Чесменская церковь

Храм, принадлежащий приходу Рождества Иоанна Предтечи, находится в Минске на улице Стахановской, в районе Тракторного завода. Комплекс состоит из самого Храма и крестильного храма пророка Захарии и праведной Елисаветы. С этого маленького крестильного храма началась история прихода.

Их именами освящен храм

Родители Иоанна Крестителя Захария и Елисавета были уже пожилыми людьми, когда Бог дал им вымоленного сына. Появлению его на свет предшествовало видение отцу его архангела Гавриила, возвестившего о скором рождении ребенка. С детства Иоанн проявлял черты боголюбия, вел праведную жизнь в пустыне, а после вернулся к людям, чтобы нести им крещение.

Ему довелось крестить самого Сына Божьего — Иисуса Христа, который приходился Иоанну родственником по матери.

Христианская церковь чтит и его, и его родителей. Случай освящения прихода именем целой семьи уникален.

История храма

Приход возник недавно, его история исчисляется не столетиями, но эти вехи очень важны:

  • 1995 год — получение свидетельства о государственной регистрации
  • 1998 год — началось возведение маленького крестильного храма, где поначалу проводились все службы
  • 2001 год — выделение приходу земельного участка для постройки основного храма
  • 2003 год — как раз в день рождества святого Иоанна была заложена памятная капсула в фундамент храма в его славу. Сделал это сам Патриарший Экзарх;
  • 2010 год — 7 июля был освящен крестильный храм в честь святых родителей Иоанна.

В новом храме есть свои почитаемые святыни: мощи преподобных праведников.

Храм в жизни современников

Сейчас район, где возведен храм Рождества Иоанна Предтечи, многолюдный, деловой. Но история этой земли имеет и трагические страницы: много жертв довоенных и послевоенных времен нашли свой последний приют на территории Тракторозаводского поселка. Эта земля хранит прах заключенных, строивших завод перед войной — им приходилось трудиться в тяжелых условиях, смертность была высока; останки советских людей, которых немцы в годы войны сгоняли сюда на работу в условиях концлагеря. Тем более уместна церковь на этой исстрадавшейся земле, ведь храмы часто строят на костях, чтобы молиться об усопших и прославлять вечную жизнь.

Минчане очень уважают новый храм: делятся с ним иконами, утварью, приносят книги. Известен случай, когда газета «Вечерний Минск» подарила настоятелю храма Библию, возраст которой — полтора века. Посильную помощь оказывает и молодежь.

Храм имени Рождества Иоанна Предтечи по сердцу жителям, своим внешним видом он радует глаз и сердце, служит архитектурным и духовным украшением округи. Службы здесь проводятся регулярно пять дней в неделю. Проходят и праздничные богослужения.

Приход ведет активную жизнь помимо богослужений: школы, библиотека, просвещение, краеведение — все входит в сферу интересов служителей храма и их помощников.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи, самая необычная в Санкт-Петербурге.

Ее возвели в 70-х годах 18 века в честь победы над турецким флотом в сражении в Чесменской бухте Эгейского моря.

Церковь выстроена в псевдо-готическом стиле. Очевидно, в то время в этом был какой-то символизм, но спустя века его смысл уже ускользает от потомков. По легенде, гонец принес Екатерине Второй счастливое известие о победе и вручил ей именно в том месте, где впоследствии она повелела возвести церковь.

Но жизнь проще и банальнее.

Поначалу это была церковь при Путевом дворце императрицы, называвшемся «Кикерики».

Это была дорога от Зимнего дворца к летней резиденции в Царском селе. Вполне вероятно, что гонец догнал Императрицу или по пути, или на самой заставе. А дальше, как говорится, были бы кирпичи строить, а повод — найдется.

Освятили Чесменскую церковь в десятую годовщину сражения.

Кроме Екатерины Второй, из высокопоставленных лиц на церемонии присутствовал шведский король Густав Третий и, инкогнито, Иосиф Второй, Римский император. Стоит отметить, что Екатерина 2 относилась к ней весьма тепло: она посещала ее время каждой Масленой недели, а это серьезный жест в сторону небольшого, стоящей далеко на отшибе прихода.

Благодаря необыкновенному силуэту в форме четырехлистника, и ажурному орнаменту, кажется, что все здание сплетено из кружев.

Все элементы легки и изящны, от украшений фасада, до крестов на пяти миниатюрных куполах.

У входа установлена мемориальная мраморная доска, повествующая о том, в честь каких событий она была выстроена и в чьем присутствии ее освящали.

Чесменскую церковь закрыли в 1919 году и, несмотря на просьбы настоятеля, богослужения возобновлять запретили.

Очень сильно здание пострадало в годы Великой Отечественной войны. Сгорел алтарь, выгорела большая часть внутреннего убранства. После войны здание церкви законсервировали и объявили памятником архитектуры.

Отреставрировали её в 60-х годах 20 века, после чего в здании открыли филиал Центрального военно-морского музея.

Вернули Чесменскую церковь прихожанам в 1991 году. Сейчас здесь проводят регулярные богослужения. При храме действует детская воскресная школа.

Адрес:

Санкт-Петербург, улица Ленсовета, 12

Как добраться:

От метро Московская дойти до улицы Ленсавета и повернуть налево. После перекрестка (с Авиационной улицей) через 100 метров по правую руку.

Завершение возведения храма было приурочено к десятой годовщине Чесменской победы. 24 июня 1780 года состоялось освящение, которое совершил архиепископ Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров). На торжестве вместе с Екатериной II под именем графа Фалькенштейна присутствовал император Священной Римской империи Иосиф II. У входа в храм была помещена памятная мраморная доска с надписью: «Сей храм сооружён во имя святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в память победы над турецким флотом, одержанной при Чесме 1770 года, в день его Рождества. Заложен в 15-е лето царствования Екатерины II в присутствии шведского Густава III под именем графа Готландского, и освящён 1780 года июня 24 дня в присутствии его величества римского императора Иосифа II под именем графа Фалькенштейна». В записе в дворцовом камер-фурьерском журнале об освящении Чесменской церкви, есть следующие строки: «Ее императорское величество и их императорские высочества благоволили шествовать… при колокольном звоне в новопостроенную церковь… а при входе их встретил у дверей с Животворящим крестом, в церковном облачении архиепископ Гавриил… с прочим знатным духовенством… По высочайшем прибытии в оную началось освящение церкви, а по совершении… производилась с земляного вала пушечная пальба… После всей Божественной службы в церкви Синода члены и прочее духовенство приносило ее императорскому величеству и их императорским высочествам поздравления и жалованы к руке, и в то время производилась с земляного вала пушечная пальба». Екатерина Великая распорядилась «именовать церковь и дворец Чесменскими». Постепенно и местность рядом с храмом и дворцом стала называться Чесмой.

В истории Чесменской церкви можно выделить несколько этапов. До революции она выполняла свою изначальную задачу — была православным храмом. После революции её приспособили под хозяйственные нужды, затем храм стал музеем. В настоящее время в нём снова служится литургия. Екатерина выделяла Чесменский храм среди других церквей и посещала его как минимум два раза в год — на престольный праздник и масленицу. Специально для императрицы в церкви устроили царское место под балдахином из красного бархата, увенчанное двуглавым орлом. Государыня передала Чесменскую церковь правлению (капитулу) ордена святого Георгия Победоносца. В связи с определённой Екатериной II «принадлежностью», Чесменскую церковь часто называли «Георгиевской». Ю. Фельтен спроектировал храм летним. Поскольку отопления в нём изначально предусмотрено не было, богослужения в холодное время года сводилось к минимуму или становилось просто невозможным. Дабы исправить это положение, 11 декабря 1811 года в нижнем этаже восточной башни Чесменского дворца освятили тёплый храм в честь Рождества Христова. Ходатайство об «открытии тёплой зимней церкви» было подано настоятелем Чесменской церкви священником Иоанном Яковлевым. В Рождественскую церковь передали из Эрмитажа церковную утварь и шитый походный иконостас царя Алексея Михайловича (иконостас погиб в пожаре 1871 года). В 1830 году по повелению императора Николая I в Чесменском дворце устроили богадельню для ветеранов и инвалидов войн, получившую название Николаевской. Чесменскую богадельню курировал Адександровский комитет о раненых, а её попечителями являлись великие князья. Церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи при этом перешла в распоряжение военного ведомства.

В 1836 году рядом с Чесменской церковью возникло кладбище. Поначалу на нём хоронили ветеранов русской армии, которые жили в инвалидном доме, находившемся в Чесменском дворце. К середине ХХ века все старые захоронения оказались уничтожены, часовня, построенная здесь, также не сохранилась. На их месте, за Чесменской церковью, устроили кладбище защитников Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, на котором хоронили бойцов, отдавших жизни при обороне подступов к Ленинграду. Что касается Чесменской церкви, то она оставалась храмом при Николаевской богадельне даже в первые революционные годы.

В мае 1919 года инвалидный дом был полностью расформирован, а в бывшем Чесменском дворце размещён концентрационный лагерь, который по документам назывался Первый лагерь принудительных работ, а в просторечии — «Чесменка». Зимняя и летняя церкви были закрыты и опечатаны 1 июня 1919 года. На все просьбы общины разрешить открыть хотя бы летнюю церковь и позволить проводить в ней службы власти отвечали отказом: мол, храм находится на территории советского учреждения, а Церковь отделена от государства. Прихожане предложили построить забор, который отделил бы Иоанновскую церковь от территории лагеря, но и в этом им отказали. Иконы и утварь Чесменской церкви были экспроприированы и переданы в Эрмитаж. Прихожанам разрешили собираться в дачном доме барона К.К. Вебера, владельца заводов лаков и красок, неподалёку от храма. Богослужения в новом здании «переехавшего» Чесменского прихода совершались до 17 июля 1924 года. Полностью жизнь общины прекратилась в 1926 году. С 1925 по 1930 год в помещении бывшего храма размещался архив Главнауки, с 1930 года — столярные мастерские Автодорожного института. В 1930 году в здании произошёл пожар, в котором погибли его интерьеры, включая уникальный иконостас, выполненный по проекту архитектора Ю. Фельтена. В 1941 году церковь переустроили под склад Авиационно-приборостроительного института. В годы Великой Отечественной войны находившиеся на переднем рубеже обороны Чесменские дворец и церковь сильно пострадали. В 1947 году была произведена консервация здания храма, позднее было принято решение восстановить его как памятник архитектуры.

В 1960-е годы в Чесменском храме начались крупные реставрационные работы по проекту архитектора А.П. Куликова. В ходе работ привели в порядок купола, укрепили кирпичную кладку, восстановили утраченные элементы, отреставрировали интерьеры. В декабре 1977 году здесь открылся Музей «Чесменская победа», филиал Центрального военно-морского музея. В алтаре разместили диораму с одноимённым названием. Православная община при Чесменской церкви была зарегистрирована 4 января 1991 года. За несколько дней до этого в храме состоялся первый после долгого перерыва молебен, а ещё несколькими днями ранее, 17 декабря 1990 года, настоятелем возрождающейся церкви назначили священника Алексея Крылова. В 1995 году храм был передан Санкт-Петербургской епархии. После того как музей был вывезен, был сделан полный ремонт храма и фасада. В 1998 году по чертежам Юрия Матвеевича Фельтена ХVIII в. был воссоздан иконостас, после чего состоялось полное освящение храма митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром. Пять барабанов венчают небольшие купола с укреплёнными на них миниатюрными шпилями. Каждый шпиль несёт яблоко с изящным ажурным крестом. Такими же шпилями завершаются и пинакли. На главах — кресты. Первоначально в передней, западной, башенке были установлены часы, а в двух боковых — колокола, сейчас колокольня расположена в передней башне. До революции один из барабанов храма занимал большой колокол весом около 61-го пуда, в другом находилось семь малых колоколов. В 1924 году колокола сняли и отправили на переплавку.

В декоре церкви использовали элементы средневековой готической архитектуры: стрельчатые окна, вертикальные тяги, остроконечные башенки — пинакли (всего 12 штук), зубчатый переплёт. Главный вход обрамляют пилоны портала, перевитые лепными лентами; здесь же помещены две аллегорические статуи: Веры — с крестом и чашей в руках, и Надежды — с пальмовой ветвью и пламенем. Главными элементами внутреннего декора стен являются белые тяги, филёнки и розетки. Есть здесь и классический элемент готической архитектуры — так называемая розетта (розетка), над входом, в круглом оконном проёме. Над входом также располагается фронтон, украшенный барельефом, который изображает Всевидядящее Око Господне в обрамлении лучей и головок херувимов. Так же готический облик имеют дверной и оконные проёмы, однако характерная для классической готики стрельчатость выражена в них не слишком явно, а во входном проёме и вовсе почти скруглена. В здании — шесть окон; оконные проёмы закрыты медными решётками. Вход в церковь — один, с запада. Интерьеры храма украшены лепниной, эклектически сочетающей разные элементы, характерные для той эпохи, когда возводилась церковь. В наши дни паломник может поклониться многим образам Чесменского храма. Среди них выделяются иконы с изображением Иоанна Предтечи — святого, в честь которого церковь освящена. Помимо самого необычного образа с изображением пророка на фоне сражения в Чесменской бухте, в храме имеются иные иконографические типы изображения Иоанна Крестителя. Есть здесь и икона Иоанна Предтечи типа «Ангел пустыни». На иконе Чесменского храма пророк представлен с евхаристическим Агнцем — Младенцем Христом, находящимся в чаше, которую Предтеча держит в левой руке.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №123, 2015 г.

Чесменская церковь – историческое здание в Петербурге, возведенное архитектором Ю. М. Фельтеном в псевдоготическом стиле. Храм является православным, но внешне он напоминает католический собор.

В 1770 году в Чесменской бухте состоялось решающее сражение русско-турецкой войны. Отечественный флот нанес туркам жестокое поражение. Императрица Екатерина II повелела в честь этого события построить Путевой дворец.

Проект здания разработал архитектор Ю. М. Фельтен. Одновременно с дворцом началось строительство одной из самых необычных церквей города на Неве – Чесменской. Работы начались в 1777 году, а уже в 1780-ом состоялась торжественная церемония освещения нового храма.

Чесменская церковь отличается невероятной красотой и архитектурной легкостью: кажется, что она рвется ввысь, в небо. Огромные окна храма прикрыты коваными решетками с потрясающим орнаментом из переплетающихся листьев и цветов.

Стрельчатые окна добавляют церкви изящества, зрительно увеличивая его высоту. Крыша здания украшена башнями-пинаклями с остроконечными фиалами. Храм больше похож на средневековый замок, чем на традиционную русскую церковь.

На шпили каждой башни водружены тонкие кресты весьма необычного вида. В центральной башне находится звонница с колоколом весом в 100 килограммов и еще семью небольшими колоколами.

Внутренняя планировка Чесменской церкви полностью соответствует стилю псевдоготика. К большому квадратному помещению, накрытому центральным куполом, примыкают несколько полукруглых помещений-апсидов. Воедино все залы храма соединяют стрельчатые арки.

Зрительно увеличить достаточно небольшое внутреннее пространство Фельтен смог с помощью светлого фона стен, стрельчатых оконных проемов и белоснежной лепнины.

Интерьер Чесменской церкви строгий и достаточно скромный. На небольшом иконостасе установлено несколько икон.

Храм много раз проходил через процедуру реставрации, но его основной архитектурный облик сохранен в полной мере. Рядом с церковью находится небольшое кладбище, на котором похоронены ветераны, участвовавшие в боях за Ленинград.

В 1919 году Чесменскую церковь закрыли большевики. Во времена ВОВ пожар уничтожил внутренние интерьеры здания. В 60-е годы храм был отреставрирован и передан филиалу Центрального музея ВМФ.

В 1991 году Чесменскую церковь вернули РПЦ. Сегодня это действующий православный храм, в котором проходят традиционные службы, работает воскресная школа.

Видео про Чесменскую церковь в С.-Петербурге:

Сражение при Чесме стало одной из самых ярких страниц в истории русского флота. В честь этой победы над турецким флотом слагались оды и писали картины, ставили спектакли и возводили дворцы. Чесменская церковь является одним из ключевых памятников триумфу русского оружия.

Этот храм не спутаешь ни с одной церковью города — стройный ее силуэт напоминает игрушечный домик, окрашенный в бело-красный цвет. Она словно оплетена кружевным узором и настолько нарядна, что напоминает праздничную декорацию.

История Чесменской церкви связана со следующей легендой. Ранее на месте храма, находилось большое Лягушачье болото (финское Кикерикиксен), а рядом проходила дорога из Санкт-Петербурга в Царское село. По преданию, именно здесь Екатерину I догнал гонец и сообщил ей о важной победе. В честь триумфа русского флота в сражении при Чесме императрица приказала соорудить в этом месте путевой дворец и храм.

Справедливости ради, заметим, что этот факт маловероятен, поскольку первые годы дворец назывался Кекерикексинским и лишь в 1780 году, в год празднования десятилетия победы при Чесме, дворец и церковь были названы Чесменскими

Для справки: Сражение русского и турецкого флотов произошло летом 1770 года в Чесменской бухте у берегов Эгейского моря. Количество кораблей турецкого флота было в два раза больше, чем в русской эскадре, но несмотря на это, русский флот разгромил противника, в течение ночи погибло 73 турецких судна и 10 тысяч человек. В составе русской эскадры погибло 11 человек.

Битва была выиграна не числом, а умением. Главную роль в сражении сыграло умение точно выбрать главное направление и момент атаки. Командир эскадры, адмирал Григорий Андреевич Спиридонов отказался от общепринятой линейной тактики, которая использовалась в западноевропейских флотах. Удар русской эскадры произошел там, где его совсем не ждали и к тому же ночью.

Надо отметить и настроение, а также высокие морально-боевые качества личного состава и, конечно, флотоводческое искусство Спиридонова. Важным для победы было и решение командования загнать турецкий флот в бухту и заблокировать его.

Победа была достигнута благодаря таланту флотоводцев и их способностям принимать нестандартные решения. Россия получила полное право вести торговлю и иметь флот на Чёрном море. Это была стратегическая и геополитическая победа.

Мало, кто знает о значении трех полосок на больших воротниках матросской формы. Эти белые полоски символизируют победы русского флота около мыса Гангут (Ханко) со шведами, при Чесме и в гавани города Синоп с турецким флотом.

Ансамбль путевого дворца и Чесменской церкви были сооружены по проекту архитектора Юрия Фельтона. Оба строения выполнены в готическом стиле. Путевой дворец предназначался для отдыха Екатерины по пути из Санкт-Петербурга в её любимую резиденцию Царское село. Гербом дворца стала зеленая лягушка, напоминающая о ранее существовавшем здесь Лягушачьем болоте.

Чесменская церковь была заложена в 1777 году, а через четыре года строительство было завершено и храм освятили в честь Рождества святого Иоанна Предтечи.

Центральный объем Чесменской церкви окружен четырьмя полукруглыми апсидами. В плане это квадрат с четырьмя лепестками (апсидами).

Храм пятиглавый, его легкие купола в виде фонариков гармонично сочетаются с невысокими остроконечными завершениями стен. На каждом куполе — шпиль и изящный ажурный крест с основанием в виде сферы (яблока).

В оформлении храма мы видим все архитектурные элементы, характерные для готического стиля: каменные стрельчатые арки и устремлённые ввысь узкие башенки, шпили на крыше и окно «роза» над порталом, а также большое число декоративных элементов.

Узкий вход в храм украшают пилоны, перевитые лепными лентами. На портале установлены две аллегорические фигуры:

  • Вера — с крестом и чашею в руках
  • Надежда — с пальмовой ветвью и пламенем.

Внутреннее убранство очень простое — белые стены с поясами и выступами, филенки и розетки. Иконостас восстановлен в первоначальном виде по сохранившимся рисункам Юрия Фельтена.

Рядом с Чесменской церковью находится кладбище, где похоронены участники русско-турецких воин, Отечественной войны 1812 года, Крымской кампании и Русско-японской войны, Первой мировой и Великой Отечественной воин.

Чесменская церковь — это действующий православный храм в Санкт-Петербурге и одна из главных достопримечательностей Московского района. Сюда непременно стоит заехать, например, если Вы едете на автомобиле из центра Санкт-Петербурга в Царское Село, Павловск или Гатчину. Храм можно осмотреть во время прогулки по Московскому району — рядом находятся: Московский парк Победы, СКК имени Ленина и здание Национальной библиотеки.

Чесменский дворец

Недалеко от Чесменской церкви расположен дворец. В 30-х годах XIX века в помещении Чесменского дворца была открыта богадельня для солдат-инвалидов, ветеранов войн. После революции богадельня осталась без средств существования и в 1919 году была закрыта.

Можно заметить некоторую зеркальную аналогию Чесменского дворца с Домом инвалидов в Париже. Только во французском Доме инвалидов доживали свои годы французские воины, участвовавшие в войне 1812 года, в Чесменском дворце — русские. Дом инвалидов в Париже частично сохранил свою прямую функцию и сегодня рядом с ним можно увидеть старичков — участников недавних войн, но большая часть здания отдана под музей.

В парижском Доме инвалидов также есть храм. Здесь расположен собор, состоящий из двух частей — парадной под куполом с гробницей Наполеона и солдатской церковью Святого Людовика.

В настоящее время Чесменский дворец является одним из учебных зданий СПб ГУАП (Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *