонавтики. Обосновал использование ракет для полётов в космос, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» — прототипов многоступенчатых ракет. Синквейн Труд 1. _________ (сущ.) 2. _________, _________ (прилаг.) 3. _________, _________, _________ (глаг.) 4. ___________________________. (предлож.) 5. _________ (слово-синоним) Домашнее задание Проект: «Люди труда»

Внеклассное чтение в начальной школе, 2 класс

Рассказы Виктора Голявкина, Александра Раскина для младших школьников

Виктор Голявкин «Моя работа»

Старший брат мастерил приёмник, а младший ходил вокруг и мешал.

— И я работать хочу, — просил он.

— Вот пристал, — сказал старший брат. — На тебе молоток и гвоздь.

Младший нашёл кусок фанеры и приступил к работе.

Тук-тук-тук — вся фанера в дырках!

Даже вся табуретка в дырках.

Даже в пальце чуть-чуть не сделал дырку.

— А ну-ка, — сказал старший брат, — дай сюда. — И прибил фанеру к приёмнику.

— Вот и всё, — сказал старший брат, — готов приёмник.

Младший вышел во двор и привёл ребят.

— Это я сделал. Моя работа!

— Весь приёмник сделал?

— Не весь, конечно, но главную часть. Без неё приёмник бы не работал.

Вот оно как в жизни случается.

Виктор Голявкин «Я пуговицу себе сам пришил!»

Я пуговицу себе сам пришил. Правда, я её криво пришил, но ведь я её сам пришил! А меня мама просит убрать со стола, как будто бы я не помог своей маме, — ведь пуговицу я сам пришил! А вчера вдруг дежурным назначили в классе. Очень мне нужно дежурным быть! Я ведь пуговицу себе сам пришил, а они кричат: «На других не надейся!» Я ни на кого не надеюсь. Я всё сам делаю — пуговицу себе сам пришил…

Виктор Голявкин «Как я помогал маме мыть пол»

Я давно собирался пол вымыть. Только мама не разрешала мне. «Не получится, — говорит, — у тебя…» Посмотрим, как не получится!

Трах! — опрокинул ведро и пролил всю воду. Но я решил, так даже лучше. Так гораздо удобнее мыть пол. Вся вода на полу; тряпкой три — и всё дело. Воды маловато, правда. Комната-то у нас большая. Придётся ещё ведро воды на пол вылить. Вылил ещё ведро, вот теперь красота! Тру тряпкой, тру — ничего не выходит. Куда же воду девать, чтобы пол был сухой? Без насоса тут ничего не придумать. Велосипедный насос нужно взять. Перекачать воду обратно в ведро.

Но когда спешишь, всё плохо выходит. Воды на полу не убавилось, и в ведре пусто. Наверно, насос испортился. Придётся теперь с насосом повозиться. Тут мама в комнату входит.

— Что такое, — кричит, — почему вода?

— Не беспокойся, мама, всё будет в порядке. Надо только насос починить.

— Какой насос?

— Чтобы воду качать…

Мама взяла тряпку, смочила в воде, потом выжала тряпку в ведро, потом снова смочила, опять в ведро выжала.

И так несколько раз подряд.

И воды на полу не стало.

Всё оказалось так просто.

А мама мне говорит:

— Ничего. Ты мне всё же помог.

Александр Раскин «Как папа делал табуретку»

Когда папа был маленьким и учился в школе, он сам сделал табуретку. И он запомнил эту табуретку на всю жизнь. Это была удивительная табуретка, наверное, другой такой не было на всём белом свете.

Так думал и Захар Петрович, преподаватель по труду.

При папиной школе была столярная мастерская.

И Захар Петрович учил ребят в этой мастерской.

Он учил их пилить, колоть, строгать, клеить, ломать и начинать всё снова. Пока не получится. Это был небольшой старичок с очками в железной оправе.

У него была любимая поговорка: «Дело мастера боится». Иногда он к этому добавлял: «А бездельник боится дела».

Захар Петрович начал свой первый урок так:

— Это что?

— Молоток! — закричали все.

— Правильно. А это?

— Гвоздь!

— Верно. А это как называется?

— Доска!

— Очень хорошо. Требуется забить этот гвоздь этим молотком в эту доску с одного удара. Есть желающие?

— Есть! Есть! Есть!

Желающих было много. Но самые сильные ребята не смогли этого сделать. А Захар Петрович взял гвоздь, поставил на доску и ударил. Ударил не очень сильно. Все ахнули: гвоздь вошёл в доску по самую шляпку.

— Главное тут — глазомер и точный удар, — сказал Захар Петрович. — Думаете, я всегда по гвоздю бил? Ничуть не бывало. Стукнешь по пальцу, да ещё тебе хозяин по затылку стукнет. Ты, мол, промазал, а я нет… Вот как нас учили.

Всем стало жалко маленького Захара Петровича.

Но тут он засмеялся и сказал:

— Не бойтесь, я никого бить не буду. Вы сами тут будете хозяева. Всё тут ваше. Для начала поучимся делать табуретки.

Табуретка! Что может быть проще? А попробуйте сами её сделать. Да ещё точно по размеру. Ох, сколько тут надо пилить, строгать, клеить, ломать, начинать всё с самого начала! Ох, сколько работы, сколько сил, сколько умения и терпения для этого надо…

Первую табуретку сделал Миша Горбунов.

— Прошу садиться! — гордо сказал он.

— А ты сам сядь! — предложил ему Захар Петрович.

Миша Горбунов сделал очень важное лицо и осторожно сел на свою табуретку. Она заскрипела и развалилась. Миша сел на пол под общий смех.

— Скоро, да не споро! — сказал Захар Петрович. — Начинай всё сначала. Да не спеши, а то опять народ насмешишь.

Никто не сумел сделать табуретку сразу. Всем пришлось переделывать.

— Ничего, ребята, — утешал Захар Петрович, — не сразу Москва строилась. Вы думали что? Пилить-строгать всякий может? Это верно. Только сперва попотеть надо…

Ребята старались изо всех сил. Ведь это было как на уроке: кто первый решит задачку. И даже интересно. Ведь на задачку не сядешь. Решил — и всё. А тут каждый может сесть на свою табуретку. Да ещё пригласить всех желающих.

Первую, настоящую табуретку смастерила Варя Глазунова. Девочка! Правда, у неё отец был столяром. Он её приучил к рубанку и пиле. И Захар Петрович очень хвалил Варю.

— Стоящая работа! Всем мальчишкам нос утёрла!

Мальчишкам было обидно. Они стали дразнить Варю.

Они ей говорили: «Варварка-столярка!»

А она не обижалась, она только спрашивала:

— А где же ваши табуретки?

И мальчишкам сказать было нечего.

Вторую табуретку сделал всё-таки Миша Горбунов. И мальчишки немного успокоились. Потом как-то сразу все стали сдавать свои табуретки.

Захар Петрович говорил:

— Вроде Володи — похоже на табурет.

Наконец и маленький папа сделал свою табуретку. К тому времени он был весь в царапинах и занозах, а нос и щёки были запачканы столярным клеем. Но ему было не до этого. Его первая табуретка была готова! Даже в день его рождения маленькому папе не было так хорошо и весело, как в день рождения этой табуретки. Наверно, Захар Петрович очень хорошо понимал это.

— А ну, сядь, — сказал он заветные слова.

Маленький папа очень осторожно сел на табуретку. Она даже не скрипнула.

Но тут Захар Петрович прищурился.

— Ножки сосчитай, — тихо сказал он.

Маленький папа очень удивился. Он посмотрел на свои ноги. Их было по-прежнему две. Но тут все мальчики и девочки покатились со смеху, многие даже сели на пол.

Тогда засмеялся и Захар Петрович.

До сих пор маленький папа не может понять, как он умудрился сделать табуретку на пяти ножках. Но она стояла перед ним. И она стоит перед ним до сих пор. И он до сих пор видит эти пять ножек. Пять, а не четыре. И он до сих пор слышит голос Захара Петровича: «Что три ноги, что пять — начинай опять!»

И он думает, что это надо помнить при всякой работе.

Александр Раскин «Как папа выбирал профессию»

Когда папа был маленьким, ему часто задавали один и тот же вопрос. Его спрашивали: «Кем ты будешь?» И папа всегда отвечал на этот вопрос не задумываясь. Но каждый раз он отвечал по- другому. Сначала папа хотел стать ночным сторожем. Ему очень нравилось, что все спят, а сторож не спит. И потом ему очень нравилась колотушка, которой стучит ночной сторож. И то, что можно шуметь, когда все спят, очень радовало папу. Он твёрдо решил стать ночным сторожем, когда вырастет. Но тут появился продавец мороженого с красивой зелёной тележкой. Тележку можно было возить! Мороженое можно было есть!

«Одну порцию продам, одну — съем! — думал папа. — А маленьких детей буду угощать мороженым бесплатно».

Родители маленького папы очень удивились, узнав, что их сын будет мороженщиком. Они долго смеялись над ним. Но он твёрдо выбрал себе эту весёлую и вкусную профессию.

Но вот как-то раз маленький папа увидел на станции железной дороги удивительного человека.

Человек этот всё время играл с вагонами и с паровозами. Да не с игрушечными, а с настоящими! Он прыгал на площадки, подлезал под вагоны и всё время играл в какую-то замечательную игру.

— Кто это? — спросил папа.

— Это сцепщик вагонов, — ответили ему.

И тут маленький папа понял наконец, кем он будет. Подумать только! Сцеплять и расцеплять вагоны! Что может быть интереснее на свете? Конечно, ничего интереснее быть не могло. Когда папа заявил, что он будет сцепщиком на железной дороге, кто-то из знакомых спросил: А КЗ.К Ж6 мороженое?

Тут папа призадумался. Он твёрдо решил стать сцепщиком. Но отказываться от зелёной тележки с мороженым ему тоже не хотелось. И вот маленький папа нашёл выход.

— Я буду сцепщиком и мороженщиком! — заявил он.

Все очень удивились. Но маленький папа им объяснил. Он сказал:

— Это совсем нетрудно. Утром я буду ходить с мороженым. Похожу, похожу, а потом побегу на станцию. Сцеплю там вагончики и побегу опять к мороженому. Потом опять сбегаю на станцию, расцеплю вагончики и снова побегу к мороженому. И так всё время. А тележку поставлю близко от станции, чтобы не бегать далеко сцеплять и расцеплять.

Все очень смеялись. Тогда маленький папа рассердился и сказал:

— А если вы будете смеяться, так я ещё буду работать ночным сторожем. Ведь ночь-то у меня свободная. А в колотушку я уже умею здорово стучать. Мне один сторож давал попробовать…

Так папа всё устроил. Но скоро он захотел стать лётчиком. Потом ему захотелось сделаться артистом и играть на сцене. Потом он побывал с дедушкой на одном заводе и решил стать токарем. Кроме того, ему очень хотелось поступить юнгой на корабль. Или в крайнем случае уйти в пастухи и целый день гулять с коровами, громко щёлкая кнутом. А однажды ему больше всего в жизни захотелось стать собакой. Целый день он бегал на четвереньках, лаял на чужих и даже пытался укусить одну пожилую женщину, когда она хотела погладить его по головке. Маленький папа научился очень хорошо лаять, но вот чесать ногой за ухом он никак не мог научиться, хотя старался изо всех сил. А чтобы лучше получилось, он вышел во двор и сел рядом с Тузиком. А по улице шел незнакомый военный. Он остановился и стал смотреть на папу. Смотрел, смотрел, а потом спросил:

— Ты что это делаешь, мальчик?

— Я хочу стать собакой, — сказал маленький папа.

Тогда незнакомый военный спросил:

— А человеком ты не хочешь быть?

— А я уже давно человек! — сказал папа.

— Какой же ты человек, — сказал военный, — если из тебя даже собака не получается? Разве человек такой?

— А какой же? — спросил папа.

— Вот ты подумай! — сказал военный и ушёл.

Он совсем не смеялся и даже не улыбался.

Но маленькому папе почему-то стало очень стыдно. И он стал думать. Он думал и думал, и чем больше он думал, тем больше стыдился. Военный ему ничего не объяснял. Но он сам вдруг понял, что нельзя каждый день выбирать себе новую профессию.

А главное, он понял, что он ещё маленький и что он ещё сам не знает, кем он будет.

Когда его спросили об этом опять, он вспомнил про военного и сказал:

— Я буду человеком!

И тут никто не засмеялся.

И маленький папа понял, что это самый правильный ответ.

И теперь он тоже так думает. Прежде всего надо быть хорошим человеком. Это важнее всего и для лётчика, и для токаря, и для пастуха, и для артиста. А чесать ногой за ухом человеку совсем не нужно.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 1 классе. В мире растений

Житков «Храбрый утенок»

Снегирёв «Озеро Азас»

Рассказы о школе для 2 класса

Рассказы о природе для 2 класса

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *