Чешская церковь

Принятие христианства в IХ веке стало большим переломом в истории молодого на тот момент чешского государства. Но де-факто новая религия Чехии начала вытеснять отсюда язычество еще в конце VIII – начале IX веков. Проникала она сюда с территории соседней Баварии. Так, в 845 году четырнадцать чешских дружин во главе со своими воеводами приняли крещение в г. Регенсбурге. Затем крещение получил и моравский князь Ростислав. В период его княжения в этом регионе проповедовали, начиная с 863 года, христианские миссионеры Кирилл и Мефодий.

Эти святые совершили настоящий культурный переворот, переведя Библию на славянский язык. Один из них, Мефодий, крестил первого князя чехов, правившего c 870-х годов. Его звали Борживой, и представлял он династию Пржемысловичей. Произошло это событие при дворе третьего князя Великой Моравии Святополка I. Следует отметить, что именно он направил потом Мефодия в Чехию, где он крестил жену Борживоя, ставшего первым христианским чешским правителем и построившим самую первую христианскую церковь в стране, носившую имя Св. Климента. Княгиня вошла в историю как мученица святая Людмила и первая покровительница Чешского государства.

Вместе с тем основная масса народа оставались язычниками и не очень-то приветствовали внедряемую князем христианизацию. В 883-884 году чехи даже восстали против своего монарха. Тому пришлось бежать из страны и обратиться за помощью к Святополку. Поддержка была оказана и народные волнения вскоре были подавлены. В честь этого победного для себя события Борживоем в Праге был построен костел святой девы Марии на пражском граде. В XIII веке в храме случился пожар, который его уничтожил. Остатки костела в 50-х годах XVIII века обнаружил во время своих научных исследований археолог Иван Борковский. Ученый также доказал, что костелов на самом деле здесь было два, более «молодой» из которых отстроили в XI веке.

В раннехристианские времена богослужения велись по греко-византийскому обряду. В Х веке его постепенно вытеснил латинско-католический обряд. Так Чехия стала католической страной. С XI века в государстве начали строиться многочисленные католические храмы, которых объединял строгий романский стиль в архитектуре. Впоследствии в государстве зародилась своя собственная церковная иерархия. Это произошло, когда Карл IV пришел к власти. В наше время эта иерархичность сохраняется. Во главе католической церкви Чехии стоит архиепископ Пражский, местопребыванием которого является собор Святого Вита.

Благодаря своему расположению Прага очень удобный город для путешествий. Прямо из столицы Чехии Вы можете путешествовать по другим городам как самой Чехии, так и соседних стран. Например, Вам не составит никакого труда заказать билеты, экскурсию или трансфер из Праги в Вену, и потом лишь наслаждаться этим прекрасным городом.

Прешовский Александро-Невский собор. Фото Иосифа Котулича 26 ноября 2006 г.

Православная Церковь Чешских земель и Словакии, автокефальная поместная Церковь

  • Официальный сайт: (сайт Пражской епархии); (в Словакии)
  • Каноническая территория: Чехия и Словакия (большинство верующих проживают в восточных частях последней)
  • Богослужебный язык: церковнославянский, чешский, словацкий
  • Календарь: юлианский и новоюлианский
  • Кафедральный собор: Александро-Невский в г. Прешове (при нём резиденция предстоятеля)
  • Предстоятель: Ростислав, Блаженнейший Архиепископ Прешовский, Митрополит Чешских земель и Словакии
  • Место в диптихе: 14
  • Состав: 7 архиереев; 4 епархии; 197 священнослужителей (2007) ; 249 приходов (78 в Чехии, 171 в Словакии — 2007) ; 4 монастыря; 1 высшая духовная школа; ок. 170 тыс. членов (ок. 100 тыс. украинцев и русских, ок. 50 тыс. словаков, ок. 20 тыс. чехов — 2015)
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Каноническое устройство

Действующий Устав Православной Церкви в Чешских землях и Словакии (Ústava Pravoslávnej cirkvi v Českých krajinách a na Slovensku ) был принят 12 декабря 1992 года.

Епархии

  • Чешская Православная Церковь:
  • Пражская
  • Оломоуцкая
    • Словацкая Православная Церковь:
  • Прешовская
  • Михаловская
  • Исторический очерк

    Начало христианства на территории современных Чехии и Словакии относится к IX веку. Массовое крещение народа Великой Моравии началось в 863 году, со времени прибытия в страну святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Однако после смерти Солунских братьев инициатива перешла к сторонникам латинского обряда. Православие удержалось только в пределах Мукачевской епархии. Но в 1649 г. и эта епархия вошла в унию с Католической церковью. Только в 1920 г. благодаря сербской инициативе в Карпатах снова возникли православные приходы Сербской юрисдикции. В 1946 году Архиерейский Собор Сербской Церкви дал согласие на перевод своей Чешской епархии под юрисдикцию Московского Патриархата. В 1951 году Русская Православная Церковь своим актом от 23 ноября даровала Чехословацкой Православной Церкви автокефалию.

    Предстоятели

    Исторические титулы предстоятеля

    • митрополит Пражский и всея Чехословакии (1951 — 1992)
    • архиепископ Пражский/Прешовский , митрополит Чешских земель и Словакии (с 12 декабря 1992 — упом. 2012)

    Святые и святыни

    Церковь имеет своих особо чтимых угодников Божиих: святой Иоанн Чешский (+ ок. 886), 42 года подвизавшийся в затворе; мученик князь Вацлав (Вячеслав) (+ 935), прославившийся своим милосердием и устроением храмов; преподобный Прокопий Сазавский (+ 1053), великий подвижник, свято хранивший древнее кирилло-мефодиевское духовное наследие. В XX веке обновителем Православия в чешских землях был святитель Горазд (Павлик), мученически погибший в 1942 году от рук фашистов.

    Статистика

    Учебные заведения

    • Богословский факультет Прешовского университета

    Использованные материалы

    В периоды предстоятельства Пражского владыки кафедральным становится Кирилло-Мефодиевский собор в г. Праге, при котором предстоятель имеет свою резиденцию.

    «В Чехии и Словакии растет число православных,» образовательный портал Слово, 27 марта 2007,

    Горошкова Наталья, «Архиепископ Бероунский Иоаким: «Славянские народы должны держаться вместе»», портал Православие.ру, 3 ноября 2015,

    Текст в оригинале см. на официальном сайте Православной Церкви в Словакии,

    По Уставу 1992 года, предстоятелем единой Чехословацкой Церкви может быть избран либо архиепископ Пражский (Чешский), либо Прешовский (Словацкий), который сохраняет свой епархиальный титул по вступлении на митрополичий престол.

    Ссылка на Робертсон, Рональд, Восточные христианские церкви. Церковно-исторический справочник, СПб., 1999,

    Членская страница на сайте Всемирного совета церквей,

    «Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор посетил Свято-Троицкий монастырь и семинарию,» сайт Джорданвилльской Троицкой духовной семинарии, 26 февраля 2011,

    Самостоятельность Чешской Церкви провозглашена недавно, но корни ее истории уходят вглубь веков. Об истории и о том, как развивается Православие в Чехии и Словакии на современном этапе, рассказывается в интервью с митрополитом Христофором и в интервью Марии Шукан с протоиереем Александром Цапом, преподавателем Прешовского университета.

    Начало христианства на территории Чехии восходит к первой половине IХ в. Здесь активно проповедывали свв. Кирилл и Мефодий. Вскоре их вытеснили немецкие монахи-миссионеры. Однако, славянское богослужение сохранялось в Чехии до начала ХII в.

    В 1870 году группа чехов обратилась к русскому митрополиту с просьбой воссоединить их с Православием. В 1905 г. Православие приняли 104 чешских старокатолика.В 1929 г. была создана автономная Чешская епархия.

    В 1945 г. остро встал вопрос о будущей юрисдикции православных приходов Чехословакии. Русская Православная Церковь даровала Чехословацкой Церкви автокефалию. Торжества по случаю провозглашения автокефалии состоялись 8-9 декабря 1951 г. 27 августа 1998 г. Константинопольский Патриарх также издан Томос о даровании автокефалии Чешской Церкви.

    Сегодня Православная Церковь Чешских земель и Словакии состоит из 4 епархий, которые объединяют 166 приходов с 184 храмами. По переписи 1991 г. на территории Чехии и Словакии проживало около 53 тыс. православных.

    Предстоятель—Блаженнейший Христофор, Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии.

    —Владыка, расскажите пожалуйста, о состоянии Православной Церкви в Чешской Республике.

    —Вообще, современная Чехия- это страна западная. Большинство ее жителей уже совсем не верующие. Большое влияние имеет прагматичный, американский образ жизни. Почти никому уже не нужны ни храмы, ни священнослужители.Это, конечно, открывает большие возможности для нашей миссионерской деятельности. Мы можем работать с людьми, которые ищут Истину. Население республики сегодня—10 миллионов, из них около трех миллионов католики. И почти 60 процентов населения не принадлежит ни к какой конфессии и открыто называют себя атеистами.

    —Оказывает ли государство поддержку Православной Церкви?

    —У нас подход к Церкви как к части культурного наследия . Поэтому Церковь всегда принимала участие в делах министерства культуры. И поэтому министерство оказывает нам финансовую поддержку. Конечно, не только нам, но всем официально зарегистрированным конфессиям. Церкви получают финансовую поддержку для выплаты жалованья священнослужителям. Конечно, эти средства весьма ограничены. Но, Слава Богу, сегодня есть возможность открыто проповедовать Истину!

    —Каковы взаимоотношения с Русской Церковью?

    —Раньше общение между нашими Церквами было более интенсивным. Русские студенты обучались на нашем богословском факультете в Прешове. Раньше между Союзом и Чехословакией была одна граница, а сегодня границ стало много, так что всякое общение радует.

    —Как верующие Словакии ощущают межправославное единство, единство веры и жизни с другими Поместными Православными Церквами?

    —Во многих Церквях, в том числе и у нас, богослужение совершается на церковно-славянском языке, везде мы видим иконы, свечи и, войдя в храм в Беларуси, России, на Украине, Словакии, мы чувствуем себя в единой Православной Церкви, в «одном доме».

    —Есть ли какие-то особенности в жизни Словацкой Православной Церкви, отличные от других Поместных Церквей?

    —У нас есть некоторые национальные традиции. Особенным днем считается понедельник после Пасхи, под названием «олевачка». Сохранилось предание, что когда жены-мироносицы возвращались от Гроба Господня, они возвещали Воскресение Христово, иудеи обливали их водой или супом, т.к., по их мнению, благосвестницы были не в себе. В этот день мальчики ходят по домам и улицам и обливают девочек водой или духами. К сожалению, многие забывают про пасхальный смысл этого обычая и снова превращают в язычество, народное гуляние. Поэтому я всегда говорю своему сыну, чтобы он, когда будет обливать кого-то духами, обязательно говорил: «Христос Воскресе!». Еще в Словакии прихожане принимают самое живое участие в богослужении, так как не хор, а они сами распевают церковные песнопения. А хоровое пение у нас только начинает организовываться, благодаря добровольной инициативе певчих.

    —В Словакии основы христианства детям дают в школах. Расскажите, пожалуйста, немного об этом.

    —»Закон Божий» в школе сейчас является обязательным предметом, католики, например, ходят к своим ученикам, православные—к своим, оценок за курс не ставят, а просто пишут, что человек посещал его и прошел его. Но в свое время я еще ходил в воскресную школу и там изучал Закон Божий.

    Просмотрено: 0 раз.

    Совместное водное Крещение Евангельских церквей Германии и Чехии!

    21 июля 2013 года состоялось торжественное Богослужение и Святое Водное Крещение в Regensburg, что в Баварии Германия.


    Это событие интересно тем, что две Евангельские Церкви городов-побратимов церковь Regensburg Германия и церковь Plzen Чехия совершили совместное водное Крещение, третье за последнее время. Это стало уже доброй традицией.
    Пасторы Влад Вигель и Лев Шульц, в этот солнечный день крестили по вере четверых сестер.
    Очевидцами и свидетелями завета были более двухсот человек, которые находились в этот день на берегу реки Реген, впадающей в Дунай.
    На берегу звучали Хвалебные гимны во славу Господа, Проповедь Евангелия, которая не оставила никого равнодушным, молитвы братьев и сестер!
    После Богослужения праздничный пикник, общение и различные игры для детей.

    А так же этим летом!

    16 июня 2013 года в церкви Виноградная Лоза г. Прага пастырями Геннадием Гавриловым и Михаилом Грицык были крещены в озере 4 четверо новообращенных христиан. Фотографии с этого крещения. Если кому-то нужна какая-то фотография в лучшем качестве, обращайтесь к Игорю Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

    Да будет имя Господне благословенно!

    <strong>МОСКВА, 22 ноя — РИА Новости.</strong> Глава Православной церкви <a href=»https://ria.ru/location_Czech_Republic» target=»_blank»>Чешских</a> земель и <a href=»https://ria.ru/location_Slovakia» target=»_blank»>Словакии</a> архиепископ Ростислав предупредил епископа Шумперкского Исаию о невозможности совместного служения с украинскими раскольниками и участия в их торжествах в Киеве, назвав его действия проявлением грубого пренебрежения и непочтительности к первоиерарху Церкви и членам ее Священного синода.Ранее украинские СМИ сообщили о том, что иерарх Православной церкви Чешских земель и Словакии, викарий Оломоуцкой и Брненской епархии епископ Исаия (Сланинка) «сослужил» главе так называемой Православной церкви Украины Епифанию Думенко в Свято-Михайловском Златоверхом соборе Киева, этот факт подтвердили в Украинской православной церкви.В обращении на имя епископа Исаии, которое опубликовано на сайте московского представительства Чешской церкви, митрополит Ростислав напоминает, что он, как и остальные епископы этой поместной Церкви, подписал решение о «сдержанной позиции до того времени, пока в вопросах украинского раскола и автокефалии не будет принят всеправославный консенсус».»Священный синод нашей поместной Церкви будет действовать согласно священным канонам о нарушении послушания епископа своему митрополиту», — предупредил первоиерарх.Он выразил надежду, что епископ Исаия пересмотрит свои действия. По канонам, архиерей может быть лишен сана и запрещен в священнослужении.В свою очередь зампредседателя отдела внешних церковных связей УПЦ протоиерей Николай Данилевич, комментируя позицию епископа Исаии на своей странице в <a href=»https://www.facebook.com/mykola.danylevych/posts/2841239805897149″ target=»_blank» rel=»nofollow noopener»>Facebook</a>, заявил, что речь идет о «самоуправстве» епископа и что он «действует вопреки своей Церкви».Данилевич также обратил внимание на то, что сейчас «Константинопольский патриархат фактически закладывает основы для создания параллельной юрисдикции в Православной церкви в Чешских землях и Словакии», вновь грубо нарушая тем самым церковные каноны. Так, Константинополь зарегистрировал на территории Чехии собственный «ставропигиальный монастырь» (подчиняющийся непосредственно патриарху Варфоломею), в который могут принимать духовенство из любых юрисдикций, прежде всего из самой Чешской церкви, сообщил Данилевич.В конце 2018 года по инициативе украинских властей и Константинопольского патриархата была создана раскольническая структура — так называемая Православная церковь Украины (ПЦУ), образованная путем слияния двух других раскольнических «церквей». РПЦ в ответ прекратила евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. Позднее ПЦУ признали первоиерархи Элладской и Александрийской церквей. В свою очередь Иерусалимский патриарх Феофил III выступил с инициативой созыва совещания всех предстоятелей в Иордании для решения проблемы раскола православного мира.

    Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *