Что такое типикон

Знаете ли Вы, кто составил первый богослужебный устав? Чем Типикон может быть полезен мирянину? И какие события церковной жизни нельзя пропускать в этом месяце? Об этом и не только – в нашем сегодняшнем тексте.

Образец

Лавра Саввы

Именно так с греческого языка дословно переводится слово «типикон». Первый Типикон в Православной Церкви был создан преподобным Саввой Освященным в VI веке. Книга регламентировала порядок совершения богослужений и включала в себя указания об устройстве монастырской жизни. Типикон стал регламентом молитвенной жизни обители, а впоследствии получил название Иерусалимского устава или устава преподобного Саввы Освященного. С XIV века Иерусалимский устав сменил на Руси Студийский и действует с некоторыми изменениями (по результатам Книжной справы XVII века) по сей день.

Очевидно, что святой Савва дал название своей книге, желая сформулировать идеальный образ совершения православного богослужения. В Типиконе приводилось чинопоследование служб вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, часов и литургии без опущений. Все молитвословия, а также действия, призванные выразить любовь человека к Богу, а также подробно заключить в весь строй службы богословские истины и библейскую историю, сохранялись полностью. Со временем менялся и ритм жизни, и возможности людей. Типикон стал восприниматься как книга-идеал, к исполнению которого нужно стремиться, но не слепо. В наши дни исполнение уставного богослужения стало редким не только для приходских общин, но и для монашеских.

Однако, это вовсе не значит, что служба стала совершаться неправильно. Наоборот, гибкий подход к исполнению церковного устава соответствует правилу:

«суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27)

Великий миротворный круг

Типикон

А в широком смысле Типиконом называется не отдельный устав о богослужении, а книга, включающая еще и указания о православных праздниках и постах. Благодаря Типикону определяется ежегодная дата Пасхи, подвижные праздники церковного календаря, а также регламентируется порядок службы в случае наложения друг на друга нескольких значимых событий (например, как совершать богослужение, если Благовещение Богородицы выпало на Вербное Воскресенье или Лазареву Субботу).

В Типиконе содержатся и назидательные главы, и молитвословия, и последовательность чтений тех или иных частей богослужения (например, канонов). В русской традиции книга имеет еще название Око Церковное, а священники даже приносят на ней присягу. Типикон своим содержанием подвигает верующего к аскетической и нравственной жизни. Изучение книги мирянами позволяет им глубже проникнуть в понимание православного календаря.

Согласно уставу

Православная Церковь живет по юлианскому календарю. Его даты не совпадают с теми, по которыми привыкли жить мы. К примеру, ноябрь в Типиконе начинается… с 14-го числа. А это значит, что мы с Вами можем вместе посмотреть, какие значимые праздники ожидают Церковь в ближайшем месяце!

21 ноября отмечается Собор архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Подать записку на литургию нашим ангелам-хранителям можно здесь:

22 ноября Церковь вспоминает святителя Нектария Эгинского, знаменитого святого XX века, претерпевшего много страданий лишь за свою деятельную позицию. Подать записку на литургию святому Нектарию можно здесь:

Нектарий Эгинский

23 ноября отмечается день памяти колесования великомученика Георгия Победоносца. Святой перенес тяжелые страдания за Христа, не отступил от веры, а теперь предстоит Престолу Божию, молясь за всех нас. Подать записку на богослужение в день памяти Георгия можно здесь:

>Георгий Победоносец

24 ноября Церковь чтит память Иоанна Златоуста. Этого святого Вам представлять не нужно, а подать записку на литургию о близких можно здесь:

Иоанн Златоуст

27 ноября по календарю празднуется день памяти апостола Филиппа. А на следующий день начинается Рождественский пост. Кстати, пост еще носит название Филиппов, что напрямую связано с датой памяти апостола. Подать записку на литургию о близких в канун поста можно здесь:

Апостол Филипп

28 ноября празднуется сразу два значимых праздника. Вспоминаются покровители семьи мученики Гурий, Самон и Авив, а также преподобного Паисия (Величковского), афонского монаха и переводчика святоотеческих трудов. Подать записку на литургию можно здесь:

>Гурий, Авив и Самон

Гурию Самону и Авиву у их святых мощей:

Преподобный Паисий

29 ноября Церковь вспоминает еще одного апостола, к тому же и создателя одного из Евангелий, – Матфея. Подать записку о близких на литургию можно здесь:

ТИПИКОН

ТИПИКО́Н (греч. Typikon) (Типик, Устав), богослужебная книга (см. БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ) Православной церкви, содержащая практическое руководство для церковной службы и монастырской жизни. В литургике (науке о богослужении (см. БОГОСЛУЖЕНИЕ в христианстве)) под Типиконом понимаются также историческая традиция богослужения в данной Церкви и богослужебный обряд. В Типиконе указывается, когда и в каком порядке должны читаться тексты, находящиеся в Октоихе (см. ОКТОИХ), Минее (см. МИНЕИ), Триодях (см. ТРИОДЬ) и других богослужебных книгах. Типикон определяет набор и состав богослужебных и четьих (для чтения) книг, и его история имеет определяющее значение при исследовании всех остальных памятников церковной письменности.
Монашеские Типиконы
Самые первые Типиконы — монастырские Уставы — появились вместе с зарождением монашества (см. МОНАШЕСТВО) в 3—4 вв. В них мало развита собственно литургическая часть, а в основном содержатся правила, регламентирующие строй монашеской жизни, и требования, которые должны выполнять монахи, чтобы достигнуть высшего нравственного совершенства.
Первая монашеская община, основанная Антонием Великим (см. АНТОНИЙ Великий) в 305, была общиной отшельников, живших в скитах отдельно друг от друга (такие подвижнические общины назывались лаврами (см. ЛАВРА)) под руководством аввы (духовного наставника), власть которого всецело основывалась на его нравственном авторитете. Монастыри преподобного Антония являлись переходной ступенью от строгого анахоретства (см. АНАХОРЕТСТВО) к строгому общежитию (киновии (см. КИНОВИЯ)), в них не было каких-либо письменных правил, и строй жизни не был разработан в деталях.
Пахомий Великий (см. ПАХОМИЙ ВЕЛИКИЙ) (292—348) основал первую киновию — строго общежительный монастырь и дал ей письменный устав. Подвижники, собираясь в одну общину под управлением аввы, проводили жизнь вместе в одном или нескольких помещениях (монастырях (см. МОНАСТЫРИ)), следуя одним общим правилам. Все общество монахов, разделенное Пахомием на 24 класса по степени развития их духовной жизни, управлялось, помимо аввы, также настоятелями и игуменами (см. ИГУМЕН (настоятель)); в каждом доме были, кроме того, еще частные надзиратели, подчиненные настоятелям. Монахи должны были проводить жизнь в молитве, чтении духовных книг и трудах. Общественное богослужение совершалось два раза в сутки — днем и ночью. Пища употреблялась самая простая, раз в сутки, в полдень. Монахам предписывалось безмолвие, совершенная нестяжательность и строжайшее послушание. Основой общежития были власть, регламентация и кара (епитимия (см. ЕПИТИМЬЯ)) — средства, которых не знали монастыри анахоретского типа. «Правила», составленные преподобным Пахомием, регулировали все важнейшие стороны монастырской жизни ( пища, сон, одежда, прием в монастырь, управление им ), но ограничивались о каждой из них самыми общими указаниями, приноравливая подвижническую практику к человеку со средними духовными способностями.
Монашеский устав преподобного Иоанна Кассиана (см. ИОАНН КАССИАН) (ум. 435) представляет собой дальнейшую стадию развития правил общежительных монастырей в отношении молитвы и богослужения. Основой богослужебного чина египетского монашества, по Иоанну Кассиану, является пение на вечерних и ночных службах по 12 псалмов, за которыми следуют каждый раз два чтения: из Ветхого и Нового Завета. В субботу и воскресенье оба чтения берут из Нового Завета, одно из Апостола (см. АПОСТОЛ), другое из Евангелия (см. ЕВАНГЕЛИЯ).
Монашеский устав святого Василия Великого (см. ВАСИЛИЙ Великий) (329—379), составленный им для монастырей Малой Азии, представлен в 55 «Правилах, пространно изложенных в вопросах и ответах» и 313 «Правилах, кратко изложенных в вопросах и ответах». В его Уставе не содержится подробной регламентации деталей монастырской жизни, но дается общая теория подвижничества, которая больше отвечала духу палестинского монашества. Молитва, по святому Василию, должна быть непрерывна, всегда сопровождая и работу инока, однако некоторые часы дня и ночи особенно предпочтительны: утро, 3, 6, 9 часы, окончание дня, наступление ночи и полночь. Иноку следует каждый день причащаться запасными Святыми Дарами (см. СВЯТЫЕ ДАРЫ). Немалое значение придается внешности монаха. Пища должна приниматься в определенное время, один раз в сутки. Все остальное время подвижнику следует проводить в умном делании (молитве). Василий Великий дает наставления, носящие носят общий характер, об управлении монастырем, о надзоре за братией со стороны настоятеля, о приеме поступающих в монастырь. Устав Василия Великого распространился по всему Востоку.
Устав святого Бенедикта Нурсийского (см. БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ), основателя уставного киновийного монашества на Западе, в целом развивает традиции устава общежительных монастырей преподобного Пахомия Великого.
Развитие Типикона
Следующим этапом в развитии Типикона была кодификация порядка богослужения, развитие литургической и синаксарной частей и разделение литургической и дисциплинарной частей. Наиболее известны Типиконы Студийский, Иерусалимский и Великой Церкви.
Студийский Типикон отражал богослужебные особенности Студийского Константинопольского монастыря и связан с именем его игумена, Феодора Студита (см. ФЕОДОР СТУДИТ) (ум. 826), при котором монастырь достиг наивысшего расцвета. Студийский устав в полном виде не был изложен Федором Студитом письменно, а соблюдался на основе кратких студийских записей, а также устной традиции. В 11 в. Студийский устав был принят в большинстве монастырей Византийской империи. Однако ни одного списка Студийского типикона не сохранилось — он известен лишь по многочисленным редакциям, принятым в других монастырях.
В 12 в. на смену Студийскому пришел Иерусалимский Типикон, отразивший черты константинопольского монастырского и кафедрального обряда, испытавшего влияние типикона Лавры святого Саввы Освященного (см. САВВА Освященный) под Иерусалимом, и приписываемый преподобному Савве. Основное различие Студийского и Иерусалимского Типиконов указано в «Тактиконе» Никона Черногорца (11 в.): по Студийскому уставу не полагается Всенощных бдений (см. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ) и на Утрене (см. УТРЕНЯ) — великого славословия (см. СЛАВОСЛОВИЕ (молитва)), а в уставе Иерусалимском это предусматривается. Кроме того, в Иерусалимском Типиконе вводятся великая и малая Вечерня (см. ВЕЧЕРНЯ), увеличивается количество гимнографических элементов: стихир (см. СТИХИРА), канонов и других частей богослужебных последований. Однако оба Типикона образовались на одной общей литургической основе и имеют одно и то же содержание службы.
Типикон Великой Церкви был принят в Великой Софии Константинопольской в 9—11 вв. и отражал особенности соборного богослужения, основной чертой которого являлся чин т. н. «песненного последования». Для него характерно отсутствие стихир и канонов, антифонное исполнение псалмов (см. ПСАЛМЫ), чтение Евангелия (см. ЕВАНГЕЛИЯ) после 6-й Библейской песни и другие особенности. Чин «песненного последования» требовал большого количества певцов и изощренной певческой культуры. Полной записи Типикона Великой Церкви не сохранилось, о нем можно судить на основе немногочисленных музыкально-литургических рукописей, отразивших богослужебную практику Великой Церкви, а также на основе описания преподобного Симеона Солунского.
История Типикона на Руси
На Руси до 11 в. был распространен Устав Великой Церкви. В 60-х гг. 11 в. в Киево-Печерском монастыре преподобным Феодосием Печерским (см. ФЕОДОСИЙ Печерский) был введен Студийский Типикон в редакции, составленной Алексием, патриархом Константинопольским в 1025—42, бывшим студийским игуменом. Устав патриарха Алексия был получен непосредственно из Константинополя, и его перевод с греческого был, возможно, осуществлен преподобным Ефремом Печерским (впоследствии митрополитом Переяславским).
На Руси Студийский Типикон просуществовал до середины 14 в., затем постепенно стал вытесняться Иерусалимским. В Сербии первый перевод Иерусалимского Устава был выполнен архиепископом Никодимом в 1319, в Болгарии он был введен патриархом Евфимием Тырновским после 1375, на Руси — митрополитом Киприаном (1336—1406). Первые русские списки Иерусалимского Типикона датируются концом 14 в. В 1401 году список Иерусалимского Типикона был привезен из Константинополя Афанасием Высоцким (см. АФАНАСИЙ Высоцкий), который перевел его с греческого в монастыре Перивлепто. В 14—17 вв. на Руси существовало около 6 редакций Иерусалимского Типикона, среди них — «Око-зрительный устав» архиепископа Геннадия. Списки Иерусалимского Типикона начинались общей частью, где излагался порядок вседневной службы (главы «О нощеденственном богослужении», «Сказ о малой вечерни», «Сказ о всенощном бдении», «Чин малой павечерницы», «Чин обычной павечерницы», «Чин обычной полунощницы», «Чин часам, како подобает петь все дни»), затем следовал Месяцеслов, Марковы главы и Службы по Постной и Цветной Триодям.
Состав современного Типикона
В полном виде Типикон состоит из двух больших разделов: литургического и дисциплинарного. Литургическая часть делится на триодную и месяцесловную (синаксарную) части, которые сложились еще на византийской почве. Триодная часть содержит описание богослужебных последований по Постной и Цветной Триоди, синаксарная часть — по месяцеслову (см. МЕСЯЦЕСЛОВ), в календарном порядке с 1 сентября по 31 августа (древнейшие списки Типикона начинаются триодной частью, затем следует синаксарь, в позднейших списках порядок обратный).
Современный Типикон может быть разделен по своему содержанию на три основных части. Часть первая (с 1 по 47 главы) содержит общие указания на порядок совершения служб («Чин малыя вечерни», «Чин великия вечерни», «О святем, имущем бдение в неделю», «О святем, имущем полиелей в неделю» и др.), а также главы дисциплинарного характера (гл. 26—47): «О бесчинных воплех», «О еже не творити бесед в церкви», «О молчании на трапезе» «О одеждах и обущах» и др. Вторая часть (от 47 до 52 главы) содержит описание богослужебных последований на каждый день года (Месяцеслов) с Марковыми главами (регулирующими порядок соединения подвижного и неподвижного богослужебных кругов (см. БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ)), а также служб Триодного круга. Третья часть (главы 52—60) содержит певческое приложение к Типикону: тексты тропарей (см. ТРОПАРЬ), кондаков (см. КОНДАК), троичных, светильнов (см. СВЕТИЛЬНИК), прокимнов (см. ПРОКИМЕН) и др. песнопений из Октоиха и «на всякую потребу».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *