Чем отличается семистрельная от умягчения злых сердец?

Дата публикации или обновления 01.11.2017

  • Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы — оглавление.
  • Образ Богородицы в Русской иконографии Иконография Богородицы
  • Перед какой иконой Божией Матери о чем молятся
  • Даты празднования икон Богородицы Акафисты иконам Богородицы
  • А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
    «Умягчение злых сердец» икона Божией Матери. Галерея икон.

    Образ, называемый «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение», очень схож с «Семистрельной» иконой Божией Матери. Отличие его состоит в том, что стрелы, пронзающие сердце Богородицы, расположены на этом образе по три справа и слева, а одна снизу, в то время как у «Семистрельной» иконы – четыре стрелы с одной стороны и три с другой. В современной иконографии эти иконы, несмотря на различия, часто называют одинаково – «Семистрельная» («Умягчение злых сердец»).

    Существует отличный образ под названием «Умягчение злых сердец» без пронзающих стрел, схожий с одним из вариантов Ченстоховской иконы Пресвятой Богородицы. История столь необычного образа следующая. В 1687 году в местечке Рудня Могилёвской епархии, где выплавляли из руды железо, была явлена икона, названная впоследствии Рудненской.

    «Умягчение злых сердец» икона Божией Матери. Галерея икон.

    Святитель Димитрий Ростовский, который в то время был игуменом Николаевского монастыря в Батурине, посвятил этому событию следующие строки:

    «Идеже творяшеся железо от блата,

    Тамо Дева вселися, дражайшая злата,

    Да людем жестокие нравы умягчает

    И железные к Богу сердца обращает».

    Рудненская икона являлась изводом Ченстоховской иконы Божией Матери, поэтому и список с Рудненской-Ченстоховской иконы иконописцы, вдохновлённые стихами святителя Димитрия, назвали «Умягчение злых сердец».

    Встречается, хотя и редко, вид иконы «Умягчение злых сердец», на которой изображён один меч, как у Васильковской иконы Божией Матери.

    День празднования: Неделя Всех святых (первое воскресенье после Троицы).

    В начало
    «Умягчение Злых Сердец» икона Божией Матери. Из статьи Шамордино, вышитые иконы монастыря.

    «Умягчение злых сердец» икона Божией Матери.

    «Умягчение злых сердец» икона Божией Матери.

    «Умягчение злых сердец» икона Божией Матери.

    «Умягчение злых сердец» икона Божией Матери.

    «Умягчение злых сердец» икона Божией Матери.


    «Умягчение злых сердец» икона Божией Матери.

    «Умягчение злых сердец» икона Божией Матери.

    «Умягчение злых сердец» икона Божией Матери.
    «Умягчение злых сердец» икона Божией Матери.
    «Умягчение злых сердец» икона Божией Матери.
    «Умягчение злых сердец» икона Божией Матери.
    «Умягчение злых сердец» икона Божией Матери.
    «Умягчение злых сердец» икона Божией Матери.
    «Умягчение злых сердец» икона Божией Матери.
    «Умягчение злых сердец» икона Божией Матери.
    «Умягчение злых сердец» икона Божией Матери.
    «Умягчение злых сердец» икона Божией Матери.
    «Умягчение злых сердец» икона Божией Матери.
    «Умягчение злых сердец» икона Божией Матери.
    «Умягчение злых сердец» икона Божией Матери.
    «Умягчение злых сердец» икона Божией Матери.
    «Умягчение злых сердец» икона Божией Матери.
    «Умягчение злых сердец» икона Божией Матери.
    «Умягчение злых сердец» икона Божией Матери.
    «Умягчение злых сердец» икона Божией Матери.

    Умягчение злых сердец

    Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец», иначе именуемая «Симеоново проречение».

    Празднование 3 февраля , в Неделю Всех святых

    Икона символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона Богоприимца Матери Божией: «Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2:35). Пречистая «Умягчение злых сердец» пишется с вонзенными в Ее сердце мечами – по три справа и слева, один снизу. Число «семь» в Священном Писании обычно означает полноту, избыточность чего-либо, а в данном случае – полноту и бескрайность того горя, печали и «болезни сердечной», которые испытала Богородица во время Ее земной жизни. Иногда на коленях Пречистой Девы пишется еще и Предвечный Младенец.

    Образ происходит, по всей видимости, из Юго-Западной Руси, однако исторических сведений о нем, к сожалению, не было никогда и никаких; неизвестно даже, где и когда икона явилась.

    Один из списков чудотворной иконы отмечен особым почитанием в Италии. Во время Великой Отечественной войны на юге Воронежской области, в местности, известной как Белогорье (от меловых скал на правом берегу Дона близ города Павловска), стояли воевавшие на стороне нацистов итальянские горнострелковые части. Во второй половине декабря 1942 года солдаты из взвода лейтенанта Джузеппе Перего нашли в разрушенном от бомбежек доме икону «Умягчение злых сердец», которую они передали своему военному священнику — католическому капеллану отцу Поликарпо из Вальданьи. По словам местных жителей, эта икона происходила из пещерного Воскресенского Белогорского мужского монастыря близ Павловска. Итальянцы называли ее «Madonna del Don» («Донская Мадонна» ). После Острогожско-Россошанского наступления советских войск в январе 1943 года остатки разбитого итальянского корпуса покинули пределы СССР. Капеллан Поликарпо взял «Донскую Мадонну» с собой в Италию, где в Местре (материковая часть Венеции) специально для нее была выстроена часовня, до сих пор остающаяся местом массового паломничества родных и близких итальянских солдат, погибших в России.

    Существует два образа очень близких по написанию к иконе «Умягчение злых сердец» которые, однако, имеют отдельную историю и празднование. икона Божией Матери «Семистрельная» отличается тем, что на ней мечи пишутся иначе — три с правой стороны Пречистой и четыре с левой. Икона из города Жиздра, известная как «И Тебе самой душу пройдет оружие» или «Страстная» показывает Пречистую в молитвенном положении; одной рукою Она поддерживает лежащего у Ее ног Младенца, другою же прикрывает Свою грудь от семи направленных в нее мечей. См. подробнее в соответствующих статьях.

    Икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец»

    Молитвы

    Тропарь, глас 4

    Умягчи наша злая сердца, Богородице,/ и напасти ненавидящих нас угаси,/ и всякую тесноту души нашея разреши,/ на Твой бо святый образ взирающе,/ Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся/ и раны Твоя лобызаем,/ стрел же наших, Тя терзающих, ужасаемся./ Не даждь нам, Мати Благосердая,/ в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути,/ Ты бо еси воистину злых сердец умягчение.

    Кондак, глас 2

    Благодатию Твоею, Владычице,/ умягчи сердца злодеев,/ низпосли благодетелей,/ соблюдающи их от всякаго зла,/ благомолящимся Ти усердно/ пред честными иконами Твоими.

    • Надежда Дмитриева. «О Тебе радуется!». Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»

    Чудотворная икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» находится в церкви Иоанно-Богословской-Семистрельной, на погосте, неподалеку от города Вологды. На иконе изображена Пресвятая Богородица, пронзенная семью стрелами (от чего икона получила и другое название свое — Семистрельная).

    Икона отображает евангельское повествование о том, как в сороковой день по Рождестве Христовом праведный Иосиф и Пресвятая Дева Мария принесли Богомладенца в храм для совершения над ним обрядов по закону Моисееву. Их встретил в храме святой старец Симеон, который возвестил присутствовавшим, что сей Младенец есть обетованный Мессия. Обращаясь к Божией Матери, праведный Симеон сказал: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу».

    Символически скорбь Богоматери изображена на иконе семью пронзающими ее сердце стрелами. Долгое время святой образ находился на повороте лестницы колокольни храма святого апостола Иоанна Богослова, близ Вологды. Обращенную ликом вниз икону принимали за обыкновенную доску, по которой обыкновенно ходили звонари этой церкви.

    Однажды некий крестьянин города Кадникова тяжело заболел и, не получив исцеления от врачебной помощи, обратился с молитвой к Царице Небесной. Ночью ему было видение, в котором неизвестный голос повелел отыскать на колокольне образ Божией Матери и молиться пред ним. Икона была найдена, вычищена и перенесена в храм. Пред обретенным образом отслужили молебен, после чего больной совершенно выздоровел.

    Особенно прославилась икона в 1830 году во время свирепствовавшей в Вологде холеры. Это бедствие навело страх на жителей и побудило их искать помощи у Пресвятой Богородицы. Чудотворная икона «Умягчение злых сердец» была обнесена вокруг города с крестным ходом, после чего заболевания стали заметно утихать, и вскоре эпидемия совершенно прекратилась.

    Незатейливая иконография, изображая пронзающие Богоматерь мечи, означает страдания Матери за Сына, поруганного людьми. Богоматерь страдает – и молится за них, как и Ее Сын молится за распявших Его

    Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец». Изображение с сайта wikipedia.org

    «И Тебе Самой оружие пройдет душу»

    Икону Богородицы «Умягчение злых сердец» (празднование 26 августа) еще называют «Симеоново проречение» — здесь символически изображено пророчество Симеона Богоприимца, произнесенное им в Иерусалимском храме, когда Мария и Иосиф принесли Младенца-Христа для посвящения. Об этом событии пишет евангелист Лука:

    «И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец». (Лк. 2:34-35)

    Богоматерь изображена с семью пронзающими Ее мечами. Число семь означает полноту горя и сердечной боли, пережитых Богородицей в её земной жизни. Иногда можно встретить этот образ с изображением на коленях Богоматери умершего Богомладенца.

    Но не только о страданиях за Сына, по мнению Василия Великого, Симеон предупреждал Богоматерь.

    Симеон говорил и собственных переживаниях Богоматери, когда, стоя у Креста, видя распятого умирающего Сына, о Котором Ей ангел с Неба благовестил как о Спасителе мира, Она, как всякий человек, могла от горя ослабеть духом и верой.

    «Когда будет предстоять Кресту, видеть совершающееся, слышать произносимое, тогда, после свидетельства Гавриилова, после неизреченного ведения о Божественном зачатии, после великого показания чудес и в Твоей душе, говорит Симеон, произойдет некоторое треволнение.

    Ибо Господу надлежало вкусить смерть за всякого и, став умилостивительною Жертвою за мир, всех оправдать Своею Кровию. Посему и Тебя Самой, Которая свыше научена о Господе, коснется некоторое борение. И это есть оружие.

    Но за соблазном при Кресте Христовом и в учениках, и в Самой Марии произойдет некое уврачевание от Господа, утверждающее сердца их в вере в Него, так «откроются помышления многих сердец». И Петр после того, как соблазнился, тверже прилепился к вере во Христа. Посему человеческое облечено в немощи, чтобы обнаружилась крепость Господня».

    По мнению историка и библеиста А.П. Лопухина, слова «Да откроются помышления многих сердец» можно понимать и так: о Христе пойдут распри в народе, они тяжело отзовутся на Его Матери, видевшей, как Ее Сын исцелял слепых, хромых, бесноватых, возвращая детей – родителям, воскрешал из мертвых, а теперь Его обвиняют в обмане, смущении народа, даже в претензиях на власть, и в итоге большинство кричит «Распни».

    Но ведь это происходит и сегодня. И сегодня продолжают «открываться помышления сердец» – кто-то идет ко Христу, кто-то уходит, кто-то становится против Него, открыто или пассивно.

    Кто-то разочаровывается, обижается, не получив от Христа, как от «земного владыки», конкретной «пользы» в работе и личной жизни.

    Незатейливая иконография, изображая мечи, пронзающие Богородицу, символизирует зло, которое грехами, неверием, руганиями Сына Божиего совершает человек, и от которого страдает Богоматерь. Страдает – и молится за грешников, как и Сын Ее молился за тех, кто не ведает, что творит.

    Иконы со сходными сюжетами: «Семистрельная», «Страстная»

    Икона Божией Матери «Семистрельная». Изображение с сайта wikipedia.org

    О происхождении образа «Умягчение злых сердец» достоверно ничего не известно. Нет даже «легенды». Но о появлении другой иконы Богородицы со сходным сюжетом — «Семистрельная» есть предание. Разница между двумя образами лишь в том, что на «Семистрельной» мечи пишутся иначе — три с правой стороны Богоматери, и четыре с левой.

    Икона «Семистрельная» пришла с Русского Севера и находилась в сельском храме Иоанна Богослова недалеко от Вологды. Иконе более 600 лет, но считается, что это поздний список с первоначального образа, который был утрачен.

    По преданию, крестьянин из Вологды, много лет мучившийся от хромоты, однажды во сне услышал голос, велевший ему отыскать образ Богоматери на колокольне местной Иоанно-Богословской церкви. Поднимаясь на колокольню, крестьянин споткнулся, ступенька под ним перевернулась, и он увидел под ногами на перевёрнутой ступени образ Богородицы.

    Оказалось, что когда-то из доски, на которой была писана икона, непонятным образом сделали одну из ступеней лестницы. По ней из года в год поднимались священники и звонари, наступая на образ Пречистой, обращённый ликом вниз.

    Ужаснувшись невольному кощунству, церковнослужители отмыли икону и отслужили перед ней молебен, после которого крестьянин, нашедший образ, получил исцеление.

    Прошло немало лет, об этом чудесном обретении иконы стали забывать, но в 1830 году Вологодскую губернию, как и на большую часть Европейской России, пришла эпидемия холеры. Икону «Семистрельная» привезли в Вологду. Вместе с другими святыми образами жители пошли крестным ходом вокруг города. Холера отступила также внезапно, как и пришла.

    Есть и еще один образ с похожим сюжетом и смыслом — икона Божией Матери «Страстная». Вариантов иконографии здесь несколько: есть образ, где возле лика Пречистой изображены два Ангела с орудиями страстей Господних — крестом, губкою и копием. В другом варианте «Страстной» иконы Пречистая написана в молитвенном положении; одной рукою Она поддерживает лежащего у Ее ног Младенца-Христа, другою прикрывает Свою грудь от семи направленных в нее мечей.

    «Ненавидящих и обидящих нас прости»

    Икона Божией Матери «Страстная». Изображение с сайта azbyka.ru

    В тропаре образу «Умягчения злых сердец» говорится о том главном, о чем молятся этому образу Богоматери: «Умягчи наша злая сердца, Богородице, и напасти ненавидящих нас угаси».

    Потому что, чем меньше в сердце человека зла, тем меньше злого он замечает вокруг. А молитва о врагах – маркер христианина, как говорил святой Силуан Афонский.

    Образу «Умягчение злых сердец» молятся о примирении враждующих, ссорящихся, об обижающих и обидимых, о защите от несправедливого гнева, ожесточения, о помощи найти силы простить, смягчиться самому и не мстить, о даровании милостивого сердца, которое порой может смягчить только чужое страдание.

    Праздование иконы «Умягчение злых сердец» совершается 26 августа – в один день с «Семистрельной» и «Страстной».

    Тропарь, глас 4

    Умягчи наша злая сердца, Богородице, и напасти ненавидящих нас угаси, и всякую тесноту души нашея разреши, на Твой бо святый образ взирающее, Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся и раны Твоя лобызаем, стрел же наших, Ты терзающих, ужасаемся. Не даждь нам, Мати Благосердая, в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути, Ты бо еси воистину злых сердец Умягчение.

    Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *