Даниил Александрович 1276 1303

Даниил Александрович Московский

Князь Даниил Московский родился в 1261 году. Его отец – великий князь Александр Ярославич Невский, мать – княгиня Александра Брячиславна, дочь Брячислава Васильковича, князя Полоцкого. Даниил был четвертым и самым младшим сыном великого князя. Александр Невский умер в 1263 году, и вскоре умерла мать Даниила. Он остается сиротой и долгое время зависит от старших братьев, которые, завладев великокняжеской властью, не спешили поделиться с ним отцовским наследством.

Князь Даниил рос кротким и незлобивым мальчиком, помогал нищим и страждущим. Как и отец, Александр Невский, любил Божий храм, молитву и церковное пение. В детстве, как и положено будущему правителю, обучался светским наукам, воинскому искусству и управлению государством.

Только в 1272 году братья выделили ему для княжения самое бедное и незначительное (по тем временам) Московское княжество. Выделенным княжеством князь остался доволен и претензий не высказал.

Город очень понравился юному князю. В нем было все и для охоты, и для торговли, и для сельскохозяйственной деятельности. Не было только хозяина. Все последние годы князья в Москве не жили, а управлялся город наместниками. Всюду вскрывались недоимки, приписки, казнокрадство и воровство.

Начал князь со строительства в городе монастыря. Князь сам объезжал окрестные села, принимал отчеты старост. В городе началось расширение кремля. Возведением стен и укреплений Даниил руководил лично.

Благодаря князю мы имеем Красную площадь, которая при нем стала главными торговыми рядами.

Новый московский князь Даниил своей политикой много сделал для того, чтобы из маленького и незавидного удела появилась первопрестольная столица Москва, и сам он стал первым великим князем Московским.

Времена Даниила Московского были особенно тяжелыми для Руси. Мало того что Русь не могла оправиться от монголо-татарского нашествия, так и свои князья раздирали страну в междоусобной вражде. И здесь большое влияние оказала политика князя Даниила Московского, который неустанно стремился к единению и миру на русской земле. Именно ему удавалось предотвращать надвигающиеся кровопролития.

Особенно кровавым уроком стало предательство старшего брата, Андрея: тот привел на Русь татарскую орду во главе с Туданом (Дюденем), который опустошил и разграбил множество русских городов, в том числе Муром, Суздаль, Тверь, Можайск, Коломну. Стараясь предотвратить кровопролитие, Даниил пустил татар в Москву, так как сил для отпора не было. После ухода захватчиков, оставивших после себя пепелище, князь раздал все свое имущество пострадавшим горожанам.

Важным моментом в биографии Даниила Московского и в целом переломным для судьбы страны стал съезд всех русских князей в городе Дмитрове в 1301 году. Именно здесь Даниил Московский убедил всех помириться и прекратить внутреннюю вражду.

В 1302 году умер племянник Даниила Московского Иван Дмитриевич, князь Переяславля-Залесского. Иван Дмитриевич был бездетным и очень любил и уважал своего дядю, которому и завещал все свое княжество в собственность.

Это присоединение, по сути, выдвинуло Московское княжество в число самых крупных. Еще одним результатом этого присоединения стало начало объединения русских земель в единую мощную державу.

Тем не менее в 1301 году рязанский князь Константин Романович при содействии татар напал на Московское княжество. Даниил Александрович разбил неприятеля, взял рязанского князя в плен и уничтожил большое количество татар. Это была первая победа над татарами, пусть небольшая, но очень значимая.

Великий князь не воспользовался победой, чтобы захватить чужие земли, и побежденному рязанскому князю в Москве оказал соответствующие почести. Победа над рязанским князем продемонстрировала русским людям милосердие и бескорыстие Даниила Московского.

В 1303 году великий князь тяжело заболел. Накануне смерти он принял монашество. Даниила Александровича похоронили в Даниловом монастыре. Его мощи были обретены в 1652 году и перенесены повелением царя Алексея Михайловича в храм Семи Вселенских Соборов в основанной им обители.

После смерти Даниила Александровича титул великокняжеской власти наследует его сын Иоанн Данилович, и после него данное достоинство переходит от одного к другому, от отца к сыну, по прямой линии, до смерти Федора Иоанновича в 1598 году.

Сообщение о правление Данила Александровича (1276-1303)

вое поместье, но, не успев получить за него деньги, ушел на войну и попал в плен. Может ли получить деньги, следующие ему по этому договору, его сын, живший вместе с отцом? Его жена? 2. Став императором, Марк Траян предоставил нескольким городам своей родной Испании латинское гражданство. Сможет ли кто-либо из жителей этих городов претендовать на титул римского императора, подобно Траяну? Могли ли они купить в Риме дом? Землю? 3. Император Клавдий предоставил права римского гражданства галльскому племени эдуев. Смогут ли после этого вожди эдуев стать римскими сенаторами? 4. Завоевав Египет, император Октавиан Август учредил для управления им должность префекта. Какой гражданский статус получили египтяне, судя по этому акту императора? 5. Бывший раб, отпущенный на свободу коллегией испанского города, занялся поставками ей зерна из Африки и разбогател. Один из членов коллегии попросил у него взаймы денег и не отдал вовремя. Вольноотпущенник-кредитор подал на своего должника иск. Но претор провинции отказался принять его на том основании, что он не имеет права бесчестить своего патрона. Правильно ли поступил претор? 6. Некий гражданин был осужден в воровстве, судом претора провинции. Не согласившись с решением судьи, он в установленный срок подал апелляцию. Пока его прошение рассматривалось, он подал заявку на участие в выборах декурионов. Но организаторы выборов отказали ему на том основании, что он запятнал себя бесчестием как вор. Правильно ли они поступили? Есть ли у него возможность стать декурионом? 7. Некий гражданин во время выборов городских магистратов рассказал о том, что один из его соперников – кандидатов на должность разрушил алтарь бога-покровителя дорог Меркурия, который стоял у границы его земельного владения. Однако обвиненный сумел оправдаться перед претором, доказав с помощью свидетелей, что алтарь просто зарос травой и кустарником и его плохо видно с дороги. Затем, торжествуя, он потребовал от членов городского совета, чтобы они запретили баллотироваться его сопернику на том основании, что он запятнал себя бесчестием, как клеветник. Как поступили члены совета? На чем будет основано их решение? 8. Подав иск о взыскании долга, римский гражданин назначил для ведения своего дела прокуратором своего вольноотпущенника. Не успел претор выяснить суть дела и составить формулу как гражданин скоропостижно умер. Вольноотпущенник отказался принимать участие в процессе. Правильно ли он поступил? 9. Богатый вольноотпущенник, чтобы поддержать материально своего патрона, поручил ему взыскать сумму долга с одного из своих клиентов с расчетом поделить деньги пополам с патроном. Такое судебное представительство оформлялось у римлян договором поручения. Патрон, взыскав долг, решил присвоить себе деньги полностью. Что ответит претор? 10. Некий раб торговал хлебом и быстро разбогател. В благодарность за успешную торговлю он решил построить в Неаполе храм. Однако все его деньги были вложены в дело, и он попросил заем у нескольких богатых граждан города. Те дали деньги, рассчитывая вернуть их с прибылью, как только прибудут корабли с хлебом. Однако раб не стал строить храм, а часть денег дал своему господину за то, чтобы тот отпустил его на свободу. Став римским гражданином, он продолжил свои операции, а деньги отдавать и не подумал. Какого решение претора по этому делу? 11. Два молодых римлянина договорились заняться спекуляциями на хлебном рынке, объединив для этого свое имущество. Скоро они разбогатели, и настало время делить доходы. Однако если один из них был сиротой, то другой имел отца, который втайне присматривал за операциями сына и в решающий момент наложил руку на его доходы, поступившие ему в собственность. Товарищ его сына подал против него иск. Какое решение примет претор? 12. Некий гражданин увидел, что городская стража поймала беглого раба, и за отсутствием хозяина магистрат приговорил его в гладиаторскую школу. Гражданин узнал в нем раба своего друга, внес за него залог и повез с собой. По пути раб задрался с путниками и был убит. Привезя его тело в гладиаторскую школу, гражданин попросил вернуть деньги, потраченные на залог. Получит ли он удовлетворение иску? 13. Римский юрист говорил, что в отличие от свободных положение всех рабов одинаково. Но в то же время он указывал, что одни становятся рабами по цивильному праву, а другие – по праву народов. Что имел в виду юрист?

Даниил Александрович

Даниил Александрович


Миниатюра из Царского титулярника

Князь Московский

1263 — 5 марта 1303 года

Предшественник

образование княжества

Преемник

Юрий Данилович

Рождение

1261

  • Владимир, Россия

Смерть

5 марта 1303
Москва

Род

Рюриковичи

Отец

Александр Ярославич Невский

Мать

Александра Брячиславна Полоцкая

Супруга

Агриппина Львовна

Дети

Юрий, Михаил, Александр, Борис, Иван, Симеон, Василий, Афанасий, Даниил, Анна

Вероисповедание

православие

Медиафайлы на Викискладе

У этого термина существуют и другие значения, см. Даниил Московский.

Дании́л Алекса́ндрович (ноябрь/декабрь 1261 — 5 марта 1303, Москва) — младший сын Александра Невского, первый удельный князь Московский (с 1263, фактически с 1277); родоначальник московской линии Рюриковичей: московских князей и царей.

Биография

Дата рождения

Лаврентьевская летопись упоминает год рождения Даниила, «родися Олександру сынъ, и нареша имя ему Данилъ», под годом 6769 (1261). Даниил был назван так в честь святого Даниила Столпника, память которого отмечается 11 декабря (то есть, он, возможно, родился в ноябре-декабре). Этот святой всю жизнь оставался покровителем князя — он изображал его на печатях и возвел в его честь монастырь.

Двух лет от роду Даниил Александрович лишился отца.

Юные годы

В период правления князя Даниила Русь находилась под монголо-татарским игом, её ослабляли княжеские усобицы.

Тверская грамота 1408 года рассказывает о воспитании маленького Даниила тверским князем Ярославом Ярославичем, братом Александра Невского, и об управлении в течение семи лет предназначенной Даниилу Москвой тиунами великого князя Ярослава, пока тот занимал великокняжеский стол во Владимире: с 1264 года до своей смерти в 1272 году.

После смерти дяди Ярослава Ярославича в 1272 году юному Даниилу досталось в удел Московское княжество, малое и скудное по сравнению с другими вотчинами, где княжили его старшие братья — Дмитрий и Андрей. Исследователь истории Кремля Александр Воронов упоминает предание, что в первый год своего княжения он устроил Спасопреображенскую церковь в Московском Кремле.

Правление

Даниил участвовал в борьбе своих братьев князей Дмитрия Переяславского и Андрея Городецкого за Владимирское великое княжение и за право княжить в Новгороде. Неизбежно вовлекаемый в междоусобия князей, князь Даниил Александрович показал себя миролюбцем. В 1282 году вместе с тверским князем Святославом Ярославичем он соединил московские войска с войсками брата своего Андрея, боровшегося за великое княжение Владимирское против другого брата, Димитрия; но при первой встрече у града Дмитрова соперники заключили мир, и обошлось без кровопролития.

Вернувшись в Москву, князь Даниил устроил монастырь в честь своего небесного покровителя — прп. Даниила Столпника — в Замоскворечье, на правом берегу реки Москвы, на южной Серпуховской дороге. Монастырь получил его имя — Даниловский, позднее официально назывался Свято-Данилов Спасский.

С 1283 года князь действовал на стороне своего брата князя Дмитрия, ставшего великим князем владимирским.

В 1293 году князь Андрей Городецкий стал зачинщиком нового похода полководцев Золотой орды на Северо-Восточную Русь.

Поход, который называют «Дюденева рать», возглавил военачальник Тудан (в русских летописях он именуется Дюдень) и в том же году Данилов монастырь был разорён вместе с Москвой.

После смерти князя Дмитрия (1294) Даниил Александрович возглавил московско-переяславско-тверской союз против князя Андрея.

После того, как Андрей стал великим князем Владимирским, в 1296 году открылись ссоры между русскими князьями; но и Андрей признал тогда правоту князя Даниила, а епископы Владимирский Симеон и Сарский Измаил убедили на съезде князей во Владимире прекратить ссору миром. Когда же вслед за тем Андрей хотел с войском своим завладеть Переяславлем-Залесским, Даниил вместе с тверским князем Михаилом встретил Андрея с сильною ратью, — и вновь после переговоров заключён был мир.

О возросшем политическом влиянии Москвы свидетельствовало участие князя Даниила Александровича в борьбе за Великий Новгород, куда он был приглашён княжить в 1296 году. В том же году князь Даниил основал ещё один монастырь в Москве — Богоявленский, а в 1300 году на Крутицах по его повелению был построен архиерейский дом и храм во имя святых апостолов Петра и Павла.

Предание гласит, что при нём в 1300 году в Даниловом монастыре была учреждена первая в Московском княжестве архимандрития.

В 1301 году участвовал в Дмитровском съезде русских князей. В том же году Даниил Александрович успешно воевал с Рязанским княжеством, захватив Коломну.

После смерти князя Ивана Дмитриевича Переяславского в 1302 году присоединил к Московскому княжеству Переславль.

Легенды гласят, что перед смертью князь Даниил постригся в монахи (1303) и был похоронен в Даниловом монастыре. По сообщению Лаврентьевской летописи, Даниил умер во вторник, 5 марта 1303 года «на Москвѣ в своей отчинѣ, в черньцѣх и в скимѣ». Его мощи были обретены в 1652 году и перенесены, повелением царя Алексея Михайловича, в храм Седми Вселенских Соборов в основанной им обители.

Его сын, князь Иван I Данилович Калита, при поддержке св. митрополита Киевского и всея Руси Феогноста в 1330 году перевёл архимандрита и часть иноков этого монастыря на свой княжеский двор, создав Спасо-Преображенский монастырь на бору.

Результаты правления

Став основателем дома московских князей, Даниил получил от отца очень маленькую территорию, ограниченную бассейном реки Москвы, которая не имела выхода к Оке. В конце борьбы за владимирское княжение между своими старшими братьями Дмитрием и Андреем Даниил был союзником Дмитрия, и ордынская Дюденева рать разорила в том числе и Московское княжество (1293). После ликвидации сарайским ханом Тохтой «дунайского улуса» Ногая (1300) на московскую службу перешла часть знати из южнорусских земель, прежде находившихся в сфере влияния Ногая.

Под юрисдикцию Москвы перешёл весь бассейн реки Москва. В 1301 году Даниил разбил рязанского князя Константина Романовича, взял его в плен и захватил город Коломну. В 1302 году Даниилу удалось получить выморочный Переславль-Залесский, по завещанию своего бездетного племянника Ивана Дмитриевича (затем он перешёл к получившему ярлык на владимирское княжение Михаилу Тверскому).

В церковном отношении Даниил строил архиерейские дома, церкви и монастыри, достойные принимать митрополитов; перестраивал деревянные церкви в камне. Этот задел, продолженный его наследниками, приведёт к окончательному официальному перенесению церковной верховной власти в Москву в 1325 году.

Кроме строительства зданий, Даниил создавал коммуникации. Построенная при его правлении Большая ордынская дорога объединила различные направления, усилив роль Москвы как перекрёстка торговых путей.

Брак и дети

Имя жены Даниила упомянуто в опубликованном в 1996 году Ростовском соборном синодике, где она названа Агриппиной. По предположению А. А. Горского она была дочерью Льва Даниловича. П. В. Долгоруков называет её Евдокия Александровна. Дети:

  • Юрий Даниилович (ум. 1325) — московский князь с 1303 года, великий князь владимирский в 1319—1322 годах (как Юрий III), князь новгородский с 1322 года.
  • Михаил Даниилович — упомянут в Ростовском соборном синодике.
  • Александр Даниилович (ум. до 1320)
  • Борис Даниилович (ум. 1320) — князь Костромской с 1304 года.
  • Иван I Даниилович Калита (1288—1340/1341) — князь Московский с 1325 года, Великий князь Владимирский с 1328 года, князь Новгородский в 1328—1337 годах.
  • Симеон Даниилович (ум. после 1322)
  • Василий Даниилович — упомянут в Ростовском соборном синодике.
  • Афанасий Даниилович (ум. 1322) — князь новгородский в 1314—1315 и 1319—1322 годах.
  • Даниил Даниилович — упомянут в Ростовском соборном синодике.
  • Анна Данииловна (ум. до 1353) — известна по завещанию Симеона Гордого.

Место погребения

Смерть и погребение (миниатюра Лицевого летописного свода)

О месте его захоронения существуют две версии:

  • Одна восходит к сгоревшей в 1812 году в занятой французами Москве пергаментной Троицкой летописи. В своё время эту летопись видел Н. М. Карамзин, который сделал из неё выписку о смерти Даниила Александровича. Эта выписка завершалась словами: «положенъ бысть въ церкви св. Михаила на Москвѣ». Таким образом, местом погребения Даниила послужил, согласно Троицкой летописи, Архангельский собор в московском Кремле. Этой же версии придерживается Лицевой летописный свод.
  • Вторая версия изложена в Степенной книге. Там утверждается, что Даниил был захоронен на братском кладбище Данилова монастыря.

Мощи князя были обретены в 1652 году и перенесены, повелением царя Алексея Михайловича, в храм Седми Вселенских Соборов в основанном им Даниловском монастыре. С 1917 по 1930 год они находились в Троицком соборе; в 1930 перенесены в храм Воскресения Словущего за южной стеной монастыря. Судьба мощей князя Даниила после закрытия церкви Воскресения Словущего остаётся неизвестной.

Память и почитание

В 1652 году состоялось обретение мощей князя; по мнению Евгения Голубинского, в 1791 году он был канонизирован для местного почитания как святой благоверный князь Даниил Московский. Дни памяти: 4 (17) марта и 30 августа (12 сентября) — обре́тение мощей.

Определением патриарха Пимена и Священного синода от 28 декабря 1988 года учреждён Орден святого благоверного князя Даниила Московского трёх степеней.

В подмосковном Нахабине, которое считается историческим центром инженерных войск Вооружённых сил Российской Федерации, построен храм Даниила Московского, являющего небесным покровителем инженерных войск ВС России.

С 18 сентября 1996 года имя князя носит атомная подводная лодка Северного флота.

Гимнография

Тропарь, глас 3

Святой князь Даниил Московский. Икона рубежа XVII—XVIII веков

Явился еси стране нашей яко звезда пресветлая,благоверный княже Данииле, лучами света твоего озаряя град твой и обитель твою, людем православным поборник еси, пленным свободитель и нищим защититель, моли Христа Бога державе Российстей даровати мир и спасти души наша.

Тропарь, глас 4

Княжения твоего славу отложив, озаряемый Божественною благодатию, Богомудре княже Данииле, весь разум в сердце от суетнаго мира сего к Зиждителю неуклонно возложил еси и, яко звезда на востоце Российскаго государства просиял еси, целомудрием же и равноангельным твоим житием течение добре совершая, веру соблюл еси непорочну, тем и по смерти прослави тя Бог в чудесех, яко источаеши исцеления верно притекающим к честней раце твоей; сего ради днесь празднуем успение твое, людие твои. Ты же, яко имаши дерзновение ко Христу, моли спасти отечество твое и мирней быти державе нашей.

В культуре и искусстве

  • Даниилу Александровичу посвящён исторический роман «Младший сын» писателя Д. М. Балашова.
  • В 1997 году в ознаменование 850-летия основания Москвы на площади Серпуховской заставы установлен памятник князю Даниилу Московскому работы скульпторов А. Коровина и В. Мокроусова, архитектора Д. Соколова. Князь в левой руке держит храм, в правой — меч. Оружие Даниил держит не в боевой готовности, желая показать, что распри, войны и кровопролития — деяния, не угодные Богу. На постаменте памятника барельеф с надписью: «Святой Благоверный великий князь Даниил Московский 1261—1303».
  • Святой князь Даниил Московский. Скульпторы А. Коровин и В. Мокроусов. Москва, станция метро «Тульская»

  • Часовня св. Даниила Московского. Москва, станция метро «Тульская»

  • Святой князь Даниил Московский. Икона на фасаде часовни

  • Даниил Московский и Данилов монастырь на российских марках. 1997

Примечания

Московские князья (1276—1598)

Даниил Александрович

Юрий Даниилович

Иван I Калита

Симеон Гордый

Иван II Красный

Дмитрий Донской

Василий I

Василий II Тёмный

Иван III

Василий III, жена Елена Глинская

Иван IV Грозный

Фёдор I Иоаннович

Юрий Звенигородский

Василий Косой

Дмитрий Шемяка

  1. Княжество с центром в Москве ранее выделялось во владение его дяде Михаилу Ярославичу Хоробриту, но тот проправил всего два года (1246—1248), и после его смерти Москва вернулась в состав Владимирского великого княжества.
  2. 1 2 3 4 Кучкин В. А. Первый московский князь Даниил Александрович // Отечественная история. — 1995. — № 1. — С. 93—107.
  3. Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей в X—XVI вв. Династическая история сквозь призму антропонимики. — М.: Индрик, 2006. — 904 с. — 1000 экз. — ISBN 5-85759-339-5. С. 222
  4. 1 2 3 Воронов А. А. Спасо-Преображенский монастырь на бору // Монастыри Московского Кремля. — М.: Изд-во Правосл. Свято-Тихоновского гуманит. ун-та, 2009. — 160 с. — ISBN 978-5-7429-0350-5.
  5. 1 2 БРЭ, том «Россия», с.279
  6. Священник Николай Киселёв. Большая ордынская дорога // Московский журнал (1991)!Московский журнал. — 2007. — № 2.
  7. 1 2 3 4 5 Горский А. А. О династических связях первых московских князей // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2018. — № 4 (74). — С. 42.
  8. Долгоруков П. В. Российская родословная книга. — СПб.: Типография Карла Вингебера, 1854. — Т. 1. — С. 232.
  9. Лицевой летописный свод датирует смерть 1309 годом
  10. Канонизация святых в 1721—1894 гг.
  11. III.4.5 Орден святого благоверного князя Даниила Московского Архивная копия от 27 сентября 2007 на Wayback Machine
  12. Памятник Даниилу Московскому

Литература

  • Бестужев-Рюмин К. Н. Русская история. — Т. I, гл. VII.
  • Даниил Александрович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Иловайский Д. И. История России. — Т. І.
  • Карамзин Н. М. История государства Российского. — Т. IV.
  • Поселянин Е. Н.. Сказание о святых вождях Земли Русской. — М.: Паломник, 1997. — Репринт изд.
  • Соловьёв С. М. История России. — Т. III, гл. IV.
  • Чугреева Н. Н., Флоря Б. Н. Даниил Александрович // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. — Т. XIV. — С. 99—108. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-024-0.

Ссылки

  • 17 марта — память Святого благоверного князя Даниила Московского
  • Святой благоверный князь Даниил Московский
  • В. А. Кучкин. Первый московский князь Даниил Александрович
  • Доклад наместника Свято-Данилова монастыря архимандрита Алексия (Поликарпова) «Наследие святого князя Даниила в русской истории» на конференции «Святой благоверный князь Даниил и его обитель в истории Москвы и России» Церковный вестник № 17(270) сентябрь 2003 г.
  • Иконография
  • «Сего блаженного Даниила избра Бог»

Тематические сайты

Словари и энциклопедии

Генеалогия и некрополистика

WeRelate · Родовод

Нормативный контроль

GND: 128743875 · ISNI: 0000 0000 8147 7628 · LCCN: n80039418 · NKC: jx20051014003 · VIAF: 67816011 · WorldCat VIAF: 67816011

Даниил Александрович, князь Московский

Великий князь Даниил Александрович. Рюриковичи, Годуновы, Романовы (история России в гравюрах от Рюрика до Екатерины II)

Даниил Александрович (ноябрь/декабрь 1261(1261) — 5 марта 1303, Москва) — младший сын Александра Невского и супруги его, княгини Вассы , первый удельный князь Московский (с 1263, фактически с 1277); родоначальник московской линии Рюриковичей: московских князей и царей. Внук Ярослава II Всеволодовича.

С. Ефошкин. В школе

Присоединил Коломну в 1301 г. Получил по завещанию Переславль-Залесский, положив начало росту Московского княжества. Основал в 1282 г. Даниловский монастырь в Москве. Канонизирован Русской православной церковью. Тверская грамота 1408 года рассказывает о воспитании тверским князем Ярославом Ярославичем, братом Александра Невского, маленького Даниила и об управлении в течение семи лет предназначенной Даниилу Москвой тиунами великого князя Ярослава, пока он занимал великокняжеский стол во Владимире: с 1264 года до своей смерти в 1272 году. После смерти дяди Ярослава Ярославича в 1272 году юному Даниилу досталось в удел Московское княжество, малое и скудное по сравнению с другими вотчинами, где княжили его старшие братья — Дмитрий и Андрей.

Действительно, небольшая сельская усадьба на крутом берегу Москвы-реки в силу своей незначительности в первые сто лет существования ни разу не была стольным градом, столицей хотя бы небольшого княжеского удела. Только при правнуках Всеволода Большое Гнездо, по смерти Александра Невского, в Москве в 1263 году появился свой князь – малолетний сын Невского Даниил. Так было положено начало Московскому княжеству и династии московских князей.Легенды и предания о Данииле обычно отвергаются историками. Но в одном, несомненно, нельзя отказать первому московскому князю, отцу Ивана Калиты.

С. Ефошкин. Древняя Русь. Старец и послушник

Это был человек большого здравого смысла. Он правильно понял суть происходивших в Северо-Восточной Руси глубоких перемен. И когда ветер удачи наполнил паруса его ладьи, когда люди — главное богатство опустошенной страны! — стали переселяться в его владения, Даниил сделал все, чтобы не «спугнуть» переселенцев. Миролюбивый и непритязательный, сговорчивый и добродушный, он умел ладить и с татарами и с соседями-князьями. При этом Даниил был совсем не так прост, как могло казаться на первый взгляд. Он крепко знал свой личный интерес и при случае мог свалить противника внезапным, тщательно взвешенным ударом. Сородичи побаивались его и старались не задевать понапрасну. В итоге он обеспечил своей земле мир — и она наполнилась жизнью и движением.

Почти незаметный для летописца в толпе других князей, Даниил и не стремился к славе. Он работал на будущее. И Господь воздал ему за его мудрость и терпение. Первый московский князь получил такое множество подданных — крестьян, ремесленников, воинов, — которое позволило его сыновьям разом выступить в первый ряд тогдашних русских князей.(Н.Борисов) Отсутствие перспективы занять великокняжеский престол (Даниил был самым младшим в роду) заставило князя с самого начала вести самостоятельную политику, направленную на обустройство и расширение своей земли. Для этого пришлось с самого начала вынужденно участвовать во многих княжеских усобицах. В 1276 он договорился со средним братом – городецким князем Андреем Александровичем – о совместных действия против дяди (Дмитрия Ярославича); союзные действия велись до начала 1280-х.

С. Ефошкин. Иконописец

Одновременно 15-летний Даниил развернул активную деятельность внутри своего удела. Он упорядочил систему торговых пошлин и начал активное оборонительно строительство, в частности, в 1282 основал недалеко от Москвы Данилов монастырь с храмом во имя Даниила Столпника. Монастырь стал важным звеном в южном оборонительном поясе Москвы (ныне – место резиденции московского патриарха Алексия II). Даже набег на Москву татарского царевича Дюденя (Тудана), обманом захватившего город («Дюденева рать»), не изменил картины: царевич вынужден был вскоре вернуться в Орду; успешное правление Даниила продолжалось.

С. Ефошкин. Князь с княгинюшкой

В 1296 Даниил поссорился с братом Андреем и начал борьбу с ним в союзе с тверским князем Михаилом (двоюродным братом Даниила). Андрей Александрович обратился за помощью к ордынцам. Тогда Даниил срочно заключил мир с дядей, князем владимирским Дмитрием Ярославичем, и в 1285 Андрей потерпел поражение вместе с ордынскими силами от войск Дмитрия и Даниила. Эта битва стала первой победой русских над ордынскими войсками. Не ввязываясь в борьбу со старшими братьями за обладание правом на великое княжение, Даниил думал в это время о том, как – используя княжеские распри – укрепить свой удел, желал обустроить свою Москву. Летописец считает, что он сумел не запятнать себя неблаговидными поступками, предательством или малодушием.

В 1300 Московское княжество, управляемое Даниилом, вступило в столкновение с соседней Рязанью. В 1301 Даниилу Александровичу удалось подкупить рязанских бояр и пленить правителя рязанского — князя Константина Романовича, что дало Даниилу право присоединить к Москве город Коломну и Лопасню вместе с землями (волостями) по нижнему течению реки Москвы. Это были первые присоединения земель к Московскому уделу, начавшие более чем двухвековой процесс складывания Русского государства под эгидой Москвы. Поверженного противника – князя рязанского – по словам летописи, Даниил «держал в чести, хотел укрепиться с ним крестным целованием и отпустить в Рязань», лишь бы Константин не препятствовал дальнейшему «собиранию земель». Коломна стала важнейшим стратегическим пунктом в обороне Москвы с юга; Москва получила выход на Оку, бывшую тогда важной торговой магистралью и одним из водных путей на восток.

С. Ефошкин. В молитве

В 1302 умер бездетным племянник Даниила – Иван Дмитриевич, сын Дмитрия Александровича, князя переяславского. Он мог бы, по законам того времени завещать свой удел – Переяславль-Залесский – самому старшему из братьев, но «отписал» эту огромную область Даниилу. Завещание Ивана Дмитриевича и передача Даниилу Переяславля вызвали негодование и зависть многих князей («негодоваша на Данила велми»). Городецкий князь пытался оспорить завещание, отправив в Переяславль своих наместников, но сами жители Переяславля поддержали Даниила. Территория Московского княжества резко выросла и княжество выдвинулось в число наиболее значительных в то время на Руси. В самой Москве была тогда построена церковь Спаса на Бору, и заложен монастырь на Крутицах. Андрей Александрович отправился в Орду жаловаться хану на растущее могущество московского князя. Присылке ордынской рати помешала неожиданная смерть 42-летнего Даниила 4 марта 1303. Перед смертью он принял схиму.

Детям своим он передал Московское княжение увеличенное, по крайней мере, вдвое против того, что он сам получил от отца, и тем подготовил успехи своих преемников. У князя Даниила осталось пять сыновей: Юрий, Иван Калита, Александр, Афанасий и Борис. Похоронен был князь Даниил в деревянной церкви св. Михаила, стоявшей на месте нынешнего Архангельского собора. Иоанн Грозный возобновил пришедший в совершенный упадок Данилов монастырь, основание которого приписывается князю Даниилу. Имя жены Даниила в первичных источниках не упоминается. П. В. Долгоруков называет её Евдокия Александровна.

С. Ефошкин. Святой князь Даниил Московский. Явление юноше. XVI век

Дети:Юрий Даниилович (ум. 1325) — московский князь с 1303 года, великий князь владимирский в 1319—1322 годах (как Юрий III), князь новгородский с 1322 года. Иван I Даниилович Калита (1288—1340/1341) — князь Московский с 1325 года, Великий князь Владимирский с 1328 года, князь Новгородский в 1328—1337 годах. Александр Даниилович (ум. 1322). Афанасий Даниилович (ум. 1322)— князь новгородский в 1314—1315 и 1319—1322 годах. Борис Даниилович (ум. 1320) — князь Костромской с 1304 года.

С. Ефошкин. Св. благ. кн. Даниил Александрович Московский

С. Ефошкин. Святой князь Даниил Московский. Явление царю Иоанну Васильевичу Грозному и боярину В. Шуйскому. XVI век

Данил Александрович. Миниатюра из Царского титулярника

Смерть и погребение (миниатюра Лицевого летописного свода)

Святой благоверный князь Даниил Московский. Икона рубежа XVII-XVIII веков

Карта 1239—1245

Лит.: Летописи: Лаврентьевская Академич. спис., Никоновская, Воскресенская Софийская и др. В исторической литературе о кн. Данииле писано много: 1) в общих трудах по Русской истории, — Карамзин, Ист. Гос. Росс., т. IV, Соловьев, Ист. Росс. т. III, гл. IV, Бестужев-Рюмин, Русс. Ист. т. I, гл. VII, Иловайский, Ист. Росс., т. І и—2) в трудах, посвященных первоначальной истории Московского княжества: Погодина, «О Москве» (Ист. — крит. отр. I), Станкевича «О причинах пост. возвышения Москвы (Уч. зап. Моск. Унив. 1834 г.) Вишняков: О возвыш. Моск. княж. и др.
Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 148-149.
Экземплярский А.В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период, т. 2. СПб, 1891
История Москвы в шести томах. М., 1952
Соловьев С.М. История России с древнейших времен, кн. II, т. 3. – Собр. соч.: Соловьев С.М. Сочинения. М., 1988
Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Москва, 1997
Лев Пушкарев Энциклопедия Кругосвет
Кучкин В. А. Первый московский князь Даниил Александрович // Отечественная история. — 1995. — № 1. — С. 93—107.

Многим верующим святость кажется чем-то далеким и недостижимым. «Конечно, он свят по этим и этим обстоятельствам.. конечно, ему даровал милость Господь быть святым».. – говорят они. На самом деле святости может достичь каждый человек, и православная вера знает массу тому примеров. Более того, для обретения этого статуса совсем не требуется монашеский или священнический чин, требуется только вера и воплощение Божьей истины на земле. Подтверждением этому факту является личность и иконы Даниилы Московского, который по сей день почитается во многих храмах и вдохновляет прихожан.

История Даниила Московского

Действительно, этот святой имел знатное происхождение – младший сын Александра Невского, который первым удостоился стать удельным князем московским. Однако действительно ли такое положение давало в те времена (вторая половина 13 века) какие-то преференции и облегченный путь к святости? Скорее наоборот.

Времена монгольской орды, Русь раздирается не только ханством, но и самими князьями, они подобно крысам в клетке, забыв о милосердии и собственной роли перед людьми и родной землей, впадают в склоки и междоусобицы. Основная цель – захватить побольше земли и ресурсов, получить привилегии для себя и собственного княжества, отдать остальных на поругание монголам. Уступчивость и мягкость является признаком слабости, а подлость (к примеру, обратиться за помощью к ханству, чтобы воевать с другими князьями) распространена повсюду.

Согласитесь, в таких обстоятельствах не так легко стать святым, тем более князю, которому нужно заботиться о собственной земле. Тем не менее, князь Даниил бережно хранит веру и поступает благоразумно в отличие от остальных. Благодаря этому заключается не только множество выгодных и полезных союзов, но и увеличивается Московское княжество, также Даниила зовут княжить и в другие города.

Часто, когда Даниил оказывался где-то с войском, ему удавалось провести грамотные переговоры и завершить дело миром. Такое отношение было вызвано повышенной заботой о людях, но никак не слабостью и тем более не страхом. Святой князь, когда нужно мог исполнить свою роль и этот факт проявится в противоборстве с рязанским князем (Константин Романович), после которого войско рязанское было разбито.

Даниил имел все возможности захватить Рязань, присвоить себе богатства города и даже поработить людей – так бы сделал практически каждый князь. Однако святой не чинит ущерба, он оставляет Рязань с миром и возвращается к себе в княжество.

Таким образом, он не чурался исполнения своего дела земного, но всегда стремился действовать в интересах людей, проявлять подлинную милость и в этом проявлялась его духовная сила.

Описание иконы Даниила Московского

Святой князь нередко изображается в монашеском облачении, так как практически перед собственной кончиной он принял монашество. Помимо этого распространен образ с изображением в одной из рук Даниловского монастыря. Этот монастырь создал сам князь, назвав в честь святого Даниила столпника.

Особым значением икона Даниила Московского пользуется у людей, которые занимаются управлением и руководством, ведь святой является примером мудрого руководства, которое не только не противоречит вере, но и согласуется с идеалами христианского делания. Помимо этого молятся перед иконой Даниила, когда требуется разрешить различные споры или просить о защите родной земли. Поэтому князь считается также защитником Руси и к нему обращаются в дни смуты или чего-то подобного.

В чем помогает икона Даниила Московского

Икона святого Даниила помогает в примирении различных противоборствующих сторон. Как вы помните, князь всегда умел отыскать выгодное решение для каждой стороны и поддерживал мир. Поэтому ему молятся часто для того чтобы простые бытовые неурядицы разрешились лучшим образом:

  • земельные и имущественные споры;
  • споры с соседями или родственниками;
  • выборы начальников и руководства – помогает принять лучший вариант.

Нередко Даниил Московский помогает в том, чтобы обрести собственное жилище или решить какой-то вопрос с недвижимостью. Помогает улучшить отношения с начальством.

При этом нужно помнить, что святой Даниил принимает сторону высшей справедливости, поэтому и помогает тем, на чьей стороне истина.

Молитвы святому благоверному князю Даниилу Московскому

Церкве Христовы похвало высокая, града Москвы стено необоримая, державы Российския Божественное утверждение, преподобне княже Данииле! К раце мощей твоих притекающе, усердно молим тя: призри на нас, память твою воспевающих и с верою под кров молитв твоих прибегающих. Пролей теплое твое ходатайство ко Спасу всех, яко да утвердит миром страну нашу, грады и веси ея и обитель сию добре да сохранит, благочестие и любовь в людех твоих насаждая, злобу же, междоусобие и нравов развращение искореняя. Всем же нам вся благая ко временному животу и вечному спасению даруй молитвами твоими, яко да прославляем дивнаго во святых Своих Христа, Бога нашего, во веки веков. Аминь.

О угодниче Божий, святый благоверный княже Данииле, сада Христова благовонный цвете, Неба церковнаго кроткая звездо, земли нашея небесный уме, града Москвы и державы нашея мудрый здателю, теплый к Богу молитвенниче, скорый в помощи, милостивый в нуждах! К тебе припадаем и тебе молимся: буди предстатель наш пред Престолом Божия славы неусыпный. Собери нас друг ко другу, да печали ближняго своего кийждо любовию нелицемерною приобщается. Онебеси ум наш, да, иго тяжкое земных попечений отвергше, бремя легкое Христова Евангелия возлюбим. Открый очи наши, да узрим нетленную красоту Господню и да не отчуждени будем жизни Божия. Тихость Духа Божия да соблюдет сердца наша. Весна покаяния да украсит дела наша. Княже милостивый и щедрый, сохрани страну нашу, град твой и зде молящихся тебе от всякия напасти, от враг видимых и невидимых, от губительства и глада, от междоусобныя распри и внезапныя смерти. Отверзи нам двери милосердия Божия и избави нас от всякаго зла. Под крепкий покров благостыни твоея прибегающе, молим: буди нам тихое пристанище в скорбех. Остени нас молитвами твоими. Соблюди нас от падений греховных и заблуждений, да сердцем сокрушенным, духом смиренным в печали и радости присно зовем: Господи, предстательством преподобнаго Твоего помилуй нас. Аминь.

О преподобне княже Данииле, к иконе твоей притекающе, усердно молим тя: призри на нас (имена), с верою под кров молитв твоих прибегающих. Пролей теплое твое ходатайство ко Спасу всех, яко да утвердит миром приход сей и храм сей добре да сохранит, благочестие и любовь в людех православных насаждая, злобу же, междоусобие и нравов развращение искореняя; всем же нам вся благая ко временному животу и вечному спасению даруй молитвам твоими, яко да прославляем дивнаго во святых своих Христа Бога нашего вкупе со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Помощь преподобного князя Даниила

Семнадцатого марта мы отмечаем день памяти Благоверного князя Даниила Московского. В этом году этот праздник совпадает еще и с прощеным воскресением.

“СЕСТРА, говорить о чудесах в православной среде считается дурным тоном, — объявила мне недавно одна очень церковная дама. — И вообще, род лукавый и прелюбодейный знамения ищет!”. И смерила меня с ног до головы строгим взглядом, как будто оценивая степень моей прелюбодейности…

Я даже обиделась. Но, возможно, она права. Главное чудо нашей веры — это преображение души. Это когда человек, от которого мы не ждем ничего хорошего, вдруг начинает плакать слезами покаяния. Когда я сама, хоть изредка, с большим трудом, пусть ненадолго, но становлюсь капельку лучше…

Да! Я все это знаю. И все же, когда слышу о чудесной помощи Божией нам, простым людям, то на сердце становится теплее. Это значит, что Небо близко — вот Оно. Господь здесь, Он услышал и сделал невозможное возможным. Снизошел до наших часто совсем не духовных нужд. Это дает силы и укрепляет веру.

Так что, рискуя быть отнесенной моей строгой знакомой к “лукавому роду”, расскажу все же историю о необыкновенном участии святого князя Даниила Московского в жизни одной дружественной нам семьи. Тем более, что люди эти не то, что не против, а очень даже “за”.

…С Натальей и Игорем я познакомилась лет пять назад, когда они попросили моего мужа Вадима стать крестным отцом их первенца Арсения (сейчас у ребят есть еще доченька Арина). Крестили малыша в нашем храме Архангела Михаила в Тропареве.

После этого прекрасного события мы периодически навещали ребят в их маленькой съемной квартире. Оба они не москвичи. Жилище их хоромами назвать было сложно, и, когда я, беременная, в очередной раз заявилась к ним в гости и уселась на кухне, то передвигаться там стало проблематично.

Созваниваясь, пока мужья нас не слышат, мы, между нами — девочками, периодически обсуждали наши житейские проблемы и жаловались друг другу на нелегкую участь матерей семейств.

“Вот опять хозяйка плату за жилье подняла”, — расстраивалась Наташа. “А ты помолись Даниилу Московскому, — говорила я (сама я очень люблю этого святого и часто езжу к его мощам). — Он с этим помогает… Нет, конечно он не “узкопрофильный”. Не то, чтобы квартиру можно просить, а здоровья — ни-ни. Но говорят же люди…”. Оказалось, что мама Натальи, верующая женщина тоже советовала им “обратиться” к преподобному Даниилу. Но девушка обреченно отмахивалась.

Потом у меня родилась вторая дочь Соня, и на какое-то время мы, к сожалению, упустили наших друзей из виду.

Приехав после долгого перерыва к нам в гости, ребята пригласили нанести им в ближайшее время ответный визит: “Только мы не там сейчас живем”. “Что, другую квартиру сняли, подешевле?” — спросила я, с трепетом представив, какой может быть там размер кухни. “Нет… Нам это… Квартиру дали.. Даниил Московский, понимаешь?” — улыбнулась Наташа…

…В общем, пока мы пропадали, у ребят бурлила жизнь. Бурление началось с того, что они подумывали переехать в Обнинск к родителям Натальи — хоть квартиру не снимать. А то совсем тяжело с деньгами… Правда, тогда Игорю пришлось бы ездить каждый день в Москву на работу… Переживая, они отправились в Свято-Данилов монастырь. “В первый раз там оказались, — вспоминает Наташа. — Помолились. Но еще как-то так… Особо ни на что не надеясь..”

И вдруг в один из дней ей позвонила коллега и начала рассказывать всякие новости. Сама Наташа была в это время “выпавшей из жизни” — то есть находилась в декретном отпуске. Среди прочего поведала о новом законе о предоставлении жилья нуждающимся госслужащим, о котором прошел слух у них на работе. “Ты подай, подай заявление, — настаивала подруга. — Вы же, правда, очень нуждайтесь. Нашей организации вроде что-то выделяют”. Наталья занимала в госструктуре весьма рядовую должность. Так что очень теоретически закон и ее мог коснуться..

Игорь отнесся к этому скептически: “Ой, да ты знаешь, сколько таких законов! А сколько таких, как мы! А квартиры получают только “шишки” и их родственники. Не занимайся ерундой!”. Но покладистая временами Наталья проявила удивительную настойчивость.

“Как сейчас помню, — рассказывает она. — Уложили вечером Арсюшу спать, сидим на кухне. Говорю Игорю: “Ну что мы теряем — ничего. Сами квартиру мы никогда не купим, а я так еще детей хочу. В съемной? Так денег почти не остается. Знаешь, моя мама говорила — нужно Даниилу Московскому молиться, 40 дней акафист читать. И не она одна. Да и мы недавно у него в монастыре были, помнишь? Ну давай… Нам же надеяться кроме Бога не на кого. Нужно только поверить! Нам двоим поверить, что Господь не оставит в нашей просьбе и надежде на Него одного. Ведь сказано же: “Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них”… И Даниил Московский по нашей молитве поможет! Тоже Господа за нас попросит”…

В общем, отвезла Наталья заявление на работу: “Там, к стати, очень удивились, — откуда я узнала. Ведь старались не афишировать квартиры-то… Стали читать вечерами акафист Даниилу Московскому. Со слезами просили его помочь нам”.

У священников есть разные мнения насчет чтения 40-ка акафистов. Кто-то одобряет такую практику, кто-то считает чистой воды магией — главное не количество акафистов, а “качество” молитвы. Но Господь, наверное, видит подвиг человека. “Мы от всего сердца молились, — говорит Наташа. — Как было трудно! Ты себе не представляешь! Вроде что там — 20 минут почитать. Но как будто вагоны разгружали. Зато друг друга поддерживали. Игорь унывает: ”Да ладно, хватит уже, все равно ничего не получится”, я его тащу. Я отчаиваюсь — он меня”.

В Свято-Данилов монастырь теперь часто ездили… “Однажды смотрю, Арсюша наш, трехлетний, подходит к иконе, смотрит на нее и говорит: “Боженька, ну пожалуйста, подари нам ма-а-а-ленькую кватирку”.

Прошло сорок дней, потом еще какое-то время. И вдруг Наталье звонят с работы: “Где ты там? У нас почти две недели приказ валяется о выделении тебе безвозмездной субсидии на покупку жилья. Ищи хату, а то контору нашу вроде собираются распускать, тогда деньги обратно государству вернутся”. Приказ был подписан тем днем, когда ребята читали последний, сороковой акафист.

Оказалось, это еще полдела. “Мы к риелтору, но он объяснил, что мало кто готов с субсидиями связываться, — рассказывают ребята, — это же бумажка, а не живые деньги. Деньги потом контора переводит”. Дальше стали молиться: “И первая квартира, которую поехали смотреть, подошла нам идеально. Две комнаты, евроремонт, и хозяйка согласилась на субсидию.”

И так случилось, что документ о сделке купли-продажи был подписан 17-м марта — днем памяти святого благоверного князя Даниила Московского. А остальные четыре субсидии, выделенные для сотрудников Натальной организации, получили большие начальники…

…“До сих пор меня спрашивают, что за блат у меня был? — закончила историю Наташа. — Так что приезжайте — посмотрите на нашу новую квартиру. Я это всем рассказываю. Не хвастаюсь, нет. Просто хочу, чтобы люди знали — никогда не надо отчаиваться. Господь всех слышит и по вере нашей и по ходатайству святых, всем дает необходимое. Нужно только верить Ему!”

P.S. Написав эту историю, я отправила ее ребятам на “утверждение”. Мы созвонились, чтобы еще раз уточнить некоторые детали.

“Знаешь, как-то у нас все просто получается, — расстроила Наташа меня, весьма довольную своей работой. — Как будто Санта Клаус пришел и на блюдечке принес, что заказывали. Да, Господь и святые все дают нам по нашей вере. ПО НАШЕЙ ВЕРЕ. А не по механическому чтению акафистов. С нами случилось чудо… Но и чудеса — это не главное, не цель, это Божий дар, для того, чтобы мы пришли к Нему, а не успокоились, получив просимое. А главное — это стараться жить по-Божьи, жить церковной жизнью, любить Бога и людей… А нужно нам чудо или нет… Богу виднее…”.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *