Черниговский храм

Дата публикации или обновления 04.11.2017

К оглавлению — храмы Москвы

Построен: 1658
Адрес храма: 113035, Москва, ул. Пятницкая., 4/2, стр. 9 (м. «Новокузнецкая»).
Сайт храма: http://www.podborom.ru
Престолы: главный — Усекновения главы Иоанна Предтечи,
приделы — безср. Космы и Дамиана,
свт. Николая Чудотворца.

История: В древности здесь находился Ивановский монастырь, впервые упомянутый в 1415 г. в связи с рассказом о рождении вел. кн. Василия II.

В 1514 — 1515 гг. по заказу вел. кн. Василия III был сооружен соборный храм (зодчий Алевиз Фрязин Новый), который после переноса монастыря в Старые Сады в 1530 г. обращен в приходской.

Существующее здание (1657 г., возможно 1675 г.) возведено на белокаменном фундаменте храма нач. XVI в.

В 1757 — 1770 гг. оно было перестроено на средства купца Ф. Ф. Замятина в формах барокко, получив новую двух-придельную трапезную с притвором.

Высокая трехъярусная колокольня, сочетающая формы барокко и классицизма, сооружена в 1781 г.

Обновление храма происходило в 1896 — 1904 гг. при участии архитектора Ф. О. Шехтеля.

Храм закрыли в 1917 г.

В настоящее время приписан к храму свв. мчч. Михаила и Феодора, Черниговских чудотворцев. Богослужения проводятся по расписанию.

Храм входит в состав Патриаршего подворья храмов под Бором.

День памяти: 29 августа/11 сентября
Богослужение: по расписанию.
Другие храмы Патриаршего подворья храмов под Бором:

  • Храм Святых благоверных кн. Михаила и боярина Феодора, Черниговских чудотворцев.
  • Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи, что под Бором — апрель 2009 года.

    Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи, что под Бором.
    Слева — храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи с колокольней.
    Справа — Церковь Михаила и Фёдора Черниговских.
    Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи, что под Бором – вид со двора.
    Одновременно с трапезной начали возводить и новую, отдельно стоящую колокольню на углу Черниговского переулка и Пятницкой улицы, но ее строительство было завершено только в 1781 году.
    Колокольня храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи.
    Колокольня церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи.
    Колокольня храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Вид с Пятницкой улицы.
    В начало

    Этот храм — стройный, златоглавый — виден издалека. Когда, наконец, «прорубят» проспект Победы, подъезд к району Рокоссовского из центра города, вероятно, сможет поспорить по эффектности с видом, открывающимся гостям Чернигова, приезжающим с киевской стороны. Но и сейчас уже храм, фасад которого украшен уникальной иконой-витражом, явно преобразил этот микрорайон. Но интересно не только художественное решение. Задуманный как культурно-образовательный комплекс, храм необычен своей открытостью для людей: здесь есть детская площадка, лифт для тех, кому трудно или невозможно подниматься по ступенькам, действует воскресная школа, устраивают поездки и фестивали. У храма есть сайт (www.xvc-cn.net.ua), куда выкладывают проповеди настоятеля и новости жизни храма. Что еще здесь появится — и, главное, как скоро?

    В Черниговской земле просиявшие

    Как рассказал настоятель Черниговского храма Всех святых земли Черниговской протоиерей Петр Казновецкий, каждая епархия имеет своих небесных покровителей, святых, прославивших эту землю. И на нашей Черниговской земле насчитывается больше тридцати великих людей, героев духа, сумевших силой Божьей вырасти в «нового человека». Они являются славой и украшением Черниговщины, поскольку сыграли главную роль в духовном, культурном, государственном развитии православной Руси. Даже те святые, которые уходили от мира, погружаясь в себя, своим молитвенным подвигом старались помочь своему народу, были в центре всех исторических событий — и к ним за советами приходили великие князья. На Черниговской земле 11 лет княжил Владимир Мономах. Он оставил после себя удивительное наставление, в котором говорит: «Враг наш, дьявол, побеждается тремя добродетелями: покаянием, молитвой и делами любви. Земные блага же даны нам временно и даны на то, чтобы послужить своим ближним».

    Черниговская земля связана с равноапостольным великим князем Владимиром по матери его Малуше, которая родом из Любеча. Основателем русского монашества является опять же выходец из Черниговской земли преподобный Антоний, первым совершивший путешествие на святую гору Афон, где некоторое время был монахом, а после получил от игумена благословение, чтобы послужить Богу в родном краю. Он является начальником монашества на Руси и основателем Киево-Печерской лавры.

    Первый князь, который принял иночество, — черниговский князь Никола Святоша.

    Черниговский святитель Феодосий в православном народе именуется Русским Николаем — настолько велика его слава и молитвенное ходатайство. Святитель Иоанн Тобольский является просветителем всей Сибири, Антоний Стаховский, Филофей Лещинский, Иннокентий Иркутский были просветителями отдаленных земель, создавали духовные школы, заботясь о том, чтобы люди обретали книжную грамоту. Они оставили по себе живой, нетленный след, который по сегодняшний день помнит не только церковная история, но и светская. Недавно в лике святых прославлен святитель Филарет Гумилевский, знаменитый подвижник, ученый, оставивший после себя около 160 работ — чуть ли не каждый месяц он, пророческими словами преподобного Серафима Саровского, «из кармана доставал по книге».

    Из Черниговской земли родом князья Михаил и Федор, пострадавшие за веру православную, и с ними — князья Михаил, Федор и Константин Муромские, князь Давид — создатель Успенского собора на территории Елецкого монастыря, священномученик Василий Богоявленский, преподобная Евфросиния Суздальская — дочь князя Михаила Черниговского, совершившая высокий подвиг в монашестве. И многие другие святые люди, имевшие громадное влияние на вселенское православие. Они судьбами своими показывают, что человек настолько велик и настолько глубок, что может соединиться с Богом. А прийти в единство с Богом — это самая главная цель христианской жизни.

    С мира по кирпичику

    Храм Всех святых земли Черниговской задуман как духовно-просветительский центр, назначение которого — дать людям возможность получить духовно-нравственное образование, здесь работает библиотечный центр, лекторий, воскресная школа… Намечена постройка и физкультурно-оздоровительного комплекса в отдельном крыле — где будут спортивный и тренажерный залы, мастерские… В планах открыть здесь какое-то кафе, место отдыха — чтобы детки могли прийти порадоваться, повеселиться, увидеть живой уголок, картины с изображением пейзажей и храмов — словом, то, что созидает дух человеческий и поднимает его ввысь, к Богу. Задача этого комплекса — дать всестороннее воспитание детям в противовес нынешней антикультуре, идущей по нашей стране тяжелым шагом. «Мы хотим, — говорит настоятель храма отец Петр, — чтобы здесь занимались и дети, и взрослые, были аллеи, фонтаны, чтобы это был второй культурный центр города — для этого большого района».

    Пока, к сожалению, крайне непростым является вопрос финансирования. «Нам очень тяжело в материальном плане, — рассказывает батюшка. — Порой хоть выбегай на центральную площадь и от отчаяния кричи. Всё приходится делать своими силами. За счет сил прихода, за счет отдельных людей, которые вносят личные пожертвования… Их не очень много — но они есть, нам помогают не только черниговцы, но и киевляне, москвичи, поступает помощь от других храмов и монастырей. В основном строительство идет на частные пожертвования и средства. Если кто-то не может помочь денежно — я прошу помочь механизмами, материалами. Получается с миру по нитке — но это и хорошо. Так когда-то строили Храм Христа Спасителя — запрещено было принимать крупные пожертвования, чтобы храм строили именно все люди сообща, а не какой-то отдельный человек, который потом мог бы приписать себе это в заслуги. Так и мы строим сообща. И таким образом каждый человек, понемногу участвуя, начинает отстраивать свою веру, свой духовный мир — может быть, сам не замечая того».

    Слова благодарности от имени настоятеля прозвучали в адрес автора проекта Виктора Матвеевича Устинова, фирмы «Зодчий», которую возглавляет Тамара Васильевна Овсянникова, городской администрации — потому что все административные вопросы решаются с пониманием и поддержкой. Также отец Петр отдельно поблагодарил Анатолия Васильевича Самойленко, который помогает строительству, Анатолия Николаевича Рогового (ОАО «Домобудівник»), Анатолия Петровича Красного — за помощь механизмами, предприятие «Черниговкабель», которое возглавляет Вячеслав Алексеевич Вязовский, и «Нефтегазгеологию», и «Химволокно»… Назвал и президента благотворительного фонда «Рідний дім» Лесю Степановну Софиенко — именно фонд помог общине приобрести колокола и витраж, который украшает верхний храм и подобного которому, вероятно, нет во всей Украине… А благодаря киевской строительной фирме, которую возглавляет семья Ключкей, Михаил Михайлович и Анна Ильинична, появилось паникадило. Всем этим людям прихожане и клир очень благодарны за помощь.

    На вопрос о завершении строительства отец Петр отвечает с грустной улыбкой: «Об этом сложно сказать, пока, с Божьей помощью, и помощью человеческой, мы стараемся хоть медленно, но двигаться, не стоять на месте. На сколько у нас хватит сил, я не знаю. Сейчас действительно тяжелое положение».

    «Много замыслов в сердце человека, а состоится определенное Богом»

    На территории комплекса находится обелиск, который выглядит сегодня не лучшим образом — осыпающийся, с ободранными буквами в названиях городов-героев (меньше всего повезло столице Украины — осталась одна буква «В»). Когда на соседних флагштоках поднимались флаги — уже никто не помнит. Рассказал отец Петр и о судьбе этого заброшенного мемориала. «Обелиск мы не собираемся убирать, — говорит отец настоятель. — Это память о героях войны, мы уважаем ветеранов и чтим тех, кто полегли на поле брани, отдав жизнь за свое Отечество, а значит, обелиск останется на территории храма. О нем позабыли, но — слава Богу — он оказался в ограде церковной. Он не просто разрушается — по отношению к этому памятнику осуществлялось кощунство, туда ходили не для того, чтоб положить цветы, а чтоб… сходить «в кусты». Сейчас он огражден, защищен, и мы сами подняли вопрос о его восстановлении. Город наше стремление разделяет».

    Неоднократно говорили и о том, логично ли и справедливо, что храм возводится на месте, где планировался Комсомольский парк? «Видите ли, — говорит настоятель комплекса, — этому плану все-таки воспрепятствовали какие-то невидимые обстоятельства… Ломоносов говорил: «Все вы, которые обвыкли приписывать все случаю слепому, умудритесь — ибо промысел Всевышнего господствует во всём!» У премудрого Соломона сказано: «Много замыслов в сердце человека, а состоится определенное Богом». Видимо, Бог хранил это место. Сейчас начинают говорить: «Церковь на рынке!» Нет. Здесь была изначально площадь Героев Сталинграда. Этого не следует забывать. А рынок — это уже вынужденное…».

    Многих горожан волнует также судьба торгового ряда, расположенного на пути к храмовому комплексу. Отвечая на этот вопрос, отец Петр признался, что сам еще не имеет окончательного мнения на этот счет: «28 сентября у этих торговых павильонов заканчивается срок аренды. Люди, которые там работают, и хозяева павильона обращаются ко мне с просьбой дать возможность поработать там еще год — пока они найдут для людей новые рабочие места. Хотя я не хозяин — землей распоряжается горсовет, они просто мои соседи. Вопрос о сносе поднимается не мной, а городом. Хотя и по моему мнению эти киоски искажают, уродуют вид комплекса, загораживая храм и подход к нему. Перед храмом совершаются преступления, здесь просто очаг криминогенного характера — торгуют наркотиками, самогоном — а последней каплей стал случай, когда на нашу территорию перебросили труп. От многих людей я слышу вопрос: «Когда наконец уберут этот «рассадник»?» Это говорят сами жители этого района, а не моя характеристика происходящего. Владельцы и работники павильона просят оставить их еще на год, обещая взамен обеспечить порядок. Они действительно этим занялись, дежурит сотрудник милиции, буквально недавно был задержан очередной торговец самогоном… Положительный результат есть. И сейчас я думаю, как правильно поступить. Хочется по-человечески понять людей, обращающихся с просьбой, но и хочется, чтобы они сдержали слово, и через год мы разошлись мирным путем».

    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором приписан к Патриаршему подворью в Черниговском переулке Москвы, как и храм св. Черниговских мучеников. В 2010 г. церкви, как и другие здания подворья перешли в ведение Аспирантуры и докторантуры им. святых Кирилла и Мефодия. Настоятелем в настоящий момент является ректор образовательной организации.

    Храмы подворья внесены в список исторического наследия столицы РФ как архитектурные памятники прошлых столетий. Интерьер, © ОЦАД в fb

    Богослужения храма Иоанна Предтечи под Бором

    Литургии по субботам и в особо чтимые праздничные дни (в соответствии с церковным календарем) начинаются в 08:00, в воскресные дни — в 09:00. Вечерние службы и всенощные бдения накануне праздников совершаются в 18:00.

    История

    Об Ивановском монастыре, «что под бором», впервые упоминается в летописных документах 1415 г. в связи с появлением на свет будущего великого князя Московского и Владимирского, а позже и Всея Руси, Василия II. Приставка в названии говорит, видимо, о том, что Заречье в XV в. славилось густыми лесами.

    Храм в вечернем освещении, © ОЦАД в fb

    Сама обитель в 1530-е гг. была переведена на вершину одного из холмов (ныне — Ивановская горка), в пределы восточной части Белого города, а каменная монастырская церковь, возведенная в 1514 г. вместо деревянного храма Алевизом Фрязиным (Алевиз Новый) по велению отца Ивана Грозного — Василия III, превратилась в приходскую.

    Важным событием в истории церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи стала торжественная встреча у ее стен мощей святых Черниговских мучеников — князя Михаила и боярина Феодора — Иваном Грозным и всем честным народом в 1578 г. Их доставили из освобожденного от поляков Чернигова крестным ходом. В память об этом событии напротив Иоанно-Предтеченского храма была возведена церковь в честь Черниговских чудотворцев — сначала из дерева, а в 1675 г. — из камня.

    Иоанно-Предтеченский храм под Бором серьезно пострадал во времена Смуты в начале XVII в., однако оригинальный «алевизовский» подклет и некоторые фрагментарные участки стен сохранились до наших дней. Церковь была восстановлена в 1650-х и обновлена в 1675 г. Возведение новой трапезной с двумя приделами и отдельно стоящей колокольни началось на средства купцов Замятиных уже в следующем веке. Процесс затянулся на несколько десятилетий, поэтому в архитектурном облике комплекса прослеживаются разные стили. В конце XIX — начале XX вв. в храме осуществлялись объемные реставрационные работы, были обновлены иконостас и росписи. В проекте восстановления принимал участие архитектор Ф. Шехтель.

    Вид на колокольню с Пятницкой улицы, © Lyudmila_Klyopova

    После октябрьских событий 1917-го храм Иоанна Предтечи под Бором, как и многие другие церкви, был закрыт. Окончательного разрушения удалось избежать, однако церковь была обезглавлена, а ее помещения отдали под нужды Управления продовольственными товарами. В ходе подготовки к летней Олимпиаде-80 здания подворья привели в порядок, стены покрасили, восстановили купол, крест и забор. В храмовом помещении разместился выставочный зал с экспозицией «Художественного стекла», на втором ярусе колокольни расположилась художественная мастерская.

    В 1990-х началась борьба за возвращение храмов Черниговского подворья прихожанам. Службы в Иоанно-Предтеченской церкви стали проводиться с 1997 г. Первая архиерейская Литургия состоялась 11 сентября 2010 г.

    Новый этап реставрации комплекса стартовал в 2012 г. Обновленный храм освящен в ноябре 2015 г.

    Роспись сводов, © ОЦАД в fb

    Святыни церкви Иоанна Предтечи под Бором

    В храме находится частица мощей Николая Миркилийского, переданная в дар храму в 2008 г., и рака с мощами других святых. В иконостасе присутствует образ Иоанна Крестителя, перед которым находится неугасающая лампада.

    Казанская икона Пресвятой Богородицы XVII в. появилась в храме около 20 лет назад. В 2016-м, после начала регулярных богослужений, она начала мироточить. В дальнейшем чудесное явление повторялось не раз. По словам настоятеля, в разное время в стенах церкви мироточили и другие иконы.

    Иконостас, © ОЦАД в fb

    В 2015 г. новоосвященному храму была передана точная копия чудотворного образа Феодоровской иконы Богоматери. Оригиналом благословляли на царствование первого русского царя из династии Романовых — Михаила Федоровича.

    Главный престол освящен во имя Усекновения главы пророка, проповедника и крестителя Иисуса Христа — Иоанна Предтечи. Его обезглавили по распоряжению Ирода Антипы, откликнувшегося на просьбу падчерицы Саломеи, которая затем преподнесла голову Иоанна на блюде своей матери Иродиаде. Последняя ненавидела Крестителя за обличение ее брака с Иродом, отнявшим жену у своего брата и женившимся на ней вопреки соблюдаемым обычаям. Памятная дата 11 сентября отмечена в церковном календаре, она же является престольным праздником.

    Другие два престола освящены в честь Николая Угодника, а также святых-бессребреников, братьев Космы и Дамиана Асийских.

    Внутреннее убранство, © ОЦАД в fb

    Архитектура и внутреннее убранство

    Храмовый комплекс включает несколько строений:

    • саму церковь XVII в.;
    • трапезную XVIII в.;
    • колокольню XVIII в.;
    • церковный домик.

    Внешний облик церкви, © Nomad

    Храм представляет собой четырехгранное в плане, однокупольное каменное строение с возвышающимися по центру фасадов полуглавиями. Над куполом установлен высокий световой фонарь, увенчанный луковичной главкой и золоченым крестом. С восточной стороны здания выступает полукруглая апсида, перекрытая конхой, с западной — находится притвор.

    Большие окна были прорублены в процессе перестройки церкви в середине XVIII ст. Часть архитектурного декора, к примеру оригинальное обрамление южного входного портала, сохранилась в оригинале, остальное восстанавливалось по уцелевшим фрагментам.

    От подлинного внутреннего убранства храма практически ничего не осталось, лишь крохотный фрагмент фрески, который в ходе последних реставрационных работ законсервировали «для потомков». Нынешняя богатая роспись стен и сводов выполнена в византийском стиле. В ее основе лежат сцены из жития Иоанна Крестителя.

    Трапезная вплотную примыкает к церкви и южным фасадом выходит на «красную линию» Черниговского пер. Несмотря на близкое соседство, объекты смотрятся как самостоятельные единицы. Сводчатое здание украшено пилястрами, вокруг оконных проемов выделены наличники, визуально поддерживаемые консолями-завитками и венчающиеся фронтонами. Наружный вход в трапезную расположен со стороны западного торца.

    Трапезная, © Ludvig14

    Между трапезной и колокольней установлен решетчатый забор с каменным цоколем и массивными столбами. Он был восстановлен в ходе реставрационных работ 1984 года в пропорциях, близких к оригиналу, но без прерывающего его церковного крыльца. Ограда является объединяющим звеном комплекса.

    2–3 этажный церковный домик находится через дорогу от трапезной. Его внешний вид не соответствует одноэтажному подлиннику 1798 года, предназначавшемуся под богадельню. Здание «выросло» уже в XIX в., тогда же были изменены фасады.

    Колокольня со стороны Чугунного моста, © Nomad

    Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором: колокольня

    Трехъярусное сооружение расположено на пересечении переулка Черниговского с улицей Пятницкой. Оно построено в классическом стиле, в оформлении использованы композиции архитектурных ордеров. Капители колонн и пилястр первого яруса украшены дорическими элементами, второго — ионическими, а третьего — коринфскими.

    В нижнем четверике со стороны Пятницкой улицы находится вход во внутренний двор храмового комплекса, а на внешнем фасаде, выходящем на Черниговский переулок, расположена современная роспись по мотивам Усекновения главы Иоанна Крестителя.

    Современная роспись на фасаде нижнего четверика колокольни, © Yldemir Chakri

    На парапете первого яруса установлены воспроизведенные в процессе реставрации массивные вазоны. В верхнем четверике, увенчанном восьмигранным куполом с люкарнами, декоративным фонарем и главкой, переходящей в шпиль с крестом, размещена звонница.

    Подняться на колокольню можно всем желающим в Пасхальную неделю.

    Как добраться

    До остановки «Улица Балчуг» следуют автобусы № м5. При составлении собственного маршрута передвижения рекомендуется воспользоваться удобным интернет-ресурсом.

    Ближайшие станции метро — «Новокузнецкая» (линия 2) и «Третьяковская» (линии 6, 8) находятся в 300–500 м от церкви.

    Схемы линий Московского метрополитена и маршрутов наземного транспорта

    Заказать такси в Москве можно с помощью мобильных приложений Яндекс. Такси, Рутакси, Maxim, Gett, Gradtaxi, Такси Престиж, Такси Москвы и пр.

    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором: видео

    Сентябрь 14, 2018

    Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором возведена в 1514 году пв находившемся здесь Иоанновском «под бором» монастыре зодчим Алевизом Фрязином.

    Современное здание трехпрестольного храма было построено в 1658 году. Архитектор неизвестен.

    Храм обновлялся в 1796 году, в 1896-1904 гг. (в этих работах принимал участие Ф.О.Шехтель), реставрировался в 1970-80-х гг.

    Главный престол освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, боковые – святителя Николая Мирликийского и Косьмы и Дамиана Асийских.

    Приход храма мучеников Михаила и Феодора Черниговских известен с 1625 года.

    Современное здание однопрестольного храма было построено в 1675 году. Архитектор неизвестен.

    В 1820 году приход храма мучеников Михаила и Феодора Черниговских и приход храма Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором были объединены в один.

    В годы гонений приход храмов был снят с юридической регистрации, а здания храмов закрыты для богослужения и переданы в народное хозяйство в 1918 году.

    В 1991 году было учреждено Патриаршее подворье.

    В 1993 году подворью было передано бывшее здание храма мучеников Михаила и Феодора. Тогда же были начаты ремонтно-восстановительны работы на территории Патриаршего подворья, которые ведутся по сегодняшний день.

    В 1997 году было передано здание храма Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором.

    С 1 октября 2010 года в помещениях подворья располагается Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых Кирилла и Мефодия.


    СВЯТЫНИ ХРАМА

    Ковчег с мощами многих святых Вселенской Церкви.
    БОГОСЛУЖЕНИЕ

    По субботам утреня и литургия в 8.00, всенощное бдение в 17.00.
    По воскресеньям одна литургия в 9.00.
    В прочие дни особо чтимых праздников совершается одна литургия в 8.00 со всенощным бдением накануне в 17.00, или утреня с литургией в 8.00.
    ДУХОВЕНСТВО

    Митрополит Волоколамский ИЛАРИОН (Алфеев), настоятель.
    Родился 24 июля 1966 года.
    Образование: Московские Духовные Семинария и Академия.
    19 июня 1987 года пострижен в монашество.
    21 июня 1987 года рукоположен в сан диакона.
    19 августа 1987 года рукоположен в сан иеромонаха.
    14 января 2002 года рукоположен в сан епископа.

    Иерей Михаил Львович НЕМНОНОВ, штатный клирик подворья.
    Родился 9 апреля 1968 года.
    Образование: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт.
    8 июня 1994 года рукоположен в сан диакона.
    5 апреля 1998 года в сан пресвитера.
    Иерей Алексий Владимирович САФОНОВ, штатный клирик подворья.

    Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *