Число 40

Число связанное с ритуалами в иудейской, христианской и исламской традициях для определения важных/критических периодов времени, г.о. периодов духовной подготовки и испытания (очищения, наказания, ожидания, поста или изоляции). Как обоснование выбора этого числа рассматриваются:

  • связывание вавилонскими астрономами природных катаклизмом (особенно штормов и наводнений) с весенним сорокадневным периодом исчезновения созвездия Плеяд исчезает из поля зрения;
  • древние представления о сорокадневном периоде между смертью и окончательным уходом усопшего из мира живых.

Считалось, что сорок дней — время, достаточное для очищения, что заставило установить в XIV в. в Марселе сорокадневный карантин для кораблей, прибывших из стран, где свирепствовала чума.

Ранние историки использовали сорок скорее как символическое число, чем как точное. Многие другие еврейские и исламские ритуалы свидетельствуют о символической силе числа сорок в досгижении new.

Будучи связано с четверкой, означает целостность и совокупность.

Храмы у персов, татар, в Баальбеке, храмы друидов, храм Иезекииля имели сорок колонн.

Основные значения:

  • испытание, пост и уединение
  • проба, испытание, посвящение, смерть

См. также:

Числа

Древний Восток

Особое значение «сорока дней» восходит, видимо, к Вавилону, где сорокадневный период исчезновения Плеяд с небосклона было временем дождей, бурь и наводнений и считался опасным. Возвращение Плеяд было временем ликования. При этом сжигалась связка из сорока тростинок, символизировавших сорокадневное господство злых сил.

Египет

В Египте Осирис исчезал на сорок дней — период религиозного поста. В Египте сорок дней после смерти отсутстввал Озирис, это — период поста.

Античность

Римские поминальные пиры происходили после сорока дней. поминки у греков проводились на 40-й день после смерти; Римляне сорок дней держали прибывающие суда в «карантине», и само это слово произведено от слова «сорок».

Славяне

Семантика числа 40 в значительной степени определяется ассоциацией с сорокадневным периодом после смерти, на протяжении которого душа умершего пребывает на земле.

Библия / Ветхий Завет

40 дней оставались роженицы согласно библейскому предписанию в изоляции; потоп длился 40 дней и ночей, такой же срок ждал Моисей на горе Синай заповедей Божьих. Странствование израильтян в пустыне продолжалось 40 лет, Так, в Библии Потоп длился сорок дней и ночей; израильтяне скитались сорок лет в пустыне; Моисей внимал Богу на горе Синай сорок дней и ночей; цари Давид и Соломон правили по сорок лет каждый: В Ветхом Завете сорок дней провел Моисеем на Синае; сорок дней скрывался Илия; сорок дней лил ливень Потопа; сорок дней испытания Ниневии при Ионе; сорок лет блуждали евреи в пустыне; сорок лет ходили под игом филистимлян; сорок лет царствовали Давид и Соломон; сорок лет Илия судил Израиль. Сорок дней терпел Иезекииль несправедливость Израиля.

Христианство

40 дней — время поста Иисуса после крещения, такой же по продолжительности «великий» церковный пост предшествует Пасхе и т. д. Св. Августин понимал 40 как срок странствия и ожидания в земном мире. Христос провел в пустыне сорок дней (в наши дни — сорокадневный пост), сорок месяцев проповедовал и через сорок дней после смерти вознесся на небо. В христианстве сорок дней продолжается Великий Пост в честь сорока дней, проведенных Христом в пустыне. Сорок дней от Пасхи до Вознесения — период неприкосновенности и время права на убежище.

Ислам

В исламе сорок — число изменения и смерти, но также примирения и возврата к принципу. Магомет был призван в сорок лет. Коран читают каждые сорок дней. В митраизме сорок — число дней обряда инициации, празднеств и жертвоприношений. Мухаммад услышал слово Аллаха в возрасте сорока лет.

Испытание (проба), посвящение, смерть. Будучи связано с четверкой, означает целостность и совокупность. Число сорок определяет длительность многих ритуальных действий в иудейской, христианской и исламской традициях: особенно периодов духовной подготовки и испытания, очищения, наказания, ожидания, поста или уединения (изоляции). Одним из объяснений выбора числа сорок было то, что вавилонские астрономы связывали природные катаклизмы, особенно штормы и наводнения, с весенним сорокадневным периодом, когда созвездие Плеяд исчезает из поля зрения. Особое значение «сорока дней» восходит, видимо, к Вавилону, где сорокадневный период исчезновения Плеяд с небосклона было временем дождей, бурь и наводнений и считался опасным. Возвращение Плеяд было временем ликования. При этом сжигалась связка из сорока тростинок, символизировавших сорокадневное господство злых сил.

Другое объяснение — древняя идея о том, что мертвым необходимо сорок дней, чтобы окончательно уйти из мира живых.

Считалось, что сорок дней — время, достаточное для очищения, что заставило установить в XIV в. в Марселе сорокадневный карантин для кораблей, прибывших из стран, где свирепствовала чума. Римляне сорок дней держали прибывающие суда в «карантине», и само это слово произведено от слова «сорок». Ранние историки использовали сорок скорее как символическое число, чем как точное. Храмы у персов, татар, в Баальбеке, храмы друидов, храм Иезекииля имели сорок колонн.

Египет Сорок дней после смерти отсутствовал Озирис, это – период религиозного поста. Античность Римские поминальные пиры происходили по истечении сорока дней. Митраизм Количество дней обряда инициации, празднеств и жертвоприношений. Ветхий Завет По библейскому предписанию роженицы оставались в изоляции 40 дней. 40 дней и ночей длился Великий Потоп (лил ливень Потопа). 40 дней и ночей провел Моисей где внимал Богу на горе Синай, ожидая заповедей. 40 дней скрывался Илия; 40 дней испытания Ниневии при Ионе 40 лет блуждали израильтяне в пустыне. 40 лет ходили под игом филистимлян. 40 лет царствовали Давид и Соломон, Илия судил Израиль. 40 дней терпел Иезекииль несправедливость Израиля. Христианство 40 дней – время поста Иисуса после крещения. 40 месяцев – проповедовал; через 40 дней после смерти вознесся на небо. Сорок дней продолжается Великий Пост, предшествующий Пасхе, символизирующий дни проведенные Христом в пустыне. Сорок дней от Пасхи до Вознесения – период неприкосновенности и время права на убежище. Св. Августин понимал 40 как срок странствия и ожидания в земном мире. Поминки в Восточной церкви проводятся на 40-й день после смерти. Ислам Число изменения и смерти; также примирения и возврата к принципу. Магомет был призван (услышал слово Аллаха) в сорок лет. Коран читают каждые сорок дней.

Литература

  • Толстая С. М. Статья в SMES
  • Топоров В. Н. О числовых моделях в архаичных текстах // Структура текста. М., 1980. С. 58 < SMES

40 — число сакральное

Сорока — тотем предстоящего года. В русском фольклоре эта птица считалась посредником между миром живых и миром духов. Чёрно-белая окраска Сороки явно свидетельствует о её посреднических функциях между светом и тьмой. Так или иначе, с образом этой птицы были тесно связаны представления о неотвратимости судьбы. Фаталистичный оттенок мифологического образа Сороки просматривается даже в её названии.

Слово «Сорока» в русском языке этимологически близко словам «сорок» и «срок», связанных в народном сознании с предопределением. Срок — отрезок времени, назначаемый до исполнения какого-то договора, а также время отбывания наказания. В любом случае, в семантике этого слова подразумевается некое принуждение, подчинение обстоятельствам.

Табуированное число «40» в мифопоэтическом сознании славян (и индоевропейцев вообще) связано с некроциклами (40 дней после смерти, 40-ой год жизни и т.д.), системой запретов и ограничений. Да и само слово «сорок» выпадает из обычного ряда числительных десятков. Задумайтесь, «двадцать» и «тридцать» — это сокращение от словосочетаний: два-десять и три-десять. Со словами «пятьдесят», «шестьдесят», «семьдесят» и «восемьдесят» всё ещё понятнее. Со словом «девяносто» несколько сложнее, но и там отчётливо прослеживается числительная составляющая слова. А вот слово «сорок» стоит как-то особняком и никак этимологически не связано с четырьмя десятками.

В астрологии число 40 связано с делением зодиакального круга (360°) на 9 равных частей, что порождает кармический аспект 40°, называемый нонагоном (от латинского «девять»). Это аспект кармического воздаяния, исполнения долга, отбывания наказания, ограничения активности, подчинения обстоятельствам, подавления свободы и личной воли. Наличие большого количества нонагонов в гороскопе является признаком отягощённости родовыми проблемами и неизбежностью серьёзнейших испытаний в судьбе, через которые человеку придётся пройти. Выражаясь языком индийской натурфилософии, «сорок» — это число кармы, исполнения воли небес и закона причинно-следственной связи.

Но не только астрологам был понятен принцип действия в судьбе человека механизмов кармического воздаяния, закодированных в магическом числе. Культурологи и исследователи этнографии собрали немало примеров использования «заколдованного» числа 40 в различных обрядах и заговорах. Они считают, что число 40 обладает чрезвычайно сильным ритмосоздающим потенциалом. Оно самое загадочное, самое таинственное не только в славянской, но и в европейской, и христианской культурах.

В цифровом коде славянской мифологии отражена всё та же мифопоэтическая модель мира, в которой бинарные оппозиции «правое» и «левое», «верх» и «низ» кодируются через символику определённых чисел, которые осмысляют силовую линию жизни и смерти, добра и зла.

В цифровом коде традиционной культуры славян наивысшим напряжением противостояния наделены двойка и тройка, шестёрка и девятка, числа двенадцать и тринадцать. Вместе с тем есть числа, которые определяют позицию «центра», и потому они не образовывают бинарных оппозиций, а сами в себе удерживают два полюса противостояния. К ним можно отнести число семь, и особенно число сорок. Широкий круг ритуально-обрядовых, сакрально-магических и утилитарно-бытовых контекстов свидетельствуют, что число сорок является амбивалентным и удерживает в себе признаки разнополюсной направленности.

Значительное количество мифологических и уснопоэтических контекстов свидетельствует о том, что число сорок символизирует завершённость, статусную закольцованность в одной плоскости существования, а также предопределяет пограничье как переход в другой мир.

Русские пословицы чрезвычайно выразительно подчёркивают духовную статусность числа сорок как границы полнолетия, степенности и духовного обновления: «Сорока лет, а сорому нет. И в семьдесят лет, да совести нет», «Кто в двадцать лет нездоров, в тридцать неумён, а в сорок небогат, тому век таким и бывать».

Число 40 на правах некоего сакрального центра участвовало в мифопоэтическом обрядовом ритме славян, управляющим как свадебным, так и поминальным циклом. К одной из наиболее фундаментальных универсалий мифопоэтического и фольклорно-обрядового наследия славян можно отнести структурообразующий ритм «0-3-9-40-1 год». Сразу видно, что общая его продолжительность охватывает классическую единицу измерения времени — один год. Однако самой большой тайной являются те позиции-маркеры, которые размещены внутри этой универсалии: «3 — 9 — 40».

Многие современные исследователи обращаются к эзотерическим учениям, согласно с которыми физическая смерть не является последней точкой в прощании человека с этим миром. Культурологическая универсалия «3 — 9 — 40» закодировала в себе триаду (как Божье воплощение), возведённую в степень (как выход за границы земного простора), и число сорок (как законченность трансграничных переходов, реинкарнаций), потому что именно они самым тайным образом связаны с небесными светилами и системой упорядочивания земного времени.

Универсальный ритм традиционной культуры «3 — 9 — 40» целиком упорядочивал развитие свадебного обряда, а также следующие сорок дней после него. Свадьба длилась три дня, на девятый день отмечали подсвадебки (пекли пироги, ватрушки и пр.), а с девятого дня до сорокового дня у молодых длился «медовый» месяц.

В некоторых местах до сорока дней, а в других — до полугода, роженицы воздерживались от показа ребёнка чужим людям. Одновременно находясь в лиминальном (переходном состоянии), ещё не обозначенные символами новой жизни, мать и ребёнок оставались до сорока дней неохраняемыми перед глазами чужих людей. На сороковой день ребёнка крестили, давали ему постоянное имя, которое очень сильно влияло на его судьбу.

Символика числа сорок — как граница, как своеобразная лиминальная зона в погребальных и родильных обрядах повлияла на то, что не только роженица, ребёнок и бабка-повитуха, но и умерший, и тот, кто его мыл, на протяжении сорока дней наделялись фактически одним и тем же статусом. Душа человека, который умер, только на сороковой день окажется в Раю, та же душа прилетит в этот мир, и только на тот же сороковой день после рождения ребёнка крестят, дают ему индивидуальное имя.

В стадии, опасной для контактов, на протяжении того же периода — сорока дней — находились могильный песок, одежда умершего, прижизненные фотографии, зеркало. Поэтому к ним было особенное отношение, например, зеркало должно быть завешено или повернуто к стене, фотографии обязательно спрятаны и т.д. Видимо, именно эти регламентирующие обстоятельства стали предпосылкой возникновения запрета живим отмечать своё сорокалетие.

«ПерваяПредыдущая12СледующаяПоследняя»

Отвечает преподаватель Киевской духовной академии Андрей Музольф.

В отличие от множества откровенно языческих культов и мистических течений Православие вовсе не знает каких-либо сакральных цифр или чисел. Все числа, которые имеются в Священном Писании или церковной традиции, носят исключительно символический смысл. Проще говоря, числа в Православии не имеют особого священного значения сами по себе, а только указывают на тот или иной священный объект. Например, если говорить о числе 3, то для православного христианина оно прежде всего указывает на троичность Лиц Божества, но само по себе не имеет особой, самостоятельной святости. Именно поэтому числа в Православии не священны, а лишь символичны.

Среди самых распространенных символических чисел следующие:

1 – символизирует в первую очередь единство Божества;

2 – указывает на двойственность природ (Божеской и человеческой) во Христе;

3 – символизирует три Ипостаси в Пресвятой Троице;

4 – знаменует собой всеобщность (вселенскость), указывая на четыре стороны света. Так, по мнению святых отцов, Священное Писание Нового Завета состоит из 4 Евангелий, что является символом обращения христианской проповеди ко всем народам, расположенным в 4-х концах света;

7 – символ полноты, совершенства. Так, Господь творит этот мир в течение 7 дней, а полнота Божественной благодати изображается с помощью 7 даров Святого Духа.

Кроме того, символически полноту и законченность воплощают и такие числа, как 12 и 40. Первое число, это и двенадцать апостолов и двенадцать колен Израилевых. Последнее, например, употребляется для символического изображения готовности к тому или иному важному событию. Так, например, в Ветхом Завете израильский народ, перед тем как унаследовать землю обетованную, путешествовал по пустыни 40 лет. В Новом же Завете самым ярким упоминанием об этом числе является указание на то, что Иисус Христос, прежде чем выйти на общественную проповедь, в течение 40 дней в посте и молитве пребывал в пустыни. После же Своего Воскресения Христос 40 дней являлся апостолам и на протяжении этого периода, как говорят об этом святые отцы, открывал им тайны Царствия Божия.

Андрей Музольф

Число 40 — самое великое (не люблю громких слов, но так оно и есть) число в нумерологии!
«сорок» — это число кармы, исполнения воли небес и закона причинно-следственной связи.
Христианство и ветхозаветный иудаизм: 40 лет водил пророк Моисей евреев по пустыне в Землю обетованную; 40 дней пробыл пророк Моисей на горе Синай, где получил Скрижали Завета.
Христианство: 40 дней постился Христос в пустыне, в честь чего 40 дней длится Великий пост; 40 дней — время, прошедшее между Воскресением Христа и его Вознесением; купол главного православного храма мира — византийской Святой Софии в Константинополе имел 40 «воздушных» круговых окон; 40 — группа церквей, подчинённая благочинному — священнику, наблюдавшему за несколькими приходами (в Москве до 1917 года было сорок сороков церквей); 40 мучеников севастийских (320 год).
Ислам: число 40 символизирует смерть, но также примирение; Магомет был призван в 40 лет; Коран читают каждые 40 дней; одно из предместий Бахчисарая в Крыму называется Кырк-Азислар, что означает Сорок святых. Язычество: Баальбекский храм в горном Ливане, как и многие другие, имел 40 колонн; в инкских языческих храмах изображались 40 лучей, исходящих из Храма Солнца.
Митраизм: 40 — число дней обряда инициации, празднеств и жертвоприношений.
Вавилон: 40-дневный период исчезновения Плеяд с небосклона был временем дождей, бурь и наводнений и считался опасным; возвращение Плеяд отмечалось всеобщим ликованием, при этом сжигалась связка из 40 тростинок, символизировавших 40-дневное господство злых сил.
В астрологии число 40 связано с делением зодиакального круга (360°) на 9 равных частей, что порождает кармический аспект 40°, называемыйнонагоном (от латинского «девять»). Это аспект кармического воздаяния, исполнения долга, отбывания наказания, ограничения активности, подчинения обстоятельствам, подавления свободы и личной воли. Наличие большого количества нонагонов в гороскопе является признаком отягощённости родовыми проблемами и неизбежностью серьёзнейших испытаний в судьбе, через которые человеку придётся пройти. Выражаясь языком индийской натурфилософии, «сорок» — это число кармы, исполнения воли небес и закона причинно-следственной связи.
Купол главного византийского храма в Константинополе имел 40 «воздушных» окон.
40 лучей имело изображение солнца в инкских храмах.
40 колонн имели древние языческие храмы в разных частях света.
В 40 лет раскрывается сознание, человек начинает переосмысливать свою прошлую жизнь, свои деяния. В этом возрасте подводятся промежуточные итоги, многие стремятся поменять форму существования, так как их «накрывает» страх перед неизбежным. Отсюда и кризис среднего возраста, который, как правило, наступает именно в сорок лет. Человек начинает бояться что-то не успеть, чего-то упустить, поэтому многие резко меняют образ жизни, работу, окружение, партнеров.
Считается, что отмечать сорокалетие нельзя, так как эта годовщина связана со смертью, и человек, празднующий свое сорокалетний юбилей, как бы заранее «празднует» свою смерть. Он заигрывает с судьбой, приманивает раннюю кончину. Скорее всего, это поверье получило свое распространения по аналогии с сороковинами, с сорокадневным пребыванием человеческой души в чистилище. Кстати, что характерно, существует мнение, что сорок лет нельзя отмечать только мужчинам, так как по древним поверьям, не имеющим никакого отношения к религии, у женщины нет души, так что ей вроде как терять нечего.
число 40
Число 40 состоит из двух чисел: числа 0 и числа 4.
В духовной нумерологии (которой посвящён данный сайт) число 4 означает относительный покой (то есть, равновесие) и физическую смерть, а число 0 — абсолютный покой и духовную жизнь. В своей изначальной сути, четвёрка — это тот же ноль, только проявленный на материальном уровне.
С языка чисел сорок можно перевести дословно как «переход от относительного покоя к абсолютному» или «порог между одним воплощением души и её следующим воплощением», или «полное опустошение перед наполнением», или «окончание всего». Выбирайте любое из значений, каждое будет верным!
Если выберите «окончание всего», то тут очень важно придать точное значение понятию «всего». «Всё» относительно разных уровней человеческого Бытия и Сознания может иметь разные толкования. И каждое из них верно(!), но верно по-своему.
Так относительно низших, материальных уровней «всё» — это максимум того, что мы в состоянии увидеть, услышать, пощупать и понюхать. А поднимаясь по лестнице Сознания чуть выше, понятие «всё» включает в себя ещё и максимум того, что мы можем себе нафантазировать, представить, вообразить.
На самых же высоких уровнях Бытия и Сознания «всё» — это «ничего», а «ничего» — это «всё». Данная формулировка нам мало о чём говорит, не правда ли? Ведь мы воспринимаем мир исключительно с позиции себя как Личности!
А личность (наше низшее Я) понятия «всё» и «ничего» считает противоположностями. И это не просто свойство Личности, а необходимый залог её существования. В тот момент, когда для человека «всё» становится «ничем» (в результате, например, углублённых занятий йогой или эзотерикой) личность распадается за ненадобностью.
Есть люди, которые смысл жизни видят именно в разрушении личности во имя проявления себя в качестве высшего Я…
значение числа 40
Значений числа 40, в зависимости от разных уровней Бытия и Сознания, может казаться много. Однако это иллюзия. У всякого числа смысл всегда один!
Подлинный смысл числа 40 — это совокупность всех его смыслов относительно одиннадцати уровней Бытия и Сознания. Любой человек живёт одновременно на одиннадцати уровнях, хотя осознаёт, в лучшем случае, лишь несколько из них.
Таким образом, главный и единственный смысл числа 40 в духовной нумерологии (которой посвящён данный сайт) складывается из одиннадцати смыслов этого числа. Давайте я вам просто перечислю все значения числа 40 (относительно разных уровней бытия и сознания), а вы их соедините вместе, как сочтёте нужным, и получите одно-единственное, «объёмное», максимально объективное значение.
Так я вникаю в суть каждого числа и называю этот свой метод «объёмное мышление с помощью чисел». Итак…
смысл числа 40
смысл числа 40 — в качестве возраста, — до 40 лет человек движется к стабильности и устойчивости, даже если не осознаёт этого. После 40 — к нулю (внутреннему покою). На материальных уровнях Бытия ноль не может восприниматься иначе, как внутренний покой. Любопытно, что действительные 40 лет далеко не всегда соответствуют календарным сорока годам;

смысл числа 40 — гармония в природе между её видимыми и скрытыми проявлениями (то есть, внешние природные явления в точности соответствуют внутренним, незримым);
смысл числа 40 — взаимообусловленность эмоциональной и духовной уравновешенности в человеке. Здесь четвёрка олицетворяет эмоциональную, относительную уравновешенность, а ноль — абсолютную, духовную;
смысл числа 40 — уравновешивание «мужчины» и «женщины» в Человеке (в каждом из нас живёт мужчина и женщина). Истинный смысл понятия «гермафродит». В данном случае четвёрка выступает в роли «мужчины», а ноль в роли «женщины»;
смысл числа 40 — точка перехода между «параллельными мирами», а также порог между различными состояниями сознания. Тут надо учитывать, что изменённые состояния — это не перемена настроения и не изменение образа мышления, хотя изменение сознания приводит и к тому, и к другому;
смысл числа 40 — «стирание» человеческой судьбы при жизни. Это происходит редко, в исключительных случаях, когда по тем или иным причинам «миссия невыполнима». Причинность этого «сверхявления» можно для наглядности сравнить с ситуацией, когда в разгаре письменного экзамена вдруг заканчиваются чернила, а одолжить не у кого;
смысл числа 40 — «красная черта» при переходе Души из одного материального воплощения в другое;
смысл числа 40 — «обнуление» предыдущей личности, забывание былых связей (привязанностей). Благословенный «склероз», без которого человеческая психика была бы обречена волочить на себе груз всевозможных утрат из прошлых жизней… На этом уровне Бытия и Сознания созревает новая «миссия» Души, новая человеческая судьба;
смысл числа 40 — окончание всего («всё» не заканчивается и не прекращается, а просто становится «ничем», сохраняя свойства «всего»). Не пытайтесь понять это умом. Традиционная логика бессильна там, где «включается» логика Духа;
смысл числа 40 — поглощение относительного покоя (где всё рождается и умирает одновременно, то есть, рождаясь, умирает и умирая, рождается) абсолютным покоем (где ничего не рождается и не умирает). На этом уровне Бытия и Сознания (как и на следующем!) любые логические рассуждения неуместны и бессмысленны;
смысл числа 40 — «соитие» относительного покоя с абсолютным, в результате чего вечно и непрерывно рождается Божественный Покой — одна из главных ипостасей Всевышнего, вечно воспроизводящего Самого Себя посредством Покоя, иначе говоря, успокаивающего Самого Себя…

Вопрос:

Какие истоки знаковости числа 40 для православия?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Число сорок многократно встречается в Библии и символизирует полноту. Образуется оно путем умножения двух других символических чисел: четыре (символ пространственной законченности видимого мира) и десять (символ относительной завершенности). Последнее число в свою очередь может быть получено путем сложения двух других чисел, которые также символизируют полноту, как в мире духовном, так и мире видимом: три и семь. В результате число сорок выражает собой совершенную полноту. Сорок дней и сорок ночей продолжался потоп (Быт.7:17). По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды (Быт.8:6-7). Сорок лет было Исааку, когда он взял себе в жену Ревекку (Быт.25:20). Странствование евреев по пустыне продолжалось сорок лет (Исх.16:35; Чис.14:33; Втор.8:2). Число сорок было значимо в жизни пророка Моисея. На три сорокалетия делится его жизнь, продолжавшаяся 120 лет. Сорок дней он провел на горе Синай: Моисей вступил в средину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей (Исх.24:18; 34.28; Втор 9:9,18; 10:10). После рождения мальчика женщина сорок дней проходит очищение (Лев 12:2,4). Если же она родит младенца женского пола, то во время очищения продолжалось восемьдесят дней (40 + 40). Иисус Навин говорит: я был сорока лет, когда Моисей, раб Господень, посылал меня из Кадес-Варни осмотреть землю (Иис.Нав.14:7). После победы судии Гофониила над царем Месопотамским Хусарсафемом покоилась земля сорок лет (Суд.3:10-11). Сорок дней приглашал филистимлянин Голиаф евреев вступить с ним в поединок (1Цар.17:16). Давид и Соломон правили по сорок лет (2Цар 5:4; 15:7; 3Цар 2:11; 3Цар.11:42). Передняя часть Иерусалимского храма, построенного Соломоном, имела ширину в сорок локтей (3Цар 6:17). Сорок дней продолжался путь Илии до горы Божией Хорива (3Цар.19:8). Это же число дней встречается в книге пророка Ионы. Этот срок был дан жителем Ниневии на покаяние: И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! (Ион.3:4).

В земной жизни Господа нашего Иисуса Христа с числом сорок связаны два события. Перед началом проповеди Царства Небесного Спаситель мира, удалившись в безводную Иудейскую пустыню, постился сорок дней, ничего не вкушая (Мф.4:2; Лк.4:2). До Своего вознесения Воскресший Господь оставался на земле сорок дней (Деян.1:3).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *