Что такое богословие?

Богословие

(27 голосов: 4.9 из 5)

  • Богословие – понятие опытное иерей Александр Пикалев
  • Богословие Сергей Посадский
  • Что такое богословие иерей Олег Давыденков
  • Любовь или богословие? Сергей Худиев
  • Богословие: между формулой и символом архим. Ианнуарий (Ивлиев)
  • Богословие – это практика осмысленной жизни в союзе с Богом монах Диодор (Ларионов)
  • Становление древнецерковного богословия и его характерные черты проф. А.И. Сидоров
  • АУДИО. Богословие

Богосло́вие (греч. θεολογία от греч. θεός — бог (Бог) и λόγος — слово: слово от Бога, слово о Боге, слово, обращенное к Богу) — 1) слово (Откровение) Бога о Себе, Его отношении к миру; о мире, призвании и предназначении человека;
2) практика богообщения, духовная жизнь;
3) слово (учение) Церкви о Боге; о мире как объекте Божьего Творения и Промысла; о человеке как образе и подобии Божьем;
4) название, прилагаемое к научным дисциплинам, исследующим отдельные направления учения Церкви о Боге и богопочитании (Догматическое Богословие, Нравственное Богословие, Литургическое Богословие и т. д.).

Учители Церкви на первых порах называли так лишь Священное Писание, поскольку оно – слово о Боге и от Бога: Ветхий Завет – Богословием ветхим, Новый Завет – новым Богословием, а всех писателей того и другого завета, апостолов и пророков – богословами. Потом словом «богословие» стали называть, кроме Священного Писания, и всякое учение о христианских истинах, и в этом значении оно иногда употреблялось в приложении к учению о Боге и богопочитании; иногда – в приложении к учению о Пресвятой Троице; иногда, еще теснее, в приложении к учению собственно о Боге Слове. Наконец, уже в XII в., под богословием стали подразумевать систематическое изложение всех христианских истин о Боге и богопочитании.

В настоящее время под богословием подразумевается систематическое учение о Боге, которое строится на основе текстов Священного Писания, принимаемых Церковью как Откровение, т.е. свидетельство Бога о Самом Себе, и в русле Священного Предания, т.е. духовного опыта Церкви. Создателями богословия считаются отцы Восточной Церкви, духовные подвижники II–VIII вв., разработавшие догматическое учение христианства. Понимая Бога не как безличную сущность, но как рационально непостижимое Существо, Православие выдвигает на первое место апофатическое богословие, тем самым подчеркивая необходимость для христианина, дерзающего заниматься богопознанием, духовного общения с Богом, с его нетварными энергиями.

Человек, не имеющий мистического опыта богообщения, не может претендовать, согласно православной традиции, на истинное знание о Боге. Вместе с тем богословие восточно-христианского мира широко использовало опыт античной философии и выработало в боголовских спорах IV–VII вв. весьма тонкую систему соотношения понятий и умозрений. В процессе оформления православного богословия исключительно важную роль сыграли богословы IV в., прозванные каппадокийцами (от названия малоазийской области Каппадокии): святители Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский.

Важную роль в формировании православного мировоззрения сыграл Максим Исповедник, с кончиной которого (662) подошла к завершению эпоха патристики – период трудов святых отцов по формированию догматического учения Церкви. Преподобный Иоанн Дамаскин (VII – VIII вв.) завершил эту эпоху, став преимущественно систематизатором богословского опыта предшествующих времен.

В последующий период православное богословие не переставало развиваться, имея основной целью защиту и усовершенствование сложившегося учения Церкви в новых условиях, в противодействии давлению западно-христианского мира. Видную роль в этом плане сыграли преподобный Симеон Новый Богослов (XI в.), один из самых значительных византийских богословов-мистиков, и святитель Григорий Палама (XIV в.) вновь утвердивший приоритет богословско-мистического начала в рамках православного мировоззрения и защитивший его от влияний западной схоластики.

В наше время богословие представляет собой систему различных богословских дисциплин, служащих раскрытию, обоснованию и защите вероучения, богослужебной традиции Православной Церкви, а также развитию различных элементов этой системы. Сюда входят:

— основное богословие (апологетика);
— богословие догматическое (или систематическое богословие), занимающееся раскрытием богооткровенности и абсолютной истинности христианских догматов;
— богословие нравственное, раскрывающее существо моральных принципов христианства и необходимость соблюдения их в целях личного спасения;
— богословие сравнительное, обосновывающее преимущества Православия перед инославными христианскими вероучениями;
— богословие пастырское, раскрывающее различные аспекты практической деятельности священнослужителей;
— литургика – теория богослужения;
— гомилетика – раздел богословия, рассматривающий вопросы теории и практики проповедничекой деятельности;
— патрология и патристика;
— церковное право;
— аскетика;
— церковная история.

К разделам фундаментального или систематического богословия относятся:

  • ангелология – учение об ангелах
  • амартология – учение о первородном грехе
  • антропология – учение о человеке
  • иконология – учение об иконе
  • понирология – учение о зле
  • сакраментология – учение о Церковных Таинствах
  • сотериология – учение о спасении
  • триадология – учение о Святой Троице
  • христология – учение о природах и Лице Иисуса Христа
  • экклезиология – учение о Церкви
  • эсхатология – учение о конечных судьбах мира

***

протодиакон Иоанн Шевцов:
Богословие это не математика, не физика, там нет строгих теорем, выводов, доказательств, и многие вещи понять и сразу невозможно, и до конца невозможно. Но как говорил св. Григорий Нисский «если я не могу выпить всю реку, это не означает, что я не должен пить столько, сколько мне нужно». Здесь нам даже хорошо быть ненасытными, стремиться выпить все более и более.

святитель Иларий Пиктавийский:
«Только злоба еретиков вынуждает нас совершать вещи недозволенные, восходить на вершины недостижимые, говорить о предметах неизреченных, предпринимать исследования запрещенные. Следовало бы довольствоваться тем, чтобы с искренней верой выполнять то, что нам предписано, а именно: поклоняться Богу Отцу, почитать с Ним Бога Сына и исполняться Святым Духом. Но вот мы вынуждены пользоваться нашим слабым словом для раскрытия тайн неизреченных. Заблуждения других вынуждают нас самих становиться на опасный путь изъяснения человеческим языком тех Тайн, которые следовало бы с благоговейной верой сохранять в глубине наших душ».
(О Святой Троице. 2:2)

>Словарь

История Средних веков

Учебник для 6 класса

Аббат — настоятель монастыря (аббатства).

Алтарь — наиболее священная часть храма.

Алхимия — учение о том, как преобразовывать вещества, приводя их в более совершенное состояние.

Альбигойцы — общее название сторонников ересей, распространённых в XII—XIII веках в Южной Франции.

Анналы — краткие записи событий по годам.

Арианство — ересь, основанная Арием, который считал Христа подобным, но не равным Богу Отцу.

Архиепископ — один из высших церковных чинов.

Аскетизм — ограничение жизненных благ и удовольствий ради достижения нравственного совершенства и приближения к Богу.

Астрология — учение о влиянии расположения звёзд и планет на события в жизни людей.

Аутодафе — церемония оглашения приговоров инквизиции, перед их приведением в исполнение.

Базилика — один из основных типов христианских храмов; прямоугольное в плане здание, разделённое продольными рядами колонн на проходы — нефы.

Барщина — обязанность зависимых крестьян работать в хозяйстве своего господина.

Бедуины — кочевники Аравийской пустыни.

Бенефиций — пожалование земли пожизненно и на условии несения военной службы.

Булла — грамота с особой печатью, изданная государем или папой римским.

Ваганты — бродячие студенты.

Варны — большие группы индийского общества; впоследствии из них развились касты.

Вассал — лицо, получившее от сеньора во владение феод за несение службы.

Великое переселение народов — массовые переселения германских, славянских и восточных народов на территорию Римской империи, приведшие к её гибели.

Витраж — изображение, собранное из цветных стёкол.

Генеральные штаты — орган сословного представительства во Франции.

Геральдика — составление, истолкование и изучение гербов.

Герб — отличительный знак государства, рода, города, цеха и т.д.

Гильдия — объединение купцов.

Глаголица — одна из двух ранних славянских азбук.

Готика — архитектурный стиль в Европе в XII— XVI веках.

Граф — в первые века Средневековья — представитель короля в провинции; позже — один из высших титулов знати.

Гуманизм (эпохи Возрождения) — мировоззрение, ставящее человека в центр мира; в узком смысле — изучение наук о человеке.

Гуситы — последователи Яна Гуса.

Джихад — мирная или вооружённая борьба за укрепление ислама.

Династия — ряд правивших друг за другом государей из одного рода.

Догмат — наиболее важные положения вероучения, утверждённые руководством церкви.

Домен — совокупность владений государя, на которых он осуществлял свою власть в качестве сеньора.

Духовенство — служители церкви.

Духовно-рыцарские ордены — организации европейских рыцарей-монахов, созданные для борьбы с мусульманами и язычниками.

Епископ — духовное звание главы церковного округа.

Ересь — вероучение, отклонившееся от догматов христианства и официально осуждённое церковью.

Замок — укреплённое жилище феодала.

Иерархия — в широком смысле — расположение частей целого в порядке от высшего к низшему; в более узком смысле — лестница церковных или светских должностей или титулов.

Икона — изображение Бога, Богоматери или святых, являющееся предметом поклонения верующих.

Индульгенция — грамота об отпущении грехов, выдаваемая от имени папы римского за деньги или за какие-либо заслуги перед церковью.

Инквизиция — организация католической церкви для преследования еретиков и искоренения ересей.

Инкунабула — книга, напечатанная до 1501 года.

Ислам — одна из мировых монотеистических религий.

Каллиграфия — искусство красивого письма.

Капелла —

  1. ) придворная церковь;
  2. ) придел церкви.

Касты — замкнутые группы индийцев со сходным происхождением, занятиями, правами и обязанностями.

Католицизм — одно из основных направлений христианства, оформившееся в Западной Европе.

Кириллица — одна из двух ранних славянских азбук.

Кодекс рыцарской чести — правила поведения рыцарей.

Коммуна — город, добившийся самоуправления.

Коран — главная священная книга мусульман.

Крестово-купольный храм — основной архитектурный тип православных храмов.

Крестоносцы — участники Крестовых походов.

Куртуазность — правила придворного поведения.

Магистрат — орган городского управления.

Майордом — высшая придворная и государственная должность во Франкском королевстве при Меровингах.

Медресе — мусульманское учебное заведение.

Мечеть — мусульманский храм.

Минарет — высокая башня при мечети, с которой мусульман сзывают на молитву.

Миссионер — человек, проповедующий какую-либо религию среди тех, кто придерживается иной веры.

Мистика — вера в возможность непосредственного общения человека с Богом.

Монастырь — место, где живут монахи или монахини.

Монах — служитель церкви, который ради спасения души принял определённые обязательства, отказавшись от семьи и имущества и ограничив себя во многом другом.

Монашеский орден — совокупность монастырей, живущих по одним правилам.

Мусульманин — последователь ислама.

Натуральное хозяйство — организация хозяйства, при которой почти всё необходимое для жизни производится на месте, а не покупается на рынке.

Нищенствующие ордены — монашеские ордены, которые стремились строго выполнять обет бедности; их членам полагалось жить подаянием.

Оброк — обязанность крестьянина регулярно платить сеньору деньгами или продуктами.

Общество — совокупность людей, объединённых исторически сложившимися формами совместной жизни и деятельности.

Община — организация крестьян, регулирующая различные стороны жизни в деревне.

Отлучение от церкви — официальное исключение из христианского общества за тяжкие грехи или отступления от догматов.

Паломник (пилигрим) — странник, посещающий отдалённые святыни с целью облегчить свою душу от грехов.

Папа римский — епископ Рима и глава католической церкви.

Парламент — орган сословного представительства в Англии.

Патриарх — высший церковный чин в православии.

Пергамен — материал для письма, изготовленный из особым образом обработанной кожи ягнят.

Повинности — обязанности крестьян по отношению к своему сеньору.

Православие — одно из основных направлений христианства, оформившееся в Византии, на Руси и в некоторых других странах.

Привилегия — преимущество, исключительное право, предоставляемое кому-либо в отличие от других.

Ратуша — здание, где размещались городские власти.

Реконкиста — отвоевание христианами у мусульман территории Пиренейского полуострова.

Ректор — глава университета.

Романский стиль — архитектурный стиль в Европе в XI—XIII веках.

Рыцарство — привилегированное сословие профессиональных конных воинов.

«Семь свободных искусств» — набор учебных предметов в эпоху Средневековья.

Сеньор — крупный земельный собственник, имеющий зависимых от него крестьян, а также вассалов.

Символ Веры — краткое изложение важнейших догматов христианства, принятое на соборах в Никее в 325 году и в Константинополе в 381 году.

Скрипторий — мастерская по переписке рукописей.

Собор —

  1. ) собрание высших чинов церкви для решения главных вопросов;
  2. ) храм, где проводит службы епископ;
  3. ) главная церковь монастыря.

Сословие — большая группа людей, за которыми закреплены определённые права и обязанности, обычно передающиеся по наследству.

Сословная (сословно-представйтельная) монархия — монархия, в которой сословия активно участвуют в управлении через своих представителей.

Султан — высший титул правителя в ряде государств Востока.

Сунна — сборник изречений Мухаммада и рассказов о его жизни.

Сунниты — сторонники одного из двух основных направлений в исламе — суннизма.

Схизма — раскол в церкви.

Схоластика — направление в средневековой философии, в котором Священное Писание изучалось методом строго логических умозаключений.

Табориты — одно из направлений среди гуситов.

Тамплиеры — члены одного из крупнейших духовно-рыцарских орденов.

Трёхполье — порядок обработки земли, при котором одна треть земли засевается озимыми, одна — яровыми, а одна остаётся под паром для восстановления плодородия.

Трубадуры — рыцари-поэты Южной Франции.

Университет — объединение преподавателей и студентов,, созданное для приобретения и приумножения знаний.

Уния — союз, объединение (между государствами или церквами).

Устав (монастырский, цеховой) — правила устройства или жизни.

Феод — наследственное земельное держание, предоставленное на условии несения военной службы.

Феодализм — система отношений в средневековом обществе, основанная на передаче феодов.

Феодалы — члены господствующего слоя средневекового общества, которым принадлежала большая часть земли.

Феодальная раздробленность — раздробленность власти, наступающая в результате развития феодализма.

Фреска — живопись водяными красками по штукатурке.

Хадж — паломничество мусульманина в Мекку.

Халйф — светский и духовный глава мусульман.

Халифат — арабское государство во главе с халифом.

Хан — титул правителя во многих восточных странах.

Хартия — документ, изданный светской или церковной властью. Как правило, хартия жаловала или подтверждала те или иные права и привилегии.

Хиджра — переселение Мухаммада из Мекки в Ясриб (Медину).

Хроника — вид исторического повествования.

Хронист — автор хроники.

Централизация — подчинение отдельных частей объединённого государства власти правителя.

Церемониал — официально принятый порядок торжественных приёмов, шествий и т.д.

Церковная десятина — налог с христиан в пользу церкви, составлявший одну десятую доходов.

Церковь

  1. ) сообщество верующих;
  2. ) церковная организация;
  3. ) здание для молитв христиан.

Цех — организация средневековых ремесленников.

Шариат — законы и правила поведения мусульман.

Шедевр — изделие высшего качества, по которому судили о мастерстве желающего вступить в цех.

Шииты — сторонники одного из двух главных направлений в исламе — шиизма.

Эмир — в мусульманских странах титул военачальника или правителя.

Янычары — отборные войска Османской империи.

Ярмарка — большой рынок, регулярно организуемый в одном и том же месте в одно и то же время.

богословие

слово, заимствованное христианскими писателями от древних греков, употребляется в настоящее время в очень широком значении. У древних учителей Церкви «богословие» в этимологическом отношении означало «слово о Боге», «слово от Бога», а у иных – «слово к Богу». Усвоив это слово от древних греков (классические писатели обозначали этим словом первоначально мифологическое учение о богах, а со времени Аристотеля – и философское учение о Божестве, теологами же называли древних поэтов – Гомера, Гесиода, Орфея, сложивших поэмы о богах и составивших образцы молитвенных гимнов), учители Церкви на первых порах называли так лишь Священное Писание, поскольку оно – слово о Боге и от Бога: Ветхий Завет – богословием ветхим, Новый Завет – новым богословием, а всех писателей того и другого завета, апостолов и пророков – богословами. Потом словом «богословие» стали называть, кроме Священного Писания, и всякое учение о христианских истинах, и в этом значении оно иногда употреблялось в приложении к учению о Боге и богопочитании, иногда – в приложении к учению о Пресвятой Троице, иногда, еще теснее, – в приложении к учению собственно о Боге Слове. Наконец, уже в XII в. под богословием стали подразумевать систематическое изложение всех христианских истин о Боге и богопочитании. В настоящее время под богословием подразумевается систематическое учение о Боге, которое строится на основе текстов Священного Писания, принимаемых Церковью как Откровение, т.е. свидетельство Бога о Самом Себе, и в русле Священного Предания, т.е. духовного опыта Церкви. Создателями богословия считаются отцы Восточной Церкви, духовные подвижники II-VIII вв., разработавшие догматическое учение христианства. Понимая Бога не как безличную сущность, но как рационально непостижимое личное Существо, Православие выдвигает на первое место апофатическое богословие, тем самым подчеркивая необходимость для христианина, дерзающего заниматься богопознанием, духовного общения с Богом, с его нетварными энергиями. Человек, не имеющий мистического опыта богообщения, не может претендовать, согласно православной традиции, на истинное знание о Боге. Вместе с тем богословие восточно-христианского мира широко использовало опыт античной философии и выработало в богословских спорах IV-VII вв. весьма тонкую систему соотношения понятий и умозрений. В процессе оформления православного богословия исключительно важную роль сыграли богословы IV в., прозванные каппадокийцами (от названия малоазийской области Каппадокии): свтт. Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский. Важную роль в формировании православного мировоззрения сыграл Максим Исповедник (ум. 662 г.), с кончиной которого подошла к завершению эпоха патристики – период трудов святых отцов по формированию догматического учения Церкви. Прп. Иоанн Дамаскин (VII-VIII вв.) завершил эту эпоху, став преимущественно систематизатором богословского опыта предшествующих времен. В последующий период православное богословие не переставало развиваться, имея основной целью защиту и усовершенствование сложившегося учения Церкви в новых условиях, в противодействии давлению западно-христианского мира. Видную роль в этом плане сыграли прп. Симеон Новый Богослов (XI в.), один из самых значительных византийских богословов-мистиков, и свт. Григорий Палама (XIV в.), вновь утвердивший приоритет богословско-мистического начала в рамках православного мировоззрения и защитивший его от влияний западной схоластики.

В наше время богословие представляет собой систему различных богословских дисциплин, служащих раскрытию, обоснованию и защите вероучения, богослужебной традиции Православной Церкви, а также развитию различных элементов этой системы. Сюда входят: богословие догматическое, занимающееся раскрытием богооткровенности и абсолютной истинности христианских догматов; богословие нравственное, раскрывающее существо моральных принципов христианства и необходимость соблюдения их в целях личного спасения; богословие сравнительное, обосновывающее преимущества Православия перед инославными христианскими вероучениями; богословие пастырское, раскрывающее различные аспекты практической деятельности священнослужителей (к пастырскому богословию примыкают литургика – теория богослужения, гомилетика – раздел богословия, рассматривающий вопросы теории и практики проповеднической деятельности, и ряд других дисциплин практического характера, преподаваемых в семинариях и академиях Русской Православной Церкви).

БОГОСЛОВИЕ

Смотреть что такое «БОГОСЛОВИЕ» в других словарях:

  • БОГОСЛОВИЕ — см. Теология. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. БОГОСЛОВИЕ … Философская энциклопедия

  • богословие — теология, цанит Словарь русских синонимов. богословие теология Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

  • БОГОСЛОВИЕ — БОГОСЛОВИЕ, то же, что теология … Современная энциклопедия

  • БОГОСЛОВИЕ — то же, что теология … Большой Энциклопедический словарь

  • БОГОСЛОВИЕ — БОГОСЛОВИЕ, я, ср. Совокупность доктрин какой н. религии. | прил. богословский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • богословие — См. согласие В. В. Виноградов. История слов, 2010 … История слов

  • Богословие — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

  • Богословие — (Θεολογία, theologia) по этимологическому значению есть учение о Боге и по теперешнему словоупотреблению обозначает собою весь состав наук, имеющих предметом своим христианскую религию. Слово это не всегда было в употреблении и, вошедши в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • БОГОСЛОВИЕ — . Понятие христ. «Б.» включает в себя: 1) практику богообщения, подразумевающую веру и молитвенное устремление к Богу как к предмету веры, упования и любви, и деятельность в соответствии с верой. В этом смысле Б. может пониматься… … Православная энциклопедия

  • Богословие — слово, заимствованное христианскими писателями от древних греков, употребляется в настоящее время в очень широком значении. У древних учителей Церкви «богословие» в этимологическом отношении означало «слово о Боге», «слово от Бога», а у иных – … Православие. Словарь-справочник

Богослов.Ру (интернет-портал)

Богослов.Ру

Богослов.Ru

Юрисдикция: Русская Православная Церковь
Год основания: 2001
Год закрытия: 2018
Руководители: Великанов Павел Иванович
Авторы: Балакшина Юлия Валентиновна, Бурега Владимир Викторович, Великанов Павел Иванович, Дудченко Андрей Владимирович
Направления: массовая культура], литургического обновления движение, православие-лайт, Церковная реформа

Богослов.Ru (2001- 2018) — модернистский информационно-публицистический интернет-портал. Орган Церковной реформы, осуществлял информационную поддержку богослужебной, организационной и этической реформы Русской Православной Церкви.

история

Первоначально возник в 2001 году как образовательный портал Учебного комитета Русской Православной Церкви и получил название «Богослов.Ру».

Создан по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

В 2005 году портал ненадолго прекращал свою работу.

В апреле 2007 года Учебным комитетом совместно с Московской духовной академией была учреждена автономная некоммерческая организация «Центр информационных технологий» (ЦИТ). Первый проект ЦИТа — это новая версия портала Богослов. Ru.

В 2008 году состоялась презентация немецкой версии портала. Она прошла в рамках празднования Академического дня (Dies Academicus) Фрибургского университета в Швейцарии.

В 2009 году портал Богослов.Ру организовал отдельный проект для освещения работы Архиерейского и Поместного Соборов Русской церкви. По заявлению главного редактора портала протоиерея Павла Великанова, задачей этого проекта является: «заполнение информационного пространства качественными научными материалами, которые позволяют посмотреть на предстоящий собор в контексте церковной истории, канонического права, литургики, богословия, а также сопоставить современную ситуацию с имеющимся историческим опытом как Русской, так и других Поместных Православных Церквей».

В конце 2009 года была запущена испанская версия портала.

Портал совместно с «Радио России» ВГТРК ведет проект «Мир. Человек. Слово», интерес к которому проявил председатель Государственной Думы РФ Борис Грызлов во время своего посещения МДА 6 марта 2009 года.

В 2010 году портал Богослов.ру стал официальным информационным партнером Межсоборного Присутствия РПЦ. В сентябре 2011 года получил официальную государственную регистрация как СМИ.

В 2018 году портал прекратил свою работу, так как цели первого этапа Церковной реформы были достигнуты. Преемником «Богослов.Ру» стал проект «Академия веры», созданный в 2017 году теми же лицами.

Руководители портала констатировали в 2017 году:

Реализация проекта «портал „Богослов“» позволяет понять, что у современного человека нет времени на «погружение» в академическое богословие и имеющийся формат привлекает лишь узкий слой профессиональных теологов. В связи с этим создание ресурса, ориентированного на широкую аудиторию, приобретает особую актуальность.

— «Академия веры», обоснование социальной значимости проекта

структура портала

На сайте материалы разделены на несколько блоков:

  • библиографический,
  • новостной,
  • справочный и
  • исследовательско-дискуссионный.

В библиографическом блоке представлены отечественные книжные новинки, а также переводы на русский язык аннотаций, обзоров и рецензий новых изданий издательских домов Европы и Америки. В разделе «Диссертации и дипломные работы» помещена роспись квалификационных работ центральных духовных учебных заведений — Московской, Санкт-Петербургской и Минской духовных академий и семинарий с середины ХХ века по настоящее время. Это более 2500 описаний.

На сайте также представлено более 50 наименований периодических научных изданий Российской академии наук, а также значительная часть церковной периодики. Главным образом статьи представлены в виде библиографических описаний; наличие полного текста отмечено пиктограммой дискеты или текстового файла. Сюда также относятся и статьи журнала «Богословский вестник» с 1892 по 2006 года, представленные целиком на портале в формате DjVu (раздел Библиотека), всего более 4500 статей.

В электронной библиотеке кроме «Богословского вестника» размещены книги, представленные в форматах PDF либо DjVu. Часть книг распознана с обязательным сохранением оригинальной пагинации и полного соответствия печатному оригиналу.

В разделе «Персоналии» размещены краткие биографии ученых, чьи труды представлены на портале, а также библиографические списки их публикаций. Это более 500 биографий из 3000 персоналий. В подразделе «Подвижники благочестия» указаны Антоний (Блум) и монахиня Иулиания (Соколова).

Раздел «Организации» включает в себя краткое описание основных учебных и религиозных заведений, издательств и библиотек, специализирующихся в области богословия. На портале сейчас описано около 180 организаций.

Словарь, размещенный на портале, задуман как краткий справочник ключевых церковных и богословских понятий.

Новостной блок представлен в виде ежедневно обновляемой ленты новостей и анонсов событий. Редакция старается актуализировать те новости, которые оказываются вне поля зрения отечественных СМИ в силу своей специфичности: на портале обычно ежедневно размещаются эксклюзивные для Рунета новости. Раздел анонсов оповещает о предстоящих конференциях, встречах, симпозиумах и других значимых событиях.

Исследовательский блок материалов состоит из различных видов публикаций: это и исследовательские, и аналитические, и апробационные статьи, публикуемые соискателями ученых степеней. Представлены также обзоры книг и библиографические справки по конкретным темам богословия.

Все материалы, представленные на портале, имеют сквозную рубрикацию. На портале работают RSS-каналы, которые позволяют подписаться на обновления любого раздела, включая тематические. В настоящее время готовится к запуску мультимедийный раздел.

На сайте все представленные материалы разделены на несколько блоков: библиографический, новостной, справочный и исследовательско-дискуссионный блоки. Существуют английская, немецкая, испанская и греческая версии портала.

статистика сайта

По статистике Рамблера, портал Богослов.Ru входит в 30 самых читаемых религиозных ресурсов Рунета. По статистике каталога Яндекса, портал занимает 50 место (на 11.09.2013) среди наиболее цитируемых ресурсов раздела «Общество». 19 октября 2010 года Центр Беркмана по изучению интернета и общества при Гарвардском университете (США) назвал портал Богослов.Ру одним из наиболее цитируемых сайтов православного Рунета, вместе с порталом Православие и мир и официальным сайтом Московского патриархата Патриархия.ru .

проекты портала

Совместный проект Спасо-Вифанского монастыря и богословского портала Богослов.Ru о жизни и деятельности митр. Московского и Коломенского Платона (Левшина): platon.bogoslov.ru. В проекте представлены следующие рубрики: раздел, посвященный биографии святителя, новости, фотогалерея, новости.

киностудия Богослов

(с 16 октября 2011 г.)

Ранее «киностудия Московской духовной академии».

Темы: пропаганда православия-лайт, отрицательного христианства, модернизма, Церковной реформы, реабилитация плоти и др.

радио Богослов.Ру

(с 15 апреля 2012 г.)

Академия Богослова

(с 27 ноября 2017 года)

> руководство

Главный редактор сайта — протоиерей Павел Великанов.

> авторы

Балакшина Юлия Валентиновна, Бурега Владимир Викторович, Великанов Павел Иванович, Дудченко Андрей Владимирович

партнеры

Среди партнеров сайта указаны сайт Православие и мир, Общецерковная аспирантура и докторантура, Издание домового храма св. мц. Татьяны «Татьянин День».

  • Презентация портала 2009-11-2 Презентация портала 2012-04-10
  • Проект портала «Богослов.Ru» и Спасо-Вифанского монастыря, посвященный жизни и трудам митрополита Платона (Левшина)
  • Мир. Человек. Слово Совместный Проект портала «Богослов.Ru» и «Радио России»
  • Портал Bogoslov.ru 2010-8-8 WebCite Bogoslov.ru 2012-04-10
  • Интервью главного редактора портала. 2010-8-8 Интервью главного редактора портала 2012-04-10
  • Открыт специальный проект портала «Богослов.ru» по научно-информационному сопровождению Соборов
  • Архиепископ Волоколамский Иларион ответил на вопросы портала «Богослов.ru»

Сноски

  1. Презентация немецкой версии портала «Богослов. Ru» прошла в Швейцарии
  2. Открыт специальный проект портала Богослов.ru по научно-информационному сопровождению Соборов
  3. Председатель Государственной Думы РФ Борис Грызлов посетил Центр информационных технологий МДА
  4. Официальный информационный партнер Межсоборного присутствия портал «Богослов.Ru» предоставляет возможность комментирования итоговых документов, предлагаемых к обсуждению церковной общественностью согласно решению Президиума Межсоборного Присутствия 2013-03-30 http://www.webcitation.org/6FeHQeAg4 2013-04-05
  5. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-46659 от 22.09.2011 г.
  6. Академия веры // Фонд президентских грантов. — 2017. – Дата обращения: 1.032.2019.
  7. Подвижники благочестия // Богослов.ру – Дата обращения: 19.05.2017.
  8. Rambler: Религия
  9. Яндекс. Каталог: Общество
  10. Портал «Православие и мир» признан в Гарварде одним из самых цитируемых сайтов православного рунета // Православие и мир. 29 октября, 2010.
  11. Великанов, Павел о. Тело (видео) // Киностудия Богослов. — 2017. (Реабилитация плоти в анимационном фильме ведущего представителя православия-лайт.)
  12. См. www.bogoslov.ru/radio // Богослов.Ру
  13. http://www.bogoslov.ru/text/5621233.html
  14. Партнеры // Богослов.ру – Дата обращения: 19.05.2017.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *