Что определяет бытие?

Формулу «бытие определяет сознание» ввел в своих трудах Карл Маркс и она лежит в основе исторического материализма, который постулирует, что материя первична, а сознание вторично, то есть именно бытие лежит в основе сознания и формирует его.
Однако данная формулировка может иметь двоякое прочтение.
Кроме исходной трактовки, что бытие первично, а сознание вторично, возможна и строго противоположная, которая заключается в том, что бытие определяет(ся) сознанием, то есть сознание первично, а бытие вторично (по аналогии с фразой «короля играет свита»).
Определение «бытие определяет сознание» является двусмысленным и его возможно читать с двух сторон, тем самым переворачивая смысл.
И это на самом деле не просто игра слов.
В двойственности данной фразы оказалось заложено глубокое значение.
Именно эта двойственность раскрывает суть исторического процесса гораздо полнее и точнее, нежели однобокая трактовка в рамках исторического материализма о безусловной первичности бытия.
В реальности имеют место оба процесса — и процесс, в котором бытие влияет на сознание и формирует его в соответствии с концепцией материализма, и строго обратный процесс, в ходе которого сознание влияет на бытие и формирует его.
Два этих процесса в ходе истории конкурируют друг с другом, сменяют друг друга и обуславливают друг друга.
Это легко увидеть в истории научно-технического прогресса последних столетий и следовавших за этим общественно-политических трансформаций.
Что стало причиной заката абсолютных монархий, причиной краха европейских империй и перехода к капитализму и буржуазной демократии?
Причиной стало изменение экономических отношений, вызванное научно-техническим прогрессом, появлением машин, механизацией и индустриализацией.
Аграрная экономика, при которой основным ресурсом была земля и трудившиеся на ней крестьяне, хорошо управлялась абсолютными монархиями, а нехитрый крестьянский быт сочетался с религиозным сознанием, в рамках которого абсолютная монархия была легитимной, признаваемой народом формой правления.
Индустриализация и появление машин, транспорта, средств механизации — привело к тому, что основным экономическим ресурсом начали становиться заводы и фабрики, машины. Соответственно управление экономикой начало переходить к владельцам заводов и фабрик, производителям машин. Возник капитал, который начал укрупняться, потому что рост заводов и фабрик приводил к увеличению объемов производства, удешевлению единицы продукции, росту прибыли и экономического влияния.
Индустриализация привела к качественным, структурным изменениям экономики, а экономика — это хозяйство, быт, бытие.
Вслед за изменением экономики, хозяйства, быта — начало меняться и сознание как общества в целом, так и элиты.
Промышленники, владельцы заводов (машин), капиталисты стали сильнее и влиятельнее прежней элиты — дворянства, помещиков, бояр и князей. Они осознали свое могущество и это позволило капиталистам приступить к диктовке своих условий, продвижению выгодных для них реформ.
Одновременно с этим появился класс рабочих, пролетариата — их быт уже принципиально отличался от быта крестьян. Рабочие стали жителями городов со всеми вытекающими из этого бытовыми отличиями. Уровень грамотности в среде рабочих с самого начала был выше, чем в среде крестьян и продолжал расти по мере усложнения производства и совершенствования машин. Рабочие начали читать газеты, стали социально-активными, создали профсоюзы.
Результатом стала череда буржуазных революций, падение абсолютных монархий (где-то полное, где-то с трансформацией в конституционные) и установление демократических режимов.
На всякий случай замечу, что в России первая (февральская) революция тоже была буржуазно-демократической. И партия большевиков тоже была демократической, только не либеральной, а социалистической. Большевики изначально были социал-демократами, их партия называлась РСДРП — российская социал-демократическая рабочая партия.
Трансформация абсолютных монархий в либерально-демократические и социал-демократические режимы стала результатом изменений в экономике и последовавших за этим изменений в сознании.
На данном этапе все получается в полном соответствии с концепцией исторического материализма и базовой трактовкой, которая заключается в том, что бытие (материя) первично, а сознание вторично.
Изменилось бытие — изменилось сознание.
Изменилась экономика (бытие) — изменилась система управления (сознание).
Откуда же тогда двойственность и возможность обратной трактовки, что сознание само может оказаться первично и определить бытие?
Обратная трактовка становится актуальна в связи с тем, что изобретения машин и создание промышленности — результат сознательной деятельности, результат работы ученых, изобретателей, инженеров, предпринимателей.
Научно-технический прогресс, который привел к качественным изменениям экономики, преобразовал хозяйство и привел к изменению быта (бытия) — это результат сознательной деятельности.
Поэтому получилось, что сознание ученых, изобретателей, инженеров и предпринимателей привело к изменению экономики, хозяйства, бытия, а эти изменения на следующем этапе привели к изменению сознания уже во всем обществе и далее к смене общественно-политического устройства.
Научно-технический прогресс двигало меньшинство, сознание которого оказалось выше текущего экономического уклада, выше текущего бытия. Меньшинство, которое не было удовлетворено окружающей действительностью, способами и средствами производства, технологическим уровнем. Меньшинство, которое в своем сознании устремилось вперед, возвысилось над существовавшим укладом, хозяйством, бытом, оказалось выше бытия и в результате изменило его.
И вслед за изменениями бытия, которые инициировало и начало воплощать меньшинство, потянулось остальное общество — большинство, чье сознание начало меняться уже вслед за реализуемым меньшинством изменением быта, образа жизни, экономического устройства, способов и средств производства и получаемых при этом продуктов.
Именно так идет реальный исторический процесс.
Сознание меньшинства меняет бытие большинства, вслед за которым меняется и сознание большинства.
После этого начинается следующий этап и так далее.
Оба этих процесса идут непрерывно — меньшинство, чье сознание оказывается выше текущего бытия (в широком смысле, разумеется) постоянно осуществляет попытки его изменить. Иногда этот процесс идет быстрее, иногда начинает буксовать, наталкиваясь на инертность большинства, устойчивость существующей власти и удовлетворенность общества текущим состоянием бытия.
Власть вообще никогда не хочет меняться, исключение могут составлять лишь отдельные представители. Большинство почти всегда инертно и его сознание, определенное текущим удовлетворяющим массы бытом, сопротивляется изменениям. Поэтому процесс идет нелинейно, неравномерно.
Изменения начинаются в результате того, что наработанные меньшинством технологии и научные открытия накапливаются и количество переходит в качество, научно-техническая революция приводит к коренной перестройке в экономике и революции в системе управления и государственного устройства.
Изменения могут начаться в результате кризиса управления, когда власть становится недееспособна, теряет способность управлять по-старому (старым бытием) и начинается ротация элиты, к власти приходит прогрессивно настроенное меньшинство.
Изменения могут начаться в результате того, что большинство перестает удовлетворять его бытие и эта неудовлетворенность становится определяющей для изменений как в массовом сознании, так и во власти.
Однако в любом случае изменения бытия осуществляет меньшинство, его сознание, его способности, научные открытия, технические новации, управленческие решения, технологии и новые модели устройства государства и общества.
Большинство может быть в большей или меньшей степени готово к изменениям — оно может тормозить эти изменения и сопротивляться им, либо наоборот с нетерпением ожидать и всячески приветствовать. Но конкретика изменений — это всегда продукт сознательной деятельности меньшинства, которое в силу своих знаний, способностей, опыта, наличия инструментария, координации действий — вырабатывает и принимает решения, создает технологии, делает открытия, внедряет разработки и обучает большинство их использованию, распространяет в обществе свои представления о новых способах ведения хозяйства, новых подходах к управлению — представления о новом бытие.
Бывает даже так, что процесс идет не по восходящей, а по нисходящей, вместо развития начинается деградация, возникает упадок, однако схема при этом все равно остается прежней и новое бытие формируется сознанием меньшинства, после чего уже меняется сознание большинства.
Примером нисходящего процесса является разрушение СССР.
Ликвидацию советской власти предопределила партэлита и антисоветские настроения, возникшие в кругах либеральной интеллигенции.
Начиная с 1953 года пошел процесс деградации партэлиты, сознание советского руководства начало упрощаться и постепенно стало крайне примитивным. На смену руководителям с высоким уровнем сознания начали приходить партийные болванчики, умеющие только механически повторять заученные лозунги, одобрять линию партии и правительства и награждать друг друга.
Хрущев, вне всякого сомнения, был очень идейным руководителем, однако он был плохо образован и его уровень сознания был значительно ниже уровня Сталина, что и предопределило начало кадровой деградации и принятия неверных управленческих решений.
Брежнев по уровню сознания оказался еще ниже Хрущева. Уровнем сознания Брежнева было коллекционирование автомобилей и наград. Если Хрущев при всех его недостатках был фанатиком космонавтики и ракетостроения, то есть в его сознании было место прогрессу — про Брежнева этого сказать уже нельзя, в его сознании места прогрессу уже не было, прогресс был выше его понимания. При Брежневе не было совершено ни одного значимого прорыва, который можно было бы сравнить с космонавтикой, индустриализацией или электрификацией. Наоборот, именно при Брежневе был уничтожен советский вычтех, на место которого пришло преступное клонирование западных разработок. При нем же начался экспорт газа «в обмен на трубы», который впоследствии превратился в экспорт газа «в обмен на шмотки».
Сознание всей партийной верхушки в 60-е и 70-е годы начало быстро упрощаться, деградировать.
Результатом стало появление «партийной буржуазии», возникновение партийной мафии, цеховиков. Партийная элита стала буржуазной, ее сознание упростилось до примитивного капиталистического уровня, свелось к накоплению капитала и приобретению предметов роскоши.
Именно это упрощение сознания партэлиты привело к тому, что советская экономика начала деградировать, упрощаться и в конце-концов была отдана на откуп кооператорам, после чего рухнула и оказалась пущена по рукам.
Яркой иллюстрацией этого процесса является преобразование министерства газовой промышленности в корпорацию Газпром, осуществленное — внимание — еще в 1990 году. Газпром был создан приказом совета министров СССР еще до ликвидации Союза и начала массовой приватизации!
Деградация сознания партэлиты, которое упало ниже, чем требовалось для сохранения и развития СССР, предопределило его разрушение и переход от советской экономики к капитализму в его самой дикой, примитивной, сырьевой форме.
По мере деградации партэлиты и понижения уровня ее сознания менялось и советское бытие — возникли такие явления как дефицит, блат, фарцовка, мафия, рэкет. И все это началось не в 80-е годы — это началось еще в 70-е, а первые проявления прослеживаются еще с 60-х.
Меняющееся бытие с ростом дефицита, распространением фарцовки, возвышением импортных товаров над советскими, возвышением кооператоров над работниками советских предприятий — породило изменения в массовом сознании.
Чем сильнее менялось бытие — тем сильнее менялось сознание.
Чем менее советским становилось бытие — тем менее советским становилось сознание.
К концу 80-х советское общество практически перестало быть советским, оно стало потребительским и в значительной степени антисоветским — именно это привело к тому, что на митинг в поддержку Ельцина в августе 1991 года собралось около миллиона человек, а митинга против Ельцина не было вообще.
Когда же окончательно разложившаяся партэлита, чье сознание стало целиком и полностью буржуазным, капиталистическим и либерально-демократическим ликвидировала СССР и запустила процесс варварской приватизации (то есть перевела страну к капитализму в его самой примитивной форме) — бытие в стране окончательно изменилось и привело к тому, что сознание большинства стало таким же примитивным, как новое бытие и как сознание деградировавшей партэлиты, его породившей.
Это является иллюстрацией того, что процесс «сознание — бытие — сознание» может идти как в сторону повышения, так и в сторону понижения.
Меньшинство, составляющее элиту общества, может тянуть общество как вверх, так и вниз, в зависимости от того, как меняется сознание этого самого меньшинства.
Так и работает принцип «бытие определяет сознание» на практике.
Сознание прогрессирующего (или наоборот регрессирующего) меньшинства, входящего в элиту, оказывает влияние на бытие и приводит к его изменению, после чего новое бытие определяет новое сознание большинства.
Меньшинство, составляющее элиту общества, постоянно подтягивает к себе большинство через влияние на его бытие.
При этом в основе сознания меньшинства, его прогресса или регресса — тоже лежит бытие, неудовлетворенность его текущим состоянием, либо неспособность одних управлять по-старому (в рамках старого бытия) и стремление других управлять по-новому.
Процесс «бытие — сознание — бытие — сознание — бытие» является бесконечным, при этом может идти сразу несколько параллельных процессов изменения сознания и бытия, они могут накладываться друг на друга, между ними возникают противоречия, старое бытие вступает в конфликт с новым сознанием, а новое бытие со старым сознанием, власть не желает меняться, массы обладают инертностью мышления, прогрессивное меньшинство наоборот забегает вперед, причем иногда далеко вперед…
И в этом многообразии процессов взаимного влияния сознания и бытия уже невозможно однозначно определить, что первично, а что вторично.
Спор о первичности и вторичности бытия и сознания сродни спору о том, что было раньше — яйцо или курица.
Да и важно ли, что было раньше?
В данный момент процессы влияния сознания на бытие и наоборот идут параллельно и одновременно — вот, что действительно важно.
Оба процесса имеют место и оба влияния осуществимы — как бытия на сознание, так и сознания на бытие.
Поэтому формулу «бытие определяет сознание» не только можно, но и нужно читать двояко, в обе стороны. И в этом ее гениальность, выходящая за первоначальные рамки исторического материализма.

Фразу «бытие определяет сознание» знает каждый, кто хотя бы поверхностно знаком с историческим материализмом. Впервые появившись в предисловии
к книге «К критике политической экономии», она получила огромную популярность за счет возможности расширительного толкования сказанного. А сказал Карл Маркс следующее: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Собственно, написано это было не просто так, а в рамках полемики с оппонентами, но тем не менее формула вошла в умы.
Получается, что то, как живет человек (уровень жизни, характер общественных отношений, материальная среда) обуславливают его психическую жизнь — переживания, мышление. Если человек живет в условиях, когда один эксплуатирует другого, то у него формируется так называемая «психология раба». В иных условиях зарождается другая психология — «психология потребителя». Согласно формуле «бытие определяет сознание», внутреннее состояние человека, включая его привычки, систему ценностей, нравственные идеалы, формируется под влиянием внешних факторов. Многочисленные примеры из повседневной реальности, пожалуй, доказывают приоритет бытия над сознанием.
Между тем, на мой взгляд, этот приоритет не учитывает нескольких важных моментов. Первый — противоречивый характер становления, развития и изменения личности. Да, бывают случаи, когда личность развивается как по линейке, не зная терзаний и поисков. Нередко это случается при психических расстройствах, когда логика развития отражает развертывание клинической картины. В норме все намного сложнее и разнообразнее.
Второй важный момент — изменчивость самого бытия. Допустим, мое сознание развивается бытием, совершая легкие и/или мучительные сдвиги под его влиянием. И вот, когда я достигаю того сознания, которое полностью отражает мое бытие, это бытие внезапно меняется! Что должно произойти с моим сознанием? Оно должно резко измениться? А какова судьба довольно прочных личностных образований? Таких, как характер?
Думаю, что на ранних этапах развития реальная (объективная) жизнь действительно формирует сознание, но потом, по достижении психологической зрелости, расстановка сил меняется. У взрослого человека не абстрактное бытие определяет сознание, а его собственный, личный образ жизни, который он самостоятельно выстраивает под влиянием своего сознания. Образ жизни определяет образ мыслей (сознание), но этот образ жизни — свободный выбор, пусть и из ограниченного набора вариантов.
Получается, что сначала образ жизни определяет сознание, а потом (во взрослом возрасте) сознание формирует образ жизни. А вы как думаете?
У взрослых

  • свободный дар Бога

  • продукт взаимодействия Бога и человека

  • всё, что существует

  • вечный и неизменный мир

863812 Утверждая, что мир есть проекция комплекса человеческих ощущений, философ выступает с позиции…

  • дуализма

  • объективного идеализма

  • материализма

  • субъективного идеализма

863815 Проблему существования в её общем виде выражает философская категория…

  • «бытие»

  • «явление»

  • «сущность»

  • «экзистенция»

168286 Материя обладает атрибутами и протяженности и мышления, – считал…

  • Маркс

  • Августин

  • Платон

  • Спиноза

168287 Первоначало, первопричина и носитель всего существующего – это…

  • субстанция

  • элементарные частицы

  • Вселенная

  • природа

168288 Внутреннее упорядоченное множество взаимосвязанных элементов называется…

  • совокупностью

  • схемой

  • суммой

  • системой

168289 Признание универсального характера обусловленности всякого явления другими явлениями есть выражение принципа…

  • индетерминизма

  • детерминизма

  • развития

  • необходимости

168290 Представление причинно-следственной связи как линейного и однозначного процесса, отрицание случайности – есть характерные черты…

  • диалектики

  • синергетики

  • жесткого детерминизма

  • индетерминизма

168291 Древнегреческие натурфилософы VI-V вв. до н.э. отождествляли материю (субстанцию) с…

  • объективной реальностью

  • обществом

  • различными природными стихиями

  • телесными вещами

168292 Категория «субстанция»…

  • обозначает совокупность всего существующего

  • выражает идею единства бытия

  • обозначает духовный мир человека

  • обозначает чувственно-воспринимаемый мир

168293 Безусловное отождествление материи и субстанции характерно для…

  • панлогизма

  • пантеизма

  • солипсизма

  • материализма

168294 Представления о материи как о веществе характерны для…

  • философии Средних веков

  • современной философии

  • философии Нового времени

  • философии Античности

168295 Бытие как объективная реальность обозначается термином…

  • сознание

  • материя

  • вещество

  • субстрат

168296 Объективная реальность, данная нам в ощущениях, по В.И.Ленину, называется…

  • материей

  • природой

  • миром

  • Вселенной

168297 Понятие ____________ обозначает источник единства и многообразия бытия, основу мироздания.

  • абстракция

  • акциденция

  • субстанция

  • субстрат

168298 «Материя существовала не всегда, и был такой момент, когда ее не было вовсе», – утверждают…

  • материалисты

  • спиритуалисты

  • сциенисты

  • креационисты

168299 Согласно теизму, материя сотворена, а потому не является…

  • интенцией

  • субстратом

  • субстанцией

  • модусом

168300 Традиционное утверждение сторонников теории творения о неспособности материи, вещества, энергии к саморазвитию в наши дни опровергается учением о самоорганизации систем, называемым…

  • синергетикой

  • софистикой

  • майевтикой

  • кибернетикой

225073 Первыми материалистами считаются…

  • Тертуллиан, Ориген, Климент Александрийский

  • Демокрит, Левкипп, Эпикур

  • Френсис Бэкон, Джон Локк, Томас Гоббс

  • Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ленин

225074 Ф.Энгельс полагал, что основным способом существования материи является…

  • движение

  • субстанция

  • понятие

  • категория

411062 С позиции диалектического материализма материя есть…

  • объективная реальность

  • кирпичик мироздания

  • физический мир, созданный нематериальной субстанцией

  • внешняя проекция комплекса человеческих ощущений

863824 Внутренне упорядоченное множество взаимосвязанных элементов называется…

  • интегралом

  • системой

  • моделью

  • совокупностью

863827 Древнегреческие натурфилософы VI – V вв. до н.э. отождествляли материю (субстанцию) с…

  • объективной реальностью

  • бытием как таковым

  • телесными вещами

  • различными природными стихиями

863830 Отождествление материи и вещества характерно для философии…

  • современности

  • древности

  • Cредних веков

  • Нового времени

863831 Бытие как объективная реальность обозначается термином…

  • «субстанция»

  • «сознание»

  • «материя»

  • «субстрат»

863833 Понятие ____________ обозначает источник единства и многообразия бытия, основу мироздания.

  • «акциденция»

  • «абстракция»

  • «субстанция»

  • «субстрат»

Cодержание статьи:

В речи мы часто слышим, даже используем высказывания великих мыслителей прошлого и не до конца осознаем их смысл. Фраза «бытие определяет сознание» знакома многим, и это не удивительно, ведь так сказал идеолог, чьи тексты вдохновляли лидеров нашей страны в первой половине XX века.

Кто автор фразы «бытие определяет сознание»?

Цитата принадлежит теоретику исторического материализма Карлу Марксу. В предисловии к труду 1828 года «К критике политической экономии» философ пишет: общественная среда влияет на мысли, чувства, мировоззрение человека.

Учение Маркса строится вокруг идеи, что нематериальные процессы зависят от условий, в которых живут люди. К таким процессам мыслитель относит:

  • Религиозные верования;
  • Политический строй;
  • Взаимодействия внутри общества;
  • Культурное развитие.

В основе этих аспектов лежит быт, занятия членов общества, добыча ресурсов для выживания.

Представим себе ситуацию. Родился ребенок в набожной семье рабочего на фабрике, выучился писать, считать в приходской школе. Во взрослом состоянии этот человек будет следовать традициям семьи, мыслить в рамках церковной парадигмы, разделять ценности людей своего круга и продолжит дело родителей.

Соответственно, чтобы изменить способ мышления, нужно поменять среду жизни, труда. Если внедрить на фабрике станки или конвейер – рабочим, которые раньше выполняли простые механические действия, придется переучиться на новые задачи. Для этого потребуются дополнительные навыки, курсы повышения квалификации.

Идея того, что для работы важно образование, передастся следующим поколениям.

Тезисы материализма

Описанный выше подход в философии относится к материализму, от латинского слова «materialis» — «вещественный». Бытие в контексте учения Маркса – это мир вещей. Сознание человека – продукт взаимодействия с внешней действительностью.

Основные идеи материализма:

  1. Материя первична;
  2. Законам физического мира подчиняются как неодушевленные предметы и животные, так и человек, общество, культура и религия;
  3. Сознание является результатом взаимодействия материальных субстанций, например гормонов, нейромедиаторов.

Исторический материализм основывается на влиянии орудий производства на жизнь социума и описывает последовательное развитие стран.

Теория о формациях

Наследием Маркса стала теория о смене исторических формаций. Общество состоит из двух уровней:

  1. Базиса. Экономическое бытие включает способы производства и классы эксплуататоров и рабочей силы, на которые естественно делятся все жители;
  2. Надстройки. Институты власти и идеологические инструменты служат для контроля высшими сословиями низших.

Государство развивается согласно материальным законам и проходит через пять формаций:

  1. Первобытно-общинный строй. Коллектив людей живет на одной территории, пользуется общими простыми орудиями и не делится на классы;
  2. Рабовладение. Рабы – зависимая группа, не имеют личных средств производства. Хозяева владеют частной собственностью;
  3. Феодализм. Феодал владеет землей и зависимым населением, которое занимается сельским хозяйством;
  4. Капитализм. Буржуазия – собственник орудий труда. Пролетариат работает по найму;
  5. Коммунизм. Высшая ступень развития общества. Классовое неравенство и разделение труда исчезают.

Пирамида Маслоу

Вопрос того, насколько важны материальные аспекты жизни, исследует как философия, так и психология. В 1943 году американский ученый Абрахама Маслоу сформулировал иерархическую модель, которая описывает приоритетность потребностей человека:

  1. В основании «пирамиды» находятся физиологические нужды в еде, тепле, отдыхе – базовые вещи, без которых люди теряют здоровье или умирают;
  2. Следующие три уровня описывают взаимодействие с социумом через необходимость в безопасности, принятия и уважения;
  3. Когнитивные и творческие цели лежат на вершине иерархии. Высшие потребности людей – познание, эстетика и самовыражение.

Как считает Маслоу, человек не перескакивает на верхние ступени, пока не удовлетворил потребности на низких уровнях. Таким образом, голодному и бездомному жителю города не будет дела до того, есть ли жизнь на Марсе или как доказать теорему Ферма.

Что первично: бытие или сознание?

В философии существует вопрос о первичности материи и сознания. Два основополагающих течения спорят, что является первоосновой всего. Материалисты уверены, что реальный мир и законы физики определяют духовную составляющую жизни.

Последователи идеалистического направления считают, что наше мышление, чувства, душа влияют на окружающую действительность. Главный аргумент идеалистов: человек развивается, потому что испытывает тягу к познанию. Если бы мысли людей ограничивали условия быта, исследователи, ученые и философы не совершали бы открытий. Человечество развивается благодаря стремлению разума узнавать новое.

Философские вопросы не имеют однозначных ответов. Бытие ли определяет сознание или наоборот – каждый решает сам для себя на основании жизненного опыта. Современные тенденции в рефлексии утверждают: бытие и сознание – это две грани жизни, которые в равной мере влияют на людей.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *