Что для тебя значит любить?

Как любили в детстве вас родители? Принимали вас, понимали, позволяли расти самостоятельными и независимыми? Или любили вас за выполненное условие? «Умница! Держи конфетку!» Только в первом случае у нас формируется личность, наша самость. И, взрослея, мы оказываемся способны принимать других такими, какие они есть. В отношениях мы проявляем интерес к внутреннему миру партнера, а различия взглядов не воспринимаем как оскорбление и не бросаемся в бой за его передел.

В гармоничных парах люди остаются самими собой, им интересен мир друг друга, они уважают пространство каждого и точку зрения.

когда уходит страсть

Когда уходит страсть, приходит время настоящей любви, понимания и уважения. Или не приходит. Во время влюбленности и бурных переживаний мы не особенно рассматриваем своего любимого, не углубляемся в его внутренний мир, не замечаем разногласий. Вернее, разногласия нас не раздражают. Но стоит гормональному взрыву пройти, вдруг мы обнаруживаем множественные несоответствия. О, мой любимый не тот! И то, что раньше привлекало, теперь не интересно и мешает жить как хочется.

«Позволить себе открыться перед другим человеком, заинтересоваться его миром, но и не раствориться в нем, не потерять свое «Я» – очень сложно. Человеку, страдающему от недостатка самого себя, нужны страсти, которые его заполнят. Если их нет – он чувствует колоссальное одиночество. И пытается вновь и вновь заполнить пустоту яркими переживаниями. Вот почему только будучи самодостаточным, независимым, свободным, можно по-настоящему полюбить другого человека». Инна Хамитова, психотерапевт.

Любовь — это довольно интересное слово. Многие почти каждый день его употребляют: «Я люблю конфеты», «Я не люблю кашу». Если спросить у любого человека, что означает «любить» и «любовь», вряд ли кто-то сможет сразу и с легкостью на данный вопрос ответить. К тому же каждый человек будет это трактовать по-своему. Возможно, многие из нас никогда не думали о том, что же такое любовь.

Если взглянуть с одной стороны, возможно, они и правы. Любовь — это то чувство, которое может испытывать каждый, так как это естественно для всех людей. С другой же стороны, люди сейчас настолько далеки от естественной среды, что многие забывают, каково это, любить.

Кстати, данная проблема появилась на свет еще задолго до наших времен. Рассуждения на тему существования любви были еще с древних времен. Помните ли вы всем известную любовную историю о Джульетте и Ромео? Довольно давно была написана эта история, но уже в те времена автор называл чувства героев любовью. А была ли настоящая любовь между героями?

К сожалению, искусство может достаточно убедительно выдавать обман за правду. Когда мы доверяем искусству, нам приходится также доверять мыслям автора. Для этого автору достаточно просто быть великолепным художником, не более.

Что такое любовь?

Любовь — это то духовное, в котором нуждается каждый человек, но не может познать данное чувство на все сто процентов. Никто на этой земле не знает всего о любви, но существуют отдельные качества любви, которые так необходимы человеку для того, чтобы любить и быть любимым.

Составляющие любви

Специалистами была разработана теория, в которой говорилось о том, как, используя всего лишь три обязательных компонента, можно начать любить и быть любимым.

  1. Первый компонент называется «интимность». Данный компонент подразумевает взаимную поддержку и близость. Ее рост зависит от скорости сближения любящих людей. Довольно часто данный компонент проявляет себя, когда парам приходиться преодолевать трудности.
  2. Второй называется «страсть». Данный компонент отвечает за тактильное влечение людей. Наиболее высокой отметки она достигает на начальном этапе отношений, но прекращается со временем. Это не значит, что со временем страсть полностью проходит, просто она уходит на другой план.
  3. Третьему название – «обязательства». Этот компонент гласит о готовности людей хранить верность второй половине. Это, пожалуй, единственный из компонентов, который начинает расти со временем, независимо, продолжительные у вас отношения или краткосрочные.

Виды любви

У любви также есть свои разновидности, по мнению психологов. Их можно разделить на 7 пунктов. Каждый из них, наверное, был хоть немного знаком каждому.

Название

Характеристика

Симпатия

В основе данного чувства только один компонент — это интимность. У партнеров есть близость, нежность, привязанность, но, к сожалению, они не испытывают страсти и преданности.

Одержимая любовь

В ней присутствует страсть, но, к сожалению, отсутствует обязательство и интимность. Зачастую страсть быстро проявляется и быстро гаснет. Многие называют данный вид любви «первой».

Пустая любовь

В ней есть только обязательства, но отсутствуют интимность и страсть. Это так называемая любовь по расчету, когда человек после обдумываний все же продолжает отношения с другим человеком. Этот вид любви распространен среди семейных пар, проживших продолжительный срок, которые потеряли любое влечение между партнерами, но имеют хорошие дружеские отношения.

Любовь, основанная на романтике

Для этого вида характерны страсть и интимность, но нет обязательств. Такие отношения больше похожи на взаимную симпатию, однако, помимо эмоциональной близости, есть еще и сексуальное влечение.

Дружеская любовь

Совмещение обязательств с интимностью. Страсть в этой паре отсутствует или просто прошла.

Глупая любовь

Это необыкновенное сочетание преданности со страстью, испытываемой к партнеру, но к сожалению, полное отсутствие духовной близости. Данные отношения быстро перерастают в скоропостижные браки. Зачастую этот брак заканчивается разводом.

Настоящая любовь

В ее составе все три компонента. Абсолютно все пары мечтают о таких отношениях. Добиться их вполне реально, а вот поддерживать в дальнейшем довольно проблематично. У такой любви не получиться построить длительных отношений, но это не значит, что им приходит конец. Просто они теряют один из компонентов и перерастают в другие виды.

Что необходимо для того, чтобы полюбить?

После множества проведенных специалистами исследований многие из них пришли к выводу, что для того, чтобы полюбить и быть любимым, необходимо следовать трем советам.

  • Нужное время. У обоих людей должна быть готовность к началу новых отношений.
  • Схожесть. Наверное, многие в курсе, что люди стараются искать людей, в чем-то похожих на самих себя, причем не только по внешним данным, но и по внутреннему содержанию.
  • Стилистика ранней привязанности. Данных фактор зависит только от особенностей каждого. Так, например, спокойный человек будет намного лучшим кандидатом для продолжительных отношений.

Все люди на земле стремятся к тому, чтобы полностью понять природу любви, но, к сожалению, в ближайшее время это не получится ни у кого. Но, само собой, любовь как феномен нуждается в более подробном изучении.

Любовь – это превосходство души человека над его телом. — Ребе

По воскресеньям, после полудня, Ребе у дверей своего кабинета стоя приветствовал каждого пришедшего, давал ему благословение, совет по личному делу или духовному вопросу, Приходили, к нему тысячи людей, так что стоял он часто на одном месте по 7-8 часов. Как-то Ребе спросили, где он берет силы, чтобы держаться на ногах так долго. «Когда я смотрю на этих людей, мне кажется, что я считаю бриллианты, – ответил он с улыбкой. – Никто не испытывает усталости или слабости, когда считает нечто такое же прекрасное, как бриллианты».

Любовь, одно из наиболее часто упоминаемых нами чувств, остается загадкой для человечества. О любви, возможно, написано больше, чем о каком-либо другом явлении. Но от этого она не перестает быть непостижимой. Мы знаем, что любовь – это неотъемлемая часть человеческой жизни, единственный самый необходимый ее элемент. Однако гарантированного способа найти любовь, по-видимому, не существует.

Так что же это за чувство, явление?

Любовь позволяет нам испытать другого человека, а ему – испытать нас. Она и отдает, и принимает. Она – источник и основа всех взаимодействий между людьми. Чтобы жить полной смысла жизнью, мы должны больше знать о любви, о том, как привнести ее в нашу жизнь.

Может показаться что мы нуждаемся в любви точно так же, как нуждаемся в пище и воде, в дыхании и сне. Нам известно, что любовь удовлетворяет нашу потребность в заботе о нас, нашу потребность в близости. Очевидно, что во многих случаях мы добиваемся любви из эгоизма, потворствуя себе. Мы ищем кого-то, кто полюбит нас, потому что жаждем этого. Возможно, мы хотим любить кого-то, чтобы комфортно себя чувствовать.

Но если любовь – лишь потребность типа еды и питья, то почему она так неуловима? Почему она так трудно достается многим людям? Почему она сопровождается страданиями и разочарованием? Мы добиваемся любви на некоторое время и глубоко страдаем, когда терпим неудачу.

С такими препятствиями мы сталкиваемся, рассматривая любовь как еще одну из наших физических потребностей. Да, мы действительно нуждаемся в любви, как нуждаемся в пище и воде. Но здесь надо видеть существенное различие. Пища и вода являются элементами земли, которые поддерживают наше тело, а любовь – это язык Б-га, поддерживающий нашу душу.

Настоящая любовь имеет мало общего с любовью, которая присутствует в романах или песнях. Истинная любовь – это возвышенное чувство, связывающее наше физическое «я» с Б-гом и, следовательно, со всеми, кто окружает нас. Слишком часто мы смотрим на любовь эгоистично, как на нечто такое, чего мы просто желаем. Истинная любовь бескорыстна, потому что она неотделима от связи человека с Б-гом.

Один из наших важнейших принципов гласит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Возможно ли такое? Разве мы можем не любить себя больше, чем кого-либо другого? Ответ заключается в том, что настоящая любовь возникает не в нашем теле, а в нашей душе. Любовь – это превосходство духовного над материальным (Гания, 32). По материалистическому определению, два объекта не могут одновременно занимать одно и то же пространство. Но душа преодолевает время и пространство. Она преодолевает и самовлюбленность человека, делает его способным разделить судьбу с другим человеком.

Мудрец Гилел говорит: «Не делай своему ближнему того, чего ты не хотел бы, чтобы сделали тебе. В этом вся Тора, остальное – комментарий » (Талмуд, Шабос, 31а). Мудрость Б-га направлена на то, чтобы научить нас, как любить, как преодолевать наши материальные границы и достигать более духовного места. Такое путешествие совершается лишь с помощью души, а любовь – это тот язык, на котором мы должны научиться говорить во время пути. Любовь – это способ разговаривать с Б-гом. Когда вы смотрите в глаза любимого человека, вы переступаете границы физического мира и соединяетесь с Б-гом.

Любить – это гораздо больше, чем относиться с состраданием к другому человеку. Любовь идет дальше обмена чувствами, вызываемыми сердечным теплом. Это гораздо больше, чем поступать с другими только так, как вы хотите, чтобы поступали с вами. Любовь – это Б-жественный акт, самый чистый путь питать душу другого человека, как свою собственную.

Самая глубокая любовь не есть лишь то, что свойственно человеку. Истинная любовь – это любовь, внушенная Б-жественностью, когда одна душа приветствует другую.

Почему мы нуждаемся в любви?

В известном смысле все мы отклоняемся от нашего истинного «я». Рождение – это начало путешествия души, посланной из ее Б-жественного источника жить в неестественном состоянии, в материальном мире. На протяжении всей своей жизни мы стремимся воссоединиться с собственным «я», со своим источником. Мы ищем в себе нашу душу, Б-жественную искру.

То, что мы называем любовью, на самом деле является поисками Б-га. Многие этого не понимают. Потребность любить, быть любимыми в действительности есть потребность преодолеть свое физическое «я» и соединиться с нашими душами. Поэтому обладание в известном смысле другим человеком должно быть тем же, что и любовь к Б-гу. И наоборот. Человек, который якобы любит Б-га, но не может любить другого человека, не любит и Б-га. А тот, кто любит другого человека, но не испытывает любви к Б-гу, в конце концов обнаруживает, что называемое им любовью оказывается ограниченным определенными условиями, эгоистичным. Очевидно, что подобная любовь не является истинной.

Эти два типа любви (эгоистичная и неэгоистичная) диаметрально противоположны друг Другу.

В случае эгоистичной любви должно выполняться условие понимания ваших потребностей. Если это условие не выполняется, выбранный человек отвергается и начинаются поиски другого. На первый взгляд, это можно считать справедливым, но такая любовь обязательно окажется непостоянной. Если человек, которого вы любите, просит помощи, естественно оказать ее. Но цена этой любви может стать слишком высокой, вы чувствуете, что отдаете больше, чем получаете, и можете перестать любить. Рано или поздно вы сталкиваетесь с гораздо большими неудобствами и затруднениями, чем вам хотелось бы переносить ради другого человека.

Неэгоистичная любовь предполагает состояние, когда человек поднимается выше собственных потребностей. Она выходит из своего ограниченного мира в соединении с душой другого человека, а следовательно, с Б— гом. Если любовь возвышенна, вы вместе с любимым человеком достигаете наиболее высокого уровня духовности, вы достигаете Б— га. При такой любви не существует условий, не формулируются постоянно по-новому желания и потребности.

Ограниченная выдвигаемыми ею условиями, которые не выполняются, эгоистичная любовь исчезает. Неэгоистичная любовь постоянна и неизменна. Как правило, ограниченная условиями любовь означает забвение одной личности или подчинение ее другой вместо слияния двух личностей в одну. В этом случае любовь господствующей личности подавляет любовь подчиненной личности.

Ограниченная условиями любовь не стимулирует роста личности, ибо она является выражением временной потребности, которая в данный момент удовлетворяется. Подобно тому как человек испытывает чувство голода через несколько часов после приема пищи, тот, кто любит на определенных условиях, постоянно нуждается в новых заверениях в преданности, проявлениях заботы и благосклонности.

Не ограниченная условиями, возвышенная любовь составляет основу роста человека. Она всеобъемлюща. Она расплескивается во все стороны и влияет не только на ваши неотложные потребности, но и на все ваше «я». Такая любовь делает вас способным отказаться от собственных эгоистичных желаний ради любимого человека.

Ограниченная теми или иными условиями любовь занимает в вашей жизни определенное место, тогда как не ограниченная никакими условиями она является неотъемлемой частью всего вашего существования. И, наконец, она служит инструментом, с помощью которого вы учитесь познавать высшую реальность – Б-га.

Любовь – это основание, на котором построен наш мир. Все наши законы, взаимоотношения, воздействия Друг на друга обусловлены одним и тем же принципом. На любви основаны цивилизованность и мораль. Без любви невозможно было бы жить в мире друг с другом, уважать потребности другого и относиться ко всем с тем же сочувствием, которое мы сами хотели бы получить от других.

Однажды мальчик обратился к раввину с вопросом, почему у человека два глаза, а не один, подобно носу и рту. «Левым глазом ты должен смотреть на себя, чтобы видеть, как ты можешь совершенствоваться, – ответил раввин. – А правый глаз дан тебе для того, чтобы с любовью смотреть на других и всегда видеть их лучшие качества».

Как достигается неэгоистичная любовь?

Вступление на путь не ограниченной условиями любви способно поначалу вызвать страх. Ибо легче и безопаснее любить на своих определенных условиях. С другой стороны, неэгоистичная любовь сопряжена с риском и уязвимостью. Но мы должны научиться возвеличивать вновь обретенную уязвимость, поскольку именно это делает истинную любовь столь привлекательной, открывающей перспективу разделить нашу душу с другим человеком.

Большая часть людей склонна любить, но не готова доверять друг другу. Единственный путь стать уязвимым, открыть себя для истинной любви – это вера в Б-га и Б-жественность в душе человека, которого вы могли бы любить.

Для достижения неэгоистичной любви необходимо прежде всего полюбить самого себя, создать гармонию между собственным телом и душой. Это предполагает понимание того, кто вы в действительности и что должны совершить в этом мире. Это значит быть довольным своим призванием и не искать развлечений. Находясь в конфликте с самим собой, как вы можете рассчитывать на счастливую любовь с другим человеком?

Наука любить себя может оказаться трудной. Не всегда собственное «я» способно соединиться с Б-гом. Человек придерживается своего плана или следует Б-жьим указаниям. Рассматривает себя как обязанную всем самой себе обособленную личность или как существо, созданное по образу Б-га. Чтобы расти, нравственно совершенствоваться, надо научиться сдерживать свое «я», раскрываться и давать место чему-то более важному, чем вы сами.

Если вам не удастся полюбить Б-га, который пребывает в вашей душе, вы будете постоянно искать любовь. Возможно даже обращение к пагубным формам любви в стремлении заменить отсутствие внутренней любви. Вот почему мы не начинаем жизнь с поисков любви. В детстве человек учится получать любовь от родителей, от братьев и сестер, от окружающих. В зрелом возрасте можно начать поиски любви со стороны постороннего человека, который станет партнером по браку на протяжении нашей жизни.

Конечно, любовь супругов, любовь членов семьи и любовь друзей – это не одно и то же. Но во всех этих случаях присутствует один общий момент. Все они отражают любовь между человеком и Б-гом. Любовь, которой мы учимся у своих родителей, в своих семьях, у своих учителей. Чтобы ребенок стал любящим взрослым, он должен получать любовь и постоянно ее видеть.

Кроме того, ребенок должен постичь науку ценить любого другого человека и каждый аспект нашего существования на земле. Мудрец Гилел говорит: «Любите творения» (Поучения Отцов, 1:12). Почему «творения», а не «людей»? Потому что даже будучи только «творениями», они созданы Б-гом. А это само по себе является основанием для того, чтобы любить их.

Каждое одинокое существо на земле достойно уважения, каждый человек подобен бриллианту. Бриллиант может казаться потускневшим, но под кажущейся тусклостью скрыты красота и изящество, которым нет равных. Он драгоценен независимо от того, как выглядит снаружи, независимо от его окружения.

Мы должны с уважением относиться к каждому человеку, видеть его врожденные достоинства, оказывать ему помощь, используя любые необходимые для этого средства. Если наружный слой человека представляется потускневшим, надо поощрять в нем стремление очиститься. Если его грани кажутся шероховатыми, следует помочь ему «отшлифоваться» путем открытия доступа к его внутренним ресурсам.

В этом и состоит истинная идея любви – высоко ставить каждого человека, независимо от того, кто он и какое занимает положение. Любой человек должен иметь возможность совершенствоваться. Наши мудрецы говорят: «Грехи должны быть стерты, но не грешники» (Талмуд, Брохос, 10а). Любовь к каждому существу, которое нравится, не имеет значения. Значение имеет любовь, не ограниченная никакими условиями. Вы не обязаны принимать выбор другого человека и учить своих детей подобным выборам. Но вы обязаны принимать другого человека. Даже отвергая философию отдельной группы людей, вы не должны отвергать этих людей.

Любовь – не подавление кого-нибудь тем, что вы считаете благотворным для него. Любовь – эта оценка по достоинству индивидуальности каждого человека, требующая максимальной чуткости. И распространяться она должна на всех людей, любого происхождения, темперамента и т. д.

Неэгоистичная, разумная любовь предполагает определенный уровень образования, воспитания и дисциплины. Это справедливо в масштабе как отдельной личности, так и общества в целом, как детей, так и взрослых. Недостаточно любить кого-то, а затем оставить его одного, когда он совершает нечто опасное для себя или других. Любить – не значит приносить в жертву высшие образцы нравственности. Если из-за так называемой любви родители не наказывают своего ребенка, совершившего неблаговидный поступок, это не значит, что они по-настоящему его любят. Любовь является стимулом для добрых дел, средством космического единства, единства между человеком, Б-гом и Вселенной. Поэтому делайте что-нибудь во имя любви для ближайшего человека, с которым вы сталкиваетесь, посторонний ли это человек или ваш супруг. Поступайте так, даже не получая ничего взамен. Вводите в свою жизнь любовь не только на своих условиях, но и за пределами установленных вами границ.

Научитесь любить свою семью по-новому. Любите своих родных не только потому, что они ваша плоть и кровь, но и потому, что они Б-жьи дети. Прежде чем уложить детей спать, поцелуйте их no-новому. Пусть ваши поцелуи будут полны огня вашей Б— жественной души. Поговорите с ними о любви, о том, как надо заботиться друг о друге. Вы увидите, как это новое понимание любви будет переноситься на все, что вы делаете.

С точки зрения развития технологии, мы живем в эпоху беспрецедентного единения. Тем не менее наши личные связи оказались более ослабленными, чем когда бы то ни было. Давайте станем сторонниками любви, не ограниченной определенными условиями, и сделаем ее идеалом нашего поколения. Давайте любить друг друга, чтобы создать единство между людьми, между человеком и Б— гом. Давайте рассматривать наше технологическое единение как возможность донести любовь до всех. Сначала до нас самих, затем до наших семей, наших общин, наших народов, наконец, до всего мира. Давайте возвестим тот день, когда не будет ни зависти, ни ссор, когда восторжествуют любовь и единение.

Адаптированное изложение.

Любавичский Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон Из книги «К жизни полной смысла»

Вопрос. Что такое любящая доброта? Мне требуется напрягаться чтобы поддерживать в себе некое прямо-таки любящее чувство ко всем. Эта практика для меня довольно трудна. Видимо, всё из-за того, что я не эмоциональный человек и не понимаю, что это за чувство такое.

Ответ. Этот вопрос задают на самом деле довольно часто. При этом спрашивающие часто сомневаются в своей способности «излучать любовь», «производить чувство» и т.д. И правильно делают, потому что когда мы говорим о любящей доброте, излучение каких бы то ни было «чувств”, если здесь подразумеваются эмоции, имеется в виду в последнюю очередь.

В оригинале, на палийском языке, то, что мы привыкли называть любящей добротой, обозначается термином «метта». Что же такое «метта» и – шире – что такое Брахма Вихары (напомню, что метта это лишь одна из четырёх Брахма Вихар)? Чувство ли это? Или может быть это такое качество, подобно тому, как когда о ком-то говорят, что он – добрый человек?

Если это чувство или качество, тогда у нас возникают проблемы: мы вынуждены выжимать из себя некое чувство, которое у нас обычно рассматривается как своего рода эмоция, или насаждать в себе некое качество, и в обоих случаях это связано с напряжением, с насилием. Иногда это заканчивается тем, что человек с облегчением бросает эту практику, когда заканчивается ретрит.

Проблема в том, что термин «любящая доброта» очень не точно передаёт смысл термина «метта” и, кроме того, он отягощён дополнительными христианскими коннотациями. Любящая доброта это практически добротолюбие, с одной стороны, с другой – это нечто, имеющее отношение к «любви», которая в христианстве является чувством, и с «добротой», которая является душевным качеством человека. И то и другое имеет довольно отдалённое касательство до того, что на самом деле обозначает термин «метта”.

Во многом это недоразумение возникает по лингвистическим и отчасти – культурно-историческим причинам. Так вот: точного аналога для термина «метта” в европейских языках нет! Это слово происходит от существительного «митта”, то есть друг. Казалось бы, слово «метта” можно перевести как дружелюбие. Но в европейской культуре дружелюбие – слишком холодное слово. В восточной культуре друзья могут быть очень близки, так, как в европейской культуре редко бывают близки даже братья или сёстры. И вот, когда мы говорим о метте, речь идёт о таком дружелюбии. И это не эмоция, и не качество, а… что?

Итак. Как обычно, если у нас что-то не получается, значит мы что-то усложняем. Метта в частности и Брахма Вихары вообще это не эмоция, и даже не столько чувство или качество, сколько отношение. Отношение к миру и к себе, или позиция по отношению к миру и к себе. В случае с меттой это отношение – тёплое, дружественное, дружелюбное, добродушное. В случае с каруной – это отношение милосердное. В случае с мудитой – это отношение сопричастности, радостного участия. В случае с упеккхой – это отношение спокойного принятия, равностная позиция по отношению ко всем и всему.

Впрочем, и с «отношением” всё не так просто: зачастую для нас этот термин связан с мнением: «каково ваше отношение к деятельности имярек?” Но в данном случае имеется в виду, конечно, не мнение и даже не мировоззрение, а, так сказать, «мировИдение” – то, с какой позиции мы видим мир, с позиции войны или с позиции дружеского расположения.

В инструкциях мы употребляем слово «чувство”, потому что в практическом плане оно зачастую оказывается более рабочим. Инструкция «излучать чувство по направлениям” немного понятнее, чем «распространять отношение по направлениям”. Такая формулировка рождена фактом, что когда мы приходим в тёплое дружественное расположение к миру, мы ощущаем это словно исходящее от нас тепло или свет. Поэтому инструкции типа «излучать чувство” как правило хорошо работают. Но с другой стороны, это слово – «чувство”, – как уже было сказано выше, иногда вводит в заблуждение. Это проблема отсутствия в европейских языках специального термина для такого рода явлений.

Итак, что значит – пребывать в метте? Это значит пребывать в дружелюбном, дружественном, доброжелательном, тёплом расположении к себе, к людям, к другим существам. Мы не столько «излучаем чувство”, сколько смещаем точку зрения. Мы улыбаемся, а не хмуримся. Мы протягиваем руку, а не сжимаем кулак. Мы расслабляемся, а не напрягаемся. Мы от души желаем счастья, а не лелеем недоброжелательные мысли. Первый шаг к метте – это улыбка. Вот почему, в том числе, так важна практика 6Р.

Практикуя метту, мы раз за разом возвращаемся в это расположение, в это отношение, в эту позицию. Мы начинаем эту практику, вспоминая моменты, когда мы пребывали в этом состоянии – когда у нас не было камня за пазухой, когда наши кулаки были разжаты, когда лицо было спокойно и светилось внутренней улыбкой. Мы вспоминаем это чувство расположение и желаем себе пребывать в этом расположении. Потом мы добавляем к этим пожеланиям духовного друга. И кроме того, мы практикуем доброжелательность и в повседневной жизни.

Постепенно наш ум привыкает находиться в этом отношении к миру и к себе. Не в «чувстве”! Чувство, эмоция, это возбуждение нейронных сетей в мозге, но ни одна сеть в мозге не может находиться в вечном возбуждении, тем более что в ходе практики Брахма Вихар наш ум должен становиться спокойнее. Поэтому речь идёт именно об отношении. И такая перемена отношения к жизни и себе радикально меняет наше бытие.

Итак, термин «метта” может быть представлен в виде суперпозиции следующих понятий из европейской культуры: любовь и любящая доброта (но не в эмоциональном смысле), дружелюбие (с более тёплым, сердечным оттенком, чем часто подразумеваемое внешнее дружелюбие), дружественное, доброжелательное отношение (отношение как расположение, позиция, мировИдение, а не мнение). Поэтому не нужно пытаться вымучивать из себя некую эмоцию. Гораздо ближе к истине будет изменение позиции, взгляда на мир и на себя.

Противоположность метты – именно недоброжелательность.

Что такое любящая доброта? Метки:Практика

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *