Что такое кабала?

Вопрос:

Здравствуйте! Если будет возможность, расскажите, пожалуйста, о каббале. Я бы хотел услышать Ваше мнение об этом учении. Мне кажется, что для того, чтобы быть грамотным православным человеком, надо знать многое, в том числе иметь представление о различных учениях, даже еретических. Уж слишком часто стало звучать слово «каббала». Спаси Вас Господи.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Каббала (евр. qabbalah – принятие, предание) – мистическое учение и мистическая практика в иудаизме. Это эзотерическое теософское учение по духу совершенно чуждо Священному Писанию, ибо Божественная истина, содержащаяся в святой Библии, имеет целью спасение всего человечества. Поэтому о каком-то тайном знании речи быть не может. Не тайно Я говорил, не в темном месте земли; не говорил Я племени Иакова: «напрасно ищете Меня». Я Господь, изрекающий правду, открывающий истину (Ис.45:19). Слово Божие есть Откровение о путях нашего спасения. Священное Писание остается для нас сокровенным в той мере, в какой мы приступаем к чтению его, не очистив от грехов совесть, не освободившись от предрассудков, ложных идей и предубеждений. Только по мере духовного совершенствования человек оказывается способным вместить высокое духовное содержание Писания. Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им (Пс.24:14).

Изложению каббалы посвящены две книги: Сефер Иецира (Книга создания) и Зогар (Блеск). Первая написана, вероятно, в 6–7 веках по Р.Х. Утверждение самих каббалистов о существовании Сефер Иецира уже во время патриарха Авраама абсолютно мифично и не имеет никаких доказательств. Напротив, присутствие в этих книгах философских идей поздней античности (гностицизма, неоплотанизма и др.) полностью опровергают это мнение. Автором Зогар считается испанский каббалист Моше (Моисей) да-Леон. Время написания – около 1300 год. Желание современных каббалистов (М.Лайтман. Книга Зогар, М.,2003, с.185) сделать автором Зогар ученика раби Акибы Шимона бар Йохая, жившего во 2-м веке по Р.Х., противоречит мнению специалистов: «Арамейский язык во всех этих восемнадцати разделах один и тот же, и во всех них он обнаруживает одни и те же индивидуальные особенности. Это тем более важно, что ни в каком смысле не тот живой язык, на котором могли говорить Шимон бар Йохай и его друзья в первой половине II в. н.э. в Эрец-Исраэль. Арамейский язык Зогара – чисто искусственное создание. Это литературный язык автора, который почерпнул знание его исключительно из документов еврейской литературы и который выработал свой собственный стиль, руководствуясь определенными субъективными критериями. Высказанное некоторыми учеными предположение о том, что лингвистический анализ обнаружил в Зогаре ранние пласты, не было подтверждено современным исследованием. Во всех этих сочинениях дух средневекового иврита (а именно иврита XIII века) проступает сквозь арамейский фасад» (Г.Шолем. Основные течения в еврейской мистике. М.-Иерусалим, 2004, с. 216).

Каббала разделяется на умозрительную (каббала июнит) и прикладную (каббала маасит). Центральной категорией каббалы июнит является Эн соф (Не-нечто или Бесконечное). В отличии Бога Священного Писания Эн Соф не имеет имени, потому что безличен, непознаваем, невообразим. Ему не может быть приписано какое-либо свойство. Эн Соф открывается в своих проявлениях (не всем, а еврейским мистикам). Основным проявлением Эн-Соф является первочеловек Адам Кадмон. Через него путем эманации происходят 10 сефирот, которые являются атрибутами Бога. Десять сефирот представляют собой мистическое тело Адама Кадмона (Небесного Адама). Он появляется в результате эманации и не имеет образа и подобия. Земной Адам создается по образу Небесного Адама. Десятая сефирота называется Царство (Мальхут). Она объединяет все девять сефирот. «Мальхут (Царство) обозначено в Зохаре как кнесет Исраэль, мистический прототип общины Израиля – Шхина. А.Ф.Лосев в Диалектике мифа пишет: «Так, сущность всей Каббалы, как сообщил мне один ученый еврей, большой знаток каббалистической и талмудической литературы (у которого я, по скверной привычке европейского наблюдателя, доискивался точно узнать о неоплатонических влияниях в Каббале), заключается вовсе не в пантеизме, как это думают либеральные ученые, сопоставляющие учение об Эн Софе и Зефиротах с неоплатонизмом, а скорее – в панизраэлизме: каббалистический Бог нуждается в Израиле для своего спасения, воплощается в него и становится им, почему миф о мировом владычестве обоженного Израиля, от вечности содержащегося в самом Боге» (XIV.3).

Каббалисты установили соответствие отдельных сефирот с частями человеческого тела. Знакомясь с этой примитивной мифологической схемой структуры космоса, трудно отделаться от вопроса, который сами каббалисты не ставят: каков источник этого «знания»? Как удалось узнать, что сефирот Корона (Кетэр) – чело; Тифэрет – грудь; Торжество (Нэцах) и Величие (Ход) – бедра человека?

Эзотерическое учение Сефер Иецира и Зогар принципиально несовместимо с библейским учением о Боге, мире, человеке и путях спасения человечества. Умозрительная каббала представляет собой соединение элементов гностицизма II–III веков по Р.Х. и неоплатонизма. У гностиков заимствовано учение о 10 эонах, которые составляют плерому (вселенскую полноту). Гностиков и каббалистов роднит дуализм, идея извечной вражды начал добра (света) и зла (тьмы). Дуалистическое мировоззрение в каббале имеет прямое выражение в Сефер Иецира: «Мишна 4: Также одно против другого создал Творец: добро против зла, зло против добра, добро из добра, зло из зла, добро различает зло и зло различает добро, доброта хранится для хороших и зло для злых» (часть 10). Очевидно, что учение, которое приписывает злу онтологический статус, ведет к оправданию зла. Напротив, по Священному Писанию, зло не было сотворено Богом, а возникло как результат злоупотребления даром свободы, данной Богом Своим творениям – ангелам и людям.

Исследователи указывают еще один языческий источник каббалы. По мнению В.С.Соловьева, специально изучавшего в 1875 году в Британском музее средневековую каббалу: «Ангелология каббалы, заимствованная главным образом у персов, состоит из формальных классификаций; замечательна только идея солнечного ангела Митатрона (вероятно, эллинизация персидского Митры), высшего посредника между Богом и вселенной; иногда он отожествляется с арх. Михаилом, а иногда с Мессией. Наш материальный мир не есть еще самая низшая степень в эманации божественного света; в том крайнем пределе, где этот свет совсем теряется в полном мраке, образуется так наз. шелуха бытия, или скорлупы (клиппот), – это нечистые духи или бесы, столь же многочисленные как ангелы и души, ибо на всякое ядро может быть своя скорлупа. Эта нечистая шелуха не имеет собственной сущности: она может исчезнуть, но не может очиститься. Человеческие души, напротив, призваны к очищению и совершенству. Главное средство для этого – перевоплощение; оно двух родов: «круговорот» (гильгуль) и «прививка» (иббур), первый состоит в постепенном прохождении всех сфер бытия все в новых телах до полного очищения, иббур же означает особое соединение отжившей души с живым человеком, на 7 или даже на 14 году возраста» (Каббала. – Собр. соч., Брюссель, 1966, т. X, с. 342-43).

Каббалистическое учение представляет собой ярко выраженный пантеизм: Бог и мир понимаются как одно целое. Мир является лишь обнаружением, проявлением Бога. Пантеизм таит в себе внутреннее противоречие. Логическим следствием его неизбежно является сначала умаление Бога, а потом – отрицание, потому что Ему приписываются все несовершенства мира. «Судя по французским и немецким переводам каббалы, в течение столетий возникшей из отдельных трактатов и кодифицированной в XIII в., можно с уверенностью сказать, что это – самый настоящий неоплатонизм, но только не античный, где проблема человека не ставилась, а средневековый иудейский к котором действительно все ступени эманации пронизаны идеей человека… В каббале чувствуется весьма напряженная сексуальная атмосфера, так что это – какой-то мистико-сексуальный социализм.» (А.Лосев. Владимир Соловьев и его время, М.,1990, с.251-52). Вселенную каббалисты разделяют на мужское и женское начала. Правые и левые сферы являются соответственно мужскими и женскими. Вселенная представляется как любовный союз, как единение мужского и женского начал. Отношения между сферами интерпретируется с помощью символики пола. «Природа этой мистической символики представляет собой одно из главных препятствий для правильного понимания такого труда мистической экзегезы, как Зохар; и все же эта тщательно разработанная и подчас причудливая символика служит ключом к его осо­бому религиозному миру. Даже такой выдающийся ученый, как Р.Херфорд, доказавший свое понимание сущности иудаизма, пишет о «символике, которая часто кажется совершенно нелепой, а иногда грубой и отталкивающей» (Г.Шолем. Основные течения… с. 270).

Прикладная каббала (каббала маасит) является разновидностью магии. Она широко использует амулеты и медитацию. Для гадания используются карты Таро. Каббалисты приписываю мистический смысл буквам и числам. Символический каббалистический язык состоит из 10 цифр и 22 букв еврейского алфавита. Вместе они составляют 32 «пути премудрости». По мнению самих каббалистов с помощью 10 цифр можно все исчислить, а посредством 22 букв написать всевозможные книги. Каббалистическая нумерология пытается вычислить сакральное значение каждого слова, суммируя числовые значения букв еврейского алфавита (гематрий). Путем перестановки букв в определенном порядке каббалисты получают из одного слова другое с совершенно иным смыслом (темура). Используется еще один метод в двух вариантах (нотарикон): А. Буква слова принимается за начальную букву другого слова. Получается из одного слова целое предложение. Б. Из первых, последних или средних букв предложения составляют новое слово или предложение. Эта оккультная числовая и буквенная магия ничего общего не имеет со смыслом Священного Писания. Библейские тексты не содержат никакого кода или шифра. Притчи, образы и символы – лишь средства, которыми раскрываются трудно выразимые человеческим языком глубокие богословские истины нашего спасения.

Занятие любыми видами оккультизма (в том числе каббалой) вводит человека в общение с падшими духами. Зараженный недугом тщеславия и, не имея духовного зрения, чтобы увидеть впереди зияющую бездну, такой человек оказывается порабощенным демонами. Все занятия магией и оккультизмом кончаются духовной смертью. Достаточно вспомнить страшную историю гибели мага и чародея Иоганнеса Фауста (ок.1480 – ок.1540). Он заключил договор с диаволом, который предоставил ему все «блага» мира. Фауст согласился отдать за это душу. Когда срок соглашения истек, диавол точно в указанную ночь взял эту душу в ад. До нас дошли свидетельства современников о нем. Вот рассказ одного из деятелей Реформации Филиппа Меланхтона (1497–1560): «Знавал я человека по имени Фауст, из Кундлинга, маленького городка по соседству с местом моего рождения. В бытность свою студентом в Кракове он изучил магию, которой там прежде усердно занимались и о которой публично читали лекции. Он много странствовал по свету и всюду разглагольствовал о тайных науках. Приехав в Венецию и желая поразить людей невиданным зрелищем, он объявил, что взлетит в небо. Стараниями дьявола он поднялся в воздух, но столь стремительно низвергся на землю, что едва не испустил дух, однако остался жив. Последний день своей жизни, а было это несколько лет тому назад, этот Иоганнес Фауст провел в одной деревушке княжества Вюртембергского, погруженный в печальные думы. Хозяин спросил о причине такой печали, столь противной его нравам и привычкам… В ответ он сказал: «Не пугайся нынче ночью». Ровно в полночь дом закачался. Заметив на следующее утро, что Фауст не выходит из отведенной ему комнаты, и подождав до полудня, хозяин собрал людей и отважился войти к гостю. Он нашел его лежащим на полу ничком около постели; так умертвил его дьявол» (Легенда о докторе Фаусте. Ред. В.М. Жирмунский. М., изд. «Наука», 1978).

Трагедия началась две тысячи лет назад по причине отвердевшей невосприимчивости фарисеев и книжников к новозаветной благодати, о которой предвозвещали Богодухновенные пророки. Отпадение от живого источника Истины неизбежно ведет к омертвению и бесплодию.

Сухие листья октября,
Глухие вскормленники мрака,
Куда летите вы? Зачем
От древа жизни вы отпали?
Вам чужд и странен Вифлеем,
И яслей вы не увидали.

О.Мандельштам. Где ночь бросает якоря. 1920

Каббала, представляющая фантастическую смесь эзотерического оккультизма, замешанную на языческих религиозно-философских идеях. Она свидетельствует о полном отпадении от великого и спасительного библейского учения. Люди, которые по своей слепоте начинают заниматься каббалой, не сознавая того, заключают договор с адом.

Каббала в России: модное поветрие или опасное явление?

Взаимодействие иудаизма и православия на территории России всегда было сложным и неоднозначным вопросом. С одной стороны, на протяжении долгого времени наблюдалось довольно мирное сожительство двух религиозных систем. С другой, иудаизм находился по большей части в неравноправном положении, что выражалось в проявлениях как стихийного антисемитизма, так в государственных мерах по определённой дискриминации иудейской части населения. В наше время вопрос взаимоотношений обострился благодаря такому явлению, как Каббала в России.

Религиозная мода

Речь идёт не столько о традиционной Каббале, которая присутствовала в духовной жизни живущих в России евреев и прежде, сколько о современной интерпретации Каббалы. Эта интерпретация имеет израильское происхождение, но настоящую популярность и свой оформленный вид приобрела на Западе, в США. Там современное прочтение Каббалы нашло себе немало приверженцев в среде, прежде всего, представителей шоу-бизнеса.

Психологические особенности личностей, преуспевающих в этой специфической сфере деятельности, сам характер данного «круга», ориентированный на достижение успеха практически любой ценой – видимо, в этом кроется причина популярности в Голливуде и его окрестностях различных мистических учений.

Не случайно именно американский «бомонд» стал популяризатором многочисленных современных оккультных течений «Нью-Эйдж», не зря именно здесь расцвела современная сайентология. Вот и Каббалу западные звёзды стали воспринимать в подобном ключе: практический набор рекомендаций, правил, амулетов, психологических самотреннингов, магических формул – в общем, всего, что может принести человеку процветание и успешность в делах. Скорее всего, девять из десяти людей ничего бы и не слышало о Каббале, если бы не рьяная приверженность к современной каббалистике Луизы Чикконе, известной как сверхпопулярная певица, актриса и продюсер Мадонна. Она и ввела моду на увлечение современной Каббалой сначала в западном шоу-бизнесе, а затем это модное поветрие стало распространяться и на российский шоу-бизнес.

Если верить публикациям СМИ, за последние годы наблюдается увеличение числа российских знаменитостей, которые интересуются Каббалой, принимают участие в закрытых семинарах по изучению Каббалы и, по некоторым внешним признакам, являются приверженцами каббалистики. В их числе называются Филипп Киркоров, Вера Брежнева, Кирилл Серебренников, Лолита Милявская, Владимир Соловьёв и другие.

Сетевой маркетинг или тысячелетняя мудрость?

Противники распространения «попсовой» Каббалы в России указывают на то, что новоявленная мода на каббалистику имеет все признаки недобросовестного сетевого маркетинга или даже коммерческого религиозного культа. Открывающиеся центры по изучению Каббалы активно занимаются распространением обучающих курсов, которые состоят из книг, брошюр, специальных амулетов и тому подобного – разумеется, не бесплатно. Причём эти курсы, которые рекламируются как необходимое условие духовного развития и познания тайн иудейской мистики, могут быть довольно дорогостоящими для большинства российского населения (стоимость базового начального курса изучения Каббалы достигает 300-400 долларов).

Однако у зарубежных популяризаторов Каббалы другое мнение относительно их активности в России. Они обращают внимание на то, что Каббала имеет универсальный характер – именно поэтому центры по изучению этого духовного наследия открываются по всему миру. Согласно мнению современных каббалистов, Каббала является общим для всех народов способом познания мира, самопознания человека и достижения гармонии человеческой жизни. Именно поэтому она распространяется в разных странах – в православной России, на протестантском Западе, в формально атеистическом, но, по сути, конфуцианском Китае.

Вроде бы Каббала — это древнейшее хранилище божественной мудрости, появившееся ещё до возникновения других религий – поэтому она содержит общие религиозные принципы.

Так, часто утверждается, что изучение Каббалы не противоречит Православию, что оно «помогает православным становиться ещё более православными». А те многочисленные православные священники и богословы, которые негативно отзываются о Каббале в целом и о современной каббалистике в частности, просто «недостаточно хорошо ознакомлены с сутью вопроса».

Православие и Каббала: движение в разных направлениях

Однако в этих первоначальных заявлениях умалчивается о том, что Каббала — это не просто духовное учение общего порядка, она предполагает тесную и неразрывную связь с иудейской религией. Собственно, без следования Торе изучение Каббалы в иудаизме признаётся ересью, изучать Каббалу не-иудеям нельзя, так как они извратят её учение. Поэтому Русской Православной Церковью современная каббалистика воспринимается как разновидность иудейского прозелитизма, направленного на «вербовку» последователей среди населения стран, исторически и культурно принадлежащих к иным религиозным системам. Через модное любопытство к мистической составляющей Каббалы человек втягивается в орбиту иудаизма и через некоторое время его приводят к мысли, что изучение Каббалы и приверженность другим религиям несовместимы.

Впрочем, Православие о Каббале отзывается негативно не только в связи с сегодняшней активностью, но и в целом как о духовном феномене.

Православная оценка возникновения, развития и характера Каббалы сводится к тому, что это духовное произведение еврейского религиозного фольклора противоречит не только христианству, но и ортодоксальному иудаизму. После того, как в 70 году нашей эры Иерусалим был захвачен римлянами и в отместку за антиримское восстание был разрушен Второй Храм, евреи лишились своего государственного и религиозного центра. Будучи рассеянными по разным частям света и лишённые дисциплинирующего влияния религиозной иерархии (священников среди евреев не стало, так как священники могут служить лишь в единственном Храме), иудеи поддались естественным тенденциям самостоятельного религиозного творчества. Появились запрещённые Торой астрологические изыскания, ритуалы гадания и проникновения в тайны бытия, магические заклинания и амулеты, мистические и эзотерические учения и толкования. Всё это в сумме и составило Каббалу. С точки зрения Православия, Каббала – это сборник еврейского язычества, оформившегося в Средние века и в наши дни получившего новое звучание.

Александр Бабицкий

Зародившееся в древнем Израиле течение каббала уверенно, поступательно проникает в Россию. Особенно очаровались ею деятели шоу-бизнеса. Первой «закаббалилась» Мадонна. Она поет о каббале, носит на запястье красную нитку, считающуюся символом учения. Ее гуру — каббалист Йегуда Берг (2 декабря 2010 года мы публиковали интервью с ним и рассказ о «звездной каббале»,).

Каббалистами слывут голливудские звезды Деми Мур и ее муж Эштон Катчер, а также Наоми Кэмпбелл, Дэвид Бэкхем, Бритни Спирс, Пэрис Хилтон, Элизабет Тейлор, Барбра Стрейзанд, Мик Джаггер, Гвинет Пэлтроу и другие звезды.

Ну и наши, как водится, по примеру «старших товарищей» зашагали в тренде. В каббалу угодили Филипп Киркоров, имевший аудиенцию с Йегудой Бергом во время его визита в Москву, Лолита, сочетавшаяся последним браком по каббалисткому сценарию при участии все того же Берга. С красными ленточками видели Андрея Макаревича, Валентина Юдашкина, Веру Брежневу, Леру Кудрявцеву, Сергея Лазарева, многих других. На лекциях по каббале были Стас Намин, Виктор Ерофеев, Владимир Соловьев. Михаил Задорнов как-то рассказывал, что его очень заинтересовали книги Михаэля Лайтмана.

Кроме «попсовой» каббалы, объявшей наш бомонд, в России имеется еще религиозная каббала, где «посвященные» иудейской веры читают Тору и древнюю книгу «Зоар», ищут тайные смыслы и считают себя суперизбранными. По некоторым данным, среди этой «иудейско-каббалистской элиты» есть и политики, правда, малоизвестные.

А есть еще и третья, условно говоря, разновидность каббалы — как бы просветительская, научная, ее продвигает Михаэль Лайтман, создатель Международной академии каббалы. Недавно в Москве прошел международный конгресс каббалистов, на который прибыли довольно молодые делегаты из России, стран СНГ, Германии, Канады, Китая и даже Чили. На конгрессе выступил доктор Лайтман («рав Лайтман», как называют его ученики). Длинная и скучноватая лекция была посвящена таким понятиям, как желания, стремления, их связи с миром и прочим мудреным вещам. Утверждалось, что люди, понимающие это, должны нести «свет» массам, страдающим, не видящим выхода. «Это огромная благородная задача», — убеждал Лайтман.

А по окончании мероприятия каббалисты, взявшись за плечи, спели свою ритуальную песню с припевом «Будущее в единстве мира»: «Все очень странно, смысла во всем этом нет, здесь не получишь наполненье и свет, если мы вместе — ждет нас в пути рассвет».

Раз уж Лайтман приехал в Москву, мы решили побеседовать с ним о каббале, и не только.

Съедим себя?

— Доктор Лайтман, почему каббала активно идет в Россию?

— Я не думаю, что она идет в Россию, она вообще идет везде. Потому что это универсальное знание о том, каким мир должен стать сейчас, именно с нашего времени. Человечество всегда развивалось под воздействием эгоизма, который рос от наших желаний. Благодаря этому шел прогресс технологий, государственного устройства. А сейчас человечество в состоянии насыщения, заполненности, эгоизм больше не движет человечеством, и развития больше нет.

Но в то же время мир стал глобальным, мы все больше зависим друг от друга. Но мы отошли от природы. Человечество становится раковой опухолью, она в конце концов съест и себя, и природу и погибнет. Как сделать, чтобы мы в своем глобализме все-таки развивались по законам природы? Как нам сегодня выжить?

Постичь это помогает каббала.

— Но ведь не только каббала, доктор Лайтман, многие общественные движения, науки, политики, лидеры стран, «восьмерки» и «двадцатки» — все думают об этом.

— И не находят решения. Каббала вышла из древнего Вавилона: на маленьком кусочке земли в Месопотамии существовало целое человечество, очень разное, но замкнутое на себе и эгоистическое. Но жители Вавилона не стали создавать из себя глобального сообщества, а решили просто разойтись и так разрушили связь между собой. И со времен Вавилона каббала была скрыта. До нашего времени. И сейчас мы снова подошли к такому же состоянию, как в древнем Вавилоне. Все человечество — это Вавилон, мы начинаем быть зависимыми друг от друга, но как поступать, не знаем, и практически не можем решить ни одну проблему — ни террора, ни наркотиков, ни разводов, ни воспитания детей. Не говоря уже об экономике: мы пришли к истощению источников энергии, источников воды. Нам надо понять: что значит глобальная система, интегральная связь между нами, как нам действовать дальше? Каббала — об этом, это физика глобальной системы человечества.

— Но ведь каббала — это религиозное, мистическое учение. Ее основа — Тора, главная книга иудеев.

— Не согласен. Каббала была до всех религий, которые еще совсем молоды по сравнению с ней — им всего-то по 2 тысячи лет. У нас 2 миллиона учеников по всему миру, это люди абсолютно разных религий и национальностей. Между ними нет разницы, каббала не связана ни с какими религиозными отправлениями, атрибутами, верованиями. Это не вера.

— Русская православная церковь отрицательно относится к каббале, считая, что она несет принципиально иные, нежели христианство, ориентиры в жизни и что увлекаться каббалой и оставаться при этом христианином невозможно.

— Я думаю, это все из-за недостаточного понимания сути каббалы. Вокруг нее вообще много мифов. Но от Аристотеля и Платона до ученых последнего времени, в США, Европе, — много людей, понимающих, что есть каббала. Это не красные нитки.

Киркоров попал в каббалу — и не скрывает, даже нитку красную нацепил!
Фото: glamurchik.tochka.net

Звезды на нитке

— Да, у вас нет красных ниток, хотя они — по расхожему мнению — считаются приметой каббалиста.

— Нет. Мы не верим в заклинания, амулеты, религиозные атрибуты. Не продаем святую воду, как это делают другие каббалисты, не раздаем благословления. Каббала в нашем понимании — наука. Графики, формулы, учитывающие глобальные связи в мире. А другие бизнес на каббале делают.

— У вас есть звезды, как Мадонна или Деми Мур у Берга?

— Звезд наше учение не привлекает. Мы ведь ничего человеку не обещаем. Он просто как бы осваивает новую специальность, учится понимать мир. Каббалу изучают не по амулетам, а по первоисточникам.

Это книга «Зоар», написанная 2 тысячи лет назад. Это книги каббалиста ХХ века Бааль Сулама. Я ученик его сына. Был его секретарем, заместителем, последователем. Йегуда Берг ни у кого не учился, его отец — религиозный хасид и таким же сделал сына. По американскому, что ли, типу. Они нашли хороший бизнес. Я не против, пускай зарабатывают. Но к каббале это отношения не имеет.

Правильный эгоист

— Я слушала вашу лекцию. Вы предлагаете стать эгоистами.

— Правильными эгоистами.

— Но, с другой стороны, призываете всех объединяться…

— Эгоист должен понимать, что его будущее зависит от правильного соединения с другими. Когда не каждая клетка, не каждый орган тела существует сам по себе, а работают в гармонии. И мы начинаем чувствовать друг друга как одно целое, в соединении с природой. Это совершенно новое человечество.

— Вы о родстве душ, о высоком. Но души прекрасные порывы не могут быть основой нашего прагматичного мира. Основой комфортного мира должна быть развитая экономика. Без этого какое же будущее?

— Экономика — обязательно. Но, учитывая, что в ближайшее время мы истощим все запасы, экономика должна быть разумной, у каждого должен быть нормальный достаток, но не более. Потому что 90% того, что производится в мире, нужно, только чтобы побаловаться и выбросить на свалку. И этим истощить Землю и захламить ее. Если бы мы занялись разумным благоустройством, мы бы пришли к красивому общежитию, когда у всех было бы нормальное существование, а сверхдостаток стал бы не нужен. Природа против того, чтобы мы были обществом потребления.

— Это все мечты и разговоры об идеальном обществе, если не о коммунизме. Мы это уже проходили. Но на самом деле многие завидуют олигархам, хотя и ненавидят их.

— Все не могут быть олигархами. Чем больше их, тем больше антагонизма в мире. Олигархи занимаются потреблением и внутри себя глубоко пусты. Конечно, общество еще не осознало это. Но кризисы подводят нас к необходимости создавать уравновешенное общество. Настоящий коммунизм, а не тот, о котором писали Маркс, Энгельс, Ленин.

В чем не прав Израиль

— Вы выступаете только перед своими учениками?

— Я читал лекции в католическом университете в Чикаго, имел контакты в Ватикане, встречался с суфистами в Голландии, в Англии. В Риме у меня была большая лекция перед масонами. По моему мнению, самые чуткие люди — в России. Больше всего понимающих, глубоко чувствующих людей в Южной Америке, Испании, Германии и России. А американцы туповаты.

— В Израиле у вас, наверное, немало приверженцев?

— Самый плохой опыт общения у нас — с религиозными еврейскими организациями. Мне близка культура Израиля, я надеваю кипу, участвую в религиозных праздниках, ведь это культура моего народа. Но не более того. Маленькие народные религиозные обычаи не мешают никому. У Израиля, вы знаете, нехорошие отношения с арабским миром. Но у меня есть ученики из Палестины, Иордании, из Ирана.

— Израиль, гражданином которого вы являетесь, находится в тяжелой ситуации после заявления Обамы о том, что он должен вернуться в свои границы. Что это значит для Израиля?

— Это очень хорошо. Это заставит наш упрямый народ подумать о том, что ему надо что-то менять, показать пример другим в интеграции внутренней и внешней, чего пока у него нет.

— Помириться с соседями?

— Во-первых, примириться с соседями, во-вторых, просто объяснить всему миру себя. Сейчас государство ведет себя неправильно.

Спецпредложение для России

— Что вы думаете о сегодняшней России?

— Россия всегда искала свой путь. У народа России есть внутренний порыв к сближению, которого нет у европейских индивидуалистов. Там только и знают, что про права и свободы. Про демократию, которую продвигает Америка. Но демократия в американском смысле не для России, и потому у вас не приживется.

Россия противоположна Западу. И не стоит им подражать. Россия могла бы показать миру, что новое человечество должно быть объединенным, живущим в соответствии с законами природы. И тогда Россия обрела бы державность, стала светочем в мире, для этого у нее есть все возможности.

— И вы думаете, России поможет каббала?

— Каббала — это применение законов природы к человечеству, ничего больше. Но в России мало говорится о важных для человека темах. Я посмотрел российские каналы и ужаснулся. Такого нет нигде. Негатив и пустота. Это что, политика такая? Все-таки у вас образованный народ, очень креативный, таким я его помню во всяком случае.

Михаэль ЛАЙТМАН

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Михаэль ЛАЙТМАН родился в 1946 году в Белоруссии. После окончания Северо-Западного политехнического института, где изучал биокибернетику, работал в Военно-медицинской академии. В 1974 году уехал в Израиль, работал на израильской базе ВВС. 30 лет занимается изучением и распространением каббалы для всех желающих, отрицая, что каббала — «это мистическое направление в иудаизме»­. Чем вызывает вал возмущения со стороны религиозных иудеев, последователей мистической каббалы.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Советский раввин Александр ПРОХАНОВ, писатель:

— Каббала в Россию пришла на мягких лапах Михаэля Лайтмана. Он развернул свой «шатер» и приглашал в него известных в России людей, писателей, политиков, политологов. С ним беседовал и Сергей Кургинян, и Сергей Доренко, и я. Каббала Лайтмана — это вовсе не та каббала, которая на самом деле является мистическим метафизическим учением, которое трудно усваивается и предполагает огромный религиозный опыт. Лайтман не с этим пришел в Россию, а с идеей объединения людей перед лицом страшных вызовов, которые брошены человечеству. Цунами в Японском море, торнадо в Америке, арабские революции, техногенные катастрофы, горящие леса и взрывающиеся склады в России, разлив нефти в Мексиканском заливе — это и так нас всех на Земле объединяет, но Лайтман пришел с идеей объединения человечества на основе любви, братства, взаимопонимания. Эти идеи заложены не только в каббале, но и в социализме, в православии, в исламе, современных нравоучениях.

Мы не касались в беседе с Лайтманом каббалистического учения, он не пытался завербовать меня в свои адепты, а спрашивал, что делать перед лицом угроз, я делился с ним размышлениями. Каббала в Израиле является гонимым учением, а Лайтман, которого я назвал советским раввином, — один из самых ненавистных людей в среде иудеев, он считается еретиком, расстригой, на нем клеймо.

Разговор с Лайтманом позволил мне высказать идеи, связанные с русским мессианством, русским чудом, русской вселенской идеей. Мне было интересно с ним говорить. А в беседах с русскими интервьюерами, которые часто ко мне приходят, мы все говорим о том, надо ли вынести Ленина из Мавзолея или не надо, стоит спилить красные звезды или помедлить еще. Они мне ужасно надоели, эти разговоры. Мой контакт с каббалистом Лайтманом — это не отступление от моих советских и православных ценностей. Я ему в его кипу перца подсыпал — а он надел ее и пошел. Он для меня вообще никакой не Лайтман, а Миша. Я ему говорю: ты вот уехал из Советского Союза, где выучился, защитил диссертацию, а ты возвращайся к нам в Заполярье — будешь Мишкой на Севере.

Что касается увлечения каббалой звезд шоу-бизнеса, то это такое образование, которое очень чутко к моде, к тому, что выделяется на общем фоне, и к тому, что можно превратить в деньги. Если бы поедание трупов приносило деньги, то шоу-бизнес занялся бы этим и Мадонна демонстрировала бы покойника на своих концертах. Шоу-каббала не имеет никакого отношения к духовным процессам, которые происходят в человечестве. Каббала звезд примитивна. Шоу-бизнес построен на деньгах, сексе, китче. Эти вещи не предполагают никакого учения — ни каббалистического, ни христианского.

Моше Шломо Слуцкер

С точки зрения истинного каббалиста, название этой статьи представляется абсолютно бессмысленным. Т.к. для него оно звучит как тавтологическое повторение одного и того же слова.

Однако наиболее регулярно задаваемые вопросы касаются именно связи Каббалы и традиционного иудаизма. Каббала зачастую представляется как некое отделенное от религиозных традиций и обязанностей учение, само по себе дающее человеку всю необходимую информацию о нем самом и об окружающем его мире.

Некоторые лже-адепты Каббалы сознательно разрывают единую ткань постижения смысла Творения и необходимых действий человека, пытаясь придумать и внедрить в сознание своих учеников собственную, отличную от целей Создателя этику.

Другие делают то же самое из непонимания или страха отпугнуть возможных «клиентов» их т.н. «каббалистических» школ.

Соединяясь с постоянно возрастающим интересом к Каббале, эти «гуру» способствуют все более распространяющемуся мнению о возможности духовного роста путем изучения некоей якобы существующей отдельно «науки» Каббала или сочетания чтения каббалистических текстов с медитативными упражнениями.

К сожалению, с другой стороны, масло в огонь непонимания нераздельности иудаизма в его галахическом осознании и Каббалы подливают и некоторые представители традиционного иудаизма.

Хотя для великих каббалистов прошлого, признаваемых этими же представителями в качестве безусловных авторитетов, этот вопрос никогда не существовал.

Виленский Гаон, например, неоднократно подчёркивал невозможность «частичного понимания» Торы: пока человек не осознаёт тайный смысл (Сод), он не может ясно представить даже самое простое толкование (Пшат). Все уровни постижения Торы неразрывны.

А Бааль Сулам (Й. Ашлаг) в предисловии к своему фундаментальному труду «Талмуд Эсэр а Сфирот» пишет (п.24), что постижение Каббалы обязательно должно сопровождаться изучением галахических книг в объеме, необходимом для точного исполнения всех законов.

Постоянно приходится сталкиваться с демонстрацией поверхностного толкования талмудических текстов, касающихся изучения Каббалы, требующих глубокого внутреннего проникновения.

Типичным примером подобных разъяснений являются утверждения, что перед изучением Каббалы человек обязан предварительно освоить все имеющиеся талмудические первоисточники, и только затем приступить к «сладкому».

Или: перед тем, как начать понимать внутренний (каббалистический) смысл соблюдения заповедей, надо сначала заставить себя выполнять их в действии.

Каббалу можно изучать только по достижении возраста в сорок лет и т.п.

Думаю, что на последних, наиболее часто используемых «постулатах», стоит остановиться подробнее.

Кроме того, мы должны сегодня думать о том, как повернуть современного молодого человека, светского еврея (и гера!) к Торе.

Этот молодой человек – в среднем, самостоятельный, амбициозный и имеющий персональную внутреннюю систему ценностей член современного общества.

Практически, авторы вышеприведенных, ограничивающих занятия Каббалой заявлений, призывают такую самостоятельную индивидуальность к кардинальному изменению его реальности.

Он должен прекратить привычные развлечения, отказаться полностью или частично от нравящихся ему привычек, развлечений, еды, распорядка дня и т.д. Без глубокой внутренней убежденности в необходимости всех этих самоограничений никаких усилий от такого молодого человека в правильном направлении ждать нельзя. Ведь он, как правило, не получил традиционного еврейского образования и, зачастую, вырос и воспитан в семье, не имеющей религиозных корней.

В этом кроется различие еврейской среды, которая в прошлом питала иудаизм за счет традиционного воспитания, и сегодняшним днем, когда обогащенные тысячами лет исправляющих «гильгулим», души современных людей требуют сначала осознания внутреннего смысла учения, а уже потом приходят к пониманию необходимости выполнения заповедей.

И это – явный признак прихода времени Машиаха, о котором так ясно объявил последний Любавический Ребе, и которому противоречат сегодня вышеприведенные высказывания некоторых раввинов, считающих себя Его последователями.

Только раскрытие истинной структуры мироздания, недоступной в комментариях уровня «пшат» и «ремез», может ответить на вопросы наших современников.

Виленский Гаон утверждал, что «Спасение придёт благодаря изучению «Зоара», и что «тот, кто мог постигать тайны Торы и не старался их постигать, наказывается наказаниями тяжкими, не дай Б-г» (Эвен Шлема).

Ослепительная, сияющая картина Замысла Творца и структуры Мироздания, скрытая в текстах Торы, «Бахира», «Зоара», произведениях великих каббалистов полностью меняет привычное представление об обязанностях по выполнению Законов Торы, как о непонятных (с точки зрения т.н. «здравого смысла»), а потому – якобы «скучных и тяжелых», которое отталкивает людей от истинного иудаизма.

Изучение Каббалы, если оно происходит в истинном направлении, по истечении короткого времени приводит человека к осознанию необходимости соответствия и гармонии всего того, что находится в уровне нашего мира, с тем, кто является Высшим управляющим началом. И, в первую очередь, к тому, что желания и поступки самого человека являются определяющими для достижения этой гармонии.

Таким образом, постижение смысла мироздания, внутреннего содержания Торы обязательным образом должно сочетаться с осознанным и все более глубоким исполнением Законов Торы, в том числе и в их галахическом трактовании. Более того, следование Торе становится насущной необходимостью каждого, чьей целью является Ее постижение.

Именно с этим связаны часто повторяемые и также часто плохо понимаемые слова о том, что после прихода Машиаха исчезнут запреты.

Прежде всего, необходимо осознавать, что Галаха как таковая, перестанет существовать в виде постоянно действующего свода обязательных правил, только после проявления Машиаха Бен Давид. Что же касается Времени Машиаха в целом, то понимать вышеприведенные, плохо понимаемые утверждения надо так, что запреты и обязательные заповеди, установленные Торой отнюдь не исчезнут, однако постепенно они перестанут восприниматься самим человеком как обязанности. Но будут носить совершенно естественный характер, т.е. станут частью внутреннего естества самого человека и, таким образом, исчезнут как ощущаемое им внешнее.

Ведь не думаем же мы, наслаждаясь вкусом пищи о том, как работают в это время наши вкусовые рецепторы и центральная нервная система!

Однако до достижения полного исправления нам предстоит пройти еще очень трудный путь. И идя по нему, мы обязаны понимать и разъяснять всем, кого интересует Каббала, что не существует отдельного предмета изучения с таким названием. Существует иудаизм – единая дорога, указанная Творцом и приводящая к цели Творения только в соединении постижения внутреннего смысла Торы и исполнения требований Торы в действии.

Скачать публикацию в формате MS-Word

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *