Чудо в кане галилейской

Ст. 1-10 На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе

Что означает брак в Кане и совершенные там таинства?

Слово «Кана» переводится как «имение», а «Галилея» — «откровение». Всякий ум, имеющий способность к принятию божественного откровения, сопрягаясь с добродетелью или чувством, нуждается в посредничестве Слова, дабы добродетель, сопряженная с познанием, была созвучна уму, а чувство покорилось бы его власти, ибо по природе ему повинуется. Поскольку же, по причине преслушания, способность к познанию была размыта течением наслаждений, Слово явилось на землю, возвращая исконную крепость. А просящая мать — это вера, или смирение, или познании мудрость: каждой из этих присуще рождать высшее для людей боговидное состояние.

Слова же Еще не пришел час Мой означают следующее: поскольку предшествует учение знамений — ибо из-за неверующих учению учение знамений — там еще не учил, чувствуя их неверие, а потому и сказал: Еще не пришел час Мой.

А служители означают пророков, которые с помощью своего учения <…> природу, опустошенную через отступничество, а Господь, придя, обратил в духовное знание, а естественное верою возвысил до сверхъестественного. Ведь веру и олицетворяет Богородица. Богородица сотворена Господом и Своим Сыном, а по плоти родила Его. Так и вера — произошла от Слова, но и сама ведет Слово к осуществлению через осуществление дел.

Водоносы, ибо их шесть, означают творческую способность добрых — ведь и Господь сотворил видимый мир за шесть дней. А распорядитель — это различающий закон. Потому он и говорит: Всякий человек подает сперва хорошее вино, а… тогда худшее. Ведь чистый различающий закон, различая, говорит: Следовало, чтобы ум в процессе познания сперва взошел к Виновнику, а уже затем к тому, что после Него, чего не сделал Адам. Или же: Следовало, чтобы учение Господа было впитано прежде Закона и пророков.

Вопросы и затруднения.

Вопрос: Что означает число шести водоносов при браке в Кане Галилейской?

Ответ: Бог, создавший естество человеческое, даровал ему бытие, совокупное с волей, и сочетал с этой волей творческую способность надлежащее. И шесть водоносов есть соответствующая естеству способность творить божественные заповеди; люди, истощив ведение этой ради суетной заботы о вещах материальных, имели ее пустой и лишенной воды, а поэтому не знали, каким образом можно быть чистыми от грязи порока. Ибо , лишенный ведения, не знает и способа, которым добродетель очищает от порока. он пребывает до тех пор, пока не приходит Слово — Создатель естества и не наполняет названную творческую способность надлежащее соответствующим естеству ведением. Подобным образом Оно превращает закон и логос естества в вино, я подразумеваю — в превышеестественное слово ведения. Пьющие это слово удаляются от естества всех сущих и возносятся к сокрытому месту Божественной Глубины, в котором вкушают радость и восторг, превышающие всякие знания, — доброе вино, творящее обожение. Вкушают они такое неизреченное слово уже после всех Домостроительств по Промыслу относительно человеческого.

Творческая сила естества понимается как число шесть не только потому, что в шесть дней Бог создал небо и землю, но и потому, что только это число из чисел есть самое совершенное и состоящее из собственных частей. Писание говорит о водоносах, вмещавших по две или по три меры, поскольку они, соответственно природе деятельной силы, вмещают по естественному созерцанию, словно две меры, целокупное ведение тварных или же ведение, объемлющее телесные и нетелесные , то есть телесные естества, из материи и вида, и умопостигаемые существа, из сущности и несущественного свойства. По доступному же естеству богословскому тайноводству , словно три меры, ведение и духовное озарение относительно Святой Троицы: Отца и Сына и Святого Духа.

Вы же, как ведующие, рассмотрите остальное: каким образом родовая сила естества, творящая лучшее, разделяется на шесть способов добродетелей, также родовых; каковой является сила естества, которая соответствует общей творческой добродетелей и есть общая и наиболее родовая добродетель из прочих, — она, подразделяемая на шесть, также родовых, видов, приводится в созвучие с силой естества, дабы ее можно было постигнуть с помощью способов последней; кто такие «служители, почерпавшие воду» для них, кто — «жених», кто — «невеста», кто — «распорядитель» и кто — Матерь, прямодушно сообщившая Слову: вина нет у них. Всё это остается для рассмотрения посвященному божественных словес и умозрений и истолкователю их, если только, конечно, ему доставляет радость метод духовного толкования . Однако, чтобы рассуждение наше в настоящий момент не осталось совершенно безгласным, я, углубившись в подобные вопросы и не давая, хотя бы частично, духовной пищи тем, кто благородно алчет ее; по возможности продолжу свою речь. Не обещаю, конечно, обнажить весь смысл сказанного, ибо ум мой немощен и не в состоянии постичь этих , но постараюсь настолько, насколько мысль моя способна вместить их.

Говорят, что наиглавнейшей добродетелью является любовь, а наиглавнейшей силой естества, созидающей эту является разум: крепко овладеваемый своей Причиной, он приводится в действие и разделяется на шесть более родовых способов, содержащих в себе виды, на которые присуще разделяться логосу любви; их — алчущих, жаждущих, нагих, немощных и на чужбине — телесно и духовно сохраняет . Ибо не ограничивается одними только телами логос добродетели и не занимается одним только чувством сила естества. Стало быть, наиглавнейшая сила естества становится видообразующей для наиглавнейшей добродетели, своими шестью способами разделяя добродетель на такое же количество видов, посредством которых естество соединяется с единством воли, являя равночестно во всех и нераздельный логос создания, сводимый воедино к самому себе путем благих дел и страданий. Через надлежащие труды возвратив себе этот незыблемый логос, ум отсекает все излишества и недостатки естества, которые измыслило себялюбие каждой воли, соделав звероподобным самое кроткое естество и разделив единую сущность (нельзя сказать ничего более худшего!) на многие противоположные и губящие друг друга части. Тем не менее, они являют устойчивость, созидающую умеренность, соответственно которой изначала по воле Божией были начертаны естественные законы добродетелей. Возможно, что, показывая это таинство, Писание и представляет шесть пустых и безводных водоносов, ибо они обнаруживают бездеятельность естественной и наиглавнейшей силы относительно блага. Следовательно, наиглавнейшая естественная сила, разделяемая на шесть способов делания, образует такое же количество видов из наиглавнейшей добродетели, содержа ее всю в самой себе. Возникнув в соответствии с этой , естество воспринимает свой главный закон — непогрешимого судию истины, которого Писание называет «распорядителем». Он ясно распознает, что «хорошее вино», которое Слово через Свое Пришествие приготовило напоследок, должно было пить изначала и ему следовало опьянять человеческое естество. Я имею в виду, что первоначально следует быть посвященным в наилучший и высший логос, относящийся к Богу, а затем уже, словно вино, становиться посвященным в логосы тварных , уступающие первому логосу. Ибо самым справедливым и подобающим является первоначальное посвящение в логос, служащий причиной возникновения естества, и лишь затем можно исследовать логосы , возникших как следствия этого естества.

«Почерпавшие воду» же суть служители Ветхого и Нового Заветов. Я подразумеваю святых патриархов, законодателей, судей, царей, пророков, евангелистов и апостолов, которыми черпается вода ведения и вновь возвращается естеству. Эту превращает в благодать обожения Слово, как благой Творец естества, обоживающий его благодатью через человеколюбие. Если же кто скажет, что служители суть знающие и благочестивые помыслы, по повелению Слова черпающие воду ведения из благоустроения сущих, то он, я думаю, не отпадет от истины.

Жених, как то совершенно очевидно, есть человеческий ум, ведущий к венцу, словно невесту, добродетель. И званное Слово, оказывая почтение супружеству их, благосклонно приходит , скрепляя связь духовного брака и своим вином духовно разгорячая их порыв к духовной плодовитости.

Матерью же Слова является истинная и незапятнанная вера. Ибо как Слово, в качестве Бога, есть по природе Творец родившей Его по плоти Матери, которую Он соделал таковой через человеколюбие, приняв от Нее рождение в качестве человека, так и в нас Слово, сначала сотворив веру, затем становится Сыном нашей веры, воплощаясь от нее в добродетелях соответственно деланию. Благодаря этой вере мы и совершаем всё , воспринимая от Слова харизмы для спасения. Ибо без веры, Богом по природе и Сыном по благодати которой является Слово, совсем невозможно иметь дерзновения для того, чтобы обращаться с прошениями к Нему.

Давайте же и мы всегда собираться на такую свадьбу, и пусть присутствует Иисус со Своей Матерью, дабы Он вернул в изначальное состояние наше ведение, вытекшее через грех. И пусть Он превратит это ведение в обожение, изгоняющее ум из бытия сущих, укрепляющее и как бы побуждающее к непреложности, словно умопостигаемую воду качеством вина, ведение естества.

Вопросоответы к Фалассию.


Библейские чудеса и их альтернативные объяснения.

Библия – одна из самых популярных и самых читаемых книг в мире. При этом современные исследования геологов, археологов и историков часто позволяют по-иному взглянуть на древние религиозные тексты. В нашем обзоре представлены попытки дать альтернативные объяснения некоторым чудесам и таинственным событиям , описанным в Библии.

Вифлеемская звезда


Вифлеемская звезда.

Астрономы считают, что Вифлеемская звезда, возможно, была вполне реальным событием. Тройной парад планет — Юпитера, Венеры и Земли, а также Солнца, когда они выстроились в одну линию, мог создать визуальный эффект, очень похожий на длиннохвостую звезду. Традиционно считается, что Вифлеемская звезда была знамением о рождении Иисуса, а затем она исчезла, чтобы никогда не появиться вновь. Но если это действительно был парад планет, то в подобном порядке Юпитер, Венера, Земля и Солнце выстраиваются раз в 900 лет, и «хвостатая звезда» должна была появиться на небосклоне еще минимум 2 раза. Также существуют две другие теории — что это была яркая комета или рождение новой звезды.

Кровавая луна


Кровавая луна.

В книге Бытия было написано, что Бог использует звезды, Солнце и Луну для предзнаменований. Если на небе показывается кровавая Луна, это якобы признак надвигающегося пришествия Божьего. Но, несмотря на важность подобного предзнаменования в Библии, Луна цвета крови появляется довольно регулярно. Для подобного явления нужна тетрада — случай, когда происходят четыре последовательных затмения Луны. Такие затмения происходили в 2003 году и 2004 году, а до конца века еще должны случиться семь тетрад. Жуткий бледно-красный оттенок образуется, когда Земля проходит между Солнцем и Луной.

Манна небесная


Манна.

Манна была чудесной пищей, которой Бог кормил израильтян во время их 40-летних скитаний по пустыне. Цвет этой пищи был белый или коричневый, а также она имела разный вкус для людей разного возраста (детям манна напоминала на вкус масло, молодым людям — хлеб, а старикам — мед). Манна покрывала утром землю вокруг лагеря израильтян, а собирали ее рано утром, поскольку к полудню это вещество таяло на солнце. Есть несколько теорий о том, чем манна являлась на самом деле. Основная из них гласит, что манна — это загустевшие капли сока, выделяемые растением под названием Тамарикс. Это сладкое вещество быстро застывает в холоде и не менее быстро становится несъедобным в жару.

Вода из скалы


Вода из скалы.

В то время как израильтяне бродили в пустыне, произошло еще одно чудо. Моисей, увидев, что у людей закончилась вода и они страдают от жажды, ударил по скале, откуда полилась вода. Это может показаться невозможным с научной точки зрения, но не все скальные породы состоят из твердого материала. Песчаник и известняк — пористые материалы, и в них может накапливаться большое количество дождевой воды. Песчаник в большом количестве присутствует в Синайской пустыне, поэтому геологи считают, что Моисей просто сбил со скалы внешнюю корку, известную как пустынный лак.

Ангелы


Ангелы.

Исследователи сна считают, что библейские встречи с ангелами возможно были результатом осознанных сновидений. Осознанное сновидение — когда спящий осознает, что он на самом деле спит и может манипулировать событиями, происходящими во сне. В Лос-Анджелесе был проведен эксперимент, в котором участвовали 30 добровольцев. Перед ними была поставлена цель: стараться встретить ангела во время сна. По словам исследователей, примерно половине из спящих удалось это сделать.

Одержимость демонами


Одержимость демонами.

Сейчас существует такое психическое заболевание, как раздвоение личности, во время которого пациенту кажется, что в его теле живет две или более личности. Такие случаи в библейские, да в более поздние времена могли рассматриваться, как одержимость демонами. Впрочем, и сегодня христианские священники и сегодня проводят обряды экзорцизма.

Стены Иерихона


Стены Иерихона.

В Библии рассказывается, как неприступные стены вокруг города Иерихона рухнули, когда протрубило семь труб играли и войска израильтян, окружившие город, закричали. Для верующих это бесспорно чудо. Но некоторые ученые считают, что эта история явно приукрашена и иерихонская стена на самом деле не была обрушена израильтянами.
Археологические раскопки показали, что стена вокруг Иерихона действительно существовала и была разрушена, но израильтяне вряд ли могли сделать это, поскольку пришли на 150 лет позже. Скорее всего, город-крепость могла быть разрушена землетрясением, которое было довольно распространенным явлением в данном регионе.

Землетрясение после распятия


Землетрясение после распятия.

В Евангелии от Матфея было описано разрушительное землетрясение, которое случилось после того, как Иисус умер на кресте. Геологи изучили область вокруг Мертвого моря в радиусе 21 километра от Иерусалима, чтобы попытаться воссоздать события того времени. Они обнаружили, что землетрясения сотрясали Иерусалим два раза: один раз в 31 г. до н.э., а затем снова между 26 и 36 годами н.э. Далее исследователи сверили еврейский календарь и астрономические события. В итоге они заявили, что Иисус был казнен в пятницу 3 апреля в 33 году нашей эры.

Наводнение в результате разлива рек Тигр и Евфрат


Наводнение в результате разлива рек Тигр и Евфрат.

Вполне возможно, что Вселенский потоп случился на самом деле, но он был не таким глобальным событием, как это описывалось в Библии. Две реки в Месопотамии (ныне Ирак) могли стать причиной появления легенды о наводнении. Тигр и Евфрат начали периодически разливаться, затапливая окрестности, намного раньше, чем была написана Книга Бытия. Так, наводнение на Евфрате, описанное в Эпосе о Гильгамеше, подозрительно похоже на легенду о Ное. В том случае, грозовой ураган так повысил уровень воды, что две реки слились вместе, затопив огромную область в Месопотамии. Вполне возможно, что авторы эпоса были выжившими после этого наводнения, а авторы книги Бытия позаимствовали шаблон данной истории.

Дева Мария


Дева Мария.

Есть мнение, что история Богородицы была придумана более поздними христианами, которые пытались представить Марию, как абсолютно безгрешную женщину.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Господь Иисус Христос вернулся в Галилею после Своего Крещения в водах Иордана. Со Спасителем были Его ученики. На третий день после возвращения Иисуса в маленьком городке – Кане Галилейской была свадьба. И по обычаю гостеприимства Иисус со Своей Пречистой Матерью и учениками был приглашен на этот брак.
Кана Галилейская находилась недалеко от города Назарета, где прошло детство Спасителя и где жила его Матерь. Всякое семейное торжество, а особенно брачный пир, придавало небольшому городку радостное оживление.

Брак на Востоке всегда был очень торжественным. Невесту выводили из дома в сумерки. С головы до ног ее окутывали широким развевающимся покрывалом, наряжали в лучшие одежды, осыпали цветами.
О прибытии к ее дому жениха возвещалось барабанным боем и флейтами, песнями и плясками. Горящие факелы придавали особую торжественность этому радостному событию. Невесту сопровождали девицы – ее подруги. А жених выходил ей навстречу со своими молодыми друзьями.
Брачный пир в богатых домах продолжался иногда до семи дней, в менее достаточных домах – один два дня. Но даже самые бедные семьи старались устроить брачный пир так, чтобы радушно угостить званных гостей.
Изобилие пищи и пития на свадьбе считалось главным признаком щедрого гостеприимства. Главную роль при этом играло вино. «Вино веселит сердце человека». По слову псалмопевца оно было первейшим символом радости и веселья.
Однако здесь, за праздничной трапезой новобрачных оказался недостаток вина. Семейство, в котором совершался брак, было, по-видимому, небогатым.
Этот случай мог омрачить брачное торжество, вызвать уныние и даже скорбь новобрачной четы. Недостаток вина мог означать для них не только позор, но и худое предзнаменование.
Это обстоятельство болью отозвалось в сердце Богоматери. И Господь Иисус Христос услышал первое ходатайство Своей Пречистой Матери за людей. Она тихо сказала Своему Божественному Сыну: «Вина нет у них». Этим указанием на имеющуюся нужду Пресвятая Дева просит Своего Сына и Господа оказать чудесную помощь этим простым людям и тем самым сохранить радость в их доме.
Иисус сказал Ей: «Что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой». Казалось, Спаситель на время отклонил Свое участие в этом деле. Но Материнское сердце подсказало Богоматери, что час явления Божественной силы Ее Сына настал.
Пришло Его время, ибо великий пророк Иоанн провозгласил Его на Иордане Мессией. Глас Бога Отца возвестил миру: «Это Сын Мой возлюбленный». А ученики, сопровождавшие Иисуса, называли Его Учителем и Господом. Теперь Ему предстояло совершить истинно доброе дело. Нужно было отвратить бесчестие от скромной четы. Матерь Его сказала служителям: «Что скажет Он вам, то сделайте». По обычаю очищения иудейского во всяком доме у входа стояли водоносы с чистой водой.
В доме, где происходило брачное торжество, стояло шесть таких каменных водоносов. Иисус повелел служителям наполнить их до верха. Затем Он сказал им почерпнуть этой свежей воды и отнести ее архитриклину — распорядителю брачного пира.
Тот отведал воды, сделавшейся вином, и подозвал к себе жениха. Не зная, откуда это вино, распорядитель заметил ему, что тот поступил необычно. «Всякий человек, — сказал он, — подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее. А ты хорошее вино сберег доселе». Тогда все узнали о свершившемся чуде. И грозившее новобрачной чете бесчестье превратилось для них в великое благословение. Христос принял участие брачном в пиршестве, и Своим благодатным присутствием освятил таинство брака.
Здесь, в Кане Галилейской Спаситель положил начало Своим чудесам и явил Славу Свою. И уверовали ученики Его.
Господь совершил первое чудо по ходатайству Пресвятой Богородицы. Как часто в дальнейшем, вплоть до наших дней, будет Она предстательствовать перед Своим Сыном и Господом за тех, кто имеет нужду в Его всесильной помощи. И как было в Кане Галилейской, так и сегодня, Господь наш Иисус Христос восполняет нужду каждого, о ком просит Его Пречистая Матерь.
«Глас радости и спасения в жилищах праведников: десница Господня творит силу!»
Посмотреть видео «Первое чудо Иисуса Христа»

В христианской традиции евангельский рассказ о присутствии Иисуса на браке в Кане Галилейской воспринимается как благословение Им брачного союза и деторождения. По словам Кирилла Александрийского, Иисус пришел на это торжество «для того, чтобы освятить самое начало человеческого бытия». Тому, Кто создал природу человека, «надлежало не только уже призванным к существованию раздавать благословение, но и еще только имевшим родиться предуготовлять благодать и соделывать святым их переход в бытие». Кирилл напоминает о ветхозаветном проклятии: В болезни будешь рождать детей (Быт. 3:16). От этого проклятия надо было освободить женщину, что и исполнил Христос: «Своим присутствием почтил брак Тот, Кто есть радость и веселье всех, дабы удалить исконную скорбь чадородия»1Кирилл Александрийский. Комментарий на Евангелие от Иоанна 2, 1 (Vol. 1. P. 201)..

Чтение евангельского рассказа о чуде в Кане включено в чин венчания, совершаемый в Православной Церкви. В начале чина диакон произносит ектению, содержащую прошение «О еже благословитися браку сему, якоже в Кане Галилейстей». В молитве, читаемой священником, говорится:

Господи Боже наш, во спасительном Твоем смотрении сподобивый в Кане Галилейстей честный показати брак Твоим пришествием: Сам ныне рабы Твоя… яже благоволил еси сочетаватися друг другу, в мире и единомыслии сохрани, честный их брак покажи, нескверное их ложе соблюди, непорочное их сожительство пребывати благоволи и сподоби я́ старости маститей достигнути, чистым сердцем делающа заповеди Твоя.

Превращение воды в вино, как мы уже сказали, является символом преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Но оно также служит символом того изменения, которое происходит с мужчиной и женщиной в браке, когда двое становятся одной плотью (Быт. 2:24). Как говорит Иоанн Златоуст, «тот, кто не соединен узами брака, не представляет собой целого, а лишь половину… Мужчина и женщина в браке — не два человека, а один человек»2Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Колоссянам 12, 5 (PG 62, 387–388). Рус. пер.: Т. 11. Кн. 1. С. 465.. Это соединение происходит благодаря силе взаимной любви супругов: «Любовь такова, что любящие составляют уже не два, а одного человека, чего не может сотворить ничто, кроме любви»3Его же. Беседы на 1-е Послание к Коринфянам 33, 3 (PG 61, 280). Рус. пер.: Т. 10. Кн. 1. С. 333..

Превращение воды в вино является также символом превращения будней семейной жизни в праздник: «Желаю вам всего наилучшего, — пишет Григорий Богослов новобрачным. — А одно из благ — чтобы Христос присутствовал на браке, ибо где Христос, там благолепие, и чтобы вода стала вином, то есть все превратилось в лучшее»4Григорий Богослов. Письмо 232 (Lettres. Vol. 2. P. 166). Рус. пер.: Т. 2. С. 554.. Брачный союз, в котором Бог незримо присутствует, должен стать непрестанным праздником откровения супругами друг в друге лика Божия, «превращением в лучшее» всех аспектов их совместной жизни.

Следует, однако, с осторожностью относиться к широко распространенному представлению о том, что в Кане Галилейской Христос установил таинство Брака. Это представление, прочно вошедшее в учебники по догматическому богословию XIX века, исходит из того, что все семь таинств Церкви были установлены Христом. Однако, поскольку прямых свидетельств об установлении таинства Брака (то есть венчания) в Священном Писании нет, высказываются различные предположения относительно того, когда и где Христос установил его. Брак в Кане Галилейской нередко упоминается в этой связи5См., напр.: Православно-догматическое богословие Макария, митрополита Московского. Т. 2. С. 479. Здесь утверждается, чтоХристос установил таинство Брака либо во время пребывания на браке в Кане Галилейской, либо когда сказал фарисеям: что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19:6), «либо при ином, неизвестном нам случае».

Такое толкование представляется натяжкой. Брачный союз был установлен Богом в раю, когда Бог создал Адама и Еву и сказал им: Плодитесь и размножайтесь (Быт. 1:28). Что же касается Венчания как церковного таинства, то оно сложилось в церковном обиходе постепенно, в течение нескольких веков6См. об этом: Мейендорф Иоанн, прот. Брак в Православии. С. 11–13, 17–18, 21–26.. На брак в Кану Галилейскую Иисус пришел не для того, чтобы установить таинство Брака: Он пришел, чтобы Своим присутствием благословить и освятить брачный союз.

Считается, что браки заключаются на небесах. Один из сюжетов Библии открывается свадебным пиром, который является только декорацией к истинному смыслу, вложенному в эту историю. Здесь Иисус перед народом совершает Свое первое чудо, вступая на путь исполнения истории Израиля и всего человечества, который неминуемо ведет Его к страданиям на Кресте.

Краткий пересказ

Однажды, когда Мария, Иисус и некоторые из Его учеников присутствовали на свадебном празднестве в Кане Галилейской, за столом закончилось вино. Сообщив Иисусу об этом, Мария обратилась к слугам и сказала: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2.5).

Недалеко от них стояли шесть каменных сосудов, которые использовали для ритуалов очищения (омовения). Иисус сказал слугам наполнить эти сосуды водой, почерпнуть из них и отнести распорядителю пира. К удивлению слуг, вода тотчас же превратилась в вино, вкус которого поразил распорядителя.

Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.

Толкование сюжета

Этот, казалось бы, незатейливый рассказ полон глубокого смысла:

259 р

1. Брак в Кане служит метафорой наступления эры Мессии, в которой Ветхий завет преображается в Новый и исполняется в нем. То есть близится новый исход — на этот раз избавление от греха и смерти (в толковании Кирилла Александрийского)

2. Современные библеисты также считают, что чудо символизирует смену эпохи еврейских ритуальных омовений веком Мессии с его изобилием вина и веселья.

3. Этот эпизод в Евангелии от Иоанна следует непосредственно за описанием первой встречи Иисуса с учениками (Ин 1. 35-51) и, вероятно, относится к самым первым дням Его общественного служения

4. В тексте говорится, что это было первое из чудес Иисуса — Его первое «знамение», которое заставляет вспомнить о «знамениях» Моисея (десять казней), когда воды Нила обратились в кровь (Исх. 7.14–7.25).

5. Евангелие от Иоанна содержит отсылку к книге Бытия, где есть похожие обороты речи: «В начале…». В связи с этим становится понятно, почему Иисус обращается к Марии «Жено» — «женщина» (Ин. 2.4). Мария представляет собой «жену» («женщину»), о которой было сказано в книге Бытия (Быт. 3.15) и потомство которой поразит змея в голову.

Таким образом, Иисус вовсе не груб в обращении, Он не хочет оскорбить Свою мать — напротив, Его слова возвещают наступление новой эры.

Превращение воды в наилучшее вино — это не просто чудо, а, как говорит Иоанн, знамение, то есть указание на то, кем является Иисус и что Ему предстоит сделать.

Он предупреждает свою мать, «что ещё не пришёл час Мой», но, по её просьбе, не отказывается помочь жениху. Православная традиция видит в этом выражение особой силы молитв Богородицы за людей.

6. Богословы считают, что своим присутствием на брачном пиру и совершением во время него своего первого чуда Иисус Христос установил и освятил таинство брака.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *