Что такое церемониальность в искусстве древней Руси

Средневековье России и Европы. Кто кого учит.

А вы как, привыкли считать предков садистами?! Ведь верят же, что стекала алая кровь Пугачева со товарищи, четвертованного прямо на белоснежном пьедестале Лобного места на Красной площади. Да и Красной она называется, потому что заливали ее веками кровью невинно убиенных…Верите? Тогда Вы достойный кандидат в зону доллара и евро. Там тоже верят. Хотят верить.

В самом слове «Среденвековье» лежит представление о том, что раньше было хорошо, потом сделалось очень плохо, а в конце опять становится лучше и лучше. Так и было. После падения Западной Римской империи с VI по XII–XIII века шла беспощадная война всех против всех. Запустела земля, урожайность упала с 10–15 центнеров с гектара до 3–5 центнеров, леса даже в Италии наступали на поля и сады. Население Италии сократилось в 4–5 раз, Южной Франции – в 3–4 раза, Северной Франции – раза в 2.

Хозяйство опять стало натуральным. А в Италии стали выращивать хлеб, где он растет хуже, чем на севере. Привезти товар стало невозможным, приходилось все выращивать на месте.

Вечная война требовала воинов, а не ученых. Упал уровень общей культуры, грамотности, образованности.

После этих страшных времен даже феодальная иерархия и жестокая власть феодалов казалась спасением от анархии и общего безумия. К XI–XII векам Европа начала превращаться в тот конгломерат народов и стран, который мы видим и сегодня.

На Руси не было ничего подобного!

История Руси протекала не на старых землях бывшей Римской империи. На Руси были разные группы зависимых людей, и ученые всё спорят, какие именно повинности несли, в каких отношениях к хозяину находились закупы, смерды, рядовичи, холопы, рабичичи, обельные холопы. Но в любом случае, даже «обельные холопы», то есть полные холопы, не были рабами.

Мало того что мы не знали рабства и его последствий для экономики, общественных отношений и психологии. Не было и страшного периода падения культуры, войны всех против всех, развала и упадка. Периода, в самом названии которого – оправдание крови и жестокости. (Было много другого, но раб и крепостной вещи разные. Равно как и войны с поляками, шведами, турками и татарами не сравнить с Европой тех веков. Даже орды Батыя — М1).

Термин как оправдание

Средневековье… столь страшное определение относится ко всей европейской эпохе, тем самым обезличивая и снимая ответственность за жестокость и кровавость с конкретных европейских правителей того времени.

Иоанн (Джон) Безземельный

Действительно, чего вы хотите от безвременья, эпохи упадка и распада? Виновен не Карл Великий, приказавший зарезать в Венсеннском лесу 4,5 тысяч пленных саксов? Или Джон Безземельный, пытавший банкиров, вымогая у них денег? Или французские феодалы виновны ли в том, что замордовали собственных крестьян до потери инстинкта самосохранения и вынудили подняться на страшную Жакерию XII–XIV веков? И не крестьяне виновны ли в том, что разрывали они на части детей и сжигали живьем всякого рыцаря и всякого горожанина, попавшегося на их пути? Тут личная ответственность как бы стирается, потому что «эпоха была такая». Это не мы! Это Средневековье!

Сначала в понятие Средние, или Темные века входило время с VI по XI века. Потом верхняя планка плавно двинулась вверх… Средневековьем стали официально считать сначала время до XIII века… до XIV… до XV… А в сознании обывателей, далеких от исторической науки, даже XVI век, Реформация, как бы относятся к Средневековью.

И тогда все события этого времени тоже обезличиваются, стираются. Вроде никто уже не виноват в конкретных и ярких событиях! Ведь государственный деятель и военачальник выступают не сами по себе, а как «жители Средневековья». Время было такое! Они ни при чем!

Существуют огромные по значимости события, даже целые периоды истории, о которых все знают, но практически не задумываются о том, что же за ними реально стояло. Скажем, война гвельфов и гибеллинов в Италии – война сторонников светской власти Папы и сторонников Германского императора.

Папы объявляли себя наследниками апостола Петра, имеющими право на светскую власть в Италии. Германские императоры «Священной Римской империи германской нации» называли себя наследниками римских императоров.

Гвельфы и гибеллины резали друг друга три столетия. О чудовищной жестокости этой войны почти не помнят. Какие эльфы? Какие феи? Какие гоблины? – спросит любой студент. А если что-то и было неприглядное, то что тут можно поделать?

Средневековье!
Инквизиция?
Жгут «ведьм»?
Бароны грабят на больших дорогах?
Любой вооруженный режет кого попало?
Крестовые походы?
Так ведь Средние века… Средневековье…

В сознании просвещенного человека возникают характеристики многих негативных явлений, но не имена личностей, персонально ответственных за злодеяния, например, инквизиции или междоусобной войны.

Идеология самооправдания

В Средневековье политическая идеология существовала в религиозно-этической форме и развивалась усилиями богословов. Христианская мораль влияла на общественные отношения, она же и оправдала кровавые события того времени.

Фома Аквинский – философ XIII века

Фома Аквинский – философ XIII века, один из основных фигур всей средневековой философии и науки. Его книга «Сумма теологии» почитается до сих пор в католических странах. Фома обосновывает и оправдывает европейскую жестокость. Он полагает, что во избежание смуты надо подчиняться предписаниям, поскольку сохранение общежития основано на господстве и подчинении. Не исключено также, что произвольные действия правителя – зло, ниспосланное подданным за грехи, в любом случае сопротивление – грех.
Именно у Фомы Аквинского спорные и жестокие события обретают форму «здравого» смысла: «Если так происходит, то, значит, так надо!»

Ничего подобного нет на Руси. У нас те же века – с VII по XIII – это не «средние века» упадка и катастрофы. Это не «час быка», а утро. Россия в период европейского «темного средневековья» в целом переживает культурный рост и обретение прочной государственности. Моральной основой Российского государства становятся христианские ценности. Россия, конечно, как любое государство, переживала свои периоды смут и бунтов. Но эти события практически всегда имеют ярлык персонификации.

Мироощущение россиян окрашено в гораздо более радужные тона. И напрочь отсутствует мотив самооправдания, списывания грубости и жестокости на эпоху.
Современный европеец легко повторяет за Фомой Аквинским: «А иначе было бы еще хуже!» И всё в порядке. Ни малейшего чувства неловкости за жестокость и грубость предков.

Но тот же самый современный европеец убежден: русское Средневековье и вообще вся русская история как раз на редкость кровавые и злые! Как иллюстрация, например, – книга Джеймса Хэйли Биллингтона с чудесным названием: «Икона и топор». Это исследование написано одним из ведущих мировых специалистов по русской культуре, выпускником Принстонского университета, доктором в Принстоне и Оксфорде. Биллингтон хорошо знает русский язык, прошел стажировку в МГУ, читал лекции в Ленинградском университете.

Он уже был широко известен и уважаем в академических кругах к 1966 году, когда книга «The Icon and the Axe. An Interpretive History of Russian Culture» сделала его знаменитым. Книга сделала его непререкаемым авторитетом, экспертом буквально по всем сторонам русской общественной мысли, культуры и истории.
С 1987 года Биллингтон стал директором Библиотеки Конгресса США. По значимости это пост в Америке такой же почетный, как должность сенатора. Но сенаторов все время избирают и переизбирают, а Биллингтон остается на посту.

Несомненно, эта книга написана не врагом нашей страны. В ней чувствуется искренняя любовь и уважение к русскому народу и его истории. Тем удивительнее: автор всерьез считает, что в истории Руси естественным образом соединяются периоды поклонения и свержения авторитетов. Потому она такая и кровавая, страшная и жестокая, русская история: поставим мы на пьедестал кого-то, а потом свергаем и истребляем вчерашнего кумира со всеми чадами и домочадцами. А Европа?! Ну, в Европе, конечно же, ничего подобного не было!..
На примере книги Биллингтона хорошо видно, как уже современный Запад, как правило, оправдывая свою кровавость и жестокость, с удивительным упорством поддерживает миф о кровавости и жестокости русского народа.

Стереотип «русской кровавости»
О, эта страшная и кровавая история огромной, загадочной и мрачной страны… Мы и сами почти поверили страшным сказкам о Руси IX–XV веков.Спросите у любого мало-мальски сведущего европейца, да и россиянина, какие ассоциации вызывают у него слова «Русское Средневековье», – и получите в ответ полный джентльменский набор: плаха, залитая кровью, дыба в пыточном застенке, вороны над Лобным местом, опричники, похожие на персонажей современных «ужастиков» и тому подобные прелести. Было все это в нашей истории? Разумеется, было, чего уж тут отрицать…

Допрос.Дыба в немецком застенке

Вопрос – в каких количествах…

Нас так затюкали рассказами о нашей жестокости, что даже экскурсоводы на Красной площади рассказывают: мол, Лобное место служило для пыток и казней. А выражение «орать во всю Ивановскую» восходит к крику публично пытаемых и запарываемых кнутом.А это неправда.

Лобное место нужно было для возглашения указов Государей. До перестройки Красной площади в XVI веке указы Великого князя возглашались на Ивановской площади в Кремле. Выходил дьяк в малиновом кафтане, синих штанах, светло-коричневых сапогах, оранжевой шапке, с чернильницей и тубусом с гусиными перьями на боку, в окладистой бороде… и кричал, «орал во всю Ивановскую» указ Государя и Великого князя…

А вы так привыкли считать предков садистами, что поверили?! Ведь верят же, что стекала алая кровь Пугачева со товарищи, четвертованного прямо на белоснежном пьедестале Лобного места на Красной площади. Да и Красной она называется, потому что заливали ее веками кровью невинно убиенных… Такие вот сказочки.

Лобное место и виселица

А как обстояло дело с кровушкой и пыточной аппаратурой в просвещенных Европах? Неужели как-то иначе? Действительно, иначе, но не так, как думается среднему европейцу и отечественному интеллигенту, а пострашнее, чем у нас.
На площадях ВСЕХ европейских городов непременно красовалась виселица. И не всегда пустовала.

Пытки были совершенно обычным, нормальным способом вести следствие не только в мрачном Средневековье, но и в Ренессансных XV–XVI веках. Пыточные инструменты заказывали самым обычным ремесленникам, и они выполняли свою полезную работу, продавая членам муниципалитета готовые изделия.

Бытовые нравы… По законам практически всех стран Европы жена и дети рассматривались как СОБСТВЕННОСТЬ главы семьи. Не случайно же в английском языке само слово womаn (женщина) есть прямое производное от mаn (мужчина). А слово mаn означает одновременно и «мужчина», и «человек». А обращение к замужней женщине на английском и сейчас означает некую принадлежность мужу. Вовсе не «миссис такая-то», как переводим мы, согласно нормам русского языка. А «миссис такого-то».

Избиения жен и детей были совершенно обычным делом. В XVI–XVII веках священники стали подымать свой голос против бытовой жестокости, но их мало слушали.

Казнь Пугачёва. «Прости, народ православный»

Драки, поножовщина были такими обыденными явлениями, что это отразилось в обычаях. Взять хотя бы описанную Марк Твеном «чашу любви». Пили из нее по очереди двое. Оба держали чашу за рукояти, один из них снимал салфетку, а другой – крышку. Зачем такие сложности? А затем, что «в старые времена, когда нравы были суровы и грубы, мудрая предосторожность требовала, чтобы у обоих участников пира, пьющих из чаши любви, были заняты обе руки. Иначе могло случиться, что в то время, пока он изъясняется другому в чувствах любви и преданности, тот пырнет его ножом».

Казнь Пугачева. Гравюра. Фрагмент. XVII в.

Народ безмолвствовал

У феодального сословия нравы пытались ввести в какие-то рамки… Но и эти рамки таковы, что отдают какой-то прямо космической жутью. Многие ли поклонники сказок про короля Артура и благородного Ланселота знают, что во время рыцарского турнира победитель имел право убить (!) побежденного? Даже того, кто признал свое поражение и сдался? Даже истекающего кровью, лежащего без сознания раненого?

Акт убийства так и назывался – «удар милосердия». Было даже оружие, специально предназначенное для того, чтобы добить беспомощного человека. Оно называется стилет. Стилет – это длинный трехгранный или многогранный стержень на рукояти. У него нет лезвия, он не годится как замена кинжала, даже как ножа. Стилетом можно только заколоть.

В Европе считалось «правильным» и «благородным» вогнать раненому стилет или между пластинами панциря на груди, в сердце, или в глазницу, чтобы пробив глаз, стилет проходил бы прямо в мозг. На фоне этого бытового, повседневного зверства уже не удивляют ни Крестовые походы, ни инквизиция, ни обыденная жестокость войн. (Здесь я, Mikle1, не могу не вмешаться в монолог автора,. Потому что он , зная историю, бесконечно далек от полевой хирургии и военного дела. Холодное оружие средних веков наносит ужасающе грязные и обширные раны. Выжить при отсутствии антибиотиков и практически гарантированном заражении, народ ведь не мылся и одежды не менял в Европах — гарантированная мучительная смерть. Тем более, что на поле боя бегали мародеры, а не спасатели с санитарами).

И костры с еретиками, и методы обращения язычников в христианство – все считалось целесообразным и правильным. Кстати, насчет язычников и еретиков – в России обращение с теми и другими было не в пример мягче, чем в Европе, по крайней мере, народу сожгли гораздо меньше (хотя, в отличие от Европы, дров было поболее – энергетическая сверхдержава как-никак).

Россия, в отличие от Европы, практически не знала религиозных войн. По сравнению с тем, что творилось в Германии, Нидерландах, Франции в XVI–XVII столетиях, все раздоры между никонианцами и староверами, а также гонения на стригольников, нестяжателей и прочих сектантов представляются просто какими-то «разборками» малышей в песочнице.

В 1618–1648 годах католики и протестанты резали друг друга совершенно в чудовищных количествах даже по меркам 1-й и 2-й мировых масштабных войн. В Германии за время Тридцатилетней войны было уничтожено около сорока (!) процентов населения, дело доходило до того, что в Ганновере власти официально разрешили торговлю мясом людей, умерших от голода, а в некоторых областях (христианской!) Германии было разрешено многоженство для восполнения людских потерь.

В России не было ничего подобного, и слава Богу!

И специального оружия, чтобы добивать поверженного противника, тоже не было.
И виселица не была непременным «украшением» средневекового русского города.
Но вот что интересно! Ни один русский ученый не написал пока книги «Мадонна и виселица», за что бы его сделали директором Российской государственной библиотеки и членом Академии наук.

А Биллингтон подобную книгу написал и главой Библиотеки Конгресса США стал.

В. Р. Мединский

Эстетика античности

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Эстетика античности

античный эстетика космологизм рабовладельческий

Античная эстетика — это эстетическая мысль, развивавшаяся в Древней Греции и Риме в период с VI века до нашей эры по VI век нашей эры. Имея своим истоком мифологические представления, античная эстетика зарождается, переживает время расцвета и приходит в упадок в рамках рабовладельческой формации, являясь одним из наиболее ярких выражений культуры того времени.

В истории античной эстетики выделяются следующие периоды:

1) ранняя классика или космологическая эстетика (VI-V вв. до н.э.);

2) средняя классика или антропологическая эстетика (V вв. до н.э.);

3) высокая (зрелая) классика или эйдологическая эстетика (V-IV вв. до н.э.);

4) ранний эллинизм (IV-I вв. до н.э.);

5) поздний эллинизм (I-VI вв. н.э.).

1. Космологизм как основание античной эстетики.

Для эстетических представлений, как и для всего мироощущения античности, характерен подчеркнутый космологизм. Космос, с точки зрения древних, хотя и пространственно ограниченный, но отличающийся гармоничностью, соразмерностью и правильностью в нем движения, выступал как воплощение красоты. Искусство в ранний период античной мысли еще не отделялось от ремесла и не выступало в качестве самоцельного эстетического объекта. Для древнего грека искусство было производственно-технической деятельностью. Отсюда нерасторжимое единство практического и чисто эстетического отношения к предметам и явлениям. Недаром самое слово, выражающее у греков понятие искусства, «техне», имеет тот же корень, что и «тикто» — «рождаю», так что «искусство» — по-гречески «порождение» или вещественное создание вещью из самой себя таких же, но уже новых вещей.

2. Доклассическая эстетика.

В наиболее чистом и непосредственном виде античная эстетика, воплотившаяся в мифологии, сформировалась на стадии первобытнообщинной формации. Конец II и первые века I тысячелетия до н. э. были в Греции периодом эпического творчества. Греческий эпос, который зафиксирован в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея», как раз и выступает тем источником, с которого начиналась античная эстетика.

У Гомера красота была божеством и главными художниками были боги. Боги не только являлись космическими принципами, лежащими в основе космоса как произведения искусства, но таковыми были они и для человеческого творчества. Аполлон и музы вдохновляли певцов, и в творчестве гомеровского певца главную роль играл не сам певец, а именно боги, прежде всего Аполлон и музы.

Красота мыслилась Гомером в виде тончайшей, прозрачной, светоносной материи, в виде какого-то льющегося, живого потока. Красота выступала как некое легкое воздушное сияние, которым можно окутать, облечь предметы. Облечение, обволакивание красотой — внешнее. Но было еще и внутреннее облечение. Это прежде всего вдохновение гомеровских певцов и самого Гомера.

3. Эстетические идеи ранней классики. Первый период классики — период, когда после крушения родовой общины возникает аристократический полис и, развиваясь в борьбе демократии с аристократией, доходит до высшей точки своего процветания в середине V века до н. э. Этот ранний период классической эстетики можно назвать космологическим.

Красота и искусство предстают в этот период по-прежнему чем-то внешним и материальным.

Пифагор пришел к убеждению, что все в мире определяется числами или отношениями чисел. В результате применения пифагорейских чисел к конструированию бытия получался музыкально-числовой космос со сферами, расположенными друг в отношении друга согласно числовым и гармоническим отношениям, звучащими как музыкальный инструмент, настроенный в определенной тональности и создающий музыку «гармонии сфер».

Гераклит учил об иерархии красоты. Красота богов, красота человека и красота животных являлись твердо установленными ступенями красоты, не подверженными переходу одна в другую. Им же был введена важная эстетическая категория — мера. Мир рождается из огня и вновь обращается в огонь, и эта смена совершается периодически в течение вечности. Мир всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами вспыхивающим и мерами угасающим.

Демокрит явился автором самых ранних теоретических трактатов об искусстве.

4. Эстетика периода средней классики.

Второй период — период неустойчивости рабовладельческого полиса, завершившийся полным его крушением, — вызвал к жизни силу индивидуальной самостоятельности человека, индивидуума, мыслящего себя более или менее изолированно от всего окружающего. Этот период создал свою антропологическую эстетику, пришедшую на смену эстетике космологической. Это этап, когда на смену чувственно-наглядному представлению о космосе приходит интерес к самому познающему его человеку.

Софисты — это первая ступень эстетического осознания мира, переходившая от объективного космологизма натурфилософов к субъективному антропологизму. Софисты учили, что в природе нет никакого порядка и никаких законов, а если эти законы наблюдаются, то они чисто эмпирического происхождения. Искусство есть насквозь субъективная деятельность, не содержащая в себе ничего серьезного. Считалось, что закономерность есть дело случая и каприза, за который никто не обязан нести никакой ответственности.

Для эстетики софистов риторика имела большое значение. Она давала наибольший простор для субъективных и словесных изощрений. Писание и произнесение речей, погоня за бесконечным разнообразием их стиля, а также и теоретизирование в этой области, совершенно чуждое предыдущим этапам эстетического развития у греков, — все это стало достоянием софистической эстетики.

Красота не только всегда относительна, не только всегда чувственно выразима, но всегда захватывает человеческую личность, наполняет ее бушеванием страстей и зовет в бесконечные дали переживаний, углублений, риторических боев и актерских перевоплощений.

Сократ учил, что прекрасное то, что разумно, что имеет смысл. То, что красота может быть фактом сознания, нисколько не противоречит тому, чтобы она была в то же время и фактом вещественного мира. Прекрасное само по себе отличается от отдельных прекрасных предметов, которых очень много и которые бесконечно разнообразны, а тем не менее им присуще одно и то же прекрасное. Красота не просто отлична от прекрасных вещей, но она есть их «принцип», их «основное положение», их индуктивно определяемый «смысл», их смысловая «общность».

Новое эстетическое учение, впервые встречающееся у Сократа, — это учение о том, что красота и благо есть целесообразность. Прекрасное целесообразно. Но и безобразное тоже может быть целесообразным. Следовательно, красота не есть просто благо, если под благом понимать пользу.

5. Высокая классика.

Это этап реставрации юного рабовладельческого полиса. Эту третью ступень классического периода античной эстетики можно назвать «эйдологической», поскольку вместо космоса первой ступени этого периода и вместо человеческого субъекта второй его ступени здесь появляется особого рода бытие, которое тогдашние философы называли эйдосами, или идеями, и которое мыслилось здесь активной причиной всего существующего, принципом оформления последнего.

Для эстетики Платона, как и для его философии вообще, основополагающим является учение об идеях, которое неразрывно связано с космологическими представлениями античного объектиного идеализма.

Эстетический принцип Платона есть единство внутреннего и внешнего, или субъекта и объекта, или знания и чувственности, или разумности и удовольствия, или целого и частей, или идеального и материального, или общего и единичного, или самодовлеюще созерцательного и производственно-жизненного, утилитарного и так далее.

Платон пытается объяснить идеальное и материальное начала, трактуя идеальное — как принцип построения материального, а материальное — как осуществление идеального. Красота есть взаимопронизанность идеального и материального. Чем полнее идеальное воплощено в материи, то есть, чем в вещи меньше материи, тем она для Платона прекраснее, и превращение ее в максимальное становление, то есть максимальная осуществленность идеи, есть для Платона небо, или космос, взятый в целом, то есть, с точки зрения философа, наивысшая красота.

Размещено на Allbest.ru

Основные этапы истории эстетики

История эстетики как мировой науки восходит своими корнями к глубокой древности, к древним мифологическим текстам. Всегда, когда речь шла о принципах чувственной выразительности творений человеческих рук и природы, обнаруживалось единство в строении предметов и явлений, способных сообщать чувства эмоционального подъема, волнения, бескорыстного любования, т.е. закладывались традиции эстетического анализа. Так сложилось представление о мире выразительных форм (созданных человеком и природой), выступавших предметом эстетической рефлексии. Кривцун О. А. Эстетика: Учебник. — М.: Аспект Пресс, 2000. — с.3

Эстетика Древней Греции

Эстетика Древней Греции. В Древней Греции расцвет эстетической мысли относится к VII-III векам до нашей эры. Для мышления древнегреческих философов характерно следующее: всеобщая связь явлений не доказывается в подробностях, она является для них результатом непосредственного созерцания. В этом и недостаток, и превосходство их над позднейшими философскими школами. Их мышление схватывало всеобщую связь явлений в диалектической форме. Этот вывод относится и к эстетическим воззрениям греков. Уже у Гомера и Гесиода мы встречаем такие эстетические категории, как прекрасное, гармония, мера. Но в теоретической форме наиболее раннюю разработку эстетических категорий начинает пифагорейская школа.

В этой идеалистической философии число считалось душой мира. Миром управляют числа. Вместе с тем, они считали, что в мире десять противоположностей, которые порождают гармонию. Гармония чисел есть, по их мнению, некая объективная закономерность, определяющая состояние мира в целом. Мир, космос есть некое упорядоченное единство. Практическим подтверждением числовой гармонии мира была созданная ими теория математических основ музыкальных интервалов. Они установили, что качественное своеобразие музыкального тона зависит от длины звучащей струны.

Для греческой философии вообще характерно видение эстетических качеств, как присущих миру в целом. Объективная основа прекрасного выводится ими из общего устройства мира, видится как общая закономерность мира.

Эстетика Средневековья

Эстетика Средневековья. В период господства религиозного мировоззрения эстетические взгляды строились на отрицании языческих, т.е. античных представлений. Отрицалась не только плотская, телесная красота, но и вообще красота природного мира. И в то же самое время религиозная философская эстетика пользовалась тем философским языком и теми понятиями, которые были выработаны в эпоху античности. Поздняя античность также уходила от материалистических представлений древних греков. Неоплатонизм уже сочетал в себе элементы мистики и идеи сверхчувственного.

От этого был один шаг к идее мира как воплощения божественного замысла, к сверхчувственной красоте Бога. Согласно воззрениям религиозных философов, вечная, сверхчувственная, абсолютная красота есть Бог. Мысли Платона о сверхчувственном мире идей были здесь доведены до предела. Но Платон через эту мистификацию делал шаг к постижению природы человека. К постижению того, что человек живет в мире идей, его деятельность основана на идеях, на претворении в жизнь идей. А потому и взаимодействие человека с предметным миром основано на восприятии соотношения идеи и чувственного единичного предмета. Религиозная эстетика абсолютизирует еще сильнее идеальный мир человека, превращая его в трансцендентный мир Бога. И полностью противопоставляет идеальное и материальное. И в познании, и в творчестве человек имеет противоположность идеи и вещи, но только во взаимосвязи. Религия, абсолютизируя духовное начало, возможно, и выявляет его действительное значение в жизни человечества, но вместе с тем искажает реальное взаимодействие духовного и материального в природе человека. Дедюлина М.А. Учебно-методический комплекс по курсу «Эстетика». — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. — с. 20

Еретические движения в духовной жизни Руси

  • •Глава I. Философская культура Древнего Востока 9
  • •Глава II. Выдающиеся философы античности 35
  • •Глава III. Философия Средневековья 53
  • •Глава IV. Философия эпохи Возрождения 66
  • •Глава V. Философия Нового времени: XVII век 81
  • •Глава VI. Классический (немецкий) период в философии Нового времени 98
  • •Глава VII. История русской философской мысли 130
  • •Глава VIII. Позитивизм XX века и его разновидности 151
  • •Глава IX. Проблема человека в западноевропейской философии конца XIX — начала XX века 167
  • •Глава X. Основные проблемы философии экзистенциализма 181
  • •Глава I. Философская культура Древнего Востока……………11
  • •Глава II. Выдающиеся философы античности…………………….62
  • •Глава III. Философия Средневековья………………………………….99
  • •Глава IV. Философия эпохи Возрождения……………………… 125
  • •Глава VI. Классический (немецкий) период в философии Нового времени…………… 188
  • •Глава VII. История русской философской мысли …………….255
  • •Глава VIII. Позитивизм XX века и его разновидности ……..299
  • •Глава IX. Проблема человека в западноевропейской философии конца XIX — начала XX века………………………….333
  • •Глава X. Основные проблемы философии
  • •Предисловие
  • •ГлаваI. Философская культура Древнего Востока
  • •1. Что такое «Древний Восток»?
  • •2. Особенности древнеиндийской и древнекитайской философии
  • •3. Философия Древней Индии Этапы и источники древнеиндийской философии
  • •Пракрити, Пуруша,Майя
  • •Атман, Манас
  • •4. Жизнь Будды — ответ на вопрос «Как жить нравственно?»
  • •5. Философия Древнего Китая
  • •Характерные черты китайского мировосприятия
  • •Образ-понятие человека2
  • •Становление китайской философской традиции
  • •Периодизация китайской философии
  • •Даосизм
  • •Дао и Дэ
  • •Возможно ли познание Дао?
  • •Конфуцианство
  • •Срединный путь
  • •Проблема человека
  • •Гносеология
  • •Литература
  • •ГлаваIi. Выдающиеся философы античности
  • •1. Мудрейший из эллинов Самый первый
  • •»Все из воды»
  • •2. Эфесский мудрец (Гераклит)
  • •Этот космос не создал никто из богов…
  • •»Борьба — отец всего и всему царь»
  • •Власть — умным аристократам
  • •Нравственные поучения
  • •3. «Я знаю, что ничего не знаю»
  • •Философия Сократа
  • •»Ирония» Сократа
  • •Государство сильно тем, как граждане исполняют законы
  • •4. Гениальный ученик Сократа От бога Аполлона?
  • •Мир идей Платона
  • •Нравственный идеал
  • •О государстве
  • •5. «Проживи незаметно». Певец «наслаждений»
  • •Учение о природе
  • •Роль души
  • •О богах
  • •Эпикуреец -развратник? Сластолюбец? Жуир?
  • •Не всякое удовольствие есть благо
  • •Высшая форма блаженства — состояние душевного покоя
  • •Воздержание от излишеств
  • •О кротости и благодушии
  • •Сумей уйти в тень!
  • •Отношение к смерти
  • •О страданиях
  • •Как относиться к злу?
  • •О государстве
  • •Литература
  • •ГлаваIii. Философия Средневековья
  • •1. Западноевропейская средневековая философия Что значит «средние века»?
  • •Каков смысл понятия «средневековая философия»?
  • •Характерные чертысредневековой философии
  • •Проблемы онтологии: бытие и благо обратимы
  • •Проблемы гносеологии: знание или вера?
  • •Доказательства бытия Бога
  • •Антропология: человек — образ и подобие Бога?
  • •Философия истории
  • •Оппозиционные философские направления
  • •Наследие и преемственность
  • •2. Философская мысль в Византии
  • •3. Арабская философия Средневековья
  • •Литература
  • •ГлаваIv. Философия эпохи Возрождения
  • •1. Исторические особенности эпохи Возрождения
  • •2. Специфика философской культуры Возрождения
  • •3. Философия итальянского гуманизма2
  • •4. Развитие идей неоплатонизма
  • •Таким образом, в период Возрождения:
  • •5. Натурфилософия Возрождения
  • •Особенности натурфилософской мысли Ренессанса проявились:
  • •6. Реформация и гуманизм
  • •7. Социальная философия Ренессанса
  • •Заключение
  • •Литература
  • •ГлаваV. Философия Нового времени:xviIвек
  • •1. Социально-исторические и научные предпосылки философииXviIвека
  • •2. Английская философияXviIвека Фрэнсис Бэкон: жизненный путь и начало творчества
  • •»Новый Органон» и его основные идеи
  • •Учение об «идолах» или призраках познания
  • •Томас Гоббс: жизнь и борьба мыслителя
  • •Гносеология: методы и знаки
  • •Социально-политические взгляды Гоббса
  • •Этико-философские взгляды
  • •3. Французская философияXviIвека Декарт: жизнь и деятельность
  • •Учение о бытии: субстанции, атрибуты и модусы
  • •Познание: цели и метод достижения истины
  • •Пьер Гассенди: логика жизни и логика воззрений
  • •4.XviIвек в умах философов Германии и Нидерландов Эпоха и жизнь Спинозы
  • •Учение о субстанции
  • •Атрибуты и модусы субстанции
  • •Концепция познания
  • •Этика Спинозы
  • •Жизнь и деятельность Лейбница
  • •Учение о монадах
  • •Познание: методы и принципы
  • •Заключение
  • •Литература
  • •ГлаваVi. Классический (немецкий) период в философии Нового времени
  • •1. Европейский мир на исходе Нового времени
  • •2. Философская атмосфера в Германии в концеXviiIвека
  • •3. Кант — родоначальник немецкой классической философии
  • •Докритический этап
  • •Критика чистого разума
  • •Критика практического разума
  • •Критика способности суждения
  • •Социальная философия
  • •4. Философия Фихте
  • •5. Философия Шеллинга
  • •6. Апогей немецкого идеализма. Гегель
  • •Бытие и мышление
  • •Идея развития
  • •Философия природы
  • •Философия Духа
  • •Философия истории
  • •7. Ученики, последователи, оппоненты
  • •Гегельянство
  • •Натурализм
  • •Неокантианство
  • •Иррационализм
  • •Заключение
  • •Приложение 1 к главеVi
  • •Приложение 2 к главеVi
  • •ГлаваVii. История русской философской мысли
  • •Введение
  • •I. Зарождение теоретической мысли на Руси (IX-xiiIвв.)
  • •Влияние языческих традиций
  • •Античные взгляды и византийское православие Руси
  • •Философские идеи Киевской Руси
  • •2. Древнерусская мудрость (XIV-хviIвв.)
  • •Формирование идей национального и личного самосознания
  • •Еретические движения в духовной жизни Руси
  • •Начало светской мысли как предшественницы русской философии
  • •3. Возникновение русской философии (XVIII- первая четв.XiXв.)
  • •Первые материалистические традиции в русской философии. Проблема бытия
  • •Утверждение философии как теоретической науки
  • •Социальная философия декабризма
  • •4. Русская религиозная философия (вторая пол.XIX- нач.XXв.)
  • •Ортодоксальное направление
  • •Демократическое направление
  • •Либеральное направление
  • •5. Социальные проблемы в русской философии (XIX- нач.XXвв.)
  • •Спор об уникальности и универсальности русской культуры
  • •Демократические теории революционного процесса
  • •Марксизм и анархизм на русской почве
  • •6. «Философия естествознания» в России
  • •Последователи Ломоносова
  • •Русский космизм
  • •7.XXвек в русской философии
  • •Философия русского «зарубежья»
  • •Советский этап в русской философии
  • •Заключение. Основные черты русской философии
  • •Литература
  • •ГлаваViii. ПозитивизмXXвека и его разновидности
  • •1. Идейные предшественники
  • •2. Возникновение неопозитивизма, причины и этапы его развития
  • •3. Отношение к философии, понимание ее предмета
  • •4. Логический позитивизм
  • •5. Семантический позитивизм
  • •6. Лингвистический анализ
  • •7. Падение престижа неопозитивизма
  • •8. Постпозитивизм
  • •9. Прагматизм
  • •Социальные взгляды прагматистов
  • •Дальнейшая судьба прагматизма
  • •Основные направления позитивизма
  • •Литература
  • •Глава IX. Проблема человека в западноевропейской философии конца XIX — начала XX века
  • •1. «Философия жизни»
  • •Различия в философских воззрения Шопенгауэра и Ницше
  • •2. Психоанализ 3. Фрейда
  • •3. Неофрейдизм
  • •Концептуальные различия психоанализа и неофрейдизма
  • •4. Философия экзистенциализма
  • •Экзистенциалы человеческого бытия
  • •Литература
  • •Глава X. Основные проблемы философии экзистенциализма
  • •Причины возникновения экзистенциализма, его разновидности и представители
  • •Что такое экзистенция? Бытие и «сущее». Главные категории
  • •Отношение к познанию и науке. Пониманиефилософии
  • •Социальные взгляды экзистенциалистов
  • •Попытки реформировать экзистенциализм
  • •Литература
  • •ПриложениеI. Философия и нравственные идеи Библии
  • •1. Философские идеи Библии Библия о мироздании
  • •Оценка учеными библейской картины мира
  • •Как современные религиозные философы объясняют возникновение человека
  • •Библия о личности
  • •Почему человек страдает?
  • •Свобода воли и предопределение
  • •Библия о смысле жизни
  • •2. Нравственные идеи Библии
  • •Божественное повеление. Выведение израильского народа из египетского плена
  • •Десять Заповедей.
  • •Нравственное учение Иисуса Христа
  • •Литература
  • •ПриложениеIi. Философия о. Шпенглера и ее эволюция
  • •1. Освальд Шпенглер и «Закат Европы» -проснуться знаменитым Социально-политическая и экономическая ситуация в Герма­нии (1900 — 1914)
  • •От школьного учителя до духовного пророка Германии
  • •Открытие принципиально новой философии истории
  • •Эволюция политических взглядов Шпенглера Работа «Прусская идея и социализм»
  • •2. От «морфологии» культуры к проблемам переустройства мира
  • •»Прусская идея и социализм» -первое «неморфо­логическое» произведение Шпенглера
  • •Конкретизация Шпенглером своей политической доктрины
  • •Единство философской и политической концепции о. Шпенглера
  • •3. Шпенглер и национал-социализм Конгениальность идей Шпенглера идеологии нсдап и причины расхождения с национал-социализмом
  • •4. Последний период творчества: «Человек и техника», «Годы решений» (Германия в опасности)
  • •Литература

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *