Чья духовная грамота вам представлена

Олимпиадные задания по истории школьный этап 8 класс

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 2019–2020 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

  • класс

Уважаемый участник!

При выполнении работы внимательно читайте текст заданий. Содержание ответа вписывайте в отведённые поля, записи ведите чётко и

разборчиво.

За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки.

Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы.

Максимальное количество баллов – 90.

Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.

Время на выполнение работы – 120 минут. Желаем успеха!

В заданиях 1–3 дайте один верный ответ. Ответ внесите в таблицу.

1. Имя какого монарха пропущено в историческом источнике?

«В лета 7116 году, при державе великаго государя царя и великаго князя всея России, и при святейшем патриархе Гермогене Московском и

всея России, и при государеве присном приятеле, болярине его, князе Михаиле Васильевиче Шуйском, за умножение грех ради наших, попущением Божьим по всей Рустей земли протекаше огонь и меч. Поляки, и Литва и Черкасы многие грады поймали, и веси попленили, и всюду еретицы Латинския веры нудящи православных христиан свет Евангельский оставити и тем еретичества соединитися…»

  1. Иван IV Грозный

  1. Борис Годунов

  2. Василий Шуйский

  1. Алексей Михайлович

2. Чья духовная грамота Вам представлена?

«А приказываю отчину свою Москву детем своим, князю Василью, князю Юрью, князю Андрею, князю Петру. <…>А се даю сыну своему, князю Василью, Коломну со всеми волостми, и с тамгою, и с мыты, и с бортью, и

  • селы, и сo всеми пошлинами. <…>А се даю сыну своему, князю Юрью, Звенигород со всеми волостми, и с тамгою, и с мыты, и с бортью, и с селы, и сo всеми пошлинами…»

  1. Иван Калита

  1. Дмитрий Донской

  1. Василий I

  2. Иван III

3. Какой из представленных соборов был построен до Батыева нашествия?

  1. Успенский собор во Владимире-на-Клязьме

  2. Архангельский собор Московского Кремля

  1. Храм Христа Спасителя

  2. Храм Иоанна Воина на Якиманке

Ответы:

1

Максимум за задания – 6 баллов.

В заданиях 4–6 выберите верные ответы. Ответы внесите в таблицу.

4. Кто из указанных лиц был правителем Священной Римской империи?

  1. Генрих I Птицелов

  1. Оттон I Великий

  2. Генрих Наваррский

  1. Матвей I Корвин

  2. Фридрих I Барбаросса

  1. Карл IV Люксембургский

5. Кто из указанных исторических деятелей имеет отношение к Первому крестовому походу?

  1. Готфрид Бульонский

  1. Юстиниан

  2. Урбан II

  1. Раймунд IV Тулузский

  2. Карл II Лысый

  1. Карл Мартелл

6. Укажите понятия, связанные с историей Англии XVII века.

  1. «долгий парламент»

  1. Алая и Белая роза

  2. «звёздная палата»

  1. нормандское завоевание

  2. левеллеры

  1. «славная революция»

Ответы:

4

Максимум за задания – 9 баллов.

  1. Перед Вами перечень событий, произошедших в правление трёх российских

правителей. Назовите этих правителей, занесите данную информацию

  • таблицу. Под именами правителей поставьте номера событий, произошедших

  • их правление.

    1. строительство первой засечной черты

  1. подавление Тверского восстания

  2. чеканка первой золотой монеты

  1. основание Киево-Печерского монастыря

  1. строительство дубового Кремля в Москве

  2. строительство храма святой Софии в Киеве

Ответ:

Правитель

Событие

Максимум за задание – 9 баллов.

8. Что с исторической точки зрения объединяет перечисленные в ряду элементы? Дайте максимально точный ответ.

8.1. 1687, 1755, 1757, 1764.

8.2. М.И. Воронцов, К.Г. Разумовский, А.П. Бестужев-Рюмин, И.И. Шувалов.

Ответ: 8.1.

Максимум за задание – 6 баллов.

  1. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы с исторической точки зрения) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

  1. 1582, 1618, 1634, 1667, 1681.

  1. А.Ф. Адашев, А.М. Курбский, А.Л. Ордин-Нащокин, И.М. Висковатый.

Ответ: 9.1.

Максимум за задание – 8 баллов.

  1. Расположите события в хронологическом порядке.

    1. битва при Азенкуре

    2. осада Пскова Стефаном Баторием

    1. битва при Доростоле

    2. битва при Креси

    1. битва при Ларге

    2. битва на реке Альте

Ответ:

Максимум за задание – 4 балла.

  1. Установите соответствие между крепостями и правителями, при которых они появились: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

КРЕПОСТИ

ПРАВИТЕЛИ

А) Белый город

1)

Юрий Долгорукий

Б) Китай-город

2)

Пётр I

В) Петропавловская крепость

3)

Иван IV

Г) Свияжск

4)

Иван III

Д) Земляные валы Переяславля-Залесского

5)

Фёдор Иоаннович

6)

Елена Глинская

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Максимум за

задание – 5 баллов.

  1. Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты, обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Необходимые вставки впишите под соответствующими номерами в помещённую ниже таблицу.

«В (1) году произошло крупное антиордынское восстание в (2 – название города). Местные жители были возмущены наглым поведением ордынского

(3 – название должности, собиратель налогов) Чол-хана и убили весь его отряд. Восставшие в (2) достаточно быстро уничтожили монголо-татарских представителей, а местный князь – (4 – имя и отчество) фактически отстранился как от участия, так и подавления восстания. Однако уже совсем скоро о событиях в этом городе узнал хан Золотой орды (5 – имя). Такое неповиновение не могло остаться незамеченным, и он собрал войско для карательного похода на этот город. Войско возглавил ордынский темник (6 – имя), однако значительную роль сыграл и московский князь (7 – имя и прозвище). Его мотивом было спасение Москвы от неминуемого попутного разграбления. Он соперничал с князьями города, где произошло восстание, за великое княжение (8 – название).»

Ответ:

Номер Вставка

Максимум за задание – 8 баллов.

  1. Внимательно рассмотрите схему и выполните представленные задания.

  1. Представленная на карте война получила название _________________.

2. Город, обозначенный цифрой ___, являлся столицей Российского государства к началу войны, события которой обозначены на схеме.

  1. Территория, обозначенная цифрой ___, была присоединена к Российскому государству спустя век, после отображённых на карте событий.

  1. Генеральное сухопутное сражение этой войны произошло в месте, обозначенном цифрой __.

  1. Племянница русского правителя, участвовавшего в этой войне, правила в одном из прибалтийских государств, столица которого обозначена цифрой ___.

Ответ:

Номер Вставка

Максимум за задание – 10 баллов.

  1. Соотнесите изображение исторического деятеля с его описанием,

сделанным А.С. Пушкиным. Впишите имена этих деятелей в таблицу.

  • соответствующих столбцах укажите порядковый номер фрагмента описания исторического деятеля и цифровое обозначение народного восстания, которое произошло в его правление.

А

Б

В

Г

Стихотворные фрагменты

  1. Какая честь для нас, для всей Руси! Вчерашний раб, татарин, зять Малюты, Зять палача и сам в душе палач, Возьмёт венец и бармы Мономаха..

  1. Мне жаль великия жены,

Жены, которая любила

Все роды славы: дым войны

  • дым парнасского кадила. Мы Прагой ей одолжены,

  • просвещеньем, и Тавридой,

  • посрамлением Луны…

  1. Известно то, что он слугою был

  • Вишневецкого, что на одре болезни Открылся он духовному отцу, Что гордый пан, его проведав тайну, Ходил за ним, поднял его с одра И с ним потом уехал к Сигизмунду.

  1. Но правдой он привлёк сердца, Но нравы укротил наукой, И был от буйного стрельца Пред ним отличен Долгорукий. Самодержавною рукой Он смело сеял просвещенье, Не презирал страны родной:

Он знал её предназначенье.

Восстания

I. Народный мятеж в Москве под руководством В. Шуйского и М. Татищева II. Восстание Хлопка Косолапа

  1. Астраханское восстание IV. Чумной бунт

Ответ:

Порядковый

Имя

Цифровое

обозначение

номер цитаты

обозначение

портрета

восстания

А

Б

В

Г

Максимум за задание – 12 баллов.

  1. Перед Вами фрагмент из летописи. Прочитайте его и ответьте на вопросы.

«Создал же он себе городок каменный, под названием Боголюбове, столь же далеко Боголюбове от Владимира, как и Вышгород от Киева. Благоверный и христолюбивый князь Андрей с юных лет Христа возлюбил и пречистую его Мать; знанье же отринув и рассужденья и, как хоромы чудесные , душу украсив всеми благими желаньями, уподобился царю Соломону, когда, храм Господу Богу и церковь преславную Рождества святой Богородицы посреди Боголюбова

  • камне создав, разукрасил ее больше всех церквей: подобна она той Святая Святых, которую царь Соломон премудрый создал <…> Князь Андрей и город

Владимир неприступным сделал, к нему он ворота золотые соорудил,

  • другие – серебром отделал, и создал соборную каменную церковь в честь святой Богородицы, весьма прекрасную, и разными украшеньями осыпал ее из золота и серебра, и пять куполов ее вызолотил, <…> но, кроме того, и другие он многие церкви поставил различные в камне, и монастыри он создал, почему на весь церковный синклит и на церковников всех и обратил Бог свой взор; и не отягчил своей памяти пьянством, и кормильцем был для монахов и монахинь, и нищих, и всякого звания людям он был как любимый отец, – но больше всего он милостив был подаяньем, слыша голос Господень: «Все, что творите вы малым сим, то мне вы творите». А также Давид говорит: «Блажен помогающий нищим, дающий всегда – от Господа он не отступится», – сила и разум в нем жили, и верная правда ходила с ним рядом <…> и такое достоинство имел: велел каждый день возить по городу еду и питье различное больным и нищим на пользу, и, видя всякого нищего, к нему приходящего с просьбой, подавал им по прошению их, говоря, будто «это Христос, пришедший испытать меня». И держал то слово в сердце всегда, потому и достойно от Бога смертный венец восприял ты, княже…»

15.1. О каком князе идёт речь? Укажите годы его правления.

Ответ:

15.2. При каких обстоятельствах князь, о котором идёт речь в тексте, принял «смертный венец» и в каком году это произошло?

Ответ:

15.3. Какие добродетели князя упоминает летописец? Укажите три добродетели.

Ответ:

15.4. Какие архитектурные памятники упоминаются в тексте? Укажите три архитектурных памятника.

Ответ:

Максимум за задание – 13 баллов.

Максимум за работу – 90 баллов.

«Во имя Отца и Сына и Святаго духа, се яз, грешный худый раб Божий Дмитрий Иванович, пишу грамоту душевную целым своим умом. Даю ряд сыном своим и свoей княгини.

Приказываю дети свои своей княгине. А вы, дети мои, живите заодин, а матери своее слушайте во всем.

А приказываю отчину свою Москву детем своим, князю Василью, князю Юрью, князю Андрею, князю Петру. А брат мой, князь Володимер, ведает свою треть, чем его благословил отец его, князь Андрей.

А се благословляю сына своего, князя Василья, своею отчиною, великим княженьем…

А сына своего благословляю, князя Юрья, своего деда куплею, Галичем, со всеми волостми, и с селы, и со всеми пошлинами, и с теми селы, которые тягли к Костроме…

А сына своего, князя Андрея, благословляю куплею же деда своего, Белымозером, со всеми волостми…

А сына своего, князя Петра, благословляю куплею же своего деда, Углечим полем, и что к нему потягло…

А се даю своей княгине из великого княженья у сына у своего… А что есм дал своей княгине из удела сына своего, княжа Васильева и изо княжа из Юрьева, изо княжа из Андреева, изо княжа из Петрова, волости и села, а что Бог розмыслит о моей княгине, и те волости и села во чьем удел, то тому и есть… А по грехом, которого сына моего Бог отъимет, и княгини моя поделит того уделом сынов моих. Которому что даст, тo тому и есть, а дети мои из ее воли не вымутся… А даст ми Бог сына, и княгини моя поделит его, возмя по части у болшие его братьи…

А у которого сына моего убудет отчины, чем есм его благословил, и княгини моя поделит сынов моих из их уделов. А вы, дети мои, матери слушайте.

А по грехом, отъимет Бог сына моего, князя Василья, а хто будет под тем сын мой, ино тому сыну моему княж Васильев удел, а того уделом поделит их моя княгини.

А вы, дети мои, слушайте своее матери, что кому даст, то тому и есть.

А переменит Бог Орду, дети мои не имут давати выхода в Орду, и который сын мой возмет дань на своем уделе, то тому и есть.

А что есм подавал своей княгине волости и села из уделов детий своих, и свой примысл, и слободы, и села, и Холхол, и Заячков, а с тех волостий, и с слобод, и с сел что возмет княгини моя, то ей и есть. А дети мои в то не вступаются.

А хто сю грамоту мою порушит, судит ему Бог, а не будет на нем милости Божий, ни моего благословенья ни в сии век, ни в будущий.

А писал есм сю грамоту перед своими отци: перед игуменом перед Сергием, перед игуменом перед Савастьяном.

А тутo были бояре наши: Дмитрий Михайлович, Тимофей Васильевич, Иван Родивонович, Семен Васильевич, Иван Федорович, Олександр Андреевич, Федор Андреевич, Федор Андреевич, Иван Федорович, Иван Андреевич».

С2. Какие события имел в виду историк, говоря о посылке больших ратей «грабить то Киев, то Новгород»? Назовите не менее двух положений.

БАНЯ история: день 1-й практика !!!! Сложно с ответами! Древняя Русь! Работа с текстом: Из договора князя Игоря с греками 945 г. «В год 6453 прислали Роман, и Константин, и Стефан послов к Игорю восстановить прежний мир… И привели русских послов, и велели им говорить и записывать речи тех и других на хартию: Если кто из русских замыслит разрушить эту дружбу, то крещенные из них да примут за то месть от Бога Вседержителя, и осуждение на погибель вечную, а некрещеные да не примут помощи от Бога и от Перуна, да не защитятся они щитами своими и иным своим оружием, и да будут они рабами навеки в будущей жизни. А великий князь русский и бояре его пусть посылают в Греческую землю к великим царям Греческим корабли, сколько хотят, с послами и с купцами, как это установлено для них… Если убежит раб от Руси, то раба следует поймать, поскольку Русь пришла в страну нашего царства, если раб бежал от святого Мамы; если же убежавшего не обнаружат, то пусть наши христиане дадут присягу Руси по своей вере, а не христиане по своему закону, и пусть тогда Русь берет на нас (греках) цену рабу, как установлено прежде, по 2 шелковых за раба…»

С1. Назовите хронологические рамки периода княжения Игоря. Какова была цель договора 945 г.? Каков был характер условий договора для Руси?

С2. Какое наказание предполагалось в документе за нарушение его условий? Назовите не менее двух положений. Сделайте вывод о верованиях населения Руси в середине X в.

С3. Какие можно сделать выводы по тексту договора об экономическом развитии Руси с использованием знания курса отечественной истории? Укажите не менее двух выводов.

Ответ: С1. Может быть указано, что 1) период правление Игоря — 912-945 гг.; 2) договор явился возобновлением мира 911 г. между Русью и Византией; 3) в договоре шла речь о льготных условиях торговли русских купцов в Византии.

С2. Может быть указано, что 1) наказание для христиан — месть от Бога Вседержителя и осуждение на вечную гибель; 2) кара для язычников — лишение покровительства бога Перуна; 3) вывод — среди населения Древнерусского государства были язычники и христиане.

СЗ. Ответ: С3. Могут быть указаны следующие выводы: в тексте есть ряд указаний на экономическое развитие Руси: 1) торговые связи и отношения с Византией; 2) упоминание о рабах в тексте не должно служить доказательством суще- ствования рабовладельческого строя на Руси, т.к. рабство у славян носило домашний характер, было патриархальным.

Из сочинения историка В.О. Ключевского.

«От всей фигуры Андрея веет чем-то новым; но едва ли эта новизна была добрая. Князь Андрей был суровый и своенравный хозяин, который во всём поступал по-своему, а не по старине и обычаю. Современники заметили в нём эту двойственность, смесь силы со слабостью, власти с капризом. «Такой умник во всех делах, — говорит о нём летописец, — такой доблестный, князь Андрей погубил свой смысл невоздержанием», т.е. недостатком самообладания. Проявив в молодости на юге столько боевой доблести и политической рассудительности, он потом … наделал немало дурных дел: собирал и посылал большие рати грабить то Киев, то Новгород, раскидывал паутину властолюбивых козней по всей Русской земле из своего тёмного угла на Клязьме… Прогнав из Ростовской земли больших отцовых бояр, он окружил себя такой дворней, которая в благодарность за его барские милости отвратительно его убила и разграбила его дворец. Он был очень набожен и нищелюбив, настроил много церквей в своей области, перед заутреней сам зажигал свечи в храме, как заботливый церковный староста, велел развозить по улицам пишу и питье для больных и нищих, отечески нежно любил свой город Владимир, хотел сделать из него другой Киев, даже с особым, вторым русским митрополитом, построил в нём известные Золотые Ворота и хотел неожиданно открыть их к городскому празднику успения Божьей матери, сказав боярам: «Вот сойдутся люди на праздник и увидят ворота»… В лице князя Андрея великоросс впервые выступал на историческую сцену, и это выступление нельзя признать удачным».

С1. О каком князе Андрее идёт речь в документе? Укажите хронологические рамки его великого княжения.

С2. Какие события имел в виду историк, говоря о посылке больших ратей «грабить то Киев, то Новгород»? Назовите не менее двух положений.

С3. Как характеризуется князь в документе? Почему, по мнению В.О. Ключевского, первое выступление великоросса на историческую сцену нельзя признать удачным? Приведите не менее двух положений. С1.

Ответ: Может быть указано, что 1) Андрей Юрьевич Боголюбский (великий князь Владимирский); 2) хронологические рамки княжения — 1157—1174 гг.

С2. Ответ: Могут быть указаны следующие положения: 1) в 1169 г. Андрей Боголюбский направил войско на Киев, захватил его и подверг опустошению; 2) в 1170 г., воспользовавшись неурожаем, князь перекрыл поступление в Новгород продовольствия из своих владений, поэтому новгородцы были вынуждены пригласить на свой княжеский стол ставленника Боголюбского.

С3. Ответ: Могут быть приведены следующие положения: 1) князь характеризуется как неоднозначная политическая фигура (были положительные и отрицательные черты); 2) Андрей Боголюбский не смог установить единовластие (ликвидировать удельную систему) во Владимирско-Суздальском княжестве, т.к. удельные князья ещё были сильны.

Из работы Н.М. Карамзина.

«К несчастью, она в сей бодрой юности и не предохранила себя от государственной общей язвы тогдашнего времени, которую народы германские сообщили Европе: говорю о системе удельной. Счастие и характер Владимира, счастие и характер Ярослава могли только отсрочить падение державы, основанной единовластием на завоеваниях. Россия разделилась. Вместе с причиною её могущества, столь необходимого для благоденствия, исчезло и могущество, и благоденствие народа. Открылось жалкое междоусобие малодушных князей, которые, забыв славу, пользу отечества, резали друг друга и губили народ, чтобы прибавить какой-нибудь ничтожный городок к своему уделу. Греция, Венгрия, Польша отдохнули: зрелище нашего внутреннего бедствия служило им поручительством в их безопасности. Дотоле боялись россиян, — начали презирать их. Тщетно некоторые князья великодушные — Мономах, Василько — говорили именем отечества на торжественных съездах, тщетно другие — Боголюбский, Всеволод III — старались присвоить себе единовластие: покушения были слабы, недружны, и Россия в течение двух веков терзала собственные недра, пила слезы и кровь собственную

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *