Что запрещено в пост?

Великий пост – время строгих ограничений. Запрет накладывается на все, что дарит нам удовольствие: еду, личную жизнь, развлечение. Единственное, что можно – это работать, молиться и читать Священное писание.

Великий пост – один из самых важных и ответственных периодов для верующих христиан. В 2019 году он начался 11 марта, а закончится на Пасху, 28 апреля. По православной традиции Великий пост продолжается 48 дней, и делится на два неравных периода: Великую Четыредесятницу и Страстную седмицу.

Первый день Великого поста называют Чистым понедельником, а всю первую неделю — Чистой седмицей. Речь тут идет, главным образом, о духовной чистоте. Недаром последний день перед постом называется Прощеным воскресеньем: в этот день принято просить прощения у всех знакомых, и прощать тех, кто вас обидел.

Начинать пост нужно с исповеди и святого причастия. Также в Чистый понедельник рекомендуется сделать генеральную уборку, чтобы очистить свой дом.

Чистая седмица – время покаяния и скорби. В это время церковные службы проходят в темноте, без освещения. При этом молитвы положено не петь, а читать.

Во время всего поста нужно ежедневно молиться, читать Библию, скромно одеваться, помогать тем, кто оказался в сложной ситуации, и каждое воскресенье ходить в церковь на службу.

Великий пост: что запрещено

Во время всего Великого поста нельзя:

Есть животную пищу: мясо, птица, яйца, все молочные продукты. Также под запретом все сладости, выпечка, белый хлеб, сдоба, жирная и острая пища. Рыбу дозволено есть лишь в праздники – да и то немного. Растительное масло можно только по выходным и праздничным дням. В целом, рацион должен быть очень скромным: каши на воде, немного фруктов и овощей, черный хлеб. Пить разрешено воду, несладкий некрепкий чай, травяные отвары, квас и узвар, по субботам – виноградный сок.
Питание несколько раз в день. Есть, всякий раз, как захочется, тоже нельзя. В будни можно принимать пищу лишь один раз в день, в выходные и праздники – дважды в день.
Курить и употреблять алкоголь. Лишь в выходные и праздничные дни разрешается выпить немного сухого вина
Вечеринки, гуляния, походы в театр и кино и прочие развлечения под строгим запретом. Также нельзя бездельничать, играть в любые игры и смотреть развлекательные программы по телевизору.
Интимная жизнь под запретом даже для венчанных супругов.
Сквернословие, ссоры, конфликты и скандалы.
Плохие мысли, злость, обида, отказ от прощения, ложь.

Как питаться во время Великого поста

Первая и последняя недели Великого поста – самые суровые. К примеру, первые два дня поста есть вообще нельзя – можно только пить простую воду. То же самое – в пятницу и субботу Страстной седмицы, накануне Пасхи. Еще один суровый день – первая пятница Великого поста, когда можно есть только сырую пшеницу с сахаром или медом.

В остальные дни тоже не наешься досыта:

По понедельникам, средам и пятницам разрешено исключительно сухоядение: овощи, фрукты, черный хлеб, сухофрукты, мед и орехи. Есть приготовленную горячим образом пищу (кроме хлеба) запрещено. На Страстной неделе сухоядение с понедельника по четверг включительно.

По вторникам и четвергам разрешено горячее: каши, овощные супы. При этом запрещается во время готовки добавлять растительное масло.
В выходные дни и в праздники дозволено немного горячей пищи и растительное масло. А в праздничные дни к постному меню разрешено добавить рыбу.

Небольшие послабления даются в дни церковных праздников. В этом году во время поста православная церковь отмечает:

7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы. Разрешена приготовленная горячая еда, немного вина и рыба.
20 апреля – Лазарева суббота. Дозволяется есть рыбную икру.
21 апреля – Вербное воскресенье. К постному меню можно добавить нежареную и некопченую рыбу.

Кому не обязательно соблюдать пост

На самом деле, формулировка «кому можно не соблюдать пост» — неправильная. Пост как период покаяния, скорби, молитвы и размышлений о Боге обязателен для всех православных христиан. А вот пищевые ограничения накладываются только на людей крепких и здоровых.

Нарушать пост тем или иным образом дозволяется детям, беременным и кормящим мамам, так как у них может пропасть молоко. Также допустимы послабления для людей военных, путешествующих и занимающихся тяжёлым физическим трудом. И, разумеется, нельзя поститься тем, кому описанные выше пищевые ограничения противопоказаны по состоянию здоровья.

Как правильно соблюдать пост

Те ограничения, о которых мы писали выше – для священнослужителей, а также тех воцерковленных людей, которые уже много лет придерживаются строгого поста.

Всем остальным по разрешению духовного отца допустимы послабления. Какие именно – решать только вам. Наиболее распространенный вариант поста для мирян – это отказаться от животной пищи, но оставить в ежедневном меню рыбу, масло и горячую пищу. Некоторые и вовсе отказываются только от мяса и птицы, но оставляют немного молочных продуктов.

Основная цель поста – укрощение и очищение духа и плоти. Однако излишне строгий пост для неподготовленных людей – огромный стресс, который может стать причиной проблем со здоровьем. Так что лучше попросить у батюшки благословения на некоторые послабления, нежели взять на себя «повышенные обязательства», а потом или сорваться, или, что еще хуже, загреметь в больницу.

Если вы все же решили поститься максимально строго – готовиться к этому нужно заранее. Ограничения вводите постепенно, в течение нескольких дней. Для начала уберите самые тяжелые продукты – жирное мясо и птицу. Потом – постное мясо. Потом – постную птицу. И так далее. Наши предки, кстати, это отлично понимали. Именно поэтому на Масленицу, при всех ее обжорных традициях, мясо и птицу уже не едят. Организм должен постепенно привыкать к суровому постному рациону.

Точно также следует выходить из поста. Объесться до колик сразу же после «первой звезды» — не самая лучшая идея.

Главное, помните: пост – не модная диета, на которую можно «сесть» и «слезть» в любой момент. Поститься нужно осознанно, по зову души. А вовсе не потому, что так положено, и мама иначе не отстанет.

Постные рецепты

Если сварить кашу или потушить овощи может каждый, то дни сухоядения вызывают у многих наших современников недоумение: что кушать-то? Сушеный горох? На самом деле, постная кухня весьма разнообразна. Мы нашли для вас простые и вкусные рецептов, не нарушающих постных правил.

Ореховый суп

Нужно 800 г любых орехов, литр воды, 2 стебля сельдерея, 1 красная луковица, 10 мл концентрированного сока лимона, соль, куркума. Сельдерей, лук и орехи взбить в блендере, добавить воду, сок лимона и специи. Взбить ещё раз.

Борщ

Нужно: 200 г пекинской капусты, 300 г свеклы, 300 г моркови, 150 г авокадо, 400 г апельсина, 2 дольки чеснока, пучок укропа, пол-литра воды, 50 мл концентрированного сока лимона, соль. Капусту порубить, посолить, промять руками, оставить на 5 минут. Половину свеклы натереть, вторую половину – смолоть в блендере вместе с чесноком. Морковь натереть. Авокадо нарезать кубиками. Апельсин очистить не только от семечек и кожуры, но и от белой плёнки, а затем пропустить через блендер. Влить в получившуюся апельсиновую массу сок лимона. Соединить все ингредиенты, перемешать, разбавить водой. Посыпать измельчённым укропом.

Овощные котлеты

Нужно: 1 морковь, 1 луковица, 1 болгарский перец, по 50 г молотых семян льна и семечек подсолнечника, пучок петрушки, перец, соль. Морковь натереть на тёрке. Луковицу и петрушку смолоть в блендере. Перец нарезать тонкой соломкой. Перемешать, промять руками. Добавить семена, соль, перец. Слепить котлеты. Оставить их в тепле на три часа, чтобы подсохли.

Священник Иоанн Павлов

Всем известно, что пост является неотъемлемой частью христианской жизни. Православные христиане постятся среду и пятницу каждой недели — это так называемые однодневные посты, и, кроме того, существуют еще четыре многодневных поста — перед великими праздниками Пасхи, Рождества, Успения и святых апостолов Петра и Павла. В общей сложности более половины всех дней в году являются постными.

Почему же Церковь придает посту такую важность, уделяет ему так много внимания? Ведь, казалось бы, какое значение для наших отношений с Богом имеет съеденная или несъеденная колбаса или сметана? Такой вопрос обычно задают или люди далекие от Церкви, или же протестанты и католики, у которых посты в настоящее время фактически отменены. Что же отвечать на это? Отвечать надо вот что: наши отношения с Богом, или, по-другому, духовная жизнь, очень сильно зависят от того, соблюдаем ли мы постные уставы Церкви или привыкли никогда и ни в чем себе не отказывать. Для подтверждения этой истины вспомним коротко те причины, по которым христианину необходимо поститься.

Итак, во-первых, пост — это наше участие в жизни, трудах и страданиях Христа. Мы именуем себя христианами, то есть последователями Иисуса Христа. Если мы Его последователи, то должны подражать Ему, учиться у Него, следовать за Ним. Христос, Сын Божий, претерпел Крест, распялся за нас, — и мы в свою меру должны ответить на эту бесконечную жертву Его любви, должны потрудиться и пострадать вместе с Ним, принять участие в Его подвиге, в Его Кресте. Однако мы знаем, что человек слаб, что часто он бывает слишком привязан ко всему земному и потому сам, по своей воле, оказывается неспособным в чем-либо ограничить себя, понести даже и малые аскетические труды. Поэтому мудрая наша мать, Церковь, и установила посты — чтобы человек, соблюдая их, мог хоть немного потрудиться вместе со Христом, принять участие в подвиге Его жизни. Святитель Амвросий Медиоланский говорит: «…желая быть христианином, поступай так же, как поступал Христос. Он, не имея греха, постился сорок дней, а ты, грешник, не хочешь поститься… пресыщаешься, в то время когда Христос за тебя алкал…» Итак, через пост мы участвуем в страданиях и трудах Христа, подъятых Им ради спасения людей.

Во-вторых, пост очень помогает христианам в брани с врагами нашего спасения, к которой мы призваны. Апостол Павел говорит, что мы ведем брань против начальств, властей и мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. В борьбе с ними мы должны устоять и победить. И вот сильнейшим оружием в такой борьбе является пост. На это оружие указывает нам Сам Христос: род бесовский, говорит Он, изгоняется только молитвой и постом. То есть без поста этот род не изгоняется. Диавол получил власть над человеком через невоздержание Адама, вкусившего запретный плод. Может быть, именно поэтому избавление от его власти возможно путем противоположным — через воздержание, или иначе пост. Из Евангелия видно, что именно через сорокадневный пост в пустыне Христос нанес врагу первое поражение. Об этом говорит преподобный Исаак Сирский: «Только через пост человеческое естество одержало первую победу над диаволом: до поста род человеческий не знал победы, и диавол никогда не испытывал своего поражения от нашего естества; но от сего оружия изнемог в самом начале. Господь наш был вождем и первенцем этой победы, чтобы на главу естества нашего возложить первый победный венец. И как только диавол видит сие оружие на ком-нибудь из людей, тотчас приходит в страх этот противник и мучитель, немедленно помышляет и воспоминает о своем поражении Спасителем в пустыне, и сила его сокрушается, и воззрение на оружие, данное нам Началовождем нашим, попаляет его».

Далее, о посте следует сказать, что он очень помогает нам в духовной жизни: в молитве, богомыслии, богообщении. Дело в том, что человек состоит из души и тела, и они, будучи тесно связаны, влияют друг на друга, так что состояние души зависит от состояния тела. Если тело человека пресыщено, то оно и душу привязывает к плоти и материи, делает ее тяжелой и бескрылой, неспособной возвыситься над земным прахом. Птица не может подняться к небу, если подрезать у нее крылья. Также и самолет, если слишком перегрузить его, не сможет взлететь. Вот и человек, если он пресыщен и ни в чем себе не отказывает, не может приблизиться к Богу. «Сытая утроба, — говорит святой Иоанн Кронштадтский, — теряет веру, страх Божий и делается бесчувственной для молитвы, для благодарения и славословия Божия».

Следующая причина, почему нужно поститься: через пост мы оказываем послушание нашей матери Церкви. Если мы не постимся, то показываем этим, что Церковь нам не мать, что мы не хотим ее слушать и сами лучше ее знаем, как нам жить. Если же постимся, то подтверждаем этим, что Церковь — наша мать и мы ее дети, потому что слушаем ее. Мы ведь оказываем послушание различным человеческим установлениям, подчиняемся, например, государственным законам или слушаем, когда врач при наших болезнях прописывает нам ту или иную диету. У кого болит желудок, тому нельзя есть острое и жареное, а у кого диабет, нельзя есть сладкое. Если в этом мы оказываем послушание людям, то Церкви ли не будем слушать? Ведь диета прописывается врачом для здоровья тела, которое кратковременно и смертно, а установления Церкви, в том числе и пост, направлены на исцеление бессмертной души — чтобы подготовить ее к блаженной вечности, к жизни, не имеющей конца.

Далее следует сказать, что пост является сильным оружием в борьбе с теми плотью и кровью, о которых сказано у апостола Павла, что они не наследуют Царствия Божия. Под «плотью» в словах апостола нужно понимать страсти и грехи тела, а под «кровью» — страсти и грехи души. То есть плоть и кровь — это две составные части прокаженной, испорченной и проданной под грех человеческой природы, ставшей после падения Адама нашей неотъемлемой принадлежностью. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит об этом так: «С живою душою сотворен был Адам, душе его соприсутствовал Дух Божий и приводил ее в движение; почему движение это было движением духовным, в Боге. При согрешении Адама отступил от него Дух Божий; душа Адамова тут же умерла, а ожили плоть и кровь. Посредством их диавол начал действовать на душу, содержать ее в омрачении, смерти, пленении…»

Из падших плоти и крови произрастают, как из семени, все наши грехи и страсти, все наши скверные мысли, слова и дела. Если мы живем этим, живем плотью и кровью, то мы не способны войти в Царствие Божие и пребывать в нем. В другом месте своих сочинений святитель Игнатий говорит, что плоть и кровь не идут по узкому пути спасения еще и потому, что они горды. Будучи горды, они отвергают смирение и покаяние, но всегда хотят процветать, величаться, наслаждаться. «Понимаешь ли, — пишет он в письме к одному монаху, — что плоть и кровь горды? — Всмотрись на украшенную плоть, на обильную кровь, — как они напыщенны и надменны! — Не без причины заповеданы нам нищета и пост!»

Далее, пост — это наша жертва Богу, принесение себя в жертву. Если мы похудели и побледнели за время поста, то это значит, что мы кусок себя, часть собственного тела принесли в жертву Богу. А по словам святых отцов, Богу больше всего угодны именно жертвы, труды и скорби, понесенные ради Него.

Еще следует сказать, что когда мы постимся, то являемся подражателями святых и праведников, которые все без исключения постились, и часто очень строго. Поэтому, соблюдая постные уставы Церкви, мы становимся едиными со святыми, — их последователями и братьями по оружию. Кроме того, через пост мы становимся едиными и со всей вселенской Церковью, распространенной по всей нашей планете. Вот, например, приходит Великий пост, и православные христиане, живущие на всех пяти материках, одинаково начинают постный подвиг: на Соловках и в Эфиопии, в Австралии и Японии, в Америке, Индонезии и даже Антарктиде. И этим свидетельствуется их единство, их братство, их соборное единение, их верность тому пути, по которому шли святые Христовой Церкви.

Итак, мы видим, что много имеется причин для того, чтобы соблюдать посты. Но пост, как и всякая христианская добродетель, должен совершаться с рассуждением. Без рассуждения совершаемая добродетель вместо пользы принесет нам вред. Поститься нужно по возможности строго, но строго в меру. «Всякую вещь красит мера, — говорит преподобный Исаак Сирский, — без меры обращается во вред и почитаемое прекрасным». Нужно определить для себя правильную меру поста. Эта мера у каждого своя. Одна мера для схимонахов и отшельников, другая — для монахов, живущих в монастыре, третья — для мирян. И опять-таки для мирян эта мера может быть очень неодинаковой: она зависит от возраста, состояния здоровья, физического сложения и образа жизни каждого христианина.

Строгий пост непременно требует, чтобы в душе постящегося был мир. Если же человек живет в ритме большого города, если он часто волнуется, испытывает тревогу и беспокойство, то пост должен быть умеренным, потому что в этом случае строгий пост не принесет пользы душе. Кроме того, он может причинить вред физическому здоровью. Пост не вредит здоровью, если в душе у человека мир, молитва и Благодать. Посетители спрашивали об этом старца Паисия Святогорца: «Геронда, как Ваш желудок не испортился от стольких постов?» И старец отвечал: «Желудок от постов не портится. Однако если человек расстраивается, то ему надо есть. Потому что, когда человек расстраивается, его желудок постоянно вырабатывает желудочный сок, который должен вырабатываться только для переваривания пищи. Сок разъедает стенки желудка, и он начинает болеть. Человек должен есть в соответствии с тем состоянием, в котором находится».

При повреждении здоровья тела часто бывает, что и душа человека получает вред. Святитель Нектарий Эгинский писал одной монахине: «Болезнь препятствует духовному росту для тех, кто не достиг совершенства. Здоровье вам нужно для духовного делания. Тот, кто несовершенен и кто выходит на брань, будет сражен, знайте это, если не будет здоровым, ибо ему будет недоставать той моральной силы, которая укрепляет совершенных. Для несовершенных здоровье — это колесница, несущая бойца к победному завершению сражения. Вот почему я советую вам быть рассудительными, знать меру во всем и избегать чрезмерностей. Строгости идут рука об руку с мерой добродетели… Будучи в добром здравии, вы сможете духовно расти, в противном случае ваши усилия окажутся тщетными. Вы должны соизмерять строгость постов со своим здоровьем, дабы не оказаться вынужденными уходить из затвора в города в поисках исцеления от телесных недугов».

По этой причине Церковью и разрешаются в посте различные послабления. Ведь Церковь наша — это не бездушный тиран, а любящая и мудрая мать. Она не говорит: «Умри, но пост соблюди» — и не измеряет всех механически одной меркой. Например, для страдающих от каких-либо заболеваний разрешаются послабления в посте — вплоть до полной его отмены, потому что болезнь в каком-то смысле заменяет пост. Также разрешаются послабления для беременных, кормящих, путешествующих. Не распространяются посты со всей строгостью и на детей. Вообще, определяя для кого-либо меру поста, нужно всегда помнить, что пост — это не цель, но лишь средство. Да, средство это сильное и необходимое, но все-таки оно — лишь средство. Целью же является приближение к Богу, соединение и общение с Ним. «Пост, — говорит блаженный Диадох, — имеет цену, но не перед Богом. Он есть только орудие. Мастерство художника ценят не по совершенству его инструментов, а по совершенству его произведений». Поэтому в тех случаях, когда пост становится самоцелью, он не приближает человека к Богу, но, напротив, удаляет. И об этом всегда следует помнить.

Итак, братия и сестры, пост — это великое оружие в невидимой брани, в борьбе со страстями и грехом, средство, которое может очень помочь нам в деле духовного роста. Если мы научимся пользоваться этим оружием правильно, если будем соблюдать установленные Церковью посты, если, по мере сил, будем подвизаться в этой добродетели, то она поможет нам подняться по лестнице христианского совершенства, поможет угодить Богу и принести те духовные плоды, которых Он ждет от нас, — от каждого в свою меру: в тридцать, в шестьдесят и в сто. Аминь.

См. также:
— Календарь >> Великий пост
— Календарь >> Петров пост
— Календарь >> Успенский пост
— Календарь >> Рождественский пост

Я начала худеть в 10 классе, и не останавливалась до диплома в университете. Перед новым годом, днем рождения или отпуском я сидела на диетах, которые мне не помогали. Я устала без конца худеть и полнеть, и стала разбираться, почему так происходит. В этой статье я расскажу, что делать, чтобы не худеть к лету, а быть стройной весь год.

Здоровое питание или диеты

Физическое здоровье на 50% зависит от образа жизни, где характер питания человека играет существенную роль.

Последние 30 лет в вопросах питания творит хаос. Моно, кето, кефирные диеты заполонили поисковые запросы, тем самым доказывая, что вопрос похудения стоит достаточно остро, но в корне неправильно. Постепенно поголовное увлечение и вера в чудодейственные диеты сходит на нет и наконец приходит понимание, что организм не дурак, и бесконечные ограничения и запреты только ухудшают здоровье и адекватную реакцию организма на обычное питание в дальнейшем.

Одни выступают за полный отказ от мяса, другие провозглашают сыроедение панацеей от всех болезней и бед, а третьи продолжают верить в жесткие диеты и не боятся навредить организму. На деле же, правильное питание заключается не в контроле калорий и жестких диетах, а в здоровом рационе и здоровых и честных отношениях с едой.

Если придерживаться основных правил не раз в месяц, а взять их за норму, то не придется забивать голову мыслями об экстренном похудении, лишнем весе, проблемах с волосами, кожей и здоровьем в целом.

Что это — здоровое питание

Здоровое питание обеспечивает рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствует укреплению его здоровья и профилактике заболеваний. Для тех, кто никогда не сидел на диетах и не знал ограничений в питании, психологически легче отказаться от порции добавки и они не знают, что такое пищевой срыв лишь потому, что для них еда — это не запретный плод. Они умеют слышать потребности организма и не пытаются наесться впрок, не наказывают себя голодовками и не зациклены на мыслях о еде и весе.

Мы подготовили 7 способов как же перенастроиться и с чего начать путь к здоровым отношениям с едой, и самый первый шаг — ваше осознанное решение питаться правильно.

Откажитесь от диет

В чем вред:

Диеты вредят здоровью и ведут к увеличению постоянного веса. Люди, которые никогда не худели, зачастую весят меньше тех, кто сидел на диетах. Это происходит из-за гормональных и психологических причин.

Голод, ограничение в еде и запрет любимых продуктов приводят к ответной реакции организма: тело готовится к новым стрессам и запасает всё съеденное в жир, а мозг требует компенсации за диету и провоцирует переедание. В диетологии это называется эффектом «какого черта!».

Его открыли канадские ученые в ходе эксперимента с добровольцами, которым было предложено оценить вкус печенья. Ученые собрали группу сидящих на диете и группу тех, кто не следил за калориями, и предложили им неограниченное количество печенья. Группа худеющих съела на 50% больше контрольной.

Несколько лет назад я практиковала голодание на соках. Мне казалось, что это быстрый и здоровый способ избавиться от лишнего веса. Я худела, но затем мой вес возвращался в норму за неделю. После выхода из голода я ела чаще и больше обычного, а внутренний тормоз отказывался работать: я и так голодала неделю, сколько можно терпеть?

Диеты популярны, потому что предлагают простые правила и быстрый результат. За это время человек может потерять 5-10% веса, но сохранить надолго результат невозможно.

Исследования худеющих показали, что негативные последствия диеты наблюдаются в течение всей жизни: люди продолжают неконтролируемо полнеть. Циклы потери и набора веса ведут к риску инсульта, диабета, сердечно-сосудистых заболеваний и проблемам с иммунной системой.

Диеты игнорируют естественное чувство голода. Диеты не доставляют удовольствия. Диеты внушают ложные надежды. Диеты замедляют основной обмен. Диеты способствуют набору веса. По окончании диеты, чтобы не поправиться, многие ведут полуголодное существование (это назывется ограничительным пищевым поведением). Пожалуйста, откажитесь от диет!

Что делать:

Определите свой нормальный вес. Часто диетами увлекаются те, кому и не нужно худеть. Вес здорового человека регулируется не только питанием, но и гормонами, метаболизмом и уровнем физической активности. В зависимости от этого здоровый вес у разных людей может отличаться.

Нормальный вес и ожирение ВОЗ определяет через показатель ИМТ.

ИМТ — индекс массы тела, средний показатель, который не учитывает пола, возраста, уровня мышечной массы и других показателей. Например у спортсменов ИМТ выше, чем у обычных людей, у женщин ИМТ выше, чем у мужчин. Диетологи советуют ориентироваться на вес, в котором телу комфортно.

ИМТ у мужчин и женщин:

Мужчины Женщины
Недовес <20 <19
Нормальный вес 20-25 19-24
Избыточный вес 26-30 25-30
Ожирение 31-40 31-40
Сильное ожирение >40 >40

Чтобы рассчитать свой ИМТ, нужно поделить вес на квадрат роста тела. Например, при весе в 55 килограммов и росте в 150 см ИМТ будет равен:

55 ÷ 1,5²=24.4

Это хороший показатель, при котором не нужно худеть.

Перестаньте считать калории

Диетическое мышление основано на калориях. Оно провоцируют вынужденное недоедание и запускает механизмы компенсации: вместо запланированного салата на обед на столе оказывается стейк и два пирожных. Считается, чтобы похудеть, нужно снизить количество калорий в дневном рационе. Этот подход имеет те же побочные эффекты, что диеты, и не работает.

Даже в состоянии покоя тело тратит:

  • 60-70% калорий на метаболизм;
  • 5-10% На пищеварение;
  • остальное на движения, к которым относится не только физкультура, но и любое поддержание позы, например, наклон головы. У профессиональных спортсменов этот показатель достигает 50%.

Чем активнее вы двигаетесь — тем больше расходуете калорий

Таблица потребности калорий у мужчин: (источник)

возраст/ образ жизни сидячий средний активный
19-25 2600 2800 3000
25-35 2400 2800 3000
35-45 2400 2600 3000
45-55 2200 2600 2800

Таблица потребностей калорий у женщин:

возраст/ образ жизни сидячий средний активный
19-25 2000 2200 2400
25-35 1800 2000 2400
35-45 1800 2000 2200
45-55 1600 1800 2200

Это приблизительные показатели дневного расхода калорий для средней женщины ростом 168 см и весом 57 кг и мужчины ростом 178 см и весом 70 кг. Допустима погрешность в ± 200 ккал.

Сидячий образ жизни включает только повседневные нагрузки из обычной жизни, такие как наклон завязать шнурок, подъем чашки со стола и другие.

Средняя активность подразумевает часовую прогулку и легкие упражнения, которые человек выполняет в обычной жизни: подъем по лестнице или приседания.

Активные люди — это те, кто ежедневно преодолевает бодрым шагом более 5 километров и выполняет легкие физические упражнения.

Замените подсчет калорий интуитивным питанием. Его последователи предлагают уважать свое тело и чувство голода, и разрешить себе есть по желанию, а не по расписанию.

Идея в том, чтобы научиться правильно распознавать чувство голода и насыщения, и не допускать крайних состояний: голодания и обжорства.

Для удобства оценки последователи интуитивного питания пользуются специальной шкалой от 0 до 10:

  1. До смерти хочется есть — сильная слабость, головокружение, головные боли и тошнота
  2. Крайне голоден — портится настроение, появляется сонливость и сильная пустота в животе
  3. Голоден — выраженное чувство голода, урчание в животе, мысли о еде снижают внимание и концентрацию
  4. Легкий голод — состояние «можно и поесть», легкой пустоты в желудке, при этом можно продолжать работать
  5. Нейтральное — «ни сыт, ни голоден»
  6. Легкое насыщение — в животе уже есть еда, но нет тяжести, хорошее настроение
  7. Сытость — ощущение достаточности еды, если продолжить есть, будет тяжесть
  8. Сыт с избытком — ощущение сытости и легкого дискомфорта от съеденного
  9. Объелся — ощущение после новогоднего застолья: желание расстегнуть пуговицу на джинсах, сонливость, дискомфорт в желудке и упадок сил
  10. До смерти объелся — физически плохо от еды, тошнота, сильная слабость, еда буквально застряла в горле

Начинать есть лучше всего на 3 или 4 уровне, заканчивать на 6 или 7. Чаще всего проблема в том, чтобы вовремя остановиться, но это умение приходит с привычкой. Диеты и низкокалорийный рацион сбивают ощущения голода и сытости, поэтому на их тренировку может уйти какое-то время.

Мне всегда было лень считать калории и зависеть от них при выборе еды. Я научилась ориентироваться на свои ощущения голода и сытости, стала есть когда голодна, и стараюсь не переедать.

Откажитесь от мусорной еды

В избытке сахара, соли, растительных масел и транс-жиров. Мусорные продукты — это продукты, содержащие много калорий и мало полезных для организма веществ: клетчатки, витаминов, белков. Сюда же относятся продукты высокой переработки — снеки, чипсы, газированные напитки, жирные десерты.

Сосиски в тесте и сладкая газировка поджидают проголодавшихся на выходе из метро. Лучше доехать до дома и полноценно поужинать.

Они содержат чрезмерные объемы жира, соли и сахара, которые ВОЗ называет главными причинами мирового ожирения. В некоторых есть опасные соединения — транс-жиры, их связывают с возникновением онкологических заболеваний.

Контролировать потребление мусорной еды и стараться постепенно отказываться от одного продукта за другим, заменяя их на аналогичные полезные. Вредная еда невероятно вкусная, от неё невозможно отказаться сразу и резкие запреты приведут к диетическому мышлению и обратному эффекту.

Я люблю выпечку и свежий хлеб, но знаю, что там может быть избыток сахара и масло с транс-жирами. Я решила не покупать мучное в магазинах, чтобы не переедать. В ресторанах бываю не часто, дома каждый день выпекать не получится. Иногда даже ничего не делая можно получить пользу.

Ешьте медленно

В чем польза:

Размеренное употребление пищи помогает снизить вес. Диетологи шутят, что внимательное отношение к процессу еды может быть полезнее того, что лежит на тарелке.

Еда на ходу и фаст-фуд не приносит психологического удовольствия. В таких условиях невозможно сосредоточиться на вкусе и запахе еды, вовремя почувствовать сигналы насыщения. Один и тот же гамбургер, съеденный на ходу или в тишине и покое будет воспринят организмом по-разному.

Несмотря на то, что химические процессы пищеварения и насыщения не зависят от того, как быстро человек ест, существует связь между скоростью поедания пищи и лишним весом.

Как научиться:

Проще всего найти дома или на работе медленного едока и начать повторять за ним. Если ориентироваться не на кого, нужно убрать все отвлекающие от еды факторы: перестать есть на рабочем месте, за сериалом и книгой.

В книге «Француженки не толстеют» Мирей Гильяно описывает такой подход к пище как основу французской культуры потребления. Французская кухня очень жирная и калорийная, при этом во Франции мало избыточно полных людей.

Дело в том, что для французов прием пищи является ритуалом, в котором нельзя себе отказывать. Французы едят медленно, относятся к еде с интересом, не переедают, хотя в умеренных количествах позволяют себе всё. Осознанное питание помогает французам жить в гармонии с едой и телом.

Когда я отказалась от диет в пользу разумного отношения к еде, мне помог подход «лучше меньше, но качественнее». Между невкусной дешевой и качественной дорогой едой я всегда выбираю качество. Между тем, что хочется, и тем что есть, выбираю ничего и жду возможности купить желаемое.

Я так и не смогла отказаться от привычки есть на рабочем месте, но научилась брать с собой перекусы, за которые вечером не стыдно: нарезку фруктов, вегетарианские батончики и мятный чай с медом.

Батончик с шелковицей — мой любимый заменитель сахара. Ем его, когда хочется сладкого.

Ешьте фрукты и овощи

Употребление овощей и фруктов упоминается во всех рекомендациях по ЗОЖу и борьбе с лишним весом.

Фрукты и ягоды содержат много клетчатки, витаминов и антиоксидантов. Во фруктах также есть сахар, но он находится внутри клеток, и для его расщепления ферментам нужно проникнуть внутрь. Такой сахар попадает в кровь медленнее и в меньших количествах, поэтому не вызывает инсулинового скачка и резкого голода после, как сахар из конфет и пирожных.

Исследователи также связывают фрукты и овощи со способностью понижать кровяное давление, уровень плохого холестерина и уменьшать риск сердечно-сосудистых заболеваний.

Последние рекомендации ВОЗ содержат дневную норму в 4-5 разных овощей и фруктов для любой диеты. Однако больше есть никто не запрещает: даже если увеличить это количество в несколько раз, ничего страшного не случится.

Как начать:

Сделайте фрукты и овощи доступными в любое время. Привычку есть фрукты в течение дня выработать легче, чем любую другую, ведь фрукты вкусные и каждый любит ими полакомиться. Их легко брать с собой, они не портятся без холодильника и недорогие в любое время года.

Покупаю апельсины на неделю и храню их в ящиках на кухне: так я не забываю пить сок и делать смузи Раскладываю корзинки с фруктами во всех местах, где мне хочется есть: на кухне, на рабочем месте и на обеденном столе, а в сезон праздников открыто прошу дарить мне вместо цветов и сладостей манго или папайю.

Используйте небольшую посуду

Большие тарелки провоцируют неосознанное переедание. Исследователи наблюдали за посетителями итальянского кафе, которым принесли порции с пастой в половину больше стандартных. Они съели на 43% больше в сравнении с теми, кому приносили стандартную пасту. Большие тарелки вынуждают объедаться даже невкусной едой.

Использовать маленькие тарелки и небольшие порции.

Нас с детства учили доедать, и независимо от того, насколько велика порция, мы не почувствуем себя сытыми, пока не съедим всё. Контролировать чувство насыщения проще, если заранее уменьшить объем того, что хочется съесть.

Дома для еды я использую десертные тарелки, но кладу в них с горкой: так мне кажется, что я съедаю больше, это помогает наесться без желания добавить сверху десерт. В ресторанах при наличии порций беру самую маленькую, а если они стандартные, уточняю, можно ли принести половину. Чаще всего официанты соглашаются, и в чек также идет половина цены.

В домашних условиях оставлять еду на тарелке психологически сложнее, чем в ресторане, а выбрасывать продукты жалко. В этом случае можно заморозить остатки на следующий раз. Раньше у меня постоянно пропадала сметана, я не успевала её съесть и она портилась. Я стала её замораживать, и добавлять в супы и гарниры по желанию, а не из-за необходимости поскорее доесть.

Вот из этих тарелок я обычно ем супы и второе. Объема в два яблока достаточно, чтобы наесться.

Ведите пищевой дневник

Пищевой дневник помогает снизить вес. Исследование примерно 1700 худеющих показало, что те, кто вел дневники, сбросили вдвое больше тех, кто ничего не фиксировал.

Диетологи рекомендуют этот инструмент как альтернативу диете. Суть в том, чтобы не запрещать себе ничего, а просто документировать всё съеденное. Это поможет посмотреть на свои пищевые привычки со стороны, понять, где и когда чаще всего случается переедание, и салат превращается в пончик.

Попробовать записать в дневник хотя бы день и посмотреть на результат. Пищевой дневник вырабатывает привычку осознанного питания и ответственности перед самим собой. Необязательно вести дневники всю жизнь, можно возвращаться к ним время от времени, чтобы не сбиваться с пути к намеченным целям.

5 правил, которых стоит придерживаться при записях:

  1. Выясните цель дневника. Это поможет не потерять полезную информацию. Например, если цель дневника — понять причины переедания, добавьте в записи размеры порций, обстановку и время приема пищи.
  2. Выберите удобный формат. Это может быть таблица, рассказ или блокнот с заметками. Главное, чтобы структура была постоянной. Можно просто отмечать время и степени голода и насыщения, даже такая информация будет полезной.
  3. Определитесь с частотой записей и пересмотра. Лучше всего вести записи ежедневно сразу после приема пищи, но для начала подойдет и схема 5 дней в неделю с записями в конце дня. Перечитывать записи так же лучше периодически.
  4. Не стесняйтесь. Пищевой дневник — это не средство самобичевания, а способ лучше узнать себя и свое пищевое поведение. Не бойтесь его, не приукрашивайте и не замалчивайте информацию. Честность принесет больше пользы.
  5. Подробно описывайте съеденное. Была ли сметана в супе? Какого размера была тарелка? Что за соус в гарнире? Самые въедливые хозяева дневников взвешивают порции и пишут их состав. Сила дневника в точности и периодичности.

Если на дневник не хватает решимости, попробуйте составить план питания на неделю или установите приложения фуд-трекеры. Главное — выбрать инструмент, которым будет приятно пользоваться.

Самый простой вариант пищевого дневника на пробу

Памятка

  1. Диеты не работают. Они ведут к набору веса, гормональным расстройствам и проблемам с пищеварением. Вместо диет ведите пищевой дневник.
  2. Подсчет калорий провоцирует переедание. Определите свой нормальный вес и питайтесь по желанию.
  3. Мусорные продукты — главная причина лишнего веса и переедания.
  4. Фрукты и овощи помогают сбросить лишний вес и полезны для здоровья. Сахар из фруктов не вредит организму. Замените мусорные продукты свежими фруктами.
  5. Питание небольшими порциями из маленьких тарелок помогает избежать переедания.

Диеты не работают! Дело не в особенностях организма или отсутствии силы воли. Диеты — плохой и неэффективный способ похудеть.

Укажите свой email, нажмите кнопку скачать ↓ и узнайте, как сбросить вес без стресса.

<strong>МОСКВА, 2 мар — РИА Новости.</strong> Православные христиане второго марта вступают в <a href=»https://ria.ru/category_velikiy-post-2020/» target=»_blank»>Великий пост</a>. Это особый период подготовки к главному празднику — Пасхе Христовой. Именно эти дни считаются наиболее строгими из всех постных в году. Об особенностях, ограничениях и послаблениях Святой Четыредесятницы — в материале РИА Новости.<br>Не такой, как остальныеНа самом деле, постных дней в церковном календаре очень много: большая часть года. В общей сложности — свыше двухсот.Немногие сегодня задумываются о том, что посты существовали в дохристианские времена, о чем постоянно упоминается в Ветхом Завете. Ограничения касались не только еды и питья, но и, например, разговоров.Самым же первым говеющим был, судя по Библии, ветхозаветный пророк Моисей. Выведя евреев из Египта, он в одиночку взошел на гору Синай, где пробыл сорок дней и ночей.»Хлеба не ел и воды не пил; и написал (Моисей. — Прим. ред.) на скрижалях слова завета, десятословие (десять заповедей. — Прим. ред.). Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним», — повествует книга Исход.Аналогичный пост выдержал, прежде чем начать свою проповедь людям, и сам Сын Божий Иисус Христос. После крещения в реке Иордан он удалился в пустыню на сорок дней, где его всячески искушал дьявол. Однако Спаситель поборол все соблазны.Собственно, преодоление как физических, так и духовных трудностей, согласно христианскому вероучению, — одна из главных целей воздержания. Внимание переключается с дел житейских и забот о телесном и материальном на жизнь духовную, молитву, участие в богослужениях и общение с Господом. Тем самым человек самосовершенствуется и приближается к Творцу.Это относится и к Рождественскому посту, длящемуся 40 дней — с 28 ноября по 6 декабря включительно, и Успенскому 14-дневному (начинается 14 августа), и Петрову, в который верующие вступают через неделю после праздника Троицы. Тот же смысл вкладывается и в предписанное уставом воздержание в среду и пятницу — если, конечно, эти дни не приходятся на двунадесятые праздники. Есть еще однодневные посты в Крещенский сочельник (18 января) и когда отмечаются Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижение Креста Господня (27 сентября).Но Великий пост особый. И вот почему.»Это семь подготовительных недель перед Страстной седмицей (когда мы вспоминаем последние дни земной жизни Спасителя), за которой следует Пасха. В великопостных богослужебных текстах это отражается», — уточняет церковный публицист иеромонах Макарий Маркиш.Службы в этот период в Церкви не такие, как обычно. Прежде всего это выражается в аскетичности утренних и вечерних богослужений в будни: долгие молитвы и минимум песнопений.»В период Святой Четыредесятницы человек, насколько это возможно, усиливает участие в церковной жизни. Сколько раз приходить в храм и когда именно — вопрос индивидуальный. Хорошо, конечно, явиться на литургию Преждеосвященных даров, которая совершается по средам и пятницам. А в первые четыре дня поста и в четверг пятой седмицы (в этом году — 1 апреля. — Прим. ред.) читается Великий покаянный канон Андрея Критского, тоже особенное богослужение», — поясняет иеромонах.Когда можно вино?Еще одно отличие Великого поста — более строгие ограничения в еде. Согласно церковному уставу, на протяжении всей Четыредесятницы и следующей за этим Страстной недели — вплоть до Пасхи — запрещается пища животного происхождения. Это целых 49 дней.Ведь в Рождественский и Петров пост, например, можно есть рыбу. В течение двух недель перед праздником Успения Богоматери устав тоже предписывает полное воздержание от мяса, молока, рыбы и яиц, но зато август, как известно, богат на фрукты.»В Церкви есть градация строгости поста. Самый мягкий — сырная седмица за неделю до Великой Четыредесятницы, когда можно все, кроме мяса. Следующий по строгости пост — это когда разрешается есть рыбу. Потом исключается и рыба, но остаются вино и елей (растительное масло). На еще более строгом этапе в рационе присутствует вареная пища без масла, и самый жесткий пост — это сухоядение, хлеб с водой и полное невкушение пищи», — объясняет известный реаниматолог иеромонах Феодорит (Сеньчуков).До Пасхи рыба, согласно уставу, разрешается только на праздники Благовещения (7 апреля) и Входа Господня в Иерусалим (12 апреля). Накануне Вербного воскресенья, в Лазареву субботу, допускается икра. Во все эти дни можно и вино.Еда — не самоцельВ великопостный период есть и моменты особо строгого воздержания, когда, согласно монастырскому уставу, вовсе нельзя ничего есть. Это первые два дня поста и Страстная пятница на одноименной неделе перед Пасхой.Но эти правила предназначены прежде всего для монахов — в некоторых обителях голодают даже четыре-пять первых дней. С мирянами тут нет полной ясности.»Соблюдение Великого поста «по букве» подробно расписано в Типиконе и в соответствующих уставных указаниях. Мирянам применять их буквально следует лишь по благословению духовника. Многовековая традиция заключается в том, что миряне отказываются от мяса, молока, яиц и рыбы (послабления разрешаются в праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим). А про день Великой (Страстной) пятницы устав говорит: «Могущий воздержаться от пищи да воздержится от нее вовсе, а не могущий вовсе да приложит для себя максимально строгое ограничение», — уточняет председатель Учебного комитета Русской православной церкви протоиерей Максим Козлов.Поэтому в Церкви призывают мирян держаться «золотой середины» — не увлекаться чересчур строгим воздержанием, что лишь навредит здоровью. И в то же время пытаться хоть как-то ограничить себя, помня, что пищевые запреты — не цель, а одно из средств.»Пост предполагает освобождение от разного рода зависимостей. Они касаются и пищи — нужно постараться нивелировать, как говорится, «получение кайфа» от еды и свести к минимуму время, проводимое за трапезой. Можно ограничить для себя интернет, просмотр телепередач, общение в социальных сетях. Людей с алкогольной или табачной зависимостями Церковь тоже призывает взять волю в кулак», — отмечает священнослужитель.Еще одна цель поста, по его словам, — «прожить глубоко и молитвенно» великопостное время. Если кто-то вовсе не молится — пусть попробует. Кто редко, раз в год, ходит в храм, — пусть в пост делает это хотя бы раз в месяц.»И третья цель: постараться быть добрее и внимательнее к людям, которые нас окружают. А к самому себе подходить пожестче. Больше времени уделять детям или родителям, следить за тем, как мы общаемся с коллегам и постараться вообще никого не обижать. В общем, нужно от бессознательного проживания жизни, когда человек просто реагирует на внешние раздражители, попытаться перейти на уровень, соответствующий образу и подобию Бога», — призывает отец Максим.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *