Чудотворная икона Николая

1. Данилов Свято-Троицкий монастырь

Даниловский вал, 22 (ст. м. «Тульская»).

Частица мощей святителя Николая Мирликийского, Чудотворца, подарена монастырю в 1991 году. Ковчег находится в приделе князя Даниила храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.

2. Сретенский ставропигиальный мужской монастырь

Ул. Большая Лубянка, д.19.

Частица мощей святителя Николая Чудотворца была передана Московскому Сретенскому монастырю 21 мая 2014 года.

3. Иоанно-Предтеченский женский монастырь

Малый Ивановский пер., 2А, стр. 1.

В монастыре хранится икона с частицей мощей святителя Николая.

4. Новодевичий женский монастырь

Новодевичий проезд, 1, стр. 2.

В Успенском соборе обители находится икона свт. Николая с частицей мощей.

5. Николо-Перервинский монастырь

Ул. Шоссейная, 82.

Частицу мощей свт. Николая, привезенную из Иерусалима, передали в дар обители 17 февраля 2014 года благотворители монастыря.

6. Богоявленский кафедральный собор в Елохове

Ул. Спартаковская, 15

В храме хранится частица мощей свт. Николая Чудотворца.

7. Храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни при Кунцевском кладбище

Ул. Рябиновая, д. 18

В храме находится икона с частицами мощей святителя Николая Чудотворца.

8. Храм Архангела Михаила в Тропареве

Проспект Вернадского, д. 90

9. Храм-музей святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее

Малый Толмачевский переулок, д.9

По решению руководства Третьяковской галереи в храм-музей святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее для поклонения и молитвенного почитания верующих был перенесен ковчег с мощами более 30 святых, в том числе — святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца. Драгоценный ковчег XVIII века ранее хранился в запасниках музея.

10. Храм Всех Святых на Кулишках

Славянская площадь, д. 2

В Всехсвятском храме каждый четверг можно прикоснуться к частицам мощей святителя Николая после окончания Божественной Литургии с 11.00 и до окончания вечернего богослужения. В 17.30 перед святыми мощами святителя Николая и у его святой иконы, расположенной в Никольском приделе, совершается молебное пение с акафистом и водосвятием. Частицы мощей святителя Николая Мир Ликийских, Чудотворца почивают в малом, округлой формы, увенчанным высокой крышкой с крестом ковчеге.

11. Храм Воскресения Христова в Сокольниках

Сокольническая пл. 6.

В храме хранится икона свт. Николая Чудотворца с частицами мощей

12. Храм свт. Николая на Трёх Горах

Нововаганьковский пер., д. 9.

В храме хранится ковчег с мощами святителя Николая Чудотворца, выносимый из алтаря для поклонения верующих на воскресных литургиях.

13. Храм святителя Николая в Котельниках

1-й Котельнический переулок, 8, стр. 1.

Частица мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, была подарена храму архиепископом Михаловско-Кошицким Георгием. Она хранится в особой подвеске из серебра перед иконой святителя Николая. Поклониться святым мощам может каждый верующий в любой момент. Акафисты свт. Николаю читаются каждый четверг.

14. Храм апостолов Петра и Павла в Ясеневе

Новоясеневский пр-т., д. 42

15. Храм святителя Николая в Старом Ваганькове

Староваганьковский переулок, 14.

В храме хранится чтимый образ святителя Николая и частица его мощей.

16. Храм вмч. Георгия Победоносца в Старых Лучниках

Лубянский проезд, 9, стр. 2.

Частица мощей святителя Николая была принесена в храм 30 марта 2011 года и помещена в специальный мощевик, который затем был вставлен в икону святителя Николая.

17. Храм свт. Николая Мирликийского в Голутвине

1-й Голутвинский пер., 14

В храме хранится икона св. Николая с частицей его мощей.

18. Храм святителя Николая в Покровском

Ул. Бакунинская, 100.

В храме хранится ковчег с частицами мощей Николая Чудотворца

19. Храм свт. Николая в Хамовниках

Ул. Льва Толстого, 2.

Частицу мощей святителя Николая передал на хранение в храм Святейший патриарх Кирилл в декабре 2010 года.

20. Храм свв. апп. Петра и Павла в Лефортове

Ул. Солдатская, 4.

Ковчег с частицей мощей свт. Николая и других святых находится в главном приделе справа у амвона.

21. Храм Вознесения Господня на Гороховом Поле

Ул. Радио, 2.

В храме находится крест-мощевик с частицей мощей свт. Николая.

22. Храм Успения Пресвятой Богородицы в Косино

Большая Косинская улица, 29, стр. 3.

В храме хранится чтимая икона свт. Николая с частицей его мощей.

23. Храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев в Гольянове

Ул. Байкальская, 37А.

Частица мощей святителя хранится в мощевике, где собраны мощи около ста святых, с левой стороны солеи.

24. Домовый храм в честь Рождества святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца Русского культурно-просветительского фонда святого Василия Великого и компании «Вашъ Финансовый Попечитель»

Ул. Б. Ваганьковская, 3.

Крупная частица мощей была передана благотворительному фонду в 2012 году.

25. Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке

Брюсов переулок, 15/2.

В храме хранится образ Николы Можайского (конец XVI века), расположенный в левом приделе святителя Николая Чудотворца, в киоте слева от амвона. Он содержит частицу святых мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Акафистное пение святителю совершается в храме обычно после вечерни по четвергам.

Московская область

Николо-Угрешский монастырь

Московская область, г. Дзержинский, пл. Святителя Николая, 1.

В обители хранятся икона и складень с частицами мощей святителя Николая, которые передал в дар монастырю государственный объединенный музей-заповедник Коломенское-Люблино-Лефортово.

Словарь «Правмира» — Святитель Николай Чудотворец

Открытие памятника Ивану IV возле Александровской слободы откладывается до весны 2017 года. Корреспондент газеты «Русский Вестник» посетил студию отца и сына Селивановых, чтобы обсудить особенности образа самодержца лично с его автором – скульптором и живописцем, членом Союза художников России, Союза художников Москвы и Международного художественного фонда Василием Селивановым. Прочно стоя на фундаменте русского классического реализма, он ратует за развитие нового православного изобразительного искусства в пластике. В мастерской, где состоялась наша встреча, под звучание стихир Ивана Грозного Василий Николаевич рассказал, как новаторская идея сделать скульптуру по образу православной иконы способствовала рождению памятника русскому царю.

– Начал я с иконы Архангела Михаила Дионисия, которая находится в Третьяковской галерее. Мне кажется, что пластика русской иконы XV–XVII века – это её расцвет и совершенство. Поэтому в своих религиозных работах я иду именно к её утончённости и высокой эстетике. В аскетизме русской иконы есть свой ритм, своё благородство, гармония и совершенство. Затем я перевёл в объём «Троицу» Андрея Рублёва, а потом сделал по мотивам византийской иконы XI века круглую скульптуру «Святой Георгий». Все эти работы были у меня приобретены, и Святейший Патриарх передал их в дар Тихвинскому Успенскому монастырю по случаю его 500-летия.

Когда я попал в святую святых – в алтарную часть Успенского собора, где находится Тихвинская икона Божией Матери, мы с настоятелем обители архимандритом Евфимием, замечательным просвещённым батюшкой, обсуждали изобразительное искусство, его влияние на вооружённые силы, то, как они порой используют сакральные мистические предметы в своих ритуалах. Например, Тихвинская икона оказалась в списке изъятия оккультной организации при СС «Аненербе», была вывезена и после дальних странствий попала в Соединённые Штаты. Стараниями В.Н. Кирьянова и архимандрита Евфимия она возвращена России. Меня давно интересовала личность Ивана Грозного, и там же я спросил у отца Евфимия о его отношении, на что получил ответ: «Как же я могу относиться, когда он – основатель этой обители?. Его дед Иван III заложил здесь Успенский храм, а сам он основал монастырь и приезжал в Тихвин специально, чтобы помолиться». Тогда я попросил его благословения на создание образа царя. Понимаете, я работаю не с куском бронзы, не с изваяниями, я не делаю идолов – я создаю образы. Структура создания образа гораздо сложнее. Архимандрит Евфимий меня с радостью благословил, и с этого момента началась работа над поиском образа Ивана Грозного.

Вот мой памятник Льву Толстому, открытый в подмосковном городе Пушкине. Идея этого памятника в том, что Лев Николаевич сидит в кресле, которое сложено из двух ангелов – Ангела Мира и Ангела Войны. Можно сказать, это его ангел-хранитель и демон-искуситель. Весь наш сложный жизненный путь идёт через их борьбу – борьбу добра и зла. То есть я стараюсь аллегориями с новой точки зрения рассказывать вещи, интересные для человека XXI века. Все аллегории дополняют друг друга и работают на единый образ. Недостаточно просто красиво рисовать или лепить – в это надо вложить смысл, символ, страсть, – образ, силуэт, концепцию. Этим сегодня берут так называемые актуальные художники, а реалисты проигрывают тем, что недобирают в концепции.

Вот два ангела – оригинал XVIII века, деревянная пластика. Это же абсолютный примитив, выполненный каким-нибудь ложкорезом, которому настоятель монастыря дал Дюрера, чтобы тот вырезал – как Бог на душу положит. Многие современные художники, которые пытаются работать в православной пластике, берут эти фигуры за идеал, ещё больше упрощают и из сложного, изысканного православного художественного произведения делают примитив. Моя задача – пойти дальше. Вот моя скульп-тура «Блаженное чрево». Ни у католиков, ни у православных в изобразительном искусстве, тем более в скульптуре, нет изображения Богоматери в момент, когда она находится в ожидании Спасителя. Что, как не этот момент, – главное в её жизни? Господь избрал её для того, чтобы она родила Спасителя. Архангел Гавриил принёс ей благую весть, и она, Дева, принесла в мир Спасителя. Это сложная концепция, которая рождается на основе пласта всей тектонической мощи искусства. Я выставляюсь в Италии и на Сицилии познакомился со скульптором Джузепе Бергами, который работает для Ватикана. Посмотрев на «Блаженное чрево», он сказал, что это типичная ортодоксальная вещь. Ко мне приезжают высокопоставленные священники из России и деятели, ведающие искусством, и они говорят: давайте подарим её папе римскому! Я спрашиваю: почему не патриарху? Они отвечают: она же католическая! Она слишком красива! Должно быть примирение в эстетике? Кто, как не Андрей Рублёв, явил совершенство в гармонии силуэта и пластики. К этому нужно стремиться в православной скульптуре.

В монументальном искусстве свои законы. Если мы делаем скульптуру государственного деятеля или военачальника, подразумевается определённый набор качеств, который свойственен именно ему. Вот у меня есть Ослябя и Пересвет: один обязательно с мечом, а другой – с копьём. Уже есть сложившийся иконографический образ. А если достойного изображения того или иного деятеля нет, как с памятником Свято-славу Игоревичу в Серпухове, я фактически создаю иконографический образ. После этого ко мне обратились фонды «Русский витязь» и «Светослав» с просьбой сделать памятник Ивану Грозному – незаконно забытому, но заслуживающему того, чтобы его образ был в веках.

– Естественный вопрос: кто и что лично для Вас Иван Грозный?

– Работая над образом, читая синодики и Летописный свод Ивана Грозного, его письма А. Курбскому, слушая стихиры, я прихожу к мысли о разносторонности и абсолютной гениальности этой фигуры. Я прихожу к выводу, что Иван Грозный – это личность, которая вбирает в себя огромное противоречие всего русского народа – как его неудержимый нрав и в то же время отшельническая подвижность, его аскетизм.

Я не адвокат Ивана Васильевича – для этого есть многоуважаемые историки, и они по-своему оценивают те или иные деяния. Я лишь оперирую фактами, которые говорят сами за себя. 80 монастырей основал, половину земель присоединил, 180 городов заложил, судебную систему, которую Иван III только пытался ввести, ввёл, книгопечатание заложил, ввёл регулярную армию – неужели этого недостаточно, чтобы поставить ему памятник?

– Однако даже признание его заслуг как государственного деятеля не мешает критикам негативно оценивать его личные качества и поступки.

– Допустим, кто-то рассказывает, как Иван Грозный истребил целый боярский род, и остался один ребёнок, которого привезли в Кремль, а он со злости взял младенца за ногу и выбросил в окно во двор, где его загрызли медведи. Это звучит так же, как то, что мы сейчас сидим здесь, на Новослободской, а во дворе у нас бегают медведи, играют в футбол матрёшками и пьют водку. Всё зависит от подачи материала. Давайте обратимся к новейшей истории! Вот «Ельцин-центр» открыли, а кто в демократическом государстве, признанном всем миром, у всех на глазах, в прямом эфире расстреливал из танков легитимный парламент? Владимир Ильич Ленин утопил землю русскую в крови. Утопил! У него кровь, наверно, из ушей льётся до сих пор. И что? Иван Грозный до конца жизни велел отмаливать 4200 душ убиенных по решению суда. Или, например, тех бояр-отступников, которые были взяты под стражу за то, что присягнули польскому королю. Надо знать историю и разбираться в ней.

В то же время мне как художнику интересно делать сложные образы. Чем они противоречивее, тем мне интереснее. Если я делаю скульптуру «Битва Архангела Михаила с дьяволом», что, мне – дьявола не делать? Я делаю. Меня за это надо обвинить в сатанизме? Всё зависит от контекста, культуры и от интеллекта людей, которые воспринимают произведение. Я вижу Ивана Васильевича таким, у меня есть возможность поставить ему памятник, и я это делаю.

– Как это восприятие выразилось в образе?

– Александровская слобода по факту являлась столицей России на протяжении 16 лет, туда переехало большинство посольств из Москвы, царь издавал там указы, но это и монастырь, где он пребывал в постоянной молитве и ходил в подряснике. Всё это должно отлагаться на образ. Но есть детали, которые нужно отбрасывать, потому что они мешают созданию образа. Допустим, все привыкли, что на голове Ивана Васильевича должна быть Шапка Мономаха, ну пускай будет она, а не та самая, которую он заказал после взятия Казани.

В данном случае мы говорим о читаемости иконографического образа, о знаковости. Когда мы издалека смотрим, допустим, на «Медного всадника», то не перепутаем Петра с Карлом Великим. Памятник Минину и Пожарскому тоже читаем по силуэту. Каждый памятник должен иметь свой силуэт, свою законченную картинку. Поэтому при работе над ними я уделяю большое внимание жестам. Жесты могут разрушить, а могут дополнить образ. Я всячески дополняю и держу на грани. Как говорил мой учитель Илья Сергеевич Глазунов, друг всегда похвалит, а при создании композиции надо думать о том, какое слабое место для удара найдёт враг, что я и делаю, на протяжении 15 лет ставя монументы по всей России и за рубежом. То есть никакая деталь не должна выпадать, но не должно быть ничего лишнего, всё должно работать на общий образ, а не противоречить ему. Мне очень импонирует «Андрей Рублёв» А.А. Тарковского по своей стилистике, минимализму, аскезе. В памятнике часто следует идти как раз в сторону лаконичности и знаковости.

В эти минуты ставят мой памятник Н.А. Римскому-Корсакову на его родине в Тихвине, у основания которого фигура Садко – аллегория русской народной музыки, из которой он черпал вдохновение, будучи по образованию морским офицером. Жест фигуры Римского-Корсакова говорит о том, что он прислушивается к игре Садко. Или взгляните на общий силуэт памятника Святославу: в нём угадывается силуэт пули. Я считаю, что делаю Ивана Грозного таким, каким он должен остаться в веках, каким его будут представлять наши правнуки. Это не идеализированный образ, но создаётся образ эпохи, стиля.

Как воспринимал себя царь в XVI веке? Помазанником Божиим. Я – монархист по убеждениям и знаю, что Помазанник Божий – наместник Бога на земле, человек, которому Господь вверил народ в управление; он несёт эту ответственность перед Богом – и больше ни перед кем. Если посмотрите на мой памятник, то увидите, что рука его обращена вниз – указующим перстом повелевает заложить, установить или построить, вторая рука с посохом говорит о его решимости, но взгляд его обращён в небо: он разговаривает с Богом как Его наместник на земле. Если обратить внимание на этот смысл, становится понятно, что я делаю памятник сложнее, чем его воспринимают.

– Можно подробнее остановиться на внешности? Какие были ориентиры из области искусства при создании портрета?

– На нём Шапка Мономаха, подрясник, шуба, спадающая с плеча, что говорит о дальнейшем действии. Что касается лица Ивана Васильевича, то я вбирал разную информацию и создавал образ из противоположностей. В первую очередь его прекрасно сыграл А. Михайлов. Образ Н. Черкасова мне не очень нравится, потому что он его демонизирует. Я очень хорошо отношусь к творчеству Петра Мамонова, знаю наизусть его стихи, знаком с ним лично. Он талантливый актёр, музыкант и поэт. Я был потрясён фильмом П. Лунгина «Остров»: насколько глубоко проник человек в суть психологизма монашеского отшельничества, искупления, всепрощения. Я думал: какой же гений Лунгин, что снял такой фильм, и с нетерпением ждал «Царя». Но примерно на 15-й минуте просмотра этого фильма я настолько расстроился, что мне хотелось плакать: как однобоко, тупо, скучно и прямолинейно такой хороший художник сделал образ царя. Великий скульптор М.М. Антокольский сделал прекрасный образ царя на троне, но для меня он мистически мрачен.

– А «монголоидная» реконструкция Герасимова?

– Голова, которую создал М.М. Герасимов, мне никогда не нравилась, но он создал не монголоида, а питекантропа. Я преподаю пластическую анатомию, знаю, как восстановить облик по костям, как они крепятся через сухожилия, как проходят мышцы, поэтому могу с точки зрения антропологии рассказать обо всех ошибках, которые он совершил. Он изобразил его таким, каким его хотела видеть власть, потому что для Н.С. Хрущёва, который обещал показать всем «последнего попа», слово «царь» – это нечто из других миров. Поэтому, не дай Бог, сделать его более или менее благочинным, приятным человеком! Герасимова бы десять раз расстреляли. Вы же знаете, что Никита Сергеевич, который принёс нам «оттепель», был одним из самых кровавых красных комиссаров, работавших на Украине. Это он на декрет уничтожить 15 тысяч взбунтовавшихся крестьян отвечал: «Да мы уничтожим 45 тысяч – чем больше, чем лучше!» С учётом этих факторов, думаю, что Герасимов сознательно исказил образ царя. Из всего впитанного материала я создал собирательный образ Ивана Васильевича в период долгого пребывания в Александровской слободе – в рассвете деятельности. Он там уже не мальчишка, но и не «сумасшедший старик». Кстати, куда восходят кривотолки о его сумасшествии? Представьте себе: сына отравили, жену отравили, у самого содержание ртути и мышьяка в костях превышено в сотни раз, как показала судмедэкспертиза после вскрытия гробницы. Вот вас травить мышьяком или ртутью на протяжении пяти-шести лет – конечно, у вас токсикоз начнётся и будут припадки. О чём это говорит? Только о том, насколько он был мощным царём и сильным человеком, что продолжал править. Его травили, а он стоял на своём.

– На какой стадии сейчас работа над памятником? Когда ждать его открытия?

– Сейчас монумент уже на литейном заводе, и мы его обрабатываем. Вчера мне звонили из администрации и сказали, что переносят установку на более поздний срок. Сейчас ведётся очистка реки Серая с помощью насосов и весь ил собирается на берегу, поэтому место не подготовлено к установочным работам.

– Возникают ли трудности не технического, а идеологического характера?

– Общественность в Александрове поддерживает открытие памятника. Но, конечно, на меня косо смотрят даже мои друзья по цеху, даже мои соседи – я живу в городке художников. Но всё-таки больше те, кто видел мой проект, меня поддерживают и благодарят.

– В Орле долго пикетировали против памятника, а на днях надели на него мешок. Готовы ли вы к подобным проявлениям после установки?

– Они обязательно появятся. Да сколько у нас юродивых, сколько сумасшедших!

– Последняя конференция вызвала всплеск публикаций о планах установить памятник Ивану Грозному в других городах. Поддерживаете ли такую идею?

– Думаю, в Казани или Новгороде было бы смешно ставить, а в Вологде – почему бы и нет. Москва тоже не должна быть обделена именем Ивана Грозного. В этом ничего плохого нет. Понимаете, за годы советской власти было уничтожено 95% культурного наследия Российской империи: это дворцы, монастыри, усадьбы, библиотеки, храмы, скульптуры, живопись – мы с вами живём практически в пустыне. Нам надо восстанавливать нашу русскую культурную среду.

Беседовал Филипп ЛЕБЕДЬ

СОБЫТИЯ

ЧУДОТВОРНАЯ МИРОТОЧИВАЯ ИКОНА ЦАРЯ НИКОЛАЯ ВТОРОГО

Информационный вестник «Православный Крест» №14 (230), 15 июля 2019 года

Императорский Конвой возрождает Святую Русь

Первообраз московской мироточивой иконы Царя-Мученика был написан в 1996 г. в США, в Калифорнии иконописцем Павлом Тихомировым по заказу представителей Русской Православной Церкви Заграницей. Государь изображен в священных коронационных одеждах, с крестом на груди и знаками царского достоинства – со скипетром и державой в руках. В верхних углах иконы – клейма с изображениями святого праведного Иова Многострадального, в день памяти которого 6/19 мая 1868 г. родился Государь, и святителя Николая Чудотворца, в честь которого Он был крещен. Внизу подпись: «Сия святая икона написана к прославлению Царя-Мученика в России» (Царственные страстотерпцы были прославлены Русской Церковью Заграницей в 1981 году, а Русской Православной Церковью Московского Патриархата в 2000 году). Икона имеет торжественный и праздничный вид. Размер иконы с киотом составляет 43х37 см.

В 1997 году цветные литографии этой иконы были привезены из США в Россию и разошлись по православным приходам и семьям. Одна из них, подаренная московскому хирургу Олегу Ивановичу Бельченко, источила миро в день годовщины октябрьского переворота, 7 ноября 1998 года. С того времени благоуханное миро начало ежедневно истекать от образа. Особенно сильно благоухание и мироточение иконы происходит в памятные дни Царской Семьи. Миро зачастую истекает не только от иконы, но и поверх стекла киота.

В 1990-е годы икона еще не канонизированного Русской Православной Церковью Государя приносилась во многие храмы по благословению трех старцев – духовника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова), протоиерея Николая Гурьянова с острова Залит и Валаамского старца иеросхимонаха Рафаила (Берестова).
В 1999 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго икона Царя – Мученика приняла участие в Крестном облете по периметру границ б. Российской Империи.

Народное почитание Царя-мученика подготовило канонизацию Царской Семьи в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 20 августа 2000 года в возрожденном Храме Христа Спасителя в Москве и облегчило процесс воссоединения двух частей Русской Церкви – РПЦ и РПЦЗ в мае 2007 года.

В последние годы икона пребывает в России и хранится представителями Войсковой Православной Миссии.

Чудотворная икона Царя Николая находится под особым духовным попечением Первоиерарха РПЦЗ митрополита Илариона.

Мироточивый иконописный образ Русского Царя известен во многих монарших домах Европы и в аристократических кругах, исповедующих традиционные христианские духовно – нравственные ценности.

Икона была принесена более чем в пятьдесят епархий и ряд стран – Германию, Австрию, Бельгию, Сербию, Францию, Черногорию, Грецию. Святой образ обильно источает миро по молитвам верующих об Отечестве, о русском народе в России и рассеянии, с ней связаны исцеления людей от разных недугов, онкологических заболеваний и разрешение сложных жизненных ситуаций, о чудотворном образе сняты документальные фильмы, изданы книги.

Икона несет очень большое социальное служение, посещая воинские части, ВУЗы, больницы и госпитали, места лишения свободы, отдаленные монастыри и храмы.

Икона Царя Николая отметила своим присутствием важные географические точки Русского мира:

В 1999 г. во время бомбежек НАТО Икона находилась в столице братской Сербии Белграде, посетила горячие точки и Косово.

В 2000 г. Икона Государя возглавила в Пскове похоронную процессию российских воинов — десантников, погибших в Аргунском ущелье.

В 2002 г. был организован и проведён Морской Крестный ход на боевых кораблях Черноморского Флота по местам боевой славы Св. Адмирала Флота Российского Феодора Ушакова.

Во время воссоединения Крыма с Россией икона Государя находилась на южных рубежах России.

9 мая 2016 г. эту икону пронесла прокурор Крыма Наталья Поклонская в рядах «Бессмертного полка» в г. Симферополе.

Когда чудотворный образ Государя не путешествует, он хранится в Москве, в храме Вознесения Господня на Гороховом поле (настоятель протоиерей Василий Голованов).

Мироточение и благоухание от святых икон и мощей.
21 июля 2000 г. в день празднования Казанской иконы Божией Матери икона Царя-мученика Николая II Александровича прибыла на святую землю Валаама из Санкт-Петербурга.
Во время пребывания этой иконы в Одессе 15 февраля 2000 года (Сретение Господне) митрополит Одесский и Измаильский Агафангел объявил о причислении к лику местночтимых святых св. Царственных мучеников. Во время причисления св. Царственных мучеников к лику святых на престол Иверского монастыря снизошел Благодатный огонь.
Икона Царя-мученика написана русским художником Павлом Тихомировым в США. В 1998 году литографии иконы были привезены в Москву. Одна из литографий попала в г. Рязань, где в Свято-Никольской богадельне сделали несколько цветных ксерокопий. Оформленная в раму и кивот ксерокопия была подарена р. Б. Олегу 15 марта 1998 года. На иконе образ Царя-мученика Николая II в великокняжеском одеянии со Скипетром и Державою в руках. В верхних углах иконы два клейма: Иова Многострадального, день памяти которого является днем памяти Николая II, и святителя Николая Чудотворца — небесного покровителя Государя. Под образом в овале слова: «Сия святая икона писана к прославлению Царя в России».
6 сентября 1998 года икона заблагоухала в Сретенском монастыре города Москвы. По благословению духовника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова), протоиерея Николая (Гурьянова) с острова Залит и Валаамского старца иеросхимонаха Рафаила (Берестова) икона переносится из храма в храм для поклонения верующим.
Благоуханная икона благочестивого Царя-Мученика посетила различные храмы и монастыри свыше двух десятков епархий.
Икона время от времени источает благоуханное миро. Девять исцелений от различных болезней зафиксировано за два последних года. За время пребывания иконы в Тульчино-Брацловской епархии в июне месяце этого года произошло 4 исцеления. Оформленные рапортом случаи исцеления переданы священноначалию.
1 июля икона Государя прибыла в Белую Русь. Ее торжественно встречали в храмах и монастырях городов Могилева, Бобруйска, Минска и Минской области. Перед святой иконой Царя-мученика молились в Жировицкой обители и в монастыре Евфросинии Полоцкой.
15 июля икону благочестивого Царя торжественно приняло Валаамское подворье в городе Санкт-Петербурге. 17 июля в день убиения Царственных мучеников тысячи верующих прошли с чудотворной иконой в Крестном ходе, посвященном этой скорбной в истории Отечества дате. Молитвенное стояние у стен Казанского собора завершилось молебном и пением акафиста Царю-мученику. С большим воодушевлением тысячи верующих спели гимн-молитву русского народа: «Боже, Царя храни…»
Слезы скорби и слезы прощения, слезы радости от встречи с чудотворным образом Государя Императора Николая II, слезы покаяния видел в тот день Санкт-Петербург. Несмотря на дождь, в течении более чем трех часов прикладывались петербуржцы к дорогому светлому лику своего Царя.
19 июля в 22-30 зафиксировано истечение благовонного мира по иконе. Братия Валаамского подворья и присоединившиеся вскоре 180 паломников из Украины во главе с архиепископом Луцким и Волынским Нифонтом благоговейно молились перед мироточивым образом Николая II. Собранным миром освящен елей, которым владыка Нифонт помазал всех находившихся в храме.
21 июля чудотворную икону Царя-мученика торжественно встречал Северный Афон. Уже на подходе корабля к Никольскому скиту зазвонили колокола величественного Спасо-Преображенского собора.
Братия Валаамского монастыря во главе с игуменом архимандритом Панкратием, паломники и жители острова благоговейно приняли чудотворную святую икону.
С крестным ходом от монастырской бухты пронесен образ Царя-мученика и возложен на аналой в храме обители святых преподобных Сергия и Германа. Многочисленные паломники, жители и братия, заполнившие храм, горячо молились у чудотворной иконы.
«Перводержавную, Русь Православную, Боже, Царя храни!…», неслось под сводами обители голосами сотен верующих по окончании молебна. В течение всей ночи храм был открыт для поклонения святыне. Вновь звучали у раки преподобных Сергия и Германа: «Радуйся, Николае, боговенчанный Царю и великий страстотерпче…»
Уже во время благодарственного молебна было отмечено сильное благоухание и выделение капель мира на стекле киота. Ночью, когда паломники читали акафист у иконы. По стеклу уже струилось миро. Перед началом Божественной литургии, несмотря на то, что икона часто протиралась чистым платом по причине множества желающих приложиться к святыне, на стекле почти непрестанной выступала божественная благоуханная влага. Перед воскресным всенощным бдением стало известно о том, что мироточат иконы в иконостасе церкви во имя прпп. Отцев в постничестве просиявших, что на Игуменском кладбище.
Мироточение икон в Валаамском монастыре
Немедленно туда выехал Игумен монастыря архимандрит Панкратий и Олег Иванович Бельченко — хранитель чудотворной иконы Царя-Мученика, которые засвидетельствовали наличие миро стекавшего струйками по всей поверхности иконы Спасителя (полиграфическая копия наклеенная на доску) и две струйки мира на поверхности иконы Божией Матери.
На следующий день в воскресенье вечером выступили три струи мира из благословляющей десницы Спасителя на большой иконе 17 века на правом столпе Собора. Собранное на вату прозрачное и густое миро источало сильнейший, неземной аромат, что было засвидетельствовано братией и многочисленными богомольцами, которые были помазаны миром смешанным с елеем.
На четвертый день пребывания мироточивой иконы на Валааме, после того, как была привезена обратно в Собор после посещения Всехсвятского Скита, где подвизался новопрославленный преподобный старец Антипа Валаамский, чудное и очень сильное благоухание стало исходить от его святых мощей. Мощи преподобного издавали благоухание и раньше, например, на 1-й седмице Великого Поста в 1996 г., но такого сильного аромата братия не ощущала никогда.
Икона Царя сильно благоухала и источала миро во время молебного пения на Смоленском скиту, после окончания молебна стало выделяться миро на иконе Смоленской Божией матери.Чудотворная икона побывала на всех скитах, крестный ход по водам с иконой Царя -мученика был совершен вокруг островов Валаамского архипелага, в пятницу братия провожали мироточивый образ, который в воскресенье прибудет в Москву.
Валаам Июль 2000г.

У чудотворного мироточивого образа Царя-мученика Николая II есть хранитель — московский врач-хирург Олег Иванович Бельченко. Путешествует с ней по храмам и монастырям, когда позволяет плотный график работы, в другое время ему помогают люди, опекающие образ. На деньги частных благотворителей печатаются небольшие бумажные иконы, а выручка от их распространения идет на изготовление больших икон, которые Олег Иванович дарит храмам с надеждой, что в каждом храме скоро появится своя икона Государя.

Олег Иванович, расскажите, пожалуйста, историю написания иконы Царя-мученика Николая.

Печальный парадокс ХХ века: икона последнего российского императора мученика Николая II была написана по другую сторону океана, в Соединенных Штатах Америки, еще до прославления Государя в России.

И с этим событием связана удивительная история. Шел 1997 год. Русской эмигрантке Ие Дмитриевне Шмит, в девичестве Подмошенской, приснился сон, в котором она увидела икону, изображавшую Императора мученика Николая II в великокняжеском одеянии. За несколько дней до этого женщина получила небольшое наследство и собиралась внести лепту на благое дело. По пробуждении вопрос, на что пожертвовать деньги, был для нее решен. Она попросила иконописца Павла Николаевича Тихомирова, живущего в Калифорнии, написать увиденную ею икону. Вместе они начали изучать фотографии Николая II в поисках сюжета и такого же выражения лица, что и во сне. Царь должен был быть в шапке Мономаха, со скипетром и державой.

Слева на иконе изображен праведный Иов Многострадальный, в день памяти которого родился Николай II, справа — небесный покровитель Государя святитель Николай Чудотворец. А внизу надпись: «Сия святая икона написана к прославлению Царя-мученика в России». А было это за несколько лет до канонизации Царственных Мучеников.

Сама икона и по сей день хранится дома у Ии Дмитриевны. Литографии же, сделанные с нее, она стала продавать, чтобы помочь русским людям, попавшим за границей в трудное положение.

А как образ появился в России?

Несколько изображений привез с собой игумен Герман (Подмошенский), родной брат Ии Дмитриевны. Одна из цветных литографий иконы попала в Свято-Никольскую богадельню в Рязани. Она была вставлена в киот и висела за свечным ящиком. Там я впервые и увидел этот образ. В тот весенний день я помогал своему товарищу привозить в богадельню коробки с духовной литературой. Книги передавались безвозмездно, и в благодарность нам с другом вручили по такой же литографии. Случилось это 15 марта 1997 года — ровно восемьдесят лет спустя после того, как Государя заставили подписать акт об отречении.

Полтора года литография иконы Государя хранилась у меня дома. Но постепенно я начал замечать изменения, происходящие с ней. Сначала под правым глазом Царя появилось пятно — будто это была кровь, затем такое же пятно появилось и под левым глазом. Краски потихоньку менялись. Я обратился к священнику, и тот подсказал отнести образ в церковь. Я так и поступил. 6 сентября 1998 года я принес образ в храм Сретенского монастыря, прихожанином которого являлся. Положить полиэтиленовый пакет, в котором была икона, на стол я не смог, поэтому держал его в руках.

В те годы Государь еще не был прославлен, но тут, совершенно неожиданно для меня, священник попросил хор пропеть тропарь Царю-мученику… Люди в храме стали оборачиваться и смотреть в мою сторону. А я не мог понять, что происходит. Оказалось, что c пением тропаря по храму разнеслось благоухание. А из-за насморка я был единственным, кто не ощутил его.

После службы я достал литографию, и благоухание только усилилось. Пакет прихожане разделили на кусочки между собой — и сейчас, спустя годы, эти лоскутки продолжают источать запах. Все были потрясены, а батюшка сказал: «Давайте мы у себя в алтаре подержим эту икону, а потом посмотрим, что делать».

Я обрадовался. Конечно же, икона Государя должна находиться в алтаре. Но, повторюсь, тогда Царственные Мученики еще не были прославлены в лике святых. Через три недели я спросил батюшку: «Она по-прежнему благоухает?» «Да, благоухает», — ответил он. «И что же дальше будет? Может быть, на аналой ее выставить или мне всё-таки ее забрать?» Батюшка с кем-то посоветовался и сказал: «Забирайте».

И образ стал переходить из храма в храм, путешествуя по России?

Да. В то время в Москву приехал иеросхимонах Рафаил (Берестов). Я подошел к нему с просьбой: «Батюшка, определите судьбу этой иконы. Если велите отнести в какой-нибудь храм, отнесу, велите дома держать — буду дома держать».

Отец Рафаил долго смотрел на литографию, а потом ответил: «Это такой вид мироточения. Капелька не успевает образоваться, испаряется, но запах остается. Ты не волнуйся, она еще замироточит, и зримо». Потом заметил: «Ты не спеши определять ее в какой-нибудь храм. Государь пока не канонизован. Но тебе Господь подскажет, что делать с ней. А если ты хочешь услышать мой совет, то носи ее по храмам и там, где согласятся ее возложить на аналой, на время оставляй». Почти слово в слово этот совет повторили потом протоиерей Николай Гурьянов и архимандрит Кирилл (Павлов): там, где будет поклонение верующих, оставляйте образ.

Так по благословению иеросхимонаха Рафаила чудотворная литография иконы начала свое путешествие по храмам и монастырям. Более чем в 20 епархиях принимали образ Царя-мученика до его прославления на Архиерейском соборе 2000 года.

Икона стала переходить из храма в храм. Поначалу занесли ее в Новодевичий монастырь, где тогда настоятельницей была матушка Серафима (Чичагова). Когда я забирал образ, то забыл в обители дипломат. Подходя к метро, одна из моих спутниц сказала: «Происходит что-то необычное. За тобой тянется шлейф благоухания». Мороз был сильнейший. Мы остановились, вынули литографию из пакета и увидели, что ее чехольчик весь пропитан миром. Тут нас догнала монахиня, и первые ее слова были такими: «Я шла по запаху, благоухает от монастыря» Затем она отдала мне дипломат.

Когда началось зримое мироточение?

Какое-то время образ хранился у одной прихожанки, моей знакомой. 7 ноября 1998 года я зашел к ней и увидел, как по иконе текла капля мира янтарного цвета… Сбылись слова отца Рафаила, что миро будет истекать зримо. Оно по непонятной причине истекало не сразу сверху вниз, а сначала по горизонтали, против всех законов земного притяжения.

Приехал знакомый монах с Соловецкого подворья и, собрав несколько капель, сказал: «Сегодня будет всенощная, я смешаю это миро с маслицем и буду им помазывать».

Спустя неделю образ был принят в храме Вознесения Господня на Гороховом поле. Почти ежедневно литография мироточила, перед ней читались акафисты, и так продолжалось несколько месяцев. 28 февраля 1999 года — это был день Торжества Православия — состоялось перенесение образа в храм святителя Николая Чудотворца в Пыжах. Принять его с великой радостью согласился протоиерей Александр Шаргунов. Принимали образ с колокольным звоном, постелили ковровую дорожку до ворот. В этот день мироточил он особенно сильно. Весь приход был един в своей молитве, душа пела от радости. Когда во второй раз привезли образ Царя-мученика Николая в этот храм, то очередь желающих приложиться к нему начиналась у метро «Третьяковская». Москвичи знают — это не маленькое расстояние.

Известны ли Вам случаи исцелений от мироточивой иконы Царя-мученика Николая?

Да, и их довольно много. Я лично знаком с одним человеком, получившим по молитве своей исцеление. Об образе стали рассказывать православные радиостанции. Тогда и услышал о нем полковник в отставке, в прошлом руководитель кафедры одного из военных вузов Москвы Александр Михайлович Вытягов. Во время Великой Отечественной войны он получил множество ранений, со временем ослеп и последние пятнадцать лет ничего не видел.

По просьбе Вытягова родные возили его по храмам вслед за иконой Царя Николая. А когда образ приняли в храме Троицы Живоначальной в Хохлах, попросил подвести его к настоятелю — протоиерею Алексию Уминскому и обратился к священнику со словами: «Батюшка, я верю, эта иконка меня исцелит». Отец Алексий просто, без промедления ответил: «По вере вашей и дано будет». Подвел Вытягова к иконе и накрыл его голову рушником, пропитанным миром. Военный потом вспоминал: «Какую молитву я при этом читал — не помню». Но только на следующее утро он проснулся, оглядел комнату и закричал: «Я вижу!», да так громко, что к нему сбежались все домашние.

Это было первое исцеление от этого образа, совершившееся по молитве к Государю. Мне Вытягов впоследствии говорил при встрече: «Я верю, что в скором времени и очки сниму».

Чудес исцеления также много свершалось в Украине. Однажды к образу Царя-мученика привезли женщину с огромным животом. Эта болезнь называется асцит: жидкость скапливается в брюшной полости. Она тяжело дышала, задыхалась. После того, как приложилась к иконе — живот у нее опал. Куда делась жидкость — непонятно было даже врачам. Женщину перестали мучить боли, и она очень тихо и спокойно умерла, благодаря Бога за дарованное перед смертью облегчение ее страданий.

Еще одна история. У мужчины была высокая температура и отнималась рука. По этой причине долгое время он находился дома на больничном. Но когда приложился к чудотворному образу — то почувствовал себя здоровым, и уже на следующий день отправился на работу.

Расскажите, пожалуйста, о путешествиях чудотворного образа.

Удивительно, но чаще всего нас приглашали туда, куда хотел поехать Государь в своей земной жизни, но так и не успел. И все путешествия проходили с Божией помощью. За это время чудотворный образ облетел на самолете всю Россию, Украину и Белоруссию, побывал в Греции, Франции, Германии, Бельгии, Голландии, Сербии, Македонии и даже на Святой Горе Афон.

В 2002 году образ Государя посетил Екатеринбург. Еще в недостроенном тогда храме-на-Крови прошла Всенощная. Когда мы возвращались с Литургии в Екатеринбурге, то заехали в Алапаевск, а затем и в Верхотурье. В этом городе подле монастыря есть одно очень красивое здание. Оказалось, что дом этот специально строили для Государя, и только Первая Мировая война помешала ему прибыть в Верхотурье и поклониться святым мощам Симеона Верхотурского…

Узнав о мироточении чудотворного образа Царя Николая, меня стали приглашать во многие страны. Первой была Финляндия. Но тогда я не поехал из-за страха навсегда потерять икону для России. Копии было сделали без разрешения иконописца, следовательно, с нарушением закона об авторском праве. Это очень печалило. Затем последовало приглашение во Францию. И тогда я созвонился с Ией Дмитриевной Шмит. Между нами состоялся разговор. Я произнес по телефону: «Я боюсь ехать за границу, ведь копии с иконы были сделаны без вашего разрешения. А значит, по закону образ смогут отобрать. И мне страшна даже мысль, что в России православные христиане ее больше никогда не увидят».

На другом краю света Ия Дмитриевна произнесла в трубку: «Ничего не бойтесь. Когда я узнала о чудотворной литографии с моей иконы, то вначале испытала чувство ревности. А потом поняла, что произошло великое чудо. Обязательно позвоните мне, когда приедете во Францию. Я хочу приложиться к чудотворному образу». Мы встретились во Франции, в Париже в храме Русской Православной Зарубежной Церкви в честь Всех святых в России просиявших.

В Германии литография была в Дармштадте вместе с отцом Александром Шаргуновым, настоятелем храма Николая Чудотворца в Пыжах. Город Дармштадт — родина супруги императора Александра II Марии Александровны (урожденной принцессы Максимилианы Вильгельмины Марии Гессенской), а также святых сестер императрицы Александры Феодоровны и великой княгини Елисаветы Феодоровны (урожденных принцесс Гессен-Дармштадтских). Там находится удивительной красоты православный храм в честь святой Марии Магдалины. Он стоит на русской земле. Государь Николай II повелел привезти земли из России и только на ней строить русский храм.

Промыслительно, что Государь своим чудотворным образом начал визит в Белоруссию с города Могилева. Именно здесь он прощался с армией. Именно здесь началась Голгофа последнего русского Императора, трагически закончившаяся в Екатеринбурге.

В Могилев нас пригласил архиепископ Могилевский и Мстиславский Максим. Сам владыка не смог принять чудотворный образ, так как только что перенес операцию и находился в хирургическом отделении в Минске. Но группа, привезшая литографию, навестила его в больнице. В палате был отслужен молебен. Прощаясь с иконой Государя, владыка приложился к чудотворному образу. И он замироточил в руках архипастыря.

В Спасо-Преображенском Валаамском монастыре также с трепетом ждали мироточивый образ. Катер медленно причаливал к монастырской пристани. Уже на подходе к Никольскому скиту я и мои спутники услышали торжественный звон колоколов Валаамского монастыря. Весь берег заполнили встречавшие чудотворный образ Государя Императора паломники, жители острова Валаам, насельники во главе с игуменом Северного Афона архимандритом Панкратием.Крестным ходом икона Царя Николая была перенесена в Спасо-Преображенский собор. Весь храм запел молитву Святому Духу. Образ дивно благоухал — волны благоухания буквально заполняли собор. В течение длительного времени собравшиеся в храме прикладывались к иконе.

По благословению отца Панкратия мироточивый образ посетил практически все скиты. Молебны и акафисты при большом стечении молящихся совершались везде, куда переносилась икона. Пребывание чудотворного образа в скитах сопровождалось мироточением или самого образа Царя-мученика, или же мироточили храмовые иконы. Пребывание на Северном Афоне закончилось крестным ходом на катере по воде вокруг Валаамского архипелага. Так Государь Император Николай II впервые посетил этот благословенный монастырь — своим чудотворным, мироточивым образом, от которого уже многие получили исцеление и многие тысячи скорую помощь и утешение.

Вы говорили, что образ побывал даже на Афоне.

Государь Николай II очень хотел посетить Афон. Однако не смог воплотить свою мечту в жизнь по целому ряду обстоятельств. Но его образ дважды побывал на Святой Горе. Священник, который нес икону, несмотря на то, что было тяжело взбираться на гору, не захотел, чтобы кто-то другой его сменил. Относился к пути, как к личному послушанию. Из двадцати афонских монастырей за две поездки посетили семнадцать. Когда мы приехали в русский Свято-Пантелеимонов монастырь, образ сначала поставили в келье. Войдя, один из монахов узнал лик Государя — и его тот час же с почетом перенесли в храм.

В сербском монастыре Хиландар произошла похожая история. Мы ушли на службу, а икону оставили в келье. Она снова замироточила. И наместник монастыря попросил перенести образ в храм. Со всех послушаний приходили монахи и смотрели, как образ Царственного мученика мироточит.

Мы заходили даже на самую вершину горы Афон. Русскими паломниками была организована служба, образ мироточил…

Расскажите, пожалуйста, о «крестном перелете» над Россией.

В июне 1999 года образ Царя Николая вместе с другими чудотворными иконами облетел по благословению патриарха Алексия II границы бывшей Российской империи. Самолет прошел над Минском, Киевом, Крымом, Чечней, Новосибирском и Камчаткой. Впервые крестный ход вдоль границ России был совершен не по земле или воде, а по воздуху. Но его воплощению предшествовала удивительная история. В 1997 году Сергей Александрович Матвеев получил от старца Николая Гурьянова благословение совершить на самолете крестный ход по границам России. Это важное для православного мира событие подготавливалось целых два года. Маршрут полета тщательно согласовывался с Министерством обороны, компанией «Аэрофлот» и другими организациями. Самое трудное, с чем столкнулся организатор крестного хода — это поиск средств, необходимых для полета. Отчаявшись, Сергей Александрович уже собирался снова ехать к отцу Николаю на остров Залит, чтобы он снял с него невыполнимое благословение. Но ситуация сложилась промыслительно. 19 мая 1997 года, в день рождения Государя Императора Николая II, Сергей Александрович попал на крестный ход и был свидетелем мироточения нашей иконы Государя. Впечатлившись душою, он внес мироточивый образ в списки святынь — участников облета.

Лишь после этого неожиданно появились необходимые средства на осуществление идеи. Через два дня нужную сумму пожертвовал один русский предприниматель.

На протяжении всего воздушного путешествия над границами постоянно происходили чудеса. Крестный ход в небе хоть и был благословлен Святейшим Патриархом и старцем Николаем Гурьяновым, но совершался без широкой огласки. И о полете мало кто знал. Любой аэропорт — закрытое учреждение, посторонних туда не пускают. И первыми, кто видел чудотворный образ Царя Николая, были работницы аэропорта. Не зная ничего о нем, они заходили — и тут же начиналось благоухание и мироточение. Когда они уходили, всё прекращалось. Так происходило каждый раз. Самолет пролетел Саратов, Волгоград, Омск, Новосибирск.

Когда мы остановились в Анадыре, к образу шел непрерывный поток людей с 9 часов вечера и до 2 часов ночи. До сих пор остается загадкой: как они узнали о появлении икон в их городе.

В небесном пути святынь по границам России совершилось немало чудес. Одно из них даже было заснято и показано по телевидению. Во время облета часть икон выставлялась в иллюминаторы. И только над образом Государя образовалась ледяная корона. Все остальные стекла были прозрачными. Икона Российского Государя была поставлена в полусферическом иллюминаторе, это было наиболее удобное для нее место. В какой-то момент иллюминатор замерз, и на стекле образовался причудливый рисунок из кристалликов льда, напоминающий звезду с симметричными углами, расходящимися от образа в разные стороны. Украшение, словно необыкновенная корона, состояло из 12 лучей, по три с каждой стороны. Впоследствии пилот говорил, что за пять лет своей летной карьеры ничего подобного не видел.

Олег Иванович, кем для Вас является Государь мученик Николай?

Я убежден, что сейчас Государь является одним из самых великих ходатаев перед Господом за Землю Русскую. Будучи хранителем его чудотворного образа, я много прочитал книг о жизни Царской Семьи. И чем больше читал, тем больше удивлялся неподдельной деликатности, благородству и духовности Николая II.

Есть одно историческое воспоминание. Всю почту Государь читал сам. И вот одна бедная вдова, потерявшая супруга и кормильца на войне, написала ему письмо, в котором поведала, что остались дети, а пенсия совсем маленькая. Тогда Государь спросил министра финансов: «Можем ли мы поднять несчастной женщине пенсию?» Тот ответил, что нет. Тогда Государь сказал: «Возьмите от меня». К слову, всего лишь несколько рублей осталось у него после смерти на счете в банке Лондона…

У Царя Николая была широкая душа. И после своей мученической кончины, просияв в лике святых, он продолжает помогать людям, с верою и молитвой обращающимся к нему.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *