Что значит прелюбодействовать?

Главная – Ресурсы – Седьмая заповедь: Не прелюбодействуй

Около пятидесяти процентов всех человеческих несчастий вызвано прямым или непрямым нарушением этой заповеди: «не прелюбодействуй» (Исход 20:14). Профессор теологии

Что такое прелюбодеяние?

Всякие сексуальные отношения вне брачного ложа — это прелюбодеяние. Иисус также похоть в наших сердцах называл прелюбодеянием.

Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Матф.5:27,28

Для того, чтобы правильно понимать эти слова Иисуса Христа, нужно знать, что у древних евреев седьмая из десяти заповедей, полученных Моисеем от Бога на горе Синай, гласит: «Не прелюбодействуй» (Исх.20:14).

Эта заповедь, стоя на страже супружеской верности, запрещала мужу или жене иметь сексуальные связи с другими женатыми людьми и защищала чистоту брака, рекомендуя постоянство в брачных отношениях, и предписывала не допускать супружеской измены ни в коем случае.

Тому человеку, который нарушал эту заповедь, по Ветхозаветному закону грозила смертная казнь.

Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, — да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка. Лев.20:10

Евреи всегда гордились своей высокой нравственной системой и с презрением относились к распущенности язычников, осуждая проявление их животных инстинктов, изобличая их невоздержанность и чувственность. С появлением римских чиновников и войск в Палестине, начали активно распространяться языческие обычаи и нравы, развлечения и забавы, пронизанные всеми видами невоздержанности и разнузданности.

Римские чиновники уже с утра прогуливались по улицам Иерусалима и других городов Палестины со своими разнаряженными любовницами и открыто предавались различного рода развлечениям. Все это осуждающе воспринимали и с отвращением на это смотрели старейшины израильского народа. Поэтому евреи и надеялись услышать от Иисуса Христа во время Нагорной проповеди осуждение языческих нравов римлян. Но к их удивлению слова Иисуса Христа были направлены на разоблачение зла в их собственном сердце и мыслях.

По представлениям евреев прелюбодеянием считалось совершение сексуальной связи одного из супругов с другими женатыми людьми, хотя еврейскому мужчине разрешалось иметь наложниц. Однако Иисус Христос дополняет эту заповедь, уточняя «что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал в сердце своем». Перед этим Иисус Христос сказал евреям о том, что «блаженны чистые сердцем» (Матф.5:8).

Прелюбодеяние в мыслях

Таким образом, по учению Христову, чистоту сердца нельзя осквернять даже мыслями о прелюбодеянии. А супруги, состоящие в освященном Богом браке, должны хранить друг к другу супружескую верность и жить между собою в мире и согласии.

Призывая к чистоте сердца, Иисус Христос, прежде всего, призывает к чистоте мыслей и чувств, от которых зависят поступки людей.

Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни. Притчи 4:23

А помыслы человека, по учению Иисуса Христа, должны быть чисты и свободны от плотских страстей и животных вожделений. Ведь сердце человека это вместилище переживаний и чувств, и в противоположность уму, вместилищу мыслей, символизирует собой чувственную сферу человеческого бытия. Поэтому из сердца и нужно изгнать греховные чувства, чтобы душа человека была чиста и не находилась в оковах зла.

Ситуация, при которой человек с вожделением смотрит на женщину, как раз и выявляет зло в виде похоти, которое задолго до встречи с соблазнительной женщиной таилось в тайниках сердца такого человека. А при встрече с женщиной это зло и проявилось в виде взгляда, полного вожделения.

Осуждая такой взгляд, Иисус Христос осуждает также и склонность людей к безнравственным зрелищам, к «похоти очей», которые разжигают в человеке греховные мысли и толкают людей на безнравственные поступки. И не важно, как человек смотрит на женщину, физическим взором или мысленным взглядом, он не должен смотреть с вожделением. А для того, чтобы на самую соблазнительную женщину смотреть спокойно и без вожделения, человек должен уметь управлять своими эмоциями, сдерживать и контролировать свои чувства.

Как видим, в этих кратких словах Иисуса Христа содержится целая этическая программа по духовному развитию человека. Так как из этих мудрых слов Иисуса Христа следует, что человек, задолго до встречи с соблазнительной женщиной, должен развивать и совершенствовать свою духовно-нравственную сферу, изгнать из своей души греховные, в том числе и похотливые мысли и чувства.

И тогда такой человек, оказавшись в ситуации искушения, встретив соблазнительную женщину, не допустит по отношению к ней вожделенного взгляда и даст отпор злу тем, что проявит свою освобожденность от греха, плотских мыслей и похотливых переживаний, и продемонстрирует чистоту сердца своего.

Именно об избавлении человека от похоти, как одного из видов греха, и говорит Иисус Христос, призывая людей не смотреть на женщину с вожделением, противоставляя низменным чувствам и развращенности, чистоту сердца и души и морально-нравственное самосовершенствование.

Продолжение статьи Что делает прелюбодеяние? и Что можно сделать, когда человек виновен в прелюбодеянии? можно прочитать пройдя по ссылке.

Блуд и прелюбодеяние — какое значение имеют эти грехи в Православной Церкви? Об этом Вы сможете узнать, если прочитаете нашу статью.

Блуд и прелюбодеяние

С величайшей скорбью приходится приступать к следующим страницам: в очерках, рассчитанных на крещеных, на верующих, на членов Церкви этих страниц по существу не должно было быть. Апостол Павел пишет: «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас» (Еф 5:3, см. также 1 Кор 6:9-10). Однако разврат окружающего мира сего настолько притупил нравственное чувство («худые сообщества развращают добрые нравы», — 1 Кор 15:33), что даже у воспитанных в православной вере (даже у них!) появились добрачные связи и разводы. Тот, кто не вступил в брак, кто тверд в своем брачном союзе, кого не смущают помыслы внебрачного прелюбодеяния и кто не несет крест пастырского служения, — тем лучше этот очерк не читать.

Священник Александр Ельчанинов в своих записках отмечает (и это наблюдение подтверждают другие пастыри), что мужчины часто не каются в грехе случайного похотливого прелюбодеяния, считая его малосущественным; они признаются в нем лишь при прямом вопросе исповедующего. Он вспоминает даже одну жену, говорившую уезжавшему в командировку мужу: «Если тебе будет очень нужно, то ты можешь там кем-нибудь воспользоваться, — я не возражаю и ревновать не буду. Мне важно, чтобы твоя жизнь в целом принадлежала мне». И это говорила женщина, в какой-то степени верующая, своему в какой-то мере верующему мужу. Полное непонимание Евангельских заповедей, святоотеческих наставлений, духа церковного и даже заповедей Моисеевых!

Что значит «не прелюбодействуй»?

Что можно сказать против такого греха? Приведем лишь высказывания святых Отцов и слова Священного Писания.
1. «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф 5:27-28).
2. «…блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым, знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления» (Еф 5:3~6).
3. «Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых» (Втор 23:17).
4. «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1 Кор 6:18). «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть» (1 Кор 6:15-16).
5. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою» (1 Кор 6:19-20). Как оскверню храм сей блудодеянием?
6. «Пекись о теле своем, как о храме Божием, — пекись, как имеющий воскреснуть и дать ответ Богу; бойся Бога как имеющий дать отчет Ему во всем, что наделал; когда тело твое получает рану, заботишься ты уврачевать его, так пекись, чтобы оно явилось чистым и в воскресение» (Авва Исаий)
7. «Если предающийся блуду прежде брака осуждается и наказывается то тем более — после брака. Ибо здесь бывает двойное и тройное преступление это тяжелее всякого греха.
Раскроем смысл слов великого учителя Церкви свт. Иоанна Златоуста. Здесь — грех против собственного тела и нарушение седьмой заповеди «не прелюбодействуй». Здесь — нарушение и восьмой заповеди, гласящей: «не кради», ибо «…тело твое, — как говорит Златоуст, — есть ее (жены) собственность и собственность драгоценнейшая всякого имущества. Не обижай же ее в важнейшем предмете и не наноси ей смертельной раны. Но, если презираешь ее, то побойся Бога, мстителя за такие дела, Который угрожает невыносимыми страданиями за такие грехи». Здесь — нарушение девятой заповеди — «не лжесвидетельствуй», ибо прелюбодей обычно лжесвидетельствует о себе своему супругу или супруге — большинство разводов начинается со лжи в отношениях между супругами. Здесь часто нарушение и десятой заповеди, гласящей: «не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего ни всего, что есть у ближнего твоего»
8. Свт. Иоанн Златоуст восклицает: «…нет подлинно ничего постыднее человека, который блудодей-ствует после брака».
9. «Мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый» (Притч 5:3-4).
Внебрачные связи разлагают супружескую любовь, разрушают семьи, лишают детей одного из родителей, растлевают тела и души.
10. «Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослу-жителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но писал я вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником с таким даже и не есть вместе» (1 Кор 5:9-11).
11. «Подумай же, что жена терпит когда слышит от кого-нибудь или только подозревает, что ты предался блудной женщине. Представляя это, не только избегай прелюбодействий, но не подавай повода и к подозрению; а если жена будет подозревать несправедливо, то успокой ее и разуверь. Не по вражде и гордости она делает это, но по заботливости».
12. «От целомудрия рождается любовь, а от любви бесчисленное множество благ. И так считай всех женщин как бы каменными, зная, что если ты после брака посмотришь похотливыми глазами на другую женщину делаешься виновником в грехе прелюбодеяния и если увидишь, что в тебе возбуждается похоть к другой женщине и затем жена твоя от этого кажется тебе неприятною, то войди во внутреннюю комнату и, раскрыв эту книгу, взяв в посредники Павла и непрестанно повторяя эти слова, погаси пламень. Таким образом и жена будет для тебя вожделенною; потому что такое пожелание не станет истреблять твоего благорасположения к ней….
13. «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор 7:2-5).
14. «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр 13:4).
15. «Тщательно соблюдая эти слова (то есть слова 1 Кор 7:2-4. — Авт.) и на площади и дома, и днем, и вечером, и за столом, и на ложе, и везде будем и сами стараться, и жен научать и нам говорить так, чтобы целомудренно прожить настоящую жизнь, сподобиться нам и царствия небесного благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, через Которого и с Которым Отцу вместе со Святым Духом слава во веки веков. Аминь.

Ни за кого так не тяжело молиться, как за впавших в блуд и прелюбодеяние.

Отречение от Христа и блуд с прелюбодеянием ставят стену между человеком и Богом, через которую трудно возносить молитву близким и любящим, и даже священникам. Как отречение от Сына Человеческого приводит к отпадению от Церкви, так и блуд, если он не растворяется глубочайшим смирением и покаянием, приводит к потере веры. Мы это знаем и на примере мирян, и на примере священников, некоторые из которых, соблудив, лишались сана (по 25-му Правилу святых апостолов и 3-му Правилу Василия Великого) и становились штатными воинствующими безбожниками. Их узнавали по бегающим блудливым глазам.

Только смирение и глубочайшее покаяние могут вернуть отрекшихся от Христа и блудников к Богу, подобно отрекшемуся от Христа ап. Петру, который «выйдя вон, плакал горько» (Мф 26:75).

Отречение может быть импульсивным, как у ап. Петра, мгновенным. Блуд же, чтобы быть совершенным, требует времени, некоторой рассчетливости, приготовления. Он не может быть грехом невольным, подобно вспышке гнева или сорвавшемуся резкому слову — он всегда грех вольный. Даже убийство может быть невольным, а у блудников всегда есть время опомниться и спросить себя: «А что я собираюсь делать?» и отойти от греха в теле, совершив его только в сердце своем. Блуд ужасен явной сознательностью совершаемого преступления.

Блудник хуже блудницы, подобно тому как алкоголичка хуже алкоголика — она практически почти неизлечима, а алкоголика, если он очень хочет, можно вылечить. Блудник гнусен тем, что он сознательно или бессознательно рассчитывает на свою безнаказанность.

«Наше дело не рожать, — насладиться и бежать», — так в оцензуренном виде звучала одна из солдатских заповедей. Женщина, а тем более девушка всегда рискует. Законченные блудники, как показывает опыт войны, в бою обычно трусы.

Мы знаем покаявшихся блудниц, ставших святыми, и великою святою почитаем Марию Египетскую. Священникам и старейшинам иудейского народа Иисус Христос сказал: «говорю вам, что мытари и блудницы впереди вас идут в Царствие Божие», но Он не сказал блудники.

Среди мужчин неизвестны извалявшиеся в блуде и ставшие святыми; среди них Марии Египетской нет.

Однако на протяжении веков нравы общества потворствовали мужчинам («быль молодцу не в укор») и осуждали женщин («гулящая баба»). Против таких взглядов выступали Отцы Церкви свтт. Василий Великий, Иоанн Златоуст и многие другие. Первый писал: «Господне изречение, яко не позволительно раз-решитеся от брака разве словесе любодейного равно приличествует мужчинам и женам. Но не то в обычае. О женах находим много строгих изречении.

«Не говори мне теперь, — восклицал свт. Иоанн Златоуст, — о внешних законах, которые жен прелюбодействующих влекут в судилище и подвергают наказаниям, а мужей, которые имеют жен и развратничают со служанками, оставляют без наказания; я прочитаю тебе закон Божий, который равно укоряет и жену и мужа и называет это дело прелюбодеянием».

Есть, впрочем, и страшные женщины, которые «на пари» или из мести, или зависти соблазняют чистых юношей и женатых мужчин. Они встречаются во всех слоях общества и имеют иногда вид респектабельных дам, увенчанных почетными званиями и степенями.

Тяжело и противно обо всем этом писать, но надо кричать со страхом и болью в сердце: «Смотрите, ка-ко опасно ходите!» Грех сидит в нас, грех мира окружает нас, предлагая нам свои соблазнительные образы. Ад нередко одевается в одежды не только «чувства», но и эстетической прелести.

Примерами могут служить любимая песня многих вечеринок «Из-за острова на стрежень», где вначале мотив захватывает шириной волжских просторов, а текст заканчивается восхвалением Степана Разина, который всю ночь «провозился» с княжной, а наутро в угоду товарищам утопил девицу, как ненужный предмет. Еще более обманчиво и вкрадчиво звучит изумительно музыкальный романс «Мой костер в тумане светит». Вдумайтесь только в страшное значение слов, одетых в изящную музыкальную оболочку: «Вспоминай, коли другая, / Друга милого любя, / Будет песни петь, играя, / На коленях у тебя…».

Можно привести множество других песен, мотивов, кинофильмов, новелл, картин и т. д., возбуждающих чувственность, растлевающих душу и тело… «Сам сатана, — по словам ап. Павла, — принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» (2 Кор 11:14-15), — и, добавим мы, — эстетической утонченности. Вполне закономерно, что под покровом ночи в любительско-товарищеских группах и «творческих» объединениях при выездах на лоно природы под аккомпанемент страстной музыки с ее эстетически-чувственными выкриками и полушепотом молодежь развращается и разваливаются ранее заключенные браки.

В подобных «товариществах» участие христиан, членов Церкви, должно быть исключено. Помните слова ап. Павла: «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2 Кор 6:15). Это не значит, что мы против всякого товарищества верующих с неверующими. Вопрос лишь в том, когда и в чем мы можем и должны быть с ними, а когда и в чем обязаны выйти из их среды и отделиться (см. 2 Кор 6:17), памятуя, что «дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак 4:4).

Кажется, никогда в истории мира после потопа чувство греха не было так глубоко утрачено народами, как в настоящее время. Много потрудились князья мира сего, чтобы исторгнуть его из человеческого сознания. Особенно возмущала их всегда седьмая заповедь. Не случайно во всем мире, в разных странах с различным социально-экономическим и политическим строем растет преступность. В некоторых странах даже мужеложество не считается предосудительным поступком и такие связи охраняются законом.

Живя в условиях развращенного мира, христианин тем не менее призван к чистоте («блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», — Мф 5:8); необходимо постоянно поддерживать в себе сознание и чувство того, где начинается грех, воспитывая в себе страх перед грехом, ибо грех, особенно плотский, удаляет нас от Бога.

Живя в миру, надо постоянно помнить, что христианин призван к «невидимой брани» со грехом, сидящим в нем, со грехом, обступающим его совне, к борьбе за чистоту и любовь, за добро, за стяжание Духа Святого, за Царствие Божие, которое, по слову Спасителя (Лк 17:21), должно быть внутри нас. Каждый христианин должен осознавать себя воином Христа Бога нашего с грехом, — воином, стяжающим радость Духа Святого уже здесь, на земле.

Борьбу с плотским грехом американец Джон Мотт, основатель христианского студенческого движения, назвал «труднейшей борьбой в жизни студента». Через эту борьбу прошли все или почти все монашествующие. Ее не избегают и многие вступающие в брак. Грех, особенно плотский, начинается с помысла, «ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк 7:21-23). Поэтому необходим постоянный контроль за своими помыслами, особенно за такими коварными, как похоть, прелюбодеяние и тщеславие.

Христос в Нагорной проповеди учил: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф 5:27-29).

Всемирно известный психолог В. Джеме указывал, что будет вполне закономерно, если человек, днями и неделями предающийся блудным помыслам, пойдет, наконец, в публичный дом, а святой Марк Подвижник писал: «Согрешивши, вини не тело, а мысль; ибо, если бы не текла мысль, не последовало бы за нею и тело».

Первое азбучное правило борьбы с помыслами — никакого участия в «сальных» разговорах и анекдотах. Если вам невозможно их прервать, то ни улыбкой, ничем не одобряйте их — читайте в это время Иису-сову молитву. Мы знали солдат, которые при каждом нецензурном ругательстве произносили эту молитву и за все время войны ни разу нецензурно не ругались. Вести себя необходимо так, чтобы рассказывать вам подобные анекдоты и сомнительные истории было бы психологически невозможно, а рассказывать при вас было бы неудобно. Для этого не надо объявлять себя христианином или что-то говорить, а нужно лишь иметь в себе внутреннее целомудрие и молитвенную память. Иисусова молитва в подобных ситуациях не только предохранит вас от нечистоты, но и саму психическую атмосферу коллектива вокруг вас сделает чище. Она — оружие в невидимой брани, война Христова за свою чистоту и за чистоту других. Второе азбучное правило — не ходите даже в старости на сладострастные фильмы, не участвуйте в товарищеско-любительских песенных кружках с сомнительным репертуаром, будьте целомудренны в выборе книг для чтения и т. д.

Обобщая опыт святых Отцов, изложенный в «Добротолюбии», надо подчеркнуть, что человеческое сознание не может быть не занятым: оно либо предается пустым помыслам, в том числе и блудным, либо занято молитвой и трудом, размышлением о горнем.

Для рассматриваемого греха более, чем для какого-либо другого, справедлива народная пословица: «Лень — мать всякого греха». Труд, молитва и взаимная любовь да будут спутниками вашей жизни и да охранят чистоту и прочность вашего брака.

Источник: Профессор, протоиерей Глеб Каледа.
Домашняя Церковь.,
М.: Зачатьевский монастырь, 1997

Разъясните слова из Библии: «А Я говорю вам: кто разводится с женой своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать ; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует». Что это значит? И что это за грех, как прелюбодействовать?

Что такое прелюбодеяние? Всякие сексуальные отношения вне брачного ложа — это прелюбодеяние. И Господь даже похоть в наших сердцах называл также прелюбодеянием.

Для того, чтобы правильно понимать эти слова Иисуса Христа, нужно знать, что у древних евреев седьмая из десяти заповедей, полученных Моисеем от Бога на горе Синай, гласит: «Не прелюбодействуй» (Исх.20:14). Эта заповедь, стоя на страже супружеской верности, запрещала мужу или жене иметь сексуальные связи с другими женатыми людьми и защищала чистоту брака, рекомендуя постоянство в брачных отношениях, и предписывала не допускать супружеской измены ни в коем случае. Тому человеку, который нарушал эту заповедь, по Ветхозаветному закону грозила смертная казнь. «Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, — да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка». (Лев.20:10).

Евреи всегда гордились своей высокой нравственной системой и с презрением относились к распущенности язычников, осуждая проявление их животных инстинктов, изобличая их невоздержанность и чувственность. По представлениям евреев прелюбодеянием считалось совершение сексуальной связи одного из супругов с другими женатыми людьми, хотя еврейскому мужчине разрешалось иметь наложниц. Однако Иисус Христос дополняет эту заповедь, уточняя «что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал в сердце своем». Перед этим Иисус Христос сказал евреям о том, что «блаженны чистые сердцем» (Матф.5:8). Таким образом, по учению Христову, чистоту сердца нельзя осквернять даже мыслями о прелюбодеянии. А супруги, состоящие в освященном Богом браке, должны хранить друг к другу супружескую верность и жить между собою в мире и согласии.

Таким образом, призывая к чистоте сердца, Иисус Христос, прежде всего, призывает к чистоте мыслей и чувств, от которых зависят поступки людей. «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Притч.4:23). А помыслы человека, по учению Иисуса Христа, должны быть чисты и свободны от плотских страстей и животных вожделений. Ведь сердце человека это вместилище переживаний и чувств, и в противоположность уму, вместилищу мыслей, символизирует собой чувственную сферу человеческого бытия. Поэтому из сердца и нужно изгнать греховные чувства, чтобы душа человека была чиста и не находилась в оковах зла.

Любой человек, у которого есть хоть немного совести, переживает чувство вины из-за нарушения заповеди. Это как воровство. Воровство доверия, чести и чистоты. Но люди начинают оправдывать себя за нарушение этой заповеди, обвиняя других, и начинают чувствовать себя так, как будто не сделали ничего плохого, но что это их довели до такого состояния и т.д. Но, человек, нарушивший эту заповедь, может обманывать себя, но в глубине души он понимает, что это грех. Давид сказал о себе: Пс.50:5 «ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мной».

Рана в разуме сильно похожа на рану в теле. Если порез на пальце чистый, он не будет болеть сильно. Но если в порез попадает инфекция, она затем попадает в кровь, будет перемещаться по всему телу и, в конце концов, убьет. Горе — это рана, которая является глубоким порезом и ужасно болит. Но горе само по себе — рана и она исцелится, если только в нее не попадет горечь, негодование, самооплакивание. Но если я сознательно и с готовностью поступаю неправильно, это, в результате приводит к нечистой ране, которая не исцелится. Инфекция этой раны крадет у меня мир разума, беспокоит мою совесть, разрушает мышление, начинает во мне конфликт, ослабляет мою силу, и, в конце концов, разрушает мою душу.

Прелюбодеяние разрушает брак.

Многое требуется, чтобы получился хороший брак. Но есть две вещи, которые необходимы всегда.

1. Привязанность и любовь друг ко другу,

2. Настоящее доверие, вера друг в друга, которая питает и защищает эту любовь.

Прелюбодеяние неправильно, потому что является предательством и разрушает и то и другое.

«Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Матф.5:27, 28).

Вернуться к списку вопросов

Как объяснить ребенку заповедь «не прелюбодействуй»?

Отвечает благочинный Красногорского церковного округа протоиерей Константин Островский: Великий педагог Янош Корчак в книге «Как любить детей» писал: «Я не знаю и не могу знать, как неизвестные мне родители могут в неизвестных мне условиях воспитывать неизвестного мне ребенка».

И еще: «Велеть кому-нибудь дать тебе готовые мысли — это поручить другой женщине родить твое дитя».

Первая задача и долг родителей — быть вместе ребенком, общаться с ним, чувствовать его. Ради этого можно, а зачастую и должно многим пожертвовать (например, матери отказаться от престижной работы). Когда глубокое душевное и духовное, сердечное общение есть, то ответы на трудные вопросы будут рождаться из глубины сердца родителей и будут проникать в глубину сердца детей. Эти ответы должны быть плодом молитвы, плодом нашего желания духовной пользы ребенку. В полной мере это, конечно, встречается редко, но стремиться мы к этому можем.

Бывает, что какой-нибудь великий сам по себе вопрос задается автоматически. Ребенок услышал слова «не прелюбодействуй» да и спросил: «А что такое «не прелюбодействуй»?» Может быть, в таком случае и не стоит ничего отвечать. А бывает, к сожалению, ответ лежит на поверхности: «Это, сынок, как наш папа ушел жить к Тамаре Петровне. А не нужно было, это он заповедь Божию нарушил. Давай с тобой молиться, чтобы он покаялся».

На чем, конечно, не стоит заострять внимание, отвечая на относящиеся к супружеским отношениям вопросы, — это на физиологии. Если уж говорить, то нужно говорить о главном. О том, что Бог благословляет людям или принимать монашество, или вступать в брак. А в браке благословляет одному мужу иметь одну жену и одной жене иметь одного мужа. И муж, и жена должны хранить верность друг другу и своей семье, не бросать друг друга. А если кто-то эту заповедь нарушает — это называется «прелюбодеяние», и это тяжкий грех.

Насколько я помню, мне приблизительно так и приходилось говорить своим сыновьям (лет 20–25 назад). А кому-то эти слова, правильные сами по себе, не подойдут. Нужно, повторяю, каждому жить в единстве со своими детьми, тогда Господь Сам положит отцу и матери на сердце, что сказать в конкретный момент.

Слышал, что если брак не освящен Церковью (только ЗАГС), то нельзя причащаться, себе во вред будет. Так ли это? Можно ли причаститься только после духовного говения, если пост в пище не получается держать?

Михаил

Отвечает настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Клин протоиерей Борис Балашов: Постараюсь сначала ответить на первый вопрос. Из житий святых и истории Церкви известно, что в первые века добрые христианки нередко бывали замужем за язычниками. При этом они вели христианский образ жизни, подавая пример своим мужьям. И многие из этих мужей, видя благочестие своих жен, сами становились христианами. Эти примеры из жизни первых христиан основаны на трезвом усвоении Священного Писания. Апостол Павел пишет: Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы (1 Кор. 7:12–14).

Поэтому если один из супругов неверующий, то это не означает, что другой супруг не может жить христианской жизнью, а соответственно и причащаться Святых Христовых Таин. Если для кого-то слова Священного Писания не авторитет — отойдите от такого человека на безопасную дистанцию.

На второй вопрос ответить труднее, так как не понятно, какой смысл Вы вкладываете в слова «духовное говение». Если Вы постом ежедневно вдумчиво читаете Евангелие, утром и вечером старательно молитесь, раз в неделю, по крайней мере, молитесь в храме на Литургии, усиленно сдерживаете гнев, раздражение, гордыню и прочие страсти, воздерживаетесь от развлечений-то это одно дело. Тогда, если по семейным обстоятельствам или служебным обязанностям Вы не можете уклониться от принятия скоромной пищи, можно воздержаться в ее количестве, это тоже будет телесный пост. Пост — это усиленный подвиг воздержания и духовной жизни, учитывающий силы и возможности данного человека.

Поститесь своей личной мерой поста, в зависимости от реальных возможностей, тогда это будет хорошо и спасительно. Готовьтесь к Причащению старательно, по силе Ваших возможностей.

В церкви подают на листочках записки, в которых пишут имена людей, чтобы прочитали на службе за здравие. Я написала имена дорогих мне людей, а потом узнала, что можно писать имена только крещеных. А я не уверена, что среди моего списка все крещеные. Согрешила ли я?

Ольга

Отвечает клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Клин протоиерей Алексий Тюков: Молитва за своих ближних является потребностью нашего сердца. Поэтому все, что мы искренне стараемся делать по любви к Богу и ближнему, не может заслужить Его осуждения. Если мы по незнанию, по нецерковности своей не так зашли в храм, не так перекрестились, не так написали поминовение, за это Господь не осудит нас, лишь бы мы всегда имели внутреннее благоговение к тому, что совершается в храме.

Дома молиться можно за всех людей, за крещеных и некрещеных, за православных и неправославных, поскольку каждый человек является образом Божиим, имеет бессмертную душу и призван к вечной жизни. Мы любим наших близких, хотим помочь им, и, даже если они не крещены, мы не можем заставить наше сердце замолчать. Некоторые авторитетные богословы и священнослужители считают возможным молиться за таковых на молебнах, надеясь на их обращение, но только не на Литургии.

Говоря о литургическом поминовении, следует придерживаться строгого правила: стараться писать в своих записках имена только православных христиан. Здесь нужно понимать, что это правило проистекает не от какой-то конфессиональной дискриминации, а от опытного осознания единства церковного общения, к которому призваны все православные христиане. Несомненно, что такого рода единство возможно только по отношению к тем людям, которые в своей жизни своим сознательным выбором вошли в жизнь Церкви. Православной Церкви невозможно принудительным образом объединять людей в духовное сообщество, к которому они не хотят или не считают необходимым принадлежать, не исповедуют себя православными христианами или осознают себя людьми иного религиозного или даже атеистического мировоззрения.

Вмешивается ли Бог в жизнь человека? Если вмешивается, то почему сразу же не помогает по молитве к Нему? Если же не вмешивается, то отношение Его к человеку непонятно для меня.

Сергей

Отвечает протоиерей Борис Балашов: Бог дал человеку свободу воли и ее не отнимает. Почему же Его вмешательство в жизнь человека не происходит немедленно? Как Вы думаете, если мать помогает сыну в решении сложной задачи по математике, то должна ли она решать ее сама, когда сын валяется на диване и смотрит телевизор? Помочь — это не значит сделать все за меня. Если, к примеру, нет мира среди Ваших родственников, каково Ваше личное участие в решении этой проблемы? Ведь православному христианину, если он, конечно, стремится к духовной жизни, должно быть известно из Евангелия, что решать все серьезные проблемы надо начинать со своего собственного сердца и своей жизни. Кроме собственных усилий в своем собственном покаянии и исправления собственной жизни в соответствии с волей Божией необходима постоянная молитва о своих близких и погашение в сердце обид.

Если человек трудится, ему можно помочь. Если он ничего не делает, то помочь просто не представляется возможным по причине бездействия человека. А вот делать все за того, кто ленится трудиться, никто не обязан.

Кроме того, есть разница в том, просим ли мы или требуем от Бога. Если мы требуем чего-то от Бога, то Он нам ничего не обязан. Если мы просим, то полагаемся на Его мудрость и любовь, но к этому следует приложить, по крайней мере, глубокое стремление к искренней вере и желание исполнять Его святую волю в своей жизни. Если этого нет, то молитва может остаться без ответа, ведь Иисус Христос говорит: По вере вашей да будет вам (Мф. 9:29). Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Чтобы увидеть Бога в промысле Его, нужна чистота сердца и тела. Для приобретения чистоты нужна жизнь по заповедям Евангелия».

Вот слова древнего подвижника веры прп. Иоанна Кассиана: «Мы непоколебимо должны быть уверены, что в мире вовсе ничего не бывает без Бога, но что все происходит именно по Его воле или по Его попущению. Именно: все доброе совершается по Его воле и с Его содействием, противное же доброму бывает только по Его попущению, когда покровительство Божие, оставляя нас за нечистоту и ожесточение сердца, попускает тиранство над нами дьяволу или плотским страстям».

По мысли свт. Филарета, митрополита Московского, промысел Божий — это непрестанное действие Его силы и всемогущества, премудрости и любви. Ими Бог сохраняет существование и силы Своих созданий, исправляет их к добрым целям, помогает всему доброму, а зло, которое возникает через удаление от добра, пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям.

Подытожить постараюсь так: Бог вмешивается в нашу жизнь, но ценит нашу волю и наш выбор. Помогает, если мы Ему не мешаем, но при нашем бездействии за нас наши дела делать не будет.

Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007

3.657 Евгений (jenyafed@???.ru) спрашивает: «Дайте, пожалуйста, свою трактовку заповеди «Не прелюбодействуй»»

Приветствую Вас, Брат Евгений!
Насколько я понимаю, прелюбодеяние в Библии имеет два значения — физическое и духовное. Седьмая заповедь Закона Божьего относится к физической части. Она охватывает весь спектр грехов, относящихся к области межполовых взаимоотношений, начиная от уклонения от чистоты в мыслях и заканчивая супружеской изменой.
Христос учил: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф 5:27,28). Это высказывание определяет нижнюю границу действия заповеди — мысли, мотивы, побуждения…
К этому тексту я хотел бы прибавить следующие слова: «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп 4:8) — это общий принцип.
Значит, седьмая заповедь называет грехом и осуждает всякое действие, наносящее вред межполовым отношениям. А сюда относятся:
— всякие мысли, слова, действия, совершенные в одиночестве, но влияющие на межполовые взаимоотношения. Здесь требуется пояснить, что многие эротические мечтания и действия, хотя не наносят конкретного вреда другой личности, но оставляют неизгладимый след в самом человеке, что потом сказывается на межполовом отношении этого человека с другим.
— всякие половые отношения с лицом противоположного пола, совершенные до брака, даже по взаимному согласию. Несмотря на взаимное согласие, подобные взаимоотношения подвергают обоих партнеров серьезному риску и лишают их важных благословений. Риск заключается хотя бы в том, что вне брака взаимоотношения не гарантированы ничем, а следовательно нет ни моральной, ни материальной защищенности, нет семьи, нет того полного единения, которое должно бы венчать физическое единство тел. Благословения, которые должны сопровождать полноценный брак, также являются реальными — сознание того, что супруги всецело и без остатка принадлежат друг другу, не может быть заменено ни чем иным. И если это утеряно, то так же с ним безвозвратно утеряна и огромная доля счастья. Потому, любые физические межполовые взаимоотношения до брака являются грехом, потому что обкрадывают обоих партнеров в важных жизненных ценностях.
— всякие гомосексуальные действия также подпадают под эту заповедь, так как они помимо нарушения природы человека, состоящего по замыслу Творца из единения двух полов (Быт 1:27), также наносят непоправимый физический, моральный и эмоциональный вред как себе, так и партнеру.
— всякие супружеские измены любой степени и любого рода, от мечтаний и легкого флирта до полной измены и развода. Эти действия наносят вред не только супругам, но также их детям, родителям и близким родственникам.
— разного рода излишества, извращения, угнетения, неуважения партнера, эгоизм в половых взаимоотношениях даже между супругами также является нарушением этой заповеди. Некто назвал брак «законным изнасилованием». К сожалению, это часто имеет место во внешне благополучных семьях. Однако, это также есть нарушение седьмой заповеди.
Как видите, Закон Божий всеобъемлющ, и всего два слова могут значить так много! Как можно исполнить эту заповедь? Только имея любовь Божью в сердце и руководствуясь Божьими принципами. Христос говорил: «без Меня не можете делать ничего». И это включает в себя также и исполнение седьмой заповеди.
Господь да благословит Вас быть безукоризненными и чистыми во всем. «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр 13:4).
Василий Юнак

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *