Что такое кондак

Содержание

Кондак

(29 голосов: 4.59 из 5)

  • Тропари и кондаки воскресные, дней седмицы, праздников, из триоди, общие с современным переводом.
  • Кондаки в молитвослове
  • Кондак Пасхи

Конда́к (греч. κόντάκιον от κοντός – палочка, на которую наматывался свиток пергамента) – небольшое песнопение (в одну-две строфы), в параллель тропарю раскрывающее сущность праздника.

Тропарь праздника раскрывает его сущность и воспевает его. Тропарь, посвященный святому, раскрывает особенности подвига святого, прославляет его житие и святость. Кондак, воспевая то же событие или то же священное лицо, дополняет, развивает основную тему тропаря.
Это можно наглядно увидеть, сравнивая тропарь и кондак конкретного праздника. Приведём пример тропаря и кондака Пасхи:

Тропарь. Христос воскре́се из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.
Кондак. Аще и во гроб снизше́л еси, Безсмертне, но адову разруши́л еси силу, и воскре́сл еси яко Победитель, Христе Боже, жена́м мироносицам веща́вый: Радуйтеся!, и Твоим апостолом мир да́руяй, падшим подая́й воскресение.

В каноне помещается после 6-й песни и сопровождается икосом.

Древние кондаки – многострофные (ок. 20-30) поэмы. Строфы объединялись единым рефреном и единым метрическим сложением. Первая строфа являлась вступлением, последняя – обобщением назидательного характера. Строфы читал канонарх, рефрен пел народ.

Основоположником кондаков является Роман Сладкопевец (556г.), непревзойденный автор большинства кондаков…

«Основателем такого рода церковной песни считается прп. Роман Сладкопевец (VI в.), сириец, певец Константинопольской св. Софии, и первым кондаком его, по преданию, спетым по особому небесному вдохновению, был кондак на Рождество Христово «Дева днесь», – разъясняет М. Скабалланович. – К этому кондаку приложены 24 икоса с тем же заключением, что в кондаке: «Отроча младо Превечный Бог», имеющие акростих: τοϋ ταπεινού Ρωμανού ό ΰμνος (смиренного Романа гимн); число 24 соответствует количеству букв греч. алфавита и имеет соответствие в пс. 118, состоящем из 22 отделов, начинающихся по порядку всеми буквами еврейского алфавита. Еще более соответствуют построению этого псалма кондак и икосы Благовещению, составляющие так называемый акафист, расположенные по алфавиту и приписываемые разными исследователями то прп. Роману, то патриарху Константинопольскому Сергию I (610—638 г.), то его референдарию и диакону св. Софии Георгию Писиде».

С VIII в. кондак как жанр вытесняется каноном. Число строф кондака сокращается. В современном богослужении сохранились две строфы, называемые кондаком и икосом, которые читаются или поются после шестой песни канона. Этот же кондак читается на часах. Исключение составляет сохранившийся полным кондак, который поется и читается при отпевании священника или архиерея.

Кондаками также называются строфы акафиста.

«Кондак, в его теперешнем облике и объеме – небольшое песнопение в одну-две строфы, очень похожее на тропарь и даже у русских поемое по тропарной мелодии и помещаемое после 6-ой или после 3-ей песни канона. Оно повторяется и на литургии, и на повечерии. Совсем иное представлял собою кондак по своему происхождению и древнему употреблению. История его поучительна, хотя и не вполне еще изучена.

Самое слово «кондак» – κόντάκιον некоторые производят от κόνταζ (как его уменьшительное) – «копье»; но вероятнее производить его от κοντός – палочка, на которую наматывался свиток пергамента, называвшийся ίλητάριον. Сборники та­ких «кондаков» называются кондакариями.

Но если в наших современных богослужебных книгах это песнопение занимает самое скромное место и теряется в обширных песнях канона, то в древности, до появления канонов, кондак занимал совершенно исключительное место в суточном и годичном богослужении. Он вовсе не ограничивался одной строфой, а представлял собою самостоятельное и большое поэтическое произведение, так сказ., целую богословскую поэму. Древний кондак в его классическом облике – это цепь из 20—30 строф, постепенно развивающих одну общую тему. В этой поэме надо различать следующие составные части: начальная строфа, κουκούλιον, написанная одним, необычным для всего произведения, размером; икосы, числом чаще всего 24, написанные одним общим для всех их размером; припев, έφύμνιον, или άκροτελεύτιον, или άνακλώμενον в один-два стиха. Припев этот является последней фразой вступительной строфы, «кукуля». Инициалы всех строк, как икосов, так и кукуля, дают акростих, «краегранесио». Икос, οίκος, по-гречески значит «дом». Как показало научное исследование, кондаки первоначально происхождения сирийского; а по-сирийски «Deth» – дом – может означать и строфа; точно также, как по-итальянски «Stanza» значит и строфа и комната. Таким образом, весь кондак фигурально уподобляется большой постройке, чертогу, построенному по особому плану с множеством отдельных комнат.

Предание связывает происхождение кондаков с именем преп. Романа Сладкопевца, современника импер. Анастасия I (491—518). Этот поэт был, повидимому, происхождения сирийского, родом из Верита (Бейрута). Кондаки его представляют сложно построенную богословскую поэму. И действительно, кондаки Романа Сладкопевца во многом схожи с проповедями. Так как их содержание не было связано ни с какой заранее данной темой, как это потом случилось с канонами, привязанными по содержанию своих песен библейским, то кондаки позволяли их автору свободно развивать свою тему. Творческое дарование поэта свободно создавало образы, развивало основную мысль праздника или жития данного святого, богословствовало в стихах.

Со временем, под влиянием входившего в обиход канона, тоже литургической поэмы, но уже с заранее данными рамками для каждой песни, приуроченными к песням библейским, кондак постепенно стал уступать место новому облику церковного песнотворчества и был им почти совершенно вытеснен».

Наш теперешний кондак, как уже сказано, мало чем отличается от тропаря. Действительно, при беглом на него взгляде, он, также как и тропарь, говорит о данном празднике или святом. Это и неудивительно, так как перед нами теперь только первая строфа, «кукуль», которая дает только основную тему, а все ее развитие, весь богословский и поэтический узор исчез из внимания современных богомольцев. Но все же при более внимательном сравнении можно заметить и некоторое различие. Как указывает Скабалланович, кондак дает обычно другую сторону празднуемого события, чем тропарь: если тропарь дает картину внешней стороны события, то кондак – внутренней или наоборот; кроме того, кондак это событие изображает полнее. Примером могут послужить кондаки и тропари Рождества Христова, Крещения, Вознесения, Преображения.

Самые поздние по происхождению кондаки, это – кондаки и икосы воскресные. О них упоминается только в рукописях XI в., а нынешнего своего места они не имеют в некоторых рукописях и XVI в., как говорит Скабалланович. Этих воскресных кондаков нет еще в Евергетидском уставе и в Студийском. Их заменял тогда или кондак святого минеи, или седален».

Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология.

Cм. ЛИТУРГИКА, ГИМНОГРАФИЯ

>Колдакт. Инструкция по применению, показания, противопоказания, побочные эффекты, отзывы, цены

Что за препарат колдакт? Состав, механизм действия, виды, аналоги

Колдакт – это комбинированный препарат, который применяется для лечения симптомов острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ), гриппа и некоторых бактериальных инфекций дыхательных путей. Препарат под данной торговой маркой разрабатывается индийским фармацевтическим концерном «Ранбакси Лабораториз Лимитед». Этот завод является одним из крупнейших заводов Индии по объемам продаж.

Состав и фармакологическая группа препарата колдакт

Препараты колдакт различаются по составу и форме выпуска. Данные препараты являются многокомпонентными и предназначены для улучшения состояния пациента при простудных заболеваниях, гриппе и других, которые сопровождаются повышенной температурой тела, головной болью, насморком, болью в горле, кашлем, болью в мышцах, болью в суставах и другими симптомами.
В состав средства колдакт для устранения симптомов ОРВИ и гриппа входят парацетамол, фенилэфрина гидрохлорид и хлорфенамина малеат.
Также в состав других форм препарата могут входить амброксола гидрохлорид, гвайфенезин, амилметакрезол и 2,4-дихлорбензиловый спирт. Данные лекарственные средства оказывают обезболивающее ненаркотическое действие, жаропонижающее действие, сосудосуживающее, отхаркивающее, антисептическое и противоаллергическое действия.

Колдакт флю плюс в виде капсул и суспензии

Лекарственное средство колдакт флю плюс в настоящее время выпускается в виде капсул пролонгированного (продолжительного) действия и суспензии для приема внутрь.
В состав одной капсулы колдакт входит парацетамол (200 мг), фенилэфрина гидрохлорид (25 мг), хлорфенамина малеат (8 мг).
Вспомогательными веществами в составе капсул являются:

  • тальк;
  • гипромеллоза;
  • этилцеллюлоза;
  • диэтилфталат;
  • повидон;
  • натрия дисульфит;
  • краситель пунцовый;
  • краситель солнечный закат желтый;
  • сахароза и другие.

Колдакт флю плюс – это твердые желатиновые капсулы с крышечкой красного цвета и прозрачным корпусом. Данные капсулы содержат белые или почти белые, желтые или от оранжевого до красного цвета пеллеты (вид капсул). Данная лекарственная форма выпускается в алюминиевом блистере по 10 капсул. В картонной коробке, которая содержит один блистер, должна присутствовать также и инструкция по применению.
Суспензия колдакт флю плюс для приема внутрь содержит 125 мг парацетамола, 5 мг фенилэфрина гидрохлорида и 5 мг хлорфенамина малеата. Данная форма выпускается во флаконе (60 мл) из темного стекла, в комплекте с дозировочной ложкой.

Колдакт бронхо в виде сиропа

Препарат колдакт бронхо – это сироп, который содержит амброксола гидрохлорид (15 мг), хлорфенамина малеат (2 мг), гвайфенезин (100 мг), фенилэфрина гидрохлорид (5 мг). Данная форма выпуска препарата обладает муколитическим, отхаркивающим, противоаллергическим и сосудосуживающим действием.
Сироп является прозрачным, оранжевого цвета, у него присутствует характерный вкус и запах. Он выпускается в картонной упаковке, которая содержит флакон из темного стекла (60 или 100 мл) и инструкцию по применению.

Колдакт лорпилс в виде таблеток для рассасывания

Данная лекарственная форма является антисептиком для местного применения в ЛОР-практике и стоматологии. Этот препарат применяется при инфекционных заболеваниях полости рта и горла – фарингит, ларингит, тонзиллит, гингивит, стоматит и другие.
Данный препарат выпускается в виде круглых таблеток для рассасывания, оранжевого цвета, с ароматом лимона или апельсина. В состав одной таблетки для рассасывания входит 2,4-дихлорбензиловый спирт (1,56 мг) и амилметакрезол (780 мкг).
Вспомогательными веществами таблеток для рассасывания являются:

  • левоментол;
  • сахароза;
  • жидкая глюкоза;
  • вода очищенная;
  • лимонная кислота безводная;
  • апельсиновое или лимонное масло.

В настоящий момент, в продаже можно встретить картонные пачки, содержащие 5 безъячейковых контурных упаковок по 4 таблетки (всего 20 таблеток) и инструкцию по применению.

Механизм действия препарата

Колдакт является комбинированным препаратом, который чаще всего используется в виде капсул пролонгированного (продолжительного) действия. В состав данных капсул входят три основных действующих вещества – парацетамол, фенирамина малеат и фенилэфрина гидрохлорид.
Парацетамол – это анальгетическое (обезболивающее) ненаркотическое средство, которое оказывает центральное действие. Он оказывает жаропонижающее, анальгезирующее действие при боли в горле, головной боли, суставной и мышечной боли, снижает высокую температуру тела. Механизм действия данного вещества связан с подавлением синтеза простагландинов, преимущественно, в центре терморегуляции, который находится в гипоталамусе. Одной из функций простагландинов является участие в развитии воспаления. Парацетамол обеспечивает обезболивание за счет повышения порога боли. А также он играет важную роль при снижении температуры тела за счет воздействия на гипоталамический центр терморегуляции. У парацетамола противовоспалительный эффект практически отсутствует. Также он не вызывает раздражения слизистой оболочки желудка и кишечника и не влияет на водно-солевой обмен.
Хлорфенамин обладает противоаллергическим действием. Данное вещество подавляет рецепторы головного мозга, которые отвечают за развитие аллергической реакции. При применении данного вещества устраняется зуд глаз, носа, отечность и гиперемия (переполнение кровеносных сосудов кровью) слизистых оболочек полости носа, носоглотки и придаточных пазух носа, а также уменьшаются экссудативные проявления (выделения из мелких кровеносных сосудов при воспалении).
Фенилэфрина гидрохлорид – это адреномиметик и сосудосуживающее средство. Преимущественно, данное вещество оказывает стимулирующее действие на альфа-адренорецепторы. Стимуляция данных рецепторов, которые находятся на кровеносных сосудах слизистой носа, приводит к их сужению, уменьшению объема поступающей крови и уменьшению объема самой слизистой. Таким образом, сужение сосудов приводит к сокращению поступления жидкости в нос, горло и слизистую оболочку пазух. Фенилэфрин, главным образом, за счет сужения сосудов обеспечивает уменьшение заложенности носа и облегчает носовое дыхание.
Амброксола гидрохлорид (производное бромгексина), который входит в состав сиропа колдакт, уменьшает вязкость мокроты, облегчает выделение бронхиального секрета и стимулирует местный иммунитет.
Гвайфенезин – это муколитическое средство, которое стимулирует секреторные клетки слизистой оболочки бронхов. Это вещество снижает вязкость и увеличивает объем мокроты, способствует ее отхождению и переходу непродуктивного (сухого) кашля в продуктивный (сопровождающийся отделением мокроты) кашель.

Аналоги препарата

Колдакт является импортным препаратом, предназначенным для лечения простуды. В его составе удачно скомбинированы несколько активных веществ, которые снижают симптомы ОРВИ и гриппа. Самой распространенной и удобной в применении формой выпуска колдакта являются капсулы продолжительного действия. При отсутствии данного препарата в аптеках городов России, фармацевт может предложить взамен другой препарат, который обладает аналогичным действием.
Аналогами колдакт флю плюс в капсулах являются следующие препараты:

  • аджиколд;
  • терафлю экстратаб;
  • грипго;
  • комбигрипп;
  • ринза;
  • максигрипп;
  • антифлу и другие.

Перечисленные препараты имеют похожий состав, но отличаются дозировкой действующих веществ. Также все эти препараты выпускаются в различной форме (таблетки, порошок).
Также при простудных заболеваниях для максимально быстрого излечения рекомендуется использовать таблетки для рассасывания. Эти таблетки обладают обезболивающим, смягчающим и антибактериальным действием.
При необходимости колдакт лорпилс можно заменить:

  • аджисептом;
  • ринзой лорсепт;
  • астрасептом;
  • горпилсом;
  • стрепсилсом и другими.

Что лучше – колдакт или ринза?

Ринза также является многокомпонентным препаратом, с составом похожим на колдакт. В ринзе вместе с парацетамолом, хлорфенамином и фенилэфрином содержится и кофеин. Кофеин обладает стимулирующим влиянием на центральную нервную систему, что приводит к уменьшению у пациента сонливости и усталости, а также к повышению умственной и физической работоспособности. Ринза и колдакт оказывают жаропонижающее, обезболивающее, противоотечное, противокашлевое, противоаллергическое действие. Оба препарата могут быть эффективными в лечении. В любом случае перед применением любого из данных препаратов следует проконсультироваться со специалистом.

Что лучше – колдакт или противовирусные препараты (ремантадин, ингавирин)?

Противовирусные препараты – это средства, которые оказывают угнетающее влияние на различные стадии размножения вируса в организме человека. Создание данных средств является одной их наиболее сложных задач. Ремантадин и ингавирин, например, обладают противогриппозной активностью.
Ремантадин обладает противовирусной активностью и угнетает проникновение вируса в клетки. Данный препарат применяют для профилактики и лечения гриппа. Нежелательными побочными эффектами при лечении этим препаратом являются бессонница, нарушение концентрации внимания, нервозность и другие. Также ремантадин обладает тератогенным (нарушение эмбрионального развития под воздействием различных факторов) и эмбриотоксическим (отрицательное влияние в первые три недели после оплодотворения) действием.
Ингавирин – это средство, которое обладает противовирусной и противовоспалительной активностью. Данный препарат способствует сокращению продолжительности заболевания и уменьшению риска развития осложнений. Препарат не оказывает эмбриотоксического и тератогенного действия, а также мутагенного (изменение наследственных свойств организма, проявляющееся у потомства), иммунотоксического и канцерогенного действий.
Таким образом, колдакт не является противовирусным препаратом, он не обладает активностью против вируса гриппа в организме человека. Он является препаратом, который облегчает симптомы заболевания и течение болезни.

Показания к применению препаратов колдакт

Эти препараты обеспечивают уменьшение сразу нескольких проявлений простудных заболеваний. Действие разнообразных форм выпуска колдакта может быть как общим, так и местным.
Колдакт применятся при самых первых симптомах ОРВИ и гриппа, а именно — при повышенной температуре тела, головной боли, ломоте, ознобе, боли в мышцах и суставах, зуде в носу, заложенности носа, насморке и других проявлениях.

Помогает ли колдакт от кашля?

Кашель – это защитная реакция организма, целью которой является освободить дыхательные пути от веществ, попавших извне или в результате болезни. Кашлевой рефлекс возникает в ответ на раздражение дыхательных путей при участии кашлевого центра, который находится в продолговатом мозге. Различают непродуктивный (сухой) кашель и продуктивный (сопровождающийся отделением мокроты) кашель. Кашель возникает при воспалении дыхательных путей и легких, аллергических реакциях и других состояниях. Противокашлевая терапия необходима при непродуктивном кашле, а также при густой мокроте, изнуряющем кашле и других видах кашля.
Колдакт бронхо – это комбинированный препарат, который содержит вещества гвайфенезин и амброксол. Эти лекарственные вещества снижают вязкость бронхиального секрета и облегчают отхаркивание. Они применяются в комплексном лечении заболеваний дыхательных путей и синдрома бронхиальной обструкции (непроходимости).
Данный препарат применяется для симптоматического лечения простуды и гриппа, сопровождающиеся кашлем с трудноотделяемой вязкой мокротой.
Если после 5 дней приема препарата кашель сохраняется или наряду с кашлем отмечаются повышенная температура тела, головная боль, боль в горле и другие симптомы, следует проконсультироваться с врачом.

Можно ли принимать колдакт, если нет повышенной температуры?

Взрослым рекомендуется принимать жаропонижающие препараты при температуре 38,5 градусов и выше, а детям — при температуре 38 градусов и более. В препарате колдакт жаропонижающий эффект оказывает парацетамол. Также данное вещество в разных дозах обладает еще болеутоляющим свойством. Если присутствует выраженный болевой синдром, то можно применять данный препарат и при отсутствии жара (например, при температуре 37,5 градусов).
Данный препарат облегчает проявления острой респираторной вирусной инфекции или гриппа, а не лечит само заболевание. Важно следовать инструкции и соблюдать принципы приема препарата и назначенную дозировку.

Инструкция по применению препарата

Для того чтобы лечение оказалось эффективным, перед применением следует внимательно изучить инструкцию по применению. В данной инструкции всегда указано, как правильно принимать препарат, сколько раз в день, в какой дозировке и другая информация. Каждая форма выпуска колдакта имеет свои рекомендации к применению.

Использование колдакта в виде суспензии и сиропа

Суспензия колдакт флю плюс предназначена для приема внутрь. Разовая принимаемая доза зависит от возраста пациента. В упаковке вместе с флаконом имеется дозировочная ложка (5 мл). Интервал между приемами должен составлять 4 часа. Детям старше 6 лет рекомендуется принимать одну дозу не более 5 раз в сутки. При повышенной температуре тела, продолжающейся более 3 дней, и присутствии боли более 5 дней, следует проконсультироваться со специалистом.
Сироп колдакт бронхо также принимается внутрь. Перед применением нужно взболтать флакон с содержимым. Рекомендуемая к применению доза для детей старше 12 лет и взрослых 20 мл (4 чайные ложки) 3 раза в сутки. Дети от 6 до 12 лет могут принимать по 10 мл (2 чайные ложки) 2 или 3 раза в сутки. Прием данного препарата следует равномерно распределить в течение всего дня. Не рекомендуется принимать сироп более 7 дней без назначения лечащего врача.

Использование колдакта в виде капсул и таблеток для рассасывания

Колдакт флю плюс в виде капсул пролонгированного действия принимается внутрь. Детям старше 12 лет и взрослым следует принимать по 1 капсуле каждые 12 часов в течение от 3 до 5 дней.
Таблетки для рассасывания колдакт лорсепт рекомендуется принимать каждые 2 часа по 1 таблетке. Максимальная суточная доза для взрослого пациента – 8 таблеток. Дети старше 5 лет также могут принимать по 1 таблетке каждые 4 часа.
Если симптомы болезни ухудшаются или сохраняются в течение 5 дней применения лекарства, следует прекратить его прием и проконсультироваться с лечащим врачом.

Колдакт нужно принимать до или после еды?

Данный препарат обычно рекомендуется принимать после приема пищи. Между применением препарата и приемом пищи должно пройти 1 или 2 часа. Колдакт флю плюс в капсулах продолжительного действия рекомендуется запивать небольшим количеством воды.

Через сколько начинает действовать колдакт?

Колдакт начинает действовать в организме человека через 20 – 30 минут после его приема. Продолжительность действия капсул — 12 часов, а суспензии или сиропа составляет 4 – 4,5 часа.
Парацетамол достаточно быстро и полностью всасывается из желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Также он распределяется в большинстве тканей организма. Довольно быстро из ЖКТ всасывается и фенилэфрин. Его максимальная концентрация в плазме крови достигается через 1 – 2 часа. Хлорфенамин после приема внутрь относительно медленно всасывается из желудочно-кишечного тракта. Все эти вещества метаболизируются в печени и выводятся с мочой.

Как хранить колдакт?

Препарат следует хранить при температуре не более 25 градусов, в сухом и защищенном от света месте. Также необходимо хранить колдакт в местах, недоступных для детей во избежание развития нежелательных побочных реакций при неосторожном применении лекарства.

Срок годности препарата

Лекарственные средства сохраняют свои полезные свойства только при правильном хранении. Срок годности колдакта составляет 2 года с момента производства, и его запрещено использовать по истечении данного срока. При превышении срока годности, а также при неправильном хранении препарата могут проявиться побочные реакции.
Если препарат пришел в негодность или срок годности истек не стоит его выбрасывать в сточные воды или на улицу. В данном случае средство необходимо поместить в пакет и положить в мусорный контейнер. Таким образом, эти действия помогут защитить окружающую среду.

Побочные эффекты препарата

Если употреблять лекарственные средства согласно рекомендациям, которые указаны в инструкции по применению, то можно избежать или уменьшить риск проявления побочных эффектов. Перед использованием колдакта необходимо внимательно изучить прилагаемую производителем инструкцию.

Побочные эффекты при применении колдакта флю плюс

Система организма
Побочные эффекты

Система крови

Очень редко встречается анемия (пониженная концентрация гемоглобина в крови), тромбоцитопения (пониженная концентрация тромбоцитов в единице объема крови), агранулоцитоз (снижение уровня лейкоцитов за счет гранулоцитов), лейкопения (снижение количества лейкоцитов в единице объема крови), панцитопения (снижение количества всех составляющих крови – эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов).

Нервная система

Часто – сонливость. Редко – головокружение, головная боль.

Сердечно-сосудистая система

Повышение артериального давления, тахикардия (учащенное сердцебиение).

Пищеварительная система

Встречаются тошнота и рвота, ухудшение аппетита. Редко – запор, сухость во рту.

Печень

Редко встречается повышение активности печеночных трансаминаз (ферментов).

Кожа и подкожные ткани

Очень редко – кожная сыпь, зуд, эритема (покраснение кожи).

Орган зрения

Мидриаз (расширение зрачка), парез (неполный паралич) аккомодации, повышение внутриглазного давления.

Нарушения психики

Редко наблюдается нервозность и бессонница.

Аллергические реакции

Редко – гиперчувствительность, крапивница, ангионевротический отек (отек Квинке). Очень редко может наступить анафилактическая реакция, синдром Стивенса-Джонсона, токсический эпидермальный некролиз.

Совместим ли колдакт с алкоголем?

Принимать алкогольные напитки одновременно с колдактом не следует, так как это может усилить риск развития побочных реакций. Алкоголь обладает гепатотоксичностью. Применение лекарственных средств также негативно сказывается на работе печени – они нагружают ее. Стоит отметить, что при совместном применении препарата и алкоголя увеличивается риск кровотечений желудочно-кишечного тракта, поднимается артериальное давление, может развиться тяжелая аллергическая реакция. Также при повышении концентрации алкоголя в крови, он угнетает центральную нервную систему.

Взаимодействие с другими препаратами

Колдакт – это многокомпонентный препарат, и при одновременном его применении с другими лекарственными средствами следует учитывать возможность развития как нежелательных реакций, так и ослабление или усиление полезных свойств веществ, входящих в состав препарата.
Таким образом, крайне нежелательно принимать колдакт вместе с другими лекарственными средствами, содержащими парацетамол или другие нестероидные противовоспалительные средства (ибупрофен, аспирин и другие), снотворные и анксиолитические (транквилизаторы) лекарственные вещества.
При одновременном приеме колдакта и антидепрессантов, противопаркинсонических и антипсихотических средств повышается риск развития задержки мочи в организме, сухости во рту, запоров. При применении глюкокортикостероидов увеличивается риск развития глаукомы.
Парацетамол может снизить эффективность урикозурических препаратов (препаратов, которые усиливают выведение мочевой кислоты при подагре), а также при одновременном назначении с барбитуратами, карбамазепином, изониазидом и другими повышается риск развития гепатотоксического действия парацетамола. При продолжительном и регулярном применении парацетамол усиливает эффект варфарина и других непрямых антикоагулянтов, а это увеличивает риск кровотечений.
Хлорфенамин одновременно с фуразолидоном, ингибиторами моноаминоксидазы (МАО) может привести к гиперпирексии (состояние, при котором температура тела выше 41 градуса), возбуждению, гипертоническому кризу (чрезмерное повышение артериального давления).
Фенилэфрин одновременно с ингибиторами МАО может привести к повышению артериального давления, а также он снижает эффективность действия бета-адреноблокаторов и антигипертензивных препаратов. При одновременном приеме фенилэфрина и дигоксина и других сердечных гликозидов увеличивается риск развития аритмии и инфаркта миокарда.

Как проявляется передозировка при приеме колдакта?

При передозировке следует немедленно обратиться к специалисту, так как очень важно вовремя оказать медицинскую помощь в этом случае.
После приема более 10 г парацетамола ярко выражена симптоматика передозировки, которая проявляется бледностью кожных покровов, снижением аппетита, тошнотой, рвотой, болью в эпигастральной области, острой печеночной недостаточностью. Острая печеночная недостаточность может привести к энцефалопатии (повреждение головного мозга), метаболическому ацидозу (снижение в крови концентрации оснований), отеку головного мозга и смерти. Редко печеночная недостаточность может развиться молниеносно и осложниться почечной недостаточностью.
При передозировке фенилэфрином у пациента наблюдается тошнота, рвота, возбуждение, раздражительность, психоз, бессонница, судороги, а также тахикардия, повышение артериального давления, рефлекторная брадикардия (снижение частоты сердечных сокращений на фоне заболевания).
Симптомами передозировки хлорфенамина являются угнетение ЦНС (центральной нервной системы), гипертермия, мидриаз (расширенные зрачки), сухость во рту, приливы крови к лицу, задержка мочи, парез кишечника. Также наблюдается тошнота, рвота, дезориентация, галлюцинации, психоз, судороги, аритмии.

Противопоказания к применению колдакта

Перед тем как начать лечение данными препаратами необходимо ознакомиться с противопоказаниями, которые указаны в инструкции по применению. В случае если препарат назначен врачом, следует обратить его внимание на имеющиеся у пациента сопутствующие заболевания.

Противопоказания к применению препаратов колдакт

Название препарата
Противопоказания

Колдакт флю плюс в капсулах

Повышенная чувствительность к составляющим препарата, выраженный атеросклероз коронарных артерий, повышенное артериальное давление, сахарный диабет, тиреотоксикоз, закрытоугольная глаукома, тяжелые заболевания почек, печени, болезни сердца, мочевого пузыря, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, заболевания поджелудочной железы, заболевания системы крови, дефицит глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы, детский возраст до 12 лет.

С осторожностью следует использовать данный препарат при врожденных гипербилирубинемиях (синдром Жильбера, синдром Дабина-Джонсона и синдром Ротора), хронической обструктивной болезни легких и бронхиальной астме.

Колдакт флю плюс в виде суспензии

Артериальная гипертензия, гипертиреоз, закрытоугольная глаукома, прием антидепрессантов и бета-адреноблокаторов, детский возраст до 6 лет, повышенная чувствительность к компонентам препарата.

С осторожностью необходимо принимать пациентам с сахарным диабетом, нарушениями функций печени и почек, бронхиальной астмой, хроническим бронхитом, гиперплазией предстательной железы, острым гепатитом, эпилепсией, сердечно-сосудистыми заболеваниями, алкогольной зависимостью.

Колдакт бронхо

Непереносимость компонентов, одновременный прием антидепрессантов и бета-адреноблокаторов, судороги, артериальная гипертензия, сахарный диабет, тиреотоксикоз, феохромоцитома, аденома предстательной железы, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, закрытоугольная глаукома, детский возраст до 6 лет.

С осторожностью следует принимать при почечной и/или печеночной недостаточности.

Колдакт лорпилс

Гиперчувствительность к компонентам препарата, детский возраст до 5 лет.

Колдакт при беременности и грудном вскармливании

Согласно инструкции по применению препарата, запрещено его применять в виде капсул, суспензии и сиропа для приема внутрь беременным женщинам и в период кормления грудью. Известно, что парацетамол является одним из безопасных нестероидных противовоспалительных препаратов, и данное средство не оказывает отрицательного влияния на состояние здоровья беременной женщины, а также при кормлении грудью. Но, помимо парацетамола, в состав препарата входят фенилэфрин и фенирамин, которые могут отрицательно повлиять на течение беременности и здоровье ребенка, который получает грудное молоко. В этом случае малыша необходимо перевести на искусственное вскармливание.
Учитывая тот факт, что клинические данные по поводу безопасности таблеток для рассасывания при беременности и грудном вскармливании отсутствуют, прием колдакта лорпилс также противопоказан.

Существует ли ограничение в приеме колдакта, связанное с вождением транспортного средства и управлением другими механизмами?

В период применения капсул, суспензии и сиропа колдакт не рекомендуется управлять автомобилем и заниматься потенциально опасными видами деятельности. Данные действия требуют повышенной концентрации внимания и быстроты психомоторных реакций, а колдакт может их ослабить.

Можно ли принимать колдакт детям?

Колдакт – это многокомпонентный препарат, который необходимо использовать у детей строго руководствуясь инструкцией по применению. Так, капсулы пролонгированного действия для устранения симптомов простуды и гриппа можно применять детям с 12 летнего возраста. Сироп колдакт бронхо и суспензия колдакт флю плюс для приема внутрь может применяться у детей старше 6 лет. Таблетки для рассасывания колдакт лорпилс можно принимать детям с 5 летнего возраста. Однако не стоит забывать о том, что лечение детей должно проводиться строго под контролем лечащего врача.

Цена (стоимость) колдакта в городах России

Стоимость колдакта может различаться в зависимости от его вида и страны производителя, а также от города, в котором расположена аптека, так как расходы на транспортировку препарата в отдаленные участки страны существенно увеличивают его цену.
Учитывая, что наиболее распространенной формой выпуска колдакта являются капсулы пролонгированного действия, то в продаже они встречаются чаще всего. Для более подробной информации о других формах выпуска колдакта следует обратиться в аптеки города, в котором проживает пациент.

Стоимость колдакта в различных городах России

Город
Колдакт флю плюс (капсулы пролонгированного действия 25 мг + 8 мг + 200 мг, 10 таблеток)
Москва
220 рублей
Санкт-Петербург
190 рублей
Екатеринбург
180 рублей
Новосибирск
212 рублей
Самара
221 рубль
Воронеж
195 рублей
Нижний Новгород
227 рублей
Ростов-на-Дону
189 рублей
Челябинск
220 рублей

Нужен ли рецепт для приобретения препарата?

Препараты колдакт отпускаются в аптеках без рецепта врача. Данные лекарственные средства облнгчают симптомы заболевания на ранних стадиях его развития. Следует быть осторожными при самостоятельном лечении и учитывать все противопоказания. Если симптомы ухудшаются или сохраняются после 5 дней применения лекарства, следует немедленно обратиться к врачу.

канон и акафист отличие

чем отличается акафист от канона

В разделе Религия, Вера на вопрос Просветите пожалуйста, чем отличаются между собой тропарь, кондак, песнь и молитва. В чем пазница? заданный автором Милка лучший ответ это Тропарь – жанр церковной гимнографии. Исходно представлял собой краткое песнопение, музыкально-поэтический комментарий к богослужебным чтениям Ветхого и Нового Заветов. Ранние тропари писались ритмической прозой, в IV – V вв. появились стихотворные тропари. С развитием церковной гимнографии возникло несколько типов тропарей: ирмос и тропари канона, стихира, ипакои, кондак и др. В настоящее время собственно тропарем называется краткое песнопение, посвященное празднику, святому, данному богослужению и т. п. Мелодия тропарей подчиняется гласам.

Когда я был совсем маленьким, я услышал слово «иероархимандрид». Я потом всех замучил вопросом а кто такой гамадрил?

Вообще-то это вопрос к профессионалам и отвечать прийдется очень пространно. не притендую на истину, но тропарь, кондак и песнь практически одно и тоже, но использовались в разные времена. более поздние тропари. а молитвы по моему посвяшения..

Молитва – обращение падшего и кающегося человека к Богу. Молитва – плач падшего и кающегося человека пред Богом. Молитва – излияние сердечных желаний, прошений, воздыханий падшего, убитого грехом человека пред Богом. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1

Церковные непонятности: что такое тропарь, кондак, канон, ирмос, акафист?

Часто в православных календарях или молитвословах можно встретить слова «тропарь святому» или «кондак праздника». Порой такие надписи встречаются на обороте небольших иконок. Давайте попробуем разобраться, что эти слова значат. Это поможет человеку чувствовать себя уверенней в церковной жизни.

Говоря просто, тропарь и кондак – это небольшие молитвословия, которые содержат в себе не только саму молитву, но и краткое объяснение праздника или прославление святого. Поются они в тот день, когда вспоминается святой или случается праздник. Обычно, тропарь и кондак составляют парное песнопение, исполняемое хором на службе.

Канон – крупная форма

В молитвословах есть и каноны, которые отличается от тропаря и кондака. Это более длинное произведение, состоящие из девяти песен. Каждая песнь канона состоит из ирмоса (первая строфа) и тропарей (4-6 последующих строф). В основе этих песен лежат девять песен из Священного Писания. Канон знаком почти всем верующим – три канона (Господу, Богородице и Ангелу Хранителю) входят в правило к Причастию.

Трудность, с которой сталкиваются неподготовленные люди – это то, что в разных ситуациях одни и те же слова могут значит разные вещи. Это явление есть и в церковном мире. Каноном называют правила, принятие церковные соборами. Кроме того, говорят об иконописном каноне – это устоявшийся образец для написания иконы. Наконец, каноном (или кану́ном) иногда называют столик для поминальных свечей. Нужно учитывать многозначность слова, чтобы правильно понимать его значение.

Каким бы древним и устоявшимся не казалось богослужение, гимнография постепенно развивается. В XIX и XX веке в Русской церкви получил большое распространение жанр акафиста. Строфы в нём начинаются со слова «радуйся» и общее настроение акафиста обычно радостное, а тематика – похвальба святому или прославление Бога. Хотя жанр пользуется большой народной популярностью, в церковное богослужение входит только один Великий акафист (Пресвятой Богородице), написанный в глубокой древности и слабо связанный с современными текстами. Он поется в субботу 5-й седмицы Великого Поста, один раз в год.

Пришли из истории

Сами слова эти пришли из греческого языка.

«Тропарь» переводится как тон, лад или мелодия. Упоминания о пении тропарей находятся в древнейших христианских летописях, датируемых IV и V веком. Это самый древний вид церковных песнопений.

«Кондак» в переводе означает палочку, на которую наматывался свиток из пергамента. В древности кондаки представляли собой не одну строчку, а длинную поэму, посвященную православному празднику. Первый сочинитель таких «поэм» – святой Роман Сладкопевец. С течением времени, в службе остались только первые строчки тех поэм – они и называются кондаками теперь.

Собор Александра Невского в центре Софии

На смену им пришли другие длинные тексты – это были каноны. «Канон» переводится с греческого как правило, мерило или норма. В богослужении он появился примерно в VIII.

Слово «акафист» буквально можно перевести как «не сижу». Иногда их обозначают «неседальными песнями» в противовес «седальнам», другому виду песнопений.

Гимнография – церковная песенная поэзия

Можно сказать, что тропарь, кондак, канон и акафист – это жанры церковной песенной поэзии, иначе называемой гимнографией. Есть и множество других видов песнопений и возгласов. Мы лишь приподняли завесу тайны над красотой и гармонией церковных наук и богослужебных понятий. Надеемся, что эта статья поможем вам подружиться с миром православного богослужения.

Значение праздника Сретения Господня, ирмосы, тропарь, кондак и величание

Молитвы каноны акафисты

Акатисти, тропари, молитве

Добавить комментарий Отменить ответ

  • Ateist к записи Быть атеистом плюсы и минусы
  • Андрей к записи Семь смертных грехов. 7 смертных грехов и борьба с ними!
  • Аноним к записи Молитвы о сохранении семьи. Молитва о семье святым
  • Ирина к записи Католическая молитва святой Марте в православных устах
  • Хранитель к записи Конец света — воображение ума или реальность, когда наступит апокалипсис
  • Тамара к записи Молитвы о сохранении семьи. Молитва о семье святым
  • Иван к записи Молитвы о сохранении семьи. Молитва о семье святым
  • Сергей к записи Молитвы о сохранении семьи. Молитва о семье святым

Жизнь в православии

Москва, Яковоапостольский переулок,

д. 12, строение 1

© 2017 Жизнь в православии

Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru

Хотите получать обновления?

Подпишитесь, чтобы не пропустить новые публикации

Молитва и тропарь отличия

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРИХОДА ПАНТЕЛЕИМОНОВСКОГО ХРАМА Г.ЖУКОВСКИЙ

Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.

7:30 Часы. Литургия.

17:00 Пение прихожанами Акафиста свт. Николаю Чудотворцу.

8:00 Часы. Литургия. Крестный ход.

Чем больше я интересуюсь, как правильно молиться, тем больше возникает вопросов. Объясните мне, пожалуйста, как часто нужно креститься во время молитвы, что означает фраза “Ин тропарь, глас 4”, означает ли это, что данный тропарь нужно читать 4 раза или это что-то другое означает? Чем отличается тропарь от кондака и от икоса? Прежде чем читать Акафист необходимо прочитать все молитвы до “Отче наш”. У меня есть книга “Закон Божий”, в ней даются основные понятия, которые должен знать всякий христианин. В этой книге до “Отче наш” есть хвалебная молитва Господу Богу, молитва Господу Иисусу, Молитва Святому Духу, Ангельская песнь Пресвятой Троице, Славословие Пресвятой Троице и молитва Пресвятой Троице. Я все эти молитвы прочитываю, а потом уже читаю Акафист Пресвятой Богородице. Достаточно ли этих молитв или нужно ещё какие-либо? Юлия

Лучше всего приобрести «Молитвослов» и молиться по нему. Там все эти молитвы написаны одна за другой, некоторые из них связаны между собой молитвой «Господи, помилуй». В «Молитвослове» представлены и утренние молитвы, и вечерние, и молитвы к Причащению.

Глас 4 означает, что данная молитва поётся на распев 4-го гласа. В церковном пении главных распевов восемь. Поэтому 4 раза читать данное молитвословие не следует.

Ин тропарь – это значит иной (другой) тропарь. Это означает, что данной иконе написан не один тропарь, а два.

Тропарь – это краткая песнь, в которой прославляются дела Божии, Божией Матери или святых угодников. То есть, каждый тропарь составляется в честь определённого праздника, иконы Божией Матери или какого-либо святого. В тропаре кратко выражается сущность праздника или образ жизни святого.

Икос – это церковное песнопение, которое представляет собой прославление святого, иконы Божией Матери или какого-либо события. Кондак – это также церковное песнопение, выражающее суть праздника.

Икос и кондак сходны по содержанию. Разница между ними в том, что кондак короче икоса. Можно так сказать: кондак – это тема, а икос – развитие.

Дорогая Юлия! В молитве главное не количество, а качество: состояние нашего сердца. Сильной и истинной становится только та молитва, которая произносится со вниманием, благоговением, сокрушением сердца, сознанием своей повреждённости и обещанием Богу исправиться.

Некто из послушников подошёл к нему и исповедал, что настолько навык к молитве Иисусовой, что постоянно имеет памятование о Боге. На что святой отец сказал: это невелико, велико будет, когда ты сочтёшь себя хуже всякой твари.

Местная религиозная организация православный приход Пантелеимоновского храма

г. Жуковского Московской области Московской епархии Русской Православной Церкви

При использовании материалов с сайта ссылка на Пантелеимоновский благовест обязательна

Гимнография – основные термины

  • Катавасию
  • Ипакои
  • Акростих
  • Светилен
  • Аллилуарий
  • Непорочны.

Всего гласов восемь:

  • 4 главных (прямых, или высоких)
  • 4 побочных (косвенных, или низких)

Они составляют так называемую систему «осмогласия» (то есть восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки.

По прошествии недели глас меняется на следующий, от 1 до 8, таким образом круг осмогласия повторяется каждые 8 недель.

В рамках каждого гласа дополнительно различаются напевы для прокимнов, стихир, тропарей и ирмосов (за редким исключением). Однако музыкальная основа гласа при этом сохраняется.

Тропарь (греч. — тон, лад, мелодия, глас, напев) — одно из древнейших церковных песнопений.

Это краткая песнь, в которой прославляется святой (святые) или раскрывается сущность праздника. Также тропарями называются отдельные, содержащие законченную мысль, молитвенные воззвания, из которых состоят каноны, и, иногда, другие краткие молитвословия.

«Песни вечерни, возрастая в своей торжественности, заканчиваются высшим из всех видов церковного песнопения — тропарем, самое название которого указывает на особую сложность и богатство мелодии для него. В каждом гласе тропарный напев составляет венец всех других напевов, из которых с ним может соперничать разве прокимен. Поэтому тропарь на всех службах в ряду других пес­нопений занимает самое почетное место, открывая их ряд, как на утрене, завершая его, как на утрене же и вечерне, или заменяя все другие роды песнопения, как на литургии и на часах (на последних вместе с кондаком)».

Михаил Скабалланович. Толковый Типикон

Древнейшее христианское упоминание тропаря мы находим в уставе Великой Константинопольской церкви; это — единственное песнопение древневизантийского богослужения.

  1. Отпустительные тропари — это краткое заключительное песнопение, прослав­ляющее данный праздник, святого или явление иконы. Это собственно тропарь в настоящем смысле этого слова.

Тропари имеют свой специальный напев в каждом гласе.

По своему содержанию тропари могут приобретать и некоторые характеризующие их прилагательные, как например: Воскресен, Крестовоскресен, Богородичен, Мученичен, Крестобогородичен, Покоин, Троичен, Покаянен и т.д.

Кондак (греч. — палочка, на которую наматывался свиток пергамента) — небольшое песнопение в одну-две строфы, которое параллельно тропарю раскрывает суть праздника.

В современных богослужебных книгах это песнопение занимает очень скромное место и теряется в обширных песнях канона.

В своем теперешнем облике и объеме кондак очень похож на тропарь и даже поётся он по тропарной мелодии. Помещается кондак после 3-ей или 6-ой песни канона, а также повторяется на литургии и на повечерии. Изначально же, по своему происхождению и древнему употреблению, кондак был совсем другим произведением.

Однако в древности, ещё до появления канонов, кондак занимал совершенно исключительное место в богослужении. Он вовсе не ограничивался одной строфой, а представлял собою самостоятельное и большое поэтическое произведение, целую богословскую поэму.

Со временем, под влиянием входившего в обиход канона (тоже литургической поэмы, но уже с заданными рамками для каждой песни, приуроченными к песням библейским), кондак постепенно стал уступать место новому типу церковного песнотворчества и был им почти совершенно вытеснен.

Наш теперешний кондак, как уже сказано, мало чем отличается от тропаря. Действительно, при беглом на него взгляде, он, также как и тропарь, говорит о данном празднике или святом. Это и неудивительно, так как перед нами теперь лишь остаток — первая строфа, которая дает только основную тему, а всё её развитие, весь богословский и поэтический узор исчез из внимания современных богомольцев.

Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология

Антифоны (от греч. против, и звук, голос) — означает пение попеременно, чередуясь, или пение на два хора, буквально «противо-гласник». В сущности это даже и не форма особых песнопений, как, например, тропарь, кондак, стихира, а скорее способ песенного исполнения тех или иных псалмов или гимнов. Антифоны поются двумя хорами (клиросами) попеременно по одному стиху. Начинает исполнение правый клирос, затем продолжает левый и так они чередуются.

Но кроме этого своего значения, как способа пения, слово антифон употребляется в литургике и для обозначения отдельных песнопений или частей песенного материала. Вот главные случаи употребления этого термина:

1. Антифоны Псалтири

Первая кафисма Псалтири, разделяясь, как и прочие, на три «славы», удерживает за этими частями наименование «антифонов». Это объясняется тем, что или вся кафисма, или первая ее «слава» (первый антифон) поются, в соответствии с Уставом, на два хора.

2. Антифоны изобразительные или вседневные

Эти антифоны исполняются в самом начале Литургии оглашенных, сразу после великой ектении.

Антифоны изобразительные – это псалмы 102 и 145: «Благослови душе моя Господа. » и «Хвали душе ноя Господа. «. Они поются во все субботы, воскресные и праздничные дни. При пении изобразительных антифонов, вместо третьего антифона поются «Блаженны» (заповеди блаженств) и между ними тропари 3-й и 6-й или иной песни канона утрени;

Антифоны вседневные – это псалмы 9, 92 и 94, с соответствующими припевами. Они поются в седмичные дни, с понедельника по пятницу включительно, когда в эти дни нет праздника.

Сразу после изобразительных (вседневных) антифонов поётся гимн «Единородный Сыне. «.

3. Степенные антифоны

Степенные антифоны являются частью торжественной полиелейной утрени. Называются они так потому, что составлены были применительно к 15 псалмам (119-133), называвшихся у евреев песнями степеней. Эти песни пелись паломниками при восхождении на ступени Иерусалимского храма. Степенных антифонов восемь — по числу гласов. Каждый составлен из трёх частей для каждого гласа, кроме 8-го, где их четыре. Эти песнопения аскетического содержания, в них говорится об очищении и исправлении души от страстей и греха. Поются они на особый напев. К каждому степенну присоединено в конце прославление Святого Духа.

Автором степенных антифонов некоторые считают Иоанна Дамаскина, но, правильнее, скорее, считать св. Феодора Студита или же его брата Иосифа, архиепископа Солунского, так как по аскетическому содер­жанию они действительно больше соответствуют духу студийского направления в нашей гимнографии.

4. Праздничные антифоны

Это антифоны, поющиеся в двунадесятые праздники. Праздничные антифоны на литургии составлены из стихов разных псалмов, соответственно содержанию праздника. Эти стихи псалмов чередуются или с особыми припевами, «Молитвами Богородицы» и «Спаси ны, Сыне Божий», или с тропарём самого праздника.

Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология.

P.S. Хочу ещё добавить, что в настоящее время, в большинстве храмов антифоны не соответствуют изначальному своему названию, потому что поются не двумя хорами, а одним.

Акафисты состоят из 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита: 13 кондаков и 12 икосов (“кондак” — краткая хвалебная песнь; “икос” — пространная песнь).

Икосы заканчиваются восклицанием “радуйся” а кондаки — “Аллилуйя” (на еврейском — “хвалите Бога”).

При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки припевом аллилуия.

Первый из известных акафистов — акафист Пресвятой Богородице — написан в царствование императора Ираклия или, точнее, к 626 г., т.е. освобождению Константинополя от нашествия персов.

Акафист – особое песнопение в честь Спасителя, Божией Матери и святых. Название его (греч. акафистос; где а – отриц. частица, kathizein – сидеть) указывает на то, что во время чтения или пения акафиста не принято сидеть. Акафисты состоят из 25 отдельных песнопений: 13 кондаков, 12 икосов, из которых 1-й кондак и все икосы оканчиваются призывом радуйся, а 12 кондаков восклицанием аллилуия. Первый акафист был сложен в честь Божией Матери и пелся всю ночь стоя в субботу, на пятой неделе Великого поста, во время осады Константинополя персами во главе с полководцем шаха Хозроя Сарваром и аварами в 626 году. Столица была окружена с моря и суши. Положение было безнадежным. Матерь Божия явила чудесную помощь, и город был спасен.

В благодарность за это заступничество был установлен праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Составление акафиста предание приписывает диакону великой константинопольской Церкви Георгию Писидийскому. Сначала служба совершалась только во Влахернском храме Константинополя, где находился чудотворный образ Божией Матери «Одигитрии», а также риза и пояс Богоматери. Но в IX веке этот праздник был внесен в Типик монастырей – Студийского и преподобного Саввы Освященного, а потом и в Триодь постную. Так этот особый праздник стал всеобщим во всей Православной Церкви. Постепенно стали по образцу первого акафиста появляться и другие.

Кроме субботы пятой недели Великого поста акафисты в честь Спасителя, Божией Матери и святых принято читать вне постов, во время которых христиане должны сугубо молиться о прощении своих грехов.

К акафистам мы чаще всего обращаемся в часы особой радости и благодарственного настроения или когда нужно испросить у Господа и Божией Матери помощь в трудных обстоятельствах.

Икос – церковное песнопение, содержащее прославление святого или празднуемого события. Икосы входят в состав канона утрени (исполняются после шестой песни канона), а также, вместе с кондаками, составляют акафист. Икос и кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению (в греческих подлинниках икос и кондак написаны одним и тем же стихотворным размером). Разница между ними в том, что кондак короче, а икос пространнее: кондак — это тема, а икос — развитие её. Поэтому, икос всегда читается после кондака, и никогда не читается один.

Первоначально икосами назывались все 24 песни акафиста, но позже краткие песнопения получили названия кондаков.

По изъяснению Марка Эфесского, икосы (в переводе с греч. — дом) получили своё название потому, что пелись в тех домах, где проводил ночи в молитве преп. Роман Сладкопевец, первый составитель икосов.

Ирмос (связь, сплетение, ряд) — первая поэтическая строфа песни канона, вступительный стих, являющийся смысловой связкой между библейской песнью и тропарями, музыкальная связка и образец для последующих тропарей канона данной песни.

Ирмос, как показывает само его название, содержание и положение во главе тропарей – служит связью между библейскими песнями, не имеющими отношения к празднуемому событию, и тропарями, посвященными исключительно этому событию. Достигается это аналогией, которую ирмос открывает между празднуемым событием и событием, воспеваемым в библейской песни. При этом песнь, описывающая известную память (по которой составлен канон) перефразируется сообразно с содержанием библейской песни, и, по возможности, ее же словами. Вместе с тем ирмос служит образцом для тропарей и по напеву, и по ритмическому строению. То есть, в тропаре должно быть столько же строф (и такой же длины) и столько же музыкальных строк, как в ирмосе.

Ирмос бывает только один для каждой песни канона — это, впрочем, следует из самого его понятия.

(На основе материала из книги «Толковый Типикон» Михаила Скабаллановича)

Канон ( «правило, мерило, норма») — один из видов церковной молитвенной поэзии. Представляет собой гимн-поэму сложной конструкции, которая сопоставляет ветхозаветные образы и пророчества с соответствующими событиями Нового Завета.

Состоит канон из 9 песен, 1-я строфа каждой песни называется ирмосом, остальные – тропарями.

Вторая песнь в большинстве канонов отсутствует. Связано это с её исключительно покаянным настроем. Эта песнь составлена по образцу песни пророка Моисея: Вонми, небо, и возглаголю, и да слышит земля глаголы уст моих, да чается яко дождь вещание мое, и да снидут яко роса глаголи мои, яко туча на троскот и яко иней на сено: яко имя Господне призвах, дадите величие Богу нашему… В этой пространной песне много обличений народа Израильского, часто уклонявшегося к идолопоклонству, а в конце возвещается праведный суд Божий. Песнь эта побуждает к покаянию и по своему настроению соответствует дням Великого поста, в которые мы должны омывать душу слезами. Поэтому, 2-я песнь присутствует только в канонах Постной Триоди, и исполняется только в дни святой Четыредесятницы. Найти эту песнь можно, к примеру, в Ирмологионе.

Кратко напомним, из каких частей состоит канон.

Ирмос – располагается в начале каждой песни, указывает на ветхозаветные прообразы и является образцом (по содержанию, стихотворной форме, ритму) для остальных тропарей данной песни.

Тропарь – краткая песнь, прославляющая дела Бога или Его святых. Последний тропарь каждой песни посвящён прославлению Богородицы. Троичный тропарь прославляет Пресвятую Троицу. Окончания тропарей каждой песни часто повторяются. Припев произносится перед тропарями, за исключением начинающихся со Слава…

Седален – краткое церковное песнопение во время которого молящиеся садились, для слушания следующего за ним чтения Священного Писания или Жития святого. Раньше это чтение следовало за 3-ей песней.

Кондак – в прошлом, гимн состоящий из большого числа строк – икосов. Нынешний кондак и икос после 6-й песни канона – всё, что осталось от древнего кондака. Первым кондаком был кондак Рождества Христова – «Дева днесь Пресущественного раждает…».

Песни Святого Писания положенные в основу ирмосов

1-я. Благодарственная песнь пророка Моисея, после перехода евреев через Чермное (Красное) море. Это событие – основа ветхозаветной Пасхи и прообраз новозаветной. Под царством фараона подразумевается царство диавола и греха, под Израилем – христиане, которых Господь Своим воскресением перевёл от смерти к жизни (Исх. 14, 21-15, 21).

2-я. Обычно отсутствует. Её можно увидеть, например, в Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского.

3-я. Благодарственная песнь св. Анны, матери пророка Самуила. Св. Анна дала обет Господу, отдать Ему сына своего, если у неё будет ребенок. Песнь является её молитвой, когда она отдала ребёнка служить Богу при священнике Илии. (1 Цар. 2; 1-10).

Символизирует нашу благодарность Господу, ибо без него мы бесплодны, как бесплодна была св. Анна.

4-я. Пророческая песнь-молитва пророка Аввакума (Авв. 3;1-19), в которой он воспевает величие Господа, Его спасение для нас.

5-я. Молитва пророка Исайи (Ис. 26, 9-19), провидевшего пришествие Спасителя и всеобщее воскресение.

6-я. Молитва пророка Ионы из чрева кита (Иона 2; 2-10). Мы выражаем благодарность Господу за то, что Он спас нас, погрязших в грехах. Чрево кита – это образ преисподней.

7 и 8-я. Песнь трёх отроков, вверженных в раскалённую печь за отказ поклониться идолу и чудесно спасённых (Дан. 3; 19, 26-56; 3, 57-90). Печь – символ прошедшей, грешной жизни, за что евреи были отданы под власть язычников.

9-я. Песнь Богоматери при встрече со св. Елисаветою: «Величит душа моя Господа…». Молитва Захарии, поражённого немотой и вновь обретшего дар речи «Благословен Господь Бог Израилев…».

Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология.

Стихира (греч. «многостишие») — богослужебное песнопение, написанное стихотворным размером.

«Стихира, как показывает само название — песнопение, написанное стихотворным размером или приуроченное к стихам.

Современный церковный устав знает несколько видов стихир, различая их по месту, занимаемому ими в круге суточного богослужения:

1. Стихиры на «Господи воззвах»,

2. Литийные стихиры,

3. Стихиры на стиховне,

4. Стихиры на «Хвалитех».

Киприан Керн. «Литургика. Гимнография и эортология».

Причастен — богослужебное песнопение преимущественно в виде псалма, поющееся на литургии во время приобщения священнослужителей в алтаре, перед причастием мирян.

Причастен — это стих, похожий на псалмы, который поётся на литургии во время приобщения священнослужителей в алтаре. Это приобщение, совершаемое в знак особой таинственности при закрытых алтарных дверях и завесе, составляет святейший после момента пресуществления Даров момент литургии, требующий от молящихся особой сосредоточенности. Однако такая сосредоточенность не могла быть достигнута какою-нибудь длинной песнью.

Нужен был именно один краткий и выразительный стих с припевом аллилуиа, отмечающим все важнейшие и радостнейшие моменты богослужения. К той же цели направлен и напев причастна — медленный, спокойный и умиленный, в котором звучат мотивы Страстной седмицы.

Михаил Скабалланович. Толковый Типикон

Прокимен (греч. – «предлагаемый вперед») – стих из псалмов, который чтец или диакон возглашает перед чтением Священного Писания – Апостола, Евангелия или паримий, – а хор вторит ему.

«Прокимен — это стих псалма, предшествующий чтению из Священного Писания Ветхого или Нового Заветов и подобранный для этой цели с соответствующим к чтению содержанием.

  • в память апостолов: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселения глаголы их»;
  • в день Преображения: «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуется»;
  • воскресный 1-го гласа: «Ныне воскресну, глаголет Господь, положуся во спасение, не обинюся о нем» и т.д.

Прокимен сопровождается и своим стихом.

По тому, состоит ли он из самого прокимна и одного стиха, или же к нему присоединяется три стиха, прокимны различаются на малые (обычные) и великие.

Великие прокимны положены в субботу вечера, на вечернях двунадесятых Господских праздников и в недели вечера Четыредесятницы.

Еще в IV-V веках пелись таким образом целые псалмы респонсорным способом* (пояснение см. ниже). Сирийская литургия апостола Иакова знает такое пение целого псалма перед апостольским чтением. Златоуст говорит: «Отцы установили, чтобы народ подпевал из псалма стих сильный, заключающий в себе высокое учение». Прокимны распространялись по всему христианскому миру; их знает синайская утреня; в западной литургике им соответствует «респонсорий».

«Господь воцарися лепоту облечеся.

Облечеся Господь в силу и препоясася.

Ибо утверди вселенную, яже не подвижится»

— все это первый стих 92 псалма, и, наконец, последний стих прокимна — последний же стих псалма:

«Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний» (стих 5).

Иногда, наоборот, какой-либо стих из середины псалма взят за прокимен — по-видимому, то, что Златоуст назвал «стих сильный, заключающий в себе высокое учение», а стихом к нему служит 1-й стих псалма, что подтверждает древний обычай исполнять весь псалом, с течением времени сократившийся до размеров только одного первого стиха.

«Помяну Имя Твое во всяком роде и роде» — стих 18-й псалма 44;

а стихом к нему служат или:

«Слыши, дщи, и виждь и приклони ухо Твое мне» — стих 11-й того же псалма; или же:

«Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя цареви» — стих 1-й того же псалма.

«Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род» — стих 10-й псалма 145,

а стихом к нему служит 1-й стих того же псалма:

«Хвали, душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем».

Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология.

* Респонсорное пение — это особый вид или прием антифонного пения. Он состоял в том, что певец мерным и благозвучным голосом начинал и исполнял псалом, а народ участвовал с ним в пении, повторяя последние слова известных стихов псалма или гимна или сопровождал каждый отдельный стих его каким-либо одним стихом или припевом. Отсюда и этимология слова: на древне-церковном языке это называлось «подпевать». Древнейшее указание на этот род пения сохранилось в Апостольских Постановлениях (II, 57, русск. пер. стр. 90), где говорится, что, по совершении чтецом двух чтений из Ветхого Завета на Литургии оглашенных, «другой кто-либо (избранный псалт) пусть поет песни Давидовы, а народ пусть подпевает последние слова стихов». Дионисий Ареопагит говорит о подобном же исполнении псалмов предстоятелем и присутствующими в алтаре клириками.

К началу страницы

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *