Что такое справедливость своими словами для ребенка?

Дети готовы идти на жертвы ради справедливости

Маленькие дети готовы наказать других за неподобающее поведение, даже если наказывать их им придётся за свой счёт.

Чувство справедливости может выглядеть по-разному, и какие-то представления о том, что справедливо, а что нет, можно найти и у шимпанзе. Однако обезьянам понятна справедливость и несправедливость, касающаяся их самих. Люди же как раз могут почувствовать несправедливость, случившуюся с другими, причём чувство справедливости возникает довольно рано: уже трёхлетние дети чувствуют, когда кто-то кого-то обидел, но при этом они стремятся не столько наказать обидчика, сколько помочь жертве.

Дети борются за справедливость

Но всё же если говорить о восстановлении справедливости, то подразумевается, что обидчик получает какое-то наказание – чтобы это было примером для окружающих, что так вести себя не надо. И иногда ради восстановления справедливости приходится идти на жертвы. В каком возрасте появляется готовность самому пожертвовать чем-то ради того, чтобы всё стало правильно? Вообще понятие о такой жертве кажется довольно сложным, однако исследователи обнаружили, что дети 3–6 лет уже вполне готовы сами платить за справедливость.

В эксперименте участвовали более двухсот детей от трёх до шести, которые посещали городской детский музей. Их приводили в комнату со спиральной горкой, по которой можно было съехать. Дети какое-то время развлекались на этой горке, а потом им показывали видео с маленькой девочкой, с удовольствием портящей и рвущей чей-то чужой рисунок. Детям говорили, что вредная девочка собирается зайти сюда покататься на горке. И дальше у них было две возможности: повесить на горку знак со словом «открыто» или со словом «закрыто». Если горка была открыта, то и сами дети, и та девочка могли на ней играть. Если горка была закрыта, то вредной девочке на неё ходу не было, но и сам ребёнок должен был отказаться от развлечения. Если ему хотелось восстановить справедливость, то есть как-то наказать девочку за порчу чужого рисунка, то он должен был заплатить за это свою цену.

Половина детей готова была в таком случае пойти на жертву. Готовые отказаться от развлечения были и среди трёхлетних, и среди шестилетних, но с возрастом росло число тех, кто готов был поступиться собственными интересами.

Затем психологи решили выяснить, от чего зависит стремление детей наказать другого человека. Некоторым детям говорили, что девочка с видео ходит на выставки и участвует в образовательных программах того же музея, что и они; другим говорили, что эта девочка, условно говоря, из другого музея. Иными словами, одним давали почувствовать принадлежность с ней к общей группе, а для других подчёркивали, что девочка – чужая. В другом варианте эксперимента некоторым детям давали ещё и значок шерифа, как бы наделяя их дополнительной властью.

  • Считается, что люди склонны прощать «своих», а вот к «чужим» мы порой строги даже сверх меры. И это в некотором смысле подтвердилось, хотя особенно сильный перекос здесь был у тех, кто помладше – они в более явной степени были готовы наказать вредную девочку, если она была «из чужого музея».
  • Но если у детей появлялся значок шерифа, всё менялось: теперь они с большей строгостью относились к своим. Авторы работы объясняют это тем, что если человек чувствует ответственность за свою группу, то он будет с большей тщательностью следить, чтобы все «свои» вели себя хорошо.

Как формируются такие психологические установки, исследователи не обсуждают, и не пытаются определить, где тут врождённые свойства мозга, а где – результат воспитания. Однако, так или иначе, чувство справедливости проявляется в довольно сложных формах даже у маленьких детей, и чтобы его не загубить, окружающим взрослым следует очень внимательно следить за собой.

Сборник идеальных эссе по обществознанию

(1)О несправедливости говорят и пишут с древних времён — возможно, с тех пор, как человечество вообще научилось говорить и писать. (2)Что же такое несправедливость — всё ещё не ясно.

(3)Очень непросто прийти к согласию в этом вопросе, поскольку в данном случае спор ведётся с достаточной долей заинтересованности. (4)Каждый хочет, чтобы с ним обошлись «справедливо», и жалуется на «несправедливость», однако пытается так истолковать ситуацию, чтобы сразу же стала очевидной несправедливость по отношению к нему. (5)И каждый обладает достаточным самомнением, чтобы судить «справедливо» об отношении к другим людям, и совсем не замечает, что другие возмущаются его мнимой «справедливостью». (6)Так проблема искажается страстями и окутывается предрассудками. (7)Целые поколения застревают в этих предрассудках, и замечаешь порой, как само слово «справедливость» вызывает язвительную улыбку.

(8)От предыдущих поколений человечеству досталось по наследству убеждение, будто люди от рождения равны и вследствие этого с ними надо обходиться одинаково. (9)Однако сущность справедливости состоит как раз в неодинаковом обхождении с неодинаковыми людьми.

(10)Если бы люди были действительно равны, жизнь была бы предельно простой и справедливость было бы чрезвычайно легко найти. (11)Стоило бы только сказать: одинаковым людям — одинаковую долю или всем всего поровну. (12)Тогда справедливость можно было бы обосновывать арифметически и создавать механически; и все были бы довольны, потому что люди стали бы не чем иным, как одинаковыми атомами, своего рода всюду катящимися механическими шариками, которые были бы похожи внешне и имели бы внутренне одинаковый душевный склад. (13)Как наивно, как просто, как мелко!

(14)На самом же деле люди не равны ни телом, ни душою, ни духом. (15)Они родятся существами различного пола, с различным здоровьем и силой, с совершенно различными предрасположенностями, дарами, инстинктами и желаниями, они принадлежат к различному духовному уровню, и с ними (в силу справедливости!) надо обходиться различно. (16)В этом заключается основа и главная трудность справедливости: людей — бесконечное множество; все они различны; как сделать, чтобы каждый получил согласно справедливости? (17)Если люди неодинаковы, значит, и обходиться с ними надо каждый раз согласно их живому своеобразию. (18)Иначе возникает несправедливость.

(19)Таким образом, справедливость означает именно неравенство: беречь ребёнка, помогать слабому, снисходить к уставшему, ухаживать за больным; проявлять больше строгости к безвольному, больше доверия честному, больше осторожности к болтуну; герою оказывать почести.

(20)Справедливость поэтому — искусство неравенства, и она присуща лишь благородным душам. (21) У неё обострённое чувство реальности; проистекающая от доброго сердца и живой наблюдательности, она отвергает механический подход к людям. (22)Она хочет индивидуально подойти к каждому случаю, располагая человека к состраданию. (23)Она старается уловить в человеке его сущность и своеобразие и соответственно этому обходиться с ним.

(По И. Ильину*)

*Иван Александрович Ильин (1882-1954) — известный русский философ, литературный критик, публицист.

Несправедливость жизни 1

Спешим сообщить вам страшную весть!

Вы готовы???

Жизнь — несправедлива.

О том, почему так и как с этим жить, читайте в нашей статье.

Часто мы расстраиваемся из-за того, что считаем что-то несправедливым.

Типа, мы дали этому человеку так много, а от него ни капли благодарности. Или мы трудимся, не жалея сил, а кто-то получает всё нахаляву. Подобные примеры несправедливости каждый может привести.

Почему же всё так несправедливо и что с этим делать?

Друзья, у нас никогда не будет всего того, что есть у других. Несмотря на схожесть, наши жизненные пути сильно отличаются. Мы можем получить больше, а можем — меньше в сравнении с другими. Но мы никогда не получим столько же.

Но это не имеет значения, потому что сравнивать себя с кем-то — некорректно. Ведь мы не можем учесть ВСЕ факторы, влияющие на жизнь другого человека. Кроме того, даже понятие о справедливости у каждого своё.

Как бы то ни было, такова жизнь.

И в этой жизни только мы сами решаем, как реагировать на обстоятельства.

Судите сами: несправедливость в жизни тесно переплетается с завистью. Мы завидуем тем, кто несправедливо имеет чего-то больше, чем мы. А ещё несправедливость провоцирует обиды. «Как они могли так со мной поступить?» — переживаем мы.? И это плохо и разрушительно для человека, испытывающего такие чувства.

Закон притяжения не знает знаков плюс и минус. Всё, на чём мы сосредотачиваем своё внимание, формирует в итоге нашу жизнь. Если мы концентрируемся на негативе, то этого негатива со временем станет только больше.? Обычно мы по привычке испытываем негативные чувства и эмоции, когда сталкиваемся с несправедливостью. Это очень, очень вредная привычка.

СиЗОЖ отнюдь не призывает закрывать глаза на то, что несправедливо. Розовые очки и замки в облаках — это не выход.

Но в наших силах всё изменить.

Мы можем получить всё то, чего мы достойны. Делается это просто: ставится цель и достигается. Если же постоянно завидовать чужим несправедливым успехам, то мы никогда не будем счастливы. У каждого из нас — свой путь, уникальный и неповторимый. И только от нас зависит, пройдём мы этот путь с радостью или с обидой и завистью.

Обижаться тоже бессмысленно. Каждый человек чему-то нас учит. Если с нами поступили (как нам кажется) несправедливо, то это отличная возможность поработать над ошибками и сделать выводы, чтобы такого не повторялось в будущем. Тем самым мы станем лучше. Вот оно — самосовершенствование в реальных условиях.☝️

А ещё можно помочь тому, кто получил меньше нас. Ведь это так по человечески — помогать в меру сил нуждающимся. Тем самым мы восстанавливаем баланс добра в мире. Не нужно думать, что один человек бессилен что-то изменить. Своими действиями мы создаём слой реальности, в котором есть справедливость. И этот слой реальности способен влиять на мир в целом. Вы сами не заметите, как в вашей жизни появится больше всего того, что вы считаете правильным и справедливым.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы не призываем смириться с проблемой несправедливости мира.

Мы призываем вместо бессмысленного вопроса «Почему?» задавать себе вопрос «Что делать?» Это уже конструктивный подход. Вместо жалости к себе вы получите возможность что-то изменить. Обязательно воспользуйтесь полученным шансом!

Ребята, спасибо, что читаете СиЗОЖ! Вы — лучшие!!!

НЕ ПЛАТИ ТОЙ ЖЕ МОНЕТОЙ!

Мне бы очень хотелось, чтобы Вы серьёзно обдумали это письмо и прислушались к сказанному здесь. Если мы сохраняем преданность Господу даже перед лицом несправедливости, Он позаботится о возникшей ситуации и Своим светом озарит наш путь, чтобы мы оставались непоколебимыми, стойкими и сильными. Так что в следующий раз, когда кто-то скажет о Вас что-то недоброе за Вашей спиной и запятнает Вашу репутацию, не пытайтесь отплатить той же монетой, а попросите у Господа мудрости. Простите своего обидчика, доверяйте Богу и Его Слову, и Он оправдает Вас и возместит Вам за причинённые неприятности.
Если мы послушны Ему и поступаем так, как призывает Его Слово, мы увидим, что Он, будучи абсолютно верен Своему Слову, исполнит все данные нам в Писании обетования!

КОЗЁЛ ОТПУЩЕНИЯ

Подумайте о первых верующих, которые жили в языческой Римской империи и ежедневно сталкивались с несправедливостью. Их постоянно обвиняли в том, к чему они не были причастны. Если была плохая погода, язычники обвиняли в этом христиан. Если в империи возникали экономические проблемы, язычники обвиняли в этом христиан. Когда Рим сгорел дотла, Нерон обвинил в этом христиан, хотя, по всей вероятности, этот пожар устроил он сам. Первые христиане принимали на себя удар за многое из того, к чему они не имели никакого отношения. Они были угрозой для дьявола и царства тьмы, поэтому сатана вселял в людей ненависть к христианам и подстрекал обвинять верующих во всех отвратительных деяниях, хотя они никак не были с этим связаны. Просто они стали козлом отпущения, которого общество винило во всех своих бедах.

ВЫ НЕ ОДИНОКИ!

Кто-нибудь когда-нибудь обвинял Вас в проблемах, которые не имели к Вам никакого отношения? Вас когда-нибудь обвиняли в том, чего Вы не делали? Ваше доброе имя когда-нибудь было опорочено людьми, которые отзывались о Вас плохо? Если Вы когда-нибудь оказывались жертвой несправедливости или клеветы, помните, что в этом Вы не одиноки.
Другие верующие находились в гораздо более сложных и опасных ситуациях, чем та, в которой оказались Вы сейчас, однако они не перестали служить Богу и любить Его, не отказались они и дальше выполнять данное им Богом поручение. Не отказались они и от возложенного на них Богом задания, а устремили свой взор на «начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евреям 12:2).

КОПИРУЙ СВОЕГО УЧИТЕЛЯ!

Может наступить такое время, когда у нас не будет никакой другой возможности, кроме как последовать примеру Иисуса, в том числе подобно Ему реагировать на ложные обвинения и незаслуженные упрёки, не нанося ответного удара. Слово «пример», употреблённое в Первом послании Петра 2:21, – это перевод греческого hupogrammos
; это слово относилось к школьнику, который внимательно всматривался в почерк своего учителя и изучал его, а затем старательно копировал, выводя каждую букву так, чтобы она была похожа на букву учителя. Точно так же и нам велено изучить каждую деталь жизни Иисуса – как Он жил, как реагировал на критику, как переносил страдания.
Мы должны стремиться тщательно копировать Его отношение любви, а также Его послушание Отцу.

УНИЖЕНИЯ

Вот такую мысль Павел и передал, сказав, что он со своими помощниками был как сор для этого мира. Вместо того чтобы быть благодарными Павлу и его спутникам за то, что они осветили тьму неверующего мира светом Евангелия, эти люди неоднократно пытались стереть служителей с лица земли. С точки зрения неверующих людей, Павел и его помощники были отбросами общества.
Фраза «сор для мира» не только передавала значение внушающей отвращение грязи, но и была одним из самых грубых, унизительных, презренных оскорблений. Назвать кого-то сором, грязью или же отбросом означало нанести человеку вопиющее оскорбление. Кроме того, этими словами называли людей, павших настолько низко, например, преступников, что, как считало общество, они не имеют права жить на белом свете.

ЭТО ОЧЕНЬ ГОРЬКО!

Вас когда-нибудь обвиняли в проблемах, которые не Вы создавали? Может быть, Ваш коллега или кто-то из прихожан Вашей церкви в своих неудачах обвинил Вас? А может, случалось так, что Ваш брат (или сестра) что-то натворил, а вину свалил на Вас и наказание получили Вы, а не он? Неважно, что это была за ситуация; если Вас обвинили незаслуженно, если Вам вменили в вину то, чего Вы не совершали, порицали за ошибку, которую не Вы допустили, то не понаслышке знаете, насколько это досадно и неприятно. Конечно, очень горько, когда тебя обвиняют в чужих проступках.

ВЗИРАЙ НА ИИСУСА!

То же самое: когда мы сталкиваемся с несправедливой критикой или обвинениями в том, в чём не повинны, важно сосредоточить свой взор на Иисусе. В Библии сказано, что «будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Петра 2:23). Конечно, нужно сделать всё возможное, чтобы защитить своё доброе имя и очистить себя от возведённых на нас ложных обвинений, и сделать так будет правильно с нашей стороны. Мы должны прилагать все усилия, чтобы поддерживать свою хорошую репутацию. Однако если нас ложно обвиняют, мы должны отнестись к этому так же, как Иисус.
Вот почему Пётр сказал нам:

«Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Петра 2:21).

Новое в блогах

НАУКА СПРАВЕДЛИВОСТИ

теория и практика

…………………………………………………………………

Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом. Цицерон

Справедливость проявляется в воздаянии каждому по его заслугам. Цицерон

Наиболее полезно то, что наиболее справедливо. Цицерон

Существуют два первоначала справедливости:

никому не вредить и приносить пользу обществу. Цицерон

Когда справедливость исчезнет,

то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей.Кант И.

………………………………………………………………….

АННОТАЦИЯ. Знаменитые Мудрецы всех времен и народов учат – 1) несправедливый человек – немудрый, нечестный, бессовестный, неблагонамеренный и неблагодетельный, порочный человек, 2) справедливость – важнейшая основа теории и практики жизнедеятельсти, которая гарантирует устойчивое и ускоренное развитие человека и общества.

Современные горе-доморощенные горе-мудрецы утверждают обратное – справедливость это – иллюзорное, бессмысленное, абстрактное и полностью условное понятие, которое в реальной жизни и бесполезно и даже очень вредно.

ВВЕДЕНИЕ

Справедливость на элементарных практических примерах. Однажды вам сосед занял 100 рублей и крепко выручил вас. Потом соседу тоже потребовалось занять у вас 100 рублей и он пришел к вам. Если вы помните добро и займете соседу 100 рублей, то это будет справедливо. В противном случае это будет очень несправедливо.

Это интуитивно понятно даже малолетним детям, без всяких теорий и объяснений.

Любой ребенок автоматически на добро отвечает добром – он поступает справедливо. Так автоматически поступают даже животные. Справедливое поведение заложено на генетическом уровне – это как совесть человека – основа жизни и выживания.

Справедливость – главная составная часть совести, честности, благонамеренности и благодетельности, мудрости. Несправедливый человек автоматически бессовестный и нечестный, немудрый и хитроумный, неблагонамеренный и неблагодетельный – нравственный инвалид.

В сложных задачах жизни не всегда удается находить оптимальные и справедливые решения. Если человек имеет громадный материальный соблазн поступить плохо – криминально, нечестно, несправедливо – то, как показывает реальная практика, люди идут на это. Несправедливость – одна из форм практических проступков и преступлений, состоящая в нарушении социального равновесия.

Проблема с правильным пониманием и применением понятия справедливости появилась и резко обострилась в результате полит-манипуляций. Любой современный политик-комбинатор знает, что слово СПРАВЕДЛИВОСТЬ очень украшает речь и автоматически делает говорящего как бы сторонником и борцом за справедливость – без всякого труда и усилия и даже при наличии абсолютно несправедливых деяний.

Другая причина путаницы – понятие Абсолютной Справедливости, которое, аналогично Абсолютной Истине – представляет очень большой общетеоретический интерес, существенно отличается от земной справедливости, в принципе недоступна в полном объеме людям. Реально людям дана, как максимум, только практически абсолютная истина, которая верна в рамках реальной жизни реальных людей.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СПРАВЕДЛИВОСТИ

«Золотое правило» этики и справедливости – «поступай так, как хочешь, чтобы с тобой с поступали» — это золотое правило социального равновесия записано во всех книгах этики и мудрости (формулировки не всегда одинаковы, но смысл тот же). Больше ничего и не нужно для очень успешного решения всех этико-практических задач жизни и процветания людей и общества.

Этот принцип имеет очень глубокий научно-практический смысл – системно-информационный, социально-кибернетический.

Научно-практический простой смысл справедливости – социальное равновесие и оптимальность в поступках и делах – это великий Закон Жизни и Природы. В каждой ситуации свои – равновесие и оптимальность – для их нахождения в сложных задачах нужно очень много знать и уметь.

Имеется очень много научно-практический теорий и решений важных задач, которые основаны на подобных или аналогичных принципах равновесия и оптимальности.

Самых знаменитых правителей, которые могли принимать мудрые справедливые решения, называли так – мудрый или справедливый (почти синонимы) – этого титула удостоились немногие.

НАУЧНЫЙ ПРИМЕР. Теория игр – точная наука, которая применяется во всех сферах жизнедеятельности – от обычных детских игр до экономики. Знаменитый афоризм — «Вся наша жизнь игра и люди в ней актеры» — подтверждает великую роль игр. В этой ТЕОРИИ ИГР приходится рассматривать возможные правила игры и решения, выбирать максимально справедливые правила игры и решения, применять полученные результаты на практике. Разработан мощный научно-практический аппарат поиска таких максимально справедливых и оптимальных решений. На эту тему написано очень много книг и статей.

Задача о справедливых ценах – знаменитая экономическая задача из экономической теории игр – поставлена еще в древние времена и решена научно-практическими методами.

ПРИНЦИП ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ. Другой великий общий научно-практический «принцип золотой середины» рекомендует – «избегай крайностей», они, как правило, неоптимальны и часто губительны. На бытовом упрощенном языке это же говорят так – не кидайся, не ударяйся в крайности – они не полезны.

При рассмотрении различных возможных решений задач жизнедеятельности, оптимальное решение по этому принципу находится «посередине» всей области возможных решений, не на краю этой области. Здесь тоже идея равновесия действующих на человека факторов является центральной: при соблюдении равновесия мы получаем оптимальное решение (идеальное, самое лучшее), при нарушении равновесия – чрезмерном увлечении одним из действующих факторов (например, наркотиком) – мы оказывается в неполезной крайности (на дне жизни).

ПРИМЕРЫ. Все задачи реальной жизни, связанные с оптимальным выбором некоторого количества – употребления еды или спиртного, выполнения умственной или физической работы, допускаемого хитроумия или лени или жадности или азарта… – эффективно решаются именно этим принципом.

Этот принцип помогает найти оптимальное – в частности, максимально справедливое решение – в задачах жизнедеятельности. Можно привести тысячи успешно решенных задач по схеме этого принципа.

ТРУДНАЯ ЗАДАЧА НА СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Характерная ситуация и трудная задача – жертвуя справедливостью, можно получить соблазнительную большую выгоду, но потерять репутацию справедливого честного человека. Возникает сложная научная и жизненная задача: в какой мере можно пожертвовать справедливостью? Здесь на помощь приходят оба рассмотренных принципа.

Оба рассмотренных принципа взаимно и эффективно дополняют друг друга, позволяют решать очень трудные задачи науки и жизни.

Главные очень сильные Враги Справедливости – жадность, азарт, фикс-мании (все они – формы наркомании или фикс-идей), которые вынуждают хитроумно жертвовать Справедливостью ради несправедливого, но очень соблазнительного временного КАЙФА. Специалисты-психологи утверждают – все наркоманы являются морально и физически деградированными личностями, которые очень часто и сильно нарушают справедливость.

Друзья Справедливости – честность, правда, истина, благонамеренность, мудрость, умеренность, здравый смысл, здоровый образ жизни.

Существенное уточнение – выражения «справедливый, несправедливый» в применении к конкретным людям и обществам являются весьма упрощенными выражениями и содержат известную ошибку, которая состоит в следующем – реальные люди и общества практически не бывают абсолютно справедливыми или абсолютно несправедливыми, в реальности справедливость и несправедливость всегда присутствуют в некоторой пропорции. Если доминирует справедливость, то упрощенно говорят «это справедливо», в противном случае говорят «это несправедливо».

Обоснование этого общеизвестного факта дается и известной научной моделью человека от знаменитого писателя Л.Н. Толстого – «в человеке есть все» — и справедливость и несправедливость.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ ИЗ СЛОВАРЕЙ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ – строгое уважение прав вообще. Ценность справедливости в том, чтобы установить между людьми истинное равенство, не зависящее ни от общественной ситуации, ни от личности индивидов.

Дидье Жюлиа. Философский словарь. Пер. с франц. – М. Междунар. Отношения, 2000. — 544 с.

Другие источники определений.

Высказывания и афоризмы о справедливости

Справедливость без мудрости значит много, мудрость без справедливости не значит ничего.Цицерон

(СМЫСЛ – справедливость является важнейшей частью мудрости.)

Справедливость — это машина, которая после того, как ей дали первоначальный старт, действует сама по себе. Голсуорси Д. (СМЫСЛ – справедливость является важнейшим и устойчивым основанием и стержнем эффективного общества.)

Справедливость — истина в действии. Дизраэли Б. (СМЫСЛ – справедливость это мощный научно-практический инструмент.)

Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать им результаты несправедливости. Смит А.

Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергает и не одобряет, а все меряет справедливостью. Конфуций

Уж лучше терпеть несправедливость, чем ее совершать. Лессинг

Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы. Менандр

Крайняя строгость закона — крайняя несправедливость. Цицерон

Если бы человечество стремилось к справедливости, оно бы давно ее добилось. Хэзлитт У.

Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом. Цицерон

Никто, конечно, не рождается на свет с уже готовыми понятиями о праве и справедливости, но человеческая природа устроена так, что в известном возрасте эти истины вырабатываются естественным образом. Вольтер

Первая награда справедливости — это сознание, что справедливо поступили. Руссо Ж.

Когда справедливость исчезнет,

то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей.Кант И.

Чтобы поступать справедливо, нужно знать очень немного; но чтобы с полным основанием творить несправедливость, нужно основательно изучить право. Лихтенберг Г.

Несправедливость не всегда связана с каким-нибудь действием;

часто она состоит именно в бездействии. Марк Аврелий

Мир станет более справедливым, если станет более целомудренным. Существуют два первоначала справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу. Цицерон

Быть добрым очень легко, быть справедливым — вот что трудно. Гюго В.

Несправедливость одинаково гнусна, совершает ли ее одно лицо или множество лиц. Спенсер Г.

Самая редкая вещь, какую только можно найти на земле, —

это по-настоящему справедливый человек. Купер Ф.

Хотя всякая добродетель нас к себе влечет,

однако всего более это делают справедливость и щедрость.Цицерон

Желание абсолютной справедливости для всех людей — мечта очень благородная, но это только мечта. Из плохой глины доброго горшка не получится, вот так же и с человеческим обществом, — ну, могут ли такие скверные животные, как человек, создать идеальное общество? Олдингтон Р.

Человек, достигший полного совершенства, выше всех животных;

но зато он ниже всех, если он живет без законов и без справедливости. Действительно, нет ничего чудовищнее вооруженной несправедливости. Аристотель

Справедливость в вопросах доверия именуется добросовестностью. Цицерон

Справедливость не может быть отдельна от полезности. Цицерон

Нельзя быть справедливым, не будучи человечным. Вовенарг

Справедливость проявляется в воздаянии каждому по его заслугам. Цицерон

Наиболее полезно то, что наиболее справедливо. Цицерон

Кто не совершает несправедливости — почтенен, но боле чем вдвое достоин почета тот, кто и другим не позволяет совершать несправедливостей. Платон

Существуют два первоначала справедливости:

никому не вредить и приносить пользу обществу. Цицерон

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *