Что такое святотатство

Святотатство

Болгарские мученицы
Константин Маковский, 1877

Святота́тство (также кощунство, лат. sacrilegium) — оскорбление, осквернение святыни, язвительные насмешки, издевательство, неуважение к правилам жизни или обрядам христианства. Фома Аквинский видел в кощунстве «непочтительное обращение со священной вещью». К священным вещам он относил священников (personis sacris), священные места (locis sacris) и собственно священные вещи: освящённые сосуды (vasa consecrata), священные образы (imagines sacrae), реликвии.

Русский термин «святотатство» связан с церковнославянским понятием о воровстве — татьбе — и первоначально означал имущественное преступление, направленное на священную или освящённую собственность церкви. Он сохранял это значение в русском праве до 1917 года. В современном словоупотреблении порча или причинение ущерба церковному имуществу может квалифицироваться как «осквернение» (в значении вандализма).

Изначально понятия «святотатство» и «кощунство» строго различались. Первое, или «церковная татьба», долгое время вообще рассматривалось как обычное корыстное преступление, и только с 1653 года постепенно стало рассматриваться как преступление против религии. Кощунство по статье 182 Уложения о наказаниях определялось как «язвительные насмешки, доказывающие явное неуважение к правилам или обрядам церкви православной, или вообще христианства». Кощунник, согласно Библии, — насмешник, ругатель, осквернитель

Объектом кощунства могли быть церковные правила, предметы культа и обряды, но не сама вера, оскорбление которой считалось предметом богохуления, относившегося уже к числу тяжких преступлений.

Примечания

Ссылки

  • Святотатство (юрид.) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Богохуление // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Кощунство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Электронная еврейская энциклопедия
  • Большой Энциклопедический словарь. Москва. 1986. СЭ.

>Примеры решения задач (казусов) по Судебнику 1497 года Ивана 3-го

Понятие и содержание Судебника 1497-го года

Судебник 1497 года Ивана 3-го — нормативно-правовой акт, охватывавший содержание всех принятых к тому времени в средневековой Руси законов и указов, применявшихся в процессе осуществления правосудия. По сути, этот судебник был одной из первых попыток кодификации норм права, поскольку в едином документе были собраны правовые нормы, служившие основой для деятельности государственных судов того времени.

В то же время, интересно отметить тот факт, что, несмотря на активное применение в судопроизводстве, Судебник 1497-го года, будучи главным нормативно-правовым документом того исторического периода, на практике не получил официального признания именно как кодифицированный единый документ имеющий официально признанную законную силу единого юридического документа. Нормативные документы, вошедшие в состав Судебника Ивана III, не подвергались строгой каталогизации или какой-либо систематизации. В его состав вошли нормы таких правовых актов как:

  • Русская правда;
  • Судебные грамоты, содержание которых охватывало нормы судопроизводства в различных княжествах Руси, а также местные нормы права;
  • Уставные грамоты, регламентировавшие порядок осуществления местного самоуправления (по сути — свод нормативных актов от органов верховной власти);
  • Описания судебных процессов и решений по частным случаям.

Документы, действовавшие до принятия Судебника 1497 года, и вошедшие в его состав просто собрали вместе «под одной обложкой» и весьма приблизительно распределили по отраслям права. При этом отсутствовала четкая система структурирования документа, что затрудняло работу с Судебником.

Решение казусов по Судебнику 1497 года

Для практического изучения норм этого исторического нормативно-правового акта студенты решают на их основе ряд казусов. Предлагаем некоторые примеры решения казусов по Судебнику 1497 г.

Казус 1. Крестьянин Филипп самовольно переставил межевой знак, захватив тем самым боярскую землю. Какое наказание он понесет по Судебнику 1497 г.?

Решение:

Статья 62 Судебника 1497 года «О межах» гласила: «Если кто-нибудь перепашет межу или повредит межевые знаки у боярина и монастыря на земле великого князя или у великого князя на боярской и монастырской земле, или у боярина на боярской или монастырской земле, или у монастыря на боярской земле, он подвергается битью кнутом и с него взыскивается рубль в пользу истца. Если перепашет или перекосит межу крестьянин у крестьянина своей же волости или села, то волостель или посельский взыскивает с виновного штраф в 2 алтына и вознаграждение в пользу потерпевшего от перепашки в зависимости от человека и количества перепаханного по своему усмотрению».

Таким образом, ст. 62 предусматривала ответственность за повреждение или уничтожение межевых знаков и запашку чужой земли. Воспроизводя в основном ст. 18 Белозерской и ст. 4 Двинской уставных грамот о наказании за нарушение межевых знаков, ст. 62 усиливала охрану земельной собственности феодалов. Охране подлежали не только земли великого князя, но также боярина и монастыря. Статьей вводился новый для данного преступления вид наказания. Если раньше нарушители подлежали разного рода штрафам, то по данной статье виновного в повреждении межевых знаков или перепашке земли собственника-феодала предписывалось бити кнутием, да исцу взяты на нем рубль. Это же преступление, но совершенное крестьянами промежу себя, влекло за собой денежный штраф (за борон по два алтына) и возмещение убытков пострадавшему, размер которых устанавливался посольским по принципу посмотря по человеку и по ране и по рассуждению.

Итак, с учетом норм ст. 62 Судебника 1497 года крестьянин Филипп самовольно переставивший межевой знак, захватив тем самым боярскую землю, подлежал наказанию в виде битья кнутом, в также с него взыскивается рубль в пользу истца, то есть боярина.

Казус 2. Ивашка украл из церкви лампаду. Какое его ожидает наказание по Судебнику 1497 г.?

Решение:

Наиболее яркой чертой правового регулирования ответственности за кражу (татьбу) согласно Судебнику 1497 года являлось то, что она каралась гораздо строже грабежа и вообще входила в число наиболее тяжких преступлений наряду с разбоем и убийством.

Согласно ст. 9. «Совершивший убийство господина, крамолу, церковную кражу или святотатство, кражу, сопровождавшуюся убийством, передачу секретных сведений или оговор невиновного, поджог города с целью предать его врагу, а также ведомый лихой человек карается смертной казнью».

В соответствии со ст. 10 «Если вор впервые совершит кражу, кроме кражи церковной или сопровождавшейся убийством, и никаких доказательств о совершении им ранее краж не будет, он карается торговой казнью, подвергается «продаже» по усмотрению судьи и с него взыскиваются убытки, понесенные истцом. При отсутствии у виновного имущества для возмещения убытков, понесенных истцом, он подвергается битью кнутом и выдается истцу в холопство до уплаты или отработки нанесенных им убытков, а взыскания в суде не производятся».

В соответствии со ст. 11 «Вор, совершивший кражу вторично, карается смертной казнью, а из его имущества возмещаются убытки, понесенные истцом. Оставшаяся часть имущества поступает судье. При отсутствии у такого вора имущества, с которого можно взыскать убытки, понесенные истцом, он не выдается истцу до отработки или выплаты долга, а карается смертной казнью».

Как видно из указанных статей Судебника 1497 года Татьба могла быть как простой, то есть без отягчающих и смягчающих обстоятельств, так и «квалифицированной» — с отягчающими обстоятельствами. Максимально сурово наказывались следующие виды кражи:

  1. церковная татьба (ст. ст. 9, 10), то есть хищение из церкви священных предметов; в силу двойственности объекта данного правонарушения оно являлось и преступлением против собственности, и преступлением против Церкви;
  2. повторная татьба (ст. 11);
  3. «головная» татьба, то есть похищение свободного человека с целью его продажи в рабство (ст. ст. 9, 10).

Таким образом, Ивашка, украв из церкви лампаду, совершил наиболее тяжкий вид кражи – церковную татьбу. За это преступление согласно ст. 9 Судебника 1497 г. Ивашка подлежит смертной казни.

Казус 3. Из боярской конюшни пропал конь. Сельские старики указали на Федота, отличавшегося буйным нравом. Какое наказание может ожидать Федота по Судебнику 1497 г.?

Решение:

Согласно ст. 12. «Обвинение кого-либо в воровстве со стороны пяти-шести добрых людей из числа детей боярских или черносошных крестьян, подкрепленное присягой, в случае, если будет доказано, что обвиняемый воровства ранее не совершал, влечет для него обязанность удовлетворить предъявленный истцом иск без разбора дела по существу».

По ст. 12 оговор в воровстве со стороны 5—6 добрых людей, даже при отсутствии доказательств в виновности (а довода на него в прежнем деле не будет), влек для оговоренного обязанность удовлетворить требования истца без разбора дела по существу (ст. 12).

Оговор со стороны добрых, т. е. благонадежных с точки зрения господствующего класса, людей приобретал в глазах законодателя безусловную доказательственную силу. К добрым людям обычно относились дети боярские, составлявшие разряд свободных служилых людей, занимавшие низшие и средние должности в армии и системе управления и получавшие за свою службу земельные пожалования, или волостные крестьяне, сидевшие на черных землях, находившихся под управлением общей администрации, и целовавшие крест, т. е. присягавшие при избрании их населением для выполнения различных должностей в органах местного управления. Таким образом, добрые люди являлись представителями господствующего класса или зажиточной части крестьянского населения.

Таким образом, Федот по свидетельству сельских стариков будет признан виновным в краже коня. Он будет обязан согласно ст. 12 удовлетворить требования истца. Кроме того, за совершение кражи по ст. 10 он подлежит торговой казни. Торговая казнь означала битье кнутом, которое производилось палачом на торгах, площадях или в иных местах скопления народа, с целью устрашения последнего. При отсутствии у Федота имущества для возмещения убытков, понесенных истцом, он подвергается битью кнутом и выдается истцу в холопство до уплаты или отработки нанесенных им убытков.

Казус 4. Василий судился с Тихоном из-за долга последнего. При этом Василий подкупил дьяка, подделавшего подпись Тихона, что было впоследствии выявлено. Каков будет исход дела по Судебнику 1497 г.?

Решение:

Согласно ст. 67. Судебника 1497 г. «О взятках и о свидетельских показаниях»:

«Надлежит объявить по рынкам в Москве, во всех городах Московской и Новгородской земли и во всех волостях о запрещении истцам и ответчикам обещать судьям и приставам взятки за разбирательство дела, а свидетелям давать показания, не зная дела, повелев им говорить правду. В случае обнаружения впоследствии ложности показания свидетеля с него взыскиваются все убытки и расходы, понесенные потерпевшим».

В этой статье предписывалось публичное объявление (прокликать по торгам)о запрещении взяток и лжесвидетельства. Данное установление сходно с положением ст. 1 Судебника, в котором судьям запрещается брать посулы и решать дела, исходя из своих выгод. В тоже время уголовная ответственность за лжесвидетельство, подлог не устанавливалась.

Лишь в Судебнике 1550 г. впервые будет установлена ответственность за подлог. Так согласно ст. 4 Судебника 1550 г. «А которой дьяк список нарядит или дело запишет не по суду, не так, как на суде было, без боярского, или без дворецкого, или без казначеева ведома, а обыщетца то в правду, что он от того посул взял, и на том дьяке взяти перед боярином вполы да вкинути его в тюрму». По этой статье дьяк, составивший за взятку подложный протокол судебного заседания либо неправильно записавший показания сторон или свидетелей, уплачивал половину суммы иска. Другую половину возмещал боярин, который, будучи высшим по должности лицом, должен был следить за своим подчиненным. Дьяк, кроме того, подлежал тюремному заключению. Однако в судебник 1497 года подобных норм еще не содержал.

Также необходимо отметить, что согласно ст. 59 «Попа, дьякона, монаха, монахиню, церковного старосту и вдову, находящихся на иждивении церкви, судит святитель или его судья. Если судится светский человек с духовным, то суд должен состоять из духовных и светских представителей. Если вдова не находится на иждивении церкви, а живет своим хозяйством, она не подлежит духовному суду». Иначе говоря, согласно норм ст. 59 Судебника 1497 года дьякон подлежал церковному суду.

Таким образом, по нормам Судебника 1497 года Василий возместит Тихону все убытки и расходы, понесенные им вследствие лжесвидетельства в виде подделки подписи. Что касается дъяка, то его будет судить церковный суд, согласно же нормам гражданского суда ответственности за свои действия дъяк не понесет.

Что значит богохульство для православного христианина? Является ли это грехом, какое за него предполагается наказание и считается ли это кощунством?

Эти вопросы крайне важны для христианина, который заботится о своем духовном состоянии и стремится расти и познавать Господа, поэтому следует подробно изучить эти вопросы и ответы на них дать подробные.

Происхождение и значение слова

Что такое кощунство в православии? Данное слово известно всем и часто употребляется даже в шутливом разговоре, но что на самом деле оно означает? Наиболее близкими синонимами его являются слова «надругательство», «святотатство» и «богохульство». Различные словари трактуют кощунство по-разному:

  1. Википедия:
    • глумление по отношению к человеку, заключающееся в высмеивании его дорогих и важных вещей;
    • оскорбление религиозного чувства или святыни.
  2. Современный словарь:
    • оскорбление чувств верующих;
    • надругательство над дорогим и почитаемым предметом для кого-либо.
  3. Новый словарь:
    • оскорбление святыни для верующих.
    • поругание чего-либо почитаемого.
  4. Большая энциклопедия СССР:
    • издевательское отношение к предмету веры;
    • издевательство и насмешки над памятью людей, открытиями науки и искусства, человеческими подвигами, моралью и т. п.
    Толковый словарь русского языка

При правлении императорской семьи в России кощунство приравнивалось, точно также, как и богохульством, к преступлению против веры. Несмотря на то, что данные понятия могут достаточно широко объясняться.

Читайте еще о кощунстве:

  • Зоино стояние
  • О фильме «Матильда»
  • О Ванге

Точные источники термина неизвестны, но существуют несколько теорий:

  1. от древнерусского «кощюны» с буквой «Ю» во втором слоге;
  2. от старославянского «кощун», что значит насмешка или грех;
  3. от латинского совмещение слов «sacer» или священный и «legere» или читать.

Рассмотрим отношение православной церкви к данному термину и Божьи повеления относительно кощунников.

Кощунство и богохульство в православии

Сегодня у слова «кощунство» достаточно много синонимов, но ранее, до 1917 года, все они имели конкретное значение. Например, «святотатство» употреблялось при описании страшных поступков варваров — ограбление могил и священных храмов, что нарушало всяческие законы морали.

А вот «татьба» — это воровство или преступление против церковной собственности. Отсюда и произошло «свято-татство», т. е. похищение святыни в 1653 году, когда слово стало означать в целом религиозное преступление точно так же, как и «богохульство».

«Кощунство» изначально определяло неуважительное отношение к церковным ритуалам и правилам христианства. Сегодня это все родственные выражения, которые говорят о нарушении морали и неуважительном отношения к вере.

Как православному человеку реагировать на кощунство?

Что такое кощунство в православии и как верующий человек должен реагировать на такое поведение? Существительное «кощунство» является и глаголом одновременно (кощунствовать), имеющие одинаковое значение — действие, оскорбляющее чувства религиозных людей.

Важно! Согласно Писанию, кощунник — это тот, кто является осквернителем и насмешником. Кощунник в православии — это человек, пренебрежительный и саркастически настроенный против предмета поклонения и почитания другого человека. Тот, кто «сеет» клевету, издевается и насмехается, не совершает должным образом обряды, установленные церковью или, не уважает Божье слово и повеления.

Также выделяют и кощунство над личностью — непочтительное отношение к служителям Церкви, причинение вреда, осквернение словами или действиями человека, служащего на ниве Божьей.

Такое кощунство может включать:

  • действие против целомудрия;
  • избиение священнослужителя;
  • привлечение служителей к ответственности по гражданским законам, а не по канонам.

Что значит богохульство для верующего? Для любого православного христианина Господь является Господом, Царем и Отцом. Он спас людей через Сына Своего Иисуса Христа и Его одного почитают. Когда кто-либо позволяет насмехаться над Ним, оскорбительно отзываться о Церкви и верующих все это причиняет боль христианину и, конечно, обиду.

О духовной жизни православного христианина:

  • Страшный Суд
  • Существует ли у человека душа
  • Почему болит душа и хочется плакать

Никто не хочет, чтобы оскорбляли и поносили родственников, семью, дорогих людей и вещи, но некоторые люди считают своим долгом унизить другого. Христианство — это религия любви, именно Христос заповедал людям «Любить ближнего своего как самого себя» и в этой заповеди нет исключения для богохульников и кощунников.

Совет! Любить следует всякого. Однако при этом не следует более сообщаться с такими людьми или слушать их. О них стоит просить Господа и молить об их спасении, но реагировать словесно или более того руками ни в коем случае нельзя!

Грех кощунства и богохульства

Церковь на протяжении всего своего существования многократно подвергалась оскорблениям и поношениям. Если в первые века людей, принявших Христа как своего Спасителя, убивали, распинали и умерщвляли любыми путями, то сегодня чувства их стараются унизить и оскорбить.

Как Господь реагирует на грех кощунства и есть ли наказание для таких людей — важный вопрос, но не менее важный и вопрос о том, как верующим следует реагировать на такие действия?

На последнем Архиерейском Соборе Церкви в 2011 году был разработан и принят программный документ, в котором содержится план действия в случае клеветы на Церковь и богохульства. Прежде всего, там описаны различия между конструктивной критики в адрес Церкви и ее оскорбления. В частности, объясняется, что именно считается богохульством — сознательная попытка унижения религиозных святынь, священных для православных верующих, выраженная словесно или конкретными действиями.

Архиерейский Собор Церкви

То есть если унижение направлено на конкретного священнослужителя как на человека, то это не считается богохульством, но если он подвергается насмешкам из-за веры, которую исповедает, то это уже грех богохульства, поскольку унижается Святой Дух, присутствующий в каждом верующем.

Важно! Следует также помнить, что Церковь — это организм и оскорбляя один его член, оскорбляют весь организм.

Наказание

Вина хулителя растет в зависимости от размеров святыни, которую он похулил. Например, поругание христианина менее греховно, нежели поругания Господа и более, нежели осквернение неживого предмета (икона, храм и пр.). Если человек, допустил в сердце своем насмешку над чем-либо священным и не раскаялся, то Страх Божий начинает покидать его, что приводит к усугублению греха, как написано в Писании «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства» (Рим.1:28).

Публичное неуважение к любым предметам, связанных с православной верой, является богохульством и попадает под определение «оскорбление чувств верующих», независимо от того, что именно подвергается унижению (человек, икона, святыня и пр.). За такой поступок существует несколько наказаний:

  1. Божье наказание — если человек не раскаивается в своем поступке, то Господь допустит в его жизнь наказание за такой грех.
  2. Юридическое или государственное на основе поправки «За оскорбление чувств верующих».
  3. Наказание верующими, на основе законодательства о своих правах и свободах, которые предполагают защиту взглядов человека, в том числе и религиозных, от унижения.

Если во времена Моисея богохульников общество побивало камнями (книга Левит), то сегодня верующие могут использовать соответствующие меры для защиты, которые начинаются с отлучения от Церкви и заканчиваются требованиями о лишении свободы такого человека.

Следует помнить при этом и о том, что кощунник вредит не Богу, а самому себе, поскольку тем самым лишает себя вечности и подвергает душу страшному наказанию — лишения Божьей милости. Поэтому такой человек, прежде всего, нуждается в сожалении, но должен понести наказание.

Существует две крайности в отношения богохульства:

  1. Безразличие, которое рано или поздно приведет к принятию и повторению этих действий самим верующим;
  2. Человеконенавистничество, когда верующие готовы применять даже силу, чтобы наказать богохульника.

Это два неправильных пути, которые принесут лишь злобу и негодование, но не смогут исправить отношение.

Совет! В случае унижения, христианин должен брать пример с Христа — когда Его поносили, Он отвечал смиренно и кротко, но мудро, что ставило обидчиков в тупик.

Так и христианам, следует отвечать и отстаивать свою веру, но делать это кротко и мудро, чтобы обидчики не смогли найти в себе силы или ума для ответа.

Проповедь о безумии зла и о Божьем благоволении к человеку

Смотреть что такое «Святотатство» в других словарях:

  • святотатство — Богохульство, кощунство. Прот. богохульство… Первосвященник сказал: Он богохульствует: на что вам еще свидетелей? вот теперь вы слышали богохульство Его . Матф. 26, 65. кража и вообще оскорбление святыни; насмешка над святыней; оскорбление… … Словарь синонимов

  • Святотатство — Святотатство ♦ Sacrilège Оскорбление святого. Святотатцем в строгом смысле слова является, например, человек, плюющий на крест (именно так поступил Джордано Бруно на костре). В более широком смысле святотатством называют насилие, пытку,… … Философский словарь Спонвиля

  • СВЯТОТАТСТВО — в Русском государстве XV XVIII вв. название особо тяжкого преступления, направленного против церкви. Наказывалось смертной казнью … Юридический словарь

  • СВЯТОТАТСТВО — СВЯТОТАТСТВО, поругание церковной святыни, кощунство, богохульство. В переносном смысле оскорбление чего либо глубоко чтимого … Современная энциклопедия

  • СВЯТОТАТСТВО — поругание церковной святыни, кощунство, богохульство. В переносном смысле оскорбление чего либо глубоко чтимого … Большой Энциклопедический словарь

  • СВЯТОТАТСТВО — СВЯТОТАТСТВО, святотатства, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Кощунство, богохульство, поругание церковной святыни (первонач. кража церковных вещей; церк.). 2. перен. Оскорбление чего нибудь заветного, особенно дорогого, святого. Толковый словарь Ушакова … Толковый словарь Ушакова

  • СВЯТОТАТСТВО — СВЯТОТАТСТВО, а, ср. (книжн.). Поругание, оскорбление чего н. заветного, святого . | прил. святотатственный, ая, ое. С. поступок. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • Святотатство — (юрид.), как имущественное посягательство, направленноена священные или освященные предметы, заключает в себе два момента:корыстную цель, свойственную имущественные посягательствам вообще, иоскорбление религиозного чувства верующих. Отсюда… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • святотатство — святотатство. Произносится … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Святотатство — СВЯТОТАТСТВО, поругание церковной святыни, кощунство, богохульство. В переносном смысле оскорбление чего–либо глубоко чтимого. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *