Что читать по усопшему

Вопрос читателя:

Какие молитвы по умершему читать до 40 дней?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день!

Вы правы, что за усопшего в этот непростой для него период нужно молиться. Человек вдруг перешагнул черту между жизнью и смертью, одно из следствий этого — то, что он увидел свою жизнь в истинном свете. Он понял, где был неправ, кому причинил боль и горе… И самое страшное — видя все это отчетливо, он уже ничего не может поделать или изменить: меняться и менять мы можем, пока живы! Но не когда душа отделена от тела. Немного подробнее об этом можно прочитать вот здесь: 40 дней после смерти и 9 вопросов о смерти.

После смерти читается «Последование по исходе души от тела», в храме нужно непременно заказать сорокоуст, если усопший был крещеным. На третий день совершается отпевание. Далее Вы можете читать Канон об усопшем. И еще традиционно читается Псалтирь по усопшим, правила чтения написаны внутри самой Псалтири — что как читать, как и когда поминать покойного.

О молитвах до 40 дня у нас есть вот такой материал: Молитва об усопшем до 40 дней

Также у нас есть еще материалы о поминовении усопших:

Как поминать усопших?

11 вопросов о поминовении усопших

Дни поминовения усопших. Инфографика

Храни Вас Бог!

Статьи Как помочь душе умершего?

В дом пришло горе. Умер близкий человек. Смерть всегда приходит внезапно. Для нас шок даже когда умирает тяжело больной человек, которому врачи отвели на жизнь не больше суток. Столько слов еще не сказано, а прощание, если оно и было, не смогло вместить в себя всю полноту нашей любви и сострадания к близкому. И хочется сказать еще хоть несколько слов, хочется любыми средствами вернуть человека, чтобы он разделил с нами радость жизни. Мы впадаем в отчаяние и начинаем обращаться к мошенникам различным мошенникам. К экстрасенсам, пытаясь вызвать душу близкого на «разговор». К гадалкам, чтобы они нагадали, что сейчас происходит с усопшим. Кто-то пытается залить свое горе вином или чем покрепче.

Но именно в эти дни, когда мы полны горя и слез, душе нашего друга больше всего нужна наша помощь. В православной традиции считается, что в течение сорока дней душа проходит посмертные испытания. В это время наша помощь будет для души умершего бесценна.

Покойному человеку, по сути, безразлично, насколько дорогой был его гроб, или в каком лимузине его везли на кладбище. Пышные похороны близким мы делаем ради себя. За гранью смерти человек, со всем своим опытом, привычками и страстями предстает на суд пред Богом. Что это за суд? В Священном Писании сказано: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет». (Ин 3,19) Другими словами, если человек сможет принять Бога, отказавшись от всех греховных привычек и желаний, то после смерти он будет «во свете», то есть вместе с Богом. Если же душа отвергнет Бога, то она останется один на один со своими неисполнимыми по ту сторону смерти земными желаниями и пристрастиями: к алкоголю, табаку, телевизору, вкусной пище. Один на один со своими земными обидами, гордостью, ненавистью к кому-либо и т.д. Такое состояние и есть ад.

После смерти человек движется «по инерции» к тем ценностям, к которым стремился всю жизнь. Именно поэтому душа нашего близкого так сильно нуждается в нашей помощи: самостоятельно изменить свой «курс» она не может. Мы можем и должны помочь ей достигнуть успеха в ее последнем, самом важном, итоговом пути.

Православная традиция видит первый и главный способ помочь усопшей душе – молитва.

Существует церковная и личная молитва. Через молитву Богу за этого человека мы помогаем душе близкого направиться к Господу, победить страсти и преодолеть страх и панику от ее нового состояния. Молиться можно по молитвослову и своими словами. Главное в молитве – осознанное обращение к Тому, Кому мы молимся.

Второй способ, предлагаемый Православием это милостыня и добрые дела ради души усопшего. Милостыню можно подавать как просто нищим, просящим на улице, так и просто бедным людям: многодетным и пенсионерам. Форма помощи и ее оказания может быть разной: продуктами, деньгами, вещами, своим временем и работой по дому. Главное, чтобы она не оскорбила человеческое достоинство нуждающихся.

Но как поможет милостыня усопшему? Старец Паисий Святогорец писал об этом следующим образом: «Если кто-то будет страдать от болезней, не сможет работать, будет в долгах и ты в таком тяжелом положении поможешь ему и скажешь: «Возьми эти деньги за упокой души такого-то», то этот человек скажет: «Бог его простит. Да будет благословен его прах». Берущие милостыню совершают сердечную молитву за усопших, и это весьма помогает последним».

Таким образом, через милостыню мы вновь подаем душе умершего спасительную для нее помощь молитвы.

Личная, осознанная молитва с любовью к этому человеку, как духовная нить связывает молящихся с умершими близкими, ведет их души ко Христу, дает нам радость и умиротворение о них, потому что Бог «не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы». (Лк. 20:38)

Вопрос читателя:

Добрый вечер, батюшка! Скажите, пожалуйста, как правильно молиться мирянину за усопшего архимандрита? Я имею в виду не просто помянуть в утренних молитвах, а что читать? Над гробом священник Евангелие читает, а мирянину у себя дома можно его почитать или нельзя и как читать?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день! Господь да упокоит душу новопреставленного раба его! /Что касается молитв, несколько отличаются чин отпевания мирянина и чин отпервания священнослужителя. Относительно домашней молитвы никаких жестких предписаний нет. Есть традиция молиться об усопшем, в частности, читать по нему Псалтирь (порядок чтения Псалтирь по усопшему обычно расписан прямо в издании Псалтири), канон, поминать в молитвах. Самое главное — искренняя молитва к Богу за умершего, Ваше собственное предстояние перед Господом с просьбой о милости к душе усопшего. Что касается чтения Евангелия дома по усопшему священнослужителю, эта традиция, не распространена, но греха в такой молитве нет.

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Когда тело усопшего омыто и одето, сразу же начинают читать канон, называемый «Последование по исходе души от тела». Это последование положено читать священнику, для чего он призывается в дом умершего.

Если таковой возможности нет, то последование могут прочитать ближайшие родственники и знакомые. Выше приведена ссылка на канон в версии для чтения мирянином. Если человек умер вне дома и тела его в квартире нет, то в час сообщения о смерти все равно нужно прочитать этот канон и далее читать Псалтирь.

Если смерть наступила в Пасхальную седмицу (8 дней от Пасхи до вторника Фоминой недели – Радоницы), то помимо «Последования по исходе души от тела» читается Пасхальный канон.

В Православной Церкви существует благочестивый обычай непрерывного чтения Псалтири над телом покойного вплоть до его погребения. Псалтирь нужно читать сразу по кончине, если даже тело усопшего находится вне дома. Псалтирь читается и в дальнейшем в молитвенную память о почившем, в дни поминовения, а особо усиленно в первые сорок дней по кончине. Мнение, что смерть в Страстную седмицу усугубляет грехи усопшего, а в Пасху или Светлую седмицу облегчает – неверно.

Не без причины и не без цели Церковь с древнейших времен положила читать над гробом умершего книгу псалмов, а не другую книгу Священного Писания. Именно Псалтирь воспроизводит все многообразие движения нашей души, так живо сочувствует и нашей радости, и нашей скорби, так много проливает утешения и ободрения в наше сердце. Чтение Псалтири – молитва Господу об усопшем – утешает скорбящих и помогает душе новопреставленного в ее загробных странствиях.

Псалтирь разделена на 20 больших частей – кафизм (от греческого слова «кафизо» – «сижу», что означает возможность сидеть при чтении Псалтири). Каждая кафизма делится на группы псалмов, отделяемых словом «Слава». Псалтирь – составная часть Библии, однако, обрести Псалтирь можно и в отдельном издании, и в некоторых молитвословах.

Если Псалтирь читает мирянин, то чтение начинается с прошения «Молитвами святых отец наших…», затем предначинательные молитвы: «Царю Небесный», «Трисвятое», «Пресвятая Троице», «Отче наш» и далее по порядку. Каждая кафизма начинается молитвословием: «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу», «Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу», «Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему».

Затем читаются псалмы до слова «Слава», что означает «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». На каждой «Славе» читается молитва «Помяни, Господи Боже наш…», находящаяся в конце «Последования по исходе души от тела» с упоминанием имени усопшего. Затем продолжается чтение псалмов до следующей «Славы». По окончании кафизмы читают «Трисвятое», «Пресвятая Троице», «Отче наш», тропари и молитву, положенную после каждой кафизмы. Возбраняется при чтении Псалтири добавлять молитвы неизвестного происхождения и вообще любые молитвы, не находящиеся в Богослужебных книгах.

Во время Пасхальной недели (8 дней от Пасхи до вторника Фоминой недели – Радоницы) в церкви чтение Псалтири заменяется чтением Пасхального канона. Дома над усопшим чтение Псалтири также можно заменить чтением Пасхального канона. Но если такой возможности нет, то можно читать и Псалтирь, т.к. Псалтирь употребляется с первых времен христианства не только в одних скорбных случаях, но и в радостных, а Апостольские постановления указывают читать Псалтирь в 3-й день по кончине ради Того, Кто в 3-й день воскрес из мертвых. Отсюда следует заключить, что нет надобности отлагать чтение Псалтири над усопшим и в святые дни Пасхи. Для выражения же большей торжественности праздника, можно делать некоторые прибавления пасхальных песней, по прочтении каждой кафизмы и даже «Славы». Если к гробу умершего приглашен священник, то он совершает заупокойное богослужение – литию или панихиду. В первый же день нужно позаботиться о церковном поминовении усопшего. Желательно сразу же, в день смерти, заказать сорокоуст в тех храмах, где богослужение совершается ежедневно.

Если рядом несколько храмов, то хорошо в них подать записки с именем усопшего на Божественную литургию или на панихиду. Делать это можно и даже нужно еще до отпевания и погребения. Усопшие, со дня кончины которых не прошло 40 дней, называются новопреставленными.

Пока гроб с покойным находится дома, прощаться с усопшим приходят родственники, друзья, знакомые. И, в большинстве случаев, подойдя к гробу, не находят нужных слов для прощания. Самое уместное в этом случае, осенив себя крестным знамением, прочитать следующие краткие молитвы:

«Со святыми упокой, Христе, душу усопшего раба Твоего новопреставленного(имя), идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная», или: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное».

При смерти женщины в молитвах соответственно читается «душу рабы Твоей новопреставленной (имя)».

Необходимо попросить прощения у почившего и простить ему все обиды.

Псалтырь – книга хвалебных церковных песнопений, псалмы из которой читаются в разных ситуациях верующим человеком. Читаются выдержки из церковного сборника и при смерти.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Очень сильная молитва на изменение судьбы Николаю Угоднику.

Рассмотрим, как правильно читать Псалтырь по усопшим дома до 40 дней.

Православное поминание усопших

В православии принято поминать умерших родственников на годовщину их смерти и в большие церковные праздники. Молитвы об усопших читаются в отведенные для этого дни и при соблюдении установленных правил.

О том, что загробный мир существует и душа новопреставленного в течение 40 дней самостоятельно добирается до пункта назначения, проходит разные испытания, узнали благодаря блаженной Феодоре. Святая после смерти отправилась в Рай и получила возможность сообщить живущим на Земле о том, какое время требуется душе после смерти, чтобы попасть в место назначения. Кроме Феодоры, пользу чтения псалом показали апостолы, которые 3 дня молились за душу Богородицы и пели возле ее гроба молитвы из Псалтыря.

Читать молитвы за упокой нужно каждому человеку, потерявшему своего близкого. Считается, что таким образом мысли об утрате отступают на второй план, и молящийся успокаивается и настраивается на дальнейшую жизнь без умершего. Молитва – это особый язык, на котором человек говорит с Богом и с теми, кто находится на Небесах.

Необходимость произносить хвалебные песнопения об усопших до 40 дней считается помощью странствующей душе, и чем больше слов будет сказано в ее честь, тем больше вероятность попадания новопреставленного в Рай. Кроме этого, слова из Псалтыря, сказанные от сердца, помогают преодолеть те трудности, которые выпадают умершему по пути в пункт назначения.

Церковь рекомендует читать Псалтырь по усопшим непрерывно, начиная в момент смерти человека и заканчивая на 40 день после его ухода. В особых случаях святые слова читают 80 дней со дня смерти человека. Существует православный обычай прочитать полностью Псалтырь за 3 дня после ухода родственника в мир иной, и это рекомендуется сделать до его погребения.

Начинать произносить святые слова нужно возле гроба покойного стоя, а заканчивать уже без его физического присутствия дома или в храме. Если нет возможности читать святую книгу непосредственно над телом, то близкие усопшего делят главы Псалтыря между собой и в назначенное время каждый по очереди приступает к исполнению возложенной на него обязанности, соблюдая непрерывность молитвы.

Слово «Псалтырь» в переводе на русский с древнегреческого обозначает название музыкального инструмента. Состоит эта церковная книга из 150 , или песен, читать которые можно как в церкви, так и в домашних условиях. Псалмы разделены в книге по главам, которые называются «кафизмами», каждая из которых содержит почти равное количество песнопений.

Когда человек умирает, его близкие, кроме словесной помощи ушедшему, должны приготовить кутью из пшеницы и меда и освятить блюдо в церкви на утренней службе. После чего сладкой кашей кормят тех, кто пришел почтить память усопшего. Кроме этого, рекомендуется заказать в храме сорокоуст, чтобы за умершего 40 дней молились монахи.

Почему читают именно Псалтирь

Считается, что слова, которые содержит Псалтырь по усопшим до 40 дней, находят отзыв в душе скорбящего. Произнося песнопения на языке оригинала, человек настраивается на одну волну с Высшими силами и успокаивается.

Чтение Святой Книги требует соблюдения порядка, что организует скорбящего и не дает ему впасть в глубокую печаль. Кроме этого, человек понимает, что своими действиями он помогает душе новопреставленного пройти испытания и попасть на Небеса.

Схема чтения Псалтири

Изучение святых текстов является ежедневным ритуалом каждого, по-настоящему верующего христианина. Кром того, тексты Псалтыря используются в богослужениях, и если читать дома святые песни, то можно принимать непосредственное участие в службе, прославляя Силы небесные вместе со священником. Схема прочтения псалмов выглядит так:

  • в воскресенье – 23 псалом;
  • в понедельник – 47;
  • во вторник – 66;
  • в среду – 93;
  • в четверг – 49;
  • в пятницу – 92;
  • в субботу – 91.

Нужно помнить, что кафизмы не читаются в период от Великого Четверга Страстной недели до Фоминого воскресенья, называемого в народе «Антипасхой». В этот период на изучение Псалтыря накладывается запрет на 10 дней.

Для того чтобы помянуть родственника или другого близкого человека, нужно, кроме ежедневного прочтения хотя бы 1 кафизма, на протяжении 40 дней придерживаться духовного поста. Если обряд проводится дома, то читать молитвы, написанные после каждой главы, необязательно. При этом ритуал поминовения пройдет правильно.

Читая хвалебные песнопения в домашних условиях, нужно помнить, что после каждого произнесения славы Святой Троице нужно читать заупокойную молитву. Эти же слова произносятся по окончании каждой главы Псалтыря. Когда чтение святых псалмов подойдет к концу, нужно прочесть заупокойный Канон. Такой порядок в 1973 году установила Московская Патриархия.

Молитвенные чтения производятся при зажженной свече, когда мысли успокоены и настроены на духовный лад. Святые строки читаются спокойным голосом, медленно и без сбоев в словах и ударениях. Если же ударение поставить не туда, то молитва может быть истолкована неправильно, что нежелательно.

Порядок чтения псалмов

Первое правило псалмочтения – это непрерывность события. Если же нет возможности не отрываться при поминовении усопшего, то церковь выделяет 3, 9 и 40 суток, в течение которых Святое Слово должно быть произнесено обязательно.

Вступительный текст для поминания новопреставленного находится перед первой главой Псалтыря. Перед каждой из 20 глав книги нужно произносить 3 раза молитву, начинающуюся со слов «Придите, поклонимся…», и после каждой «Славы» читается молитва «Помяни, Господи Боже наш…», текст которой помещен в конце «Последования по исходе души от тела», где покойного называют по имени. Когда любая из кафизм заканчивается, нужно читать «Отче наш» и тропари для покойника. Название святых песен можно не произносить – это не будет ошибкой.

Если в издании по какой-либо причине нет вступительного текста, то можно перед чтением кафизм произнести на память «Молитвами святых отец наших». На следующем этапе читают «Славу», а после – «Царю Небесный». Затем действуют по описанной схеме.

Кафизмы читаются сидя, вставать нужно во время прославления Господа. Если здоровье позволяет, то Псалтири изучают стоя, что дополнительно зачтется как молящемуся, так и покойному. Запрещается произнесение святых песен лежа на кровати, потому что такая поза является неуважительной по отношению к Высшим силам и покойному. Считается, что душа умершего до 3 дней находится рядом с телом, поэтому может слушать молитвы и псалмы.

Кроме этого, Псалтырь долгое время считался священной книгой, творящей удивительные вещи. До Нового Завета при помощи псалмов из одержимых изгоняли бесов и лечили душу.

Варианты молитвы по Псалтыре за упокой

В Святой Книге есть молитва, которая считается самой сильной и действенной. Подходит кафизма 17 как для разового поминовения, так и для ритуального чтения на протяжении 1,5 месяца. Церковнослужители отмечают, что такое одноразовое поминовение души ушедшего может заменить прочтение всего Псалтыря.

17 кафизма, по мнению многих, является красивейшей песней, которая благотворно влияет не только на душу поминаемого, но и на самого чтеца. В 17 главу входят начинающие и заканчивающие молитвы и псалом 118.

Молитва об усопших и появление традиции

Появление традиции поминать умерших уходит корнями в древние времена. Люди, пережившие потерю родственников или близких людей, при любом удобном случае вспоминали их и мысленно обращались к божествам и другим объектам верований, чтобы те помогли покойным и облегчили их нахождение в месте последнего пристанища.

В христианстве считается, что, произнося заупокойные слова, человек получает утешение и отпускает душу умершего в мир иной. Верующие знают, что тот, кто любит, способен смириться, но не способен забыть, а чтение псалмов помогает общаться с Небесами и помнить об утрате.

Первым человеком, который поверил в силу поминовения умерших, считается полководец Иуда. За то, что он и его подчиненные верили в Бога, Создатель наградил их армию непобедимостью. Но как-то войско потерпело поражение, и много воинов погибло при сражении. При захоронении Иуда увидел, что многие из умерших носили с собой фигурки идолов, не связанных с христианством.

Чтобы направить хотя бы их души в Царство Божье, полководец начал молиться, прося простить Господа невежество воинов. Вседержителю пришлась по душе такая искренность Иуды, и он простил умерших, отправив их души в Рай. Считается, что с этого момента и появилась традиция поминовения усопших.

Молитва об усопшем 40 дней

О важности молитвы по умершему сообщают разные христианские источники. Первым человеком, сообщившим живым о том, что на прохождение пути до ворот Рая после смерти нужно 40 дней, стала Феодора. При этом женщина отмечала, что как только на Земле о ней вспоминали живые, преодолевать загробный путь становилось легче.

О том, что душа существует, сообщает и современная наука, а ученые даже определили вес этого неотъемлемого компонента человеческого существа – 21 год. Кроме этого, нередко после кончины люди снились родственникам и просили помолиться за них или выполнить просьбы, что в очередной раз доказывает факт существования души и то, что она нуждается в помощи живущих.

Священнослужители отмечают, что на протяжении 1,5 месяца невидимая субстанция ходит по земле в сопровождении Ангела-хранителя, который показывает умершему его деяния. Если при жизни человек много грешил, то активное поминовение его людьми склонит чашу весов Высшего суда в сторону Рая.

Понимание псалмов

Текст псалмов, который читает начинающий, изначально может быть ему не понятен, если изучение святых песен происходит на латинском языке. Некоторые священники уверены, что читать Псалтырь можно, и не понимая его смысла, который откроется позже.

Другие специалисты по святым текстам рекомендуют изучить ритуальные песнопения на русском и только потом приступать к чтению святой книги на языке оригинала. В каждом случае попытки изучить кафизмы уже считаются благим делом и станут плюсом в шкале праведных поступков любого человека.

Служители Бога рекомендуют общаться с Создателем посредством молитв каждый день. Они отмечают, что прийти в веру никогда не поздно, а внутреннее стремление способно на многое. Молитва, произнесенная от сердца, будет услышана теми, кому она предназначалась.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *