Чин освящения храма

6 апреля 2019 года, накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, при большом стечении народа епископ Дмитровский Феофилакт, управляющий Юго-Западным викариатством, совершил чин освящения закладного камня в основание строящегося храма священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси в Зюзине. Адрес: Симферопольский бульвар, вл. 28.

Владыке сослужили архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Ясеневе и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе, благочинный Андреевского благочиния протоиерей Николай Карасев, настоятель строящегося храма иерей Иоанн Омелянчук, клирики Юго-Западного викариатства. В основание храма также была вложена капсула с Закладной грамотой.

На торжественной закладке камня присутствовали участники традиционного объезда строящихся храмов, который в этот день проходил в Юго-Западном викариатстве: Советник Патриарха по вопросам строительства, депутат Государственной Думы ФС РФ Владимир Иосифович Ресин, депутат Государственной Думы ФС РФ, испытатель отряда центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, Герой Российской Федерации, летчик-космонавт РФ Елена Олеговна Серова, помощник Председателя ФХУ иерей Александр Привалов, начальник Отдела советника Мэра Москвы Владимира Ресина Михаил Владимирович Саженов, ответственный за реализацию Программы строительства православных храмов в Юго-Западном викариатстве протоиерей Сергий Тришкин, сотрудники ФХУ, представители префектуры ЮЗАО и управ, настоятели строящихся храмов, архитекторы, проектировщики, строители и другие ответственные лица.

После освящения закладного камня епископ Феофилакт сердечно поздравил всех собравшихся с этим историческим событием в жизни прихода. «Дай Бог, чтобы молитвами Святейшего Патриарха Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, чудотворца, была устроена не только эта обитель, но и все храмы, и вся жизнь Первопрестольного града Москвы, — сказал викарий. — Передаю Вам всем благословение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с этим праздничным событием. Храни всех Господь на многая и благая лета. Аминь».

Надпись на закладном камне звучит: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, основася храм сей в честь и память Священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси чудотворца в граде Москве при Патриархе Московском и всея Руси КИРИЛЛЕ, епископом Дмитровским Феофилактом, в лето от Рождества Христова 2019 месяца апреля 6 дня».

Строительство храма священномученика Ермогена началось летом 2018 года. 12 июля 2018 года были освящены первые сваи. В настоящее время производится кирпичная кладка стен храма. Рабочие приступили к заливке четырех колонн. Выложен первый этаж звонницы.

История и современность

Патриаршее подворье учреждено Указом Святейшего Патриарха Кирилла № У-01/409 от 02.09.2013г. и зарегистрировано в органах юстиции 23.12.2013.

Площадь земельного участка 3913 кв. м. Вместимость проектируемого храма – 500 чел.

В 2014 году на приходе был возведен временный деревянный храм в честь святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского. 6 декабря 2014 года он был освящен малым чином епископом Дмитровским Феофилактом. С того времени в храме совершаются регулярные богослужения. При входе в храм установлен пандус для маломобильных групп граждан.

С осени 2015 года в отдельно стоящем приходском здании открылась воскресная школа «Исток». 26 ноября 2015 года школа прошла епархиальную аттестацию и официально получила статус воскресной школы. В настоящее время здесь обучаются около 80 детей. Помимо основных предметов, дети посещают занятия по изобразительному и театральному искусству, учатся рукоделию.

При храме активно развивается социальное служение: приход оказывает помощь малообеспеченным семьям, детям-сиротам, Тихвинскому Сестричеству Милосердия при Никольском Соборе г. Киржач, православному пансионату «Ковчег» при Введенской островной пустыни г. Покров.

Настоятель храма иерей Иоанн Омелянчук регулярно проводит встречи-беседы с детьми, воспитанниками воскресной школы и их родителями, прихожанами храма и жителями близлежащих районов. Ведется работа с молодежью и с общеобразовательными школами № 1265 и № 536.

Проект храмового комплекса

Архитектором храмового комплекса выступает Владимир Иванович Козлов, руководитель ООО «Архитектурный кабинет». В рамках Программы строительства православных храмов в Москве по проекту Владимира Ивановича Козлова был воздвигнут храм Торжества Православия в Алтуфьеве.

«В основу архитектурного облика храмового комплекса (в Зюзине) была положена стилистика великолепной самобытной церковной архитектуры, которая утвердилась на Руси по преодолении Смуты 1613 года».

«Доминантой комплекса выступает высокий пятиглавый храм на 500 человек. Неотъемлемой его частью служит отдельно стоящая шатровая звонница. Невысокий крестильный храм на 120 человек, примыкающий с южной стороны, призван усилить впечатление величия основного храма. Все строения: храм, звонница, приходской дом и водосвятная сень, — образуют благоприятное пространство для жизни прихода. Особо важной деталью храма является каменный резной 4-метровый крест – в теле центральной алтарной апсиды. Этот крест призван напоминать о жертвенном подвиге священномученика Ермогена. Предполагается, что он будет установлен так, чтобы хорошо прочитываться со стороны главной магистрали – Симферопольского бульвара».

Подробнее о проекте читайте .

***

В этот день участники объезда побывали на 6 объектах Программы строительства православных храмов в Москве:

  • Южное Бутово, ул. Южнобутовская, вл. 62-66. Храмовый комплекс с храмом Введения во храм Пресвятой Богородицы;
  • Северное Бутово, перес. ул. Академика Глушко и бульвара Дмитрия Донского. Храмовый комплекс с храмом святого благоверного князя Дмитрия Донского;
  • Северное Бутово, перес. ул. Грина с ул. Куликовская. Храм Пророка Божия Илии;
  • ул. Островитянова, вл. 1-2 (Теплый Стан). Храм Казанской иконы Божией Матери (готовится к чину великого освящения);
  • Симферопольский б-р, вл. 28. Храмовый комплекс с храмом священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси;
  • 
Зюзино, перес. ул. Каховка и ул. Азовская. Храм иконы Божией Матери «Отрада и Утешение».

Вопрос: Что такое освящение? Каково определение христианского освящения?
Ответ: Иисус много чего сказал о святости в главе 17 Евангелия от Иоанна. В стихе 16 Господь говорит: «Они не из этого мира, как и Я не из этого мира», и это до Его просьбы: «Посвяти их себе силой истины, истина – это Слово Твое». Освящение – это вечное отделение для Бога, все верующие вступают в это состояние, будучи рожденными от Бога: «Ведь это Бог соединил вас с Христом Иисусом, которого Он сделал для нас мудростью! Благодаря Ему мы оправданы Богом, посвящены Богу, выкуплены на свободу» (1 Коринфянам 1:30). Это – сложная часть нашего спасения, нашей связи с Христом (Евреям 10:10).
Освящение также относится к практическому опыту этого отделения для Бога, являясь результатом послушания Слову Божьему в жизни. Каждый верующий должен искренне стремиться к нему (1 Петра 1:15; Евреям 12:14). Подобно тому, как Господь молился в Евангелии от Иоанна 17, освящение подразумевает отделение верующих для целей, для которых они посланы в мир: «И как Ты послал Меня в мир, так и Я их послал в этот мир. Я себя посвящаю Тебе ради них, чтобы и они поистине стали Твоими» (17:18–19). То, что Он отделил Себя для предназначенных Ему целей, является одновременно основанием и условием нашего отделения для исполнения нашего предназначения (Иоанна 10:36). Его освящение является моделью и силой для нашего освящения. Предназначение и освящение неразделимы. По этой причине верующие названы святыми – «агиой» на греческом значит «освященные». Если раньше их поведение свидетельствовало об их положении в мире в отделении от Бога, то теперь их поведение должно свидетельствовать об их положении перед Богом в отделении от мира.
Есть еще один смысл, который слово «освящение» несет в Священном Писании. Павел молился в 1 Фессалоникийцам 5:23: «Пусть сам Бог, источник мира, освятит вас полностью. И пусть все в вас: и дух, и душа, и тело – сохранится непорочным вплоть до Дня возвращения Господа нашего Иисуса Христа». Павел также пишет о надежде, которая «дожидается вас на небесах. Вы впервые услышали о ней, когда к вам пришло слово истины – Радостная Весть» (Колоссянам 1:5). Позже он говорит о Христе как о «надежде на грядущую славу» (Колоссянам 1:27), а затем упоминает факт об этой надежде, говоря: «Он – ваша жизнь, и когда Он явит себя, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Колоссянам 3:4). Это прославленное состояние будет нашим окончательным отделением от греха, общим освящением в каждом аспекте. «Да, любимые, мы уже теперь дети Бога, а какими мы будем, это еще не открыто. Мы знаем лишь то, что, когда это откроется, мы будем подобны Ему, потому что увидим Его таким, каков Он есть» (1 Иоанна 3:2).
Итак, освящение является синонимом святости; оба эти слова в греческом языке означают «отделение» – первое является окончательным позиционным отделением для Христа при нашем спасении; второе – практическая прогрессивная святость в жизни верующего, в ожидании возвращения Христа, и, наконец, окончательное отделение от греха, когда мы достигнем неба. English

Вернуться на русскую стартовую страницу
Что такое освящение? Каково определение христианского освящения?

Чин Великого освящения храма

Как человек в таинствах Крещения и Миропомазания совлекает с себя ветхого человека, освящается, становится частичкой духовного тела Церкви, т.е. совершенно новым человеком, христианином, так и здание становится храмом, местом особого присутствия Божия на земле только после его освящения. Недаром этот чин называется еще «обновлением» храма: через древние молитвы и обряды здание становится святым, а потому совершенно иным, новым. Человек, храм нерукотворенный, и храм, сотворенный его руками, оба посвящены Богу, становятся Его жилищем, поэтому многое при освящении храма делается подобно тому, что совершается при освящении человека.
Как при Крещении человек опускается в освященную воду, облачается в белую одежду, помазуется миром, так и престол храма, его главное место, центр алтаря, на котором за Божественной литургией совершается самое главное таинство — приносится бескровная Жертва ото всех и за всех людей преложением хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, омывается, облачается в одежды и помазуется миром. Даже внешний вид храма, увенчанного куполом, или главой, служит образом человеческого тела. И не только престол, но и весь он окропляется святой водой и помазуется миром при освящении.
Священные обряды на посвящение созданного храма Богу существуют в Церкви с глубокой древности. История формирования чина

Накануне дня освящения в новосозданном храме служится всенощное бдение. Служба совершается обновлению храма (стихиры и канон) в соединении со службою храма, т. е. того святого, во имя которого построен храм. Всенощное бдение служится пред алтарем при закрытых царских вратах.

Накануне дня освящения приносятся в новосозданный храм мощи. Святые мощи поставляют на дискос под звездицею и покровом пред образом Спасителя.

В день освящения храма поется молебен и совершается малое освящение воды.

Священнослужители, участвующие в освящении храма, облачаются во все священные одежды, а сверху этих одежд, для их охранения, одевают белые защитные запоны (передники).

Чин освящения храма заключает в себе:

  1. Устройство престола (святой трапезы);
  2. Омовение и помазание его;
  3. Облачение престола и жертвенника;
  4. Освящение стен храма;
  5. Перенесение и положение под престолом и в антиминс мощей;
  6. Заключительные молитвы, краткая лития и отпуст.

1. Устройство престола в алтаре, когда на приготовленное основание прибивается четырьмя гвоздями и прикрепляется воскомастихом (составом из воска, мастики и благовонных веществ) верхняя доска, что знаменует пригвождение Спасителя ко кресту и помазание Его снятого с Креста тела благовонными ароматами.

После утверждения престола отверзаются царские врата, до сих пор закрытые, и архиерей, обратясь лицом к народу, преклонив колена вместе с верующими, читает у царских врат молитву, в которой, подобно Соломону, просит Господа ниспослать Пресвятого Духа и освятить храм и жертвенник сей, чтобы бескровные Жертвы, возносимые на нем, были приняты в небесный жертвенник и низвели бы оттуда на нас благодать небесного осенения.

2. Омовение престола водой, в знак благодатного освящения его силой и действием Св. Духа, и смесью розовой воды с красным вином, возливаемой крестообразно, что таинственно образует все освящающую кровь Господа, истекшую из Его ребра вместе с водой на Кресте.

Омовению престола предшествует тайная молитва архиерея над водою и вином о ниспослании на них благословения Иорданова и благодати Святого Духа к освящению и совершению жертвенника.

После престол помазуется миром в знак излияния благодати Божией; благовонный состав мира знаменует собой животворное благоухание духовных дарований.

3. Облачение престола и жертвенника в специальные одежды; поскольку престол имеет двоякое значение — гроба и престола славы Божией — на него возлагается двойная одежда: нижняя, белая, знаменующая собой плащаницу, в которую было обвито тело Спасителя для погребения, и верхняя, украшенная, изображающая Его вечную небесную славу.

Надев на престол нижнюю одежду («срачицу» от славянского «сорочка»), священнослужители троекратно опоясуют престол вервию (веревкой) так, что на каждой стороне его образуется крест.

Потом освящается верхняя одежда престола (индития), и ею облачается престол при пении 92-го псалма: «Господь воцарися, в лепоту облечеся»

Затем на престол поставляют богослужебные предметы: семисвечник, дарохранительницу, дароносицу, крест, Евангелие.

4.Освящение стен храма каждением, окроплением их святой водой и помазанием миром. Каждение храма изображает славу Божию, покрывавшую в виде облака ветхозаветную скинию; помазание стен миром знаменует освящение храма благодатию Божиею.

После возвращения духовного собора в алтарь произносится краткая ектения, и архиерей читает пред престолом молитву, в которой просит Господа исполнить новый храм и жертвенник славы, святыни и благолепия, чтобы в нем приносилась бескровная Жертва ко спасению всех людей, «о прощении вольных и невольных грехов, во управление жития, во исправление благаго жительства, во исполнение всякия правды». Также архиерей читает тайную молитву, в которой благодарит Господа за непрерывное излияние благодати, нисшедшее до него от апостолов, а затем возжигает своими руками первую свечу.

Зажженная свеча указывает на то, что престол сделался истинным жертвенником Христовым, и изображает Церковь Христову, сияющую светом благодати и подающую свет всему миру.

5. Перенесение крестным ходом и положение под престолом и в антиминс мощей

Из освящаемого храма бывает торжественный крестный ход в другой храм за мощами, если они были положены в ближайшем храме. Если же святые мощи находились в освящаемом храме, то архиерей поднимает святые мощи на главу, возгласив: «С миром изыдем», и идут все с крестами и хоругвями вокруг всего храма при пении тропарей в честь мучеников: «Иже во всем мире мученик Твоих» и «Яко начатки естества».
При обнесении мощей вокруг освящаемого храма поют тропарь «Иже на камени веры создавый Церковь Твою, Блаже».

При этом шествии наружные стены храма окропляются святой водою.

Перенесение мощей в новоосвященный храм означает, что благодать освящения переходит и преподается через первые храмы, и что новый храм посвящается покровительству и защищению святых ходатаев прежнего храма. Так и в Ветхом Завете при освящении храма Соломонова был перенесен из скинии кивот завета и поставлен во святом святых. Обнесение мощей (или антиминса с мощами) означает посвящение храма Всевышнему навек, а внесение их в храм знаменует вступление в новосозданную церковь Самого Царя славы Иисуса Христа, во святых почивающего.

Пред внесением мощей в храм архиерей поставляет дискос с мощами на особом столе пред затворенными вратами храма и возглашает: «Возмите врата, князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы». Певцы внутри храма поют: «Кто есть сей Царь славы?»

Эти слова псалма, по объяснению св. Иустина мученика и свт. Иоанна Златоуста, имеют отношение к обстоятельствам Вознесения Иисуса Христа на небо. Когда Христос возносился на небо, тогда повелено было установленным от Бога высшим чинам ангельским отворить врата небесные, да войдет Царь славы, Сын Божий, Господь неба и земли и, взойдя, сидит одесную Отца. Но Небесные Силы, увидев своего Владыку в человеческом образе, в ужасе и недоумении спрашивали: «Кто есть сей Царь славы?» И Дух Святый отвечал им: «Господь сил, Той есть Царь славы». И теперь, когда при входе в освященный храм, знаменующий собой небо, со святыми мощами или антиминсом, произносятся эти слова, пред глазами христиан как бы повторяется то же событие, свидетелями которого были небожители. Царь славы входит в храм со святыми мощами, на которых, по вере Церкви, невидимо почивает слава Распятого, «во святых почивающего».

Святые мощи вносятся в алтарь и полагаются под престолом, или в антиминсах, на том основании, что в первые три века христиане совершали богослужение на гробах мучеников, кровию которых основалась, утвердилась и укрепилась Церковь во всем мире. На Седьмом Вселенском Соборе было определено, чтобы храмы были освящаемы не иначе, как с положением в них мощей мучеников.

По совершении крестного хода, архиерей читает молитву, в которой просит Господа утвердить освящаемый храм непоколебимо до скончания века для принесения в нем достойной хвалы Пресвятой Троице.
Далее архиерей с коленопреклонением читает молитву о создателях храма (при коленопреклонении и всего народа). В этих молитвах возносятся прошения о том, чтобы Господь ниспослал на нас благодать Святого Духа, подал всем единомыслие и мир, а создателям храма — оставление прегрешений.

6.Заключительные молитвы, лития (краткое заупокойное богослужение) и отпу́ст

После освящения храма сразу же совершается Божественная литургия.

В новоосвященном храме литургия должна служится семь дней подряд, ради даров Св. Духа, отныне всегда пребывающего в храме.

Использованы материалы: Гермоген Шиманский «Литургика. Таинства и обряды» с сайта «Православие.ru»

«Зачем нужно освящать храм?» с сайта «Татьянин день»

Фото Всеволодова Николая, Фомина Ивана, Захаровой Ларисы, Воробьева Максима

Освящение квартиры или дома изначально совершалось как благословение строительства нового дома, затем — благословение входа в этот дом. То же самое относится к освящению других вещей. Освящая машину, человек не просто создает некое новое качество этой машины, но своим актом он констатирует то, что посвящает себя, эту машину, свои дела и мысли Богу. Поэтому те люди, которые думают, что освящения машины достаточно для того, чтобы она никогда не попала в аварию, должны помнить, что, освящая машину, человек освящается сам и должен соответствовать этому освящению.
Что такое освящение?
— освящением православные христиане называют обряды, через которые на их жизнь нисходит благословение Божие. Согласно учению Церкви в основе многообразных обрядов лежит, прежде всего, желание одухотворить человеческую деятельность, совершать ее по Божьему благословению. Важно понимать, что освящение места начинается с того момента, когда люди, въезжая в дом или квартиру, начинают там жить правильно. И поэтому освящение жилища священником есть подтверждение вашего желания жить в освященном месте, намерение исполнять христианские заповеди, памятуя о том, что семья — это малая церковь, а работа — место труда человека во славу Божию.
Нужно ли освящать квартиру?
— освящение квартиры не решает наших семейных, бытовых проблем, оно лишь помогает, настраивает. Человек сам волен выбирать, с Богом он живет или по своим страстям поступает. Если семья старается жить по-христиански, то и внутреннее и внешнее ее устроение должно об этом свидетельствовать. Внутренний строй налаживается и сохраняется через пост и молитву, посещение богослужений, а внешнее выражение намерения жить благочестиво находит себя, в том числе, в чине освящения жилища. Нужно помнить, что освящение дома — есть общая молитва семьи и священника о том, чтобы в этом месте люди жили свято.
Когда можно проводить освящение?
— есть ряд моментов, которые нужно иметь в виду, занимаясь подготовкой к совершению чина. Сам по себе обряд недолгий (30-60 минут) — священник окропляет помещение святой водой, совершает каждение и призывает в молитве Бога на начало доброго дела (чин благословения жилища). В то же время не всякое дело может считаться добрым. Не станут, к примеру, освящать бизнес, связанный с производством или продажей спиртных напитков и табака, колдовства и магии. Священник может отказаться от совершения обряда, если помещение не прибрано, а сотрудники ведут себя неподобающим образом (ругаются, например). В таком случае вам наверняка порекомендуют «устранить недостатки» и вернуться к этому вопросу позже.
Что нужно для освящения?
— для освящения квартиры желательно, чтобы квартира была прибрана, завершен ремонт. Дома нужно подготовить небольшой столик, на котором священнику можно будет расположить необходимые для освящения священные предметы (устанавливается, как правило, в самом лучшем месте), чистая чаша для св. воды (салатница, ваза и т.п.)., примерно рюмка растительного масла (св.елей), св. воду священник привозит с собой. Обязательно, чтобы тот, кто заказал освящение жилища присутсвовал сам при этом чине и участвовал в молитве. Позволяется также при должном желании и умении с благословения священника читать некоторые молитвы при совершении чина. Во время освящения необходимо временно отключить телефоны, не разговаривать во время молитвы.
Надо ли женщине покрывать голову?
— да, это желательно. Женщина во время молитвы должна покрывать голову.
Нужно ли накрывать обеденный стол?
— среди многих православных существует такая добрая традиция после освящения накрывать стол, чаепитие, ведь священник, пришедший в дом для торжества освящения, — символизирует Христа. Если вы чувствуете такую потребность, — приготовьте заранее праздничный стол в честь освящения вашего жилища. Возможно, знакомство и общение со священником помогут вам в будущем.
Как самому освятить квартиру?
— никак. Чин благословения жилища совершается только незапрещенным в служении православным священником.
Что делать после освящения?
— христианин должен стремиться к святости. Именно поэтому после освящения жилья в нем нельзя курить, сквернословить или делать иные грехи. А иначе для чего тогда было освящать? Ведь второй раз квартира не освящается (за исключением случаев смерти кого-либо в квартире или проведенного ремонта). Но если грехи случаются, для этого Церковью вам предоставлено право (и обязанность) освящать свой дом самому в смирении и покаянии. Для этого нужно все помещения окропить святой водой с молитвою «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» или «Благодать Святаго Духа». Помните, что вода должна быть освящена православным священником, а не взята из так называемых «святых источников» (ибо не все из них действительно святое). Не путайте освященную воду с «лечебной» или с «заряженной энергией». Кропят кисточкой от четок или горстью, крестообразно (священник это творит кропилом из иссопа). Хранить освященную воду нужно в красном углу (она может стоять годами и десятилетиями и не портиться), там же, где иконы, а не в кухонном или книжном шкафу. Не позволяйте детям играть со святыней, с духовными книгами, с просфорами, иконами, крестиками. Самостоятельное освящение (кропление святой водой) совершается только ПОСЛЕ личного полного освящения самим священником, т.к. просто кропление никак не может заменить самого чина освящения.
Уголь после освящения ссыпают в место, не попираемое ногами, например, в кусты или под дерево. Святую воду с благоговением пьют, освященное масло — с молитвой мажут больные места, добавляют в пищу.
Какие места нельзя освящать?
Списка вещей, которые нельзя освящать, у Церкви нет. Но, исходя из самого смысла освящения, нельзя освящать те вещи, которые впоследствии не могут быть использованы для благой цели. Нельзя освящать заведения, в которых предаются пороку. Этот запрет существовал еще и в дореволюционной России. Также некоторые священнослужители полагают, что освящение мест заключения, мест, где человек страдает — это богословская проблема. Хотя ничто не мешает нам создавать в этих местах лишения свободы храмы.
Отказывая в благословении местам казней и пыток, Церковь, тем не менее, освящает оружие. Оружие — это вещь, которая может быть использована как в целях зла, так и в целях добра. Освящая оружие, Церковь никогда не благословляла агрессию, насилие ради насилия, убийство ради убийства. Церковь благословляет воинов на ратный подвиг защиты своей Родины, и, прежде всего, защиты веры. По каноническим правилам Церкви воин, который убивал даже в справедливой войне, должен был в этом исповедаться и понести ту или иную епитимью притом, что Церковь сама благословляла воина на этот подвиг.
Оружие не является вещью изначально плохой. Все зависит от того, в чьих руках находится оружие. Если оружие находится в руках христианина, который защищает святыни и свою Родину, то оно используется во благо, а если в руках террориста, то во зло. Церковь не освящает оружие как таковое, а только в руках воина, сражающегося за справедливость.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *