Что такое празднословие

Первое мытарство, которое проходит душа после смерти человека, – мытарство празднословия. Здесь выставляются перед нами такие наши грехи, как празднословие, кощунственные слова, праздный смех, бесстыдные песни и праздные беседы. Протоиерей Олег Стеняев расскажет, как православному христианину строить свою речь и каких слов избегать, чтобы не умножать свои грехи.

Можно сравнить мытарства с предварительным расследованием перед частным судом по окончании которого, на 40-й день после смерти, и выносится предварительный приговор. Окончательный приговор будет вынесен только тогда, когда душа вернется в тело – на Страшном суде.

За каждого из нас ведется духовная брань, недоступная нашему взору. Добыча бесов – люди греховные, порочные преступные. Однако если до смерти происходит расторжение между людьми и их грехами, им нечего опасаться на мытарствах.

Обычному человеку порой кажется, что его жизнь, поступки, тем более слова касаются только его, а то и проходят незамеченными. Однако существует и рукописание (Кол. 2, 14), и книга (Откр. 5, 1; 20, 12), в которую записываются все наши дела и деяния.

«Когда мы восходили от земли на высоту небесную, сначала нас встретили воздушные духи первого мытарства, на котором испытываются грехи празднословия. Здесь мы остановились. Нам вынесли множество свитков, где были записаны все слова, какие я только говорила от юности моей, все, что было сказано мною необдуманного и тем более срамного», – так описывает первое мытарство блаженная Феодора. Она недоумевает, «как это у них ничего не забыто, ведь прошло столько лет, и я сама давно забыла об этом».

Феодора сознается, что «нисколько не считала того за грех, а потому и не исповедовалась в этом перед духовным отцом». Протоиерей Олег Стеняев находит в этих словах ответ, почему христианин может застрять на каком-либо из мытарств: потому что не прибегал к спасительным Таинствам Церкви, которые изглаживают весь бесовский «компромат», составленный на нас.

Сказано: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36–37). Сюда приведем и слова 33-го псалма: «Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов» (Пс. 33, 14).

Святитель Василий Великий учил: «Не должно произносить праздного слова, от которого нет никакой пользы. Ибо говорить или делать даже доброе не к созиданию веры – значит оскорблять Святого Божия Духа».

Протоиерей объясняет эти слова так: христианин должен стараться не говорить пустые, праздные и «гнилые» слова тем же языком, которым он молится, свидетельствует о Боге и воспевает Его.

Фраза «Говорить или делать даже доброе не к созиданию веры – значит оскорблять Святого Божия Духа» означает, что словами и выражаются намерения. А от намерений возникают дела, следовательно, как мы говорим, так и поступаем. Олег Стеняев находит и другой смысл этих слов: все, что не во имя Божие, то или ради тщеславия, или лукавый замысел.

«Не желай слышать о чужих лукавствах, потому что при этом черты тех лукавств надписываются и на нас», – говорил преподобный Марк Подвижник. Поэтому стоит помнить, что когда мы сплетничаем, говорим о чужих грехах, злорадствуем, Бог обязательно попустит нам впасть в нечто подобное.

Апостол Павел в Послании к Ефесянам пишет: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4, 29).

Протоиерей Олег Стеняев подтверждает, что, действительно, бывает так, что христиане позволяют себе говорить гнилые слова. Он приводит исследование знакомого филолога, который изучает в том числе и русский мат, о том, что матерные слова в основном тюркского происхождения. Эти слова выкрикивали монголы, когда брали штурмом русские крепости. Так сложилось, что эти слова превратились в устах русских людей в ругательства. Но в действительности монголы выкрикивали имена своих идолов, призывая победу вместе с ними. А в Законе Божием, в Пятикнижии Моисеевом сказано: «Имени других богов не упоминайте» (Исх. 23, 13).

«Конечно, сейчас многие ругательства приобрели в нашей жизни совершенно конкретный смысл, и мы не придаем им первоначального языческого значения. Но в действительности это слова-мантры, в которых призываются языческие боги», – говорит протоиерей. Апостол Павел же пишет, что языческие боги – это бесы. Он вдохновляет нас: «Говорит ли кто, как слова Божии» (1 Пет. 4, 11). То есть, следя за своей речью, мы обеспечиваем себе безопасное прохождение первого мытарства.

О святом пророке Илие и о вреде многословия

Пророк Илия, сказано в Священном Писании, был такой же человек как и мы; но он помолился Богу, и заключилось небо, не стало дождя (Иак. 5, 17). Небо было подобно раскаленной меди. Этим пророк Илия наказал людей за нечестие и отступление от веры. Опять помолился пророк, и хлынул дождь. Как будто земля широко открыла свои уста, иссохшие от жажды, и стала пить живительную влагу. Мертвые пустыни превратились в зеленые луга и поля.

Братия и сестры! В Библии, в Книге Бытие, есть таинственный рассказ о видении Иакова. Праведный Иаков, удаляясь от гнева брата своего Исава, заночевал в пустынном месте. И вот ему явилось видение. Светоносный муж, подобный Ангелу, вступил с ним в борьбу. Целую ночь шла эта борьба. Не одолевал ни один, ни другой. Наконец к рассвету незнакомец сказал: Отпусти Меня, ибо взошла заря. Тот ответил: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. Тогда незнакомец коснулся его ноги и сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь (Быт. 32, 24–28).

Что значит это видение и притча? Святые Отцы толкуют ее так: «Господь карает за неправду и за грех – даже святых и праведных, и любимцев Своих. И, быть может, карает грех в них даже строже».

Согрешил Иаков. Он обманом взял благословение, которое Господь дал бы ему и так. И вот видение. В образе какой-то страшной борьбы явилась молитва Иакова к Богу. Своей молитвой Иаков как бы руками схватил Бога и не дал Божественному правосудию и Божественному гневу покарать его.

Всю ночь длилась эта борьба. Бог был «связан» объятиями Иакова, то есть напряженной, изливающейся из сердца и души победоносной молитвой. Здесь милосердие Божие как бы преодолело Божественное правосудие.

Слово Иаков значит «запинатель». Слово Израиль – «зрящий Бога». Своей молитвой Иаков таинственно, мистически узрел славу Божию, получил ту благодать, которой он мог побеждать ненависть людей и мир. Чем побеждать? Упованием и надеждой на помощь Божию. Побеждать постоянной, внутренней покаянной молитвой.

Братия и сестры! Почему же наша молитва так слаба, так немощна, так бесплодна? Почему она, как дым, стелется по земле? Укажу три причины.

Первая – та, что наша жизнь не соответствует молитве. Мы не живем по заповедям Божиим, а Господь как бы говорит: «Если ты исполнишь Мою волю, то Я исполню прошения твои. Если ты послушаешь Меня, то и Я в молитве твоей услышу тебя». Вот почему молитва наша мертва и немощна – мы не живем по заповедям Евангельским. У нас жизнь как бы раздваивается. Где-то, в уголке нашей души и сознания, теплится вера. А в повседневной жизни мы ведем себя как язычники.

Вторая причина – та, что молитву мы не считаем самым главным деланием нашей жизни, основой и сердцем всех остальных христианских подвигов.

Святой Иоанн Златоуст говорит: «Когда ты молишься – ты жив, когда ты забываешь о молитве, то душа твоя превращается в труп, наполненный червями».

Итак, братия и сестры, вторая причина, почему наши молитвы не бывают услышаны Богом, – мы недостаточно сосредоточены на молитве, не можем внутренне непрестанно беседовать с Богом, ум и сердце наши заняты преходящим и суетным. И даже когда мы становимся перед иконами, то лишь повторяем слова молитвы, не чувствуя и не сознавая того, что в них заключено.

И, наконец, третья и последняя причина – орудие нашей молитвы, слово, мы превратили в средство ко греху, к развлечению. Св. Иоанн Кронштадтский пишет: «Сам Иисус Христос назван Словом Божиим; поэтому – как велико и наше, человеческое слово, как мы должны уважать свое слово!» И добавляет: «Кто лжет словом человеку вольно, тот будет лгать на молитве Богу невольно».

Грех словом – самый распространенный, самый привычный и поэтому самый опасный для нас грех. Начинается все с «простого» многословия, а кончается – клятвопреступлениями, проклятиями и богохульством. Поэтому прежде всего нам надо бороться с многословием. Вы скажете: «Да, действительно, наш язык похож на ветряную мельницу, которая начинает вращаться при первом же порыве ветра, притом мельницу с пустыми жерновами; а иногда наш язык подобен бешеному псу, сорвавшемуся с цепи, который, не разбираясь, кусает и своего хозяина, и всех, попадающихся на пути. Но что нам делать? Мы каемся и грешим опять. Мы не можем победить своего языка, он побеждает нас».

Мало знать, что укус змеи смертелен, надо еще знать, как обойти эту ядовитую гадину, как высосать кровь из раны, если мы уже подверглись укусу и яд проникает в наше тело. Что делать нам, братия и сестры, чтобы избавиться от многословия?

Прежде всего надо ограничить круг своих собеседников. Так пьяница, который хочет избавиться от своего порока, не должен встречаться с подобными ему пьяницами, так больной должен избегать причины своей болезни.

Итак, нам необходим строгий выбор наших собеседников. Кажется, что мы ведем невинный разговор, но на самом деле мы предаемся многословию как своей страсти, как духовному пьянству и словоблудию. Пьяный часто просыпается под забором в своих нечистотах, с пустыми карманами, так и мы после долгих разговоров чувствуем духовное опустошение, чувствуем боль в голове, чувствуем, что страшнее всего, – потерю благодати.

Некоторые из нас говорят: «Мы можем не посещать те дома, где устраивается нечто вроде клуба под названием: “Последние церковные новости”; мы можем не говорить с теми людьми, которые льют грязь на других, но если человек приходит к нам в дом, то мы не можем выгнать его, и слушаем поневоле».

Братия и сестры! Дух Святой сказал через пророка Давида: Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню (Пс. 100, 5). Но если вы не можете заградить уста сплетника и клеветника, не можете прогнать его, то сделайте по-другому. Скажите: «Я сам виновен в таких же грехах. Наверное, ты видишь мои грехи и под видом другого человека обличаешь меня». Если это не поможет, то скажите своему собеседнику: «Пришло время для молитвы, и я хочу воспользоваться твоим присутствием, чтобы мы помолились вместе, и я получил бы пользу от твоей молитвы». И начни читать Псалтирь или акафист. Тот сразу же засуетится и захочет уйти. Но ты удержи его и продли молитву дольше, чем молишься обычно. И тогда сплетник и клеветник в следующий раз не только не придет к тебе, но будет далеко обходить даже ворота твоего дома.

К сожалению, такие люди не стесняются подходить к нам и в церкви. Они подобны одержимым или лунатикам. Лунатик, водимый неведомой ему самому силой, не понимает, над какой пропастью он ходит, какой опасности подвергается. И эти люди, ослепленные демоном, не понимают, как гибельны разговоры, особенно сплетни, в церкви.

Обычно мухи летают на свалки и на нечистоты и ползают по ним, а потом разносят заразу. И вот, братия и сестры, если такая муха начнет жужжать в церкви около нашего уха: «Знаете ли вы последнюю новость, только это между нами…» и так далее, то скажите: «Брат (или сестра)! Встанем вместе на колени и помолимся за того человека, которого ты осуждаешь. Если он действительно согрешил, то он в беде; и он наш брат!» И поверьте, что ваш собеседник (или собеседница) не захочет молиться. Он (она) скажет: «У меня ноги больные» и побежит прочь.

Пагубно многословие. Греческий писатель Плутарх рассказывает такой случай. В деревню, расположенную около Афин, пришли двое воинов из разбитого афинского войска, неся горестную весть. Они зашли в цирюльню, где в это время цирюльник брил человека. Он намылил ему голову и уже сбрил с нее половину волос, когда услышал эту весть. Все бросил цирюльник и побежал со всех ног в Афины для того, чтобы первому возвестить о поражении. Он стал кричать на улице: «Вы слышали, что афинское войско разбито спартанцами?»

Город пришел в смятение. Но затем власти стали расследовать, в чем дело, что случилось. Слух не подтверждался. Цирюльника схватили и стали требовать доказательств. Конечно, никаких доказательств он представить не мог. Тогда его осудили на казнь как возмутителя спокойствия. Подвели к эшафоту, и палач уже обнажил меч, чтобы отрубить ему голову. Горько каялся цирюльник в своей страсти к новостям. Давал себе слово больше никогда не вмешиваться ни в чьи дела, если вдруг останется в живых. И вдруг народ закричал: «Остановите казнь!»

Уставшие воины дошли, наконец, до Афин и подтвердили, что войско действительно побеждено и разбито. Цирюльника развязали. И как только он пришел в себя, то, еще не сойдя с эшафота, сразу же задал вопрос палачу: «А не слышали ли вы, что случилось с полководцем? Взят ли он в плен или убит?» Урок не пошел ему впрок.

Итак, братия и сестры! Первое условие борьбы с многословием – это выбор собеседников. Второе – контроль над своими словами. Мы должны выражать свои мысли как можно короче.

Был город в Греции – Спарта, жители которого старались говорить возможно более кратко, заключать в одной фразе целое повествование. Греческий мудрец Пифагор требовал от учеников, вступающих в его общину, предварительно провести три года в молчании. Он говорил, что мудрец сначала должен научиться молчать, а потом уже говорить.

И в некоторых древних монастырях существовал устав, предписывавший молчание. Монахи объяснялись лишь знаками.

Почему это так необходимо для нас, братия и сестры? Почему мы тоже должны научиться молчанию? Потому что молчание собирает огромные силы в душе человека.

Преп. Исаак Сирин говорит: «Молчание созидает, а слова разоряют!» Некоторые люди дают себе как бы правило: произнести в день определенное количество слов. Конечно, это правило не на всю жизнь. Это правило только лишь на время. Если ветвь искривлена, то ее надо перегнуть в другую сторону для того, чтобы она потом стояла прямо. Если человек болен, то ему назначают до выздоровления строгую диету.

Кроме того, в разговоре надо избегать всяких ненужных повторений. Гордый человек любит повторять одну и ту же фразу, как будто хочет запечатлеть ее в памяти других. Вообще, многословие – это один из признаков гордыни. Человек считает, что его слова очень ценны и как бы упивается звуками своего собственного голоса.

С другой стороны, надо избегать таких часто лишних фраз, как например: «извините», «я хочу вам сказать», «не побеспокою ли я вас» и так далее. Это – наружное, ложное смирение, которое обычно скрывает духовную гордость. Если вы хотите сказать что-нибудь нужное и дельное, то незачем извиняться. Если хотите сказать пустое, то не поможет и просьба о прощении.

Затем человек должен научиться слушать других. Многие из нас не умеют выслушать своего собеседника: перебивают его, не дают ему высказать свою мысль.

Нельзя говорить также под влиянием гнева и других страстей. Обо всем, что мы скажем в состоянии гнева, мы будем горько жалеть впоследствии. Надо сначала успокоить себя. Некоторые советовали, когда мы волнуемся, – ничего не отвечать, но если это все же необходимо, то прежде 33 раза прочитать Иисусову молитву, или, по крайней мере, обратиться к Богу с краткой молитвой о помощи и вразумлении. Также, если нас спрашивают о чем-то очень важном, то не надо сразу же давать ответ, а отложить его, может быть, и до другого дня.

Надо вообще избегать говорить что-либо о людях, оценивать их, хвалить или порицать, ибо сердце человека – это глубокое море, а мы видим лишь поверхность его. Некий святой Отец как-то сказал: «Если я попаду в рай, то удивлюсь трем вещам. Я не увижу в раю тех, кого думал там увидеть. Я увижу в раю тех, кого не ожидал увидеть там. И, наконец, я буду удивлен, если спасусь сам!»

Когда мы говорим, то каждое наше слово должно быть искренним, должно исходить из сердца. Одна и та же фраза, в зависимости от того, сказана она от сердца или произносится лишь машинально, по привычке, может быть и нужной, и греховной.

Например, когда мы встречаемся друг с другом, то спрашиваем: «Как ты поживаешь?» Если при этом мы на самом деле интересуемся, как живет человек, если мы хотим узнать его нужду, если мы готовы помочь ему, то это – голос нашей любви. Но если мы спрашиваем машинально: «Как вы поживаете?» – без всякого сочувствия к другому человеку, то мы лжем и лицемерим, это – пустословие.

Святые Отцы говорили: «Когда вступаешь в разговор, определи, с какой целью ты говоришь, знай, с кем говоришь, о чем говоришь, зачем говоришь, где говоришь и сколько говоришь. Если ты при этом будешь помнить, что от слов своих осудишься или оправдаешься, то поймешь, что гораздо безопаснее молчать, чем говорить!»

Братия и сестры! Илия назван пророком Божиим, человеком Божиим, ибо есть еще и пророки сатанинские. Как отличить пророков Божиих от пророков диавола? Пророки Божии открывают людям волю Божию только тогда, когда на них нисходит Дух Святой. Что касается пророков демонских, то они не прорицают, они гадают за деньги. Они отвечают на вопросы, которые им задают. В своей жизни они далеки от Евангельской нравственности, и когда они «пророчествуют», то человекоугодничают, потворствуют людским страстям и похотям, чтобы угодить толпе.

Святой пророк Божий Илия, по словам сына Сирахова, был как вихрь, и слово его, как горящий светильник (Сир. 48, 1–12). Вихрь разрушает, смерч все сметает на своем пути. И пророк Илия, как вихрь, уничтожает грех, беззаконие и нечестие. Его слово, как светильник, озаряет путь всем ищущим спасения.

Итак, братия и сестры! Нам нужно подражать святому пророку Илии в любви к Богу и в ревности по вере. Конечно, такой чистоты ума мы никогда не достигнем, и Илией мы не будем, но подражание добродетели уже является залогом нашего нравственного совершенства и спасения.

Аминь.

В чем же опасность злословия? И что предпринять тому, кто стал жертвой злых языков? Стоит ли доказывать что они не правы, ответить обидчикам тем же? И что может повлечь такая «борьба за правду»? Ответы пастырей Русской Православной Церкви на эти вопросы.

По словам Протоиерея Олега Стеняева — злословие является проклятием другого человека. В (Еф. 4:29) сказано:

«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4: 29); а также: «Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего» (Лев. 19: 16), где переносчик — этот тот кто разносит слухи и сплетни.

Молитва за человека является противоположностью злословию. И помимо этого, молится необходимо не только за своих, а и за чужих. А то некоторые в наше время, как говорит Протоиерей Олег Стеняев не считают нужным не только общаться, а и молиться за еретиков и язычников. По его мнению это может иметь связь с весенним обострением…

Как писал Святитель Иоанн Златоуст:

«Итак, не бойся молиться за язычников – и Бог этого хочет. Бойся только проклинать других, потому что этого Он не хочет. А если надобно молиться о язычниках, то очевидно – и о еретиках, потому что обо всех людях надо молиться, а не преследовать их. Это и по другой причине достойно одобрения – по той, что мы с ними одной природы. Кроме того, Бог одобряет и благосклонно приемлет нашу взаимную любовь и благодушие друг к другу» (Гомилии на 1-е послание к Тимофею, 2: 4).

«Злословя, мы лишаем себя благодати Божией»

Согласно Протоиерею Павлу Гумерову: Он услышал голос Христа:

«Изриньте вон этого человека, ибо осудил он брата своего прежде Моего суда»

В речи своей он приводит древний пример, наглядно демонстрирующий и грех злословия и кару за него, согласно которой человек лишится благодати Божией, если будет осуждать другого или злословить на него. Сподвижником и современником Иоанна Лествичника Преподобным Иоанном Савваитским был поведан интересный случай. Из монастыря по соседству к преподобному Иоанну Савваитскому пришел однажды брат-инок. Когда Преподобный спросил, как жизнь отцов в монастыре, в особенности у одного известного своей ленью и грешностью, то в ответ услышал, что тот нисколечко не поменялся. Тогда Преподобный Иоан осудил лентяя и грешника. После было ему видение, в котором он увидел крест и распятого на нем Спасителя Иисуса Христа. От восторга Иоанн пошел к нему с радостью, чтобы ему поклониться, но услышал обращение Иисуса Христа к паре ангелов «Изриньте вон этого человека! Это есть Антихрист, ибо осудил он брата своего прежде Моего суда». После этого в страхе очнувшись от этого видения, Преподобный Иоанн понял, что страшно согрешил и в этом сне его лишили мантии. Мантия олицетворяла покров Божьей Благодати, которой и лишился Иоанн. Семь долгих лет после данного случая в молитвах провел Иоанн, в строгом посте, для того чтобы вернуть потерянную им благодать. Вот с какой ответственностью люди относились к своим словам и деяниям.

Осуждая, человек предвосхищает суд Божий. Хотя, совершенно не зная ничего об человеке или только часть прошлого, его отдельные слова и лишь малую часть деяний. Что в душе человека неизвестно нам и что ждет его в будущем, каковы будут его поступки. Может его ждет духовное изменение, раскаяние и он будет подвижником, такое тоже случается. А нам нужно сразу же осудить, высмеять. Только Господь единственный знает прошлое и будущее каждого из нас, все заболевания, всю родню до самого первого человека Адама, прегрешения и заслуги, поэтому только он может возвестить Свой суд каждому из нас. Но пока человека не настигнет смерть, Господь не открывается в этом, по причине «в чем застану, в том и сужу». Когда человек впадает в злословние но предается огромной гордыне.

Грех осуждения очень часто встречается в Евангелии. Вспоминем:

«Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1). За каждое сказанное слово человек даст ответ в день Страшного суда (ср.: Мф. 12: 36). А тот, кто сказал брату своему: «безумен», повинен геенне огненной (ср.: Мф. 5: 22)».

Помимо этого не стоит забывать о том, что за какие грехи мы осуждаем человека, то вскоре такие грехи постигнут и нас.

«Принимать клевету на себя надо как некую епитимию»

По словам Священника Валерия Духанина

Тот, кто злословит другого, духом своим становится близким к демонам.

Грехами диавола является клевета со злословием. Даже термин и имя «диавол» в переводе означает «клеветник». Именно поэтому злословие о другом человеке делает тебя ближе к демону по духу.

От самого сердца идут наши слова. Испорченным сердцем, изворотливым и ядовитым, подобно змее, можно воссоздать злые, лукавые и коварные слова. Счастья у такого человека-клеветника не будет, видя блага ближнего своего он лишается покоя и злоба в его сердце множится. Появляется злословие и клевета, которые в конечном итоге бумерангом возвращаются к клеветнику.

Многие Святые страдали от злословия. К примеру, именно злословие и клевета стали причиной изгнания Святых Григория Богослова и Иоанна Златоуста, которые являлись самыми выдающимися Святителями, которые занимали кафедру в Константинополе. Святой Григорий был обвинен в незаконном захвате Константинопольской кафедры, несмотря на то, что благодаря его проповеди православным христианам вернули город ариане, в руках которых и был город. Святой Иоанн Златоуст пострадал из-за множества ложных обвинений. У императора Аркадия, правившего в то время была супруга с именем Евдоксия, которая люто его ненавидела. Иоанн Златоуст тогда решил для блага народа покинуть город сам, чтобы не наступила смута. И тогда в городе случилось землетрясение, нанесшее урон покоям Евдоксии. Испугавшись она просила вернуть Иоанна обратно. Когда Святой был изгнан во второй раз, то жена императора скончалась при родах.

Преподобный Макарий Великий был оговорен также людьми, утверждавшими что после насилия девица заняла от него ребенка. Преподобный Макарий принял данное поношение и его избили, заклеймив нехорошей молвой по селу. Ему пришлось содержать сию девицу вплоть до времени рождения, когда из-за страшных мучений она призналась, сто Преподобный макарий был оклеветан.

Каждого клеветника и злословца ждет справедливое наказание за их грех. Большинство не понимает, что свершив сей грех причиняют огромный вред именно себе. Их душа не будет с Иисусом Христом, так как она находится на противоположной стороне от Царства Христова. Как свет и тьма противоположны, здоровье и болезнь, смирение и злоба.

Хотя по совету святых отцов как клевету, так и злословие надо воспринимать в качестве лекарства от грехов, некой епитимией. Ее нужно нести, дабы искупить какие-то свои существующие грехи. Именно это является причиной того, что на клеветников своих нельзя затаить обиду или свершить зло в отместку.

Даже Сам Господь Иисус Христос испытал страдания от клеветы, так как они со злословием являются оружием сатаны. И это оружие было направлено в период евангельских времен против нашего Спасителя Иисуса, а после Него на того, кто ему служит. Другими словами, каждый верующий человек должен испытать такие страдания. Христос относился спокойно к злословию, никогда не разбирая клевету и доказывая правду. Ни одно данное дьявольское искушение не породило в Его душе и каплю возмущения.

Священнику Валерию Духанину по нраву наставление от преподобного Максима Исповедника, совет которого был прост, не допускать уныния, а проводить время в молитве. «По мере того, как будешь молиться за оклеветавшего, Бог будет открывать соблазнившимся истину о тебе». Данное выражение обозначает, что всегда вылезет наружу пустота и несостоятельность злословия и клеветы. Тот кто пострадал от клеветы станет крепок духом и примет венец Господа и воспринимает с Христом одну участь.

«Злословие – поругание дара слова, данного нам Господом»

Согласно мнению Священника Димитрия Шишкина грех злословия и клеветы страшен тем, что мы по своей воле сочетаемся со злом, становясь его участниками. Мы являем таким образом омрачение своих помыслов осуждением, враждой и злобой, а также своего ума. А какое может быть «общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Кор. 6: 14). Поэтому когда человек злословит, то лишается благодати Бога, потому что словесный дар говорит о том, что наше призвание нести благую весть, а не осуждать кого-то, клеветать и злословить. Не забывайте, что Господь наш является Богом-Словом. Второй ипостасью Святой Троицы и словесным даром в нас, как дар Божий, который человек должен всегда сохранять и преумножать, доставляя великое внимание этому и благоговение.

Сквернословие и злословие — это значит, что человек противится замыслу Самого Бога в вопросе «словесности» человечества

По словам священника Валерия Духанина люди могут и пустословить, но те, кто сквернословит и злословит явно противятся Божьему замыслу про словесность человека, а значит и его воле. Бесовские силы действуют, желая осквернять и извращать все то, что свято и чисто. Поэтому попрание дара «словесности», вложенного в нас Богом грех великий. Абсолютный контроль языка своего от злословия и осуждения ближнего является очень трудной задачей. Поэтому необходимо постоянно держать в своей голове, к примеру, как требование для неукоснительного исполнения. Блюсти потребно не только чистоту ума, а и чистоту своей речи. Данное условие приоритетно для жизни христианина. Помните об этом всегда и показывайте себя, как добрые служители Слова.

«Клевета на власть приводит к катастрофам»

Мнение священника Игоря Сильченкова сводится к данному изречению. Насколько страшным может быть грех злословия можно убедится из огромного количества примеров из истории человечества. Он предлагает вспомнить яркий пример, известный каждому в России, — это клевета о семье Романовых…

Страшно то, что клеветнический и злословный грех ведут прямой дорогой к ненависти и уводят в совершенно противоположную сторону от Любви. При ненависти человек мучительно страдает и душа его болеет. Именно ненависть способна разрушить личность человека, его семью, работу и даже целый народ. То есть, если злословить на мужа своего, жену свою или же своих детей — их ты будет видеть только в негативном свете и ты не сможешь быть рядом сними в мире, любви и спокойствии. В семью придет ругань, осуждение и даже ненависть. А это путь только к распаду семьи. От такого исхода событий только один вариант избавления — необходимо постоянное покаяние, часто исповедоваться в грехе своем против своих ближних. И еще причащаться Телом и Кровью Христовой для исцеления души своей от всей черноты и ненависти и возвращения Любви и Света в семью. Все вышесказанное, по мнению священника Игоря Сильченкова, относится и к злословию и клевете на коллег своих по работе и других местах.

Злословие по отношению к своей стране, своим властям, своему народу и другим народам приводит к тяжким последствиям. История человечества это показывает. Но, уроки прошлого помнятся нами не всегда, а некоторые их и вовсе не знают.

История Родины нашей усеяна темными трагическими пятнами клеветы народа на правителей своих. Когда люди поддавались греху возникала страшная смута, гражданская война. Ненависть народа к власти, междоусобные войны стали причиной прихода на нашу землю иноплеменников, разорявших Святую Русь. Это и время Смуты и Октябрьский переворот и т. д.

Врагам народа и страны на руку злословие народное на власть — народ разделяется этим, ослабляя государство

Политики и военные чины прекрасно знают, что незачем терять своих солдат на поле боя, чтобы уничтожить народ и страну нужно спровоцировать раскол внутри нее, столкнуть братьев и сестер лбами, усилив острые негативные моменты, посеять семя недовольства властью и всячески его поддерживать. И после, когда из-за этого народ страны сам себя ослабит, уничтожая друг друга, ослабнет и страна. Тогда-то враг с легкостью придет и разграбит бессильный и слабый народ. Евангелие тоже говорит об этом:

«Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12: 25).

Посему любыми способами избегайте злословия на власть, не верить клевете о ней, не осуждая ее. Помните, что «всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим. 13: 1–2). А также:

«Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым» (1 Пет. 2: 13–14).

Единство народа должно выражаться в служении Богу, Церкви, а также своей Родной земле. Каждый из нас должен быть умелым в своем деле, а дела других предоставить на суд Божий. Тогда исчезнут споры, раздоры, плохие настроения. У нас появятся силы для труда праведного на благо спасения души своей, чтобы стяжать благодать Святого Духа и прийти к жизни вечной в Небесном Царствии.

«Тот, кто привык злословить, не способен на доброе»

А вот что по данному вопросу думает Священник Максим Горожанкин. Сказано:

«Человек добрый из сердца своего выносит доброе, а человек злой из сердца своего выносит злое» (ср.: Мф. 12: 35).

Из сего следует, что наше осуждение кого-то, сплетни о ближнем указывают на заражение души нашей пороком. И что мы сами очень далеки от идеала.

В современном обществе происходит провокация людей для свершения греха злословия и осуждения. К примеру, ток-шоу, показывающиеся по телевидению, есть ни что иное, как своеобразные упражнения, тренировки по злословию. Возникает привычка, что представляет огромную опасность. После чего добрые поступки и слова у человека просто постепенно исчезают. Огромную сложность представляет перестройка человека на добро, он попросту не видит добрых людей вокруг себя, говоря и думая обо всех плохо.

У Святителя Николая Сербского есть такая притча:

«Чем отличается человек праведный от человека грешного? Человек праведный, если видит людей, идущих куда-то, в сердце своем мыслит: добрые христиане идут, наверное, в храм Божий помолиться. А человек, привыкший злословить, при виде тех же людей думает: это, наверное, бандиты идут кого-то обворовать»

. Эта притча представляет собой ярчайшую демонстрацию злословия о ближних, которух по сути совсем не знаем.

Многочисленные исторические факты говорят о страшных последствиях клеветы. Вспомните трагедию, развернувшуюся в начале XX века. Злословие на царскую семью Романовых, на все существующее тогда правительство обернулось горем. Конечно, те, кого оклеветали безупречными и безгрешными не были, но революция принесла еще более тягостное положение всей земле Русской. Что говорить о тяжких 30-х годах, о ГУЛАГе, расстрелах огромного количества людей за одну только веру… Многие миряне и люди из духовенства понесли страдания и даже смерть. Чудовищным поступком является придание смерти человека за то, что в нем есть вера в Господа. Или за найденные у него дома не те книги, которые читать было надо. А ведь началом всему этому послужила клевета и злословие на царскую власть. Народ видел только плохое в государе-императоре, не замечая хороших сторон. Уничтожив монархию несовершенную и негодную по чьему-то мнению, с чем столкнулся народ? С властью новой большевиков, обернувшейся именно для народа массовыми трагедиями. Это всегда должно оставаться в памяти, когда грех злословия одолевает. Очень легко управлять страной, при этом уютно устроившись на диване.

Человек должен прилагать все усилия, чтобы не злословить о ближнем и молится о них. Это правильное христианское поведение. Просите у Господа Бога сил не только себе, а и ближнему, о ком возникли плохие мысли. Молитва Господу об исправлении себя и ближнего принесет добро.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *