Число 13 в православии

Классическая или Пифагорейская школа.

Основоположником европейского учения о числах был Пифагор, которому приписывают высказывание: «Мир построен на силе чисел». В его школе познание свойств чисел являлось первой ступенью на пути к эзотерическому знанию. Числа, по Пифагору, имеют как количественные, так и качественные черты. Изучая свойства чисел, пифагорейцы первые обратили внимание на законы их делимости. Они разбили все числа на четные — «мужские» и нечетные — «женские», или иначе «гномоны» и, что очень важно, на простые и составные. Пифагорейцы называли составные числа, представимые в виде произведения двух сомножителей, «плоскими числами» и изображали их в виде прямоугольников, а составные числа, представимые в виде произведения трех сомножителей, — «телесными числами» и изображали их в виде параллелепипедов. Простые числа, которые нельзя представить в виде произведений, они называли «линейными числами».
Совершенными числами пифагорейцы считали такие числа, которые были равны сумме своих делителей (исключая само число), как, например, 6=1+2+3 или 28=1+2+4+7+14. Совершенных чисел не много. Среди однозначных — это только 6, среди двузначных, трехзначных и четырехзначных — только 28, 496 и 8128 соответственно. Два числа, обладающие тем свойством, что сумма делителей одного из них равняется другому, назывались «содружественными».

В дальнейшем греческая нумерологическая система была заимствована европейцами, а позднее была перенесена в Россию.
Практически в каждой мировой религии есть свои «священные числа», а каждое число символизирует определенное значение.

ЦИФРА «0» имеет тот же символизм, что и пустой круг, указывающий как на отсутствие смерти, так и на абсолютную жизнь, находящуюся внутри круга.
Для Пифагора ноль — это совершенная форма.
В даосизме ноль символизирует пустоту и небытие.
В буддизме — это пустота и безвещественность.
В исламе — это символ Сущности Божества.
В ученье Каббалы — безграничность, свет беспредельный, единое.

ЦИФРА «1» означает первичное единство, начало, Создателя.

ЦИФРА «2» означает двойственность.
По Пифагору диада — разделенное земное существо.
В буддизме двойка — это двойственность сансары, мужское и женское, мудрость и метод, слепой и хромой, объединившиеся для того, чтобы видеть путь и идти по нему.
В Китае — это инь, женское, земное, неблагоприятное начало.
В христианстве — Христос имеет две природы: Бога и человека.
В еврейской традиции — жизненная сила.
В Каббале — мудрость и самосознание.
В индуизме — двойственность, шакта — шакти.
В исламе — дух.

ЦИФРА «3». Идея триендинства составляет основу многих древних философских и религиозных учений. С тройкой связывают трёхмерность пространства: длина-ширина-высота; трёхфазность вещества: твёрдое тело-жидкость — пар; триединство времени: прошлое — настоящее — будущее; человека (тело , душа и дух), а также рождение, жизнь и смерть; начало, середина и конец; прошлое, настоящее и будущее; три фазы Луны; триединство Мира; во многих религиях верхний Мир — это небо, средний — земля, нижний — вода.
Тройка — небесное число, символизирующее душу. Это — число удачи.
В христианстве: Святая Троица: Отец, Сын и Святой Дух; единство тела и души в человеке и Церкви. Три ипостаси — это догмат троицы, что является отличительной особенностью христианства от ислама и иудаизма. Поэтому число «3» — это священное число Христианства. В Библии говорится о трех дарах волхвов Христу как Богу, Царю и Искупительной Жертве, трех образах Преображения, трех искушениях, трех отречениях Петра, трех крестах на Голгофе, трех днях смерти Христа, трех явлениях после смерти, трех качествах, или богословских добродетелях: Вере, Надежде, Любви.
В Каббале тройка символизирует понимание, а также триединство мужского и женского начал и объединяющего их взаимопонимания.
В индуизме — Тримурти, троичная сила творения, разрушения и сохранения; разнообразные тройки божеств; у лунной колесницы три колеса .
В Японии Три Сокровища — это зеркало меч и самоцвет; истина, мужество и сострадание.
В китайском иероглифе «ван» (три горизонтальные черты соединённые вертикальной), что означает слово «князь», верхняя горизонтальная черта символизирует небо, нижняя — землю, средняя — человека, который от имени неба и управляет землёй.
В фольклоре встречаются три желания, три попытки, три царевича, три ведьмы, феи (две добрые, одна злая).
Трехкратными бывают здравицы. Тройка означает также исполнение. Бесчисленны тройки божеств и сил. Триединые лунные божества и троичные богини изобилуют в семитской, греческой, кельтской и древнегерманской религиях.
Основной символ тройки — треугольник. Три сцепленных кольца или треугольника символизируют нерасторжимое единстве трех ликов троицы. Другие символы: трезубец, геральдическая лилия, трилистник, три молнии, триграммы. Лунные животные часто треногие, олицетворяя три фазы Луны.

ЦИФРА «4» означает целость, совокупность, полноту; четыре стороны света, времени года, ветра, стороны квадрата.
В пифагорействе четверка означает совершенство, гармоничную пропорцию, справедливость, землю. Четыре — число клятвы пифагорейцев.
В христианстве число четыре — число тела, тогда как число три символизирует душу. Четыре реки рая, Евангелия, евангелиста, главных архангела, главных дьявола. Четыре отца церкви, великих пророка, главных добродетели (мудрость, твердость, справедливость, умеренность). Четыре ветра, несущие Единый Дух, четыре апокалиптических всадника, тетраморфы (синтез сил четырех стихий).
Четверка — символическое число Ветхого Завета. Четыре реки рая, образующие крест, четыре части земли и т. п. встречаются в символике почти повсеместно. Четверка может изображаться четырехлистником, а также квадратом или крестом.
В буддизме Древо Жизни Дамба имеет четыре ветви, от его корней текут четыре священных реки рая, символизирующие четыре безграничных желания: сострадание, привязанность, любовь, беспристрастность; четыре направления сердца.
В Китае четверка — число земли, которую символизирует квадрат. Четыре реки бессмертия. Четыре — четное, иньское число. В китайском буддизме четыре небесных стража, охраняющих каждую сторону света.
В Египте четверка — священное число времени, солнечная мера. Небесный свод покоится на четырех столбах. Четыре погребальных урны, помещаемые с четырех сторон вокруг покойного, охраняются четырьмя сыновьями Гора, которые связаны с четырьмя сторонами света.
В еврейской традиции это мера, благодеяние, понимание.
У американских индейцев это число используется чаще всего как четыре стороны света. Четыре ветра изображаются крестом и свастикой. Ритуальные и обрядовые действия повторяются четырежды.
В Каббале четверка означает память. Четыре мира каббалы, четыре направления в пространстве и четыре иерархических уровня Торы.
В индуизме четверка — совокупность, полнота, совершенство. Творец, Брахма , имеет четыре лица. Храм стоит на четырех сторонах квадрата, символизирующих порядок и окончательность. Четыре таттвы, четыре тела человека, четыре царства природы (животное, растительное, минеральное, царство ума), четыре юги. В игре в кости четверка означает выигрыш. Четыре касты, четыре пары противоположностей.
В исламскую четверку входит принцип — творец, мировой дух, мировая душа, изначальная материя. Они соответствуют четырем мирам Каббалы. Есть еще четыре ангельских существа, четыре дома смерти.

ЦИФРА «5» — число священного брака, поскольку является суммой женской (четной) двойки и мужской (нечетной) тройки.
В греко-римской традиции пятерка — число бракосочетания, любви, единения; число Венеры, причем годы Венеры образуют группы по пять лет. Аполлон как бог света обладает пятью качествами: он всемогущ, всеведущ, вездесущ, вечен, един.
В христианстве пятерка символизирует человека после грехопадения; пять чувств; пять точек, образующих крест; пять ран Христа; пять рыб, которыми насытились пять тысяч человек; пятикнижие Моисея.
В буддизме сердце имеет четыре направления, которые месте с центром образуют пятерку и символизируют универсальность. Существует пять Дхьяни-будд: Вайрочана -Сверкаюший, Акшобхья- Невозмутимый, Ратнасамбхава — Самоцвет, Амитабха -Безграничный Свет, Амогхасиддхи -Неизменная Удача.
У китайцев пять элементов, пять атмосферных субстанций, пять состояний, планет, священных гор, зерен, цветов, видов вкуса, ядов, могучих амулетов, основных добродетелей, посвящений, вечных идеалов, пять видов отношений внутри человечества. В еврейской традиции пять — это сила и суровость, понимание сути.
В Каббале пятерка означает страх.
В индуизме это пятичленные группы мира, пять элементов тонкого и грубого состояний, пять основных цветов, чувств, пять ликов Шивы и дважды пять воплощений Вишну.
В исламе пять столпов веры, пять божественных присутствий, пять основных догматов, пять действий, пятикратная ежедневная молитва.

ЦИФРА «6». Означает равновесие, гармонию. Самое плодовитое из всех чисел (Филон ).
В нумерологии цифра 6 означает союз двух треугольников — мужского и женского, один из которых стоит на основании, а другой перевернут вершиной вниз. Этот знак хорошо известен как щит Давида, шестиугольник, который изображен на флаге государства Израиль.

ЦИФРА «7» считается священной, и божественной, и магической, и счастливой. Семерку почитали за много столетий до нашей эры, в средние века, почитают и сегодня.
В Вавилоне в честь главных богов был выстроен семиступенчатый храм. Жрецы этого города утверждали, что люди после смерти, пройдя через семь ворот попадают в подземное царство, окруженное семью стенами.
В древней Греции число семь называли числом Аполлона, одного из важнейших богов олимпийской религии. Из мифологии известно, что человеко-быку Минотавру, обитавшему в лабиринте на острове Крит, жители Афин ежегодно в качестве дани посылали на съедение семерых юношей и семерых девушек; у дочери Тантала Ниобы было семь сыновей и семь дочерей; Нимфа острова Огигия Калипсо семь лет держала в плену Одиссея; всему миру знакомы «семь чудес света» и т. д.
Древний Рим также боготворил число семь. Сам город построен на семи холмах; река Стикс окружающая подземное царство, семь раз обтекает ад, разделенный у Вергилия на семь областей.
Ислам, христианство и иудаизм признают семиэтапный акт создания Вселенной. Однако, в исламе число «7» имеет особенный смысл. Согласно исламу, имеется семь небес; попадающие на седьмое небо испытывают высшее блаженство. Поэтому число «7» это священное число ислама.
В христианских священных книгах цифра семь упоминается много раз: «Всякому, кто убьет Каина, отомстится всемеро», «…и прошло семь лет изобилия… и наступили семь лет голода», «и насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет», и т. д. Великий пост у христиан насчитывает семь недель. Известно семь чинов ангельских, семь смертных грехов. Во многих странах существует обычай ставить на рождественский стол семь блюд, название которых начинается на одну букву.
В браминском и буддийском верованиях и богослужениях число семь также священно. От индусов пошел обычай дарить на счастье семь слоников — фигурок из кости, дерева или другого материала.
Семерку очень часто применяли знахари, гадалки и колдуны: «Возьми семь пакетиков, с семью разными травами, настой на семи водах и пей семь дней во семи ложек…».
С числом семь связано множество загадок, примет, пословиц, поговорок: «Семи пядей во лбу», «У семи нянек дитя без глазу», «Семь раз отмерь, один отрежь», «Один с сошкой, семеро с ложкой», «Для любимого дружка семь верст не околица», «За семь верст киселя хлебать», «Семь бед — один ответ», «За семью морями» и т. д.

ЦИФРА «8» — число вновь обретенного рая, а также возобновления, восстановления, счастья. Восьмой день породил нового, совершенного человека. После семи дней поста и покаяния на восьмой наступает духовное обновление.
У пифагорейцев восемь означает трехмерность и стабильность.
В шумеро-семитской традиции восемь — магическое число Неба.
У буддистов восьмерка — это полнота, совокупность всех возможностей. Восемь символов доброго предзнаменования.
У китайцев она означает целое, все возможности в проявленном виде, удачу. Ба-гуа — это восемь триграмм и пар противоположностей, обычно расположенных в виде круга, символизирующего время и пространство. Восемь радостей человеческого существования.
В христианстве означает восстановление и возрождение. Крестильня обычно бывает восьмиугольной, что символизирует место возрождения. Восемь заповедей блаженства.
В Египте восемь — число Тота.
У евреев — число Господа; восемь дней освящался Храм.
В индуизме 8х8 означает порядок небесного мира, установленный на земле. Строение храмов воспроизводит мандалу, которой свойственна та же символика — 8х8. Существует восемь областей мира, восемь солнц, частей дня, чакр.
В исламе престол, управляющий миром, поддерживают восемь ангелов, соответствующих восьми направлениям и восьми группам букв арабского алфавита.
У японцев восемь означает много; на небе восемь богов.

ЦИФРА «9» означает всемогущество, и представляет собой Тройную Триаду (3х3). Это число окружности, отсюда деление на 90 и 360 градусов.
У пифагорейцев девять — предел всех чисел, внутри которого существуют и обращаются все прочие. Это число небесное и ангельское, рай на земле.
Девять — священное число в скандинавской и древнегерманской символике.
В христианской символике девятка фигурирует редко. Есть тройные триады ангельских хоров, девять сфер и кругов вокруг ада.
У буддистов девятка — это высшая духовная сила, небесное число.
У китайцев 3х3 — самое благоприятное из всех чисел, означающее также восемь направлений плюс центр в качестве девятой точки, как в Зале Света. Есть девять основных общественных законов и девять классов чиновников.
В греко-римской традиции существует девять богов, а позднее девять муз.
У евреев девять — чистое понимание, истина, поскольку девятка воспроизводит себя при умножении.
В Каббале символизирует о снование.

ЦИФРА «10» — число космоса, она содержит все числа, а следовательно, все вещи и возможности, это основа и поворотный пункт всего счета. Означает нечто всеобъемлющее, закон, порядок, власть. 1+2+3+4=10 — символизирует божественное; единица означает точку, двойка — протяженность, тройка (треугольник) — плоскость, четверка — объемность или пространство.
У пифагорейцев десятка — это возобновление ряда, совершенство.
В Риме это число изображалось знаком X — совершенной фигурой, означающей полноту.
Десятка — это также число завершения путешествий и возвращения в исходную точку. Одиссей странствовал девять лет, а на десятый год вернулся. Троя была в осаде девять лет и на десятый год пала.
У китайцев десятка изображается в виде креста, центр которого образован иероглифом чи, что символизирует человеческое Я, перед которым лежат оба пути, инь и ян, это совершенная фигура. Десять Небесных Стеблей (Гань), возможно, связаны с десятидневной неделей наиболее распространенного цикла.
У христиан десять заповедей Десятикнижия, притчи о десяти лампадах, девах, талантах. Богу посвящалась десятина.
В Каббале десять — это числовое значение буквы J-йод — Вечного Слова, первой буквы имени Бога. Символизирует блестящую способность к пониманию, божественную поддержку.
В исламе большую роль играет ушр (десятина), налог с земельных владений, который должен идти на общие нужды мусульман.

ЦИФРА «11». Поскольку десятка — совершенное число и закон, одиннадцать символизирует выход за пределы того и другого и означает грех, нарушение закона, опасность.

ЦИФРА «12» олицетворяет космический порядок. Это число знаков Зодиака и месяцев в году (шесть мужских и шесть женских). Двенадцать часов дня и ночи. Двенадцать плодов на Космическом Древе. Кроме того, двенадцать дней возврата к хаосу во время зимнего солнцестояния, когда возвращаются мертвые, отмечались в Риме во время Сатурналий. Тот же символизм имеют двенадцать дней перед Рождеством.
Эта цифра встречается в ведической, китайской, языческой и европейской символике: 12 членов в совете Далай- Ламы, 12 паладинов (пэров) Карла Великого, 12 рыцарей Круглого Стола.
У христиан — 12 плодов духа, звезд, 12 колен Израилевых, 12 апостолов, 12 врат и камней в основании Святого Града, 12 дней празднования Рождества.
У египтян — 12 врат ада, в котором Ра проводит ночные часы.
У греков на Олимпе 12 богов и богинь, 12 титанов.
В еврейской традиции — 12 плодов Древа Жизни; 12 врат Небесного Града; 12 лепешек на столе храма, изображавших месяцы года; 12 драгоценных камней в нагруднике Аарона; 12 колен Израилевых, сыновей Иакова.
В исламе 12 имамов, потомков Али, управляют двенадцатью часами дня.

ЦИФРА «13». Отношение к этому числу всегда было особым: оно считалось либо несчастливым, либо, наоборот, приносящим удачу.
В христианстве во время вечерних служб последней недели Великого Поста тринадцать свечей (у католиков их называют tenebrae) гасят одну за другой, что символизирует тьму, наступившую на земле после смерти Христа. Число тринадцать считается несчастливым, поскольку это число Иуды вместе с Иисусом и апостолами. Кроме того, это число шабаша ведьм.
У ацтеков это таинственное число ассоциировалось с понятием времени, а именно, означало завершение временного цикла. Они же полагали, что цифра «13» каким-то образом связана с небесами. В шевелюре одного из их главных божеств насчитывалось тринадцать локонов, а в бороде — столько же прядей.
Древние китайцы возвели многочисленные храмы в честь бога Хуан Ди. Слуги императора делали в этих храмах жертвоприношения по 13-м числам первого и пятого месяцев каждого года.
Священная книга «Каббала» упоминает о тринадцати злых духах, число «13» обозначает змея, дракона, сатану и убийцу.
Тринадцатая глава Апокалипсиса касается Антихриста и Зверя.
Это число используется при гадании. С ним связано много суеверий. Во многих гостиницах США не существует ни тринадцатого этажа, ни тринадцатого номера. Кроме того, в самолетах американских авиакомпаний нет кресла №13. В ряде крупных городов Франции дома, которые должны иметь порядковый номер «13», обозначаются кодом 12-бис. Хозяйки остерегаются сажать за стол 13 гостей.
Предполагается, что это связано с воспоминаниями о Тайной вечере; когда во время последней трапезы Иисуса Христа помимо двенадцати окружающих его апостолов был и тринадцатый — предатель Иуда.

«40». Означает пробу, испытание, посвящение, смерть. Особое значение сорока дней восходит, видимо, к Вавилону, где сорокадневный период исчезновения Плеяд с небосклона было временем дождей, бурь и наводнений и считался опасным. Римляне сорок дней держали прибывающие суда в карантине, и само это слово произведено от слова «сорок».
Храмы у персов, татар, в Баальбеке, храмы друидов, храм Иезекииля имели сорок колонн. В христианстве сорок дней от Пасхи до Вознесения — период неприкосновенности и время права на убежище. В Ветхом Завете сорок дней провел Моисей на Синае; сорок дней скрывался Илия; сорок дней лил ливень Потопа; сорок дней испытания Ниневии при Ионе; сорок лет блуждали евреи в пустыне; сорок лет ходили под игом филистимлян; сорок лет царствовали Давид и Соломон; сорок лет Илия судил Израиль. В Книге пророка Иезекииля говорится о видении, в котором Бог повелел пророку за сорок лет беззакония дома Иудина сорок дней пролежать на правом боку.
В Египте сорок дней после смерти отсутствовал Озирис, это — период поста.
В исламе сорок — число изменения и смерти, но также примирения и возврата к принципу. Магомет был призван в сорок лет. Коран читают каждые сорок дней.
В митраизме сорок — число дней обряда инициации, празднеств и жертвоприношений.

«60». Число времени (60 минут и 60 секунд ).
В Египте оно символизировало долголетие.
В Китае это циклическое число, символизирующее шестидесятеричный цикл, известный в прошлом на Западе как китайский цикл. Взаимодействие чередующихся Десяти Небесных Стеблей и Двенадцати Земных Ветвей строится таким образом, что цикл завершается на шестидесятый год, когда исчерпываются все комбинации, а затем повторяется снова. Шесть циклов примерно равны тропическому году.

«70». В еврейской символике семьдесят ответвлений канделябров изображают Деканы — двенадцать зодиакальных подразделений семи планет на десятки. Семьдесят лет — это длительность человеческой жизни.

«666». В христианстве — знак Зверя, Антихриста.
В Каббале 666 — число Сората — солнечного демона, противостоящего Архангелу Михаилу.

«888». По числовому значению еврейских букв, это число Иисуса в противоположность 666 — числу Зверя.

Все справки>>

Аудио

На вопросы телезрителей отвечает иеромонах Игнатий (Юрченков), настоятель храма святого праведного воина Феодора Ушакова на проспекте Королева, преподаватель СПбПДА. Передача из Санкт-Петербурга.

– Добрый день! Сегодня очень хороший день – пятница, 13-е число, поэтому мы посвятим нашу беседу суевериям как распространенным явлениям и в светской, и в церковной среде.

– Да, день сегодня классический – пятница, 13-е, и в связи с этим все ждут каких-то неприятностей. Конечно, кто-то напуган, но я думаю, что подобные вещи мало касаются православных христиан, тем не менее говорить об этом необходимо. Само слово «суеверие» имеет церковнославянские корни и означает «суетная вера», то есть тщетная, пустая вера, основанная на каких-то представлениях о высших силах, с которыми человек пытается достичь компромисса или получить от них нечто желаемое, к примеру защиту. На поведенческом уровне это выражается в соблюдении каких-то обрядовых форм, в наделении обрядов языческой неотвратимой силой, верой в сглазы, заговоры, порчи, в различные талисманы. В христианской среде такое тоже бывает: например, когда какие-то священные вещи наделяют защитными свойствами. Люди покупают себе ладанки для того, чтобы таким образом обеспечить себе защиту. Наконец, есть то, что нас окружает: гороскопы, сонники, приметы…

– Фэн-шуй.

– Да, и это тоже сюда относится. К сожалению, иногда люди из этого мира приходят в Церковь именно с такого рода «багажом представлений», очень серьезно к этому относятся и задают вопросы священнику чисто практического характера, к примеру: какую молитву надо читать, в каком месте и в какое время, чтобы отогнать от себя злые силы и получить Божие благословение. Вот такая тональность задается, и священникам приходится многое разъяснять. Наличие такого рода явлений связано отчасти и с мировоззрением, и с уровнем образования, и с особенностями нашей этнокультуры, то есть с культурными обычаями нашего народа. Помню, когда я учился в семинарии, то в одном из трудов, по-моему Флоровского, увидел фразу, которая меня поразила: говоря о крещении Руси, ученый писал, что греки крестили Русь, но не просветили ее. Тем самым он хотел сказать, что наши предки приняли византийский тип христианства в том виде, в каком оно сформировалось, но русский человек, славянин – это прежде всего человек земли, человек, живущий на природе и имеющий к ней трепетное отношение. Славянское язычество не было таким жестко структурированным, как в греко-римском мире. Оно было мягким, а отсюда и отношение у славян к тому, что их окружало: мать – сыра-земля, отец – огонь.

Когда же наши предки стали христианами, то они приняли внешнюю его форму, которая их очаровала. Вспомните, как в «Повести временных лет» описывается выбор веры князем Владимиром: фактором, определившим принятие христианства, была именно эстетика. Послы зашли в храм, и, как они потом сами признались, они не знали, где находились: на небе или на земле. С одной стороны, это хорошо, когда человек эстетически воспринимает Бога, но с другой – делается акцент на внешнее. И вот такое растворенное славянское язычество нарядилось в христианские одежды, а отсюда и обрядоверие, распространенное даже в христианской среде, – незыблемая уверенность в силе обряда. К примеру, во многих храмах можно встретить брошюрки, в которых описывается, каким святым и в каких случаях нужно молиться. Понятно, что верующий человек знает, что можно обращаться к любому святому, хотя мы молимся либо близким к нам святым, либо к тем, кто в ситуации, подобной нашей, кому-то помог, но это не значит, что святые в этой ситуации являются «специалистами», и тем не менее в таких брошюрках все так жестко структурировано, что у простого верующего даже и мысли не возникает о том, что можно молиться, если есть желание, по-другому. Так что при зубной боли необязательно обращаться только к Антипе, а при глазных болезнях к Казанской Божией Матери. Хотя стоит заметить, что тема, связанная с иконами Божией Матери, как раз раскрывает суеверность, тщетность и пустоту некоторых наших воззрений: с одной проблемой мы молимся перед одной иконой Богородицы, а с другой проблемой обращаемся к другому Ее образу, а ведь Матерь Божия как Личность одна. Обращайся к Ней: нет Казанской, так молись перед другой – это же ведь не является проблемой!

– Это равносильно тому, что Вам можно позвонить только с телефона определенной марки. Вот с марки телефона какого производителя Вы помогаете в тех или иных случаях?

– Да, видимо, это так и есть… Очень много внимания уделяется тем же сновидениям, причем даже в христианской среде. Конечно, в Священном Писании известны истории, связанные со снами. Я надеюсь, что люди читают Библию, а не только акафисты и каноны, знают историю праведного Иосифа, который был посажен в тюрьму из-за клеветы жены одного царедворца, и помнят, как он в своих сновидениях предсказал судьбу тех, кто находился вместе с ним: кого из них выпустят, а кого казнят. И многим людям поэтому в голову приходят мысли о вещих снах, примеры из Священного Писания начинают их заботить. Мне бы хотелось обратиться к аскетической литературе. Когда я только начинал свой христианский путь (а это было в 90-х годах), то было очень много именно таких книг: «Добротолюбие», различного рода патерики, «Лествица». Иоанн Лествичник – известный святой VI века, автор одной из самых первых книг, которую узнали на Руси и перевели с греческого языка специально для русских христиан. Мне запомнилось, как Иоанн Лествичник рассуждал о снах. Он говорил, что есть три вида сновидений: сны от Бога, в которых нам Господь действительно что-то хочет открыть; сны от дьявола, и их цель привести нас к страху; и есть сны как некая переработка нашего дня, то есть когда мы напряженно о чем-то думаем и это иногда в виде снов является нам. Все это Иоанн Лествичник перечисляет в своей «Лествице», а потом заключает: «Но, впрочем, искусен тот, кто не верит снам». Мне бы хотелось, чтобы это заключение легло в основу нашего отношения к снам. Я сам руководствуюсь этим принципом и совершенно не мучаюсь от того, что мне приснилось: ну приснилось и приснилось – это все суеверие, это все тщетно.

– У части номинально православных христиан, которая, к сожалению, составляет большинство в нашей стране, есть такое светское представление о том, для чего нужна Церковь: для того чтобы прийти поставить свечку, отпеть или покрестить, и то не совсем понятно для чего. То есть по большому счету самые главные вероучительные аспекты остаются за рамками этих представлений.

– Они слабо постигаются людьми потому, что духовный рост – это определенный путь, и человек, когда приходит в храм, обращает внимание на то, что ему более или менее понятно, а это в основном внешняя церковная сторона: обряды, молитвы и тому подобное. Конечно же, этому нужно уделять внимание, но если мы понимаем, что это внешний фактор, который являет нашу веру, то в таком случае у нас правильное отношение к церковному богослужению, обрядам. А многие относятся к этому как к неким магическим вещам: к примеру, если я поставил свечу, то Господь обязательно должен откликнуться. Есть такое латинское выражение «do ut des», что означает: «я даю, чтобы ты мне дал»; вот так и здесь: действует суеверно бытовое, терапевтическое отношение к Богу, желание получить Его благословение, чтобы в этой жизни все было хорошо. И это, к сожалению, сейчас доминирует. Русский философ Бердяев как-то сказал, что верующий человек больше думает не о преображении, а о том, как бы ему грехи простились, и на этом – всё. Но это ведь только первая ступень, что должна быть, но мы ее должны перешагнуть и начать подниматься дальше по лествице духовной жизни. Многие христиане так и остаются на этой первой ступени, что характеризует их отношение к Богу как веру во внешнее.

Готовясь к сегодняшней передаче, я вспомнил древний эпос о Гильгамеше, о котором я когда-то узнал в стенах духовной семинарии. Это шумерские истории, написанные клинописью на аккадском языке приблизительно в XVII – XVIII веках до нашей эры. В них показано состояние шумерского общества того времени, чем оно тогда жило, тем более что там есть параллели с Ветхим и Новым Заветами. Хотя, конечно, об этом бы лучше рассказал библеист, но я хотел бы поделиться с вами интересной беседой господина и слуги. Я не буду пересказывать ее полностью, но расскажу то, что относится к теме нашего разговора. В этой беседе господин начал сомневаться в том, нужны ли какие-то дела благочестия, ведь человек не сможет заставить служить себе Бога подобно собаке (слово «собака» здесь употребляется в хорошем значении, поскольку она исполняет все желания своего хозяина). Так и благочестие в понимании древнего человека должно было заставить откликнуться Бога. Он здесь как бы детерминирован этим отношением: вот мы сделали что-то хорошее – и Господь нам должен за это воздать. Однако нужно понимать, о каком благочестии идет речь: для древнего человека это не христианское понимание добродетели, а именно обрядовая сторона. Цицероном добродетель культовых действий приравнивается к естественному праву. Хотя Платон еще раньше говорил: мнение людей о том, что жертвой можно искупить любой грех, приводит к порче нравов. В этом смысле, когда мы начинаем общаться с Богом посредством обрядовой части, думая, что мы способны повлиять на Его суверенное решение исполнить то, что нам нужно, мы уподобляем Бога собаке, выполняющей наши команды. Мы ошибаемся и строим свою духовную жизнь не на твердом камне, а на песке. А такое отношение есть, потому что многие люди думают, что Господь благословил нашу здешнюю жизнь, желает, чтобы мы и наши дети были здоровы, чтобы у нас было финансовое благополучие и крыша над головой, и вся наша «духовность» постоянно крутится вокруг этого. И если мы говорим о своих грехах, то да – «прости, Господи, нам наши прегрешения…» – и на этом всё. А дальше что? Такой вопрос люди себе мало задают. А дальше следует (почему я и вспомнил Бердяева) преображение человеческой природы. Это наша цель, и праздник Преображения нас учит именно этому. Вот такие вещи есть в нашей среде, и, конечно же, это вызывает определенные сложности.

– Вы привели замечательный пример того, что если жертва будет служить средством для прощения любых грехов, то естественно возникает некий соблазн: в средневековье в Западной Церкви это было в виде индульгенций. Сейчас самой адекватной альтернативой жертвы являются в нашем обществе деньги. Люди часто начинают воспринимать Церковь как некий аппарат, собирающий деньги. Наш телезритель задает вопрос: «Часто приходится вступать в дискуссии, поскольку многие считают, что священники просто проводники для зарабатывания денег. Я не знаю, что отвечать в таком случае, ведь люди указывают, в общем-то, на механизм принесения денег в Церковь».

– Ответ тут простой: христианская община живет прежде всего за свой счет, иначе говоря – за счет самоокупаемости. Мы собрались, пришли в храм и принесли в то место, где молимся, свои определенные возможности: кто-то финансовые, кто-то физические – ведь надо и полы кому-то мыть, если они испачкались. В одном храме, где нет штата уборщиц (их просто не на что содержать, и приходится самому священнику убираться), я услышал просьбу остаться после службы и помочь убраться. Понятно, что люди пришли, помолились в чистом красивом месте и потом ушли, но вдумайтесь, а за счет чего это достигается? Мы ведь в храм не только свои грехи приносим, но и грязь с улицы, поэтому если у кого-то есть возможность, будьте добры – останьтесь. И это тоже своего рода служение.

Существует определенный минимум, который община должна приобрести: ладан, свечи, вино, хлеб для богослужения – все это продается. Конечно же, хорошо, когда есть возможность все изготавливать самим: свои виноградники и винокурни, свой свечной завод и своя пекарня. А если такой возможности нет, то это все приобретается за деньги. Так что финансовое участие людей в жизни общины – это норма, которую мы можем увидеть в Священном Писании, в Книге деяний, особенно в первых главах. Здесь видно, как жила первая христианская община, как наиболее состоятельные люди заботились о том, чтобы она ни в чем не нуждалась. Да, к сожалению, современная церковная среда из-за определенного расцерковления людей, произошедшего не сегодня, потеряла эти евхаристические общины-семьи. Разговоры об этом пугают некоторых людей, они говорят: «Ой, это же не наше! Это напоминает какую-то секту или собрание протестантов». Хотя во второй главе Книги деяний можно прочитать о том, как это должно быть, это тот идеал, к которому мы должны стремиться. Когда нет таких общин, которые бы сами себя содержали, то для того, чтобы люди могли приобрести духовную литературу или ту же свечку с лампадкой, Церковь должна дать им эту возможность, и это правильно. Но для этого она сама должна где-то взять. Поэтому в этом финансовом вопросе нет ничего зазорного, просто у нашего телезрителя, видимо, возникли какие-то проблемы и его лично что-то смущает. Я считаю, что если христианин ходит в определенный храм, то он должен нести и ответственность за него, в том числе и материальную.

– Телезрительница из Санкт-Петербурга задает вопрос: «Многие люди в отчаянии не обращаются к нашим врачам, а бегают к разным целителям. Мне интересно, что движет этими людьми? Неужели они такие доверчивые и не знают, чем это все чревато для человека? Почему люди этим одержимы и почему наше общество верит в подобные вещи?»

– Когда у человека нет твердой веры, то он начинает цепляться за все. Как поется в известном мюзикле «Нотр-Дам де Пари» о том, что я продам…

– Ужасная песня!

– И тем не менее вот такой продавец заявляет: «душу дьяволу продам», то есть пойду за помощью к любому, лишь бы только ее получить! Наверное, именно это движет такими людьми. В основе же лежит отсутствие веры как таковой. У нас много христиан только по имени. Ведь судя по опросам, большинство жителей страны – христиане, но мы их не видим в храмах, поэтому для них хождения по целителям являются нормой. Они могут заявить: «Мы и в храм обращались, и Богу молились, и по больницам бегали…» Что же тут сказать? Человек сам делает свой выбор, за который он потом будет отвечать. Это прискорбно, и это тоже относится к вопросу образования. Сейчас на приходах появляется очень много грамотных молодых священников, которые хотят сами вести работу не только со своими прихожанами, но и выходить за стены храма. Это то, о чем говорят и Святейший Патриарх Кирилл, и Священный Синод: мы не должны замыкаться только в себе, в своих богослужениях и стоять на месте. Обязательно нужно просвещать людей, о чем и пишет в своей книге протопресвитер Александр Шмеман «Евхаристия. Таинство Царства». Он говорит: «Иногда диву даешься, как в христианах сочетается христианское и совершенно нехристианское». И это потому, что люди не знают и не понимают христианство – это во-первых, а во-вторых, оно нужно им для того, чтобы все было хорошо в их жизни. Хотя Священное Писание нам говорит, что не для этого пришел Господь, чтобы нас всем обеспечить, и пусть судьбы у нас у всех разные, тем не менее земные блага – это не то основание, на котором нужно что-то создавать. Человек, который живет только собой, озабочен лишь тем, чтобы быть здоровым и крепким, и не знает ничего выше этого, будет искать помощи везде, в том числе и у целителей.

– Хотел бы вернуться к вопросу нашего телезрителя и сказать, что, наверное, потому и возникает такое представление о Церкви как о финансовом институте, поскольку люди приходят, платят деньги и хотят однозначно что-то получить, но не всегда получают. А можно ли на Бога повлиять?

– Нет, конечно, на Бога нельзя повлиять, потому что Господь – это Суверенное Существо и Он Сам принимает решение: откликнуться на нашу просьбу или нет. Недавно мы читали с вами на одном из воскресных богослужений отрывок из Послания апостола Павла (по-моему, из Послания к Ефесянам), в котором он говорит, что «вы спасены благодатью, верою в Иисуса Христа», а дальше идут очень важные слова: «и сие не от вас, а Божий дар, поэтому если вы делаете добрые дела, то это не является основанием вашего спасения, дабы вы не хвалились». Апостол Павел так говорит потому, что мы предназначены для доброй жизни. И тут уместно вспомнить евангельскую притчу о неключимом рабе. Он весь день трудился, ожидал своего господина. А когда он пришел, то раб вымыл ему ноги, приготовил поесть – и уже потом сам сел и поел. Господь спрашивает: «Будет ли ему за это награда?» И отвечает: «Нет, потому что он делал то, что должен был делать». Поэтому не это является основанием для нашего спасения, а благодать. Вот эту вещь люди мало понимают: для них на первом месте – это правильно вычитанные молитвы: в нужное время, в нужном количестве, в нужном месте, да все исполнить по закону. А уже на втором плане возможны добрые дела. Я иногда просто диву даюсь, когда ко мне подходят и просят: «Батюшка, благословите помолиться за ближнего!» Я таким людям отвечаю: «А разве в Евангелии нас не благословили это делать?» Просто бытует такое мнение, что если будешь за кого-то молиться, когда сам весь в грехах, то чужие грехи «нависнут» и будешь болеть. Это опять какой-то магизм! Получается, что слов Господа для нас недостаточно. А уж что касается спасающей благодати, то тут вообще мало кто понимает, в чем дело. Вот такая странная получается иерархия, перевернутая с ног на голову.

– Телезрители звонят и спрашивают о разнообразных суевериях, связанных с отпеванием и погребением. Это сакральная тема для многих людей.

– Так уж получилось, что мне в моей священнической жизни довольно часто пришлось отпевать, потому что в том месте, где я служил, были две часовни при больницах. Каких я только там не увидел примет и суеверий, распространенных даже среди христиан! Объяснять им что-либо в тот момент сложно, потому что люди убиты горем и не способны ничего воспринимать. Мы даже пытались записывать разные суеверия, чтобы потом издать их в виде брошюры, но записи эти были утеряны. Но таких примет колоссально много!

– Но почему существует так много суеверий, связанных со смертью?

– Судя по всему, это связано опять-таки с отголосками нашего славянского прошлого. Погребение связано с отправкой усопшего человека в другой мир. Естественно, что и язычники верили в загробный мир, который у них носил материальный характер, потому и старались тогда снабдить покойного оружием, драгоценностями, рабынями. Это осталось, может быть, в нашей некоей генетической памяти, и отсюда такое отношение к покойному, которое выражается в желании положить ему что-то с собой в гроб: очки, вставную челюсть, к примеру. Тут еще можно как-то объяснить тем, что это его вещи, их некуда девать, но в то же время здесь есть чисто языческие явления, которые человек не осознает.

– А есть ли разница между суеверием и традицией? Наша телезрительница задает вопрос: «Не является ли грехом искать храм себе по душе, или нужно быть прихожанином одного храма?»

– В наше время верующий человек выбирает тот храм, который ему близок по душе. В былое время территориями приходов были жилые кварталы, жители которых приписывались к определенному храму, куда должны были ходить. Здесь велись метрические книги, где делались записи крещения, смерти, присутствия на службе (хотя бы раз в год на Пасху, когда человек должен был причаститься, чтобы доказать свою благонадежность с точки зрения государства). Так раньше было у нас. Сегодня этого нет, и, наверное, это хорошо, когда человек имеет возможность выбрать храм по душе. Это замечательно, когда ты чувствуешь, что здесь не просто какое-то религиозное место, а твой дом, но при этом ты должен понимать, что обязан нести за него ответственность. Если тут есть община, ты должен быть в ней, чтобы понимать, что происходит в храме, участвовать в его жизни. Конечно, здесь очень много может быть вопросов, хотя мы опять возвращаемся к финансовой проблематике. Но ведь любые храмы оснащены так же, как и другие здания: есть свет, действует коммунальная система. Человек хочет молиться при свете, теплых полах и батареях, а все это храм должен содержать, совершать платежи. Понятно, что если есть община, то она решает этот вопрос за счет людей, приходящих в храм. Это жизнь, и ничего такого в этом нет.

Мой знакомый священник иногда идеализирует Церковь, хотя порой здесь встречаются какие-то вовсе неприглядные вещи. Бывает, что человек просто не думает об этом, но для него что-то открывается. Мой знакомый священник рассказывал, как однажды зимой он в подряснике вышел проводить своего знакомого, а по пути его остановила какая-то прихожанка, чтобы что-то спросить. Батюшка ей говорит: «Извините, может, пройдем в храм и там поговорим?» Зима, он стоит в подряснике, ему холодно, а женщина смотрит на него и спрашивает: «А Вы разве мерзнете?» У нее это прозвучало потому, что она думала, что священники Духом Святым живут, как бестелесные существа: не едят, не пьют, не мерзнут. Иногда происходит такая идеализация и Церкви, и духовенства, что неуместно, ведь в храме работают люди.

– В каждом храме есть свои традиции. Скажите, где проходит граница между традициями и суевериями?

– Эта традиция относится к богослужебной или к внутренней жизни прихода? Нужно ли женщинам ходить в платках или без них, в брюках или юбках – об этом идет речь?

– Да, как пример.

– Поскольку в России было очень много монастырей, которые являлись определенным духовным авторитетом, то русское правило было более строгим, монашеского плана. Поэтому, несомненно, люди, которые ходят в монастыри, общаются с монахами как с пастырями, хотят приблизить свою жизнь к монашеской настолько, насколько это возможно в семье. Понятно, что эта строгость проявляется и во внешнем виде: платочки, юбки считаются обязательными. Хотя если кто-то был в православной Греции, то видел, что женщины там совершенно спокойно ходят в храм в брючных костюмах и с непокрытой головой, там это вообще не является проблемой. Это вторичная вещь, которая у нас ставится чуть ли не во главу угла, могут и в ереси обвинить. Я сам неоднократно слышал и видел, когда наши излишне благочестивые старушки, вместо того чтобы принять добродушно человека, в каком бы виде он ни пришел, начинают сразу же на него нападать. Вы это потом расскажите лучше, как у нас принято приходить на службу, чтобы никого не смущать. Мы, когда идем в театр, надеваем красивые вещи, вечерние платья и не позволяем себе прийти туда в фуфайке, потому что есть некий этикет, хотя он и не прописан нигде в законе. Но человек, с улицы зайдя в храм, может столкнуться там с самыми неприглядными вещами, которые могут стать причиной того, что он вообще перестанет ходить в церковь, потому что там злые люди с хмурыми лицами. А ведь наше Евангелие начинается словами радости, и апостол Павел говорит: «Радуйтесь!» Господь нас спас – вот что является причиной нашей радости, которая должна и внешне выражаться. Понятно, что люди разные заходят в храм, но им надо тактично, не ущемляя их в чем-то, все объяснять. Во всем нужен такт.

– Телезрительница из Саранска задает вопрос: «Меня интересует такая деталь, связанная с погребением: слышала, что перед погребением тот нательный крест, который был у человека, нужно поменять на новый. Скажите, насколько это существенно? И что это: традиция или суеверие?»

– Это не имеет никакого отношения к традиции. Я в первый раз о таком слышу. Обычно нательный крест, которым крестили человека, оставляют с ним. В то время, когда меня крестили, крестики были совсем простые, алюминиевые, они быстро стирались, и потому родители их снимали, хранили отдельно, а человек носил другой крестик. Когда же с ним что-то случалось, то тот крестик доставали и надевали. Это было так в 70-е годы, а в 80-е стали делать уже более приличные крестики.

У нас иногда люди путают и традицией называют любое явление в Церкви. Слово «традиция» имеет латинское происхождение, на греческом языке звучит как «парадосис» и в переводе на русский язык означает «предание». Священное Предание и Священное Писание – это два краеугольных камня, на которых зиждется наша Церковь. Что же касается обычаев, то это то, что мы обычно видим. Обычаи могут традицию отразить, а могут ее и затемнить. К сожалению, люди не понимают все эти тонкости, потому что для этого нужно иметь определенное образование. Обычай – это то, что обычно. В наших храмах, к примеру, обычно быть в платках. Это не традиция, а обычай, который изначально говорил о социальном статусе человека: платок означал, что женщина замужем, был аналогом сегодняшнего обручального кольца, то есть если ты с кольцом, то можно сказать, что ты в платке. В древности кольца как символ замужества не сразу появились, эту функцию выполнял платок. Незамужние девы не надевали платки и в славянской русской традиции стояли в храме просто, с непокрытой головой. В истории Церкви в Риме была секта монтанистов, которые были излишне ригористичны в своих убеждениях и считали, что они могут регламентировать все явления в жизни христианина, вплоть до ношения одежды. Они, ссылаясь на апостола Павла, писавшего о женщинах, которые должны стоять с покрытой головой, настаивали на том, что все представительницы женского пола должны приходить в храм в платках, и как раз православные христиане Рима говорили им о том, что это относится только к замужним женщинам, а не к девушкам. Тем не менее иногда такое бывает: с чем боремся, потом на это и напарываемся. Хотя я опять повторю, что это все вторично.

– Почему же в суеверия верится гораздо легче, чем в наши принципиальные основы веры?

– Мне вспоминается фраза премудрого Соломона, сказавшего, что подобное тянется к подобному. Конечно, это мой взгляд, который можно и откорректировать, и оспорить, но я с ним поделюсь. Чем ты себя наполняешь, то тебе и близко. Если у тебя высокий духовный уровень, ты стремишься развиваться, то проходишь эти ступени и оставляешь там то, что не является таким важным, ты начинаешь постигать вершины. А если не развиваешься, то так и остаешься на том, что тебе понятно, легко и не требует каких-то усилий. Просто тебе надо знать, куда что правильно поставить и в какой последовательности. Это показатель того, что человек стоит на низших ступенях духовного развития. Мне бы хотелось, чтобы христиане это понимали и все-таки двигались, как говорится в Каноне Андрея Критского, по лествице духовного восхождения. Деятельность – это усилие. Христианство – это усилие над собой, это попытка, как сейчас модно говорить у психологов, выйти из зоны комфорта. Так человек воспитывается, так он куется, так он становится Человеком и может приобрести такой опыт, которым он мог бы поделиться с нуждающимся. «Тот, кто искушен, может искушаемым помочь», – говорит апостол Павел. Это важно! А оставаться на уровне ладанки, свечки, акафиста – это печально. Понятно, что это тоже выбор: кто-то хочет развиваться, а кто-то нет – здесь никто неволить не будет. Да и Господь в Своей притче о сеятеле показывает, что слово Божие сеется равномерно, только земля разная: кто-то принимает его и идет, а у кого-то семя остается неокультуренным.

– Хотелось бы немного поговорить о Евхаристии. Существует представление о Причастии как о некоей исцеляющей пилюле. Является ли это суеверием?

– Это является неправильным представлением о том, что есть Святая Евхаристия. Конечно, мы знаем различные истории, когда человек получал исцеление. В этом никто не сомневается, но не это является основным в Евхаристии. Не далее как вчера я встретил людей, которые крестили своего ребенка в храме. У него был синдром ДЦП, его готовили к операции, и в итоге после крещения мальчика выяснилось, что этого синдрома нет, ребенок начал нормально развиваться. Родители воспринимают это как чудо. Это здорово, и мне отчасти как человеку приятно. Сразу скажу, что такого рода явления могут возникнуть и при Причастии, и при крещении, но это не является основанием для того, чтобы принимать таинство Крещения. И если вы крестили ребенка, то знайте, что он у вас облекся во Христа, должен жить и воспитываться во Христе. То, что он исцелился еще к тому же, это прекрасно, но это не главное в крещении и Евхаристии. Тут надо постигать православие, образовываться. В притче о добром пастыре говорится о том, что овцы слышат его зов, а вот волка, наряженного в овечью шкуру, они игнорируют. Это значит, что они разбираются в том, что им говорится. А для того чтобы разбираться, надо изучать Священное Писание. Перефразируя слова апостола Павла, Василий Великий говорит: «Если мои слова не будут основаны на Священном Писании, то вы мне не верьте». Священное Писание надо знать, необходимо изучать его, чтобы разбираться в вопросах и богословского, и литургического плана.

Конечно, когда мы причастились и пошли к «запивочному» столику, то внешне это может напоминать прием лекарства. Хотя это обычай Русской Церкви; к примеру, в Греции такого нет. Там верующим в конце литургии раздают антидор и даже крест не выносят для того, чтобы люди могли приложиться, потому что кресты и иконы, к которым можно подойти и поцеловать их, лежат в храме повсюду. Это разные обычаи. Поэтому понимание Евхаристии как некоего терапевтического средства говорит о не совсем правильном отношении к таинству Причастия. Хотя, если на то будет воля Божия, человек, безусловно, может исцелиться.

– Благодарю Вас за беседу! Не могли бы Вы сказать о том, как завершить сегодняшний день: пятницу, 13-е число?

– Пятница, 13-е число – день хороший для христианина, потому что согласно Священному Писанию Господь наш Иисус Христос был распят именно в этот день: в пятницу с 13-го на 14-е число. Так что это день нашего Искупления.

Мне бы хотелось пожелать всем нам, чтобы мы имели твердую веру и держались ее, чтобы свои жизненные поступки воспринимали именно через нее, точно зная, что если какие-то испытания в жизни Господь нам предлагает, то это нам только на пользу. Особенно если мы вынесем из этого ценный для себя опыт и, не оставив его в себе, поделимся им с теми людьми, которые в нем нуждаются.

Американцы в строительстве домов избегают тринадцатого этажа — в результате после 12-го идет 14-й. А в Европе XIХ века даже существовала так называемая профессия «четырнадцатого гостя», который приходил, если вдруг собралось лишь тринадцать человек.

Многие люди убеждены, что в этот день обязательно должно произойти что-то плохое. Однако не спешите запираться в одиночестве дома или пугаться черному коту, который вдруг перебежал вам дорогу — из-за обычного суеверия вы рискуете упустить интересные события.

© Sputnik /

Прежде чем бояться как огня этой даты, попробуйте разобраться, что именно вас пугает.

Почему именно 13-е

История предлагает массу различных вариантов происхождения этой «зловещей даты». В основном все предположения отталкиваются именно от числа тринадцать.

По одному из многочисленных предположений, 13 является плохим, так как на Тайной Вечере Иуда Искариот, продавший за тридцать сребреников сына Божьего, за столом был именно тринадцатым.

По другой версии, дурную славу обрело это число из-за смерти рыцарей Ордена тамплиеров, которые защищали паломников во время путешествия в Иерусалим. Якобы в пятницу 13-го рыцарям выдвинули обвинения в преступлении, за что в этот же день они были убиты.

С точки зрения нумерологии, число 13 считалось абсолютно противоположным очень благоприятному и значимому числу 12 — тринадцать же приобрело темный оттенок.

Кроме того, существует также предположение, что именно в такую зловещую пятницу Каин убил своего брата Авеля.

Безусловно, всем вышеперечисленным вариантам нет научных подтверждений, поэтому все варианты остаются лишь на уровне догадок.

Народные приметы в этот день

По мнению тех, кто убежден, что пятница, 13-е — все-таки «страшная дата», в этот день любая поездка может навлечь беду, поэтому предпочтительно вовсе остаться дома.

Помимо прочего, поход в парикмахерскую также лучше отложить до лучших времен, так как якобы можно лишиться жизненной энергии. Также можно поделиться здоровьем с тем, кому в этот день одолжить денег — этого тоже, по мнению суеверных людей, не стоит делать.

©

Многие люди избегают в этот день больших компаний, чтобы вдруг не оказаться в составе тринадцати человек. Некоторые также предпочитают заниматься лишь текущей рутинной работой, не берясь за реализацию новых проектов.

Так или иначе, фактических подтверждений тому, что сантиметры срезанных волос лишат вас нескольких лет жизни, нет, а значит, не существует и оснований верить в данные приметы.

Отношение церкви к числу 13

Церковь отрицательно относится ко всевозможным суевериям. С точки зрения христианства, вера в подобные домыслы является не чем иным, как отступлением от веры истинной.

Двум суевериям суждено было объединиться в одно — первое письменное упоминание о «дне неприятностей» датируется 1869 годом и касается смерти итальянского композитора Джоакино Россини. Его биограф упоминает, что смерть Россини произошла в «день двойной неудачи».
Распространению нового суеверия послужила массовая культура. В 1907 году американский писатель и делец Томас Лоусон издал роман под названием «Пятница, тринадцатое». В свое время книга пользовалась большой популярностью, громкий заголовок с удовольствием подхватили газеты, а затем и обыватели. Любопытно другое: в том же, 1907 году в свой первый рейс отправилось единственное в мире семимачтовое судно, названное как раз в честь Томаса Лоусона. Но до пункта назначения парусник так и не добрался, затонув у берегов Англии 13-го декабря — это была пятница.
Существует еще одна распространенная, хотя и ложная версия возникновения фобии. Ее приверженцы объясняют страх перед «днем неприятностей» событиями 1307 года — считается, что в именно в пятницу, 13 октября были арестованы все члены ордена тамплиеров, включая верховное руководство, после чего — казнены. Эта версия особо популярна среди приверженцев альтернативной истории и эзотерики, склонных наделять тамлиеров мистическими и оккультными качествами. Впрочем, история далека от правды — она возникла в 20 веке и не воспринимается учеными всерьез, хотя и нашла своих поклонников. Распространению этой легенды способствовала книга «Код да Винчи» Дэна Брауна — в ней автор подробно описывает падение ордена тамплиеров.
Сегодня страх перед пятницей 13-м находит свое отражение в кино и книгах. Одна из самых известных серий фильмов ужасов 1980-х так и называется «Пятница, 13-е» — ее популярность в очередной раз закрепила это суеверие в массовом сознании.
Тем временем, фобия пятницы 13-го имеет вполне реальные экономические последствия. Главные советы, которым следуют верящие в плохие приметы, — не путешествовать, не заключать сделок и не совершать крупных покупок — тогда лихо обойдет стороной. Из-за этого авиакомпании, банки, торговые сети, крупные фирмы и в целом экономики развитых стран каждый год в этот день терпят многомиллионные убытки. С другой стороны, результаты некоторых исследований говорят и о плюсах страха перед несчастливым днем — по статистике, по пятницам 13-го числа уменьшается количество аварий на дорогах. Все потому, что люди, страдающие этой фобией, стараются быть как можно аккуратнее при вождении, а то и вовсе оставаться дома.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *