Чистые помыслы

Они легче пуха и незаметнее слабого ветерка. За день их бывает так много, и они так разнообразны, что отследить их все и дать себе отчет в их качестве едва ли возможно. Мы говорим о помыслах.

Они есть у всех, и они не только разнообразны. По временам они еще и безобразны. А еще пусты, или неожиданны, или фантасмагоричны. Кто поймает их сачком, как бабочку? Кто пересчитает их, как песчинки в горсти?

Да стоит ли вообще обращать на них внимание или можно махнуть рукой на эту мысленную моль, на эту пыль, соскучившуюся по мокрой тряпке?

Что ж, мокрая тряпка действительно нужна, а вот просто отмахнуться от этой опасной мелюзги не получится.

В своем Первом Соборном послании апостол Петр напоминает христианам об их прежней жизни, о той нравственной грязи, которую они отвергли с отвращением:

«Довольно, – говорит он, – что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению; поэтому они (прежние товарищи по греху – прим. А.Т.) и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас» (1 Пет 4: 3–4)

У апостола помыслы стоят в ближайшем соседстве с такими очевидными гадостями, как мужеложство и скотоложство

Очень важно и не менее удивительно здесь то, что в перечне похотей у апостола помыслы стоят в ближайшем соседстве с такими очевидными гадостями, как мужеложство и скотоложство. Если бы мы с вами составляли перечни грехов и их классификацию, то никогда бы не поместили эфемерные (казалось бы) мысли рядом с вопиющими плотскими грехами. Очевидно, мы не до конца понимаем некоторые принципиальные по важности вещи.

Вот Каин. Прежде чем восстать на младшего брата и убить его, первенец Адама и Евы мучился от неотступной мысли. Явные признаки этой внутренней борьбы, которую Каин проиграл, описаны подробно.

«Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. И сказал Господь Бог Каину: почему ты огорчился? И отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4: 5–7).

«У дверей грех лежит, он влечет тебя к себе», – вот она, настырная, неотступная мысль, лишающая человека покоя днем и ночью. Это пока еще только мысль, но она уже грех, лежащий у порога. У человека есть власть бороться с ней (сказано: «господствуй»). Если же она победит, а не ты, то грех очевидный, в пространстве и времени, произойдет с пугающей неумолимостью.

Закоренелый грешник, собственно, это и есть человек, которого победила неотступная мысль. Привлекла к себе внимание, переползла через порог, забралась в сердце и уходить не хочет. Так, патологический ревнивец, сексуальный маньяк, ненасытный вор, человек вечно не довольный жизнью, ропщущий и завидующий и так далее суть люди, потерпевшие поражение в невидимой борьбе. А в этой борьбе и немудрено проиграть, поскольку львиная доля людей даже не подозревает, что такая борьба существует.

Библейское откровение до царя Давида мало говорит о внутреннем мире человека, в том числе о помышлениях сердца. Видно, человек был не способен к такому повороту зрения внутрь себя и вниманию к помыслам. Начиная же с Давида и его Псалтири, разговор о тайне сердца зазвучал, и уже его вряд ли остановишь.

Греху предшествует мысль

Греху предшествует мысль, а постоянному греховному поведению предшествует создание внутри человека целой мысленной системы греха, сложно разветвленной, как кровообращение. Этим откровением мы обязаны сыну Иессея и отцу Соломона. До него Святому Духу не с кем было заговорить о предметах столь тонких. Вот примеры из псалмов.

В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!» Это из псалма 9-го. Там же: говорит в сердце своем: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла» И еще: хватает бедного, увлекая в сети свои; сгибается, прилегает, – и бедные падают в сильные когти его; говорит в сердце своем: «забыл Бог, закрыл лице Свое, не увидит никогда». То есть, чтобы ободрать ближнего, как липку, чтобы сожрать его заживо, подставить, свести со света, нужно прежде всего сказать внутри себя: Бога нет! А если и есть, то Он не видит, забыл, закрыл лицо и прочее. Злодею необходим мысленный фундамент деятельности. А раз он необходим, то он и неизбежен.

Все эти слова-помыслы произносятся внутри сердца. Вот помыслы окаянной дочери Вавилона: она говорит в сердце своем: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!» А вот то, что будет ей за этот укоренившийся образ мыслей: «За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее» (Откр. 18: 7–8).

«Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога”. Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро» (Пс. 13: 1). Это уже слова безумного с неумолимым практическим выводом из них в виде гнусных дел и развращения. Писание, как видим, не оставляет маневра для светского гуманизма или безбожной доброты. Это довольно строго. Многие верующие не на шутку напуганы этой строгостью Всеблагого Бога. Испугаться есть от чего. И если бы мы сами выдумывали Бога, а не Он открывал Себя, то мы выдумали бы Его образцом толерантности. Реальная строгость Писания путает нам лукавые карты.

Впрочем, это не строже, чем огонь, льющийся на Содом. И это не строже, чем воды, заливающие всех, кроме сидящих в ковчеге. А ведь и у Содома, и у человечества при Ное были, надо пролагать, свои прочные мысленные конструкции. Вернее, они казались прочными, пока к одним не пришла вода, а других не накрыл огонь.

покоя состояние элемент й менделеева шило на мыло, планета чатлан . сила притягательная граница рубеж остановка боя в боксе единица измерения ветра скорости . душком фрукт с слив пруда воды из автомобиль из швеции короб крышкой с ., тело существ живых сердце канады золотая монета английская., чин пришибеевский . рыдающий кадр вечно убежище городе в зверей , фантаст по роберт имени , географическая координата растение семейства бобовых благородное дело просьбе верующих по обряд. арабов бог у плодородия., студент живущий по уставу родич цель походов крестовых, бесхозный кусок металла громко оркестра для хвостик человеческого у младенца дон ламанчский. куры приток первая а , помощник бескорыстный , римский на манер власяница первый днепра приток, окно чердачной в крыше. начальник взятый со стороны . альтернатива и дубу ореху скота корм для хороший для волос краска . виноград совиньон великан с последняя художник итальянский миф сын посейдона , полет пули конечный коса жук птица райская охотничье ружье . пробку шампанского удерживает. гимнастика боевая ушу убор военный головной , или моне лелуш туриста вояж зверь пушной . шапка косматая . орган рабочий постава хлебных посевов сорняк почва рыхлая сообщения путь лошадь породистая закрытая высокая обувь протезам спец по зубным район умки обитания женевы водная артерия города герб , латыни масло по горных вершин череда . показ публичный,

Сюжетные: Резкое пробуждение • Поборник богов
Побочные: Агрессивный захват • Адвокат • Арена Дрифтвуда • Безмолвная • Бесценная добыча • Бревно как бревно • Вкус свободы • Внезапные любовники • Возвышающий обман • Гадкий утенок • Горе не зальешь • Горькое лекарство • Друид • Забытые и проклятые • Завет • Закон Ордена • Змеиный язык • Испытание всех пор года • Когда считать цыплят • Комиссионные • Конкуренты • Купец • Магистры • Молчаливый призрак • На последнем издыхании • Не до смеха • Не мытьем, так катаньем • Окно возможностей • Око за око • Они не пройдут • Опасна для себя и других • Отмщение за павших • Охотник на чудовищ • Паутина плотских желаний • Пламя старой любви • Племя Сахейлы • Погребальные обряды • Полуночное масло • Потери и находки • Похороненное прошлое • Приют героев • Пропавшие магистры • Просьба Альмиры • Противоположности притягиваются • Прятки • Пустые мечты • Пылающий пророк • Разграбленный караван • Семейное дело • Скованный болью • Скотское обращение • Слуги поневоле • Состязание в популярности • Спящий искатель приключений • Странный груз • Тайны острова Кровавой Луны • Темные дела в Черных Копях • Тень над Дрифтвудом • Ткачиха • Торговка Эитне • Три алтаря • У любви есть цена • Убытки в гроссбухе • Ценная добыча • Человек и его пес • Чужак в чужом краю • Щедрое предложение • Экзистенциальный кризис • Эльфийская провидица

Форум на сайте Anastasia.ru

Тема – «Предпринимательство в поселении – как начать свое дело?»

Хочу поделиться своими мыслями по теме.
Во-первых, предприниматель — это человек, который активно действует, что-то предпринимает. Это многократно повторено, я же предлагаю в рамках этого сайта употреблять это слово ТОЛЬКО в таком смысле, чтобы отличать от «бизнесмена» — разделить эти понятия.
Действовать можно в разных направлениях, в том числе — создавать Родовое Поместье, поэтому ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ будет КАЖДЫЙ, у кого мечта — создание РП, иначе ничего не выйдет.
Что такое «помыслы»? Думать можно много, но не все мысли приводят к каким-то действиям. Предлагаю такое определение: помыслы — это МОТИВЫ поступков, действий и вообще — то, чем человек руководствуется в повседневной жизни, каждую секунду.
Что получаем? Предприниматель с чистыми помыслами — это ЧЕЛОВЕК, который АКТИВНО ДЕЙСТВУЕТ, руководствуясь светлыми, чистыми МОТИВАМИ. Все просто, кроме главного — критерия ЧИСТОТЫ.
У каждого он свой, причем меняется по мере возрастания ОСОЗНАННОСТИ. Я вижу такой выход: каждому надо начинать там, где он находится, начинать ДЕЙСТВОВАТЬ, осознанность придет с опытом, надо только о ней не забывать .
Что такое «свое дело»? Если понимается бизнес, в смысле зарабатывания денег, то деньги и будут в данном случае мотивом . По-моему, это лишнее звено: «…сначала стать бизнесменом, заработать, а уж опосля…» Но и без них тоже не обойтись. Как быть?
Представьте себе: вы решили построить дом, имея где-то «на стороне» источник дохода — будь то наемный труд, свой бизнес, пожертвования и т.д. Вы не связаны со строительством, поэтому придется нанимать рабочих, заказывать проект (если все делать самому, то придется бросить тот же бизнес или работу )
Вы трудитесь, зарабатывая деньги, при этом платите: директору, потому что он владелец средств производства(допустим вы-директор, тогда это отпадает), оплачиваете те же средства производства, содержите весь аппарат управления, платите государству все налоги, получаете наконец свои деньги.
Далее, идете в строительную контору, отдаете свои кровные, а там: прежде, чем деньги дойдут до работников, которые, кстати сказать, могут оказаться такими же как и вы — строителями родовых поместий, с ваших денег вычтут свой процент все посредники: директор, аппарат, оборудование, банк, государство, бандиты и т.д., т.е Система.
Почему так? Потому что люди не верят друг другу, предпочитая казенную регистрацию договоров. Почему? Потому, что не считается зазорным взять больше, чем чем ты реально заработал, поживиться за счет других. Если же присвоить чужое для человека будет органически невозможно, то отпадет необходимость в контролирующих инстанциях, т.е. посредниках. Может это — чистота помыслов?
Представьте другой вариант. Несколько разнопрофильных бригад, активно осваивающих все новые сферы деятельности, договариваются между собой о сотрудничестве. Эквивалентом своей работы назначают какую нибудь условную единицу (у.е. ), это может быть трудодень, тугрик, или, скажем, рубль В качестве ориентира, для начала, выбирают рыночную стоимость конкретных работ, а потом, возможно, в соответствии с РЕАЛЬНЫМИ трудозатратами. Организуют ОДНО юридическое лицо, коллективно оформляют лицензии на свои виды деательности, утверждают ОДИН на всех административный штат и отчисляемый ему процент (это надо для внешних отношений), сохраняя при этом творческую НЕЗАВИСИМОСТЬ. Тогда работая «на стороне» бригады будут зарабатывать реальные деньги, аккумулируемые на счетах организации, между собой же достаточно «перекидываться» суммами на виртуальных внутренних счетах, минуя посредников, даже в лице собственного административного аппарата! Конечно, получая деньги наличными (для траты во внешнем мире — в Системе), придется платить все налоги, но эти траты будут уменьшаться по мере возрастания разнопрофильности бригад. Все это можно соответствующим образом оформить, причем в рамках существующего законодательства.
Представьте, что таких бригад много, в разных городах, по разным сферам деятельности — проще и дешевле будет обратиться к друзьям из другого города, даже если им придется далеко ехать. Опять же — они едут в гости! А это общение, встречи, СОвместное ТВОРЕНИЕ! Причем не за чей-то счет- каждый осознает свою собственную силу, силу общую и … Ну а дальше — одни эмоции …

«Каждый должен вести борьбу с помыслами, чтобы в его сердце воссиял Христос», — говорит преподобный авва Исаия. Но именно эта борьба оказывается для человека самой трудной духовной бранью. О том, что такое помыслы и мысли, откуда они приходят и как с ними бороться, рассказывает игумен Ватопедского монастыря святой горы Афон АРХИМАНДРИТ ЕФРЕМ.

— Геронда Ефрем, расскажите, пожалуйста, что такое греховные помыслы и какова их духовная природа?

— Греховные помыслы — это мысли, которые противостоят божественной воле и вращаются в области человеческого мышления, независимо от того, хочет человек того или нет. Ум человека постоянно находится в движении. Он может и сам производить помыслы, но также они могут приходить извне. Как говорит преподобный авва Моисей, есть три начала наших помыслов: от Бога, от диавола и от нас. Но различать помыслы могут только люди высокой духовной жизни.

Некоторые из святых отцов Церкви сравнивали помыслы с паутиной, то есть считали их чем-то незначительным, бес-сильным, не имеющим силы до тех пор, пока они остаются помыслами и не осуществляются на деле. Но такого отношения к помыслам (не осуществлять их на деле) достигают духовно развитые люди, которые после многолетнего опыта борьбы с помыслами стали искусными в этой брани. Для всех остальных, согласно отцам Церкви, эта духовная брань очень трудна.

— Как возникают греховные помыслы?

— Источники греховных помыслов — или страстное сердце человека, или демоны. Сам Христос открыл нам, что из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф. 1 5, 19). Душевные страсти человека рождают греховные помыслы и питаются ими. Бесы — это конкретные существа, злые духи, которые ненавидят людей и всячески препятствуют их спасению. Главное их занятие — сеять плохие, лукавые, срамные, греховные, богохульные помыслы в уме человека.

Существуют, конечно же, и божественные помыслы, источниками которых являются или Сам Бог, или Ангелы, или святые, подвигающие грешника к покаянию, утешающие разнообразно скорбящих, просвещающие добродетельных людей, чтобы они проницали глубины Божии (см. 1 Кор. 2, 10).

Показатель духовного преуспеяния человека — «качество» его помыслов. Мы должны возделывать в себе чистые, святые, божественные помыслы; должны сделать свой ум «заводом по производству добрых помыслов», как выражался блаженный старец Паисий Святогорец.

— Отец Ефрем, как вовремя распознать «свои» и «не свои» помыслы, и чем естественные человеческие помыслы отличаются от греховных мыслей?

— Только с помощью духовного трезвения мы можем хранить ум чистым, замечать и фиксировать возникающие помыслы. Трезвение — это воздержание и внимание, которые мы должны «навязывать» своему уму. А само трезвение достигается в основ¬ном призыванием честнейшего, святейшего и сладчайшего имени Господа нашего Иисуса Христа. Молитва Иисусова — «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» — является самым сильным оружием против диавола и греховных страстей; она сдерживает наш ум, контролирует помыслы.

Мысли же — это помыслы, которые совершаются нашим произволением, по нашему желанию. «Обработав, возделав» помысл в области своего мышления, мы можем превратить его в мысль. Но существуют и такие помыслы, которые не являются нашими, как об этом говорилось выше. Эти помыслы могут происходить от Ангелов или от злых духов. От нас зависит, примем мы их, сделав свои-ми, или изгоним прочь. Но при этом мы не несем ответственность за то, что нам приходят разные помыслы. Помыслы — как летящие в воздухе самолеты. Не от нас зависит, будут они постоянно летать над нами или нет. Но от нас зависит — не позволять помыслам «приземляться» в нашем уме, то есть не принимать их, не соглашаться с ними.

— В чем разница между вожделением и помыслами?

— Вожделение, желание, расположение иметь какую-то вещь, взыскать что-нибудь, совершить какой-то поступок — все это движения сердца. А помысел вращается в области мышления. Сперва приходит желание, которое затем выражается внутренне посредством помысла; затем — внешне посредством слова и, наконец, воплощается посредством конкретного действия. Но все начинается с вожделения, оно является корнем. Отсекая греховные вожделения, мы существенно освобождаемся от влияния греховных помыслов. Поэтому и Господь говорит, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5:28), — этим Он советует в корне отсекать греховную страсть.

Святитель Григорий Палама говорит, что мышление верующего человека, который старается молиться, легко очищается от помыслов, но не так обстоит дело с его сердцем: оно, как сила, рождающая помыслы, не может очиститься, если заодно не очистятся все остальные силы души — желательная и раздражительная.

— Геронда, нас посещает великое множество помыслов — во всех ли надо исповедоваться?

— Помыслы, которые приходят нам на ум ежедневно, не сосчитать — их тысячи. Большинство из них лишены сути, они суетные, скверные, грешные. Тангалашка (так называл диавола старец Паисий Святогорец — пер.) хорошо знает свою работу и сеет подобные помыслы. Мы же несем ответственность только тогда, когда соглашаемся с этими помыслами, принимаем их, когда превращаем их в дело.

Человек будет судиться за свое отношение к помыслам в зависимости от того, какое у него духовное состояние. Для тех, кто достиг совершенного духовного знания и наблюдения за помыслами, соглашение с каким-нибудь греховным помыслом считается грехом. В то время как для того, кто только что начал духовную жизнь, оно грехом может не считаться.

Правильно подвизающийся человек исповедует только те помыслы, которые настойчивы, которые давят, с которыми он сам, молитвой и иными духовными средствами, не может справиться. Невозможно исповедоваться во всех помыслах. Иногда люди приходят на исповедь с целой тетрадью, в которой записывают свои помыслы: не один и два, а тысячи, которые проходят через их ум каждый день. Это неправильно. Так человек и духовника-исповедника утомляет, и для него самого от этого мало толка. Такой подробный перечень — не контроль помыслов, плод трезвения и духовного преуспевания, а болезненное психическое состояние.

— Отец Ефрем, нередко бывает, что уже после исповеди, перед самым Причастием, возникают греховные помыслы. Можно ли в таком случае подходить к Святой Чаше?

— Обязательно надо подходить. Что мы читаем в молитве святого Иоанна Дамаскина перед Святым Причастием? «Пред дверьми храма Твоего предстою и лютых помышлений не отступаю». Брань с помыслами, как мы уже сказали, святые отцы называли очень тяжелой. В данной ситуации нужно сразу пренебречь помыслом, отсечь его, не обратить на него никакого внимания, потому что в этот момент его нам приносит диавол, чтобы лишить нас благословения Святого Причастия. Конечно, это не касается случаев, когда человек вспомнил какой-нибудь смертный грех, в котором еще не исповедовался, но, думаю, такое маловероятно — подобные грехи обличают нашу совесть гораздо раньше.

Впрочем, каждый человек должен знать: как только он решит подвизаться духовно, решит вести более стабильную духовную жизнь, как раз тогда враг и начнет бороть его помыслами. Попробуйте установить для себя ежедневный распорядок молитвы. Увидите, что, как только приблизится час молитвы, или как только начнете молиться, начнется и брань, прилетит целая стая помыслов! Все проблемы всплывут со дна и будут требовать незамедлительно¬го решения. Страстные, греховные и просто бессмысленные помыслы будут стараться завладеть вашим умом. Для этого и нужен подвиг, то есть усиленные старания, настойчивость, постоянство в молитве. Будьте постоянны в молитве (Кол. 4:2) — говорит апостол Павел. Мир помыслов, то есть мирное, невозмутимое состояние ума, приходит со временем, посредством духовного труда, духовных подвигов. Только те, которые достигают душевного бесстрастия, имеют плодом своих подвигов мир помыслов.

— Есть ли особо пагубные для души помыслы, ведущие к духовной смерти?

— Да, это помыслы отчаяния, безнадежности. Такие помыслы, говорят святые отцы, как бы обезглавливают подвижника благочестия. В таком состоянии он ни бороться не может, ни пред-принять что-либо, ни подвизаться. Верующий человек никогда не должен забывать любовь и милость нашего Бога и Отца; в какую бы глубину греховности человек ни впал, он не должен терять надежду на покаяние, исправление. Христос не для того пришел в мир, чтобы судить мир, а чтобы его спасти. Христос принял покаяние распятого на кресте разбойника, злодея, стоявшего на пороге смерти, и спас его, ввел его в рай.

— Геронда, нужно ли супругам раскрывать помыслы относительно друг друга?

— Думаю, не нужно. Лучше раскрывать свои помыслы перед общим духовником. Тут важно не перепутать две разные вещи: я не говорю, чтобы супруги не разговаривали, не договаривались, не объяснялись — наоборот: все это необходимо для единства и любви. Но нельзя говорить друг другу греховные помыслы, которые к ним приходят от диавола.

Знайте, что как только супружеская пара соединилась венчанием, диавол ставит целью их развести. Поэтому рано или поздно между супругами, большинство из которых, к сожалению, не ведает этой реальности, начинается брань. И, хотя в начале все шло гладко, «как по маслу», и любовь соединяла двоих людей, со временем начинаются разногласия, ссоры: «я тебя разлюбил», «мы не подходим друг другу», «у нас разные характеры»… Что же случилось после десяти-пятнадцати лет счастливой супружеской жизни? Вот так взяли и вдруг разлюбили друг друга? Не по любви разве они венчались? Все это — духовная брань, невидимая духовная война. Как только в отношениях супружеской пары начнутся подобные проблемы, лучше всего возложить их на общего духовника, который просвещением Святого Духа найдет верные решения и своей молитвой отгонит диавольские напасти, которые воз¬никли в семейной жизни супругов с целью разъединить их.

— Отец Ефрем, как следует бороться с помыслами?

— Трезвением, молитвой «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Святой Иоанн Синаит в своей «Лествице» пишет: «Иисуса именем бичуй супостатов», а супостаты-враги — это наши страсти, наши греховные помыслы, демоны. Не существует более эффективного способа борьбы с греховными помыслами, чем Иисусова молитва, когда она творится с самоукорением и сердечной болью.

Если видим, что какой-нибудь помысел настойчив и, несмотря на все наши старания, на молитву, не оставляет нас в покое, тогда надо его исповедовать. Такая исповедь — практическое, на деле выраженное смиренномудрие, а смиренным Бог дает благодать (см. Иак. 4:6). Стыд, который мы будем испытывать перед духовником, исповедуясь в этом греховном помысле, станет для нас оправданием перед Богом, Бог нас избавит от влияния этой страсти, этого греховного помысла.

Также очень полезно возделывать добрые помыслы и пренебрегать греховными, дурными помыслами. Но для этого делания нужно много прилежности и старания. Пренебрежение греховными помыслами, которые приходят к нам от диавола, обратит его самого в бегство, заставит его «лопнуть от злости», потому что диавол надменный, самолюбивый, хочет, чтобы на него обращали внимание, занимались им, не терпит к себе пренебрежения. Если можете, возделывайте именно этот способ борьбы с помыслами, который, как говорил святой Порфирий Кавсокаливит, является самым бескровным способом. Будем искать мир, радость, любовь Христову и не будем обращать внимание на наши плохие стороны, на страсти, греховные помыслы. А обратим все наше естество ко Христу и взыщем Его благость, Его милость, Его свет. Так, мало-помалу, сам этого не замечая, человек освящается, и из ветхого человека, с его греховными вожделениями и помыслами, преображается в нового, созданного по Богу (Еф. 4:24).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *