Что есть истина Христос?

Эти слова показывают то, что нет и не может быть никакого другого пути к Богу Отцу. Любая другая религия, которая не исповедует Иисуса Христа Господом и Спасителем, не может быть путем к Богу Отцу, не может быть истиной и не имеет в себе жизни, а значит, не может обещать жизнь исповедующим ее. Посмотрим, на основании чего Иисус Христос сделал такое заявление.

Итак, любая религия, исключающая жертву Иисуса Христа, бессмысленна, даже если она основана на философии и мудрости древних. При создании мира, когда Бог полагал основание земли, в него был заложен краеугольный камень: «…где был ты, когда Я полагал основание земли? Скажи, если знаешь. …На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» (Иов.38:4,6,7).

Скажи, если знаешь? Краеугольный камень был положен Богом в основание земли, при ее создании, и никто не может заменить это основание на другое, никакая другая религия не заменит и не изменит то, что было положено в основание при создании земли. О том, Кто является краеугольным камнем, говорится и у Исаии: «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» (Ис.28:16).

А в Послании к Ефесянам уже прямо говорится о Том, Кто же является краеугольным камнем, Который Бог положил в основание земли: «…быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие духом» (Еф.2:20-22). Вот так прямо Апостол Павел называет Того, Кто является краеугольным камнем, Который был положен в основании и Который отвергли строители, но Он сделался главою угла. Это – Иисус Христос, Он – единственное основание и фундамент, на Ком можно строить свою веру.

А что может предложить любая другая религия? Путем собственной праведности, лишений и отречений достигнуть духовных высот и вечности? Утверждать, что Бог един для всех религий, и только имена у Него разные, что каждому народу Он открывался под разным именем? Хорошо, допустим, что это так, но если Бог – Один для всех, то тогда и Краеугольный камень, положенный в основание земли при ее создании – Один для всех. И положен Он на Синае, а не в Тибете, не в Индии и не в Китае, а в Израиле. И имя этому Краеугольному камню – Иисус Христос. И нет другого имени под небом, которым надлежало бы спастись человекам. Если Бог – Один для всех религий, то существует и одно установление, одна воля, пусть даже обращенная к разным народам, но одна. А религия, отвергающая это основание, отвергающая Иисуса Христа, как Сына Бога, и выдвигающая свои идеи, основана на духе антихриста.

Отвергая Сына Бога и принесенную Им жертву, любая религия лишает людей возможности спасения. Одна вера в Бога, без спасительной силы и жертвы Иисуса Христа, ничего не дает. Наша праведность в глазах у Бога, как запачканная одежда, и только жертва, пролитая кровь, может убелить и очистить нашу одежду.

По закону духовного мира, за любой грех следует нести наказание – смерть, а значит, нужна жертвенная кровь, омывающая грехи. Вот, почему враг, обольщая, предлагает сотни религий, основанных на философии и мудрости в соприкосновении с потусторонними силами. Его не пугает вера в Бога, даже если ты будешь служить самоотверженно, с лишениями и уничижениями плоти. Ведь он сумел украсть у человека веру в спасительную силу Христа, в необходимость Его жертвы, как говорится в Писании: «…ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12). Всеми стараниями человека, путем уничижения своего эго, через многие лишения и очищения: через пищу и питье, достичь праведности невозможно. Если врагу удалось выбить из-под ног Краеугольный камень, заложенный в основании земли, то в какую бы праведность они не оделись, пред лицом Бога это, как запачканная одежда, не омытая Кровью Иисуса Христа.

Лишившись веры в то, что Иисус Христос – Сын Божий – является жертвой за людей, человек лишается сразу всего.

Во-первых, пути к Богу, так как он уже пошел не тем путем, потому что Иисус является единственным путем в небо, к Отцу. И те, которые пытаются проникнуть другим путем, то есть войти не в дверь, а перелезть через ограду, являются ворами и разбойниками, так как Бог говорит, что дверью является Иисус Христос и только через это Имя можно войти в Царство Отца: «…истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. …кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник…» (Ин.10:7,1).

Во-вторых, лишается истины, так как он обманут, и его религия, лишенная основания, положенного при создании земли, является обманом, и нет в ней истины, так как Иисус есть истина, как пишет о Нем Иоанн: «…благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин.1:17).

И, в-третьих, лишается жизни, потому что через Христа и Его воскресение у человечества есть надежда иметь жизнь вечную. Именно Иисус Христос является победителем над адом и смертью, и никто другой. Никто другой не сражался и не побеждал дьявола, и только имени Иисуса Христа подчиняются все Власти, Силы и Начала. Только это имя возвеличено пред небом, и в Его руках – ключи ада и смерти.

Итак, слова Иисуса Христа о Самом Себе: «…Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6), являются истинными и несут в себе огромную опасность для противника человеческих душ. Поэтому он ворует у людей именно веру в необходимость Иисуса Христа и дает взамен религию, лишенную смысла, верного пути, истины и жизни, зато преисполненную философией и мудрствованием, заменяя этим Краеугольный камень, положенный Самим Богом в основание земли еще при ее создании.

Можно ли основывать свою веру на религии, лишенной основ, спасения и смысла? Как говорит Апостол Павел: «…а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор.15:14), то есть без веры в воскресение Иисуса Христа и вера в Бога тщетна, пуста и бессмысленна, так как Его воскресение являет собой смысл нашей веры, и наша вера не тщетна. Это – завершение Божьего плана, основанного при создании земли. Но так как воскресение без Иисуса Христа невозможно, то обольстителем придуманы различные виды перевоплощений и переселений душ, ведь душа человека бессмертна. Но это – не путь к Богу Отцу, а уловка отвлечь от истины, обмануть и погубить. Отвергнув камень, положенный в основание создания земли, строить не на чем. На собственной праведности и обманутых надеждах? Не безумие ли это? Как говорится в Писании: «…так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере. Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось» (2Тим.3:8,9).

С древнейших времен человек задумывается над тем, что же такое истина, да и есть ли она вообще? Зачем человеку дана жизнь и в чем ее смысл? Это вечные вопросы философии. Некоторые люди считают, что истина — в знании, другие — в вере. Есть те, кто утверждает, что истина — в чувствах людей. И каждый из них будет по-своему прав. Нет четкого определения, что такое истина Каждый человек по-своему трансформирует это довольно абстрактное понятие.
Всегда, во все времена люди искали истину в сложных и возвышенных вещах. На этом фоне особенно поражает простота, с которой это понятие раскрывается у Булгакова. Беседа Иешуа с Понтием Пилатом дает очень простой ответ на такой сложный вопрос. На вопрос прокуратора «Что такое истина?” Иешуа говорит: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. …Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан”. Вот она, истина Иешуа не ищет ее в высоких словах и чувствах, а видит ее в простых и, на первый взгляд, обыденных вещах. Для него просто необходимо жить истинной жизнью, это единственно возможное для него состояние.
Создавая этот образ, Булгаков показал, что и добро, и милосердие, и любовь к людям являются следствием истинной жизни, следствием честности с другими и с самим собой.
В сцене разговора Иешуа с Понтием Пилатом происходит столкновение двух истин: вневременной, вечной истины Иешуа и «ершалаимской” истины Пилата Прокуратор пытается подтолкнуть арестанта ко лжи, не понимая его убеждений: «Отвечай! Говорил?.. Или… не… говорил?”. Лишь на мгновение он, казалось бы, постигает вечную истину Иешуа, но изгоняет ее, как видение. Пилят не принимает ее, а потому и не проявляет милосердия к своему пленнику.
Ложная жизнь, не приемлющая истину, «во всей красе” представлена жителями Москвы. Они врут, никогда не являют свои истинные чувства. Только два человека во всем городе не боятся противопоставить всеобщему вранью окружающих свою собственную честность — Маргарита и Иван Бездомный. Последний сумел не только признать ужасными собственные стихи, но и отказаться, навсегда отказаться от их написания. Оба эти героя, однако, не выдерживают «сражения” с ложной жизнью. В эпилоге Иван Бездомный уже «знает, что в молодости он стал жертвой преступных гипнотизеров, лечился после этого и вылечился”. Однако истина не покидает его совершенно, как платок к Фриде, она постоянно возвращается к нему. И Маргарита также терпит поражение в городе, а истину вместе с Мастером находит уже в вечности.
В романе «Мастер и Маргарита” изображена истинная жизнь и жизнь ложная. Как в свое время Толстой, Булгаков противопоставляет друг другу эти две жизни. В эпилоге он показывает жизнь города, которая как бы замыкается в круг. Город утратил все духовное и талантливое, ушедшее из него вместе с Мастером. Утратил все прекрасное и вечно любящее, ушедшее вместе с Маргаритой. Он утратил все истинное, что было. Наконец, из него ушел далее Воланд со своей свитой, который, как это ни странно, также является героем истинной жизни, ведь именно он разоблачает ложь и притворство жителей Москвы. Что же в результате остается в городе? Люди, живущие обыденной, лишенной каких-либо чувств, неистинной жизнью. Людишки, обреченные на общение только с материальной стороной жизни…
Всю жизнь человек стремится к поставленной цели, ищет свою собственную истину, свой смысл жизни. И от того, как он проживает свою жизнь, зависит то, что он обретет после смерти. Это тоже истина, которую Булгаков раскрывает на примере всех героев «Мастера и Маргариты”. Вспомним, что говорит на балу Воланд: «Вы всегда были горячим проповедником той теории, что по отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие. …Ваша теория и солидна, и остроумна. Впрочем, ведь все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!”.

Апокрифические поучительные беседы воскресшего Иисуса Христа с учениками и одновременно весьма содержательные произведения теогонического и космогонического характера — вот что содержат двенадцать христианских гностических писаний, публикуемые в данном сборнике и переведенные непосредственно с оригинала, а не с западноевропейских языков зарубежных переводчиков. Рукописи публикуемых произведений дошли до нас на двух диалектах коптского языка (языка египетских христиан) и датируются IV в. н. э. К переводам приложен обширный смысловой комментарий с указанием параллелей и аллюзий в других гностических писаниях и в каноническом тексте Библии (преимущественно в Новом Завете), а также в назорейской, манихейской и герметической литературах. При всей сложности текстов, автор максимально облегчил их чтение. Данное издание ориентировано не только на узких специалистов, но и на тех, кто профессионально занимается или просто интересуется проблемами истории религии, в частности, проблемами истории раннего христианства и христианского гностицизма, апокрифической литературы, а также теологическими и философскими вопросами.

Понтий Пилат – одна из самых трагических личностей Нового Завета. Его вопрос «Что есть истина?» волнует сегодня тысячи атеистов.

Понтий Пилат считал себя сильным человеком. Да, в сущности, так оно и было. Слабому был закрыт путь на те вершины власти, которых достиг Пилат.

Он считал себя человеком образованным, и это тоже была правда. Воспитанный на греческой философии, он, как и все знатные римляне, любил порассуждать о разных вопросах. Будь он сейчас в Риме, а не в Иудее, он, возможно, провел бы много часов и дней в спорах с этим Философом, возлежа на усыпанном лепестками роз, ложе.

Рим, великий Рим, вобравший в себя все мыслимые и немыслимые свободы. Хочешь – будь стоиком, хочешь – эпикурейцем. И проводи себе хоть всю жизнь в спорах, дискуссиях. Конечно, для него, Понтия Пилата, все это – чудачество. Он принадлежит к новому поколению римлян, которое в своей лояльности к разным точкам зрения пошло еще дальше. Скептическая школа, приобретшая в то время значительное влияние, утверждала, что ни одной проблемы нельзя решить однозначно, ни одно утверждение не более истинно, чем противоположное. Поэтому, мудрее всего воздерживаться от утверждений: только это дает спокойствие, свободу от сомнений, равнодушие к горю и радости. На всякое слово есть и обратное. Чего еще желать человеку? Истины нет. Он говорил себе это. И это помогало ему жить, давало спокойствие, избавляло от лишних сомнений.

«Итак, – сказал Понтий Пилат, обращаясь к Иисусу Христу, – Ты Царь? Иисус ответил: ты говоришь, что Я Царь; Я на то и родился и пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Иоанна 18:37).

А теперь на минуту прервем наше повествование о Пилате и зададимся вопросом: как прозвучал этот ответ Иисуса Христа для него, Понтия Пилата. Почему слова Иисуса Христа привели в смущение могущественного прокуратора, и он поспешно уклонился от дальнейших дискуссий.

Ключевым словом краткой речи Иисуса Христа является слово «истина» (греч. алетейа). Какое же значение, какую смысловую окраску несет оно в себе?

1) Разные школы классической греческой философии с равной силой и убеждением доказывали порой самые противоположные вещи. Слово «алетейа» имело значение контраста, противопоставления всем существующим заблуждениям.

2) Слово «алетейа» также являлось противопоставлением лжи и неполной истине. В этом значении его постоянно употреблял Гомер.

3) Каждый образованный римлянин должен был знать философскую систему Платона, по которой мир представлялся в двух ипостасях – первая это мир грубой материи, мир временный, видимый, изменяющийся, второй – истинный (у Платона используется именно слово «алетейа») – мир идей, мир вечный, неизменный.

4) Слово «алетейа» у Платона употребляется и в значении «подлинность».

Так что, объединив эти значения, мы увидим, что Иисус Христос сказал Понтию Пилату:

«Я свидетельствую не о том, о чем спорят, оттачивая языки, философы мира сего, блуждая по замкнутому кругу. Я не скрываю что-то, не показываю только то, что хочу, но говорю настоящую правду. Правда моя вечна, непреходяща, неизменна, абсолютна. Она подлинна. И если ты, Понтий Пилат, действительно хочешь ее найти, то ты услышишь и поймешь Меня».

И что ответил Понтий Пилат Иисусу Христу? Он спросил: «Что есть истина?» – и ушел.

Вопрос явно риторический. Вопрос, на который Понтий Пилат и не ожидал ответа. Но существует ли ответ на этот вопрос? Да, существует. Нужно только задать точнее сам вопрос и спросить: «КТО есть истина?» Истина есть Иисус Христос. Он Сам сказал об этом: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Иоанна 14:6).

К Понтию Пилату на суд привели Личность. И Понтий Пилат должен был пойти на сближение с Ней. У замечательного русского юриста и адвоката А. Ф. Кони есть следующее высказывание: «Ни один настоящий адвокат не станет защищать, и ни один порядочный прокурор не станет обвинять, пока он не постигнет сам для себя личность обвиняемого».

Мог ли постигнуть Понтий Пилат Личность Христа? Мог. Почему он не сделал этого? Он боялся. Он боялся, что если Он постигнет Личность Христа, то тогда придет конец его карьере, конец спокойной жизни.

И он вышел от Иисуса Христа. Он вышел затем, чтобы не видеть эту Личность. Он пытался спасти Иисуса Христа от распятия, но когда он услышал: «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю», – он сломался. Он оставил за собой право сломаться, когда, отвернувшись от Иисуса Христа, пробурчал: «Что есть истина?»

«Что есть истина?» Удобный вопрос, не так ли? Я порядочный человек. Я хочу жить спокойно, в моей жизни было уже достаточно битв, достаточно волнений. Я не хочу никому делать зла. Я стремлюсь к самосовершенствованию. Читая умные книги, я часто спрашивал себя: «Что есть истина?” – и не находил ответа. И раз я честно ищу, и честно не нахожу ответа, значит я сделал все, что мог, и меня не мучает моя совесть. И мне это очень нравится.

Но рано или поздно, Понтий Пилат, к тебе приведут избитого Иисуса Христа и скажут: «Распни Его». Что тогда? Что произойдет, когда Истину, которую ты искал всю жизнь, к тебе приведут избитую и связанную? Захочешь ли ты тогда честно принять ее, или, не желая вносить в свою жизнь беспокойство и неудобства, пробурчишь: «Что есть истина?» И убежишь. Хочешь честно, Пилат? Ты сразу догадался, Кто перед тобой. Ты ведь умный человек, ты начал понимать, что это за Царь. Но ты не хотел этого понимать, Пилат. Ты боялся этого. Ты хотел спокойствия. Но спокойствия больше не будет. Ты сильно просчитался.

Рано или поздно к каждому из нас приводят Иисуса Христа. Приводят связанного, избитого. Такого, каким мы видим Его в 18 главе Евангелия от Иоанна. Мы сразу спрашиваем Его, почти уверенные в ответе: «Ты – Царь?»

И Он отвечает: «Ты говоришь, что я Царь». А дальше… Давайте не будем задавать ему риторического вопроса Пилата. Давайте спросим Его:

«Ты есть истина?»

И Он ответит: «Ты говоришь, что Я – истина».

А. Волков

Газета «Сокрытое Сокровище» № 4 (120) апрель 2007 г.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *