Что изучает риторика

Не всякий человек может спокойно выступать перед публикой. Хорошо, когда в этом нет потребности. Но некоторые профессии требуют от человека систематической работы с публикой. Постоянный диалог с толпой вынуждены вести вокалисты, ведущие, политики, педагоги и представители других публичных профессий. Публика психологически воздействует на выступающего, но и он влияет на нее. Чтобы уверенно держаться на публике, знать, как убеждать людей и правильно преподносить нужную информацию, важно обучаться искусству речи.

Ошибки ораторов

Начинающим ораторам сложно уверенно преподносить информацию большому количеству людей. Ожидающие взгляды обескураживают самого уверенного в себе выступающего новичка. Держаться на публике – это наука, которую излагают книги по риторике, ораторскому искусству.

Книга О.Болсунова «Ораторское искусство для начинающих»пользуется популярностью за счет подробного рассмотрения ошибок, которые допускают ораторы в своих выступлениях. В ней происходит анализ текста для подачи людям, какие в нем есть ошибки. Автор книги рассматривает негативные характеристики выступающего, а также он помогает:

  • обучиться правильно вести себя при чтении речи;
  • обращает внимание на жестикуляцию;
  • определяет правила, которые помогают избегать ошибок ораторов;
  • рассматривает, по каким причинам получаются провальные выступления и как их предотвратить.

Рассматривает лексические ошибки при выступлении Борис Тимофеев в своей книге «Правильно ли мы говорим?». Здесь на доступном языке объясняется, как взаимодействовать с публикой и не допускать ошибок в речи.

Эти две книги – полезное сочетание при проработке ошибок поведения и речи оратора.

Книги с техниками и упражнениями

Еще за несколько веков до нашей эры греческие философы уделяли особое внимание ораторскому искусству. Великие полководцы и императоры устраивали вечера соревнований, где каждый читал стихи, прозу или рассказывал историю. Так они учились избегать ошибок в речи, чувствовать себя уверенно перед многочисленной публикой. Мы можем только предполагать, как именно они тренировались, но такие занятия и в наши дни актуальны.

Полезным пособием по развитию речи, обучению ораторскому искусству является книга по риторике Хайнца Леммермана «Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями». Немецкий профессор написал ее еще в середине прошлого века. В ней излагаются основы риторики понятным языком даже для самого непросвещенного в этой области читателя. Автор осветил принципы и понятия ораторского искусства. Этот учебник уникален тем, что подходит для разных возрастных категорий, начиная от школьника, заканчивая состоявшимся человеком в преклонных годах. Здесь профессор подчеркивает, что важно выполнять написанные упражнения каждый день, тогда человек достигнет значительных успехов.

В книге освещается:

  • как подготовиться к выступлению;
  • приводятся техники подготовки речи;
  • упражнения для подачи текста.

Книга Карстена Бредемайера «Черная риторика» содержит эффективные упражнения, которые помогают вести переговоры, убеждать людей. Здесь на примерах читатели обучаются правильной постановке вопросов, вербальным и аргументированным приемам, позволяющим достигать своей цели в выступлении. Автор подчеркивает, что вести переговоры или подавать информацию – это действительно ораторское искусство, которым нужно овладеть.

Ораторы, желающие эффективно общаться и подавать информацию, важно проработать книгу «Гений общения» Д. В. Аксенова. Здесь рассматриваются не только основы риторики, но и психологические аспекты коммуникации. Книга написана в юмористическом стиле, что способствует ее быстрому и качественному изучению. В ней рассматриваются процессы:

  • калибровки;
  • подстройки;
  • личностное редактирование;
  • манипуляции и контрманипуляции;
  • мышления в общении.

Эти процессы автор взял из раздела психологии – нейролингвистическое программирование. В ней описывается мастерство общения с использованием психологических приемов для увеличения эффекта убеждения.

Популярен курс риторики с подборкой упражнений «Учимся говорить публично» Владимира Шахиджаняна. При обучении и проработке этого курса человек получает важные навыки общения с многочисленной публикой:

  • ощущение свободы во время выступлений перед аудиторией, человек чувствует себя «как в своей тарелке» и нет ни тени сомнения или скованности в его голосе и движениях тела;
  • уверенность в ведении диалога – важный навык для публичных людей, которые постоянно ведут переговоры, решают массу проблем на виду у людей;
  • четкость и ясность в формулировке мыслей – этот навык особенно важен для ораторов, ведь люди, слушающие их, должны понимать и осознавать к каким действиям или мыслям он их призывает и чего он от них хочет добиться.

Научное представление риторики, работа над правильностью лексики

Отличительным научным подходом и изложением материала отличается книга Волкова А. А. «Курс русской риторики». Она незаменима для студентов высших учебных заведений, так как написана на основе лекций, прочитанных автором в ВУЗах МДА и МГУ. В ней подана такая информация:

  • как язык связан с речью и культурой;
  • история возникновения риторики;
  • проблемы аудитории, слушающей оратора;
  • принципы и законы логики;
  • правила произнесения ораторской речи;
  • основы ведения диалога;
  • примеры, показывающие построение текста для оратора, анализ этого текста.

Этот учебник содержит в себе много научной информации, поэтому изложен профессиональным языком. Его не рекомендуют использовать новичкам в этой сфере, так как им сложно сориентироваться в терминах и научных понятиях. К тому же, книга не содержит практических занятий по обучению мастерству привлечения внимания людей своей речью.

Еще одним путеводителям в научный мир коммуникации является книга Л. А. Введенской «Культура речи». Выступающий человек должен не только красиво и опрятно выглядеть – это первые 5 минут успеха, но и грамотно выражать свои мысли – это 100% успеха доклада. Приятнее воспринимать грамотную речь с нужной расстановкой пауз, без ошибок в словах и дополнений в виде «э-э-э», «ну-у-у», «и-и-и».

Автор книги обращает внимание в первой ее половине на теоретические основы общения и подаче материала людям. Вторая часть посвящена практическим способам коммуникации:

  • мимике;
  • литературному языку в докладах;
  • жестикуляции;
  • паузам в разговоре и так далее.

Книга отличается содержательной и полезной информацией о том, что такое речевой этикет, почему он должен присутствовать при коммуникации, какие есть нормы литературного языка, какие бывают качества речи (понятность, богатство, выразительность, разнообразие и другие).

Психологические моменты невербального общения

Риторика, психология, логика – эти и другие науки произошли от философии, где изучается влияние людей друг на друга. Эти направления научных знаний не существуют отдельно друг от друга. Чтобы достичь сердец людей важно не только произносить правильные русские слова в нужном падеже и склонении. Для этого важен психологический компонент донесения информации. Словами не передается эмоция, чувство и посыл к действию.

Большинство книг по риторике сопровождаются психологическими основами невербального общения. Они важны для выступающего чтобы преподносить информацию, для лучшего ее восприятия, а также чтобы понимать собеседника.

Книга Аллана и Барбары Пиз «Язык телодвижений» незаменима в понимании других людей по их поведению. На основе полученной информации о чувствах и ощущениях собеседника во время диалога выступающий человек делает вывод о правильности своих слов или же их корректировке. В общении легче влиять на восприятие человека, если понимать его. Книга предоставляет информацию:

  • что такое восприимчивость, интуиция;
  • о жестах при общении;
  • зоны общения человека;
  • передача информации посредством рук, ног и других частей тела;
  • значение взглядов;
  • защитные барьеры;
  • значение использования аксессуаров в общении.

Изучив принципы понимания по движению тела, оратор учится понимать собеседника, его мысли относительно полученной информации, искренность и правдивость в общении.

Сергей Шипунов в своей книге «Харизматичный оратор» также освещает психологические проблемы общения и воздействия на публику. Автор отдельное внимание уделяет энергетике речи, построению и донесению до сознания людей метасообщений, подчеркивает значение простоты и открытости оратора. Каждому публичному лицу важно представлять собой естественность и простоту, люди чувствуют фальшь, и не всякий пойдет за фальшивым оратором. Углубленно рассматривает автор причины страха перед аудиторией. В книге также расписаны психотерапевтические принципы, если человек испытывает сильный страх перед выступлением. Этот труд полезен для изучения не только публичным людям, но и студентам, даже школьникам, которые боятся выступать перед учителем и классом, хотя и знают ответ на вопрос.

Лучшие книги, которые важны каждому оратору

Собранием важных рекомендаций по риторике, научному пониманию этой науки и практическому применению методов, считаются такие книги, как:

  • Н. Н. Кохтев «Риторика»; Кохтев в своей книге помогает формировать правильную речь, анализировать тексты известных ораторов, отвечает на вопросы по риторике, предоставляет информацию сжато и доступно для учеников 8-11 классов. Применяется также для самообразования.
  • О. Марченко «Основы красноречия. Риторика как наука и искусство убеждать. Учебное пособие»; Марченко уделяет внимание практическим аспектам риторики, предоставляет методические рекомендации для достижения художественно-выразительных возможностей речевого действия.
  • Аристотель «Риторика». Книга Аристотеля – база всякого человека, желающего выступать на публике.

Эти труды предоставляют важную информацию, которую должен знать каждый оратор в теории и на практике.

В книгах по ораторскому искусству важно выделять те аспекты, которым вы хотите научиться. Если у вас проблемы с лексической подачей текста, нужно читать книги о правильной русской речи. При развитии страха на публике или желании больше на нее воздействовать, нужно изучать психологическую составляющую риторики.

1.Риторика-как учение о мысли и речи. Определение риторики.

РИТОРИКА

Лозбенева Татьяна Борисовна

Энциклопедии и словари отвечают на этот вопрос примерно так:

риторика – теория ораторского искусства, теория красноречия, наука, об умении говорить красно, хорошо, так, как нужно в данном случае. Слово «риторика» происходит от греческого rhetorike, что в переводе означает «ораторское искусство». Однако в истории этот термин никогда не отличался однозначным толкованием. Аристотель писал: «Определим риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно данного предмета». Риторика Аристотеля – это наука и мастерство доказательной речи, искусство убеждения. Цицерон считал риторику систематизацией

ораторского опыта, Квинтилиан – наукой о способности хорошо говорить и силе убеждать.

М.В. Ломоносов, признанный «отец российского красноречия», определил риторику как науку о красноречии.

Однозначного определения современной риторики тоже нет. Все многообразие взглядов можно систематизировать, выделив два направления: первое связано с риторикой как красноречием. Второе понимает под риторикой определенный способ воздействия на различные группы людей посредством

слова.

Риторика – наука о мысли и речи. Она содержит теоретические правила и законы построения речи, предлагает практические рекомендации о том, как нужно говорить и писать, организовывать речевое общение, создавать мысль, выражать ее в словах. Русские классические ученые писали: «Предмет риторики есть речь» (Зеленецкий, 1851); «Риторика есть искусство изобретать, располагать и выражать мысли» (Н.Ф.Кошанский, учитель Пушкина, 1829).

Обучение речи (языку, слову) невозможно без обучения мыслить, формулировать мировоззрения, выражать свою жизненную позицию в слове.

Соврем. риторика – учение об эффективном речевом построении развитого информационного общ-ва, предлагающее овладение всеми видами речевого возд-я.

Риторика, как наука, изучает законы и правила влад-я речью в разных жанрах соврем. словесности.

Риторика, как искусство, предлагает умение эффектно говорить и писать.

2.Связь риторики с другими областями гуманитарного знания

Соврем. риторика – учение об эффективном речевом построении развитого информационного общ-ва, предлагающее овладение всеми видами речевого воздействия.

Курс риторики является многоаспектным и аккумулирует в себе сведения различных отраслей знания по вопросам эффективной речи.

В составе классических наук и искусств риторика как учение об убедительной и эффективной речи связано с грамматикой (учение о правильности речи); логикой (учение об истинности суждений и непротиворечивости высказываний); поэтикой (учением о художественной речи и «вымыслах»); стилистикой (учением о средствах речевого воздействия); культурой речи (учением о нормах литературного языка).

Современная риторика рассматривается в парадигме речеведческих дисциплин. (психолингвистика, социолингвистика)

Риторика сопоставляется с множеством не-речевых наук: философией, этикой, психологией. Публичная речь выходит на исполнение (произнесение), поэтому риторика использует те компоненты сценического мастерства, которые обеспечивают качество подачи публичной речи и её успех у аудитории. Это работа над произношением, голосом, речевым дыханием; управление мимикой, жестами, позой и т. д.

Новые теории, рожденные в XX веке вследствие развития речевых технологий, исторически восходят к риторике, часто затрагивают аналогичные проблемы и пользуются её терминологией: теория коммуникации, связи с общественностью, менеджмент и администрирование, представляющие собой аналог деловой риторики и т. п.

Соотношение риторики и философии – без философского осмысления невозможно решение любого вопроса, любой проблемы, любой задачи. Решать проблему в глобальном, философском ключе-это значит придавать ей общечеловеческое значение, поднимать ее на более высокий нравственный и духовный уровень, повышать ценность речи.

Соотношение риторики и логики – логика-это наука о законах правильного мышления. Логическая цепочка повествования и доказательств должна быть безупречно точной, чтобы люди поверили вам безоговорочно. Чтобы слушатель вам поверил, нужны точная последовательность и безупречность доказательств.

Связь этики и эстетики с риторикой-Этика-наука о законах нравственности и морали общества. Эстетика-это наука о законах красоты.

Использование методов психологии в риторики – это наука изучающая законы психической деятельности человека. Надо знать и изучать законы психики, законы психического поведения человека, все, что связанно с нервной деятельностью человека, его душевным состоянием.

  1. Предмет и задачи учебной дисциплины

Соврем. риторика – учение об эффективном речевом построении развитого информационного общ-ва, предлагающее овладение всеми видами речевого возд-я.

«Риторика» как учебная дисциплина предполагает изучение психологических, философских, лингвистических, литературоведческих, кинетических и других особенностей воздействующей речи. Необходимость владение риторикой современному специалисту объясняется сущностью самого предмета этой науки. Риторика – теория и искусство речи (умение владеть мыслями и словами в разных ситуациях общения); искусство «мыслить»(мысле-речевая деятельность человека); теория и практика совершенной речи: убедительной, украшенной, уместной, эффективной, целесообразной и т. д.; учение о речевом воспитании личности (его идеологии, знаний, жизненной позиции, способности выражать и защищать свою позицию Словом); теория и практика речи развитого информационного общества, предполагающая изучение большого разнообразия текстов, включенных в культуру: от бытовой речи до речи средств массовой информации.

Предметом современной риторики служат общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности их для того, чтобы сделать речь эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонирующей).

Таким образом, главной задачей дисциплины «Риторика» является формирование коммуникативно грамотной личности, обладающей высокой лингвориторической компетенцией, этической ответственностью за слово, широкой экстралингвистической эрудицией общекультурного и профессионального характера, установкой на гармонизирующий диалог.

  1. Основные понятия дисциплины «Риторика»

Возрастающие потребности человека и человеческого коллектива в выражении всё более и более сложных понятий и мыслей обусловило развитие языка.

Речь – центральное понятие курса «Риторика». Речь – линейно организованный в пространстве и времени процесс говорения (выраженный в звуковой форме – устная речь, выраженный при помощи буквенных знаков – письменная речь). Индивидуальный характер речи – основной признак, который проявляется в том, что речь всегда осуществляется конкретным лицом. Речь всегда отражает опыт адресата (говорящего или пишущего, т. е. автора речи).

Термин речь характеризует как саму речевую деятельность, так и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом. Речевая деятельность – это деятельность общения, конечным результатом которого является текст. Текст (дискурс)– это речевое произведение, продукт речевой деятельности, который характеризуется общим замыслом, темой, структурой, грамматической и смысловой связностью его компонентов.

Основной функцией речи является общение. Слово общение обозначает связь, контактирование людей, пользующихся речью. Общение обеспечивает организации норм коллектива, вхождение в коллектив, социализация, обмен информацией.

Общение может протекать в официальной и неофициальной обстановке. Речь, произнесенная в официальной обстановке, где оратор несет ответственность за каждое произнесенное слово, где аудитория может быть знакома и незнакома, где предмет разговора четко определен общей темой, где выступающему важна реакция каждого слушателя, называется публичной речью. Традиционно риторика занималась публичной речью. Только риторика XX века начала подчеркивать значимость всякого общения .

Риторика – воспитание личности через Слово. Языковая личность – субъект, обладающий совокупностью способностей и свойств, позволяющих ему осуществлять сугубо человеческую деятельность.

Коммуникативная компетенция – совокупность условий, закономерностей и правил, учет и выполнение которых обеспечивает эффективность речевого общения (отношение к людям, к самому себе, в особенностях взаимоотношениймежду людьми, умении контролировать и регулировать свое поведение, доказывать, грамотно аргументировать, продуктивно выходить из конфликтной ситуации)

Таким образом, современная риторика становится средством познания действительности и её совершенствования путем гармонизации отношений в процессе общения, а также средством самосовершенствования личности.

  1. Предмет общей и частной риторики

В науке тради­ци­онно разли­чают общую и част­ную риторику. Общая рито­рика пред­с­тав­ляет собой науку об универ­сальных прин­ци­пах и прави­лах пост­ро­ения хоро­шей речи, не зави­ся­щих от конк­рет­ной сферы рече­вой коммуникации; част­ная – расс­мат­ри­вает особен­ности отдельных видов рече­вой комму­ни­ка­ции в связи с усло­ви­ями коммуникации, функ­ци­ями речи и сферами деятельности человека.

Общая риторика в традиции восходит к Цицерону и Квинтилиану. Включает 5 разделов в подготовке и реализации речи:

  1. Изобретение (инвенция) – что сказать?

  1. Расположение (диспозиция) – где сказать?

  1. Выражение (элокуция) – как сказать?

  1. Память (мемория)

  2. Произношение и телодвижение

Предметом частной риторики является рассмотрение правил и рекомендаций к ведению речи в отдельных родах, видах и жанрах словесности –

Традиционно риторика занималась преимущественно монологической речью, и первое деление на роды речей мы находим у Аристотеля: совещательная речь (политическая речь, имеющая целью обсуждение общественного блага), эпидейктическая речь (поздравительная, целью которой является похвала или хула, а содержанием «прекрасное»), судебная речь (состояние тяжущихся сторон, целью при этом служит установление истины, содержанием – «справедливое или несправедливое».

Современная риторика включает в сферу своего изучения максимальный состав форм и видов словесности:

  1. Устная словесность: фольклор, судебная речь, проповедническая, сценическая

  1. Письменная словесность, где в зависимости от писчих/неписчих орудий выделяют: сфрагистику (наука о печатях), нумизматику (надпись на монетах)

  1. Печатная словесность: худож., научная, журнальная лит-ра,

  1. Массовая коммуникация (СМИ)

Таким образом, современная рáзвитая языковая личность должна быть знакома со всеми существующими в современной цивилизации видами словесности, знать и понимать законы речевого воздействия в различных формах речи (например, роль телевидения как коллективного органа речи в управлении общественным сознанием), а если необходимо, то и самому становится исполнителем речи. Знание законов управления речью позволяет понять законы управления обществом.

  1. Ораторское искусство Древней Греции

Первые систематические работы по теории оратор.исск-ва появ-сь в Др.Греции. их возникновение было связано с Платоном точно и красиво выраж. мысли в философс. беседах и суд. Деятельности, в выступлениях гос.деятелей.

В серед. V в. до нэ появ-сь первые риторич. ..

Возникновение и разв-е риторики обусловлено рядом обстоят-в:

  1. Высокий уровень духовной культуры др/греческого общ-ва (бурное развитие иск-ва, суд. Д.)

  1. Сод-ие политико-правовой жизни др/греч. городов – полисов.

Политическая карьера, защита прав опр-ся умелым владением речью, способностью воздействовать на слушателей, доказывать, убеждать наиболее правил.образом, привлекая их внимание.

  1. В основе античного судопроизводства лежит состязательность: и обвинитель и защищающийся произносили речи, стараясь убедить судей и присяжных в своей правоте.

Политику приходилось выступать в разл.советах и народ.собраниях.

Возникновение теории красноречия связ-т с Сицилией (V-IV в до нэ)

Первый известный риторический трактат Кораксу из Сицилии (467 г до нэ), обладал блестящими речевыми данными. Открыл школу красноречия.

Др/греческий оратор Лисий (459 г до нэ), писал по заказу своих клиентов речи. Его речи – блестящий образец суд. Красноречия того времени. Они отлич-ся убедительностью, логичностью рассуждений, простотой и яркостью языка

Основоположник софистики – др/греч.оратор Горгий из Леонтин в Сицилии (485 г до нэ). Его считали создателем «украшенной прозы» и одного из первых учебников по риторике. В период расцвета афинской демократии софистами стали называть себя появляющиеся платные преподаватели философии, этики, политики, а в особ-ти риторики.

И сократ (436 г до нэ) В начале своей Д. заним-ся составлением судеб. Речей, открыл школу риторики в Афинах.

Софисты не представляли одной школы. Они соперничали друг с другом, но заложили прочные основы риторики ,как науки об оратор.искусстве. По мнению софистов, цель оратора – не раскрытие истины, а убедительность. Убеждать может только искусно составленная речь!!!!

«Софизм» представляет рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скрытую логическую ошибку и служащую д/представления видимости истинности ложных заключений.

Сократ (род. ок. 470 г до нэ). Во главу угла ставил логическое док-во и искусство оперирования истинами рассужд. «Верная мысль рождает верное деяние». Именно с Сократом связано развитие диалога, принимаемого форму то спокойной беседы, то напряженной полемики.

Сократ своим вопросно-ответным методом, беспощад. логикой и диалектикой способен разв.(рожд.) прав.мысли, поиску истины и формирование высокой риторики. Сократ обладал знамен. иронией (нравств. Д.)

Платон (род.ок.430-427 г до нэ) противопоставил практической риторике софистов учение о подлинном красноречии. В ранних диалогах Платона отраж-ся стиль и хар-р бесед Сократа.

Аристотель (384-322 г до нэ). Сочинения Аристотеля предст-т нам образ человека с глубокой искренней любовью к правде, отчетливым пониманием дейст-ти со всеми сложными противоречивыми взаимоотношениями. Риторика, по убеждению Аристотеля, это искусство, также творчество, выросшее из диалектики бытия

Демосфен (род.384 г до нэ). Он действовал на слушателей силой убеждения, логикой, строил разв.мысли, уместно и неопровержимо приводя примеры, доводы. Его успех держался не на эффектах, а на благородстве мысли, нравственности, высоком патриотизме.

Со второй половины V века до н. э. начинается новый период античной культуры, называемый эллинизмом (эллин – грек). Эллинистическая риторика анализировала большое число стилистических явлений.

Сторонники противоположного направления – аттического – стояли за классические образцы, чистоту и строгость речи, проповедовали утонченную образность и интеллектуальность речи.

  1. Ораторское искусство Древнего Рима

Вся громкая слава римской риторики может быть обозначена одним звучным именем Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.). Выдающийся оратор и политический деятель, писатель, философ, автор трактатов о морали и воспитании, он стал олицетворением целой эпохи в римской истории и самой значительной фигурой в латинском красноречии.

Марк Гуллий Цицерон (106-43 до нэ). По его мнению риторика предст-т собой практически полезн.систематизацию ораторского опыта.

Цицерон считал наиболее полезным для оратора разделы Философии: «этику и логику. Знание логики помогает построить содержание речи и способст-т выяснению дела. Используя этику, оратор сознательно выбирает тот прием, кот. вызовет нужную реакцию у слушателей, пробудит в них сильное чувство.

Глубиной разработки теории ораторского иск-ва, знанием и мастерским владением им, Цицерон в значительной мере обязан своей практич. Деятельности

Цицерон исходит из трех основных назначений ораторского иск-ва

-учить

-услаждать

-побуждать

Идеальный оратор тот, кто в своих речах и поучает слушателей, и доставляет им наслаждение, и подчиняет себе их волю.

Марк Фабий Квинтилиан (ок 36-96) знаменит.ритор, адвокат, автор сочинения «Образование оратора». Он не сводит красноречие к сумме риторич. правил, призыв. к всесторон. воспитанию оратора, кот. д.б. мудрецом, высокопросветит. и образов. человеком.

Цицерон Квинтилиан

1. оратор-прежде всего мыслитель 1. Оратор-мастер стилистики

2. основа риторики-философия 2.основа риторики-стилистика

3.против школярства, за практич. 3. Центр образов. системы-

образование на форуме (площадь- риторическая школа

центр полит. и культ. жизни римского

города, место для народного собр-я,

отправления правосудия)

4.обращается со своими речами к 4.ориент-ся на узкий круг

народу на форуме образованных жителей

Опыт классич. Риторики. Квинтилиана обобщен в 12 его книгах «Риторические наставления». Он рассматривал Р., как науку о способности хорошо говорить и аргументированно убеждать. Разраб. стройную систему подготовки оратора.

Если для греков главное в риторике – искусство убеждать, то римляне больше ценили искусство говорить хорошо. Таким образом, античные теоретики заложили фундамент науки об ораторском искусстве.

Интерес представляет риторика средних веков и эпохи Возрождения. Основным видом было духовное красноречие.

C появлением средневековых университетов в XI – XII веках зарождается университетское красноречие. Господствующее положение в науке занимала схоластика (от греч. scholastikos – школьный, учебный), религиозная философия.

Начинается новый этап в развитии мировой культуры – Возрождение. Главным становится гуманизм. Начинает развиваться судебное судебное, торговое, парламентское, военное красноречие. Риторика отходит от латинских учебных пособий, обогащается живой национальной речью.

Образ оратора в трактовке диалектиков и софистов.

Диалектики

Софисты

Тот, кто говорит правду

.Льстивый угодник

настоящий знаток

тот, кто силен красноречием

тот, кто знает существо дел

не знает существа дела

тот, кто силен правдой

Тот, кто не зная, кажется знающим

Человек разумный, пользуется доверием знатоков

не находит доверия у знатоков

стремясь к правде, опровергает ложное положение на деле

стремясь к правде, выигрывает

в споре

охотно опровергает другого, охотно выслушивает опровержение в свой адрес

охотно опровергает другого, смущается, когда его опровергают

человек справедливый

кажется справедливым Ради собств.выгоды совершает несправед-ть

заботится, как поселить в душах граждан справ-ть, воздержанность

Обращ-ся с народом, как с ребенком, только бы ему угодить

содержит в уме общее благо

Содержит в уме личное благо

кратко отвечает на вопросы

Растягивает свою речь

  1. Русское красноречие XI-XIX вв

Термин «Риторика» впервые появился в переводе греч.рукописи. об образах в 1073 г. Но вплоть до начала XVII в. отсутствовали какие-л учебники на русском языке.

Обучение искусству говорить ведется на основе подражания образцам религ.-торжеств. и поучительного красноречия.

После Смутного времени с восст. русской государственности, появ-сь необх-ть в разгов. науках – «свободных мудростей». Созд. краткий трактат «Сказание о седми свободных мудростях».

Первым вариантом русской Р. был учебник, написанный митрополитом Макарием (1617 или 1619). В нем подчеркивалась особая роль слова, кот. «делам придает и прибавляет силы». Потом были учебники, кот. переводились с латинского языка.

Петровские преобразования вызвали расцвет русских рукописных риторик.

М.В.Ломоносов (1711-1765) –глава первой филологической школы. Создание Ломоносовым учебника риторики – событие большого исторического значения. Р. Ломоносова –свод правил, кот. предлаг. следовать в тех устных и письменных произведениях, в кот. затрагив. преимущ. госуд., обществ.,религ-философские темы.

1744г. «Краткое руководство к красноречию». Р., показыв. общие правила обоего красноречия.

Ломоносов опред. Р., как науку о письм. и устной речи, а также как иск-во убеждать и даже переубеждать.

В своих трудах он разделял Р.:

-учение о красноречии вообще, касающееся прозы и стихов

— ораторию, как наставление к сочинению речей в прозе и поэзии.

Ломоносов выделил 4 части собственно Риторики:

  1. Изобретение

  1. Украшение

  1. Расположение

  1. Произношение

Заслуга-обоснование необходимости исп-я нац. языка во всем стилистическом разнообразии через худ. речь.

Расцвет русской ученой риторики 1800-1860 гг

Выд-ся наиболее влиятельные авторы: Рижский, Мерзляков, Кошанский, Давыдов, Греч, Зеленецкий.

  • 1. Общая. Занимается правилами изображения, расположения и самовыражения, распространяется на все роды и виды словесности.

2. Частная. Описывает построение речи в отд.видах словесности.

В XIX в написаны много книг, по которым велось преподавание в уч. заведениях. Практические требования предъявляются и к основному ср-ву достижения этих целей – слогу, а след-но, к фигурам,употреб. кот. д.б.весьма осторожным и «сообразно с целью автора».

1850-1920 гг – вытеснение риторики. Престиж Р. падает, несмотря на расцвет конфронтационного по своей сути судебного красноречия, когда входят речи изв. юристов.

Осн.фигурами в обществен.-речевом процессе становится литерат. критик и поэт. Ритор, как человек прозаического слова и дела отступает на второй план.

В 1918 г в Петрограде усилиями Бонди, Мейерхольда, Луначарского и др.откр-ся первый в мире институт живого слова — появление серии теорет.работ по Р.

В 20-е г Риторика снова реформир., т.к. сам успех революции во многом был обеспечен словесной пропагандой, риторической Д.

С нач. 70-80-х гг XX в. нач-ся рост интереса, восстановление и развитие отеч. риторических традиций. Появляются Новые авторы, пытающ. представить сов-ть риторич.фигур в предельно упрощенном виде для доступного восприятия.

Усилия, предприним. в области соврем. рос. неориторики дают положит.резул-ты:

-изучение деловой прозы

-восст. риторич. педагогика, созд-ся новые теории и история словесности.

-активно изуч-ся опыт отечеств. и зарубеж. риторик

-отлаживается функционирование книжного рынка, комп. речи.

  1. Теория и практика Р. в России в XX-нач XXI вв

1917/20-1985/90 гг. – советский период с господством коммунистической идеологии, агитации и пропаганды. Коммунизм победил в России благодаря яркой риторике партии большевиков. В 20-е годы у России существовал огромный интерес к теории и практике ораторского искусства, но он закончился в 30-е годы со временем сталинских репрессий. В условиях тоталитарного строя ораторское искусство стало лишним, ненужным. Вопросы общественной жизни решались не силой логических доводов, а силой государственного принуждения. В советский период риторика не изучалась ни как учебный предмет, ни как научная дисциплина. Само слово «риторика» в текстах официальной пропаганды стало синонимом демагогии, пустой и ложной речи.

Демократизация общественной жизни в конце 1980-х — начале 1990-х гг. изменила условия публичного общения. Свобода слова, реальные выборы в представительные органы власти включили в процесс публичного общения многих людей, ранее не имевших навыков такого общения. Так потребности жизни вновь возродили интерес к риторике.

С 1990 г. – начало нового стиля жизни, который связан с новым информационным обществом (радио, телевидение, компьютер, интернет).

Значительную часть XX века риторика в нашей стране оказывалась невостребованной. Ситуация изменилась в конце 80 – 90-ые годы: появилось большое количество солидных теоретических публикаций, а также весьма значительное число антологий и хрестоматий.

Основные направления в разработке проблем риторики на рубеже XX – XXI вв — разработка проблем культуры речи как научной дисциплины, ведутся риторические исследования и др

Сейчас риторика включена в программы гимназий, гуманитарных классов школ, университеов. Выходят учебники по этой дисциплине.

15. Риторика и философия – два полюса духовной жизни античности

Первый вызов софистическому идеалу был брошен Сократом. Вопреки софистам, строящим расчеты на психологическом воздействии, Сократ стал родоначальником моральной философии. Согласно его концепции верная мысль рождает верное деяние. Главными философскими вопросами для него стали поиск смысла человеческого существования, предназначения человека, природы знания и истины. «Жизнь деятельная» и «жизнь созерцательная» – два элемента, на которые распался идеал «общественной жизни». Идеал первый – ритор, практик и политик. Идеал второй – философ, теоретик и мыслитель. Сообразно данному раскладу духовная жизнь античности образовала два полюса – риторику и философию. Философия – есть искусство жить (Сократ). Необходимой составляющей этого искусства является умение отдавать себе обоснованный отчет в правильности своих суждений и требовать от других того же (Манжора О. Б. Философская антропология: Лекции по философии. Саратов: СГАП, 2000).

В результате противостояния взглядов софистов и Сократа в Греции к концу V в. до н. э. произошел небывалый расцвет философской мысли, крупнейшими представителями которой явились Платон и Аристотель.

Платон (427—347 до н. э.) отверг ценностный релятивизм софистов. Он первым заявил, что главным для ритора является не копирование чужих мыслей, а собственное постижение истины, нахождение собственного пути в ораторском искусстве. Платон отмечал, что основной задачей ораторского искусства является убеждение. Под этим он имел в видуубеждение прежде всего эмоциональное. Платон подчеркивал важность стройной композиции речи, умение оратора отделять первостепенное от маловажного, учитывая все это в речи. Переходя к анализу практики судебной риторики, Платон отмечал, что здесь оратор должен не искать истину, но стремиться к максимальному правдоподобию своих доводов.

Аристотель (384—322 до н. э.) завершил превращение риторики в научную дисциплину. Он установил неразрывную связь между риторикой, логикой и диалектикой. В основных произведениях, посвященных риторике («Риторика», «Топика» и «О софистических опровержениях»), Аристотель указал место риторики в системе наук античности и подробно охарактеризовал все то, что составляло ядро риторического учения на протяжении последующих столетий.

До конца периода античной культуры риторика предопределяла не только стиль речи, но и образ мыслей, т. е. философию жизни. Философия претендовала на звание истинной риторики, риторика, в свою очередь – на звание истинной философии. Требования свободы и справедливости получили риторическое обоснование. С того момента стали систематически применяться научная гипотеза и дедуктивное доказательство. Несомненным человеческим достижением стало антропологическое разрушение предполагаемого «естественного» и введения культурного «искусственного». Античный тип культуры дал и философии, и риторике возможность фактически отождествлять себя с культурой в целом, объявлять себя принципом культуры.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

«Культура речи и риторика как речеведческие дисциплины»

Онлайн-тестыТестыЛингвистика, филология, языкознаниеРиторикавопросы

1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-90 91-105 136-142
1. Автором афоризма «Истина всегда торжествует!» является:
• Цицерон
2. Автором первого русского учебника по риторике был:
• М. В. Ломоносов
3. Впервые провозгласил культ слова в Древней Греции и сказал о том, что «слово есть великий властелин, который, обладая малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела…»:
• Горгий
4. Выражение «Достоинство стиля заключается в ясности: доказательством этого служит то, что раз речь не ясна, она не достигает своей цели» принадлежат:
• Цицерону
5. Идеал речевого воздействия, по …, — умиротворение внутренней жизни слушателя, успокоение бушующих страстей (страсти – болезнь души, требующая исцеления).

• Цицерону
6. К основным законам риторики не относится закон:
• краткости
7. Кризис риторики, связанный с ее исчезновением как науки и учебного предмета в лицеях, гимназиях и университетах, произошел:
• во второй половине 20 века
8. Мнение о том, что оратор должен четко определить предмет речи, познать о нем истину, познать души людей, для которых предназначена речь, принадлежит:
• Платону
9. Наиболее полно соответствует современным научным взглядам следующее определение риторики:
• филологическая дисциплина, объектом которой является теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных жанрах письменной и устной речи); близко соприкасается с поэтикой, стилистикой и культурой речи
• филологическая наука, изучающая отношение мысли к слову
10. Общая риторика отличается от частной тем, что:
• общая риторика рассматривает общие законы речи, а частная – частные
11. Основной заслугой М.В. Ломоносова в теории риторики считается:
• популяризация в риторике научного знания и просвещения
• светская направленность его книг по красноречию
12. Основные черты риторического идеала софистов воплощены сегодня в принципах:
• американской риторики
13. Основоположником теории риторической науки считается:
• Аристотель
14. Ренессанс риторики в современной России связан с именами:
• Ю.М. Лотмана, Ю.В. Рождественского, В.П. Вомперского
15. Риторика относится к … наукам.
• филологическим

Автором первого русскоязычного учебника по риторике является

а) М.И. Усачев

б) М.В. Ломоносов

в) С. Лихуд

г) К. Афоноиверский

Труд «Краткое руководство к красноречию» принадлежит перу

а) Ф. Прокоповича

б) П. Крайского

в) И.С. Рижского

г) М. В. Ломоносова

Кризис риторики, связанный с ее исчезновением как науки и учебного предмета в лицеях, гимназиях и университетах, произошел

а) в первой половине XIX века

б) во второй половине XIX века

в) в первой половине XX века

г) во второй половине XX века

Возрождение риторики в современной России связан с именем

а) А.К. Михальской

б) В.И. Аннушкина

в) Б.Н. Головина

г) Ю.В. Рождественского

Риторическим учением не является

а) Общая риторика

б) Частная риторика

в) Краткая риторика

г) Конкретная риторика

Общая риторика

а) рассматривает законы изобретения, расположения и выражения мыслей

б) содержит практические рекомендации по родам и видам красноречия

в) представляет собой сокращенное изложение курса с конкретной адресацией строго определенному учебному заведению

г) рассматривает особенности судебного красноречия

Частная риторика

а) рассматривает законы изобретения, расположения и выражения мыслей

б) содержит практические рекомендации по родам и видам красноречия

в) представляет собой сокращенное изложение курса с конкретной адресацией строго определенному учебному заведению

г) рассматривает особенности судебного красноречия

Краткая риторика

а) рассматривает законы изобретения, расположения и выражения мыслей

б) содержит практические рекомендации по родам и видам красноречия

в) представляет собой сокращенное изложение курса с конкретной адресацией строго определенному учебному заведению

г) представляет биографию риторов

55. Современная риторика Перельмана называется «Неориторика, или …» Перельмана

а) «Основания российской словесности»

б) «Правила высшего красноречия»

в) «Теория аргументации»

г) «Теория коммуникации»

ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТА ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ

КЛАССИФИКАЦИЯ РОДОВ И ВИДОВ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ

В классификацию речей, данную Аристотелем, не входят речи

а) совещательные

б) судебные

в) витиеватые

г) эпидейктические

Не является родом публичной речи

а) социально-политическая речь

б) социально-бытовая речь

в) военно-патриотическая речь

г) судебная речь

Не является родом публичной речи

а) академическая речь

б) судебная речь

в) парламентская речь

г) церковно-богословская речь

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *