Что такое тропарь

Что такое тропарь, когда и как можно читать

Слово «тропарь» имеет греческие корни и в буквальном переводе означает мелодия, напев. Этим термином принято обозначать одно из древнейших православных церковных песнопений.

По существу, тропарь дня или праздника раскрывает в своём тексте сущность церковного праздника или прославляет того или иного святого. В таких молитвословиях прославляются житие и духовный подвиг святого. В отличие от тропаря, кондак может дополнять и развивать основную его тему. В целом и кондак, и тропарь представляют собой логически завершённые короткие молитвословия.

Оглавление:

  • Какие бывают разновидности
  • Тропари по дням недели
  • Порядок пения

Впервые упоминание о христианских тропарях обнаруживается в Уставе Великой Константинопольской церкви. Такие молитвы не были взяты из Священного Писания и не являются библейскими песнопениями или псалмами. Считается, что основоположником такого жанра является преподобный Роман Сладкопевец.

В настоящее время сборник можно приобрести в виде особого издания – Тропариона.

Какие бывают разновидности

Существует определённая классификация этих церковных славословий, которые употребляются в сочетании с разными эпитетами.

С развитием Божественной литургии стали создаваться песнопения к разным случаям жизни:

  1. Отпустительный – это короткое заключительное молитвенное песнопение в церкви, которое прославляет текущий праздник, святого или определённую икону. Строго говоря, именно эта разновидность и является тропарём в истинном значении этого слова.
  2. Тропарь канона. В этом случае песнопение являет собой отдельные строфы, входящие в состав канона.
  3. Отдельная разновидность – тропари на «Господи воззвах».
  4. Существует также градация по их внутреннему содержанию – Богородичен, Крестобогородичен, Троичен, Покаянен, Воскресен и пр.
  5. По своей тематике они также подразделяются на постные и праздничные.
  6. стихира служит повторением текста того или иного псалма.
  7. Кафизма – это особое песнопение, которое является как бы вставкой между основными песнопениями в церкви.
  8. Кондак – это тропарь третьей и шестой песен канона.
  9. Ирмос – это песнопение, которое поётся в самом конце всеми, кто присутствует в храме.

Ежедневные тропари и кондаки принято ещё называть словесными иконами, а силу из неразрывной связи с этими святынями. Изначально их писали прозе, и предназначались они для поминовения святых мучеников, кто прославляется в тот или иной день. В наши дни они стали парными песнопениями, которые молящиеся исполняют хором во время богослужения.

Порядок пения

В дни престольных или храмовых праздников на литургии принято исполнять один тропарь и один кондак.

Если речь идёт о малых, средних и полиелейных праздниках святых во время литургии каждого дня за исключением субботы поются также прославления храмового святого. Если дата среднего или малого праздника совпадает с малым праздником Господним или Богородичным, в эти дни тропари храмовым святым исключаются.

Пасха — это Праздник праздников. В этот день исполняется «Христос Воскресе», поётся он трижды.

Для всех служб, как повседневных, так и праздничных, существует порядок исполнения песнопения. Сначала исполняются все тропари, затем в той же последовательности поются все соответствующие кондаки. Если во время будничной службы нет ни праздничного ни воскресного, начинать следует с исполнения храмовых или же дневных молитвенных песнопений. В некоторых случаях исполнение храмового песнопения предваряется дневным в память святого.

Храмовые тропари исполняются также и во время воскресной службы, когда нет соединения воскресной службы и службы в память святого.

В воскресные дни во время молебнов поются также дневные кондаки, если нет в этот день никакого праздника господня или Богородичного, или же какого-либо святого. В субботу первый тропарь Всем святым исполняется в том случае, если в этот день нет песнопений в честь храма Христа или Богородицы. Заупокойное субботнее песнопение исполняется в тех случаях, когда в Минее нет восславлений в память того святого, в чью память совершается в этот день богослужение. Часто прихожане задаются вопросом — а можно ли петь эти молитвословия не в церкви, а дома? Считается, что исполнять все церковные песнопения, кроме Литургии вполне допускается не только во время службы в храме, но и дома.

История

Исторически тропарь был исходным элементом православной гимнографии; первоначально — краткий припев к определенным местам литургического песнопения; был введен в IV веке, вытеснив теософические гимны I—III веков, не удержанные Церковью, как своеобразный музыкально-поэтический комментарий к священному тексту, словесная икона события Священной истории или празднуемого святого. Возникнув на смешанной почве греческой и ближневосточной культуры, уже к V веку эволюционизировал в особый текстомузыкальный жанр.

Ритмическая проза ранних тропарей переросла в стихи, метрика которых с распадом античной просодии и под влиянием семитической поэзии (особенно св. Ефрема Сирина) стала опираться на словесное ударение. Тропарь всегда встраивался в готовые музыкально-ритмические и смысловые «гнезда» (в составе канона, кондака, акафиста). В свою очередь мог служить моделью (образцом), называясь в этом случае ирмосом, по мелодической формуле которого строились икосы, то есть строфы, единообразные по числу слогов во взаимно соответствующих стихах.

Параллельно с кондаками и канонами, тоже организованными вокруг базовых тропарей, создавались как самостоятельные (автомелические), так и «уподобительные» (см. Подобен) тропари, различаемые по функции (назначению):

стихира — тропарь, вторящий стиху псалма; ипакои — «отклик» на песнопение, затем стихира после малого входа; кондак — в новом значении «лишнего» тропаря 3-й и 6-й песен канона; кафизма (седален) — вставка между разделами основного пения; богородичен — 9-я песнь канона или всякий тропарь Богородице; катавасия — ирмос, повторяемый в конце песни сходящимися вместе хорами.

Знаменитые тропари

Древнейший и известнейший тропарь — «Свете тихий» (греч. Φῶς ἱλαρόν), который поётся на вечерне. Древнейшая его запись находится в Апостольских Постановлениях, относимых к концу III века по Р. Х. Уже Василий Великий называет пение этого тропаря древней и излюбленной традицией Церкви.

Оригинальный греческий текст:

Новогреческий:

Церковнославянский перевод:

Свѣ́те Ти́хій святы́я сла́вы, безсме́ртнаго Отца̀ небе́снаго, свята́го блаже́ннаго, Іису́се Хрістѐ: прише́дше на за́падъ со́лнца, ви́дѣвше свѣ́тъ вече́рній, пое́мъ Отца̀, Сы́на, и҆ Свята́го Ду́ха, Бо́га. Досто́инъ е҆сѝ во вся̀ времена̀ пѣ́тъ бы́ти гла́сы преподо́бными, Сы́не Бо́жій, живо́тъ дая́й: тѣ́мже мі́ръ Тя́ сла́витъ.

Существуют переводы этого тропаря (в том числе поэтические) на латинский (Jucunda lux tu gloriae), английский и другие языки.

Другой весьма древний и знаменитый тропарь — в честь Воскресения Христова:

Χριστὸς ἀνέστη ἐκ νεκρῶν θανάτῳ θάνατον πατήσας, καὶ τοῖς ἐν τοῖς μνήμασι ζωὴν χαρισάμενος.

Русская транскрипция:

Христо́с ане́сти эк некро́н, фана́то фа́натон пати́сас, кэ тис эн тис мни́маси зои́н хариса́мэнос.

Церковнославянский перевод:

Хрісто́съ воскре́се и́҆зъ ме́ртвыхъ, сме́ртію сме́рть попра́въ, и҆ су́щимъ во гробѣ́хъ живо́тъ дарова́въ.

Ссылки

  • Тропарь: Сайт Вечерняя песнь
  • О древнейших Богородичных песнопениях
  • Архиепископ Аверкий (Таушев). Литургика (главка о тропарях)
  • из кн.: Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология.
  • Отпустительные тропари: на всю седьмицу; 8-ми гласов; седмичные; богородичны; Триоди
  • Устав об отпустительных тропарях и кондаках
  • К истории тропаря «Свете тихий»

Тропарь шестого гласа, поемый на Воздвижение Креста Господня: «Кресту́ Твоему́ покланя́емся Влады́ко, и свято́е Воскресе́ние Твое́ сла́вим.» «Кондакарь крюковый», исход ХІІ века

Тропа́рь (греч. τροπάριον) в православной церкви — краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника, прославляется и призывается на помощь священное лицо. Также тропарь в широком смысле — понятие, включающее в себя многие разнообразные (но, как правило, не большие) формы гимнографии, отдельные самостоятельные или созависимые песнопения. Тропарь в каноне — строфа, следующая за ирмосом, с распевом стихов по его (ирмоса) мелодико-ритмической модели. В западной литургии аналогичные тропарю (в первом значении) функции выполняет коллекта.

Структура

В начале тропаря содержится напоминание о заслугах святого («Пленников освободитель…» или «Во плоти Ангел…») или описание праздника («В сей день…» или «Настал день светлого торжества…»), а в конце — просьба к святому о молитве («моли Христа Бога о спасении/ милости/ просвещении/ благословении/ исцелении/ прощении душ наших») или славословие («слава Совершающему через тебя всем исцеления»).

Краткий тропарь может представлять собой нерифмованное четверостишье:

Апостол святой Матфий,
умоли милостивого Бога,
да согрешений прощение
подаст Он душам нашим
  • Вениамин (Краснопевков-Румовский) Новая Скрижаль часть 2. глава 4. § 9. стр. 72
  • Тропарь: Сайт Вечерняя песнь
  • О древнейших Богородичных песнопениях
  • Архиепископ Аверкий (Таушев). Литургика (главка о тропарях) (недоступная ссылка с 04-02-2018 )
  • из кн.: Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология.
  • К истории тропаря «Свете тихий»

(60 голосов: 4.15 из 5)

  • Тропари и кондаки воскресные, дней седмицы, праздников, из триоди, общие с современным переводом
  • Полный Тропарион
  • Тропари и кондаки воскресные восьми гласов + аудио
  • Тропари в молитвослове
  • Тропари и кондаки дней седмицы
  • Тропари в аудиоразделе

Тропа́рь (от греч. τροπάριον – тон, лад, мелодия) – краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой (святые).

Тропарь – одно из древнейших церковных песнопений, с которого христианская гимнография начала свое развитие.

Тропарь праздника раскрывает его сущность и воспевает его. Тропарь, посвященный святому, раскрывает особенности подвига святого, прославляет его житие и святость. Кондак, воспевая то же событие или то же священное лицо, дополняет, развивает основную тему тропаря.
Это можно наглядно увидеть, сравнивая тропарь и кондак конкретного праздника. Приведём пример тропаря и кондака Пасхи:
Тропарь: Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.
Кондак: Аще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, но а́дову разруши́л еси́ си́лу, и воскре́сл еси́ я́ко Победи́тель, Христе́ Бо́же, жена́м мироно́сицам веща́вый: Ра́дуйтеся!, и Твои́м апо́столом мир да́руяй, па́дшим подая́й воскресе́ние.

Кондаками также называются отдельные, содержащие законченную мысль, молитвенные воззвания, из которых состоит канон, и, в некоторых случаях, другие краткие молитвословия.

***

«Песни вечерни, возрастая в своей торжественности, заканчиваются высшим из всех видов церковного песнопения – тропарем, самое название которого (τροπάριον, от τρόπος = ήχος, глас, напев) указывает на особую сложность и богатство мелодии для него. В каждом гласе тропарный напев составляет венец всех других напевов, из которых с ним может соперничать разве прокимен. Поэтому тропарь на всех службах в ряду других песнопений занимает самое почетное место, открывая их ряд, как на утрене, завершая его, как на утрене же и вечерне, или заменяя все другие роды песнопения, как на литургии и на часах (на последних вместе с кондаком)».
Михаил Скабалланович. Толковый Типикон

***

«Происхождение этого слова и, следовательно, его истин­ное значение объясняется по разному. Слово τροπάριον произошло от τροπαία, то есть «победный знак», трофей; в таком случае его смысл – прославить победу мученика над язычеством, преподобного – над страстями и миром, или Самого Спасителя – над смертью. Другое толкование этого слова ставит его в связь с «ирмосами» канона; если ирмос есть связь песни с песнью и как бы образец для пения и мелодии тропарной песни, то тропари обращаются к ирмосу τέτραπται πρός τό. Но, как правильно замечает Миркович, это было бы точно, если бы тропари возникали вместе с канонами, тогда как древнейшие упоминания о тропарях стоят совершенно вне зависимости от ирмосов и вообще гораздо раньше, чем возникло самое творчество канонов. В IV и V веках уже существовали тропари в Египте и в Малой Азии, тогда как каноны появились только в VIII в. Наконец, третье объяснение этого термина ставит его в зависимость от τρόπος, то есть образец. Уже у древних эллинов способ пения, «лад», в котором пелось, назывался тропот. Древние лады: лидикийский, миксолидикийский, иполидийский, фригийский и т.д. назывались «тропами».

Древнейшее христианское упоминание тропаря находим в уставе Великой Константинопольской церкви; это – единственное песнопение древневизантийского богослужения. Тропарь – песнопение, не взятое из Священного Писания, следовательно – не псалом, ни библейская песнь.

В современном уставе слово «тропарь» употребляется часто и в разных значениях или, лучше, с разными прилагательными.

1. Отпустительные тропари
Надо прежде всего отличать так наз. «отпустительные» тропари, т. е. краткое заключительное песнопение, прославляющее данный праздник, святого или явление иконы. Это собственно тропарь в настоящем смысле этого слова.

2. Тропари канона
Кроме того, говорится о тропарях канона, то есть о строфах христианского церковного песнотворчества, составляющих песни канона, поемых по образцу ирмоса и восполняющих известное число в данной песни.

3. Тропари на «Господи воззвах»
Иногда слово «тропарь» обозначает в Типиконе стихиры на «Господи воззвах»; тогда говорится о «тропарях на Господи воззвах».

Тропари имеют свой нарочитый напев в каждом гласе. По своему содержанию тропари могут приобретать и некоторые характеризующие их прилагательные, как например: Воскресен, Крестовоскресен, Богородичен, Мученичен, Крестобогородичен, Покоин, Троичен, Покаянен и т. д.»

Тропари – «наиболее краткие песнопения, прославляющие главную суть события. Хотя по напеву от них отличались, но по поэтической форме и содержанию остаются им очень близки: седальны, светильны, ипакои и даже стихиры. Эти последние, правда, имеют свои напевы, но часто даже и в книгах называются «тропарями на Господи воззвах».
Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология

***

Богородичны – песнопения (стихира или тропарь или седален) в честь Божьей Матери.
Воскресны – песнопения, прославляющее славное воскресение Христово.
Крестобогородичны – песнопения, в которых изображается скорбь Божией Матери о крестной смерти Ее Сына и истинного Бога. Они поются по средам и пятницам вместо Богородичных.
Крестовоскресны – песнопения, в которых прославляются крестные страдания и вместе воскресение Господа. В Октоихе на каждый воскресный день после воскресного канона находится крестовоскресный канон.
Мертвенны и покойны – содержащие молитвы об упокоении усопших. Они положены в службе субботней (Октоихе) и в чине погребения (мертвенные тропари по непорочны).
Мученичны – песни в честь мучеников, содержащиеся в Октоихе на все дни недели, кроме воскресения: на утрени – в седальнах, в канонах (кроме четверга) и в стихирах на стиховне; на вечерни – в стихирах на стиховне (в субботу на «Господи воззвах»); на Литургии – в тропарях на «блаженны». Мученичны находятся в Октоихе и в Триодях. В указанных книгах перед этими песнопеняими имеется надпись «мученичен». Но песнопения Минеи, где полагаются целые службы в честь мучеников, не надписываются этим обозначением.
Покаянны (умилительны) – общая тема этих песнопений – исповедание грехов перед Богом, сокрушение о них и моление о прощении. Они положены на службах понедельника и вторника в изменяемых песнях Октоиха. Три умилительных (или покаянных) тропаря, исполняются только Великим Постом (до недели 5-й) и в предшествующие четыре седмицы: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…», «На спасения стези настави мя, Богородице…» и «Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный трепещу страшнаго дне суднаго…».
Тропари по Непорочных – повествуют о пришествии жен-мироносиц ко гробу Спасителя, где они от Ангелов узнали о чуде Его воскресения. Исполняются на полиелейной Утрени. Непорочнами называется 17 кафизма Псалтири, состоящая из одного 118 псалма; название она получила по первым его словам: «Блаженны непорочные…».
Тропари по непорочных состоят из шести частей припевами и славой. Начинаются с припева «благословен еси Господи», отделяющего одну от другой три последующих части тропаря. После четвертой части читается «Слава», после пятой – «И ныне». Оканчиваются троекратным пением аллилуйа. В праздники, вместо тропарей «по Непорочных», перед иконой праздника поется величание.
Тропари по непорочных поются также при отпевании архиереев и заслуженных священников.

***

При освящении куличей, пасох, яиц, окропляя их святой водой, священник поёт тропарь воскресный 2-го гласа.

Новообращенные христиане, да и многие невоцерковленные православные, постоянно слыша слова «акафист», «кондак», «тропарь», принимают их просто на слух, не задумываясь о значении и порядке чтения каждого из них.

В этой статье мы познакомимся с жанром церковного песнопения – тропарем. Тропарь в православии – песнопение, совершаемое в начале и конце богослужения, раскрывающее смысл и цель служения этого дня.

Церковные тропари, история появления и посвящения

В ранней Церкви тропари, а это были музыкальные комментарии к происходящему богослужению, писались не стихами, а прозой в определенном ритме. Стихотворная форма этого вида песнопения появилась в конце четвертого века.

Тропарь – это песня, которая говорит о сути праздника

Со временем церковная гимнография наполнилась несколькими видами тропарей, посвященных определенному дню, празднику, святому. Руководит церковными песнопениями глас. В словах тропаря раскрывается сущность богослужения или славословится имя какого-то святого.

Кондак – это расширенный тропарь, в котором основная тема раскрыта более полно. Тропарь звучит в песнях, а кондак исполняется в стихотворной форме. Слыша церковные песнопения, по их смыслу можно определить, какому событию или святому посвящено богослужение.

Роман Сладкопевец приобрел право считаться первым автором церковных песнопений, пройдя через унизительные испытания. Будучи диаконом церкви в Греции, лишенный слуха и голоса, благочестивый юноша находился под постоянными насмешками собратьев, они не раз выталкивали его вести песнопения, и это был позор и новые издевательства.

Свои обиды Роман высказывал в ночных молитвах Матери Божьей, и однажды Богородица явилась к нему в келью со свитком. Она велела диакону съесть свиток, после этой ночи юноша стал не только лучшим церковным певцом, обладающим уникальным голосом, но и получил дар сочинительства гимнов.

Совет! Хотите научиться петь – молитесь Роману Сладкопевцу. Он является автором первого, Рождественского тропаря, который исполняется и поныне.

Устав Константинопольской церкви содержит первые тропари, написанные Романом Сладкопевцем.

Преподобный Роман Сладкопевец

Тропарь и кондак исполняется по одному разу на каждом престольном празднике, только на Пасху трижды повторяется «Христос Воскрес».

Виды тропарей

Отпустительные песнопения – заключительные песни, посвященные празднику дня.

Праздничные тропари и кондаки исполняются по великим двенадцати праздникам, среди которых Рождество и Богоявление, Сретение и Вербное воскресенье, заканчивает год праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы.

Все песнопения, кроме Литургии, можно исполнять дома, их еще называют словесной школой.

Они поются по дням недели:

  • Понедельник посвящен прославлению первых ангелов, архистратигов, которые являются небесными чинами.
  • Вторник поминает пророков из Библии.
  • Среда, пятница посвящены Страстям Христовым, Его распятию и смерти на кресте.
  • Четверг — воздается слава апостолам и Николаю Угоднику.
  • Суббота — чтение заупокойных молитв.

    Тропарь раскрывает смысл церковного праздника или прославляет святого, в честь которого он написан

Ноты и слова всех церковных песнопения собраны в Тропарионе. Святой Церковью четко расписано песнопение и порядок каждого богослужения.

Тропарь различают по разным тематикам, это может быть:

  • стихира – повторение текста;
  • кафизма — вставка между песнопениями в храме;
  • ирмос – общее пение, его поют все присутствующие в храме.

Важно! Церковью установлен порядок песнопений, первыми исполняются тропари, затем кондаки.

В будние дни исполняют храмовые песнопения, которые поются и во время воскресных богослужений, если этот день не является днем памяти кого-либо святого.

Заупокойные субботние песнопения исполняются тогда, когда нет восславления памяти святого.

Тропари Воскресные. Хор подворья Александро-Свирского монастыря

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *