Что такое празднословие

Праздное слово

Хорошее слово такое – праздник. Радостное, с детства связанное со всякими приятными вещами: новогодней елкой, подарками, мандаринами, тортом со свечками… Короче, праздник, он и есть праздник. Но вот, придя в Церковь, я столкнулся с его употреблением в совсем непраздничном контексте, когда Христос говорит: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда»

Вот тут уже пришлось разбираться с этимологией слова «праздный». Я помнил из художественной литературы, что в старину на Руси беременных женщин называли «непраздными». Следовательно, праздная женщина, это которая небеременная. То есть не имеющая в себе плода. Примерно по такой схеме я рассуждал и применительно к выражению «праздное слово». Получается – это такое слово, за которым не стоит плод реального опыта, пережитого, вымученного, выстраданного в слезах и крови. Ну вот, к примеру, говорит человек, что нужно чистить по утрам зубы, потому что это полезно, правильно, и все такое прочее. А сам ни разу в жизни зубной щетки в руках не держал. Или говорит, что пить алкоголь – вредно. А сам каждый вечер опрокидывает пару-тройку рюмочек для тонуса перед сном. Праздное слово в моем понимании, это некая правильная сама по себе мысль, произнося которую, человек по сути, сам себя обличает. Ну правда, ведь знаешь же – как надо. Тогда почему сам не делаешь, как говоришь? Вот примерно так я это понимал.

Потом мне стали попадаться различные публикации, с толкованиями и разъяснениями этого евангельского места. И там было нечто иное, нежели у меня. Что-то о пустых словах, как о ненужных, глупых, скверных… Короче, обо всяком словесном мусоре. А о том, что я понял для себя когда-то, не было ничего и нигде. Я уже было огорчился, от того, что очередной придуманный мною велосипед снова оказался с квадратными колесами. Как вдруг случайно наткнулся на слова преподобного Симеона Нового Богослова, где святой говорит примерно о том же, что содержалось и в моих смутных догадках, только делает это уже вполне ясно и определенно. Хочу поделиться, очень уж эти его слова легли мне на душу:

«Праздное слово не есть только слово бесполезное; но праздным (αργος — неделанным) должно называть и такое слово, которое говорим, прежде чем делом сделаем и опытом познаем то, о чем говорим. Если я, не презревши славы мира сего и не отвергши ее от всей души, — учу других убегать ее, то не будет ли слово мое праздно, неделанно, пусто и не буду ли осужден я, как лживый? И опять, если я, не приявши с сознанием и чувством умной благодати Святого Духа, не сделавшись наученным от Бога чрез сию благодать и не сподобившись получить свыше слова премудрости и разума, без удержи устремлюсь истолковывать и изъяснять Божественные Писания и выступлю в чине учителя, вооружен будучи только одною внешнею мудростию, то оставит ли Господь это без обличения, не потребует ли отчета в сем от меня?»

Вот так. И никаких компромиссов. Поэтому, если я теперь и берусь говорить о вопросах веры, то стараюсь либо ссылаться на святоотеческие писания, либо говорю о том опыте, который у меня есть. Конечно, он весьма скудный, этот опыт. И состоит большей частью из ошибок, грехов, и преодоления их последствий. Но зато я точно знаю, что эти мои слова не праздные. И надеюсь, что на Суде Господь не спросит с меня отчета хотя бы за них.

Празднословие

АЛФАВИТНЫЙ РАЗДЕЛ

  • Падшие духи
  • Падшие духи
  • Палица
  • Палица
  • Паломничество
  • Паломничество
  • Памятники
  • Памятники
  • Памятозлобие
  • Памятозлобие
  • Память
  • Память
  • Память Божия
  • Память Божия
  • Память смертная
  • Память смертная
  • Панагия
  • Панагия
  • Паникадило
  • Паникадило
  • Панихида
  • Панихида
  • Пантеизм
  • Пантеизм
  • Паперть
  • Паперть
  • Параклит
  • Параклит
  • Параман
  • Параман
  • Парасинагога
  • Парасинагога
  • Парастас
  • Парастас
  • Паремия
  • Паремия
  • Пари Паскаля
  • Пари Паскаля
  • Партесное пение
  • Партесное пение
  • Парусия
  • Парусия
  • Пассия
  • Пассия
  • Паства
  • Паства
  • Пастырское богословие
  • Пастырское богословие
  • Пастырь
  • Пастырь
  • Пастырь добрый
  • Пастырь добрый
  • Пасха
  • Пасха
  • Пасха Крестная
  • Пасха Крестная
  • Пасхалия
  • Пасхалия
  • Патерик
  • Патерик
  • Патриарх
  • Патриарх
  • Патриархат
  • Патриархат
  • Патриархи ветхозаветные
  • Патриархи ветхозаветные
  • Патриотизм
  • Патриотизм
  • Патристика
  • Патристика
  • Патристическая литература
  • Патристическая литература
  • Патрология
  • Патрология
  • Певец
  • Певец
  • Педагогика
  • Педагогика
  • Педагогика Божественная
  • Педагогика Божественная
  • Пение церковное
  • Пение церковное
  • Первоевангелие
  • Первоевангелие
  • Первородство
  • Первородство
  • Перихорезис
  • Перихорезис
  • Персонализм
  • Персонализм
  • Перст Божий
  • Перст Божий
  • Перстосложение
  • Перстосложение
  • Пессимизм
  • Пессимизм
  • Петров пост
  • Петров пост
  • Печаль
  • Печаль
  • Пища
  • Пища
  • Плач
  • Плач
  • Плащаница
  • Плащаница
  • Плоды Святого Духа
  • Плоды Святого Духа
  • Плоть
  • Плоть
  • Пневматология
  • Пневматология
  • Повечерие
  • Повечерие
  • Погост
  • Погост
  • Погребение
  • Погребение
  • Подвигоположник
  • Подвигоположник
  • Подвижник
  • Подвижник
  • Подвижничество
  • Подвижничество
  • Подвижные праздники
  • Подвижные праздники
  • Подворье
  • Подворье
  • Подготовка к Исповеди
  • Подготовка к Исповеди
  • Подготовка к Причастию
  • Подготовка к Причастию
  • Подобен
  • Подобен
  • Подризник
  • Подризник
  • Подрясник
  • Подрясник
  • Познаваемость Бога
  • Познаваемость Бога
  • Покаяние
  • Покаяние
  • Поклон
  • Поклон
  • Покой
  • Покой
  • Покорность
  • Покорность
  • Покров
  • Покров
  • Покровение головы
  • Покровение головы
  • Покровцы
  • Покровцы
  • Пол человека
  • Пол человека
  • Полиелей
  • Полиелей
  • Полунощница
  • Полунощница
  • Помазанник
  • Помазанник
  • Поместная Церковь
  • Поместная Церковь
  • Поместный собор
  • Поместный собор
  • Поминки
  • Поминки
  • Поминовение усопших
  • Поминовение усопших
  • Помощь Божья
  • Помощь Божья
  • Помысел
  • Помысел
  • Помянник
  • Помянник
  • Понирология
  • Понирология
  • Пономарь
  • Пономарь
  • Поношение
  • Поношение
  • Понтий Пилат
  • Понтий Пилат
  • Попразднство
  • Попразднство
  • Попущение Божие
  • Попущение Божие
  • Порок
  • Порок
  • Поручи
  • Поручи
  • Порча
  • Порча
  • Посвящение
  • Посвящение
  • Послания апостольские
  • Послания апостольские
  • Последование
  • Последование
  • Последствия грехопадения
  • Последствия грехопадения
  • Послушание
  • Послушание
  • Послушник
  • Послушник
  • Посох
  • Посох
  • Пост евхаристический
  • Пост евхаристический
  • Постриг монашеский
  • Постриг монашеский
  • Посты Православной Церкви
  • Посты Православной Церкви
  • Потир
  • Потир
  • Потоп всемирный
  • Потоп всемирный
  • Похвала
  • Похвала
  • Похороны
  • Похороны
  • Похоть
  • Похоть
  • Пояс
  • Пояс
  • Правда
  • Правда
  • Праведные
  • Праведные
  • Правила благочестия
  • Правила благочестия
  • Правило ко Святому Причащению
  • Правило ко Святому Причащению
  • Правило молитвенное
  • Правило молитвенное
  • Правительственные степени
  • Правительственные степени
  • Православие
  • Православие
  • Правосудие Божие
  • Правосудие Божие
  • Прагматизм
  • Прагматизм
  • Праздники церковные
  • Праздники церковные
  • Празднословие
  • Празднословие
  • Праздность
  • Праздность
  • Праотцы
  • Праотцы
  • Прародители
  • Прародители
  • Предание Священное
  • Предание Священное
  • Предвечный совет Святой Троицы
  • Предвечный совет Святой Троицы
  • Предвидение и предопределение Божие
  • Предвидение и предопределение Божие
  • Предпразднство
  • Предпразднство
  • Прелесть духовная
  • Прелесть духовная
  • Преложение Святых Даров
  • Преложение Святых Даров
  • Прелюбодеяние
  • Прелюбодеяние
  • Премудрость
  • Премудрость
  • Преображение
  • Преображение
  • Преподобный
  • Преподобный
  • Пресвитер
  • Пресвитер
  • Преставление
  • Преставление
  • Престол
  • Престол
  • Престол Божий
  • Престол Божий
  • Пресущественность Бога
  • Пресущественность Бога
  • Пресуществление Святых Даров
  • Пресуществление Святых Даров
  • Прещение
  • Прещение
  • Привычка
  • Привычка
  • Придел
  • Придел
  • Призвание
  • Призвание
  • Прилог
  • Прилог
  • Примирение
  • Примирение
  • Принцип «согласия отцов» (Consensus patrum)
  • Принцип «согласия отцов» (Consensus patrum)
  • Природа
  • Природа
  • Природа (естество, сущность)
  • Природа (естество, сущность)
  • Присутствие Божие
  • Присутствие Божие
  • Притвор
  • Притвор
  • Притчи
  • Притчи
  • Приход
  • Приход
  • Причастен
  • Причастен
  • Причастие
  • Причастие
  • Причетник
  • Причетник
  • Причт
  • Причт
  • Прогресс
  • Прогресс
  • Прозелит
  • Прозелит
  • Прозорливость
  • Прозорливость
  • Произволение
  • Произволение
  • Прокимен
  • Прокимен
  • Проклятие
  • Проклятие
  • Пролог
  • Пролог
  • Пролог Евангелия по Иоанну
  • Пролог Евангелия по Иоанну
  • Промысл Божий
  • Промысл Божий
  • Прообраз
  • Прообраз
  • Проповедь
  • Проповедь
  • Пророки
  • Пророки
  • Пророчество
  • Пророчество
  • Просвещение
  • Просвещение
  • Просвещенство
  • Просвещенство
  • Проскомидия
  • Проскомидия
  • Простая Ипостась
  • Простая Ипостась
  • Прости
  • Прости
  • Простота
  • Простота
  • Просфора
  • Просфора
  • Протодиакон
  • Протодиакон
  • Протоиерей
  • Протоиерей
  • Протология
  • Протология
  • Протопресвитер
  • Протопресвитер
  • Профетизм
  • Профетизм
  • Прощение
  • Прощение
  • Прощёное воскресенье
  • Прощёное воскресенье
  • Псалмопение
  • Псалмопение
  • Псалмы
  • Псалмы
  • Псалтирь по усопшим
  • Псалтирь по усопшим
  • Псалтирь, Псалтырь
  • Псалтирь, Псалтырь
  • Псевдоэпиграфы
  • Псевдоэпиграфы
  • Психология
  • Психология
  • Пустословие
  • Пустословие
  • Пустынь
  • Пустынь
  • Пустыня
  • Пустыня
  • Пьянство
  • Пьянство
  • Пятидесятница
  • Пятидесятница
  • Пятикнижие Моисея
  • Пятикнижие Моисея
  • Пяточисленные молитвы
  • Пяточисленные молитвы

За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут

они ответ в день суда (Страшного Суда)»

Иисус Христос (Евангелие от Матфея 12,36).

Празднословие как качество личности – склонность пустословить в духе краснобайства, произносить пустые, праздные слова.

Пришло празднословие в гости к молчанию. И — ну без умолку говорить: о том, о сем… о сем, о том… А молчание молчит. Только глаза слезами наполняются. Не выдержало празднословие и говорит: — Я тебя веселю-веселю, а ты все грустнее становишься. И вообще, почему ты молчишь? — Я не молчу, — отвечает молчание. — Я считаю! Вот ты с того момента, как пришло, уже 2253 слова сказало. И все ни о чем! — Сколько? — не поверило празднословие. -2253… точнее — уже 2254! — поправилось молчание. — И это когда за каждое праздное слово можно осудиться. А сколько ты их сказало за всю жизнь? — Я? — задумалось празднословие и принялось считать. Считало… считало… Да только так и не могло сосчитать. Потому что даже когда считало, продолжало пустословить, увеличивая и без того огромную цифру…

Празднословие – дух праздности в словах. Дух праздности – дух пустоты духовной. Душа празднослова не трудится. Язык фонтанирует пустыми словами, извергает пустые словеса, за которыми нет чувств. Празднословие – разгул праздного языка. Празднословие – грех языка.

Человек с выраженным празднословием речи склонен разговаривать сверх меры или на пустые, недушеполезные темы. Тяготея к краснобайству, он украшает свой словесный понос красивыми, праздными словами, но ничего, кроме сотрясения воздуха не получается. Празднослов может рассчитывать лишь на глупца, которому нравятся фантиковые слова и приукрашенное словоизвержение.

Празднословие – порабощение разума духом праздности. Разумный человек мигом идентифицирует и разоблачит празднослова. Его ум начинает бунтовать, когда фиксирует факт переливания из пустого в порожнее. Тары- бары – растабары могут понравиться пустослову, но только не мускулистому разуму. Практичный и рациональный, он не понимает, как можно понапрасну растрачивать свои силы на плетение словес, трепологию и болтологию.

Жирнющий минус празднословия именно в том, что оно жадно пожирает энергию говорящего. К примеру, празднослов должен подготовить к завтрашнему семинару доклад. Идёт в библиотеку, но на беду встречает такого же празднослова. Началось словоблудство. Незаметно пробежали три часа. Наконец, празднословы расстались. Но что-то расхотелось идти в библиотеку. Нет сил для подготовки доклада. Энергия, а с нею воодушевление, энтузиазм, желание произвести благоприятное впечатление на аудиторию, каким-то непонятным образом куда-то улетучилась. Какой же вампир высосал энергию? Вампиром в данном случае является празднословие. Выкачивание энергии – это дактилоскопия празднословия, её почерк, отличительная особенность.

Празднословие всегда является врагом дела. Салтыков-Щедрин в «Пошехонской старине» пишет: «Работа идет в глубоком безмолвии, потому что Арсений Потапыч празднословия не терпит». Вести балясы одно, а работать совсем другое. Здесь нужно решать конкретные задачи, а не воду в ступе толочь. Бесконечно балаболить – это прерогатива празднослова. Человеку, занятому делом, болтать на ветер некогда. Ему чуждо краснобайское фразёрство, он не привык бросаться словами и молоть языком.

Протоиерей Игорь Прекуп утверждает, что празднословие – прерогатива тех, кто претендует на «высокий штиль», рассуждает на высокие темы. Автор празднословит, когда начинает рассуждать на темы, которым ни умом, ни сердцем не сочувствует, или как бы да, сочувствует, даже способен адекватно эмоционально реагировать и давать верные нравственные оценки событиям или чьим-то поступкам, но… сам не станет не только делать того, чем восхищается, но даже ближнего своего в этом не поддержит. Ибо «идеалы – это одно, а жизнь – другое». Такой человек, рассуждая о «высоких материях», о принципах, об идеалах, о героизме, о любви, наконец, о жертвенности – празднословит.

Тем более, празднословит тот, кто трындит не просто об идеалах, а об истинах вечных, о Боге, о святости, о добродетелях… и никакой связи с делами. А говорит, быть может, все правильно. Нет, конечно, нередко бывает, что человек, рассуждая на эти темы, несет полную околесицу; тут празднословие распознать много ума не надо… хотя, надо признать, что нередко и неглупые люди покупаются на полную чушь болтуна, всего лишь нахватавшегося терминологии, а то и на ходу изобретающего наукообразные неологизмы. Самое худшее, однако, если празднословие совершается грамотно: цитаты только из благословленных источников, голос приглушен, глаз увлажнен слезой, накал благочестия на грани перехода барьера, аналогичного звуковому: вот-вот, кажется, ба-бах!!!.. – и нет его рядом: переместился в райские кущи. Все слова сами по себе верные: что-то из Писания, что-то из Отцов, где-то афоризм от древних то ли греков, то ли римлян (да еще «на языке оригинала»!), а то и просто народную пословицу или поговорку ввернет – все само по себе безупречно… А вот в контексте того, по поводу чего ведется беседа, в контексте цели, преследуемой оратором, вся его конструкция из священных компонентов, прикрывающая или, еще хуже, оправдывающая какую-нибудь гадость, весь этот саркофаг трупа смердящего, украшенный священными фразами – все это фарисействующая ложь; причем ложь какая-то кощунственная именно в силу используемого священного «стройматериала».

«Праздное слово, – учит свт. Иоанн Златоуст, – есть слово, несообразное с делом, ложное, дышащее клеветой, а также, по изъяснению некоторых, и пустое слово, например, возбуждающее неприличный смех, срамное, бесстыдное, неблагопристойное». Если вдуматься, то и молитва может быть празднословием, ибо, как говорит прп. Ефрем Сирин, праздное слово – это «обещание веры, не исполненное на деле. Человек верует и исповедует Христа, но остается праздным, не делая того, что повелел Христос».

Празднословие появляется, как черт из табакерки, когда человек одурманил свой разум алкоголем. А.П. Чехов пишет: «После предобеденной рюмки у него является жажда празднословия». Разум, вдохнувший пары алкоголя, попадает в мир иллюзий, где всё красиво и празднично. Подвыпивший человек, пока не достиг стадии озлобления, начинает языком разводы разводить, что называется чесать язык, при этом старается всё красиво преувеличить, выставить в иллюзорном свете. Ко всем людям вдруг неожиданно возникла доброжелательность. Но это пока не превысил норму. Потом доброжелательность исчезнет и появится обидчивость, озлобленность, капризность. Не удивительно, что жены не терпят празднословие мужей. Сначала мужья пусторюмят, затем празднословят, а потом скандалят.

Жизнь дана для личностного роста, для приближения к Богу, а не для жалкого празднословия. Русский поэт А.Н. Плещеев пишет:

И поучаем мы охотно,

Что лень постыдна и вредна;

Что не затем, чтоб кушать плотно

Да празднословить, жизнь дана.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *