Черемисы кто такие

Марийцы

Марийцы

Современное самоназвание

мар. мари, марий, мары, маре, мӓрӹ

Численность и ареал

Всего:

  • 557 000 чел.

Россия
547 605 (2010 г.), 604 298 (перепись 2002)

    • Марий Эл:
      290 863 (2010 г.), 312 178 (2002)
    • Башкортостан:
      103 658 (2010 г.), 105 829 (2002)
    • Кировская область:
      29 598 (2010 г.), 38 390 (2002)
    • Свердловская область:
      23 801 (2010 г.), 27 863 (2002)
    • Татарстан:
      18 848 (2010 г.), 18 787 (2002)
    • Удмуртия:
      8067 (2010 г.), 8985 (2002)
    • Ханты-Мансийский автономный округ — Югра:
      7289 (2010 г.), 7309 (2002)
    • Нижегородская область:
      6415 (2010 г.), 7757 (2002)
    • Пермский край:
      4121 (2010 г.)
    • Чувашия:
      3648 (2010 г.)

Казахстан:
4416 (перепись 2009)
Украина:
4130 (перепись 2001)
Белоруссия:
416 (перепись 2009)
Эстония:
241 (перепись 2011)

Латвия:
234 (оценка 2019)

Описание

Археологическая культура

Ананьинская культура
Городецкая культура
Древнемарийская культура

Язык

марийский, горномарийский, русский

Религия

марийская традиционная религия, православие

Расовый тип

субуральский тип

Входит в

финно-угорские народы

Родственные народы

мокша, эрзя

Медиафайлы на Викискладе

Мари́йцы (мар. мари, марий, мары, маре, мере, мӓрӹ; другое дореволюционное название — черемисы) — финно-угорский народ в России, проживающий, в основном, в Республике Марий Эл. В ней проживает около половины всех марийцев, насчитывающих 547 тысяч человек (2010). Остальные марийцы рассеяны по многим областям и республикам Поволжья и Урала. Основной территорией проживания является междуречье Вятки и Ветлуги.

Выделяют четыре группы марийцев: горные (живут на правом и частично левом берегу Волги на западе Марий Эл и в соседних регионах), северо-западные (на юго-западе Кировской и северо-востоке Нижегородской области), луговые (составляют большинство марийского народа, занимают Волго-Вятское междуречье) и восточные (сложились из переселенцев с луговой стороны Волги в Башкирию и Приуралье) — последние две группы ввиду исторической и языковой близости объединяют в обобщённые лугово-восточные марийцы.

Говорят на марийском (лугово-восточном марийском), горномарийском и северо-западном марийском языках финно-угорской группы уральской языковой семьи; все марийцы сегодня двуязычны — владеют также русским языком. Исповедуют православие. Также издавна распространена марийская традиционная религия.

Этногенез

В раннежелезном веке в Волго-Камье сложилась ананьинская археологическая культура (VIII—III века до н. э.), носители которой являлись далекими предками коми-зырян, коми-пермяков, удмуртов и марийцев. Начало формирования этих народов относится к первой половине I тысячелетия нашей эры.

Область формирования марийских племён — правобережье Волги между устьями Суры и Цивиля и противоположное левобережье вместе с нижним Поветлужьем. Основу марийцев составили потомки ананьинцев, испытавших этническое и культурное влияние позднегородецких племён (предков мордвы).

Из этого района марийцы расселялись в восточном направлении вплоть до реки Вятки и в южном до реки Казанки.

История

Луговые и горные «черемисы» (марийцы) на карте Московии (1593)

Считается, что первое упоминание о черемисах встречается в VI в. у готского историка Иордана. Предки современных марийцев взаимодействовали с хазарами и Волжской Булгарией. Между XIII и XV веком марийцы входили в состав Золотой Орды и Казанского ханства. Во время военных действий между Московским государством и Казанским ханством марийцы воевали как на стороне русских, так и на стороне казанцев. После завоевания Казанского ханства в 1552 году ранее зависевшие от него марийские земли стали частью российского государства. 4 ноября 1920 был провозглашён автономный округ марийцев в составе РСФСР, 5 декабря 1936 — АССР.

Присоединение к Русскому государству было крайне кровопролитным. Известно о трёх восстаниях — так называемых Черемисских войнах 1552—1585 гг.

Вторая Черемисская война носила национально-освободительный и антифеодальный характер. Марийцам удалось поднять соседние народы и даже соседние государства. В войне участвовали все народы Поволжья и Приуралья, и были набеги со стороны Крымского и Сибирского ханств, Ногайской Орды и даже Турции. Вторая Черемисская война началась сразу же после похода крымского хана Давлет-Гирея, закончившегося захватом и сожжением Москвы.

См. также: История Марийского края

Этногруппы

  • Горные марийцы (горномарийский язык)
    • Лесные марийцы
    • Украинские чемерисы (барские черемисы)
  • Лугово-восточные марийцы (лугово-восточный марийский (марийский) язык)
    • Луговые марийцы
    • Восточные марийцы
      • Прибельские марийцы
      • Уральские марийцы
        • Кунгурские, или сылвенские, марийцы
        • Верхнеуфимские, или красноуфимские, марийцы
  • Северо-западные марийцы (северо-западный марийский язык)
    • Ветлужские марийцы

Численность и расселение

Ареал расселения марийцев в Волго-Уральском регионе. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года.

Основная часть марийцев проживает в Республике Марий Эл (290 тыс. человек). Значительная часть проживает в Кировской, Нижегородской областях. Самая большая марийская диаспора находится в Республике Башкортостан (103 тыс. человек). Также марийцы компактно проживают в Татарстане (18,8 тыс. человек), Удмуртии (8 тыс. человек), Свердловской области (23,8 тыс. человек) и Пермском крае (4,1 тыс. человек), Ханты-Мансийском автономном округе, Челябинской и Томской областях. Живут также в Казахстане (4 тыс., 2009 г. и 12 тыс., 1989 г.), на Украине (4 тыс., 2001 г. и 7 тыс., 1989 г.), в Узбекистане (3 тыс., 1989 г.)

Численность марийцев по данным переписей населения (человек):

1897 1926 1939 1959 1970 1979 1989 2002 2010
СССР 428192 ↗ 481587 ↗ 504205 ↗ 598628 ↗ 621961 ↗ 670868
Российская Федерация (Российская империя, РСФСР) 375439 ↗ 428001 ↗ 476382 ↗ 498006 ↗ 581082 ↗ 599637 ↗ 643698 ↘ 604298 ↘ 547605
Республика Марий Эл (Марийская автономная область, Марийская АССР) 247979 ↗ 273332 ↗ 279450 ↗ 299179 ↗ 306627 ↗ 324349 ↘ 312178 ↘ 290863
Кировская область (Вятская губерния) 144918 ↘59741 ↘57008 ↘52570 ↘51682 ↘47910 ↘44496 ↘38930 ↘29598
Республика Башкортостан (Уфимская губерния, Башкирская АССР) 80608 ↘79298 ↗ 90163 ↗ 93902 ↗ 109638 ↘ 106793 ↘ 105768 ▬105829 ↘103658

Семья Луговых марийцев Церевококшайского уезда Казанской губернии. Российская империя, начало XX века Кировская область

2002 год: район, количество, доля в районе:

  • Кильмезский, 2 тыс., 8 %;
  • Кикнурский, 4 тыс., 20 %;
  • Лебяжский, 1,5 тыс., 9 %;
  • Малмыжский, 5 тыс., 24 %;
  • Пижанский, 4,5 тыс., 23 %;
  • Санчурский, 1,8 тыс., 10 %;
  • Тужинский, 1,4 тыс., 9 %;
  • Уржумский, 7,5 тыс., 26 %.

Численность (Кировская область): 2002 год — 38 390, 2010 год — 29 598.

Доля марийцев по районам и городам России (по переписи 2010 года)

(указаны муниципальные образования, где доля марийцев в численности населения превышает 20 %):

Доля марийцев по районам и городам России
Район (округ) Субъект РФ % марийцев
МР Волжский Марий Эл 86,9
МР Горномарийский Марий Эл 85,8
МР Моркинский Марий Эл 81,2
МР Сернурский Марий Эл 76,6
МР Мишкинский Башкортостан 71,5
МР Куженерский Марий Эл 69,2
МР Новоторъяльский Марий Эл 67,4
МР Советский Марий Эл 65,5
МР Оршанский Марий Эл 55,6
МР Мари-Турекский Марий Эл 49,5
МР Звениговский Марий Эл 49,3
МР Килемарский Марий Эл 47,2
МР Калтасинский Башкортостан 45,9
МР Параньгинский Марий Эл 43,2
МР Медведевский Марий Эл 42,5
ГО Козьмодемьянск Марий Эл 30,9
МР Пижанский Кировская 30,3
МР Кикнурский Кировская 29,5
МР Краснокамский Башкирия 26,5
ГО Йошкар-Ола Марий Эл 23,6
МР Бирский Башкортостан 20,5

Антропологический тип

Иван Степанович Палантай

Марийцы относятся к субуральскому антропологическому типу, отличающемуся от классических вариантов уральской расы заметно бо́льшей долей монголоидного компонента. Также встречаются носители светлого европеоидного типа.

По антропологическому облику марийцы относятся к древнеуральской общности, которая в результате метисации с европеоидами дала начало антропологическим типам финно-угорских народов.

Язык

Основная статья: Марийский язык Основная статья: Горномарийский язык

Марийские языки относятся к финно-волжской группе финно-угорской ветви уральских языков.

В России, по данным Всероссийской переписи населения 2002, марийскими языками владеют 487 855 человек, в том числе марийским (лугово-восточным марийским) — 451 033 человек (92,5 %), и горно-марийским — 36 822 человек (7,5 %). Среди 604 298 марийцев в России марийскими языками владеют 464 341 человек (76,8 %), русским — 587 452 человек (97,2 %), то есть широко распространено марийско-русское двуязычие. Среди 312 195 марийцев в Марий Эл марийскими языками владеют 262 976 человек (84,2 %), в том числе лугово-восточным марийским — 245 151 человек (93,2 %) и горно-марийским — 17 825 человек (6,8 %); русским — 302 719 человек (97,0 %, 2002 г.).

Традиционная одежда

Марийская женская брошь. Из коллекции Музея культур Хельсинки, Финляндия

Основной одеждой марийцев была рубаха тунико-образного покроя (тувыр), штаны (йолаш), а также кафтан (шовыр); вся одежда опоясывалась поясным полотенцем (солык), а иногда и поясом (ÿштö).

Мужчины могли носить войлочную шляпу с полями, шапку и накомарник. Обувью служили кожаные сапоги, а позже — валенки и лапти (заимствование из русского костюма). Для работы в болотистой местности к обуви прикрепляли деревянные платформы (кетырма).

У женщин были распространены поясные подвески — украшения из бисера, раковин каури, монеток, застежек и пр. Также существовало три вида женских головных уборов: конусовидный колпак с затылочной лопастью; сорока (заимствована у русских), шарпан — головное полотенце с очельем. Схожим с мордовским и удмуртским головным убором является шурка.

  • Фёдор Солнцев. Черемисы. 1869

  • То же

Религия

Основная статья: Марийская традиционная религия

Кроме православия, у марийцев существует собственная традиционная религия, которая сохраняет определённую роль в их духовной культуре и в настоящее время. Приверженность марийцев к своей традиционной вере вызывает живой интерес у журналистов из Европы и России. Марийцев даже называют «последними язычниками Европы».

В XIX веке традиционная религия марийцев подвергалась гонениям. Например, в 1830 году по указанию министра внутренних дел, к которому поступило обращение Святейшего Синода, было взорвано место молений — Чумбылат курык. Однако уничтожение Чумбылатова камня не дало ожидаемого эффекта, поскольку марийцы поклонялись не камню, а обитавшему там божеству.

Имена

Основная статья: Марийское имя

Испокон веков марийцы имели национальные имена. При взаимодействии с татарами к марийцам проникли тюркско-арабские имена, с принятием христианства — христианские. В настоящее время больше используются христианские имена, также набирает популярность возврат к национальным (марийским) именам.

> Свадебные традиции

Одним из главных атрибутов свадьбы является свадебная плетка «Сÿан лупш» — оберег, защищающий «дорогу» жизни, по которой предстоит пройти вместе молодожёнам.

Уровень образования

Уровень образования российских марийцев намного ниже, чем в целом у населения РФ. По переписи 2010 года, среди марийцев лишь 11,7 % имели высшее или послевузовское образование (55 277 человек из 470 834 лиц марийской национальности в возрасте 15 лет и старше, указавших уровень образования). При этом среди жителей России всех национальностей доля лиц с высшим или послевузовским образованием в 2010 году составила 23,4 % (27 540 707 человек из 117 639 476 лиц в возрасте 15 лет и старше, указавших уровень образования).

Марийцы Башкортостана

Башкортостан — второй после Марий Эл регион России по численности проживающих марийцев. На территории Башкортостана проживает 105 829 марийцев (2002), треть марийцев Башкортостана проживает в городах.

Переселение марийцев на Урал происходило в XV—XIX веках и было вызвано их насильственной христианизацией на Средней Волге. Марийцы Башкортостана в массе своей сохранили традиционные верования.

Доступно обучение на марийском языке в национальных школах, в среднеспециальных и высших учебных заведениях в Бирске и Благовещенске. В Уфе действует Марийское общественное объединение «Марий ушем».

Марийцы Кировской области

Областной центр марийской культуры — деревня Мари-Ошаево Пижанского района Кировской области. Областной центр марийской культуры проводят национальные концерты, функционируют кружки, народные ансамбли. Каждый год в июне-июле в деревне Мари-Ошаево проходит праздник Пеледыш пайрем. Областной центр марийской культуры Кировской области сотрудничает с национальными общественными движениями Республики Марий Эл.

Известные марийцы

  • Арбан (Деревяшкин) Николай Михайлович — прозаик, драматург, музыкант, художник, первый заслуженный деятель искусств Марийской АССР, народный писатель Марий Эл.
  • Айзенворт (Деревяшкин) Анатолий Карпович — писатель, литературовед.
  • Борисов Иосиф Алексеевич (Тыныш Осып) — писатель, исследователь, педагог, член Союза писателей СССР.
  • Васикова Лидия Петровна — профессор, доктор филологических наук, первая среди женщин-мари.
  • Васильев Валериан Михайлович — языковед, этнограф, фольклорист, литератор.
  • Васин Ким Кириллович — писатель.
  • Герасимов Михаил Степанович — поэт и баснописец.
  • Григорьев Александр Владимирович — художник.
  • Евсеев Тимофей Евсеевич — этнограф, краевед, педагог, основатель Национального музея Республики Марий Эл.
  • Ефимов Измаил Варсонофьевич — художник, герольдмейстер.
  • Ефруш Георгий Захарович — писатель.
  • Ефремов Тихон Ефремович — просветитель.
  • Зотин Владислав Максимович — 1-й Президент Марий Эл.
  • Игнатьев Никон Васильевич — писатель.
  • Йыван Кырла — поэт, киноактёр.
  • Искандаров Алексей Искандарович — композитор, хормейстер.
  • Казаков Николай Иванович — поэт.
  • Кириллова Сарра Степановна — режиссёр, заслуженный деятель искусств Марийской АССР, народная артистка Республики Марий Эл, лауреат Государственной премии МАССР.
  • Колумб Валентин Христофорович — поэт.
  • Конаков Александр Фёдорович — драматург.
  • Коршунов Константин Максимович — актёр, драматург, режиссёр, заслуженный артист МАССР, лауреат Государственной премии МАССР.
  • Лекайн Никандр Сергеевич — писатель.
  • Луппов Анатолий Борисович — композитор.
  • Мосолов Василий Петрович — агроном, первый академик из мари.
  • Мухин Николай Семёнович — поэт, переводчик.
  • Николаев Сергей Николаевич — драматург.
  • Олык Ипай — поэт.
  • Орай Дмитрий Фёдорович — писатель.
  • Палантай Иван Степанович — композитор, фольклорист, педагог.
  • Першуткин Пётр Григорьевич — поэт.
  • Прохоров Зинон Филиппович — гвардии лейтенант, Герой Советского Союза.
  • Рыбаков Николай Фёдорович — драматург, писатель, журналист, артист.
  • Сави Владимир Алексеевич — писатель.
  • Савинов Эчан — писатель-драматург, переводчик, журналист, актёр.
  • Сануков Ксенофонт Никанорович — доктор исторических наук, журналист.
  • Сапаев Эрик Никитич — композитор.
  • Суворов Сергей Романович — первый Герой Советского Союза из народа мари.
  • Тойдемар Павел Степанович — музыкант.
  • Чавайн Сергей Григорьевич — поэт и драматург.
  • Чалай Васлий — поэт, прозаик.
  • Четкарёв Ксенофонт Архипович — этнограф, фольклорист, писатель, организатор науки.
  • Шабдар Осып — писатель.
  • Шадт Булат — поэт.
  • Шкетан Яков Павлович — писатель.
  • Элексейн Яков Алексеевич — прозаик.
  • Эшкинин Андрей Карпович — писатель.
  • Эшпай Андрей Яковлевич — советский композитор.
  • Эшпай Яков Андреевич — этнограф и композитор.
  • Юзыкайн Александр Михайлович — писатель.
  • Юзыкайн Алеко — писатель, журналист.
  • Юксерн Василий Степанович — писатель.
  • Ялкайн Яныш Ялкаевич — писатель, критик, этнограф.
  • Ямбердов Иван Михайлович — художник.

В искусстве

  • В 1839 году в сборнике повестей и рассказов Надежды Дуровой вышла романтическая повесть под титулом «Черемиска. Рассказ исправницы Лязовской», с подзаголовком «Черемисская повесть» В настоящее время повесть известна под названием «Серный ключ».
  • Марийцы (черемисы) фигурируют в полудокументальном юмористическом рассказе Ярослава Гашека. В частности, упоминается многолетняя вражда черемисов с чувашами и язычество черемисов.
  • В 2006 году Алексей Федорченко снял фильм «Шошо» (мар. «весна»), а в 2012 году на экраны вышел его фильм «Небесные жёны луговых мари» по одноимённой книге Дениса Осокина. Оба фильма сняты на марийском языке.
  • В 2010 году режиссёр Василий Домрачев снял фильм «Салика» по комедии Сергея Николаева о жизни марийской деревни.
  • В повести Александра Ивановича Куприна «Поединок» (1905 г.) денщик подпоручика Ромашова Гайнан был черемисом.

> См. также ► Марийцы

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Всероссийская перепись населения 2002 года
  3. Агентство Республики Казахстан по статистике. Перепись 2009. Архивировано 1 мая 2012 года. (Национальный состав населения Архивная копия от 23 июля 2011 на Wayback Machine.rar)
  4. Всеукраїнський перепис населення 2001. Русская версия. Результаты. Национальность и родной язык.
  5. Национальный состав населения Белоруссии, её областей и районов. Перепись 2009
  6. Population by ethnic nationality, sex and place of residence, 31 December 2011 (эст.). Дата обращения 3 июня 2019.
  7. Распределение населения ЛР по национальному составу и государственной принадлежности на 01.01.2019. (латыш.)
  8. 1 2 Народы мира: Энциклопедия / под. ред. Минц Л. М. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007 г, — 638 c.: ил. С. 334 — ISBN 5-373-01057-3
  9. Марийцы, 2005, с. 5.
  10. Энциклопедия Республики Марий Эл, 2009, с. 519.
  11. Этнология. Учебник. Для высших учебных заведений / Э. Г. Александренков, Л. Б. Заседателева, Ю. И. Зверева и др. — М.: Наука, 1994.
  12. Иордан // Марийская биографическая энциклопедия / Авт.-сост. В. А. Мочаев. — Йошкар-Ола: Марийский биографический центр, 2007. — С. 152. — 486 с. — 2032 экз. — ISBN 5-87898-357-0.
  13. Участие марийцев в битвах за Казань. 1505—1552 гг.
  14. Тема 11. Присоединение левобережных марийцев к России. Черемисская война 1552—1557 гг.
  15. Тема 12. Черемисские войны 1571—1574 и 1581—1585 гг. Последствия присоединения марийцев к Русскому государству
  16. Данные по переписи 1897 г. приведены по территории Российской империи, Вятской и Уфимской губерниям
  17. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку, губерниям и областям.
  18. Всесоюзная перепись населения 1926 года. Национальный состав населения по республикам СССР.
  19. Всесоюзная перепись населения 1939 года. Национальный состав населения по республикам СССР.
  20. Всесоюзная перепись населения 1959 года. Национальный состав населения по республикам СССР.
  21. Всесоюзная перепись населения 1970 года. Национальный состав населения по республикам СССР.
  22. Всесоюзная перепись населения 1979 года. Национальный состав населения по республикам СССР.
  23. Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по республикам СССР.
  24. Всероссийская перепись населения 2002 года. Национальный состав населения по регионам России.
  25. Всероссийская перепись населения 2010 г. Население по национальности, полу и субъектам Российской Федерации.
  26. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку, губерниям и областям. По империи. Черемисское.
  27. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку, губерниям и областям. Вятская. Черемисское.
  28. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку, губерниям и областям. Уфимская. Черемисское.
  29. В. В. Бунак. Антропологический тип черемис. «Русский антропологический журнал», т. 13, М., 1924, стр. 138
  30. Моисеев В. Г., Козинцев А. Г. Антропологическое своеобразие уралоязычных народов. Этнографическое обозрение 1998 № 2 С. 148
  31. Марийцы, 2005, с. 27.
  32. Энциклопедия Республики Марий Эл, 2009, с. 519—520.
  33. Всероссийская перепись населения 2002. Т.04.04. Распространенность владения языками в России (2002 г.)
  34. Всероссийская перепись населения 2002. Т.04.05. Владение языками населением наиболее многочисленных национальностей.
  35. Всероссийская перепись населения 2002. Т.04.06. Владение языками (кроме русского) населением отдельных национальностей по республикам, автономной области и автономным округам Российской Федерации.
  36. Всероссийская перепись населения 2002. Т.04.03. Население по национальности и владению русским языком по субъектам Российской Федерации.
  37. Марийцы// Народы России. Гл. ред. В. А. Тишков М.: БРЭ 1994 стр.230
  38. Последние язычники Европы (недоступная ссылка). Дата обращения 6 ноября 2013. Архивировано 12 мая 2014 года.
  39. Кузнецов С. К. Поездка к древней черемисской святыне, известной со времён Олеария // Этнографическое обозрение. 1905. № 1. С. 129—157.
  40. Население наиболее многочисленных национальностей по возрастным группам, полу и уровню образования (c. 868).
  41. Население по возрастным группам, полу и уровню образования по субъектам Российской Федерации (c. 6).
  42. >. Число марийских деревень — более 240
  43. статья «Марийцы» в Энциклопедии Башкортостан (недоступная ссылка)
  44. Делу – время, потехе – час. «Пеледыш пайрем» – для всех нас!. Сельские вести (6 июня 2016). Дата обращения 3 июня 2019.
  45. Пеледыш пайрем. Сельские вести (7 июня 2016). Дата обращения 3 июня 2019.
  46. Пижанский краеведческий музей. Пижанский краеведческий музей (2014). Дата обращения 3 июня 2019.
  47. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Марийцы, 2005, с. 252.
  48. История марийской литературы, 1989, с. 122.
  49. 1 2 3 Марийцы, 2005, с. 269.
  50. Васикова Лидия Петровна // Кто есть кто в Марий Эл / Сост. В. А. Мочаев. — Йошкар-Ола: Марийский биографический центр, 2002. — С. 85—86. — 704 с. — 2000 экз. — ISBN 5-87898-197-1.
  51. 1 2 3 4 Марийцы, 2005, с. 267.
  52. 1 2 3 4 Марийцы, 2005, с. 266.
  53. Марийцы, 2005, с. 279.
  54. История марийской литературы, 1989, с. 106.
  55. 1 2 История марийской литературы, 1989, с. 100.
  56. История марийской литературы, 1989, с. 41.
  57. Зотин Владислав Максимович.
  58. Выборы президента Республики Марий Эл.
  59. Зотин Владислав Максимович.
  60. Марийцы, 2005, с. 270.
  61. 1 2 Марийцы, 2005, с. 276.
  62. Кириллова Сарра Степановна. Марийский национальный театр драмы им. Шкетана. Дата обращения 3 июня 2019.
  63. Марийцы, 2005, с. 271.
  64. Коршунов Константин Максимович.
  65. Посёлок Мари-Турек // Мари-Турекский район. — Йошкар-Ола, 2003. — С. 176—186. — 320 с. — (История сёл и деревень Республики Марий Эл). — 1500 экз. — ISBN 5-87898-241-2.
  66. Марийцы, 2005, с. 275.
  67. Прохоров Зинон Филиппович. Сайт «Герои страны».
  68. История марийской литературы, 1989, с. 99.
  69. История марийской литературы, 1989, с. 353.
  70. Кошкина Д. В Марий Эл открыли парк в честь первого Героя Советского Союза по национальности мари. Марийская правда. Новости Республики Марий Эл (30 июля 2015). Дата обращения 25 июля 2018.
  71. История марийской литературы, 1989, с. 277.
  72. Четкарёв Ксенофонт Архипович — краткая биография на сайте «Марийская история в лицах»
  73. Шадт Булат // Писатели Марий Эл: биобиблиографический справочник / Сост. А. Васинкин, В. Абукаев и др. — Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2008. — С. 122—124. — 752 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-7590-0966-5.
  74. История марийской литературы, 1989, с. 61.
  75. Марийцы, 2005, с. 277.
  76. Марийцы, 2005, с. 268.
  77. Надежда Дурова. Записки кавалерист-девицы. — Казань: Татарское книжное издательство, 1979. — С. 197. — 200 с.
  78. «Комендант города Бугульмы» (недоступная ссылка). Дата обращения 20 декабря 2013. Архивировано 20 декабря 2013 года.

Литература

  • Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 161
  • История марийской литературы / Отв. редакторы К. К. Васин, А. А. Васинкин. — Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1989. — 432 с. — 3000 экз.
  • Марийцы. Историко-этнографические очерки. — Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005. — 336 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94950-027-X.
  • Марийцы // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3. Архивная копия от 29 ноября 2014 на Wayback Machine
  • Марийцы / Марийцы восточные / Марийцы горные / Марийцы луговые / Марийцы северо-западные // Энциклопедия Республики Марий Эл / Отв. ред. Н. И. Сараева. — Йошкар-Ола, 2009. — С. 519—524. — 872 с. — 3505 экз. — ISBN 978-5-94950-049-1.
  • М. В. Пенькова, Д. Ю. Ефремова, А. П. Конкка. Материалы по духовной культуре марийцев // Сборник статей памяти Юго Юльевича Сурхаско. — Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2009. C. 376—415.
  • С. В. Стариков. Марийцы (черемисы) Среднего Поволжья и Приуралья на рубеже XIX—XX веков. — Филокартия, 2009, № 4(14) — с. 2—6.

Ссылки

  • Интернет-журнал «Кидшер» («На пульсе»)
  • MariUver — Независимый портал о марийцах, Марий Эл на четырёх языках: марийском, русском, эстонском и английском
  • Марийцы
  • История марийского этноса
  • Этническая карта марийцев в ПФО на уровне сельского поселения

Волжские

Народы: марийцы (в т. ч. горные (в т .ч. лесные) и лугово-восточные (в т. ч. луговые и восточные), также ветлужские марийцы, северо-западные и барские) • мордва (в т. ч. каратаи, мокша, терюхане, шокша, эрзя)

Племена: вяда • меря • мещера • мурома • буртасы1

Пермские

Народы: коми-зыряне (в т. ч.: ижемцы, язьвинцы2, верхневычегодцы, нижневычегодцы, вымичи, печорцы, прилузцы, сысольцы, удорцы) •

коми-пермяки (в т. ч. зюздинцы, язьвинцы2) • удмурты • бесермяне

Прибалтийские

Народы: вепсы • водь (в т. ч.: кревинги) • ижора • карелы (в т. ч.: ливвики, людики, тверские карелы, финские карелы) • ливы • сету • финны (в т. ч. ингерманландцы, (в т. ч. савакоты, эвремейсы), квены) • эстонцы (в т. ч.: выру)

Племена: чудь • сумь • емь • корела • весь • нарова (предположительно)

Саамы

Народы: саамы (в т. ч. сколты; саамы в Норвегии • России • Финляндии • Швеции)

Севернофинские3

Племена: биармы • емь • тоймичи • чудь заволочская

Угры

Народы: венгры (в т. ч.: секеи, ясы, чангоши, мадьярабы) • манси • ханты

1 Этническая принадлежность буртасов является дискуссионной. 2 Коми-язьвинцы — группа, которую иногда выделяют как промежуточную между коми-зырянами и коми-пермяками. 3 Севернофинские племена — группа, с выделением которой согласны не все исследователи. Состав этой группы также дискуссионен.

Более 10 млн

От 1 до 10 млн

От 500 тысяч до 1 млн

От 200 до 500 тысяч

От 100 до 200 тысяч

От 30 до 100 тысяч

От 10 до 30 тысяч

См. также: Перечень коренных малочисленных народов России

Сложным и невыясненным остается и вопрос о происхождении этно­нимов «мари» и «черемис». Значение слова «мари», самоназвания марийского народа, многие лингвисты выводят из индоевропейского термина «мар», «мер» в различных звуковых вариациях (переводится как «человек», «муж»). Слово «черемис» (так называли марийцев русские, а в несколько иной, но фонетически сходной огласовке – многие другие народы) имеет большое число различных трактовок. Первое письменное упоминание этого этнонима (в оригинале «ц-р-мис») встречается в письме хазарского кагана Иосифа сановнику кордовского халифа Хасдаю ибн-Шапруту (960-е гг.). Д. Е. Казанцев вслед за историком XIX в. Г. И. Перетятковичем пришел к выводу, что название «черемис» дали марийцам мордовские племена, и в переводе это слово означает «человек, живущий на солнечной стороне, на востоке». По мнению И. Г. Иванова, «черемис» – это «человек из племени Чера или Чора», иначе говоря, название одного из марийских племен соседние народы впоследствии распространили и на весь этнос.

У слова «черемис» эрзянские корни. Исследователь Д. Е. Казанцев, в сущности, развивая мысль Г. Перетяжковича, считает более вероятным, что старый этноним марийцев принадлежит к числу слов, образованных в эрзянском языке. Дореволюционный историк не приводил в качестве доказательства эрзянские слова, с которыми, по его мнению, связан этноним «черемис» , поэтому этот пробел решил устранить Д. Е. Казанцев. Второй компонент этого этнонима он, как и другие предыдущие исследователи, связывает с прибалтийско-финскими словами, но по-иному истолковывает этимологию первого компонента
чере-, выделяемого почти всеми языковедами. Исследователь расчленяет этот компонент на корень че-, связанный с эрзянским существительным чи «солнце» , и суффикс –ре-, который образует имя прилагательное в эрзянском языке. Мотивирующим признаком названия «черемис» , по мнению Д. Е. Казанцева, которое первоначально было составным («чере мис» букв. «солнечный человек» , послужило то, что предки марийцев жили к востоку от эрзя, т. е. на той стороне, откуда восходит солнце.
Распространение названия «чäрäмис» (аналогичную праформу, но на базе тюркских языков, ранее давал другой марийский исследователь Ф. И. Гордеев) Д. Е. Казанцев представляет следующим образом. Из древнеэрзянского языка оно проникло к булгарам. Источником татарского «чирмеш» мог быть булгарский язык. Русские же заимствовали этноним «черемис» из языка эрзя, но после сужения в нем гласных звуков. Сами марийцы, по Д. Е. Казанцеву, не называли себя этим словом в силу его внутренней формы.
Широкой популярностью пользуется версия марийских краеведов 1920 – начала 1930-х годов Ф. Е. Егорова и М. Н. Янтемира, предположивших, что данный этноним восходит к тюркскому термину «воинственный человек». Ф. И. Гордеев, а также поддержавший его версию И. С. Галкин отстаивают гипотезу о происхождении слова «черемис» от этнонима «сармат» при посредничестве тюркских языков. Было высказано и ряд других версий. Проблема этимологии слова «черемис» осложнена еще и тем обстоятельством, что в средние века (вплоть до XVII – XVIII вв.) так называли в ряде случаев не только марийцев, но и их соседей – чувашей и удмуртов.

Народы Урала

Урал известен как многонациональный край с богатой культурой, базирующейся на древних традициях. Здесь проживают не только русские (которые стали активно заселять Урал с XVII века), но и башкиры, татары, коми, манси, ненцы, марийцы, чуваши, мордва и другие.

Появление человека на Урале

Первый человек появился на Урале приблизительно 100 тысяч лет назад. Не исключена вероятность, что случилось это и раньше, но никаких находок, связанных с более ранним периодом, в распоряжении ученых пока что нет. Древнейшая палеолитическая стоянка первобытного человека была обнаружена в районе озера Карабалыкты, недалеко от деревни Ташбулатово Абзелиловского района республики Башкортостан.

Археологи О.Н. Бадер и В.А. Оборин – известные исследователи Урала – утверждают, что прапрауральцами были обыкновенные неандертальцы. Установлено, что люди на данную территорию переселились из Средней Азии. Например, в Узбекистане был найден целый скелет мальчика неандертальца, время жизни которого пришлось как раз на первоосвоение Урала. Антропологами был воссоздан облик неандертальца, который и был взят в качестве внешности уральца периода заселения данной территории.

Неандерталец. Реконструкция М.М. Герасимова

Древние люди были не способны выжить в одиночку. На каждом шагу их подстерегала опасность, а капризная природа Урала то и дело проявляла свой строптивый нрав. Только взаимопомощь и забота друг о друге помогла первобытному человеку выжить. Основной деятельностью племен был поиск пропитания, поэтому задействованы были абсолютно все, в том числе и дети. Охота, рыбалка, собирательство – основные способы добыть пищу.

Удачная охота очень много значила для всего племени, поэтому люди стремились умилостивить природу с помощью сложных ритуалов. Обряды совершались перед изображением тех или иных животных. Свидетельством этому являются сохранившиеся наскальные рисунки, в том числе уникальный памятник – пещера Шульган-таш, расположенная на берегу реки Белая (Агидель) Бурзянского района Башкортостана.

Внутри пещера похожа на удивительный дворец с огромными залами, соединяют которые широкие коридоры. Общая длина первого этажа составляет 290 м. Второй этаж находится на высоте 20 м над первым и тянется на 500 м в длину. Коридоры ведут к горному озеру.

Именно на стенах второго этажа сохранились уникальные рисунки первобытного человека, созданные при помощи охры. Здесь изображены фигуры мамонтов, лошадей и носорогов. Картинки свидетельствуют о том, что художник видел всю эту фауну в непосредственной близости.

Рисунки Каповой пещеры (Шульган-Таш) были созданы около 12-14 тысяч лет назад. Похожие изображения есть в Испании и Франции.

Коренные народы Урала

Вогулы (манси)

Исконный уралец – кто же он? Например, башкиры, татары и марийцы проживают в данном регионе всего лишь несколько веков. Однако и до прихода этих народностей данная земля была заселена. Одним из коренных народов были манси, именуемые до революции вогулами. На карте Урала и теперь можно отыскать реки и поселения, именуемые «Вогулкой». Они пошли от юдинской археологической культуры, названной так по Юдинскому городищу. Памятники юдинской культуры X-XIII веков известны в лесном Зауралье по рекам Туре, Тавде, Лозьве и их притокам. В северной части влияние на народ оказывала культура хантов, а в южной — сибирских татар.

Манси относятся к народу угро-финской языковой группы. Их наречие родственно с хантами (остяками) и венграми. В древние времена данный народ населял территорию севернее реки Яик (Урал), но позже их вытеснили воинственные кочевые племена. Вогулов упоминал даже Нестор в своей «Повести временных лет», где они именуются «югрой».

Вогулы активно сопротивлялись русской экспансии. Очаги активного сопротивления были подавлены в XVII веке. Вместе с этим проходила христианизация вогулов. Впервые крещение произошло в 1714 году, второе — в 1732, более позднее — в 1751.

После покорения коренных жителей Урала, манси были обязаны платить подать – ясак – подчиняясь Кабинету Его Императорского Величества. Им приходилось уплачивать казне один ясак двумя лисицами, за что им было позволено пользовать пахотные и сенокосные угодья, а также леса. От рекрутской повинности они были освобождены до 1874 года. С 1835 года им пришлось платить подушную подать, а позднее выполнять земскую повинность.

Вогулы делились на кочевые и оседлые племена. У первых были канонические чумы летом, а зимовали либо в шалашах, либо в юртах с оборудованным там очагом. Оседлые строили из бревен прямоугольные хижины с земляным полом и плоской крышей, укрытой колотым бревном и берестой.

Основным родом деятельности манси была охота. Жили в основном тем, что добывалось с помощью лука и стрел. Самой желанной добычей считался лось, из шкуры которого шилась национальная одежда. Вогулы пробовали себя в скотоводстве, однако хлебопашества практически не признавали. Когда новыми хозяевами Урала стали владельцы заводов, коренному населению пришлось заниматься лесорубством и жжением угля.

Важную роль в жизни любого вогула играла охотничья собака, без которой, как и без топора, ни один мужчина не вышел бы из дому. Насильственное обращение в христианство не заставило отказаться данный народ от древних языческих ритуалов. Идолы устанавливались в укромных местах, им по-прежнему приносили жертвы.

Манси являются малочисленным народом, к которому относится 5 изолированных друг от друга групп в соответствии с местом обитания: верхотурская (лозьвинская), чердынская (вишерская), кунгурская (чусовская), красноуфимская (кленовско-бисертская), ирбитская.

С приходом русских вогулы в значительной мере переняли их порядки и обычаи. Начали создаваться смешанные браки. Совместное проживание в деревнях с русскими не помешало вогулам сохранить древние занятия, например, охоту.

Сегодня манси остается все меньше и меньше. При этом, по старым традициям живет всего пара десятков человек. Молодежь ищет лучшей жизни и не знает даже языка. В поисках заработка молодые манси стремятся уехать в Ханты-Мансийский округ для получения образования и ради заработка.

Коми (зыряне)

Данный народ обитал на территории таежной зоны в Северном Приуралье. Произошел от вымской археологической культуры. Относятся к угро-финской языковой группе. Основным занятием была охота на пушного зверя и рыбная ловля, также занимались земледелием и скотоводством. Впервые упоминание зырян встречается в свитке, датированном XI веком. Начиная с XIII века, племена были обязаны платить Новгороду ясак. В 1478 году территория коми вошла в состав России. Столица республики Коми — Сыктывкар — был основан в 1586 году как погост Усть-Сысольск.

Коми-пермяки

Коми-пермяки, проживающие в Пермском крае, появились к концу первого тысячелетия. Предки коми-пермяков пошли от родановской археологической культуры (сложившейся на основе ломоватовской), которая была так названа по Роданову городищу в Верхнем Прикамье. По реке Каме и ее притокам известно более 300 памятников родановской культуры IX-XV веков. По оценкам историков, их численность составляла не менее 4,5 тысяч человек. Территория обитания народа совпадала с границами Перми Великой. Коми-пермяки относятся к угро-финской языковой группе.

Поселения (городища и селища) стояли на берегах рек, жили в деревянных домах. Занимались пашенным земледелием. С XII века на данную территорию проникли новгородцы, занимающиеся обменом и торговлей пушниной. В XV веке пермяки образовали собственное княжество, которое вскоре было присоединено к Москве.

Выделяется две обособленные группы коми-пермяков — язьвинская (возникла в результате переселения в XII-XIII веках с Колвы) и верхнекамская — зюздинская.

В ходе русской колонизации коми-пермяки переселились на более компактную территорию по рекам Коса и Иньва с их притоками. Здесь и сейчас сохраняется основное ядро этого народа.

Коми-язьвинцы

Небольшой по численности коренной народ Пермского края. Проживают на своей исторической родине на верхней Язьве (Красновишерский район Пермского края). Продолжают говорить на особом диалекте коми языка. Коми-язьвинцы являются потомками коми этнической общности, которая в дорусский период истории Урала занимала междуречье Вишеры, Колвы, Язьвы, Глухой Вильвы и Боровой.

Башкиры

Упоминания о башкирах встречаются в летописях, начиная с X века. Предки башкир формировались в степях Приаралья и прилегающих районах Средней Азии, затем они мигрировали в степи и лесостепи Южного Урала. Формирование современного башкирского народа (со своим самоназванием «баджгард», «башкурт») началось в Приуралье в IX-X веках, когда они расселились по обоим склонам Уральского хребта: по рекам Белая, Ай, Юрюзань, Уфа, Дема, Сакмара, Большой Ик, Мензеля, Урал, Уй, Миасс. Занимались они кочевым скотоводством, рыболовством, охотой, бортничеством. Южные башкиры кочевали, жили в юртах, питались мясом и молоком. Северные башкиры занимались пастушеским скотоводством и охотой.

В X веке были присоединены к Волжской Булгарии и в этот же период туда проник ислам. В 1229 году Башкирия подверглась нападению монголо-татар. В 1236 году данная территория отошла в удел брата хана Батыя. Когда Золотая Орда распалась, одна часть Башкирии перешла в Ногайскую Орду, другая — к Казанскому ханству, третья — к Сибирскому ханству. В XI-XV веках в состав башкир вливались новые массы тюркоязычного населения. В 1557 году Башкирия вошла в состав России. Башкиры были самым многочисленным из нерусских народов Урала.

В XVII веке в Башкирию активно начали съезжаться русские, среди которых были крестьяне, ремесленники, торговцы. Башкиры начали вести оседлый образ жизни. Присоединения башкирских земель к России вызывало неоднократное восстание коренных жителей. В 1704-11, 1735-37, 1738-39, 1740 годах на Урале вспыхивали крупные башкирские бунты. Башкиры нападали на деревни и слободы, сжигали дома, громили заводы. Очаги сопротивления каждый раз жестоко подавлялись царскими войсками. В восстании Пугачева (1773—1775 гг.) башкиры принимали самое активное участие. В этот период прославился национальной герой Башкирии Салават Юлаев. В наказание яицким казакам, принимавшим участие в бунте, река Яик получила название Урал.

Развитие этих мест существенно ускорилось с появлением Самаро-Златоустовской железной дороги, которая строилась с 1885 по 1890 год и проходила через центральные регионы России. Важным моментом в истории Башкирии явилось открытие первой нефтяной скважины, благодаря чему республика стала одним из крупных нефтяных районов России. Мощный экономический потенциал Башкирия получила в 1941 году, когда сюда с запада России было перебазировано более 90 крупных предприятий. Столица Башкирии – город Уфа.

Марийцы (черемисы)

Марийцы (мари) или черемисы являются финно-угорским народом. Расселены в Башкирии, Татарстане, Удмуртии. Есть марийские деревни и в Свердловской области. Как этническая общность сложились ко 2-й половине I тысячелетия н.э. Большую роль в этногенезе этого народа сыграли соседние племена удмуртов и мордвы. После разгрома монголо-татарами Волжской Булгарии марийцы стали переселяться к северо-востоку, оттесняя удмуртов к верховьям реки Вятки.

Впервые упоминаются в VI веке готским историком Иорданом под именем «оремискано». Татары называли этот народ «черемыш», что значило «препятствие». До начала революции в 1917 году марийцев, как правило, именовали черемисами или черемисой, но затем данное слово было признано оскорбительным и убрано из обихода.

Удмурты

Формирование древних удмуртов случилось в итоге смешения финно-пермских и угорских народов в IX веке н.э. Предки удмуртов формировались в междуречье рек Волга и Кама. Они составляли две большие группы: южную (жили на правом берегу нижнего течения реки Камы и притоках Вятки — Вале и Кильмези) и северную (появились в результате переселения на Вятку, Чепцу и Верхнее Прикамье после нашествия в XIII веке монголо-татар). Главным городом удмуртов был, по-видимому, Иднакар — укрепленный ремесленный, торговый и административный центр.

Предками северных удмуртов были представители чепецкой культуры IX-XV веков, а южных удмуртов — чумойтлинской и кочергинской культур. По мнению историков, к XVI веку численность удмуртов не превышала 3,5-4 тысяч человек.

Нагайбаки

В Нагайбакском районе Челябинской области живут потомки крещеных татар-казаков, получивших название нагайбаки. Их признают потомками ногайских татар, которые не ушли из Среднего Поволжья после завоевания Иваном IV Казанского ханства. В Оренбургской губернии нагайбаков было три группы, но в настоящее время сохраняют самосознание только две группы. Самая многочисленная — в Нагайбакском районе Челябинской области (около 10 тысяч человек). Нагайбаки имеют статус коренного малочисленного народа.

Современные нагайбаки помнят своих предков, которые первыми вошли в Париж во время Отечественной войны. За это они получили землю, на которой основали в том числе село Париж. Также на землях нагайбаков в этой части Челябинской области встречаются и другие европейские топонимы: Кассель, Остроленка, Фершампенуаз, Требия и другие. Эти названия появились по предложению Оренбургского генерал-губернатора.

Татары

Татары – второй по численности народ Урала (после русских). Больше всего татар проживает в Башкирии (порядка 1 миллиона). На Урале немало полностью татарских деревень. Значительные переселения поволжских татар на Урал наблюдались в XVIII веке.

Агафуровы — в прошлом одни из самых известных купцов Урала среди татар

Культура народов Урала

Культура народов Урала достаточно уникальна и самобытна. До той поры, пока Урал не отошел России, многие местные народности не имели собственной письменности. Тем не менее, со временем, эти же народы знали не только свой язык, но и русский.

Удивительные предания народов Урала насыщены яркими, таинственными сюжетами. Как правило, действие связано с пещерами и горами, разнообразными сокровищами.

Нельзя не упомянуть непревзойденное мастерство и фантазию народных мастеров. Широко известны изделия мастеров из уральских минералов. Их можно увидеть в ведущих музеях России.

Известен регион и резьбой по дереву и кости. Деревянные крыши традиционных домов, уложенные без применения гвоздей, украшаются вырезанными «коньками» или «курицами». У коми принято возле дома на отдельных шестах устанавливать деревянные фигуры птиц. Существует такое понятие, как «пермский звериный стиль». Чего только стоят древние фигурки мифических существ, отлитых из бронзы, найденные во время раскопок.

Знаменито и каслинское литье. Это удивительные по своей изысканности творения из чугуна. Мастера создавали красивейшие канделябры, статуэтки, скульптуры и ювелирные украшения. Данное направление завоевало авторитет и на европейском рынке.

Крепкой традицией является стремление иметь свою семью и любовь к детям. Например, башкиры, как и прочие народы Урала, почитают старших, поэтому главными членами семей являются бабушки и дедушки. Потомки знают наизусть имена предков семи поколений.

Манси (вогулы) откуда пришли

Этнос манси появился благодаря слиянию двух культур: неолитической уральской и угорской. Археологами подтверждено, что вначале манси расселились по западным склонам Уральских гор, однако через несколько столетий (начиная с XI в.) были вытеснены с уже поколениями обжитых мест русскими и коми в Зауралье. В XVI – XVII вв. после усиления русской экспансии исход манси начался и из Зауралья. Не желая принимать чужую веру и менять привычный образ жизни на чужой, племена постепенно двигались все дальше: одни – на север, другие – на восток. К настоящему времени манси проживают в Тюменской области (основное их количество).

Самоназвание народа манси означает «человек». Русские прозвали их вогулами, но почему, сейчас судить сложно. По-крайней мере, существуют две версии: по названию реки Вогулки (Камский бассейн) или по-хантыйски, где похожее на «вогул» слово означает «дикий». Поскольку ни пришлые русские, ни коми не видели большой разницы между манси и хантами, а также другими коренными народами Сибири и Урала, они называли их общим словом «остяки», которое, по предположению некоторых исследователей, происходит от тюркского «иштяк» и означает примерно то же, что и «инородец». Есть еще распространенное название народа манси, пришедшее из вне – «югры», что также относится не только к этому народу, и происходит от слова «угры». В ряде статей на history-thema.com мы упоминаем об уграх, например, .

Несмотря на то, что пришельцы вытесняли манси с обжитых мест, это не значит, что они покорно уходили «куда глаза глядят». Наоборот, имеются исторические свидетельства многочисленных стычек между мансийскими племенами и русскими, которым нужна была «мягкая рухлядь», стоившая неимоверно дорого в самой Руси, и еще дороже, если продать ее заморским купцам. Чтобы легче собирать дань соболями, надо было обратить язычников манси в христианскую веру. Оказалось, что сделать это не так-то просто В 1455 году первый миссионер епископ Питирим был убит мансийским князем Асыкой. Асыку пленили только через 12 лет после гибели Питирима, но по пути в русскую столицу князю удалось сбежать, хотя довезли его аж до Вятки. А в 1481 г. князь Асыка со своими воинами пожег и опустошил окрестности Чердыни. В ответ русские выступили против строптивого князя: «…и бой был, и побежали вогуличи, Асыка и сын его Юшман…» (Вологодско-Пермская летопись).

Асыка вместе со своим народом ушел далеко в Сибирь, и больше ничего о нем неизвестно. А его сын и зять «поклонились» Москве. А примерно через 100 лет пришел завоевывать Сибирь Ермак, но крестить манси так и не удалось. При Петре Великом обратить в христианство вогулов решили радикальным образом: под страхом смерти они должны были сдать всех своих идолов и надеть на себя кресты Но большинство манси предпочло снова уйти «куда подальше», оставшиеся же хоть и сожгли идолов, но кресты надеть отказались. Считаясь формально крещеными, они на самом деле ими не были вплоть до XX века, да и сейчас отнюдь не все манси христиане.

Горные черемисы

так называют с начала XVII ст. черемис, живущих на правой, горной стороне Волги в Козмодемьянском у. Казанской и Васильсурском у. Нижегородской губ., в отличие от черемис, находящихся по левую сторону Волги, которые в тех же губерниях называются луговыми. По мнению знатока черемисской народности проф. И. Н. Смирнова, горная сторона Волги, начиная от Оки и заканчивая нынешним Свияжским у. Казанской губ., некогда была вся заселена черемисами, большая часть которых, сперва под напором татар и мордвы, а затем русских, была вытеснена в леса за Волгу. В начале XVI в. Г. черемисы становятся ревностными слугами татар и, неоднократно нанося поражения русским воеводам, защищают путь от Нижнего до Казани. В настоящее время Г. черемис числится около 31000 в Казанской и 2000 в Нижегородской губ. Они выше, крепче и мужественнее, чем луговые черемисы. Благодаря занимаемой ими хорошей почве Г. черемисы рано перешли к земледелию, которое и до сих пор составляет почти исключительное их занятие. Почти у каждого домохозяина горно-черемисской деревни свой просторный особняк. Разбросанность черемисских построек, в особенности в старинных, нераспланированных деревнях, и небольшие березовые или липовые рощи много способствуют скорому прекращению пожаров, которые не принимают здесь таких значительных размеров, как в русских селениях. Луговые черемисские деревни отличаются полнейшим отсутствием растительности вокруг построек. Эта противоположность в устройстве деревень, по мнению проф. Смирнова, находится в зависимости от той роли, которую играет лес в религиозных воззрениях черемис. Черемисин-язычник до сих пор молится в лесу. В луговой стороне этот лес в изобилии, его нет надобности пересаживать к постройкам, как это практикуется в горах. По расположению построек большая часть горно-черемисских деревень мало отличается в настоящее время от русских; избы также устроены совершенно по-русски, прежние курные избы редко можно встретить в горной стороне. Многие Г. черемисы давно уже стали носить одежду, представляющую смесь русского и национального костюма. Заменив черемисскую шапку русской шляпой, мужчины стали употреблять, особенно в деревнях со смешанным населением, русские сапоги, плисовые и нанковые шаровары, поддевки и ситцевые, преимущественно красные рубашки. У женщин в изменении костюма дело началось тоже с головных уборов. Надеваемый поверх сорочки и тюрика вышитый холщовый платок стал заменяться фабричным платком или полушалью. Вышивки на рубашках, поясах стали встречаться у Г. черемис все реже и реже; их заменили простые нашивки и русские фабричные изделия. Горные черемисские деревни часто состоят из ближайших родственников. Случается иногда так, что в каком-нибудь околотке все крестьяне составляют как бы одну семью, в которой старший и более влиятельный член заведует имуществом и распоряжается по хозяйству. Старшее лицо в доме почти до последнего времени пользовалось большим авторитетом; теперь этому часто противодействует распространение христианства между младшими членами семьи. Предания о тех местностях, где происходили крупные сборища Г. черемис для молений своим богам и где приносились жертвы кереметям, еще свежи в их памяти. В жертву своим богам вместо целого животного Г. черемисы под влиянием экономических причин стали приносить только часть его, а потом одно лишь подобие жертвенного животного, напр. вместо лошади, коровы, петуха — особого рода пряники (аргамаки) с оттиснутой на них фигурой животного. Дни, в которые назначались моления богам и принесения им жертв, постепенно обратились в общественные пирушки и поминки, где Г. черемисы обращаются иногда одновременно и к христианскому Богу, и к своим языческим богам. Хотя Г. черемисы были поголовно крещены во второй половине XVIII ст., но до начала 60-х годов христианские понятия прививались к ним очень поверхностно. На христианских святых и на иконы они долгое время смотрели так же, как на своих черемисских богов. «Николай Чудотворец, Варсонофий и Казанская Божия Матерь, — говорит И. Н. Смирнов, — до такой степени уподобились черемисским богам, что получили, подобно этим последним, и прислужников (сакче-шукши). Культ их у некрещеных черемис совершенно тождествен с культом языческих богов: им приносят в лесах жеребят, мясо которых съедают, а кости и кожу сжигают» («Этнографический сборник»,т. IV, 212-213). Николай Чудотворец (Никола — русский бог) слился в представлении черемис с образом небесного бога. Его помощь считают особенно важной в несчастных случаях на воде. Ап. Петр и пророк Илья также пользуются почитанием черемис: один — за то, что первый будто бы сделал соху; другой — за то, что первый начал сеять и возделывать хлеб. В начале 60-х годов в горно-черемисском населении Козмодемьянского уезда можно было уже указать несколько деревень, в которых не было ни одной инородческой семьи, жившей по вере своих предков-язычников. Этот переворот произошел благодаря многим священникам Козмодемьянского у., совершавшим богослужение на черемисском яз., а также благодаря грамотеям-черемисам, кот. успели достаточно усвоить себе христианское вероучение. Из числа таких грамотеев многие стали священниками, монахами и учителями народных школ. Ср. Знаменский, «Горные черемисы Казанского края» («Вестн. Евр.», 1868, IV); И. Износков, «Обычаи горн. черемис» («Памятная кн. Казанской губ. на 1868-69 г.» и 2-й вып. «Трудов Казанского губерн. статистич. комитета» за 1869 г.); Филимонов, «О религии некрещеных черемис и вотяков Вятской губернии» («Вятск. епарх. известия» 1868 и 1869 г.); И. Я. Моляров, «Беседы к черемисам Кузнецовского прихода» («Казан. епарх. изв.» 1873 г.); его же, «Похороны у горных черемис» («Казан. епарх. изв.» 1876); И. Н. Смирнов, «Черемисы. Историко-этнографический очерк» (Казань, 1889).

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *