Человек изгоняющий бесов

Изгнание бесов — довольно популярная тема. Люди, подозревающие не только одержимость, но и порчу, сглаз или страдающие от тяжелого физического недуга, стремятся попасть на отчитку — особый церковный чин для изгнания бесов. Правильно ли это и что представляет собой экзорцизм в православной традиции — читайте в статье.

В статье:

Изгнание бесов — история обряда экзорцизма

Изгнание бесов или экзорцизм — немаловажная часть богословской науки. В наше время можно отучиться в католическом университете и получить диплом экзорциста. Обряд изгнания бесов из человека очень древний, отсылает интересующегося проблемой к истокам возникновения христианства.

Первым экзорцистом, как указано в Библии, был Иисус Христос. Самое известное библейское сказание из тех, которые касаются темы обряда изгнания бесов, гласит, как Иисус Христос выгнал бесов из человека и вселил их в тела свиней. Одержимые животные бросились в пропасть, что подчеркивает опасность состояния.

Изначально даром изгонять бесов обладал только Иисус Христос. Затем навыки получили апостолы (после того как на учеников Сына Господнего сошел Святой Дух). Последователи апостолов — священнослужители, получившие дар. Во все времена людей, способных изгнать Дьявола, было крайне мало.

Отчитки от бесов были популярны в Средневековье. Известно несколько реальных случаев экзорцизма в прошлом веке, большинство с трагическим финалом — смертью священника или одержимого. На Руси первым письменным источником экзорцизма стали датированные XIV веком наставления об изгнании Дьявола авторства Киевского митрополита Петра Могилы. С течением столетий востребованность экзорцистов не уменьшилась, а проблема вселения нечистой силы в людей существует.

Где изгоняют бесов из человека в России и Украине

Троице-Сергиева лавра в городе Сергиев Посад.

Благословение на проведение отчиток имеют священнослужители из древних монастырей. В России есть одно святое место, где проводятся отчитки — Троице-Сергиева лавра в городе Сергиев Посад. Ранее изгнание бесов проводилось в Оптиной пустыне, но недавно монахи получили запрет на отчитку. На Украине таких монастырей больше: Почаевская лавра, Киево-Печерская лавра и другие.

Отец Герман из Троице-Сергиевой лавры — самый известный экзорцист в России. На данный момент только у него есть разрешение на проведение ритуала изгнания бесов. Отчитки у отца Германа — массовые, из-за чего подвержены жесткой критике со стороны других священников.

Известны случаи исцеления во время службы отца Германа, но скептики утверждают, что роль одержимых сыграли нанятые актеры. Мнение подтверждается тем, что часто требуется несколько сеансов экзорцизма, если бес достаточно силен, а на отчитках священнослужителя излечиваются за один раз даже прикованные к кровати одержимые.

Киево-Печерская лавра.

На Украине самым известным экзорцистом был отец Василий Вороновский из церкви Святого Михаила во Львове. К сожалению, служитель умер несколько лет назад. Сейчас сеансы экзорцизма проводятся во многих церквях Украины, в том числе в Киево-Печерской лавре и в соборе Святого Юра во Львове. Большой популярностью пользуется монастырь в селе Колодиевка Тернопольской области. Сельские экзорцисты работают бесплатно, считая изгнание своим долгом, но на вопросы о ритуалах не отвечают из-за запрета.

К отцу-настоятелю Варлааму из церкви Благовещенья Пресвятой Богородицы под Киевом приезжают не только со всех уголков страны, но и из-за границы. Священнослужитель проводит индивидуальные и групповые сеансы на протяжении тридцати лет.

Отец Варлаам утверждает, что отличает одержимость от физических и психических заболеваний. Служитель церкви согласен, что отчитка нужна только одержимым Дьяволом, а не страдающим от порч, проклятий и физических болезней. По словам украинского экзорциста, одержимы бывают даже младенцы, которые расплачиваются за грехи родителей.

Как происходит изгнание бесов из человека в церкви

Обряд экзорцизма или изгнание бесов проводится по образцу обряда, проводимого Иисусом Христом. Ритуал описан в религиозной литературе довольно подробно и никогда не менялся, как и тексты, читающиеся множество столетий назад для изгнания нечистого.

Иисус Христос был не только первым экзорцистом, но и создателем единственно верного обряда изгнания бесов в православии и католицизме.

Обряд изгнания бесов в православии называется отчиткой. В процессе обряда происходит осенение человека или группы людей крестным знамением с помощью распятия, прикладывание его к телу, окуривание ладаном, кропление святой водой, чтение специальной молитвы. Экзорцист — особый чин, на проведение которого священник должен получать разрешение, что удается крайне редко.

Молитва, с целью отчитки от бесов, — самая длинная в каноне православной церкви. Прочтение текста обычно занимает около двадцати минут. Слова не менялись на протяжении нескольких веков.

Невозможно прийти в церковь и сразу отправиться на сеанс изгнания бесов. Священник, согласный взяться за сложное и опасное дело, должен получить разрешение от епископа на проведение чина. Если согласия нет, можно только прочесть молитву за здравие больного человека. В некоторых случаях это помогает.

Священник должен убедиться, что дело в происках Сатаны, а не в психическом заболевании. Некоторые духовники умеют чувствовать присутствие нечисти, другие делают тесты с помощью святой воды и распятия, которых боятся демоны. Этот страх и отвращение заметны окружающим всегда. Индивидуальная беседа священника с подозреваемым в одержимости — обязательная часть выявления нечисти.

Если духовное лицо распознало присутствие беса, а разрешение на отчитку получено, из числа близких родственников выбираются свидетели, при которых проводится древний обряд. Перед началом ритуала наблюдатели исповедуются и получают благословение на присутствие при сеансе экзорцизма. Есть строгие правила для отбора очевидцев: люди не должны стать оружием в руках демона, не допускают к страшному зрелищу и слабонервных. Свидетели наблюдают за обрядом и непрерывно читают молитвы.

После изгнания беса (может потребоваться не один сеанс) следует держать пост, молиться как больному, так и его родственникам, заказывать сорокоусты и молебны. Если человек, из которого изгнали демона, не изменит образ жизни в соответствии с христианской моралью, бес может вернуться.

Изгнание бесов из человека — двоякое мнение священников

Мнение представителей духовенства по поводу церковных отчиток разделилось. Одни священнослужители убеждены, что делают полезное дело, изгоняя нечистую силу из людей во время богослужений. Духовники видят в своих действиях пользу, ведь практически на каждом сеансе находятся одержимые, выдающие себя громкими криками, конвульсиями и прочими признаками одержимости бесом.

Большинство священнослужителей считает, что значение экзорцизма преувеличено. Служители церкви убеждены, что отчитки — дань оккультной моде на боязнь порчи и сглаза. На сеансах, по их словам, редко присутствуют настоящие одержимые. Ходят слухи, что бесноватые в церквях — нанятые актеры, но очевидцы их появления на публике это отрицают.

Проведение массовых отчиток — грубое нарушение церковного чина. Экзорцизм проводится только для одного человека священником с разрешением. Присутствие на сеансе в качестве свидетеля требует благословения духовного лица: нельзя зайти в храм и увидеть процесс изгнания Дьявола. Не каждый может быть наблюдателем экзорцизма — требуется крепкая нервная система, хорошее физическое и психическое здоровье, отсутствие тяжких грехов и принадлежность к близким родственникам бесноватого.

Массовые отчитки, по мнению противников среди представителей духовенства, вредны. Каждый человек в какой-то степени одержим бесами, но отчитка нужна только людям, физическим телом которых завладела нечистая сила (на крайней стадии одержимости). Многие пытаются вылечиться от болезней, сглаза и порчи с помощью церковного чина, что неправильно. На сеансах можно не только не избавиться от собственного негатива, но и «подцепить» чужой.

Если речь идет о присутствии настоящих одержимых, невозможно сказать, в кого может вселиться бес, изгнанный из них. Отбор свидетелей и ассистентов священника поэтому строг: находящиеся в помещении с нечистью не должны стать ее оружием.

Существует несколько церквей на территории России и Украины, где проводятся сеансы изгнания бесов из людей. Большинство священников уверены, что обряды необходимы только людям, страдающим от одержимости, а не от негативных магических программ и физических заболеваний. Существуют каноны, по которым должен проводиться церковный ритуал.

Изгнание бесов в России и за рубежом – процедура и последствия

Люди, подозревающие, что на них было оказано магическое воздействие, часто интересуются, что такое изгнание бесов, и как нечисть выходит из человека. Обычно этот обряд осуществляется священником, но есть способы провести его самостоятельно, в домашних условиях

Что такое экзорцизм

Изгнание беса называют экзорцизмом. Этот ритуал практикуется в богословии. В наше время диплом экзорциста можно получить в католическом университете. Ритуал требует особых знаний и умений, он уходит глубоко в христианскую историю.

Первым, кто мог изгонять бесов, был Иисус Христос. В библейском писании рассказывается история о том, как сын божий Иисус изгнал нечисть из человека и поместил её в свинью. Одержимый дьяволом мерин бросился с обрыва. Это показывает, насколько опасно для человека нахождение в его теле темных сущностей.

Христос передал дар экзорцизма ученикам — апостолам, которые, в свою очередь, научили этому обряду своих учеников — священников. Таким образом, этот опыт передается в религиозных институтах. Но несмотря на доступность, не все ученики могут освоить это знание.

В наши дни экзорцизм — редкий ритуал. Более популярным он был в Средневековье. Обряд называют «отчитка» и он может быть опасен, как для священника, так и для прихожанина. Нередко бывали случаи смерти одного из участников ритуала.

Впервые об изгнании бесов, Русь узнала в XIV веке. Об этом свидетельствуют записи Петра Могилы, который был в те времена Киевским митрополитом. Записи свидетельствовали о том, что ритуал проводился в определенных случаях:

  • если на человека было оказано магическое воздействие;
  • если у человека физическое уродство;
  • если человек имеет проблемы с психикой;
  • если человек начинал разговаривать голосом Дьявола.

В России воспользоваться обрядом можно в городе Сергиев Посад, на территории мужского монастыря Троица – Сергиева Лавра. До этого изгнание нечисти можно было провести в ставропигиальном мужском монастыре, который называется Введе́нская О́птина пу́стынь. Монастырь относится к Русской православной церкви, он расположен в Калужской области, недалеко от города Козельск. С недавнего времени священникам монастыря запретили проводить отчитку.

Сейчас такое право есть только у отца Германа из лавры в Сергиеве Посаде, он считается самым известным среди экзорцистов в России. Отец Герман проводит отчитки массово, это приводит к жесткому осуждению других священнослужителей. Исцеление после ритуалов, также списывают на то, что отец Герман нанял актеров, которые сыграли исцелившихся, после изгнания из них демонов. Критика возникает потому, что священники уверены в том, что отчитку необходимо проводить несколько раз. Если демон достаточно силен, то с первого раза он не покинет тело, а у отца Германа исцелялись с первого раза, даже больные, прикованные к постели.

В монастырях Украины отчитку можно заказать во многих монастырях. Самые популярные места, где проводиться обряд:

  • в Почаевской Лавре,
  • в Киево–Печерской лавре,
  • в львовском соборе Святого Юра,
  • в церкви Благовещенья Пресвятой Богородицы под Киевом,
  • в Колодиевском монастыре.

В сельских монастырях обряд проводится бесплатно.

В церкви святого Михаила, которая находится в городе Львов, служил известный экзорцист Василий Вороновский, а в церкви Благовещенья Пресвятой Богородицы служит отец-настоятель Варлаам. К нему на отчитку собираются люди со всей Украины и других стран. Настоятель утверждает, что может отличить нечисть в человеческом теле от мирского физического недуга или обычного психического заболевания. Изгоняющий бесов не берется очищать тех, кто считает себя сраженным порчей или проклятьем. Варлаам считает, что даже новорожденные могут быть одержимы демонами, так младенцы расплачиваются за пороки отца и матери.

Как проходит обряд изгнания бесов

Изгнание бесов в православии совершается аналогично обряду, который проводил Иисус. Подробное его описание можно найти в религиозных учениях. Последовательность действий и текст молитвы не меняются со времен Христа. При отчитке одержимого или группу одержимых людей осеняют крестным знамением, пользуясь распятием. Распятие прикладывают к телу, тело окуривают ладаном и кропят святой водой. Одновременно читается специальная молитва. Эта молитва имеет самый длинный текст из всех существующих в православном каноне. Её читают около двадцати пяти минут.

Нельзя прийти в храм и сразу получить отчитку. Священнослужитель должен провести беседу и определить: не притворяется ли одержимый таковым. После согласовать ритуал с епископом. Важно помнить, что данный обряд — весьма сложное и опасное действо. Священнослужители должны быть уверены в том, что человек одержим, так как в большинстве случаев причина кроется в обычной шизофрении, которая лечится медикаментозно. В этом случае служитель церкви поставит свечку и прочтет молитву за здравие. Церковь изгоняет бесов только при их наличии.

Обычно тест на присутствие нечисти сразу показывает — на самом деле человек одержим или ошибается. Тест проводится святой водой и крестом. Отторжение человеческим телом этих предметов невозможно актерски сыграть. Тело становиться настолько неуправляемым, что одержимого не могут остановить несколько мужчин.

После того, как служитель церкви убедился в наличии нечистой силы и получил разрешение на изгнание бесов из человека, среди родственников больного выбирают свидетелей, при которых будет проводиться ритуал. Свидетели должны исповедаться и получить благословение. Не допускаются к отчитке люди со слабыми нервами, а также люди со слабым здоровьем. Ритуал достаточно жесткий, зрелище выхода демонов — ужасающе, а родные должны непрерывно читать молитвы, на протяжении всего обряда. После отчитки нужно заказать сорокоусты, молебны, держать строгий пост и молиться за выздоровление больного, если этого не делать, то бес вернется. Сам больной должен иметь желание изменить свой образ жизни, покаяться и встать на праведный путь.

Отчитка в домашних условиях

Читать молитвы для того, чтобы не подпустить к себе бесов, можно в любое время. Особенно это эффективно в домах алкоголиков или рядом с негативными людьми. Молитвы читаются про себя или вслух. Универсальная молитва — «Отче наш». Её можно читать как в привычном русском варианте, так и на латыни.

Попробовать изгнать из себя бесов можно в домашних условиях. Если человек решается на самостоятельную отчитку, проводить её нужно в одиночестве, чтобы нечисть не вселилась в близких или родных. Если не получится очиститься самостоятельно, то необходимо обратиться к специалистам. В любом случае, от домашнего обряда хуже человеку не станет.

Начиная ритуал, необходимо надеть на себя нательный крест и подготовить молитву Святому Серафиму Саровскому об исцелении. Проговаривать её следует до тех пор, пока не почувствуется легкость и опустошение. Пока звучат слова, тело может чувствовать сопротивление и только вера в Господа поможет выдержать его.

Молитва Святому Серафиму Саровскому об исцелении:

Как бы ни спорили между собой духовные лица, исцеление после изгнания демонов из человека, подтвердило множество людей на протяжении столетий. В наши дни эта услуга доступна и, в случае, если человеку понадобится помощь, его готовы оказать в монастырях России и Украины.

Сейчас в России стало модно поклоняться всему оккультному, верить в сглаз и порчу, гадать на картах Таро и следовать указаниям гороскопов. На фоне таких греховных ритуалов среди православных начало проглядываться странное отношение к обряду «отчитки» (изгнанию темных сил из человека), как к процессу избавления от порчи.

Отношение православной церкви

В православной церкви экзорцист — это отдельный высокий чин священника, не каждый может обладать таким даром и силой. Для того чтобы совершать подобные таинства нужно получить разрешение высшего руководства.

Отношение православной церкви к экзорцизму

Так называемая «отчитка» в православной церкви приветствуется не всеми:

  • многие представители российской православной церкви высказываются против проведения массовых отчиток и относятся к ним негативно;
  • священнослужители считают, что сейчас очень трудно найти священника, обладающего способностями к изгнанию злых духов;
  • такие обряды сейчас проводят так называемые «младостарцы» которые могут нанести непоправимый вред и своей душе, и душе людей, присутствующих на этом обряде;
  • на отчитке изгоняет бесов не священник, он обращается к силам свыше, поэтому молодые священники и те, кто не обладает таким даром, не могут приближаться к такому серьезному делу, как изгнание бесов.

Важно! Христос всегда запрещал подавать голос бесноватым, а старцы не разрешали слушать выкрики и рыки одержимых, вступать в контакт с бесами и находиться здоровым людям рядом. На современных отчитках присутствует много посторонних людей, которые могут пострадать.

В православной практике не существовало массовых отчиток, на которые сейчас может попасть любой желающий. На таких обрядах могут присутствовать не только одержимые, но и психически больные люди, которые кричат, стараются подражать звериным рыкам.

О злых силах:

  • Молитва против антихриста оптинских старцев
  • Молитва Архангелу Михаилу для защиты от зла
  • Православная молитва от сглаза и зависти

Все это записывается журналистами или любопытными зеваками на видео, диктофоны и разносится по просторам интернета, снимаются целые фильмы. Такой экзорцизм может быть небезопасен для человеческих душ.

Отец Симеон. Изгнание бесов (отчитка)

Поэтому православная церковь, в которой проводится обряд, закрывается на весь день. Там находится только прихожанин, над которым совершается обряд и священник или священники, которые допущены к проведению обряда.

Краткая историческая справка

В Библии описывается сюжет с изгнанием бесов, как и в Ветхом Завете, где злой дух поразил царя Сеула и обряд изгнания провел Давид, играя на гуслях. В Священном Писании также можно найти много описаний изгнания бесов Спасителем и его преемниками.

Упоминания об одержимости в разные времена истории:

  • древний обряд изгнания демонов из язычников совмещался с их крещением в христианскую веру;
  • средневековье — осуждение за язычество веры в народные рассказы о бесах, которые вселяются в женщин, и ведьмы, которые насылали порчу на животных и людей. Во времена Средневековья изгнание бесов было очень распространенной процедурой, которая проводилась почти над каждым человеком, она являлась проверкой;
  • XIII век — католическая церковь боролась с ересью и ведьмами. Эта борьба пролила свет на общение людей с бесами, и экзорцизм в христианской вере приобрел осмысление и новое рождение.

Интересно! Иоанн Кронштадтский — самый известный русский экзорцист. Он не проводил обряд отчитки так, как его представляют современные православные, он восклицал несколько раз » Изыди!». Отчитка в православной церкви

Что такое одержимость

Одержимость имеет ряд признаков:

  • поведение начинает резко меняться, человек начинает себя проявлять очень агрессивно, особенно в сторону церкви и святынь, вплоть до матерных ругательств, хрипов и плевков на крест;
  • случаются припадки, схожие с проявлением эпилепсии: судороги всего тела, густая пена изо рта, дергание, закатывание глаз;
  • появляется злой взгляд, галлюцинации;
  • когда находится рядом с иконой или церковью начинает сильно беспокоиться;
  • во время проявления бесноватости начинает говорить от лица темных сил, иногда на неизвестном языке;
  • проявляется аморальное поведение, не знающее границ;
  • человек постоянно думает о самоубийстве.

Внимание! Многие перечисленные признаки могут проявляться при любой психологической болезни, поэтому при появлении симптоматики сначала нужно обратиться к психиатру.

Правила проведения обряда

Обряд экзорцизма нужен для изгнания демонов из человека одержимого.

О других обрядах православной церкви:

  • Православный обряд погребения
  • Как проходит обряд Крещения в православии
  • Существует ли обряд развенчания в православной церкви

Несколько обязательных правил:

  • перед проведением отчитки нужно обязательно убедиться в том, что человек не болен психиатрическими заболеваниями, а им овладела темная сила;
  • священник читает молитву над одержимым, обращается к Господу, просит его изгнать нечисть из человека. Текст молитвы прерывать нельзя, даже если бесы начнут препятствовать, кричать, выгибаться, плеваться и вести себя вызывающе неадекватно;
  • обязательно должен присутствовать родственник человека которого отчитывают, чтобы обезопасить экзорциста от обвинений, так как во время ритуала может произойти смерть больного.

Важно! Главным условием выздоровления человека, является праведная жизнь, посещение церкви, постоянная молитва. Если он не ведет православный образ жизни, то экзорцизм будет безуспешным.

Отчитка в России все еще проводится. Изгнание демонов — очень ответственное дело и не каждый священник решится заниматься этим. Экзорцизм опасен для обоих сторон.

Отчитки проводятся в Сергиевом Посаде в Троице-Сергиевой Лавре. Отец Герман — единственный, кто имеет разрешение епископа на этот обряд.

Отчитка (экзорцизм) — один из Православных церковных чинов

Экзорцизм (священник К. Пархоменко)

(8 голосов: 3.5 из 5)

Выступление на радиостанции «Град Петров»

Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Здравствуйте дорогие радиослушатели, у микрофона священник Константин Пархоменко. Сегодня мы с вами поговорим об экзорцизме.

Для тех, кто не знаком с этим термином, экзорцизм – изгнание нечистой силы из человека, изгнание демонов, которые входят в человека, которые действуют и как-то проявляются в человеке.

Священное Предание Церкви хранит рассказ о событиях, произошедших в ангельском мире еще до сотворения вселенной. Тогда самый одаренный и могущественный из ангелов Денница в порыве гордости и зависти к Творцу восстал против Бога и отпал от светлого ангельского мира. В Писании также встречаются намеки на то, что с самого начала творения существует некая таинственная сила с самого начала противящаяся Богу. Это лишь намеки человек ничего не знает о трагедии произошедшей в мире духов. Но эти намеки вполне отчетливы: «Земля же была безвидна и пуста и тьма над бездной» – читаем мы книгу Быт. Гл.1, Ст.2 Слово бездна, по-еврейски «техом» не раз встречается в Ветхом Завете и обозначает стихию хаоса, противящуюся воле Бога. Вместе с последовавшими за ним ангелами Денница как бы образует царство противоположное Царству Бога. Но что же получается? Денница хотел автономного существования, но Бог – это основа всего. Бог – это само бытие и даже зло – грех не может существовать отдельно от Него, от Творца, Зиждителя всей вселенной. Бог – это сама жизнь, и все, что теряет с ним связь, прекращает существовать, поэтому дьявол может существовать только за счет божественной жизни, у самого дьявола нет бытия. Не даром он не может творить, он только разрушает. Зло может существовать только паразитируя на добре. Смерть может существовать только уничтожая жизнь. Поэтому с самого первого дня создания людей дьявол пытается проникнуть в душу каждого человека, а через человека и во все творение и, таким образом, обрести способ бытия, прицепившись к этому бытию как плесень, как паразит живя и питаясь за счет этого бытия, поддерживаемого Богом.

Об этом учили Святые отцы, утверждая, что именно мы, склоняясь ко греху, даем бесам возможность существовать и проявляться в мире. Те, которые говорят, что зло является чем-то существующим в себе, ничего не знают, но в нас оно действует со всей силой и ощутительно, подсказывая все грязные желания.

Мы сами виноваты, что дьявол правит этим миром, что в нашем мире так много демонизма и страдания. Ведь по словам Антония Великого, демоны не имеют тела, но мы становимся для них телами, принимая от них помышления. Мы становимся, если захотим, агентами демонического воздействия в этом мире, агентами зла.

В своих творениях Святые Отцы уделяли много внимания демоническим силам и их злому воздействию на человека. В этом Святые Отцы не были оригинальны, они лишь продолжали раскрывать учение, изложенное в Священном Писании, а в Священном Писании, особенно в Евангелии, очень много рассказов о бесноватых и об исцелении их Христом. Знать, кто такие бесы и как они искушают человека, нам просто необходимо, это не пустое умствование, ведь бесы – наши враги и мы должны знать их методы борьбы, чтоб противостоять искушениям.

Из личного опыта святые отцы знали о реальности действия темных сил, однако они никогда не боялись этих темных сил. Смертью на кресте и Воскресением Христос уничтожил власть сатаны. Не следует бояться бесов совершенно, ибо все их предприятия обращены в ничто Благодатью Христовой, пишет святой Афанасий Александрийский.

Все евангельские рассказы об изгнании бесов Христом говорят прежде всего об одном: о власти Христа над дьяволом. Теперь, с помощью Божией христиане могут побеждать бесов, дьявол потерял над ними власть. Однако, эта неспособность сатаны побеждать в открытой борьбе вынуждает сатану искать обходные пути, нападать незаметно, с помощью хитрости и обмана искушать людей. Именно поэтому святой Макарий Египетский, или как его еще называют, Макарий Великий сравнивает с действием дьявола на человека с вползанием в наш ум змеи. С вхождением в душу дьявола можно сравнить попадание в организм человека болезнетворных бактерий: если физически человек не защищен, имеет слабый иммунитет, то он открыт проникновению в него различных микробов и вирусов. Следствием такого попадания является болезнь, так и дьявол, когда душа человека не имеет защиты, получает доступ к этой душе. Что является защитой человеческой души, ее иммунитетом. Что является преградой для бесов, в силу чего душа может лишиться этой защиты. Пока человек пусть медленно совершенствуется, пока его дух устремлен к Богу, пока за падениями следует искренне покаяние, человек находится в сфере действия Бога и в безопасности. Но когда грех становится привычкой, когда все существо человека оказывается подвластно какой-нибудь страсти, человек лишается охраняющего покрова Божественной благодати. Лишается не потому, что Господь убирает свои руки, наказывает провинившегося, Господь всегда любит человека, всегда хочет ему помочь. Но в этом-то и заключается высота и исключительность любви Бога к человеку, Творец уважает свободу своего творения. Человек сам должен выбрать с кем он хочет быть: с Богом или с дьяволом. От человека требуется лишь повернуться к Богу сердцем и принять то, что Он предлагает.

Однако, если человек отворачивается от бога, он неизбежно вступает в контакт с сатаной, во всем добром и прекрасном – Бог, в противоположном, даже если это на первый взгляд привлекательно – дьявол. Грех – это наш выбор в пользу дьявола, согрешая, мы как бы обращаемся сердцем к сатане. Это результат нашего свободного выбора, в грехе человек как когда-то Адам с Евой отказывается от даров Бога, уходит, прячется от Бога и открывается воздействию бесов. Теперь не Бог, а дьявол имеет воздействие на человека, и теперь и дьявол проникает в его душу.

Итак, потакая своим страстям, мы позволяем бесам обитать и действовать в нас. Но иногда кажется, что уничтожив ту или иную страсть в себе, мы уничтожим особенность, неповторимость нашей личности, а Господь действительно, сотворил каждую личность не похожей на другие. Только неповторимость эта не в грехе, вот что следует помнить, а как раз наоборот! Подчиняясь одним и тем же страстям, люди становятся похожими, как все старые почерневшие иконы похожи друг на друга. И как икону необходимо очистить от пыли и копоти, чтобы увидеть ее истинный, прекрасный, сияющий лик, так и человек – чем более он очищает заложенный в него образ Божий от налета греха, тем ярче и неповторимей становится его личность. Поэтому, начиная бороться со страстями, нужно, прежде всего, по словам святителя Феофана Затворника, осознать злые влечения дьявольским внушением. Не считать их своими, но всеянными нам от лукавого, это и позволит нам увидеть своего врага, встать к врагу лицом к лицу.

Тем-то и бедственна и пагубна эта болезнь, пишет святой Симеон Новый Богослов о людях, которые не понимают, что источником зла в их душе является дьявол, что когда враг мой влачит туда и сюда мой собственный ум, я думаю, что эти кружения ума мои собственные. Действительно, у человека может быть горячая, страстная натура, или наоборот, спокойная склонная к созерцанию, но именно от человека зависит, направит ли он этот дар в задуманном Богом русле, или же поддавшись влиянию дьявола, исказит грехом. Так, горячий темперамент можно направить как на любовь к Богу и людям, так и гнев и на раздражительность. А спокойствие и уравновешенность могут способствовать развитию в душе лени и безразличия.

Теперь посмотрим, что говорит само Евангелие об отношениях в которые грешник вступает с дьяволом. Сам Спаситель однажды сказал иудеям вопрошавшим его: «Ваш отец дьявол» Ин. Гл.8,Ст.44 Что Спаситель имел в виду? Быть сынами божьими, значит принадлежать к горнему миру, значит быть в близости Бога. Быть же детьми дьявола, значит иметь не с Богом, а с дьяволом непосредственное общение. Известно, что дети от отца получают воспитание, черты характера, отношение к жизни. Но, прежде всего, они получают от отца и матери само бытие. Так, дети Божьи похожи на своего небесного Отца, они ведь живут его жизнью. Люди же обратившиеся ко злу в своих грехах тоже похожи на дьявола как на своего отца, ведь от него, от дьявола они получают свое грешное бытие и тоже живут его жизнью. В другом месте Новозаветных Писаний апостол Павел заостряет наше внимание на том, что «грешники попали в сети дьявола, что он уловил их в свою волю» 2 Тим. Гл.2, Ст. 26. Грешники как птицы, которых поймал ловец. Ловец может делать теперь с ними все, что он хочет, они в его власти. Так и человек, прельстившийся приманкой дьявола. Эта приманка – обманчивая сладость греха. Оказывается, человек в сетях, в зависимости от дьявола. «Только птицы, – расстраивается святитель Иннокентий Херсонский, – мечутся, стараясь вырваться из плена. А мы – редко».

Наконец, сам Спаситель сравнивает пребывание дьявола в душе грешника с жизнью хозяина в своем доме. Такое сравнение очень о многом нам говорит. Что хозяин может сделать со своим домом? Да все, что захочет! Он может прибрать и починить его, а может разрушить. Сущность дьявола – зло, он не способен к созиданию. Не приходится сомневаться, что сделает дьявол, будучи хозяином души.

Вот что говорит об этом святой Иоанн Златоуст: «Демоны, раз овладев душой, обращаются с ней так гнусно и оскорбительно, как свойственно лукавым, страстно желающим нашего позора и гибели».

А святой Василий Великий вот как интересно объясняет это страстное желание: «Понимая свое бессилие против Бога, дьявол склоняет ко греху образ Божий – человека».

Однако человеку, попавшему в сети дьявола, ставшего его рабом, очень тяжело понять, что он не господин себе, что он выполняет чужую волю. Это не удивительно, что грешник не видит в себе бесовского действия: на белой одежде видно любое пятнышко, на черной и большое можно не заметить. Не случайно святые так остро чувствовали свою греховность, так каялись. В чистой душе даже самый малый дурной помысел виден лучше, чем огромные грехи в темной душе.

«Царство Божие внутри вас» 17 Глава Евангелия от Луки, так говорит нам Священное Писание, это значит, что не только после смерти, но уже сейчас мы можем приобщиться небесному свету, создать его в собственном нашем сердце. Царство Божие внутри нас – это когда Бог бывает с нами в единении. Но как в нашей власти создать в себе Царство Божие, так же в нашей власти создать в себе и царство дьявола. В Царство Божие входят через совершенствование в добродетелях, через познание Бога, в царство дьявола через укоренение в пороках. И как в нашей власти раскрыть свою душу перед Богом и впустить в нее Божью благодать, так и в наших же силах либо впустить дьявола в сердце, либо воспрепятствовать ему.

«Поселяется дьявол в бесноватых людях потому что эти люди привлекли злых духов, они сами приготовили в себе жилище для дьяволов, выметенное и убранное, нераскаянными грехами. Вместо жилища Божия делаются вместилищем духа нечистого» – говорит преподобный Иоанн Дамаскин.

Это же подтверждает святитель Феофан Затворник, цитирую: «Внутреннее наше всегда заключено, Господь сам стоит вне, и стучит, чтоб мы отворили душу ему и сердце. Чем же душа и сердце отворяется? Сочувствием, предрасположением к благодати, согласием. У кого все это клонится в сторону сатаны, в того сатана и входит. Что входит сатана, а не Бог в этом виноват сам человек».

Эта закономерность подтверждается конкретными случаями. Вот, например, история из практики известного священника Григория Дьяченко. Он рассказывает, что рядом с его домом жила одна крестьянская семья. Жена в этой семье была угрюмой и сварливой и вечно с кем-то ругалась. Не удивительно, что после одной такой ссоры, когда за ничтожную провинность эта женщина кричала на соседских детей, с ней стали твориться страшные вещи. О чем ее муж в ужасе сказал: «Жена моя так взбесилась, что к ней страшно подступиться». Священник Григорий Дьяченко пошел в этот дом, возложил епитрахиль на женщину. Женщина вырывалась, бросалась какими-то предметами, царапалась, кусалась, а когда священник возложил епитрахиль, потеряла сознание. А когда очнулась, была совершенно спокойной. Этот бес, который на секунду вошел в нее оставил ее. Здесь механизм проникновения дьявола в душу женщины очень понятен, через злобу, через грех сатана входит в эту женщину.

Героини другого случая вхождения сатаны в человека – это две на удивление поверхностные девушки. Представьте себе, они отправились гулять на кладбище, и балуясь, стали прыгать и играть на могиле одного недавно похороненного самоубийцы. Вселение, также как и единение с Господом, не может быть механическим действием, следующим за какими-то определенными событиями. Если бы так вот, как вели себя эти девушки, вели себя ничего не понимающие дети, им бы не было вреда. Но это были взрослые, сознательные люди. Вместо жалости к самоубийце, они стали смеяться и издеваться над ним, значит их сердце было злым. Когда девушки вернулись домой, в них проявились все признаки одержимости. Они кричали, издавали нечеловеческие звуки. Не зная как с ними поступить, их заперли в отдельной комнате. Об этом тоже нам сообщает в своей книге «Область таинственного» священник Григорий Дьяченко. Священник, придя и прочитав молитву, изгнал беса из этих девушек.

Я могу привести пример из своей недолгой священнической практики. Однажды ко мне пришла женщина и сказала, что ее муж очень странно себя ведет. Когда он злится и начинает ругаться, то нападает на нее и на ее детей. Я предложил мужу прийти и побеседовал с ним. Оказалось, что действительно, этот муж человек обычный, стандартный, спокойный. Но вот, он взял моду кидаться на свою жену и на детей, ругаться, топать ногами, и, может быть, бить их даже чем-то. Он описывает, что так все было несколько лет, и вот однажды, когда агрессия эта росла, и он стал топать ногами на свою жену и на своих детей, вдруг, на секунду он как будто отключился. И вот, представьте себе, он хватает топор и начинает бегать по квартире за своей женой и за своими детьми. Жена в ужасе бежит к соседям, сосед бьет этого человека, человек падает, теряет сознание. Приезжает скорая помощь, его приводят в чувство. Этот человек, бегающий с топором за своими родственниками, он ничего не помнит после того, как пришел в себя. Он не помнит, что бегал с топором за ними. Он просто помнит, что он жутко рассердился на свою жену и на своих детей и больше он ничего не помнит, очнулся он в больнице.

Вот видите, человек своим грехом, своей злобой он сам перекинул мост между человеческим и духовным миром. Он впустил в себя сатану. сатана не замедлил явиться вместе с легионом бесов и стал действовать в этом человеке.

Итак, люди, вставшие на путь греха, вступают в союз с сатаной и дьявол в большей или в меньшей степени обитает в их душах. Ведь совсем необязательно одержимость обретает крайние формы, когда все существо человека, за исключением самого глубинного, его духа поражено сатаной. Человек, живущий по законам сатанинского царства,сам до конца не понимает, чьи законы он воплощает в жизнь. Такой человек тоже по-своему одержим.

Однако существует интересная закономерность, на которой следует остановиться: 90 процентов людей, в собственном смысле одержимых, оказались во власти дьявола не просто так, а в результате занятия магией, спиритизмом, гаданием и так далее. Одним словом, имели какое-то отношение к оккультизму. Конечно, это не значит, что в того, кто хоть раз гадал, занимался спиритизмом, вселяется дьявол. Но это значит, как говорит известный в Европе, и во Франции известный священник Жорж Марану, что человек, вследствие занятий оккультизмом, встал на скользкий путь и опасность попасть в сети дьявола у него во много-много раз выше, чем у обычного человека.

Логически такая закономерность вполне объяснима. Не случайно, Церковь запрещает своим чадам занятия оккультизмом. Это не бессмысленный запрет из боязни дать верующим слишком много свободы и знания. Причина проста: Церковь знает, что скрывается за явлениями оккультного мира и знает об опасности, которую таит этот мир.

Само слово «оккультный» в переводе с латинского «occultus» означает «тайный, сокровенный». Исходя из этого учения, можно сказать, что оккультизм – это учение о тайных, скрытых предметах и явлениях. Такое объяснение и дается обычно этому термину. Гадание, магия, общение с духами и все то, что подразумевает общение с другим миром входит в это понятие. Однако можно задать вопрос, почему существует этот запрет, ведь и христиане общаются с невидимым миром, например, обращаясь с молитвами к Богу, святым, или ангелам. «Наша брань, – говорит апостол Павел, это Послание к Ефесянам Гл.6, Ст.12 – не против крови и плоти, но против начальств, против властей»… Так апостол Павел перечисляет иерархию духовных существ. «…Против мироправителей века сего, против духов злобы поднебесных». О каких поднебесных духах злобы говорит апостол Павел?

Из Писания и предания Церкви мы знаем, что существует абсолютный Дух – Бог. Бог творит физический мир и человека, соединяющего в себе физическое и духовное. Еще мы знаем, что прежде творения мира Бог создал ангелов, духовных существ, которые тварны и относительно Бога материальны, вещественны, но с другой стороны они не имеют физических тел.

Если мы погрузимся в Библию, и ее язык для нас станет ясным, что имел в виду апостол Павел, когда говорил о духах поднебесных. Небо на библейском языке – это символ Бога. Когда евреи хотели сказать Бог, чтобы не профанировать священное имя, чтобы не упоминать понапрасну, они говорили «небо». Например, выражение «Царство небесное» означает Царство Божие. Земля же всегда была символом физического мира. Итак, небо – это область обитания Бога, земля – это область обитания человека, но существуют еще и ангелы и существуют они между Богом и человеком, между абсолютным Духом и между творением, имеющим тело, между небом и землей, в поднебесном пространстве. Поскольку говорится о духах злобы поднебесных, мы понимаем, что речь идет об ангелах отпавших от Бога, о бесах.

Невидимый мир не сокрыт от нас, но только Церковь указывает нам верный путь общения со святыми и светлыми ангелами. Оказавшись же без руководства в этом таинственном, незнакомом для нас духовном мире, мы не в силах найти верную дорогу и поддаемся на обман дьявола, который редко показывает свое истинное лицо.

Сколько примеров в житиях святых и в повседневной жизни, когда бесы упорно выдававшие себя за ангелов, или за души умерших, при заклинании их именем Христа, сказать кто они на самом деле, были вынуждены назвать себя ангелами падшими или демонами. Отец Григорий Дьяченко записал один случай, произошедший с его знакомым.

Этот человек долго занимался спиритизмом и вот, однажды этому человеку посоветовали задать духу три вопроса. Веришь ли ты в Иисуса Христа? Боишься ли ты Иисуса Христа? Любишь ли ты Христа? После долгих жалоб и отговорок духа были получены ответы: «Верю. Трепещу. Не люблю». Когда этот человек потребовал, чтобы дух ответил кто он такой, дух ответил: «сатана».

Иеромонах Анатолий Берестов приводит похожий пример из своей жизни, он рассказывает, что как-то много лет назад присутствовал на сеансе спиритизма, в то время он только что пришел к вере и практически ничего о вере не знал. Он решил, что присутствовать на сеансе можно, но участвовать в нем как верующий человек, не стал, лишь сидел и наблюдал. И вот, когда сеанс был в самом разгаре, блюдце вертелось, дух давал ответы. Будущий отец Анатолий мысленно перекрестил стол. И хотя видеть этого никто не мог, он делал это мысленно, да и сидели все к нему спиной, сеанс спиритизма вдруг прекратился, как будто провод прервался. Контакт с духами прекратился. Так от крестного знамения бежали бесы.

На этом мы заканчиваем нашу передачу, в следующий раз мы вернемся к этой теме, у микрофона был священник Константин Пархоменко. Пусть вас всех хранит Господь.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *