Что такое верига?

  • Вериги Богословско-литургический словарь
  • Вериги В.И. Мансветов
  • Вериги Петра свящ. Константин Пархоменко

***

Вери́ги (старослав. верига — «цепь») – 1) железные цепи, полосы, кольца, носимые подвижниками на голом теле, для смирения плоти; железная шляпа, железные подошвы, медная икона на груди, с цепями от нее и пр., которые носили некоторые подвижники для смирения плоти; 2) Праздник поклонения веригам св. ап. Петра (29 янв.) относится к тем цепям, которыми был скован апостол в Иерусалиме царем Иродом Агриппой I (Деян.12:1-11).

Вериги первоначально были принадлежностью монахов-аскетов. Вот как писал о них свт. Григорий Богослов: «Другие изнуряют себя железными веригами, и, истончевая плоть, истончевают вместе грех». Соответственно строгости аскетического идеала, иноки в самом подвиге не довольствовались уже обыкновенным аналавом, как только знаком своей борьбы; возникло желание, чтобы этот знак более чувствительно воздействовал на волю через воздействие на тело. Ношение вериг есть аскетическое упражнение, имеющее целью изнурение телесное в непрерывном усилии, по слову Апостола, распять плоть свою со страстьми и похотьми (Гал. 5:24). Оно имеет по существу то же значение, что и ношение взад и вперёд больших тяжестей, камней и корзин с песком, имевшее место для усмирения побуждений плоти у восточных пустынников первых веков христианской Церкви.

Ношение вериг составляло особый подвиг, требующий духовного рассуждения и благословения опытного духовника, — как писал свт. Филарет (Дроздов): «для … есть люди, и времена, и причины». В настоящее время вериги используются крайне редко.

Цепи, пластины из кованого железа, железные колпаки на голову, железные тапочки….Слово верига на старославянском значит цепь. Но вариантов вериг, что раньше носили подвижники на себе, было много. Раньше, потому что сейчас вериги уже не носят. По крайней мере, известных фактов нет. В Томском краеведческом музее есть вериги, которые носил юродивый, живший в начале прошлого века при Богородице-Алексиевском монастыре.

«История одной вещи» — совместный проект с Томским краеведческим музеем.

Эти вериги были найдены на колокольне церкви Богородице-Алексиевского мужского монастыря после его ликвидации в 1929 году. По легенде, устно передаваемой от хранителя к экскурсоводу, принадлежали они юродивому по имени Константин. Он жил при монастыре и носил эти вериги.

«Носили вериги на голом теле «для умерщвления плоти и укрепления духа». Носили их не снимая. Кто-то говорит, может, какие-то ватные прокладки были. Нет, это тоже самое, что крест носить поверх свитера и показывать всем что ты верующий. Крест носили поближе к душе. И вериги носили на голое тело. К тому же, они очень тяжелые» — рассказывает старший научный сотрудник музея Елена Малофиенко.

Каково это — носить вериги — решил испытать на себе наш оператор Александр Сакалов. Но эксперимент был не чистым: во-первых, надел он их всего на пару минут, а во-вторых, не на голое тело. Но даже этих минут хватило, чтобы ощутить всю их тяжесть.

Сейчас в Богородице-Алексиевском монастыре живут 16 монахов. Никто из них вериг не носит.

Рассказывает насельник Томского Богородице-Алексиевского монастыря иеромонах Иов:

– Раньше многие подвижники, в особенности монахи, накладывали на себя либо более строгий пост, либо иные аскетические подвиги, в том числе носили вериги. Они носили их постоянно, всю жизнь. Эти вериги доставляли им и боль и тяжесть. Но так они очищали души от греховных страстей.

– А сейчас вериги монахи носят?

– Никто никогда из настоящих подвижников не афиширует, что он носит вериги. Духовные правила требуют, чтобы человек прибегал к подвигам с благословения своего духовника. Поэтому, если кто-то из монахов и носит вериги, то делает он это в тайне и об этом другим не говорит. Сам я вериги только на фотографиях видел, а так же, например, видел в Киево-Печерской лавре. Но в руках не держал. И если говорить честно, то у нас в монастыре я не видел, что бы кто-то носил вериги.

– Если вериги перестали носить, то почему?

– Раньше люди были крепче и сильнее, чем сейчас, и поэтому, чтобы смирить свои страсти, свое тело, им требовались большие труды и телесные подвиги, чем сейчас, поэтому люди раньше носили вериги. Сейчас этими веригами служат те скорби, которые на человека находят: будь то болезни или скорби, связанные со взаимоотношениями между люди, обиды, которые без всяких вериг смиряют душу человека.

Варианты вериг:

В следующей серии рубрики «История одной вещи» загадочная перчатка с тремя пальцами, о назначении которой в музее долго спорили. Но стоило выйти на улицу, как уже через минут пятнадцать у нас был ответ. Оказывается, такой перчаткой пользуются до сих пор.

Метки: «История одной вещи», Томский краеведческий музей, Томск, вериги, Богородице-Алексиевский монастырь

Власяни́ца (также вре́тище), церков.-слав.

  1. длинная грубая рубашка из волос или козьей шерсти; аскеты носили её на голом теле, для умерщвления плоти.
  2. то же, что и вре́тище, темного цвета грубая ткань из козьей шерсти, в виде мешка, надевавшаяся в знак печали.

В наше время власяница — это длинная рубашка из простой ткани, часть монашеского одеяния, которая в первую очередь надевается монахом во время монашеского пострига. В прошлом власяница ткалась из верблюжьего волоса или овечьей шерсти и надевалась на голое тело, причём жёсткая шерсть постоянно кололась, напоминая монаху о терпении и смирении.

власяница Нила Сорского
=====================
Власяница упоминается в древних текстах как грубая рубашка из волос или козьей шерсти.
Эта одежда которая еще в древности считалась грубой и мрачной одеждей. Достаточно упомянуть откровение Апокалипсиса: «солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь»
Власяница в течение многих столетий считалась покрытием и знаком отличия аскетов, намеренно умерщвляющих и уязвляющих свое тело ради духовного знания. Страдания, причиняемые постоянной чесоткой и раздражением кожи, преодолевались силой духа, молитвой и так далее. Наверняка, власяница могла доводить слабого человека до безумия, причиняя постоянный дискомфорт и раздражая кожу. И внешний вид власяницы также считался мрачным, устрашающим. Агрессия, направленная внутрь. Одежда, созданная для того, чтобы страдать телу. Обыватели использовали подобную одежду в ситуациях траура и печали.

Tags: вторая кожа, исследование

Вериги – разного вида железные цепи, полосы, кольца, носимые спасающимися на голом теле, для смирения плоти; железная шляпа, железные подошвы, медная икона на груди, с цепями от нее и прочее, которые носили великие подвижники для смирения плоти.

Вериги первоначально были принадлежностью монахов-аскетов. Вот как писал о них свт. Григорий Богослов: «Другие изнуряют себя железными веригами, и, истончевая плоть, истончевают вместе грех». Соответственно строгости аскетического идеала, иноки в самом подвиге не довольствовались уже обыкновенным аналавом, как только знаком своей борьбы с плотию; возникло желание, чтобы этот знак более чувствительно воздействовал на волю через воздействие на тело.

В научном смысле ношение вериг есть своего рода аскетическое упражнение, имеющее целью изнурение телесное в непрерывном усилии совершенно, по слову Апостола, распять плоть свою со страстьми и похотьми (Гал.5.24). Оно имеет по существу то же значение, что и ношение взад и вперёд больших тяжестей, камней и корзин с песком, имевшее место для усмирения побуждений плоти у восточных пустынников первых веков христианской Церкви.

Преподобный Серафим Саровский

Есть предание, о коем рассказывается в Житии его Дивеевского издания, будто о.Серафим тайно носил и вериги тяжестью в 20 фунтов на груди и 8 сзади, и железный пояс, что еще более пригибало к земле его сгорбленную фигуру. И будто в морозное время он под железо подкладывал чулок или тряпку. Но это точно не удостоверено. Таких вериг не осталось нигде. А по словам Саровских старцев, о.Серафим носил в затворе на груди большой пятивершковый крест на веревке. Вероятно, это и дало основание говорить о веригах. Во всяком случае известно, что другим он впоследствии не советовал чрезмерных внешних подвигов. Вместо этого заповедовал духовную борьбу над собой и над своими душевными страстями. Однажды – это было много лет позднее – к преподобному пришел какой-то босой странник из Киева, сопровождаемый Саровским послушником. Старец в это время жал голыми руками осоку. Тотчас он велел привести странника. Благословив его и посадив обоих гостей возле себя, прозорливый о.Серафим сразу стал советовать босому посетителю оставить избранный им путь: прекратить богомоление, обуться и снять с себя вериги… А их под одеждою странника совсем не было видно… И нужно возвратиться домой: там ждут и тоскуют по нем жена, мать и дети. «Мню, – добавил о.Серафим, – что весьма хорошо торговать-то хлебом, у меня же есть знакомый купец в Ельце, тебе стоит только прийти к нему поклониться и сказать, что тебя прислал к нему убогий Серафим, он тебя и примет в приказчики”. Наставив еще странника, преподобный отпустил его с любовью.

На обратной дороге в монастырь богомолец открыл послушнику, что все так и было, как сказал прозорливый старец: прежде он занимался хлебною торговлею, потом из любви к Богу, но без благословения, решил бросить семью, выхлопотал годовой паспорт, надел вериги, скинул обувь и босиком начал ходить по монастырям, думая этим угодить Богу. Теперь он без сомнения узрел неправоту свою и послушается заповедей святого старца. Послушник Иоанн (Тихонов) рассказывал про себя, что долгое время мечтал о ношении вериг для умерщвления тела и, наконец, достал их, но пошел сначала к о.Серафиму. Великий старец, увидев его, прозрел тщеславное намерение неопытного книжника, начитавшегося житий, и, улыбнувшись, сказал, прежде чем тот раскрыл уста: «Вот что я скажу тебе: приходят ко мне дивеевские младенцы и просят моего совета и благословения: один – носить вериги, а другие – власяницы, то как ты думаешь, по дороге ли их дорога-то, скажи мне?” Ничего не понимая, послушник ответил: «Я, батюшка, не знаю”. Отец Серафим повторил вопрос. Тогда тот уже догадался, что прозорливый старец о нем-то и говорит, и попросил у него благословения на вериги. – Как же ты не понимаешь? Ведь я тебе об этом-то и говорю, – сказал о.Серафим. И далее объясняет неразумие и бесполезность этого подвига для таких неустроенных людей. – Многие из святых отцов носили вериги и власяницу, но они были мужи мудрые и совершенные; и все это делали из любви Божией, для совершенного умерщвления плоти и страстей и покорения их духу. Но младенцы, у которых царствуют в теле страсти, противящиеся воле и закону Божию, не могут этого делать. Что в том, что наденем и вериги, и власяницу, а будем спать, и пить, и есть столько, сколько нам хочется… Мы не можем и самомалейшего оскорбления от брата перенести великодушно. От начальнического же слова и выговора впадаем в совершенное уныние и отчаяние, так что и в другой монастырь выходим мыслию и с завистию, указывая на других своих собратий, которые в милости и доверенности у начальника, принимаем все его распоряжения за обиду, за невнимание и недоброжелательство к себе. Из этого рассуди сам: как мало или вовсе нет в нас никакого фундамента к монашеской жизни, и это все оттого, что мы мало очень рассуждает и внимаем ей.

Обличенный послушник вериг не стал носить, но из монастыря Саровского все же ушел после. Фундамента не оказалось, то есть послушания. Впрочем, известен случай, когда о.Серафим благословил пустыннице Анастасии Логачевой, в иночестве Афанасии, носить и вериги для усмирения плотских похотей, когда ей было всего лишь около 23 лет. Она была потом основательницей женской Курихинской общины Нижегородской губернии. А обыкновенно о.Серафим советовал вместо подвигов понуждение и упражнение в добрых делах. Вот что он сказал одному мирянину, который тайно думал о Киеве: «Укоряют – не укоряй, гонят – терпи, хулят – хвали, осуждай сам себя, так Бог не осудит, покоряй волю свою воле Божией, никогда не льсти, люби ближнего твоего: ближний твой – плоть твоя. Если по плоти поживешь, то и душу и плоть погубишь, а если по-Божьему – обеих спасешь. Это подвиги больше, чем в Киев идти или и далее”.

Как повествуется в книге Деяний Апостольских, глубокой ночью, накануне суда над Петром, когда стража спала, в темницу пришел Ангел, посланный Богом, разбудил его и вывел из темницы. Согласно легенде, железные цепи сами упали с рук апостола Петра, который немедленно по выходе из темницы отправился для проповеди слова Божьего в другие страны и не возвращался в Иерусалим.

Слух о чудесном освобождении Петра немедленно распространился в Иерусалиме. Ученики апостола взяли вериги святого узника и с уважением хранили их как драгоценность и святыню. Как гласит предание, одержимые разными болезнями верующие получали от вериг исцеления, как от платков и полотенец, бывших на теле Апостола Павла. Известно, что головные повязки и платки святого апостола Павла исцеляли болезни и изгоняли нечистых духов, потому что были пропитаны его потом. Такое же действие оказывали вериги святого Петра, некогда плотно охватывавшие его тело.

Верующие с глубоким благоговением чтили эти вериги и поклонялись им. Вериги, как дорогое наследство, передавались из рода в род, при этом каждый раз родители – детям, а те – своим наследникам, объясняли, какого Великого узника касались эти вериги и чьим телом они освящены. Так вериги по наследству перешли в руки иерусалимского патриарха Ювеналия.

Вериги святого апостола Петра хранились в Иерусалиме до тех пор пока Ювеналий не подарил их царице Евдокии, супруге царя Феодосия Младшего.

Евдокия перенесла их из Иерусалима в Царьград. Одну веригу Евдокия принесла в дар храму святого апостола Петра, находившемуся внутри Великого Софийского собора, а другую в 439 году послала в Рим своей дочери Евдоксии, супруге римского императора.

В Риме также находились другие вериги святого апостола. Здесь при императоре Нероне апостола Петра вновь заковали в цепи и он был освобожден мученической смертью на кресте.

Евдоксия с любовью приняла этот драгоценный дар и, построив на Эксквилийской горе храм во имя святого апостола Петра, положила там эту веригу вместе с найденной в Риме другой веригой святого апостола.

С давних времен вериги апостола Петра, хранящиеся в Римском храме, по традиции выносили 16 января (по старому стилю) на поклонение народу.

Праздник цепей возник в Риме, где с конца IV века существовала церковь во имя Петра и Павла. В V веке появилось предание, что эта церковь стоит на месте тюрьмы, где был «в узах» («ad vincula») апостол Петр во время пребывания в Риме. А еще позднее стали считать, что в этой церкви хранится одна из цепей, которыми сковали Петра в Иерусалиме. Со временем этот праздник стал посвящаться специально «веригам Петра».

Церковь в Риме, в которой хранятся вериги, называется San Pietro in Vincoli (Сан-Пьетро-ин-Винколи – переводится как » Святой Петр в оковах»), она находится на одноименной площади на холме Эсквилин к северу от Колизея.

В народе день поклонения «честным веригам» был одним из сельскохозяйственных сроков. Богобоязненные люди в этот день непременно заказывали молебны апостолу Петру, полагая, что это обеспечивает урожайный год. В некоторых местах 16 января осматривали не только корма для скота, но и запасы жита в амбарах, также полагая, что если обнаружится излишек это к добру, к достатку и хорошему урожаю.
Про день поклонения веригам апостола Петра малороссы замечали: «На Петра вериги, трутся крыги (льдины)», имея в виду, что с этого времени лед начинает истончаться и ломаться. А в Псковской губернии, обильной льном, говорили: «Коль есть метла до костра, то будет хлеба до Петра, а синец и звонец доведут хлебу конец».

У сербов праздник поклонения честным веригам назывался «Верижаци» и соотносился с одним из «волчьих дней». В этот день для защиты от волков избегали работ, связанных с прядением и ткачеством, а также с колющими и режущими предметами; кроме того, нередко прятали все, что хотя бы отдаленно напоминало волчьи зубы (например, ножницы, гребни и пр.). В некоторых местах в этот день «замыкали» очаг: с целью оградить скот от волков на него вешали цепи, а к цепям подвешивали камни по количеству животных в хозяйстве или ключ.

Материал подготолвен на основе информации открытых источников

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *