Что такое пустословие?

Дорогие отцы и братья, Господь наш Иисус Христос сказал: «Всяко слово праздное, еже аще рекут человеки, воздадят о нем слово в день Судный.» (Мф. 12:36). И действительно, сколько же зла и неприятностей нам сулят страсти пустословия и празднословия! Сколько несчастий и скорбей мы приобретаем благодаря своему необузданному языку? Не счесть!
Казалось бы, чего плохого может принести пристрастие к праздным разговорам? А главное, какое влияние могут оказать эти, на первый взгляд, «небольшие» страсти на духовную жизнь?
Апостол Иаков пишет: «Язык—огнь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны»(Иак. 3:6). То есть пустословие и празднословие, не обуздываемые здравым рассуждением, по мнению апостола, способны привести к пагубным последствиям. Являясь страстью, многословие воспламеняет и другие страсти, сообщая им жизнь и подавая им собой новую пищу, таким образом приводя в беспорядок все действия наши, а в конечном итоге и всю нашу жизнь.
Умение удерживать свой язык в должных границах признак человека волевого, владеющего собой, и, согласно апостолу, есть достояние людей мудрых и совершенных: » Кто не согрешит в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3:2).
Братья, всякое сказанное слово подобно пище: пища здоровая и своевременная делает тело крепким и жизнеспособным, пища же худая расстраивает его, делая больным. Подобным образом воздействуют на человека страсти пустословия и празднословия: слова, сказанные без нужды, впустую, расслабляют, опустошают и обезвоживают душу.
«Ничем так не грешит человек, как языком, когда не управляет им по—надлежащему. Язык клянет человеки, бывшие по образу Божию; язык злословит отца и матерь; язык научает убийству… язык празднословит, сквернословит, кощунствует; от языка не избыл Сам Господь наш, Спаситель мира «Который грехе не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его»; язык отрыгает хулы на великое, святое и страшное имя Божие; ничего язык не оставляет, но на все отрыгает яд, который крыется в сердце человеческом»,- так обличал святитель Тихон Задонский страсти празднословия и пустословия. По его мнению, многословие есть начало—начал всех страстей, которые нашли обиталище в наших сердцах; многословие, как считает святитель — это катализатор греха!
Амвросий Медиоланский, буквально, вторит Тихону Задонскому, говоря: » Я видел многих,- пишет святой,- вподавших в согрешения через свои слова, но почти никого через молчание»
Братья! Слово есть образ мысли и выражение наших чувств. Следовательно, из слов может распознаваться внутреннее состояние и устроение говорящего человека. Добрые, теплые, светлые чувства — молчаливы. Излиться из сердца вон стремятся чувства темные, холодные и эгоистические, чтобы высказать то, что льстит нашему самолюбию и что может нас «выставить», как нам кажется, с лучшей стороны. Страсть пустословия и празднословия есть дверь души, через которую выстуживается сердечная теплота благоговения и любви к ближнему, охлаждается ревность к подвигам благочестия, рассеиваются мысли. Пустые речи уносят вместе с собой из сердца «живую веру, страх Божий и любовь к Богу»
«Многоглаголание,- говорит святой Иоанн Лествичник,- есть сидалище, на котором тщеславие любит являться и торжественно себя выставлять. Многоглаголание признак неразумия, дверь злословия, руководитель к смехотворству, слуга лжи, истребление сердечного умиления, призывание уныния…истребление сердечного хранения, охлаждение святой теплоты, попрание молитвы»
Дорогие братья! Нам, как будущим пастырям необходимо воздерживаться от всякого легкомысленного празднословия и пустословия, в особенности от легкомысленных шуток, острот и смеха, и если говорить, то стараться наполнить свою речь словами полезными, своевременными и приличными. Если за всякое, даже праздное слово, которое мы сказали или скажем, будем держать ответ перед Господом в день Суда, то тем строже будет осуждение за слово лживое, бранное, гордое, гнилое.
Молчание — великая сила в деле невидимой духовной брани и верная надежда на одержание победы. Молчание — блюститель святой молитвы, дивный помощник при добродетелях. А главное, молчание признак мудрости.
» Благоразумное молчание,- говорит преподобный Иоанн Лествичник,- есть матерь молитвы, воззвание из мысленного пленения, хранилище божественного огня, страх помыслов… училище ( покаянного) плача, друг слез, деятель памяти о смерти… любоиспытатель грядущего суда, споспешник спасительной печали, враг дерзости, супруг безмолвия, противник любоучительства, неприметное преуспеяние ( в духовной жизни)».
Дорогие отцы и братия, я призываю вас никогда не забывать, что ,из того что творит человек, нет ничего тверже и могущественней слова. Словом можно как убить человека, так и указать ему путь ко спасению. Оно имеет великую силу. А страсти празднословия и пустословия попусту транжирят, расхищают, а главное, направляют эту силу против нас самих, пробуждая в нас другие страсти, которые неминуемо приводят ко греху.
Слово — великий дар Божий. А разве дарами распоряжаются бездумно, «на скорую руку»?! » От молчания еще никто никогда не раскаивался»!

Аминь.

воспитанник 2-го курса

Бугров Богдан

Большинство словарей определяет любопытство как негативную черту характера: страсть к познанию запретных тайн, чужих секретов и неспособность обуздать этот нездоровый интерес. Практически все пословицы относятся к любопытным с осуждением. Достаточно вспомнить:

  • — английскую кошку;
  • — более близкую нам Варвару с оторванным носом;
  • — и уж совсем современную народную мудрость, называющую любопытство не пороком, а большим свинством.

В 1990 году в США вышел триллер «Любопытство» убивает» с Кортни Кокс в одной из главных ролей. Два соседа – фотограф и скульпторша – решают обсудить третьего, поведение которого кажется им странным. Позже оказывается, что рядом с ними проживает не кто-нибудь, а наемный убийца, и лучше бы они им не интересовались…

В детективном романе Э. Грэнджер «Любопытство наказуемо» ненужные приключения на свою голову наживает молодая и энергичная женщина Лиззи Мартин, приехавшая в один особняк в качестве компаньонки его хозяйки. Очень скоро из-за собственного любопытства она оказывается в центре драматических событий.

Любопытство может быть праздным: под ним понимается стремление узнать что-то без цели, просто так, потому что интересно. А может быть здоровым: это, скорее, уже любознательность, когда объект вызывает практический интерес. Именно такое любопытство легло в основу всех открытий человечества: от изобретения колеса до появления Интернета.

Специалисты отмечают множество случаев, когда «ужасно интересно» становится не людям, а животным. О кошках мы уже упомянули. А вот детский писатель Снегирев в свое время рассказал о любопытстве пингвинов. Будучи в Антарктиде, он оказался в центре повышенного внимания этих птиц. Пингвины буквально заглядывали к нему в рот, когда он садился перекусить, смотрели, как непонятное двуногое существо умывается, заворожено следили за работой примуса.

Самые любопытные люди – это, конечно же, дети. И их одолевает вовсе не праздное любопытство, а желание больше узнать об окружающем нас мире. Педагоги и психологи настоятельно рекомендуют родителям запастись терпением и давать понятный ответ на каждое «почему?» своего чада.

Самой первой жертвой собственного любопытства стала наша прародительница — Ева. Ей так и не удалось усмирить жажду познания: запретный плод был сорван и испробован. Что было дальше, нам известно. Еще один пример из Библии – жители городка Вефсамиса. Они все-таки решили посмотреть, что скрывается внутри Божьего ковчега, и погибли.

Немало любопытных персонажей живет не только на страницах Библии, но и в литературе. Пожалуй, самый любопытный из них – Шерлок Холмс. В разговоре с доктором Ватсоном знаменитый сыщик откровенно признавался, что любит совать нос в чужие дела. Можно предположить, что именно врожденное любопытство развило в нем предельную внимательность к деталям. Если бы не это качество, из Холмса вряд ли получился бы гений дедукции.

Паскаль ставил знак равенства между любопытством и тщеславием. По его мнению, любопытный человек потому так жаждет узнать что-то новенькое, чтобы потом рассказать об этом кому-то еще и тем самым привлечь внимание к своей персоне.

Встречаются следующие виды многословия:

1. Плеоназм (от греч. pleonasmos — избыток, чрезмерность) — употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов.
Пример:
Все гости получили памятные сувениры. Сувенир — подарок на память, поэтому памятные в этом предложении — лишнее слово. Разновидностью плеоназмов являются выражения типа очень огромный, очень малюсенький, очень прекрасный и т. п. Прилагательные, обозначающие признак в его предельно сильном или предельно слабом проявлении, не нуждаются в уточнении степени признака.

2. Использование лишних слов. Лишних не потому, что свойственное им лексическое значение выражено другими словами, а потому, что они просто не нужны в данном тексте.
Пример:
Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, 11 апреля об этом позаботится книжный магазин «Дружба».

3. Тавтология (от греч. tauto- то же самое logos — слово) — повторение однокоренных слов или одинаковых морфем. Тавтологическими ошибками «пестрят» не только сочинения учащихся, но и газеты и журналы.
Пример:
Руководители предприятий настроены на деловой настрой.

4. Расщепление сказуемого. Это замена глагольного сказуемого синонимичным глагольно-именным сочетанием: бороться — вести борьбу, убирать — производить уборку.
Пример:
Ученики приняли решение произвести уборку школьного двора. Может быть, в официально-деловом стиле такие выражения уместны, но в речевой ситуации лучше: Ученики решили убрать школьный двор.

5. Слова-паразиты. Такие слова засоряют речь, особенно устную. Это разнообразные частицы, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы, не оправданные содержанием и структурой высказывания: вот, ну, это и т. п.; словечки типа: знаете ли, так сказать, фактически, вообще, честно говоря и т. п. Но эта речевая ошибка, встречающаяся сплошь и рядом в устной речи, иногда просачивается и на страницы печатных изданий.
Пример:
В небольших дешевых кафе, ну, куда ходят люди из своего квартала, обычно нет свободных мест.

Кающемуся на заметку

Кающемуся на заметку

Приходя на исповедь нужно без утайки рассказать священнику все грехи, совершённые с момента последней исповеди и вспомнившиеся ранее не исповеданные грехи. Если исповедь первая, нужно рассказать грехи начиная с 7-летнего возраста или с момента принятия Крещения. Надо называть все свои грехи, не скрывая ни одного из них, священник обязан хранить тайну исповеди. Сокрытие греха во время исповеди — это двойной грех, такую исповедь Бог не принимает. Чтобы легче было подготовиться к исповеди, приводим краткий список наиболее распространённых грехов, в которых на исповеди нужно каяться и с которыми бороться. Соотнося свою жизнь с перечисленными грехами, можно вспомнить более частные грехи, совершённые Вами, их также нужно перечислить на Исповеди, чтобы получить от Бога полное в них прощение.

Грехи против Десяти Заповедей Божиих

1. Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов кроме Меня. Грехи: невежество в вере, безбожие, лжеучения, коммунизм, магия, хождение к бабкам и целителям, астрология (чтение гороскопов в т.ч.), участие в сектах, гордыня, хвастовство, карьеризм, самонадеянность, самолюбие, ересь.

2. Не делай себе кумира, не поклоняйся и не служи им. Грехи: идолопоклонство, вызывание духов, кормление домовых, гадание, человекоугодие, сребролюбие, привязанность к вещам.

3. Не произноси Имени Господа Бога твоего напрасно. Грехи: кощунство, издевательство над святыней, мат, божба, нарушение обещания, чертыхание.

4. Помни день субботний, проводи его свято; шесть дней работай, а седьмой, день покоя, посвяти Господу Богу твоему. Грехи: забвение Церковных праздников, пропуск воскресного богослужения, работа в праздники, тунеядство, нарушение поста, помехи близким ходить в храм и вести благочестивый образ жизни.

5. Почитай отца твоего и мать твою. Грехи: оскорбление родителей, не почитание их и не поминовение их на молитвах, ругань на священство и власти, не почтение к старшим и учителям, не приглашение священника к родным перед смертью.

7. Не прелюбодействуй. Грехи: супружеские измены, секс вне брака, гомосексуализм, онанизм, смотрение порнографии, половые извращения, неприличные прикосновения и телодвижения, ношение вызывающей одежда, злоупотребление косметикой.

8. Не кради. Грехи: воровство, грабеж, мошенничество, ростовщичество, скупость, неотдание долгов, обвес, обсчёт, небрежное исполнение обязанностей.

9. Не произноси ложного свидетельства. Грехи: лжесвидетельство, ложь, клевета, сплетни, предательство, обман, .

10. Не желай чужого. Грехи: зависть, недовольство своим положением, ропот.

Мытарства — это частный суд Бога над каждою человеческою душою. По преданию Церкви, каждая душа человека после смерти прежде чем предстать перед Судом Божиим, проходит последовательно 20 мытарств, на которых в присутствии ангелов и демонов, и перед оком всевидящего Бога, она подробно даёт ответ за все свои грехи, дела, наклонности и мысли за исключением тех, которые человек совершал до принятия Крещения и в которых он покаялся в Таинстве Исповеди. Это неизбежный путь, который проходят все души человеческие (и злые, и добрые). Души праведные, оправданные на всех мытарствах, возносятся ангелами в райские обители, а души грешные, задержанные на том или другом мытарстве, влекутся демонами в ад для мучения перед Страшным Судом Божии во время Второго пришествия на землю Господа Иисуса Христа. Ежедневно рассматривай грехи твои, молись о них, а раскаиваясь в своих грехах в Таинстве Исповеди, получишь от Бога полное прощение и благодатную помощь к исправлению, очищению и началу новой жизни (Св. Кирилл Александрийский «Об исходе души»).

Грехи, истязуемые на мытарствах.

1.Словом: неправдоглаголание, многословие, пустословие, празднословие, суесловие, злословие, сквернословие, анекдоты, непристойности, пошлости, искажения слов, упрощения, велеречие, нелепости, насмешки, хохот, смех, обзывания, пение страстных песен, кривотолки, сварливость, косноязычие, гнусности, подстрекательство, кощунство, поругание людей и имени Божьего, поминание всуе, хамство.

2. Ложь: лесть, подхалимство, угождение с хитростью, подлость, трусость, кривляние, суета, обособленность, воображение, артистизм, лжесвидетельство, клятвопреступление, утаивание грехов на исповеди, скрытность, нарушение данного на исповеди обещания не повторять грехи, лукавство.

3. Клевета: оскорбления, осуждение, искажение правды, ябедничество, жалобы, надругательства, глумление, содействие грехам других, бесцеремонность, циничность, моральное давление, угрозы, недоверие, сомнения.

4. Чревоугодие: обьядение, обпивство, курение, тайноядение, нарушение постов, невоздержание, пиршествование, пьянство, наркомания, токсикомания и прочее, обжорства.

5. Лень: небрежение, невнимание, забвение, многоспание, безделье, уныние, нерадение, малодушие, слабоволие, праздность, забывчивость, беспечность, халтура, тунеядство, необязательность, хладность и теплохладность к духовному, нерадение о молитве, нерадение о спасении, бесчувственность.

7. Сребролюбие: корысть, поиск выгоды, многозаботливость, стяжательство, жадность, скупость, накопительство, дача денег в долг под проценты, спекуляции, взятки.

8. Лихоимство: вымогательство, грабеж, разбой, коварство, не отдача долгов.

9. Неправда: обман, обвес, подкуп, неправедный суд, бесчестие, мотовство, подозрение, укрывательство, соучастие.

10. Зависть: в благах материальных, в душевных достоинствах, желание чужого.

11. Гордость: самомнение, своеволие, самовозношение, возвышение, тщеславие, высокомерие, лицемерие, самообожание, ослушание, неуступки, неповиновение, презрение, бесстыдство, бессовестность, богохульство, невежество, дерзость, самооправдание, упрямство, нераскаянность, кичливость.

12. Памятозлобие: злопамятность, злорадство, отмщение, мстительность, вредительство, травля, каверзы, кляузы.

15. Волхование: гадания, ворожба, оккультизм, астрология, гороскопы, прельщения модой, целительство (экстрасенсорика) прикрываясь именем Божиим, левитация, знахарство, ведьмовство, чародейство, шаманство, колдовство, магия вне зависимости от цвета и направления.

16. Любодеяние: плотское сожительство вне церковного брака в том числе т.н. гражданский брак, сладострастные воззрения, блудные помыслы, мечты, фантазии, упоения, услаждения, соизволения на грех, осквернение целомудрия, ночные осквернения, порнография, смотрение развратных фильмов и программ, рукоблудие.

17. Прелюбодеяние: попытка совращения, супружеская измена, насилие, падение, нарушение обета безбрачия.

18. Блуд содомский: извращение естества, самоудовлетворение, самоистязание, насилие, похищения, кровосмешения, совращение малолетних (прямое и косвенное).

19. Ереси: неверие, суемудрие, искажения и извращения истины, искажения Православия, сомнения, отступничество, нарушение церковных постановлений, участие в еретических сборищах (Свидетели Иеговы, Сайентология, Богородичный Центр, Иванова, Рериха и т. д.), а также участие в других богоборческих объединениях и структурах.

20. Немилосердие: нечувствие, безжалостность, гонение немощных, жестокость, окаменение, очервствление, не заботились о детях, стариках, больных, не подавали милостыни, не жертвовали собой и своим временем ради других, бесчеловечность, бессердечность.

Блог Создано: 24 января 2019

  • библия

5 / 5

Тема греховности рожденного свыше человека неоднократно поднимается в Новом Завете. Иногда, после прочтения разных стихов из посланий апостолов, даже могут возникать противоречия. К примеру, в одном из посланий написано: «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.» (1 Ин. 5:18). В другом же месте Писания сказано: «… ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.» (Иак. 3:2). Как же нам понять: грешит ли человек, рожденный от Бога? Какой ответ мы можем получить из Писания?

Написано: «Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его.» (1 Ин. 3:6) – мы видим явную позицию, что верующий человек как бы не грешит. Но, если мы откроем то же самое послание Иоанна, но немного выше, то там написано: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас… Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.» (1 Ин. 1:8,10). И, даже, если посмотреть во 2 главу послания Иоанна – там также написано, что дети Божье все равно грешат: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника;» (1 Ин. 2:1).

Казалось бы, что это неразрешимое противоречие.

Надо начинать все с начала: человек – через грех Адама – стал грешником (Рим. 5:12), поэтому, все рождаются грешниками и мертвыми во грехах. Грешник – это стопроцентная греховная плоть, он водим духами злобы поднебесной (Еф.2:2), и у него помышления только плотские (Еф.2:3).

Но, когда Бог «… повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.» (2 Кор. 4:6) – в этом человеке появился свет Божий. После этого у человека в сердце каким-то образом одновременно вмещается и тьма, и свет, которые противятся друг другу: «… ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.» (Гал. 5:17). То есть, внутри верующего человека идет война духа и плоти. У неверующего человека внутри этой войны нет, потому что в нем царствует плоть, и в нем некому воевать. Верующий человек одновременно рожден по Духу, и так же он остался рожденным по плоти. А неверующий человек рожден только по плоти.

Как же понять, что верующий уже не грешит?

Написано «Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает;» (1 Ин. 3:6) – если верующий человек в данный момент пребывает во Христе или со Христом (в Духе), то он не может грешить. Потому что, когда верующий человек помышляет о Христе, он не помышляет о мире, о плоти, о грехе: поэтому, он не согрешает, ведь «… помышления духовные – жизнь и мир,…» (Рим. 8:6). Но, к сожалению, верующий человек не всегда пребывает в Духе! Потому что, хоть он уже праведник Божий во Христе Иисусе, но одновременно по плоти он – грешник, и его плоть – искушает. Верующие также попадают под искушение и согрешают.

Но, слава Богу, у нас есть обетование: «… семь раз упадет праведник, и встанет;» (Прит. 24:16).

А то, что написано: «… всякий согрешающий не видел Его и не познал Его.» (1 Ин. 3:6) – это значит, что, если человек все время постоянно грешит (согрешающий), никогда не выходил из греха, никогда не был во Свете – значит, он не познал Духа, не познал Христа. И если человек все время находится во грехе, и постоянно грешит – это значит, что он не родился свыше.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *