Что делать если оклеветали?

Будет ли помощь от полиции

10 января в полном отчаянии Ирина обратилась в нашу редакцию:

«Я не знаю, что мне делать, куда ещё обращаться. Заявление написано, но такое ощущение, что полиция вообще ничего не делает. Участковый не отвечает, объяснений не даёт. Я уже боюсь всего: что узнают друзья и родственники, что он опять на меня нападёт. Жить не хочу, только дети удерживают от суицида!»

В этот же день мы отправили официальный запрос в УМВД России по Белгородской области, где попросили прокомментировать как это конкретное дело, так и ситуацию с такими правонарушениями в регионе.

В ведомстве ответили, что по заявлению Ирины идёт проверка. В 2018 году в производстве дознавателей находилось 15 уголовных дел о преступлениях по ст. 128.1 УК РФ «Клевета». Из них в суд с обвинительным актом направили одно (в Ивнянском районе), остальные 14 приостановили: не удалось установить лиц, подлежащих уголовной ответственности.

Белгородский адвокат Борис Золотухин уверен, что дела о клевете зачастую просто неинтересны органам дознания:

«Статистика говорит сама за себя. Это, на мой взгляд, показывает качество работы правоохранительных органов. Установить лицо, распространяющее клевету в Интернете, сейчас не составляет большого труда. И когда нужно, полиция прекрасно с этим справляется».

По его мнению, так происходит потому, что эти преступления с точки зрения Уголовного кодекса имеют небольшую степень тяжести.

«Ни по одной из частей этой статьи санкции не предусматривают реальное лишение свободы. Потому и такое отношение. Показатели и статистика являются главными критериями оценки деятельности правоохранительных органов. Более чем уверен, что, если бы с Ириной из‑за этой клеветы случилось что‑либо нехорошее и это получило бы общественный резонанс, тогда бы негодяя быстро установили. В реалиях Интернет из‑за безнаказанности пестрит оскорблениями и клеветой».

Банальная месть

Как прийти в себя и восстановить душевное равновесие, когда грязью в Сети облили вас?

«Если увиденное повергло вас в шок, в первую минуту, чтобы не наломать дров, нужно отвлечься, – говорит руководитель психологической службы БелГУ Дмитрий Сазонов. – Встать из‑за компьютера, умыться, поприседать, отжаться, похлопать себя по щекам. После этого нужно рассказать обо всём самому близкому человеку и вместе выстраивать алгоритм борьбы. Не лишним будет обратиться к психологу и обязательно в правоохранительные органы и к администраторам сайтов. Оптимальная борьба с лживыми слухами – это правдивая информация. Если клевета стала достоянием большого круга ваших знакомых, есть смысл рассказать им всё как есть».

Дмитрий Николаевич выделяет три основные причины, по которым люди пытаются оклеветать или травить кого‑то в Интернете:

1. Это делает человек с психическими расстройствами, находящийся в пограничном состоянии.
2. Банальная месть, потому как виртуальная клевета – самый лёгкий для этого способ.
3. Спор либо желание самоутвердиться и использовать специфические навыки: специалист по работе с графическими редакторами либо программист решил попробовать, а сможет ли он взломать страничку, сделать компрометирующие фото и так далее.

Сейчас Ирина в полном отчаянии. Большинство знакомых увидели фейковые страницы, где поклонник уже сообщил и её домашний адрес. Правда, уже перед выходом статьи женщина сообщила нам, что ей позвонили из уголовного розыска: полицейские, наконец, нашли подозреваемого.

Алексей Стопичев

«За человека, вас оклеветавшего, можно и нужно молиться, — говорит владыка Павел. — И ни в коем случае нельзя роптать и осуждать клеветников»

Этот выпуск мы решили посвятить ответам на вопросы читателей, дозвонившихся к нам в редакцию, тем более что их накопилось уже столько, что хватило бы на несколько духовных бесед. «Сегодня» объединила их в несколько тематических блоков и обратилась за ответами к наместнику Киево-Печерской лавры, митрополиту Павлу.

Реклама

— Владыка, приходит, к примеру, к вам человек и пересказывает о вас сплетни. Рассказал с такой гордостью, словно сделал благое дело! Но благое ли дело — пересказывать сплетни, даже если они и о твоем друге? И как относиться к человеку, который рассказал вам сплетни о вас? Стоит ли этому человеку доверять?

— Здесь все достаточно просто. Человека, который приносит вам сплетни, — под любым, самым благородным видом — нужно опасаться. Потому что он сегодня сказал сплетни о тебе, даже может что-то и прибавил, а завтра вы скажете что-то, может быть, даже просто в шутку о ком-то, а он передаст это другому. И клевета расплодилась.

Потому будьте внимательны, следите за своим языком. Потому что, как говорит Священное писание, человека оскверняет не то, что входит в уста, а то, что из них исходит. Потому я бы советовал отнестись к сплетням и сплетнику максимально спокойно, в идеальном случае — без лишних слов и комментариев, попыток выяснить какую-то конкретику. И главное — что особенно важно! — ни в коем случае не брать это близко к сердцу.

— Как не брать близко к сердцу?

Реклама

— Когда человек узнает о себе сплетни, чаще всего он начинает думать: «Нет дыма без огня, может, я на самом деле такой плохой». Это и есть — принять информацию близко к сердцу, к своей душе. Этого ни в коем случае делать не надо. Потому что интриганы и провокаторы могут специально довести человека до болезней, инсультов, инфарктов и даже суицида. Если уж вам и сказали что-то о вас нехорошее, максимум, о чем стоит задуматься, — может, в этом моменте нужно немного изменить свои привычки, правила или даже изменить свою жизнь. Мы все несовершенны. Совершенный только Господь Бог. Потому мы учимся, учимся всю жизнь, и лучшие учителя — это наши враги и… да, и клеветники. Они невольно подсказывают нам, где нам пора меняться.

  • Папа Римский сравнил сплетни с терроризмом

— Выходит, на то, что говорят клеветники, все же нужно обращать внимание?

— Нужно, но осторожно и с мудростью. Можно сесть в тишине, помолиться и подумать — может, я невольно дал кому-то соблазн вот так вот обо мне сказать, и человек согрешил, оклеветал. Особенно стоит задуматься о человеке, который вам эту клевету принес. Ведь он мог поступить мудрее — не распространять это. «Трем лицам пакостит клеветник: оклеветанному, слушающему и самому себе», — говорил святитель Василий Великий.

— Так что же ответить, если друг пришел и рассказал о вас сплетни? «Спасибо, я учту»?

— Да. Все, спасибо, благодарю. Но больше с этим человеком лучше не общаться.

Реклама

— А можно его самого укорить в том, что разносит клевету?

— Можно, но максимально вежливо сказать, чтобы он больше этого не делал. Только вряд ли это поможет вашей дальнейшей дружбе. Скорее всего, после таких слов ваш «друг» пойдет и расскажет о вас другим клеветникам. У такого человека есть какая-то выгода, какая-то цель. Рассорить вас с кем-то или, может, даже занять ваше место. Словом, этим людям доверять совсем не стоит. Цель сплетен — конфликт. А в конфликте обязательно нужны участники и «крайний».

— Но владыка, даже если я и промолчу, то в душе все равно буду сердиться и осуждать клеветника!

— Когда меня назначили наместником, первым делом я сказал братии: «Я не люблю ни доносов, ни доносчиков. Что мне будет нужно, Господь откроет». Потому у нас правило — ничего гадкого по монастырю не распространять.

Любой, замысливший худое, рано или поздно себя проявит. Надо лишь терпение и стойкость, и помогают в этом в первую очередь — молитвы.

Молитвы при клевете

Реклама

МОЛИТВА. «Ты, Господи, принес Себя в крестную жертву для моего спасения. Могу ли и я отвергнуться тягостей несправедливых суждений о мне людей? Соделай, Господи Иисусе, чтобы, помышляя о тех поруганиях и злословиях, какия Ты за меня претерпел, научилось сердце мое терпению, и не только без раздражения, но даже с благодарением, охотно переносило обиды и осуждения других. Об одном умоляю Тебя, Господи, не оставь врагов моих в слепоте, но озари их лучем благодати Твоей. Аминь».

ПСАЛОМ 3. «Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе: зубы грешников сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людех благословение Твое».

«Возмездие за боль отдаем в руки Бога»

— Владыка, один из читателей спрашивает: прежде он часто и с рвением отвечал на разные каверзные вопросы атеистов, а теперь не хочет отвечать. Хорошо это или плохо? Может, это слабость веры?

— Это мудрость. О чем говорить с безумным? Господь поругаем не бывает. Есть такая история. Пришел один ученый к священнику и говорит: «Бога нет! Я точно знаю. Могу научно доказать!». Тогда встает один старенький батюшка и говорит ему в ответ: «Если Бога нет, то зачем вы о нем говорите?». А молодой священник ответил иначе: «Раз вы ученый, то скажите: на лугу пасутся конь и осел, корова и овца, а в туалет они ходят по-разному. Почему? Ведь трава — одна и та же!». Ученый отвечает: «Я не знаю, я не биолог». На что священник отвечает: «Если ты даже в экскрементах не можешь разобраться, чего тогда ты лезешь в богословие?».

Очень часто люди и в себе толком не могут разобраться, но уверены, что разбираются в канонах церковной жизни. Только сколько раз эти люди были в церкви и что на самом деле они знают истину — большой вопрос. Меня всегда удивляло, что люди невоцерковленные уверены, что знают о церкви все. Тогда как все, на что мы можем влиять, что мы должны знать, — это то, что нужно в первую очередь заниматься очищением своей души. Разобраться в себе и в своих грехах. И тогда вокруг тебя люди начнут тоже меняться.

  • Важная тема: как не наступать на те же грабли в отношениях

— Но, может, если атеисты готовы слушать о Боге, не стоит молчать? Это ведь лишний повод засвидетельствовать человеку Евангелие…

— Тогда так и говорите: «Хотите, найдем ответ на ваш вопрос в Евангелии?». И посмотрите, так ли им захочется вас слушать и сколько людей возле вас останется. Как-то я приехал в гости в своему другу, владыке Пантелеимону. Собралось очень много братии, послушников, все вокруг нас суетятся. Тогда владыка Пантелеимон встает и объявляет: «Ну, братия, а теперь встанем и почитаем Акафист». Что вы думаете? Через пять минут возле нас с владыкой осталось только несколько человек, у остальных резко появились неотложные дела.

— Есть мнение, что человек верующий — просто слабак, который придумал себе Бога, чтобы прикрыться им, как щитом. В принципе правильно, что на это ответить? Ведь по сути так и есть… Мы без Него слабы…

— Я на это отвечаю очень просто. Даже если я и придумал Бога, то я ничего не теряю, только приобретаю в вере — очищая свои мысли и улучшая поступки, приходя на покаяние и т. д. Я в любом случае буду жить по уставу своей совести. Но как быть, если Бог все же есть? Что ты будешь делать, если окажется, что Бог есть?! Что ты Ему скажешь? Что ты не знал, забыл, что ты творение Его, что у тебя есть Отец, который тебя создал?! Интеллигентом прежде называли человека, который в первую очередь исполняет заповеди Божии и старается жить по ним. Возмездие за боль нужно отдавать на волю Божью. Господь Сам решит, что делать. И в этом мы слабы, а Он — сильный. И нет в том ничего постыдного.

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться

Реклама

Источник: Сегодня

«Оклеветали вас… хотя вы невиновны? Надо благодушно терпеть. И это пойдет вместо епитимий за то, в чем сами себя считаете виновными. Поэтому клевета для вас — милость Божия. Надо непременно примириться с оклеветавшими, как это ни трудно».

Перечитываю эти слова из письма епископа Феофана, Затворника Вышенского, узнаю присущую одному ему интонацию бесконечно терпеливой отеческой заботы, неустанного попечения о каждом адресате… И думаю о том, что «благодушно терпеть», примириться с клеветой на самом деле очень трудно, практически невозможно.

На моем пути не было катастрофических ситуаций, связанных с клеветой, но были, так скажем, очень неприятные моменты. Чего не бывает в журналистской жизни, тем паче в сегодняшней… Больней всего было вот это, неистребимое и почти сакраментальное: «Статья, безусловно, заказная, и я знаю, кто ее проплатил». Более хладнокровные — или просто менее щепетильные в этом смысле — коллеги советовали «не обращать внимания» и «быть выше». Но набрать необходимую высоту у меня почему-то не получалось никак, я с неизбежностью падала в боль и отчаяние. Меня преследовали мысли: «Скольким же людям еще он это сказал — с такой же вот непоколебимой уверенностью! Сколько не знающих меня, однако, имеющих представление о сегодняшней жизни людей сходу приняло это как чистую правду!»

Для журналиста очень важна репутация, конечно, иными словами — ему нужно, чтоб ему верили. Однако страдала я — не только из-за восприятия моих публикаций, т.е., не только из-за их эффекта и резонанса. Страдание от клеветы есть страдание глубоко личное. Клевета делает из нас не то, что мы есть, она лишает нас лица. Мы стараемся сделать себя, и нам очень важно, чтобы люди воспринимали нас именно такими, какими мы себя, как нам кажется, сделали. А для чего делали-то?.. Не для того ли, чтобы нас любили? Клевета лишает нас любви. Ведь и причина-то ее — в нелюбви. Не всегда в целенаправленном злом умысле, но всегда — в глубокой нелюбви к человеку, в отказе видеть его добрым, честным, порядочным. А кто главный ненавистник человека, кто главный клеветник? Об этом господине написано достаточно. Не счесть примеров, когда жертвами клеветы становились именно те, кто больше всех ему досаждает — святые. Причем, их страдания отнюдь не ограничивались внутренним переживанием оговора. Клевета в жизни подвижника всегда имела практические последствия, и какие!

Оклеветанный Иоанн Златоуст жестокими преследованиями был сведен в могилу. Преподобный Максим Грек, обвиненный в ереси и отлученный от евхаристического общения, шестнадцать лет кряду не мог причаститься Святых Христовых Таин, шесть из этих лет провел в жутких условиях одиночного заточения. Святителя Нектария Пентапольского клевета сопровождала всю его жизнь, она только меняла свое содержание в зависимости от текущего момента — главный клеветник упорен и изобретателен.

В средневековых житиях и патериках нередко рассказывается о том, как Сам Бог оправдывал невиновного и посрамлял клеветников. Святитель Василий Рязанский, обвиненный в преступлении монашеского обета и едва не убитый благочестивыми муромцами, многие из которых, впрямь, чувствовали себя оскорбленными в святых чувствах, расстилает свою мантию на водной глади, встает на нее и плывет вверх по течению Оки — из Мурома в Старую Рязань… Но такое бывало далеко не всегда. В большинстве случаев клевете противостояло не видимое чудо, а одна только святость со своим «оружием» — кротостью, терпением, доверием к Богу. Вот эпизод из воспоминаний игумении Феодосии (Каца) о событиях, произошедших на Эгине, в Эгинском девическом монастыре, основанном святителем Нектарием: «Вспоминаю нашего владыку во время одной ужасной сцены. На него набросился с тяжкими оскорблениями какой-то представитель власти, сбитый с толку клеветниками. Не будучи в силах это вынести, мы закричали: «Владыка, ответьте же оскорбителю!». Но тот, неизменно трезвящийся, тихий и невозмутимый, хранил молчание. Устремив взор ввысь и опираясь на малый посох, он казался небесным существом».

Итак, доверие к Богу и спокойное терпение, повторяю я про себя, возвращаясь к неприятным моментам своей жизни. Вседержитель знает всё, у Него всё, как говорится, под контролем. Повторяю, но успокоиться, освободить душу от ржавого крючка, за который она зацепилась, перестать думать о клевете, перестать этим мучиться — никак не могу…

Но ведь это вообще не цель духовной жизни — перестать страдать, успокоиться, обрести внутренний комфорт. Внутренний, душевный покой, оптимальное эмоциональное состояние — это иногда (не всегда!) хороший симптом, говорящий о выздоровлении, или, лучше скажем, об относительной поправке духовных дел — но сама-то поправка не в этом заключается.

Клевета, которой мы подверглись — это повод задуматься о себе. Возмущаясь против клеветы, мы как бы говорим «Я не грязен, я чист!». Встречный вопрос: что, весь чист? Прямо как из бани? «Нет, но…»

Действительно, тяжело, когда нас обвиняют в том, в чем мы неповинны. Но не подумать ли в эти минуты о том, в чем мы повинны, и в чем нас, что интересно, никто вслух не обвинил? Как журналист, я никогда не выполняла пресловутых «заказов», не писала обличительных текстов за чьи-то деньги. Но наша профессия чревата многими другими соблазнами, и что же: я никогда им не поддавалась? Увы. Самый распространенный профессиональный соблазн — использование чужой трагедии в качестве приманки, интересного материала, привлекающего внимание читателей к изданию, в котором ты работаешь, и обещающего тебе успех. Вольно или невольно (невольно — это когда редактор непременно требует, чтобы вся работа газеты была на этом построена и т.п.), но это было со мною не раз, а ведь если вдуматься — это тоже продажа совести. Она сопровождается множеством оправданий, закрашиваний, замазываний (Ну, я же им сочувствую, этим потерпевшим! Я же их поддерживаю!), но в конечном итоге она все равно совершена.

Дальше интересная мысль: а вот если бы я была абсолютно чиста от этого греха, а кто-то обвинил бы меня в нем — было бы мне больно? Да уж, наверное! Но почему нет такой же острой боли, такого же чувства оскорбленности от того, что я не чиста, что это обо мне правда? Есть, конечно, определенное переживание, но такой боли, как была бы от клеветы — нет…

Клевета оскорбляет нас лично. А наш грех оскорбляет образ Божий в нас, Самого Создателя оскорбляет. Что важнее? Вот они, наши перекосы. Реально устранив из своей жизни какое-либо неправедное дело, исключив его для себя, мы делаем это обстоятельство сверхзначимым для своего самоощущения: «Я — честный, неподкупный журналист, я не могу терпеть, если кто-то говорит обо мне иначе!» Но мне, может быть, легче было бы это терпеть, если бы я вовремя вспомнила: «честный журналист» — это отнюдь не исчерпывающая моя характеристика, про меня можно кое-что и добавить, и это «кое-что» звучит уже не так красиво, как «честный журналист». Сказать можно не только не только об упомянутых уже здесь издержках погони за интересным материалом, но и о многих профессиональных ошибках: ведь в основе каждой ошибки лежит грех. Это может быть грех тщеславия, может быть грех эгоизма (не попыталась поставить себя на место человека, о котором писала, не вникла в его ситуацию), а может быть и неосознанное сребролюбие — очень хотелось получить гонорар за этот номер, вот и недопродумала маленько, не допроверила…

Епитимия, о которой пишет в процитированном отрывке святитель Феофан, — она ведь не наказание, она, скорее, лекарство, лечащее раны греха терпением и смирением. Вообще, что есть епитимия, посылаемая Самим Богом — это можно услышать от священника, можно прочитать в духовной книжке, а можно почувствовать самому — когда страдаешь от собственной вины и вдруг утешаешь себя тем, что собственные страдания от чужого зла потерпишь теперь спокойно… Неожиданная мысль, особенно для того, кто Феофана Затворника еще не читал; непонятно откуда, но приходит ведь!

И еще одна мысль должна, наверное, прийти: а сами-то мы никого не оклеветали часом?.. Как уже здесь сказано, клевета не всегда связана с целенаправленным злым умыслом, гораздо чаще — с безответственной болтовней, когда мы произносим чужие имена и повторяем утверждения о других людях, нимало не задумываясь о доказанности этих утверждений. Очень часто мы при этом «ссылаемся на источники»: «Не знаю, правда это или нет, но Марьиванна мне говорила…». Это в быту, а если вернуться к профессии автора этих строк, то она позволяет «приделывать ноги» клевете гораздо более эффективно. Ведь клевета сегодня — одно из самых распространенных орудий политической борьбы. Она хороша тем, что попытки оклеветанного защищаться от нее дают ей же дополнительные шансы. Оболганный подает в суд, просит прокуратуру привлечь клеветников к уголовной ответственности — и тем самым создает ситуацию, которую будут обсуждать все СМИ, даже самые лояльные к жертве оговора. И тут уж не просто ноги приделают — проворной сороконожкой сделают клевету. Причастна я к этим вещам? Конечно. Так стоит ли мне так расстраиваться из-за той совершенно тривиальной и неизбежной клеветы, которая пришлась на мою долю? Благодарить за нее нужно.

Вместо еже любити мя оболгаху мя, аз же моляхся (Пс.108,4). Тема клеветы постоянно присутствует в Ветхом Завете. История Иова Многострадального — это ведь, по сути, история посрамления клеветы… А в советские годы клевета стала едва ли не главным орудием борьбы с христианством, в Церковью. И это была воистину колоссальная клевета, ее мощь, масштаб и всеохватность долго еще будут удивлять. Но христиане, жившие и служившие Богу в те годы, помнили: и Христос был оклеветан.

Граждане РФ, никогда не подвергавшиеся клеветническим нападкам, склонны занижать степень вредоносности такого преступления как клевета. Между тем она способна погубить жизнь человека, разрушить семью, карьеру, и тем самым представляет собой крайне негативное явление общественной жизни.

Порядок действий

Останавливаться на детальном разборе состава клеветы не будем, поскольку на нашем сайте имеются статьи, посвященные данному вопросу.

Если вы пострадали от клеветы и желаете привлечь обидчика к уголовной ответственности, то первое что следует сделать – обратиться с соответствующим заявлением в отдел внутренних дел по месту своего проживания.

Обратите внимание! На данном этапе вам уже следует представить доказательства распространения заведомо ложных сведений, порочащих ваши честь и достоинство или подрывающих репутацию.

В качестве таковых могут выступать листовки, сообщения в или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу, сведения, содержащиеся в печати (газеты, журналы), трансляции по радио и ТВ, распространяемые в сети Интернет (в том числе во всеми любимых социальных сетях), излагаемые в служебных характеристиках, обращениях, адресованных должностным лицам. И конечно же следует указать свидетелей, которые смогут подтвердить ваши доводы, в особенности тех, через которых распространялись клеветнические сведения о вас.

Помимо прочего необходимо иметь в виду, что уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 128.1 УК РФ, считаются уголовными делами частного обвинения и преследуется в частном порядке. Что это значит? Это значит, что потерпевший вправе обратиться с заявлением о привлечении к уголовной ответственности за клевету сразу к мировому судье, минуя органы внутренних дел. Но в любом случае именно на потерпевшем лежит обязанность по сбору доказательств виновности клеветника и по их представлению в суд, тогда как уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч.ч. 2-5 ст. 128.1 УК РФ, являются уголовными делами публичного обвинения, преследование по которым осуществляется путем проведения предварительного расследования органом дознания и прокуратурой – в суде.

  • Задать вопрос адвокату

Написание и подача заявления о клевете

Немного остановимся на порядке подачи заявления о совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 128.1 УК РФ, поскольку дела частного обвинения всегда вызывают у граждан вопросы.

Так, после обращения в правоохранительные органы по заявлению будет проведена первоначальная проверка с допросом потерпевшего, клеветника и свидетелей, данные о которых будут представлены сторонами обвинения и защиты.

После проведения указанных действий материал проверки будет передан мировому судье по подследственности по месту совершения преступления.

Затем мировым судьей будет вынесено постановление о приведении заявления в соответствии с требования уголовно-процессуального закона с указанием определенной даты, которое будет направлено потерпевшему (такое же постановление будет вынесено, если потерпевший неправильно составит заявление, обращаясь непосредственно к мировому судье).

Обратите внимание! До указанной в постановлении даты потерпевшему надлежит представить мировому судье заявление о привлечении к уголовной ответственности клеветника.

То есть это будет второе заявление о привлечении к уголовной ответственности, но уже мировому судье. И ссылка на то, что я уже писал заявление в отдел внутренних дел (при обращении изначально туда), будет незаконна. На данном этапе следует учитывать, что заявление о привлечении к уголовной ответственности будет заменять собой обвинительный акт, то есть должно наиболее полно содержать сведения о предъявляемом обвинении:

  • о субъективной и объективной сторонах преступления,
  • о преступнике, с указанием его фамилии имени и отчества, адресе проживания,
  • те же данные о свидетелях.

Для правильного составления указанного заявления имеет смысл ознакомиться с материалом проверки, проведенной отделом внутренних дел, в которой должны содержаться указанные сведения. Также потерпевший вправе указать в заявлении ранее не заявленных свидетелей. После принятия заявления к производству мирового судьи будет назначено судебное разбирательств, в ходе которого именно потерпевший должен будет доказать виновность клеветника.

Обратите внимание!На этапе обращения к мировому судье с заявлением о привлечении к уголовной ответственности в силу специфики уголовного преследования настоятельно рекомендую обратиться за консультацией к адвокату, помощь которого вам также понадобится на стадии рассмотрения уголовного дела судьей.

Необходимо также отметить, что срок приведения заявления в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, указанный мировым судьей, не является пресекательным, и потерпевший вправе обратиться с указанным заявлением в течение 2 лет с даты совершения преступления, но в данном случае клеветник будет освобожден от уголовного наказания в силу истечения срока давности уголовного преследования.

В рамках расследуемого или рассматриваемого в суде уголовного дела о клевете потерпевший вправе обратиться с гражданским иском (а по делам частного обвинения – в рамках судебного разбирательства) о компенсации морального вреда и убытков, а также с требованием об опровержении порочащих сведений. Также потерпевший вправе обратиться с подобным иском в гражданском порядке после вынесения приговора.

Обратите внимание! Отказ в возбуждении уголовного дела о клевете либо его прекращение не лишает потерпевшего права обратиться за защитой своих прав в гражданском порядке с иском о защите чести и достоинства.

Как оправдать себя, если тебя оклеветали?

При построении линии защиты от обвинения в клевете, необходимо учитывать следующие важные моменты. По смыслу Уголовного закона РФ если лицо, распространяющее клеветнические сведения, считало их истинными (не сомневалось в этом), то исключается такой важный признак субъективной стороны клеветы как заведомость, в силу чего такое лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности за клевету.

То есть распространяемые сведения должны быть выдуманными, кроме того порочащими честь и достоинство личности, иными словами воспринимающимися обществом в качестве позорящих, заслуживающих порицания.

Обратите внимание! При этом, если подобные сведения сообщаются только лицу, которого они касаются, при соблюдении тайности, данное действие не является их распространением.

Лицу, обвиняемому в клевете, следует заручиться поддержкой свидетелей, документальными доказательствами своей позиции, в том числе, к примеру, заключением лингвистической экспертизы на предмет не отнесения сведений к числу порочащих, и иными доказательствами в зависимости от обстоятельств преступления.

В заключение следует сказать о том, что уголовные дела о клевете (в особенности клевета, преследуемая в частном порядке) являются делами сложными, затяжными и неприятными. Самостоятельно без помощи квалифицированных юристов доказать клевету достаточно тяжело, как собственно и защитится от обвинения в клевете.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

  • Задать вопрос адвокату

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *