Что такое мытарство?

Вопрос:

Я не могу соотнести две вещи: после того, как душа после смерти выходит из тела, она 2 дня носится по земле, а на третий день ангелы возносят ее на поклонение Богу. А когда же душа проходит мытарства? Где можно подробнее почитать про мытарства: какие они, сколько их? Как я понимаю, в ссылке, которую Вы мне прислали (там, где речь идет об опыте воина Таксиота), перечислены не все мытарства.

Отвечает священник Афанасий Гумеров:

По мнению святителя Иоанна (Максимовича), великого подвижника нашего времени, душа проходит мытарства в третий день после выхода из тела: «В это время (на третий день) душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые сами же они ее и вовлекли. Согласно различным откровениям, существует двадцать таких препятствий, так называемых «мытарств», на каждом из которых истязует-ся тот или иной грех; пройдя одно мытарство, душа приходит на следующее. И только успешно пройдя все их, может душа продолжить свой путь, не будучи немедленно ввергнутой в геенну. Как ужасны эти бесы и мытарства, можно видеть из того факта, что Сама Матерь Божия, когда Архангел Гавриил сообщил Ей о приближении смерти, молила Сына Своего избавить душу Ее от этих бесов, и в ответ на Ее молитвы Сам Господь Иисус Христос явился с небес принять душу Пречистой Своей Матери и отвести Ее на небеса. (Это зримо изображено на традиционной православной иконе Успения.) Воистину ужасен третий день для души усопшего, и по этой причине ей особенно нужны молитвы.

Описания мытарств в святоотеческих и агиографических текстах соответствуют модели истязаний, которым подвергается душа после смерти, но индивидуальный опыт может значительно отличаться. Малозначительные подробности типа числа мытарств, конечно, второстепенны в сравнении с главным фактом, что душа действительно вскоре после смерти подвергается суду (частный суд), где подводится итог той «невидимой брани», которую она вела (или не вела) на земле против падших духов. Православная Церковь считает учение о мытарствах таким важным, что упоминает о них во многих богослужениях. В частности, Церковь особо излагает это учение всем своим умирающим чадам. В «Каноне на исход души», читаемом священником у одра умирающего члена Церкви, есть следующие тропари: «Воздушного князя насильника, мучителя, страшных путей сто-ятеля и напрасного сих словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно отходяща от земли» (песнь 4). » Святых Ангел священным и честным рукам преложи мя, Владычице, яко да тех крилы покрывся, не вижу бесчестного и смрад-наго и мрачного бесов образа» (песнь 6). «Рождшая Господа Вседержителя, горьких мытарств начальника миродержца отжени далече от мене, внегда скончатися хощу, да Тя во веки славлю, Святая Богородице» (песнь 8). Так умирающий православный христианин приготовляется словами Церкви к предстоящим испытаниям» (Св. Иоанн. Жизнь после смерти, — В кн.: Иеромонах Серафим (Роуз), игумен Герман (Подмошенский). Блаженный Святитель Иоанн, Чудлтворец, М., 2003, с. 793 -95).

Наиболее подробно о мытарствах пишет ученик св. Иоанна Сан-Францисского иеромонах Серафим (Роуз) в книге «Душа после смерти. Современные «посмертные» опыты в свете учения Православной Церкви». Имеется много изданий.

В книге «Воздушные мытарства, или Экзамен, которого нельзя избежать», основу которой составили лекции, прочитанные в разное время известным проповедником, миссионером, богословом, публицистом протоиереем Олегом Стеняевым, речь идет о ценности земной жизни, о смерти, освещается библейское и святоотеческое обоснование учения о мытарствах — своего рода экзамене, который проходит человеческая душа после смерти. Подробный рассказ о каждом из двадцати мытарств завершается повествованием о том, что ожидает душу каждого из нас впоследствии: о частном суде, о загробной участи человека, о воскресении мертвых и о последнем Суде.

Слово «мытарство» происходит от слова «мытарь» (греч. τελώνης; лат. publicanus) — сборщик податей. В каком-то смысле бесы выступают в роли неких духовных кредиторов. В той части нашей жизни, где мы согрешаем, мы — добровольно или нет — отождествили себя с ними, и они видят в нас некую свою часть, считают, что мы как будто задолжали им. Когда грешник пытается пройти мимо мытарств, бесы стараются удержать то, что считают своим. Ибо Бог есть Источник святости, в Нем нет никакого греха, а грешник, который не очистился для святости, имеет в своей жизни некую часть, которая точно принадлежит бесу, диаволу, демонам всех мастей. И они требуют свое.

В наше время происходит отход от основ классической христианской теологии, особенно в США и Западной Европе: некоторые богословы-новаторы проповедуют мнения, которые никогда не были известны православному богословию, или — хуже того — повторяют древние ереси, осужденные святыми отцами и на церковных Соборах.

Сторонникам апокатастасиса (от греч. ἀποκα­ τάστασις — «восстановление»; это учение о всеобщем спасении) протоиерей Олег рекомендует чаще вспоминать слова святителя Иоанна Златоуста: «Диавол для того убеждает некоторых думать, что нет геенны, чтобы ввергнуть в нее. Напротив, Бог угрожает геенной и ее приготовил, чтобы мы, зная о ней, так жили, чтобы не впасть в геенну». Поэтому для нас очень важно вернуться именно в русло классического христианского православного богословия.

Когда для человека наступает точка невозврата? Дойдя до какого порога, он уже не может вернуться к Богу? Этот порог — физическая смерть. Пока человек жив, есть надежда на покаяние. Святые отцы учат, что человек рожден для того, чтобы примириться с Богом, что только в этой, временной жизни можно обрести мир с Богом и в Боге. Мы должны запомнить эту истину.

Возникает такой вопрос: если человек грешник, почему по смерти он не стремится к тому, что ему естественно? Если он в грехах, значит имеет частью жизни зло, как нечто спаянное с его природой. Почему же все-таки душа рвется к Богу? Потому что Бог — Творец, каждая душа инстинктивно ощущает Его — неважно, православный ли человек, неправославный, верующий ли он или абсолютный безбожник. Душа алчет и жаждет Бога.

От автора

«Здесь жизнь теряется или сберегается»

  • О ценности земной жизни
  • Смерть
  • По смерти

Библия и отцы Церкви о воздушных мытарствах

  • Библейское свидетельство о мытарствах
  • Лестница Иакова
  • Святоотеческие свидетельства о мытарствах
  • Причина ненависти к нам со стороны диавола и бесов
  • Свидетельства восточных отцов Церкви о мытарствах
  • Свидетельства западных отцов Церкви о мытарствах
  • Свидетельства о мытарствах из житий святых
  • Почему некоторые святые отцы веровали в апокатастасис и другие ложные представления о загробной жизни?

Мытарство первое — празднословия

Мытарство второе — лжи

Мытарство третье — осуждения и клеветы

Мытарство четвертое — чревоугодия

Мытарство пятое — лености

Мытарство шестое — кражи

Мытарство седьмое — сребролюбия и скупости

Мытарство восьмое — лихоимства

Мытарство девятое: «А судьи кто?»

Мытарство десятое: «Я тоже хочу!»

Мытарство одиннадцатое: «Я — это звучит гордо!»

Мытарство двенадцатое: «Проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа»

Мытарство тринадцатое: сокровище незлобия

Мытарство четырнадцатое: «Не убий»

Мытарство пятнадцатое: «Не ворожите»

Мытарство шестнадцатое: «Бегайте блуда»

Мытарство семнадцатое: «Не прелюбодействуй»

Мытарство восемнадцатое: «Не вноси… платы пса в дом Господа»

Мытарство девятнадцатое: «Наш ли ты или из неприятелей наших?»

Мытарство двадцатое: «Суд без милости не оказавшему милости»

Последовательность событий после прохождения по ступеням мытарств

  • О частном суде
  • О загробной жизни
  • О воскресении
  • Страшный Суд

Библиография

Книгу можно приобрести:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *