Что такое паремия?

В статье рассматриваем, как влияет наш внутренний настрой на способность находить выход из трудных ситуаций.

Чтобы мы не делали, как бы тщательно не планировали свою жизнь, в любом случае мы сталкиваемся с трудностями, напрягами, проблемками и проблемами. Без них прожить не получается.
Кого-то преодоление трудностей закаляет и делает сильнее, а кого-то наоборот растаптывает и ослабляет. От чего это зависит? Конечно от конечного результата — победил или проиграл человек. Давайте разберёмся, что нужно делать, чтобы оказаться в числе победителей.
Вспомните своё состояние души при встрече с серьёзным затруднением. Какие мысли наполняли вашу голову?
Есть люди реагирующие так: Всё пропало! Почему это случилось именно со мной? Мне всегда не везёт. Это уж меня точно добьет. Т.д. и т.п.
Реакцию других можно описать такими известными выражениями: Что нас не убивает- делает нас сильнее. Каждому дан крест по его спине.
Приведены две крайние позиции. Ваше отношение к трудности находится где-то между ними. Чем ближе она ко второму полюсу, тем легче вы справитесь со сложившимися обстоятельствами.
Советы, помогающие правильному отношению к трудностям:
1. Не накручивайте себя. Переживая, человек постоянно думает, что он теряет, и как всё плохо. И этим он усугубляет ситуацию. Известный психолог Николай Козлов предлагает для остановки драматизации ответить на такие вопросы: Что у меня остаётся? Что есть у меня хорошего?
2. Если возникли неприятности, большинство людей хотят, чтобы их пожалели окружающие. Чтобы сочувствия было много, рассказывают о своих трудностях как можно большему числу друзей и знакомых, при этом максимально сгущая краски. В конце концов, убеждают и себя, что дело действительно совсем плохо. Поэтому целесообразно выработать полезную привычку не жаловаться.
3. Следите за словами. От того в какие слова мы облекаем наши мысли, зависят наши действия. При слове «проблема», какие возникают ассоциации? Тупик, отсутствие выхода, безнадёга. Слово «задача» побуждает искать решение. Исключите из своего лексикона слово — «проблема». Нет проблем, есть задачи, и у каждой задачи есть решение.
4. Повышайте свою уверенность в себе. Вспомните, чего вы уже достигли, какие сложные задачи уже решали. Представьте момент победы, как вы будете радоваться и заслуженно гордиться собой.
5. Не ищите виновного в случившемся. Обычно это уже не важно, и не стоит тратить свои усилия на поиски. Они вам пригодятся.
Особенно не стоит обвинять себя. Для победы нам важна уверенность в себе, а бесполезное самобичевание её разрушает.
6. Не стоит решать сложившуюся ситуацию в состоянии крайней эмоциональной или физической усталости. В таком состоянии тратится гораздо больше усилий и времени, допускаются непростительные ошибки, которые потом трудно исправить. Лучше дать организму отдых, а набравшись сил приступить к действиям.
После того, как мы выработали правильное отношение к случившемуся, приходит время действовать.
Мы великие стратеги и тактики, наши действия привели к успеху — мы победили! Ура!
Важно правильно для будущего использовать этот радостный момент.
1. Устройте себе праздник. Поощряя себя, мы усиливаем дальнейшее стремление к достижению целей.
2. Гордитесь собой. Умеренное хвастовство полезно для повышения уверенности в себе.
3. Проанализируйте свои действия. Найдите и запомните удачные приёмы. Подумайте, что можно было сделать лучше.
Сложилось не так, как хотелось. Действия не привели к желаемому результату. В данном случае особо важно правильное отношение к случившемуся.
Перефразирую известное выражение: Проиграть сражение, не значит проиграть войну. Мы приобрели опыт. Отрицательный результат это тоже результат. Главное сделать правильные выводы.
Мы живы? Значит всё впереди.
Цените трудности, и используйте их как толчок к развитию и самосовершенствованию. Успехов!

Трегубенко Елена Николаевна
Компания: Ассоциация бизнес-тренеров (все статьи компании)

  • Паримии на все дни года (Синодальный перевод)
  • Паримии гражданским шрифтом
  • Паремии Страстной Субботы Андрей Десницкий
  • Толкование на паремии из книги Бытия еп. Виссарион (Нечаев)
  • Толкование на паримии из книги Притчей еп. Виссарион (Нечаев)
  • Ветхозаветные паремии в составе современного церковнославянского минейного корпуса Ф.Б. Людоговский

***

Паремии́ (или паримии) (от греч. παροιμία (паримиа) — поговорка, пословица, притча) – фрагменты Библии (преимущественно – Ветхого Завета), предназначенные для богослужебного употребления. Они читаются в навечерие ряда больших (или храмовых) праздников, в дни Великого поста, а также при совершении некоторых треб (на молебнах, при Великом водоосвящении).

В паремиях должна быть прообразовательно раскрыта главная тема празднуемого события или, во всяком случае, указаны важнейшие ее аспекты. Например, в навечерие Рождества Христова среди паремий читается пророчество из книги пророка Исаии (Ис.7:10-16; Ис.8:1-4, Ис.8-10) о рождении от Девы Еммануила, т.е. Богочеловека; из книги пророка Михея – о рождении Христа в Вифлееме. На праздники Богородичные в одной из паремий говорится о лествице (Быт. 28:10-17), виденной Иаковом.

Читаются паремии чтецом или диаконом.

Число паремий различается на разных богослужениях от 1 до 8, на утрени Великой Субботы читается 15 паремий.

Паремии читаются после прокимна. Диакон или иерей возглашает: «Премудрость», чтец произносит, например: «Бытия чтения» и др. Диакон или иерей возглашает: «Вонмем», и чтец начинает чтение паремии.

Славянская богослужебная книга, содержащая подборку паремий, называется «Паримийник».

https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-11 -2.38

Шамсутдинова Лия Ринатовна, Фаткуллина Флюза Габдуллиновна

СТРУКТУРНО-ГРАММАТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ И ПАРЕМИЙ,

ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Цель данной статьи заключается в проведении системного анализа структурно-грамматических особенностей фразеологических единиц, характеризующих семейные (супружеские) отношения в русском языке. Актуальность статьи связана с необходимостью выявить структурную организацию указанных фразеологизмов и осмыслить преломление концептуализации человеком действительности в сознании этноса, каким оно предстаёт в паремиологическом фонде языка. В статье делается вывод о том, что структурно-грамматические особенности фразеологизмов, характеризующих семейные отношения, определяются прагматическим назначением пословиц и поговорок.

Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2018/11 -2/38.1^т1

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2018. № 11(89). Ч. 2. C. 404-408. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2018/11-2/

© Издательство «Грамота»

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@aramota.net

Список источников

1. Алефиренко Н. Ф. Этноязыковое кодирование смысла в зеркале культуры // Мир русского слова. 2002. № 2. C. 69-74.

2. Березович Е. Л. Язык и традиционная культура: этнолингвистические исследования. М.: Индрик, 2007. 600 с.

4. Гудков Д. Б. Коды русской культуры: проблемы описания // Мир русского слова. 2005. № 1-2. С. 25-31.

5. Гусев С. С. Смысл возможного: коннотационная семантика. СПб.: Алетейя, 2002. 380 с.

6. Елистратов В. С. Словарь русского арго. М.: Русские словари, 2000. 694 с.

9. Литвин Ф. А. Многозначность слова в языке и речи. М.: КомКнига, 2005. 120 с.

10. Маслова В. А. Лингвокультурология: учебное пособие. М.: Академия, 2001. 208 с.

13. Черданцева Т. З. Язык и его образы: очерки по итальянской фразеологии. М.: ЛКИ, 1977. 160 с.

14. Шляхов В. И. Российская и американская военная разговорная среда в словах и выражениях. М.: URSS, 2011. 328 с.

ZOOLOGICAL CODE OF CULTURE IN THE SLANG OF THE US MILITARY PERSONNEL

Chicherova Elena Aleksandrovna

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation, Moscow chicherova89@gmail. com

Key words and phrases: culture code; zoonym; military slang; American military subculture; concept.

УДК 81’362 Дата поступления рукописи: 02.08.2018

Цель данной статьи заключается в проведении системного анализа структурно-грамматических особенностей фразеологических единиц, характеризующих семейные (супружеские) отношения в русском языке. Актуальность статьи связана с необходимостью выявить структурную организацию указанных фразеологизмов и осмыслить преломление концептуализации человеком действительности в сознании этноса, каким оно предстаёт в паремиологическом фонде языка. В статье делается вывод о том, что структурно-грамматические особенности фразеологизмов, характеризующих семейные отношения, определяются прагматическим назначением пословиц и поговорок.

Ключевые слова и фразы: фразеологическая картина мира; пословицы; поговорки; структура; модальность; синтаксис; выразительные средства языка.

Шамсутдинова Лия Ринатовна

Фаткуллина Флюза Габдуллиновна, д. филол. н., профессор

Башкирский государственный университет Muliya2814@gmail.com; fluzarus@rambler.ru

СТРУКТУРНО-ГРАММАТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ И ПАРЕМИЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Публикация подготовлена в рамках поддержанных РФФИ научных проектов № 17-04-00193 и 16-04-00042.

В языке закрепляется и аккумулируется познавательный опыт человека, что, в свою очередь, позволяет языку служить источником знаний. Язык, как естественное явление, отражает определённый способ восприятия мира народом, в языке в той или иной мере фиксируются результаты предшествующих этапов познания действительности . Информационно-когнитивный опыт человека отражается не только в языковых текстах, но и в самом лексическом, фразеологическом и паремиологическом материале.

Актуальность данной статьи обусловлена интенсивным развитием когнитивной лингвистики и лингво-культурологии в плане описания через призму языка феномена культуры как специфической формы существования человека, поскольку, изучая язык данной культуры, человек непременно становится исследователем той культуры, к продуктам которой принадлежит избранный им язык.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые описаны содержание и структура фразеологизмов и паремий, репрезентирующих картину семейной жизни и семейных отношений русского народа, с использованием структурно-семантического и лингвокультурологического методов анализа. Проанализированный материал дополняет картину национальной специфики, определяемой историческими, географическими, социокультурными особенностями русских, выявляет особенности категоризации семейных отношений русским языковым сознанием.

Известно, что паремии одновременно обладают свойствами фразеологизмов и свойствами предложений и свободных сочетаний, это «афоризмы народного происхождения, характеризующиеся логичностью формы, воспроизводимостью значения и имеющие, как правило, назидательный смысл» .

Основное прагматическое назначение фразеологизмов и паремий — давать оценку предметам и явлениям, в краткой форме передавать жизненный опыт поколений, предостерегать от нежелательных последствий -определяет их структурно грамматические особенности . В них моделируется не уникальное, а типичное, формулируются положения, которые носят характер закономерности .

Фразеологизмы и паремии характеризуются образностью и широким использованием художественных средств. Образность фразеологизмов, особенно пословиц, вытекает из специфики малой формы, из необходимости предельно кратко сказать о многом, поэтому в них нет развернутых характеристик, предмет иногда только назван или сопоставлен с другим по принципу сравнения или противопоставления.

Важную роль в формировании фразеологизмов и паремий играют художественные средства: сравнение, метонимия, антитеза, метафора, гипербола. По словам В. П. Аникина, «в пословицах, в отличие от других жанров, художественные средства одновременно формируют структуру и являются выразительным средством. Пословица полностью укладывается в сравнение, антитезу, метафору и так далее и поэтому представляет собою то сравнение, то антитезу, то метафору» .

Предметом исследования в данной статье послужили фразеологизмы и паремии русского народа о семье и семейных отношениях, которые наглядно показывают, что значит семья в жизни русского человека, отражают характер членов семьи, их взаимоотношения, семейные ценности, быт семьи и распределение обязанностей между мужем и женой. Муж и жена отражают саму суть концепта «семья», являясь его прародителями.

Материал исследования показывает, что большинство указанных языковых единиц построены с помощью антитезы, основанной на употреблении антонимов, раскрывающих противоречивую сущность предметов и явлений. Противопоставление усиливает эмоциональность речи, поэтому не случайно антонимия лежит в основе многих фразеологизмов, в том числе пословиц о супружеских отношениях.

Чаще всего антонимами выступают качественные имена прилагательные:

2) в краткой форме, например стар(а) — молод(а); хорош-хороша и др.:

Жена при муже хороша; Муж стар, а жена молода — дожидайся детей; муж молод, а жена стара -дожидайся плетей; Молода годами жена, да стара норовом; Птица крыльями сильна, жена мужем красна ;

3) в сравнительной степени, например хуже — лучше:

На костях мясо слаще, а под старость жена милее; Чужая жена красивее; Жена честнее — мужу милее .

Встретились пословицы о взаимоотношениях мужа и жены, в которых противопоставление усилено употреблением в одной пословице двух пар языковых или контекстуальных антонимов.

Одному с женою радость, другому горе; От плохой жены состаришься, от хорошей помолодеешь.

Пословицы состоят из двух частей, в каждой части расположено по одному компоненту из антонимических пар. В первой пословице противопоставляются антонимы «один — другой», «радость — горе», во второй -антонимы «плохая» — «хорошая», «состариться» — «помолодеть».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выразительные образные средства поддерживаются и усиливаются одно другим. В указанных ниже пословицах, кроме антонимических пар, образность и выразительность создается за счет использования синтаксического параллелизма и инверсии.

От плохой жены состаришься, от хорошей помолодеешь; У умного мужа жена выхолена, у глупого по будням затаскана.

Частым стилистическим приемом в пословицах о супружеских отношениях является сравнение — одно из самых распространенных художественных средств, выражающееся с помощью слова, словосочетания, сравнительного оборота, придаточного сравнительного и даже с помощью самостоятельного предложения или сложного синтаксического целого. «Сравнением называется сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания первого… В отличие от других тропов сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, качества, действия). При сопоставлении с другими тропами

сравнения выделяются и благодаря структурному разнообразию. Обычно они выступают в форме сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов как, точно, словно, будто, как будто и др.» .

Сравнение с союзами «как», «что» используется в пословицах, в которых указывается на отсутствие предмета с помощью сочетания «без + существительное в родительном падеже»: Без жены как без шапки; Без мужа, что без головы; без жены, что без ума; Что гусь без воды, то мужик без жены.

Сравнение часто употребляется в сочетании с другими стилистическими приемами, такими как метафора, эпитет, гипербола, синтаксический параллелизм и др. Сочетание сравнения с другими стилистическими приемами создает еще больший стилистический эффект и делает образы ярче и выразительнее. Так, в следующей пословице наблюдается двойное сравнение. Чужая жена — лебедушка, а своя — полынь горькая.

Во фразеологической картине мира распространена отрицательная коннотация языковых единиц, характеризующих образ женщины и ее поведение . Особенно ярко это проявляется во фразеологии, где образ женщины наделяется исключительно отрицательными качествами . К примеру: «Бабьего вранья и на свинье не объедешь; Жена льстит — лихое норовит. Где сатана не сможет, туда бабу пошлет».

Пословицы, в которых используется сравнение, могут иметь одинаковую синтаксическую структуру частей сложного предложения. Расположение одинаковых членов предложения в двух параллельных предложениях или в двух частях одного сложного предложения в одинаковом порядке называется синтаксическим параллелизмом. В приведенных ниже пословицах, кроме сравнения, используется стилистическая фигура -параллелизм. Например: Красна пава пером, а жена нравом; Птица крыльями сильна, жена мужем красна; муж жену береги, как трубу на бане!

Сравнение может быть выражено и без сравнительных союзов. Например, скрытое сравнение можно выделить в предложении с составным именным сказуемым, выраженным именем существительным в именительном падеже: Муж да жена — одна сатана; Жена мужу пластырь, муж жене пастырь.

Также часто в исследуемых фразеологических единицах используется метафора, которая представляет собой не только средство выразительности, но и способ построения образов, так как всякая метафора рассчитана не на буквальное восприятие и требует от слушающего умения понять создаваемый ею образно-эмоциональный эффект: Ученый муж; Холостой — полчеловека; Бабья дорога — от плиты до порога .

Наш материал показал, что в русском языке много пословиц, содержащих метафорический образ «жена -собака, дворняжка». Главный смысл в данных пословицах связан с переносом действий жены «ругать», «ругаться» на действия собаки «лаять», «грызть», «есть»: Своя собака лайся, чужая не впрядывай! В этой пословице сообщается, что только собственная жена может ругать мужа, не соглашаться с ним. В следующих пословицах Нет досадней, как своя же дворняжка на тебя лает; Уж лаяла бы собака чужая, а не своя -заключена мысль о том, что муж не согласен терпеть ругань своей жены.

Часть пословиц содержит другие метафорические образы: «жена — коза с золотыми рогами»: Будь жена хоть коза, лишь бы золотые рога (т.е. богатство); «жена — это дом»: Хорошая жена — юрт (т.е. дом). Согласно этой пословице на жене «держится дом», т.е. все хозяйственные и домашние дела выполняет жена или организует их . Смысл этой пословицы подтверждается в другой паремии: У плохой бабы муж на печи лежит, а хорошая сгонит.

Плохая, злая жена ассоциируется со змеей или червем: Лучше жить со змеею, чем со злою женою. Червь дерево тлит, а злая жена дом изводит. Злая жена — та же змея .

В следующей пословице сходные по грамматической и семантической структуре элементы, расположенные в первой и второй частях пословицы, указывают на единство, взаимосвязь супругов. Параллелизм дополняется метафорой и сравнением: Муж — голова, жена — душа.

Таким образом, анализ художественных средств выразительности во фразеологических выражениях о семейных отношениях показывает, что для создания образов супругов, описания их поступков, ситуаций семейного быта в пословицах используются антитеза, сравнение, метафора, которые подкрепляются и усиливаются на синтаксическом уровне с помощью инверсии и параллелизма.

Художественные средства не только являются выразительным средством, но и одновременно формируют структуру фразеологизма. Прежде всего, обратим внимание на выражение модальности в изучаемых фразеологических единицах, которая представляет собой семантическую категорию, которая выражает отношение говорящего к содержанию его высказывания, отношение содержания высказывания к действительности и целевую установку речи. Модальность является языковой универсалией и принадлежит к числу основных категорий языка.

В русском языке модальность может выражаться различными грамматическими и лексическими средствами: модальными словами, вводными словами и наречиями (кажется, пожалуй, возможно), специальными формами наклонений (изъявительное, повелительное и сослагательное), модальными глаголами, краткими прилагательными и наречиями (хочу, могу, должен, обязан, надо, можно).

В исследуемых фразеологических единицах глаголы употребляются в трех формах наклонения: в изъявительном, повелительном и сослагательном. Большая часть исследуемых единиц представляет собой высказывания, действия которых происходили/произошли, происходят или произойдут в реальности (изъявительное наклонение): Не видал беды, кто не сватал молодой вдовы; Жена льстит, лихо мыслит; К мужу пришла, так свое нашла.

Повелительное наклонение в пословицах выражает просьбу, совет, приказ или побуждение к действию:

Не хвали жену телом, а хвали делом! От хозяина чтоб пахло ветром, от хозяйки дымом; Не дай бог вдоветь и гореть !

Сослагательное наклонение в пословицах о муже и жене встретилось в четырех пословицах. Оно используется, когда действие в реальности не произошло, а только является желаемым, планируется в дальнейшем, несбыточно или осуществится при выполнении каких-то необходимых условий: Хорошо тебе, матушка, за батюшкой жить, пожила бы за чужим мужиком; На что корова, была бы жена здорова; Рада б баба выть, да не по ком: муж долго не мрет; Чужой муж бы и мил, да не жить мне с ним; а свой постыл -волочиться с ним .

Во фразеологизмах и паремиях о муже и жене употребляются следующие типы сказуемых, выраженные глаголами несовершенного и совершенного вида:

1) глаголы несовершенного вида в настоящем времени: Кого люблю, того и бью;

2) глаголы совершенного вида в будущем времени: Муж задурит, половина двора горит, а жена задурит, и весь сгорит; От плохой жены состаришься, от хорошей помолодеешь; От бела света отстану, а старого любить не стану;

3) глаголы несовершенного вида в прошедшем времени: Три жены имел, а ото всех беды терпел; Бил жену денечек, сам плакал годочек;

4) глаголы совершенного вида в прошедшем времени: Женился, да сам себе подивился, что ни богу, ни людям не сгодился; Жена взбесилась, и мужа не спросилась;

5) глаголы несовершенного вида и совершенного вида в повелительном наклонении: Не верь ветру в поле, а жене в воле; Учи жену без детей, а детей без людей!;

6) глаголы несовершенного вида и совершенного вида в форме инфинитива: За плохим жить, только век должить (волочить); Жены стыдиться — детей не видать; Жене спускать — добра не видать.

Таким образом, формы настоящего и результативного будущего времени приобретают в пословицах вневременной характер, выражая постоянные свойства, состояния или действия супругов.

Можно отметить еще одну важную синтаксическую особенность фразеологизмов и паремий — сказуемое в большинстве случаев стоит в конце предложения, что отличает структуру пословиц от обычного простого повествовательного предложения: Женино добро колом в глотке стоит; Ненадолго старый женится: или сам сгинет, или жена покинет; Мужнин грех за порогом остается, а жена домой принесла .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расположение сказуемого в конце пословицы-предложения указывает на его важную семантическую и синтаксическую роль в структуре предложения — сказуемое замыкает рему.

Что касается пословиц, то их прагматическое назначение определяет их синтаксические особенности, в частности синтаксическую структуру, синтаксическое наполнение и порядок слов.

Можно отметить две важные характеристики пословицы: 1) пословица представляет собой законченное высказывание, оформленное в виде простого или сложного предложения, повествовательного, побудительного или вопросительного; 2) пословица как жанр устного народного творчества рассчитана на запоминание и цитирование. Следовательно, синтаксическая структура пословицы должна быть завершенной и структура не может быть слишком распространенной и сложной.

Практически все рассматриваемые пословицы о муже и жене представляют собой повествовательные предложения, в которых сообщаются различные факты действительности, содержится предупреждение на будущее или указание на народный опыт, сообщается, что в семье так бывает.

Особой выразительностью характеризуются краткие, лаконичные простые двусоставные предложения, в которых главные члены (подлежащее и сказуемое) выражены именами существительными в именительном падеже . Например: Баба — ай-ай, а муж — малахай. Муж да жена — одна душа. Хорошая (пригожая) жена — лишняя сухота.

Сложные предложения-пословицы представлены сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. Среди сложносочиненных предложений часто встречаются предложения с противительным союзом «а»: Стужа да нужа, а лучше худого мужа; Муж, как ворона, а все жене оборона; Жена прядет, а муж пляшет .

Большинство фразеологизмов и паремий представляют собой сложные предложения, в которых нет сказуемого (оно или опущено, или не употребляется). Первая и вторая части такого сложного предложения имеют одинаковую структуру. Например: Муж в дверь, а жена в Тверь; Муж по лучину, а жена за кручину; Муж комельком (т.е. палкой), жена язычком.

Очевидно, что лексемы «муж» и «жена» являются в пословицах ключевыми словами, так как организуют тематическую группу . В связи с этим представляют особый интерес пословицы, в которых употребляются предложно-падежные сочетания имен существительных с предлогами «без» и «с» (без мужа — с мужем, без жены — с женой) для обозначения наличия/отсутствия одного из супругов и характеристики ситуации, связанной с данным наличием/отсутствием. Жена без мужа — вдовы хуже; Без мужа жена — всегда сирота; Что гусь без воды, то мужик без жены .

Таким образом, анализ грамматической структуры фразеологизмов и паремий о супружеских взаимоотношениях показал, что обобщенный характер жизненных семейных ситуаций, действий и качеств супругов складывается благодаря употреблению в функции сказуемых глаголов несовершенного вида в настоящем времени и глаголов совершенного вида в будущем времени. Важной синтаксической особенностью пословиц является положение сказуемого в конце предложения, что указывает на его важную семантическую и синтаксическую роль в структуре предложения.

Следовательно, прагматическое назначение пословицы — кратко передавать народную мудрость, быть легко воспроизводимой в речи — определяет ее синтаксические особенности, синтаксическую структуру, синтаксическое наполнение. Краткость, лаконичность пословицы создается в результате употребления небольшого количества второстепенных членов, пропуска членов предложения (неполнота), пропуска сочинительных и подчинительных союзов. И хотя синтаксическая структура изучаемых единиц не может быть слишком распространенной и сложной, структурные типы фразеологизмов и паремий о супружеских отношениях отличаются многообразием. А значение, структура и выражаемые фразеологизмами образы обусловлены общечеловеческими законами мышления, общественными условиями, физиологическими и психологическими потребностями человека.

Список источников

2. Алефиренко Н. Ф. Фразеология и паремиология: учебное пособие для бакалаврского уровня филологического образования. М.: Флинта; Наука, 2009. 345 с.

3. Аникин В. П. Русское народное поэтическое творчество: учебник для вузов. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Высшая школа, 2004. 735 с.

4. Арутюнова Н. Д. Логический анализ языка: культурные концепты. М.: Наука, 1991. 204 с.

5. Архангельская Т. А. Добрая и злая жена в мире русской пословицы // Вестник Новгородского государственного университета. 2014. № 77. С. 55-57.

8. Воробьева Л. Б. Пословицы и поговорки как источник этнокультурной информации // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки». 2010. № 11. С. 37-39.

9. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. М.: Рольф, 2001. 448 с.

11. Маслова В. А. Лингвокультурология. М.: Академия, 2001. 183 с.

13. Сысоев В. Д. Пословицы и поговорки. М.: АСТ, 2009. 65 с.

14. Телия В. Н. Фразеология // Общее языкознание. Внутренняя структура языка / отв. ред. Б. А. Серебренников. М.: Наука, 1972. С. 456-510.

15. Фаткуллина Ф. Г. Категория деструктивности в современном русском языке: дисс. … д. филол. н. Уфа, 2002. 343 с.

18. https://mШюnstatшov.ru/poslovitsi/mшh-i-zhena/page-6.html_(дата обращения: 02.08.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

STRUCTURAL-GRAMMATICAL CHARACTERISTICS OF PHRASEOLOGICAL UNITS AND PROVERBS THAT CHARACTERIZE FAMILY RELATIONS

Во многих храмах Москвы прихожане стараются подпевать, в некоторых храмах даже практикуется «народное пение». Участвовать в богослужении можно и молча. Но в любом случае богослужебные тексты хорошо бы понимать, удобно следить глазами за текстом ключевых богослужебных песнопений. Размещаем текст для общего народного пения к праздничной всенощной и литургии

ОСНОВНЫЕ ТЕКСТЫ СЛУЖБЫ И ПЕСНОПЕНИЯ ДЛЯ ОБЩЕНАРОДНОГО ПЕНИЯ ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (ок. 335)
БЛАЖЕН МУЖ
Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
Яко весть Господь путь праведных и путь нечестивых погибнет. Аллилуиа (трижды).
Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Аллилуиа (трижды).
Блажени вси надеющиеся нань. Аллилуиа (трижды).
Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой. Аллилуиа (трижды).
Господне есть спасение и на людех Твоих благословение Твое. Аллилуиа (трижды).
Слава, И ныне: Аллилуиа (трижды)
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа. Слава Тебе, Боже (трижды)
СТИХИРЫ на Господи воззвах :
Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. / Услыши мя, Господи. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: / вонми гласу моления моего, / внегда воззвати ми к Тебе. / Услыши мя, Господи. Да исправится молитва моя, / яко кадило пред Тобою, / воздеяние руку моею / – жертва вечерняя. / Услыши мя, Господи. Из глубины воззвах к Тебе Господи, Господи, услыши глас мой.
В ми́рех пожи́в чу́вственно, ми́ро вои́стинну яви́лся еси́, ми́ром пома́зався у́мным, свя́те нико́лае, святи́телю Христо́в: и благоуха́еши ли́ца, ве́рою и любо́вию твою́ всесла́вную па́мять соверша́ющих при́сно, разреша́я бе́д и напа́стей и скорбе́й си́х, о́тче, к Бо́гу твои́ми моли́твами.
Да будут уши Твои, внемлюще гласу моления моего.
Побе́ды тезоимени́т вои́стинну, ве́рным лю́дем яви́лся еси́ в напа́стех кре́пок, свя́те нико́лае, святи́телю Христо́в: везде́ бо призыва́емь, бы́стро предваря́еши любо́вию притека́ющих под кро́в тво́й: ты́ бо во дни́ и но́щи ве́рным явля́яся, спаса́еши от напа́стей и обстоя́ний.
Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит; / яко у Тебе очищение есть.
Яви́лся еси́ константи́ну царю́ и авла́вию во сне́, и си́м стра́х вложи́в, си́це те́м ре́кл еси́: разреши́те у́бо вско́ре, я́же держите́ свя́занныя в темни́це, непови́нни бо су́ть беззако́ннаго заколе́ния. оба́че а́ще преслу́шаеши мене́, мольбу́ сотворю́ царю́ на тя́, ко Го́споду моля́ся.
Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое, / упова душа моя на Господа.
Ве́лий засту́пник и те́плый в беда́х обрета́ющимся еси́, сла́вне, свя́те нико́лае, священнопропове́дниче Христо́в, су́щим на земли́ и пла́вающим, су́щим дале́че и бли́з обрета́ющимся, я́ко зело́ ми́лостивнейший и моле́бник кре́пкий. те́мже, соше́дшеся, вопие́м: моли́ся ко Го́споду, я́ко да вся́каго изба́вимся обстоя́ния.
От стражи утренния до нощи, от стражи утренния, да уповает Израиль на Господа.
Ки́ими похва́льными венцы́ увязе́м свя́ти́теля? пло́тию в ми́рех су́ща, и духо́вно все́м достиза́юща, чи́сте того́ лю́бящим: все́х предста́теля и засту́пника, и все́х ско́рбных уте́шителя: и все́х су́щих в беда́х прибе́жище, благоче́стия столпа́, ве́рных побо́рника. его́же ра́ди шата́ния враго́в Христо́с низложи́, име́яй ве́лию ми́лость.
Яко у Господа милость,и многое у Него избавление,и Той избавит Израиля от всех беззаконий eго
Ки́ими похва́льными венцы́ увязе́м свя́ти́теля? пло́тию в ми́рех су́ща, и духо́вно все́м достиза́юща, чи́сте того́ лю́бящим: все́х предста́теля и засту́пника, и все́х ско́рбных уте́шителя: и все́х су́щих в беда́х прибе́жище, благоче́стия столпа́, ве́рных побо́рника. его́же ра́ди шата́ния враго́в Христо́с низложи́, име́яй ве́лию ми́лость.
Хвалите Господа вси языцы, похвалите Его вси людие.
Ки́ими пе́сненными пе́нии похва́лим свя́ти́теля? нече́стия противоборца́ и благоче́стия побо́рника: це́ркве первостоя́теля, вели́каго засту́пника же и учи́теля, вся́ злосла́вныя посрамля́юща: потреби́теля а́риева, и того́ посо́бников. его́же ра́ди си́х шата́ние Христо́с низложи́, име́яй ве́лию ми́лость.
Яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век.
Ки́ими проро́ческими пе́сньми похва́лим свя́ти́теля и́же дале́че су́щая прови́дяща, и отстоя́щая я́ко бли́з су́ща проро́чествующа нело́жно, и всю́ вселе́нную назира́юща, и вся́ оби́димыя избавля́юща, во сне́ я́вльшася царю́ Богому́дрому, и дре́вле свя́занныя заколе́ния непра́веднаго изба́вльша, и да́рующа ве́лию ми́лость?
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Свя́ти́телей удобре́ние и отце́в сла́ву, исто́чника чуде́с и ве́рных засту́пника вели́каго, соше́дшеся, о празднолю́бцы, пе́сненными похвала́ми воспои́м, глаго́люще: ра́дуйся, ми́ряном храни́телю, и первоседа́телю честны́й, и сто́лпе неподви́жимый: ра́дуйся, свети́льниче всесве́тлый, и́же мирски́я концы́ просвеща́я чудесы́: ра́дуйся, скорбя́щих Боже́ственная ра́досте, и оби́димых те́плый предста́телю. и ны́не, всебла́же́нне нико́лае, не преста́й моля́ся Христу́ Бо́гу, о ве́рою и любо́вию чту́щих приснора́достную и всепра́зднственную па́мять твою́.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
:
Верте́пе, бла́гоукраси́ся, а́гница бо гряде́т, чревонося́щи Христа́: я́сли же, подыми́те сло́вом разреши́вшаго от безслове́снаго дея́ния на́с земноро́дных. па́стырие, свиря́юще, свиде́тельствуйте чудеси́ стра́шному: и волсви́ от перси́ды, зла́то и лива́н и сми́рну ца́рю́ принеси́те, я́ко яви́ся Го́споди из Де́вы Ма́тере. ему́же, и прини́кши, ра́бски Ма́ти поклони́ся, и привеща́ше к держи́мому на объя́тиих ея́: ка́ко все́ялся еси́ мне́, или́ ка́ко прозя́бл еси́ во мне́, изба́вителю мо́й и Бо́же?

Свете тихий святыя славы, / Безсмертнаго, Отца Небеснаго, / Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе. / Пришедше на запад солнца, / видевше свет вечерний, / поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. / Достоин еси во вся времена / пет быти гласы преподобными, / Сыне Божий, живот даяй, / темже мир Тя славит.
Прокимен, глас 5: Боже, во имя Твое спаси мя, / и в силе Твоей суди ми.
Стихи: Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих.
ПАРЕМИИ Праздника Притчей чтение (перевод на русский язык)
Память праведника пребудет благословенна, и благословения – на голове его. Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, – потому что приобретение её лучше приобретения серебра, и прибыли от неё больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней, и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. Долгоденствие – в правой руке её, а в левой у неё – богатство и слава; из уст её выходит правда; закон и милость она на языке носит. Слушайте меня, дети, потому что я буду говорить важное: Блажен человек, который слушает меня, потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа. К вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания. У меня совет и правда; я разум, у меня сила. Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня. Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые – разуму. Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих – правда; ибо истину произнесет язык мой, и нечестие – мерзость для уст моих; все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства; все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание. Ибо я учу вас истинному, чтобы была в Господе надежда ваша, и вы исполнились Духа.
Притчей чтение (главы 10:31 – 11:12)
Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется. Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых – развращенное. Неверные весы – мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему. Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными – мудрость. Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их. Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти. Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего. Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим. Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает. Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый. Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются. При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество. Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается. Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит.
Премудрости Соломона чтение (глава 4:7-15)
Праведник, если и рановременно умрёт, будет в покое, ибо не в долговечности честная старость и не числом лет измеряется: мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь – возраст старости. Как благоугодивший Богу, он возлюблен, и, как живший посреди грешников, преставлен, восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его. Ибо упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый. Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета; ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том, что благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его.
Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Стихиры на ЛИТИИ :
Глас 2: Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости, яви́ тя ста́ду твоему́ Христо́с Бо́г, свя́ти́телю Нико́лае, в ми́рех у́бо бла́гоуха́ющу ти́, всю́ду сия́ют све́тло Боже́ственная твоя́ исправле́ния, си́рых и вдови́ц предста́телю. те́мже моли́ся непреста́нно, спасти́ ду́ши на́ша.
Отче Нико́лае, мирополо́жница моще́й твои́х ми́ры обогаща́ет, в ни́хже и свя́занныя непра́ведно осужде́нныя, во сне́ царю́ виде́нием твои́м яви́вся, свободи́л еси́ от сме́рти, и у́з, и темни́цы. но и ны́не, я́коже тогда́, и при́сно виде́нием твои́м яви́ся, моля́й о душа́х на́ших.
Отче Нико́лае, а́ще и ми́рская страна́ молчи́т, но ми́р ве́сь, и́же тобо́ю просвеще́нный, ми́ра же благоуха́нии, и чуде́с мно́жествы, взыва́ет благохва́льными пе́сньми: и спа́сшиися тобо́ю осужде́ннии, с су́щими в ми́рех и мы́, пою́ще, вопие́м: моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Глас 4: Отче Нико́лае, пресвя́та́го Ду́ха мирополо́жница сы́й, я́ко в ми́рех благоуха́еши Боже́ственными арома́ты: Христо́вым бо апо́столом подо́бник бы́в, вселе́нную обхо́диши словесы́ чуде́с твои́х. те́мже и да́льним, я́ко бли́з, во сне́ явля́яся, от сме́рти избавля́еши, и́же непра́ведным судо́м умре́ти иму́щия, спаса́я пресла́вно от бе́д мно́гих призыва́ющия тя́. те́мже и на́с от находя́щих лю́тых свободи́ твои́ми моли́твами, при́сно восхваля́ющих тя́.
Глас 8: До́блестей твои́х, преподо́бне о́тче пло́д просвети́л е́сть ве́рных сердца́: кто́ бо, слы́ша безме́рное твое́ смире́ние, терпе́нию не удиви́ся, е́же к ни́щим ти́хости, к скорбя́щим утеше́нию? Вся́ Боголе́пно научи́л еси́, свя́ти́телю нико́лае, и ны́не неувяда́емым венце́м увя́злся еси́, моли́ся о душа́х на́ших.
На хвалу́ поте́кл еси́ Госпо́дню, нико́лае, во вре́менней жи́зни, и то́й тя́ просла́ви на Небе́сней и и́стинней жи́зни. те́мже дерзнове́ние стяжа́в к нему́, моли́ спасти́ ду́ши на́ша
СЛАВА: Благи́й ра́бе ве́рный, де́лателю виногра́да Христо́ва, ты́ и тяготу́ дневну́ю поне́сл еси́, ты́ и да́нный тебе́ тала́нт возрасти́л еси́, и по тебе́ прише́дшим не зави́дел еси́. те́мже врата́ Небе́сная отверзо́шася тебе́, вни́ти в ра́дость Го́спода твоего́, и моли́ о на́с, свя́те нико́лае.
И НЫНЕ: Сио́не, торжеству́й, иерусали́ме, весели́ся, гра́де Христа́ Бо́га, подыми́ зижди́теля, в верте́пе и я́слех вмеща́емаго: отве́рзите ми́ врата́, и вше́д в ня́ узрю́, я́ко младенца, пелена́ми повива́емаго, дла́нию же содержа́щаго тва́рь: его́же пою́т а́нгели непреста́нным гла́сом, жизнода́вца Го́спода, спаса́ющаго ро́д на́ш.
СТИХИРЫ на стиховне :
Ра́дуйся, свяще́нная главо́,/ чи́стый доброде́телей до́ме, Боже́ственнейшаго свяще́нства пра́вило, па́стырю вели́кий, свети́льниче светле́йший, и́же побе́ды нося́ и́мя, и моля́щимся ми́лостивен преклони́тель, проница́яй к немощны́х проше́ниям, изба́вителю гото́вейший, храни́телю спаси́тельный, все́м, ве́рою чту́щим всесла́вную па́мять твою́, Христа́ моли́, преблаже́нне, низпосла́ти ми́ру ве́лию ми́лость.
Честна́ пред Го́сподем сме́рть преподо́бных его́.
Ра́дуйся, свяще́ннейший у́ме, Тро́ицы чи́стое обита́лище, сто́лпе це́рко́вный, ве́рных утвержде́ние, побежда́емым по́мощь, звездо́, я́же сия́ньми благоприя́тных твои́х моли́тв, разоря́я напа́стей же и скорбе́й тму́ всегда́, свя́ти́телю нико́лае, приста́нище ти́хое, в не́же притека́юще, треволне́ньми жития́ одержи́мии спаса́ются, Христа́ моли́ душа́м на́шим да́ти ве́лию ми́лость.
Свяще́нницы твои́ облеку́тся в пра́вду, и преподо́бнии твои́ возра́дуются.
Ра́дуйся, ре́вности Боже́ственныя испо́лнивыйся, и наведе́ния зла́ изба́вль непра́ведно хотя́щих умре́ти, предста́нием стра́шным и сна́ запреще́ньми, исто́чниче, источа́яй в ми́рех, нико́лае, ми́ро бога́тно, и ду́ши напоя́ющее, смра́ды же страсте́й отгоня́ющее, ме́чь, пле́велы пре́лести посека́ющий, лопа́та, развева́ющая а́риева пле́вельная уче́ния. Христа́ моли́ низпосла́ти душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
СЛАВА: Челове́че Бо́жий и ве́рный ра́бе, слуго́ Госпо́день, му́жу жела́ний, сосу́де избра́нный, сто́лпе и утвержде́ние це́ркве, ца́рствия насле́дниче, не премолчи́, вопия́ за ны́ ко Го́споду.
И НЫНЕ: Безневе́стная Де́во, отку́ду пришла́ еси́? кто́ роди́вый тя́, кто́ и ма́ти твоя́? ка́ко зижди́теля но́сиши на руку́? ка́ко не растли́лася еси́ утро́бою? о вели́ких, пресла́вных на тебе́ стра́шных та́инств, на земли́ соверша́емых, зри́м, всесвя́та́я. и предуготовля́ем досто́йный тебе́ до́лг, на земли́ верте́п, и от Небе́с про́сим пода́ти звезду́, и волсви́ же прихо́дят от восто́ков земли́ к за́падом, ви́дети челове́ческое спасе́ние, во я́слех пелена́ми повива́емое.
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.
Тропарь святителя Николая, глас 4 (дважды):
Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости, воздержа́ния учи́теля яви́ тя ста́ду твоему́ я́же веще́й и́стина. сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая, нището́ю бога́тая: о́тче священнонача́льниче нико́лае, моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.
Богоро́дице Де́во, ра́дуйся,/ Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю:/ благослове́на Ты в жена́х/ и благослове́н Плод чре́ва Твоего́,// яко Спа́са родила́ еси душ на́ших.
Псало́м 33:
Благословлю́ Го́спода на вся́кое вре́мя,/ вы́ну хвала́ Его́ во усте́х мои́х./ О Го́споде похва́лится душа́ моя́,/ да услы́шат кро́тцыи, и возвеселя́тся./ Возвели́чите Го́спода со мно́ю,/ и вознесе́м И́мя Его́ вку́пе./ Взыска́х Го́спода, и услы́ша мя,/ и от все́х скорбе́й мои́х изба́ви мя./ Приступи́те к Нему́, и просвети́теся,/ и ли́ца ва́ша не постыдя́тся./ Сей ни́щий воззва́, и Госпо́дь услы́ша и,/ и от все́х скорбе́й его́ спасе́ и./ Ополчи́тся а́нгел Госпо́день о́крест боя́щихся Его́,/ и изба́вит их./ Вкуси́те и ви́дите, я́ко благ Госпо́дь:/ блаже́н муж, и́же упова́ет Нань./ Бо́йтеся Го́спода, вси́ святи́и Его́,/ я́ко несть лише́ния боя́щимся Его́./ Бога́тии обнища́ша и взалка́ша:/ взыска́ющии же Го́спода// не лиша́тся вся́каго бла́га.

КОНЕЦ ВЕЧЕРНИ. НАЧАЛО УТРЕНИ (выключается свет, читается шестопсалмие: 3, 37, 62, 87, 102, 142 псалмы) Бог Господь, и явися нам, благословен грядый во имя Господне
Тропарь святителя Николая, глас 4 (дважды):
Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости, воздержа́ния учи́теля яви́ тя ста́ду твоему́ я́же веще́й и́стина. сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая, нището́ю бога́тая: о́тче священнонача́льниче нико́лае, моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.
СЛАВА И НЫНЕ: Богородичен, глас 4:
Еже от ве́ка утае́нное / и Ангелом несведомое таинство,/ Тобою, Богородице, сущим на земли явися Бог,/ в неслитном соединении воплощаемь,/ и Крест волею нас ради восприим,/ Имже воскресив первозданнаго,/ спасе от смерти душы наша.
Далее читаются кафизмы (по уставу положено читать 3 кафизмы, но в разных храмах в зависимости от традиции, чтение псалтири может быть сокращено до нескольких псалмов или вовсе пропущено) Велича́ем тя, / святителю отче Николае, / и чтем святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
ПРОКИМЕН, глас 4: Честна́ пред Го́сподем/ смерть преподо́бных Его́.
Стих: Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?
Вся́кое дыха́ние да хва́лит Го́спода.
Стих: Хвали́те Бо́га во святы́х Его́, хвали́те Его́ во утверже́нии си́лы Его́.
ЕВАНГЕЛИЕ от Иоанна, гл. 10: 9 – 16 (перевод на русский язык)
Сказал Господь пришедшим к Нему Иудеям: Я – дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я – пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я – пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.
СЛАВА: Моли́твами святителя Николая,/ Ми́лостиве, очи́сти// мно́жество согреше́ний на́ших.
И НЫНЕ: Молитвами Богородицы, Милостиве, очисти множество согрешений наших.
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.
Стихи́ра свт.Николая, глас 7: Насле́дниче Бо́жий, соприча́стниче Христо́в, служи́телю Госпо́день, свя́те нико́лае, по и́мени твоему́ та́ко и житие́ твое́: спросия́ бо седи́не ра́зум, свиде́тельствоваше све́тлость лица́ твоего́ душе́вное незло́бие, изве́ствоваше кро́тость сло́ва молчали́вое. жи́знь твоя́ сла́вна, и успе́ние со свя́ты́ми: моли́ о душа́х на́ших.
КАНОН: (до отдания праздника Рождества Христова в завершении каждой песни канона, читаемого с начала помазания прихожан елеем, поются рождественские катавасии) Песнь 1.
Катавасия: Христос раждается – славите, / Христос с Небес – срящите. / Христос на земли – возноситеся. / Пойте Господеви, вся земля, / и веселием воспойте, людие, / яко прославися.
Песнь 3.
Катавасия: Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну / и в последняя от Девы / воплощенному безсеменно, / Христу Богу возопиим: / вознесый рог наш, / свят еси, Господи.
Песнь 4.
Катавасия: Жезл из корене Иессеева / и цвет от него, Христе, / от Девы прозябл еси, / из горы, Хвальный, приосененныя чащи, / пришел еси, воплощся от Неискусомужныя, / Невещественный и Боже: / слава силе Твоей, Господи.
Песнь 5.
Катавасия: Бог сый мира, Отец щедрот, / Великаго Совета Твоего Ангела, / мир подавающа, послал еси нам: / тем, Богоразумия к свету наставльшеся, / от нощи утренююще, / славословим Тя, Человеколюбче.
Песнь 6.
Катавасия: Из утробы Иону младенца изблева морский зверь, / якова прият, / в Деву же всельшееся Слово / и плоть приемшее пройде сохраншее нетленну. / Егоже бо не пострада истления, / Рождшую сохрани неврежденну.
Песнь 7.
Катавасия: Отроцы, благочестию совоспитани, / злочестиваго веления небрегше, / огненнаго прещения не убояшася, / но, посреде пламени стояще, пояху: / отцев Боже, благословен еси.
Песнь 8.
Катавасия: Чуда преестественнаго / росодательная изобрази пещь образ: / не бо, яже прият, палит юныя, / яко ниже огнь Божества Девы, / в Нюже вниде утробу. / Тем воспевающе, воспоем: / да благословит тварь вся Господа / и превозносит во вся веки.
Песнь Пресвятой Богородицы:
Величит душа Моя Господа / и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.
Честнейшую Херувим / и славнейшую без сравнения Серафим, /
без истления Бога Слова рождшую, / сущую Богородицу, Тя величаем.
Яко призре на смирение рабы Своея, / се бо, от ныне ублажат Мя вси роди. Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его Сотвори державу мышцею Своею, / расточи гордыя мыслию сердца их. Низложи сильныя со престол, / и вознесе смиренныя, алчущия исполни благ, / и богатящияся отпусти тщи. Восприят Израиля отрока Своего, / помянути милости, / якоже глагола ко отцем нашим, / Аврааму и семени его даже до века.
Песнь 9.
Катавасия: Та́инство стра́нное ви́жу и пресла́вное:/ Не́бо – верте́п, Престо́л Херуви́мский – Де́ву,/ я́сли – вмести́лище,/ в ни́хже возлеже́ Невмести́мый – Христо́с Бог,// Его́же, воспева́юще, велича́ем.
После канона:
СТИХИРЫ на хвалитех:
Всякое дыхание да хвалит Господа. Хвалите Господа с небес, / хвалите Его в вышних. / Тебе подобает песнь Богу. Хвалите Его, вси Ангели Его, / хвалите Его, вся Силы Его. / Тебе подобает песнь Богу. Сотвори́ти в них суд напи́сан:/ сла́ва сия́ бу́дет всем преподо́бным Его́.
:
Воззре́в неукло́нно на высоту́ ра́зума, и узре́в неявле́нно прему́дрости глубину́, твои́ми уче́ньми ми́р обогати́л еси́, о́тче. о на́с при́сно моли́ся Христу́, святи́телю Нико́лае.
Хвали́те Бо́га во святы́х Его́,/ хвали́те Его́ в утверже́нии си́лы Его́.
Челове́че Бо́жий, и ве́рный уго́дниче, и строи́телю того́ та́ин, и му́жу жела́ний духо́вных, сто́лпе одушевле́нный, и вдохнове́нный о́браз: я́ко Боже́ственное бо сокро́вище тя́ ми́рская це́рковь, чудя́щися, прия́ла е́сть, и моли́твенника о душа́х на́ших.
Хвали́те Его́ на си́лах Его́,/ хвали́те Его́ по мно́жеству вели́чествия Его́.
Це́рко́вныя цве́ты облета́я, / я́коже птене́ц вы́шняго гнезда́ а́нгельскаго, / нико́лае требла́же́нне, / зове́ши при́сно к Бо́гу о все́х на́с, / и́же в ну́ждных беда́х и искуше́ниих, / и избавля́еши моли́твами твои́ми.
Хвали́те Его́ во гла́се тру́бнем,/ хвали́те Его́ во псалти́ри и гу́слех.
Свяще́нныя оде́жды красоту́ / де́ятельными соде́лал еси́ доброде́тельми светле́йшую, / о́тче Богоно́се. / те́мже на́м священноде́йствуеши ди́вная, / сла́вных чуде́с священноде́телю, / лю́тых избавля́я ны́.
Хвали́те Его́ в тимпа́не и ли́це,/ хвали́те Его́ во стру́нах и орга́не.
Неви́димых добро́ты проходя́, / стра́шную о́ну разуме́л еси́ / сла́ву свя́ты́х, свя́те. / те́мже на́м Небе́сная словеса́ / присноживо́тных о́нех виде́ний явля́еши, / свяще́ннейший о́тче.
Хвали́те Его́ в кимва́лех доброгла́сных, хвали́те Его́ в кимва́лех восклица́ния./ Вся́кое дыха́ние да хва́лит Го́спода.
Яко во сне́ предста́л еси́ благочести́вому царю́, / и у́зники, о́тче, от сме́рти изба́вил еси́: / моли́ся непреста́нно, / я́ко да и ны́не моли́твами твои́ми / изба́вимся от искуше́ний и бе́д и боле́зней, / досто́йно благохва́лящии тя́.
СЛАВА: Востру́бим трубо́ю пе́сней, взыгра́ем пра́зднственная, и ликовству́ем, ра́дующеся, в моле́бное торжество́ Богоно́снаго отца́. лю́дие да стеку́тся, и и́же со́нным стра́шным явле́нием царя́ препира́юща, непови́нно держи́мыя три́ отпусти́ти воево́ды, да воспою́т. па́стырие и учи́телие до́браго па́стыря, подобноревни́тельна па́стыря, соше́дшеся, восхва́лим. и́же в неду́зех врача́, и и́же в беда́х изба́вителя, гре́шнии засту́пника, ни́щии сокро́вище, и и́же в ско́рбех уте́шителя, спу́тника путеше́ствующии, на мо́ри су́щии прави́теля, и вси́ везде́ те́пле предваря́юща, вели́каго свя́ти́теля восхваля́юще, си́це рце́м: пресвя́ты́й нико́лае, предвари́, и изба́ви ны́ от настоя́щия беды́, и спаси́ ста́до твое́ моли́твами твои́ми.
И НЫНЕ: Востру́бим трубо́ю пе́сней: прини́кши бо свы́ше, всеца́ри́ца Ма́ти Де́ва благослове́ньми венчева́ет воспева́ющия ю́. лю́дие да стеку́тся, и ца́ри́це да воспле́щут в пе́снех, ца́ря́ ро́ждшей, и́же сме́ртию держи́мыя пе́рвее разреши́ти человеколю́бно благоволи́вшаго: па́стырие и учи́телие, до́браго па́стыря пречи́стую Ма́терь, соше́дшеся, восхва́лим. све́щник златоза́рный, светоно́сный о́блак, Небе́с простра́ннейшую одушевле́нный киво́т, огнезра́чный Влады́чень престо́л, манноприе́мную злату́ю ста́мну, затворе́нную сло́ва две́рь, все́х Христиа́н прибе́жище, пе́сньми Богогла́сными похваля́юще, си́це рце́м: пала́то сло́ва, сподо́би смире́нных на́с Небе́снаго ца́рствия: ничто́же бо невозмо́жно хода́тайству твоему́.
ЛИТУРГИЯ Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (ок. 335) 1-й антифон:
Благослови, душе моя, Господа, Благословен еси, Господи.
Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его.
Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его.
Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя.
Избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами.
Исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя.
Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.
Благослови, душе моя, Господа, и вся внутреняя моя, имя святое Его.
Благословен еси, Господи.
2-й антифон:
Хвали, душе моя, Господа.
Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь.
Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения.
Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его.
Блажен, емуже Бог Иаковль помошник его, упование его на Господа Бога своего,
сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них;
хранящаго истину в век, творящего суд обидимым, дающаго пищу алчущим.
Господь решит окованныя; Господь умудряет слепцы;
Господь возводит низверженныя; Господь любит праведники;
Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит.
Воцарится Господь во век. Бог твой, Сионе, в род и род.
Единородный Сыне, и Слове Божий, безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотиться от святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же Христе Боже, смертию смерть поправый, Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.
Блаженны:
Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.
Блажнени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное.
Блажени плачущии, яко тии утешатся.
Блажени кротции, яко тии наследят землю.
Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.
Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное.
Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради
Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.
Во время малого входа с Евангелием:
Приидите, поклонимся и припадем ко Христу.
Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти: Аллилуия.
Тропа́рь святителя Николая, глас 4:
Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости, воздержа́ния учи́теля яви́ тя ста́ду твоему́ я́же веще́й и́стина. сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая, нището́ю бога́тая: о́тче священнонача́льниче нико́лае, моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.
СЛАВА:
Конда́к святителя Николая, глас 3:
В ми́рех, свя́те, священноде́йствитель показа́лся еси́, Христо́во бо, преподо́бне, Ева́нгелие испо́лнив, положи́л еси́ ду́шу твою́ о лю́дех твои́х, и спа́сл еси́ непови́нныя от сме́рти. сего́ ра́ди освяти́лся еси́, я́ко вели́кий таи́нник Бо́жия бла́года́ти.
И НЫНЕ:
Конда́к Богоро́дицы, глас 6:
Предста́тельство христиа́н непосты́дное,/ хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное,/ не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы,/ но предвари́, я́ко Блага́я,/ на по́мощь нас, ве́рно зову́щих Ти;/ ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние,// предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.
Прокимен, глас 7: Возвесели́тся пра́ведник о Го́споде/ и упова́ет на Него́.
Стих: Услы́ши, Бо́же, гла́с мо́й, внегда молити ми ся к Тебе.
Послание к Евреям св.апостола Павла (глава 13:17–21)
Братия, повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно. Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно. Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам. Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да соделает вас во всяком добре способными к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.

ЕВАНГЕЛИЕ от Луки (глава 6:17–23)
В то время стал Иисус на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах.
Велича́ем тя, / святителю отче Николае, /и чтем святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Версия для печати

Тэги: Святитель Николай

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *