Дары бога мои дары

Мф., 105 зач., 25:14-30.

Бог создает неравенство, люди ропщут на неравенство. Разве люди мудрее Бога? Если Бог создает неравенство, значит, неравенство мудрее и лучше, чем равенство.

Бог создает неравенство для блага людей, люди не могут увидеть в неравенстве своего блага.

Бог создает неравенство ради красоты неравенства, люди не могут увидеть в неравенстве красоты.

Бог создает неравенство ради любви, которая неравенством разжигается и поддерживается, люди не могут увидеть в неравенстве любви.

Сие есть древний человеческий бунт ослепленности против прозорливости, безумия против мудрости, зла против добра, безобразия против красоты, ненависти против любви. Еще Ева и Адам предались сатане, чтобы сравняться с Богом. Еще Каин убил брата своего Авеля, потому что Бог не равно презрел на их жертвы. С тех пор и доныне продолжается борьба грешных людей против неравенства. И до тех времен и доныне Бог творит неравенство. Мы говорим «до тех времен», ибо Бог и ангелов сотворил неравными.

Богу угодно, чтобы люди не были равны во всем внешнем: в богатстве, силе, чинах, образованности, положении и т.п., и Он не велит никак в этом соревноваться. Не садись на первое место, — заповедал Господь наш Иисус Христос. Богу угодно, чтобы люди соревновались в преумножении внутренних благ: веры, доброты, милосердия, любви, кротости и благости, смирения и послушания. Бог дал и внешние, и внутренние блага. Но внешние блага человека Он считает более дешевыми и незначительными, чем блага внутренние. Внешние блага Он предоставляет в распоряжение не только людям, но и животным. Но богатую сокровищницу внутренних, духовных благ Он раскрывает только для душ человеческих. Бог дал человеку нечто большее, чем животным, потому Он и требует от людей больше, чем от животных. Это «большее» составляют духовные дары.

Внешние блага Бог дал человеку, чтобы они служили внутренним. Ибо все внешнее служит внутреннему человеку в качестве средства. Все временное предопределено для службы вечному, и все смертное предопределено для службы бессмертному. Человек, идущий противоположным путем и тратящий свои духовные дары исключительно для приобретения внешних, временных благ, богатства, власти, чина, мирской славы, подобен сыну, который получил в наследство от отца много золота и растранжирил его, покупая пепел.

Для людей, ощутивших в душе своей вложенные в нее дары Божии, все внешнее становится незначительным: как начальная школа для того, кто поступил в высшую школу.

За одни лишь внешние блага борются невежды, а не мудрецы. Мудрецы ведут борьбу более тяжелую и более ценную — борьбу за преумножение внутренних благ.

За внешнее равенство борются те, кто не умеет или не смеет заглянуть в себя и приняться за работу на внутренней, главной ниве своего человеческого бытия.

Бог не смотрит на то, кем человек работает в мире сем, что у него есть, как он одет, накормлен, образован, уважают ли его люди — Бог смотрит на сердце человека. Другими словами: Бог смотрит не на внешнее состояние и положение человека, но на его внутреннее развитие, возрастание и обогащение духом и истиной. Об этом говорит сегодняшнее евангельское чтение. Притча о талантах, или о духовных дарах, которые Бог влагает в душу каждого человека, показывает огромное внутреннее неравенство людей по самой природе их. Но она показывает и гораздо большее. Своим орлиным взором притча сия охватывает всю историю души человеческой, с начала до конца. Тот, кто одну-единственную эту притчу Спасителя полностью уразумел бы и содержащийся в ней наказ жизнью своею исполнил бы, тот стяжал бы вечное спасение в Царстве Божием.

Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Под человеком должно понимать Всевышнего Бога, Подателя всех даров благих. Под рабами подразумеваются ангелы и люди. Путешествие в чужую страну означает долготерпение Божие. Таланты суть духовные дары, которыми Бог наделяет Свои разумные создания. Величие всех даров сих показано чрез то, что они умышленно названы талантами. Ибо один талант был крупной монетой, стоимость которой равнялась пяти сотням золотых червонцев. Как было сказано, Господь умышленно назвал дары Божии талантами, чтобы показать величие этих даров; чтобы показать, как щедро Преблагий Творец одарил Свои творения. Так велики дары сии, что и принявший один талант принял вполне достаточно. Под человеком подразумевается и Сам Господь наш Иисус Христос, что видно из слов евангелиста Луки: некоторый человек высокого рода. Этот Человек высокого рода есть Сам Господь наш Иисус Христос, Единородный Сын Божий, Сын Всевышнего. И еще сие ясно видно из последующих слов того же евангелиста: отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться (Лк.19:12). После Своего вознесения Господь наш Иисус Христос отправился на небеса, чтобы получить Себе Царство, дав миру обетование еще раз прийти на землю — как Судия. Раз под человеком понимается Господь наш Иисус Христос, значит, под рабами Его — апостолы, архиереи, иереи и все верные. На всякого из них излил Дух Святой многие дары — благие, однако различные и неравные, чтобы верующие, дополняя друг друга, таким образом все вместе морально совершенствовались и духовно возрастали. Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу… Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно (1Кор.12:4-11). В таинстве крещения все верные получают обилие этих даров, а в прочих церковных таинствах Бог дары сии укрепляет и умножает. Под пятью талантами некоторые истолкователи понимают пять чувств человека, под двумя — душу и тело, а под одним — единство человеческой природы. Пять телесных чувств даны человеку, дабы они служили духу и спасению. Телом и душою человек должен со тщанием работать Богу, обогащаться познанием Бога и добрыми делами. И всего себя человек должен посвятить служению Богу. В детстве человек живет пятью чувствами, полной чувственной жизнью. В более зрелом возрасте он ощущает в себе двойственность и борьбу между плотью и духом. А в зрелом духовном возрасте человек осознает себя как единый дух, побеждая внутреннее разделение на пять и на два. Но именно в этом зрелом возрасте, когда человек считает себя победителем, ему грозит величайшая опасность непослушания Богу. Достигнув величайших высот, он падает тогда в глубочайшую пропасть и закапывает свой талант.

Каждому Бог дает дары по его силе, то есть в соответствии с тем, сколько человек может понести и использовать. Безусловно, Бог наделяет людей дарами и по плану святого домостроительства. Так строящие дом имеют не одинаковые способности и выполняют не одну и ту же работу: у них разные способности и различные задания, и каждый из них трудится по своей силе!

И тотчас отправился. Слова сии означают быстроту творения Божия. И когда Творец создавал мир, создал Он его быстро. И когда Господь наш Иисус Христос пришел на землю ради нового творения, ради обновления мира, он быстро свершил Свое дело: призвав рабов, раздал им дары и тотчас отправился.

Так что же сделали рабы с полученными талантами?

Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. Вся трудовая деятельность и вся торговля, существующие у людей, являются изображением того, что происходит — или что должно происходить — в душах человеческих. От всякого, унаследовавшего какую-либо собственность, люди ожидают, что он сию собственность увеличит. От всякого, приобретшего ниву, ждут, что он сию ниву будет обрабатывать. От всякого, обучившегося какому-либо ремеслу, ожидают, что он станет заниматься этим ремеслом как для своей пользы, так и для пользы соседей. От всякого, знающего какое-либо рукоделие, ждут, что он свое знание покажет. От всякого, вложившего деньги в торговлю, ждут, что он сии деньги умножит. Люди передвигаются, работают, совершенствуют вещи, собирают, меняют, продают и покупают. Каждый старается добыть нужное для телесной жизни, каждый старается улучшить свое здоровье, удовлетворить свои ежедневные потребности и обеспечить свое телесное существование на как можно более долги и срок. И все это есть лишь образ того, что человек должен делать для своей души. Ибо душа — главное. Все наши внешние потребности являются образами наших духовных потребностей, напоминаниями и уроками того, что нам надо потрудиться и для нашей души, алчущей и жаждущей, нагой и больной, нечистой и жалкой. Потому каждый из нас, получивший от Бога пять ли, две ли, одну ли меру веры, мудрости, человеколюбия, страха Божия, кротости, послушания Богу или тоски по душевной чистоте и силе, обязан трудиться, чтоб хотя бы удвоить сию меру, как поступили первый и второй раб и как обычно поступают люди, занимающиеся торговлей и ремеслами. Не преумноживший данного ему таланта — каким бы этот талант ни был — будет срублен, как дерево, не приносящее доброго плода, и брошен в огонь. То, что всякий хозяин делает с бесплодной смоковницей, которую он напрасно окапывал, прививал и огораживал, но которая все-таки не принесла ему никакого плода, — то же сотворит и Верховный Домовладыка вселенского сада, где люди являются самыми драгоценными Его деревьями. Посмотрите сами, какое недоумение и презрение вызывает у людей тот, кто, унаследовав от своего отца имение, ничего не делает, а прожигает наследство на телесные потребности и наслаждения! Даже самый последний нищий не столь презираем людьми, сколь подобный эгоистичный ленивец. Такой человек есть подлинный образ духовного ленивца, который, получив от Бога один талант веры, мудрости, красноречия или какой-нибудь иной добродетели, закапывает его, не используя, в грязь своего тела, не умножает его трудами, из гордости и себялюбия никому не приносит пользы.

По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. Бог не удаляется от людей ни на единый миг, тем паче на долгое время. Его помощь людям изо дня в день течет полноводной рекою, но Его Суд, Его требование отчета у людей происходит по долгом времени. Скорый Помощник всякому, взывающему к нему о помощи, Бог медлит воздать оскорбляющим Его и беспутно расточающим Его дары. Здесь речь идет о последнем, Страшном Суде, когда придет час и все работники будут призваны, чтобы принять плату свою.

И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Один за другим рабы подходят к своему господину и дают отчет в полученном и в заработанном с помощью полученного. Один за другим и мы будем вынуждены подходить к Господу неба и земли и пред миллионами свидетелей отчитываться в полученном и в заработанном. В этот час ничего нельзя будет ни скрыть, ни исправить. Ибо так осветит присутствующих Господне сияние, что все узнают правду о каждом. Если мы в жизни сей сумеем удвоить свои таланты, то мы с ясным лицом и чистым сердцем предстанем пред Господом, как и эти два добрых и верных раба. И будем навеки оживлены словами Его: добрый и верный раб! Но увы нам, если с пустыми руками предстанем мы пред Господом и Его святыми ангелами, подобно третьему, лукавому и ленивому, рабу!

Но что означают слова: в малом ты был верен, над многим тебя поставлю? Означают, что все дары, которые мы в этом мире принимаем от Бога, сколько бы их ни было, малы по сравнению с теми сокровищами, что ожидают верных в мире ином. Ибо написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор.2:9). Самый малый труд ради любви Божией награждается от Бога щедрыми царскими дарами. За то малое, что претерпят верные в этой жизни из послушания Богу и за то малое, что они сделают, работая над своею душой, Бог увенчает их славой, какой никто из царей мира сего не знал и не имел.

А теперь посмотрим, что бывает с рабами лукавыми и неверными:

Подошел и получивший один талант, и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Так оправдывает пред Господином этот третий раб свое лукавство и леность! Но в сем он не одинок. Сколько же среди нас тех, кто перекладывает на Бога вину за свою злобу, нерадение, праздность и себялюбие! Не признавая своей греховности и не познавая человеколюбивых путей Божиих, они ропщут на Бога за свои немощи, болезни, бедность, неудачи. Прежде всего, каждое слово, сказанное ленивым рабом Господину, — самая настоящая ложь. Разве Бог жнет, где не сеял? И разве Он собирает, где не рассыпал? Есть ли в этом мире доброе семя, не Богом посеянное? И существуют ли во всей вселенной добрые плоды, не являющиеся результатами труда Божия? Лукавые и неверные жалуются, например, когда Бог забирает у них детей, говоря: «Вот, какая жестокость — Он безвременно отнимает у нас наших детей!» Кто сказал, что эти дети — ваши? Не принадлежали ли они Ему прежде, чем вы назвали их своими? И почему — безвременно? Разве Сотворивший времена и сроки не знает, когда чему время? Ни один хозяин на земле не откладывает рубки своего леса, ожидая, пока все деревья в нем состарятся, но в соответствии со своими надобностями рубит и старые, и молодые, и те: что стоят давно, и только что взошедшие побеги, — смотря по тому, что ему нужно для его хозяйства. Вместо того, чтобы роптать на Бога и хулить Того, от Кого зависит всякое их дыхание, лучше было бы говорить, как праведный Иов: Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно! И как ропщут лукавые и неверные на Бога, когда град побьет их хлеба или когда у них корабль с грузом утонет в море, или когда нападут на них болезни и немощи, — ропщут и обвиняют Бога в жестокости! А происходит сие только потому, что они или не вспоминают о своих грехах, или не могут из этого извлечь урока для спасения своей души.

На ложное оправдание Своего раба Господин отвечает: Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью. Люди, занимающиеся операциями с деньгами, иначе еще называются менялами. Это те, кто разменивает один вид денег на другой и, таким образом, в результате обмена получает прибыль. Но все сие имеет свой переносный смысл. Под торгующими следует понимать доброделающих, под серебром — дары Божии, а под прибылью — спасение души человеческой. Видите: в этом мире все, происходящее с людьми внешне, есть лишь образ того, что происходит — или должно происходить — в области духовной. Даже менялы употреблены как образ духовной действительности, имеющей место внутри, в самих людях! Господь хочет этим сказать ленивому рабу: «Ты получил от Бога один дар; ты не хотел сам его использовать для собственного спасения; почему ты хотя бы не отдал его какому-нибудь добродетельному человеку, какому-нибудь сердечному человеку, который захотел и сумел бы дар тот передать другим людям, нуждающимся в нем, чтобы им легче было спастись? И Я, придя, нашел бы на земле больше спасенных душ: больше верных, больше облагороженных, больше милосердных и кротких. Вместо того ты скрыл талант в земле своего тела, которое истлело в могиле (ибо Господь будет говорить сие на Страшном Суде) и которое теперь ничем не может тебе помочь!»

О, сколь ясный и сколь страшный урок для тех, кто, имея большое богатство, не раздает его беднякам; или, имея много мудрости, держит ее закрытой в себе, как в могиле; или, имея много каких бы то ни было благих и полезных способностей, никому их не показывает; или, имея большую власть, не защищает страждущих и притесняемых; или, имея громкое имя и славу, ни одним лучом не хочет осветить находящихся во тьме! Самое мягкое слово, которое о всех о них можно сказать, — воры. Ибо дар Божий они считают своим: они присвоили чужое и скрыли дарованное. Однако они являются не только ворами, но и убийцами. Ибо они не помогли спасти тех, которых можно было спасти. Их грех не меньше, чем грех человека, который, стоя на берегу реки с веревкой в руках и видя, как кто-то тонет, не бросил ему веревки, чтобы спасти.

Воистину, и таким людям Господь скажет то, что в сей притче сказал лукавому рабу.

Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И в этой жизни обычно бывает, что отнимается у имеющего мало и дается имеющему много. И сие есть только образ происходящего в духовной области. Не отбирает ли отец деньги у сына распутного и не дает ли сыну разумному, который может их с пользою употребить? Не отбирает ли военачальник боеприпасы у безответственного солдата и не отдает ли их солдату хорошему и надежному? У неверных рабов Бог отнимает Свои дары еще в этой жизни: жестокосердные богачи обычно терпят банкротство и умирают в нищете; себялюбивые мудрецы заканчивают крайним скудоумием или безумием; возгордившиеся подвижники предаются греху и завершают жизнь великими грешниками; деспотичные властители переживают поругание, позор и бессилие; священники, не наставлявшие других ни словом, ни примером, впадают во все более и более тяжкие грехи, пока в страшных муках не расстаются с сею жизнью; руки, не желавшие выполнять работу, которую они умели выполнять, начинают дрожать или утрачивают подвижность; язык, не желавший говорить правду, которую он мог говорить, распухает или становится немым; и вообще все, скрывающие Божии дары, умирают бездарными нищими. Тот, кто не умел давать, пока имел, вынужден будет научиться побираться, когда отнимется у него имение. Если и не отнимется у какого-нибудь жестокого и скупого себялюбца данный ему дар именно до его смерти, его отнимут ближайшие потомки или родственники, получившие этот дар в наследство. Главное, что у неверного отнимается данный ему талант, и после того он подвергается осуждению. Ибо Бог не осудит человека, пока в нем сохраняется благодатный Божий дар. С осужденного земным судом, прежде чем привести приговор над ним в исполнение, снимают его одежду и одевают в одежду арестантскую, одежду осуждения и позора. Так и всякий нераскаянный грешник будет сначала обнажен от всего, что на нем было Божественного, а затем выброшен во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

Сия притча нас ясно учит, что осужден будет не только творивший зло, но и не творивший добра. И апостол Иаков учит нас: кто разумеет делать добро и не делает, тому грех (Иак.4:17). Все Христово учение, как и Его пример, направляют нас на творение добра. Уклонение от зла есть исходная точка, но весь жизненный путь христианина должен быть, словно цветами, усыпан добрыми делами. Творение добрых дел оказывает неизмеримую помощь в уклонении от дел злых. Ибо вряд ли кто-нибудь может уклониться от зла, не творя при сем блага, и сохраниться без греха, не упражняясь в добродетели.

И еще эта притча подтверждает нам, что Бог одинаково милостив ко всем людям; ибо всякого сотворенного человека наделяет Он неким даром, действительно, кого-то — большим, кого-то — меньшим, что нисколько не меняет дела, так как Он больше спрашивает с того, кому больше дал, и меньше с того, кому дал меньше. Но всякому Он дает достаточно для того, чтобы человек мог спастись сам и помочь спасению других. Потому было бы ошибкою думать, что в сей притче Господь говорит только о богачах разного вида, в этом мире существующих. Нет, Он говорит обо всех без исключения людях. Все без исключения приходят в мир сей с неким даром. Вдова, положившая в храме Иерусалимском две свои последние лепты, была весьма бедна деньгами, но не была бедна дарами пожертвования и страха Божия. Напротив, благоразумно распорядившись этими дарами, хотя и чрез две жалкие лепты, она удостоилась похвалы Самого Господа нашего Иисуса Христа. Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех (Мк.12:42-44).

Но давайте возьмем наихудший и самый загадочный случай. Представьте себе человека слепого и глухонемого, который в таком положении прожил на земле весь свой век, от рождения до смерти. Кто-нибудь из вас спросит: «Какой же дар от Бога получил такой человек? И как он может спастись?» Есть у него дар, и великий. Он не видит людей — но люди видят его. Он не подает милостыни — но пробуждает милосердие в других людях. Он не может с помощью слов напомнить о Боге — но сам является для людей живым напоминанием. Он не проповедует словами — но служит доказательством проповеди о Боге. Воистину, он многих может привести ко спасению, а чрез то и себя спасти. Но знайте, что слепые, глухие и немые обычно не оказываются среди закопавших свой талант. Они не скрываются от людей, и этого достаточно. Ибо все, что они могут показать, они показывают. Сами себя! И сие есть серебро, которое они пускают в оборот и с прибылью возвращают Господину. Они суть рабы Божии, напоминание Божие, призыв Божий. Они исполняют сердца человеческие страха и милосердия. Они представляют собою страшную и ясную проповедь Божию, явленную во плоти. Именно те, кто имеет и очи, и уши, и язык, чаще всего закапывают свой талант в землю. Им дано много, и когда с них много спросится, они не смогут дать ничего.

Таким образом, неравенство лежит в самой основе тварного мира. Но это неравенство должно вызывать радость, а не бунт. Ибо его утвердила любовь, а не ненависть, разум, а не безумие. Жизнь человеческая уродлива не из-за присутствия в ней неравенства, но из-за отсутствия в людях любви и духовного разума. Внесите больше Божественной любви и духовного понимания жизни, и вы увидите, что даже в два раза большее неравенство нисколько не помешает блаженству людей.

Сия притча о талантах вносит свет, разум и понимание в души наши. Но она и побуждает нас к действию, и торопит, чтобы мы не опоздали совершить дело, для которого мы посланы Господином на торжище этого мира. Время течет быстрее самой быстрой реки. И скоро времени наступит конец. Повторяю: скоро времени наступит конец. И никто не сможет возвратиться из вечности, чтобы взять забытое и сделать несделанное. А потому поспешим использовать данный нам Божий дар, талант, занятый у Господа господствующих. Господу нашему Иисусу Христу о сем Божественном поучении, как и о всем, подобает честь и слава, со Отцем и Святым Духом — Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.

***

Из собрания творений святителя Николая Сербского (Велимировича), выпущенного издательством Сретенского монастыря. Приобрести издание можно в магазине «Сретение».

Ст. 1-4 Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать. Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом; а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение. Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь

Обстоятельно показав (коринфянам) все достоинство любви, (апостол) наконец убеждает их ревностно стремиться к ней; потому и говорит: «достигайте». Гонящийся за чем-нибудь видит только то, чего старается достигнуть, устремляет к тому все внимание и не отстает, пока не достигнет. Когда он не может достигнуть сам собой, то старается остановить бегущего при помощи находящихся впереди его, с великим усердием убеждая находящихся вблизи задержать бегущего и задержав не выпускать, пока он сам не достигнет до него. Так же будем поступать и мы: если не достигаем до любви, то будем просить находящихся близко к ней задержать ее, пока мы не приблизимся к ней; а когда достигнем, то постараемся не опускать ее, чтобы она опять не убежала от нас. Она часто удаляется от нас, потому что мы обращаемся с ней не надлежащим образом и предпочитаем ей все другое. Потому надобно употреблять все меры, чтобы крепко держать ее. Если будет так, то мы без большого или, лучше, без всякого труда, а напротив с радостью и торжеством, будем идти по узкому пути добродетели. Потому (апостол) и говорит: держитесь ея. Далее, чтобы не подумали, будто он вел речь о любви для того, чтобы унизить дарования, присовокупляет: «ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать. Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом; а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение» (1Кор.14:1–3). Здесь он сравнивает дарования, и поставляет ниже других дар языков, доказывая, что он и не совсем бесполезен, и не очень полезен сам по себе. Коринфяне много превозносились им и считали его великим дарованием, – считали великим потому, что апостолы получили его прежде всего и с такой торжественностью. Но это не делало его превосходнее других. Почему апостолы получили его прежде всего? Потому что должны были ходить повсюду. Как во время столпотворения один язык разделился на многие, так тогда многие языки часто принадлежали одному человеку, и один и тот же говорил на персидском, на римском, на индийском и на многих других языках, по внушению Духа. Такое дарование называлось даром языков, потому что (владевший им) мог говорить вместе на многих языках. Смотри же, как (апостол) и уничижает его и возвышает; словами: «ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его», уничижает, показывая, что это дарование не очень полезно; а далее словами: «он тайны говорит духом», опять возвышает, чтобы оно не показалось излишним, бесполезным и напрасно данным. «А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение». Видишь ли, с какой стороны он доказывает превосходство этого дарования? Со стороны его общеполезности. И везде он предпочитает то, что приносит пользу многим. А те, скажи мне, разве не людям говорили? Но не с таким назиданием, увещанием и утешением.

Иметь вдохновение от Духа одинаково свойственно обоим, и пророчествующему и говорящему языками; но первый, т. е. пророчествующий, имеет преимущество пред последним в том, что он еще полезен слушателям. Говорящих языками не слышали не имевшие этого дарования. Что же? Неужели они не назидали никого? Да, говорит, только самих себя. Потому (апостол) и присовокупляет: «кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя» (1Кор.14:4). Каким же образом, если он не знает, что говорит? Но здесь (апостол) беседует о тех, которые знали, что говорили, знали сами, но не могли передать другим. «А кто пророчествует, тот назидает церковь». Какое различие между одним и церковью, такое же различие между первым и последним. Видишь ли мудрость (апостола), как он не обращает этого дара в ничто, а показывает, что он, хотя приносит пользу, но малую, и достаточен только для обладающего им?

Гомилия 35 на 1-е послание к Коринфянам.

Бог любит Своих детей и награждает их различными дарами. Ему хочется услышать благодарность тех, кто удостаивается этих знаков любви. Насколько щедро Он дает нам, настолько щедро мы должны отдавать тем, кто нуждается. Бог прославляется и восхваляется, когда благодарность исходит из сердца получающего их человека. «…Даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8) – это небесное повеление!

Каждое благословение и «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:17). Бог желает обогатить наше общение с Ним, чтобы мы, в свою очередь, стремились привлекать к общению с Ним как можно больше людей.

Когда мы делимся этими дарами с другими, в наших сердцах возрастает преданность и любовь нашему благому Богу-Отцу, Который видит все, тем более, сострадание и доброту Своих любимых детей. Он вознаграждает даже за чашку холодной воды, поданную «…во имя ученика…» (Мф. 10:42). Мы становимся проводниками Божьих благословений для других людей, которые крайне нуждаются в Его любви и помощи. Неблагодарность – это зачастую та дверь, которую мы закрываем перед Божьими благословениями.

Эгоистичные качества каждого из нас являются врожденными, поскольку мы унаследовали греховную природу Адама. В нашей эгоистичности коренится склонность ко греху и множество его проявлений, которые лукавый старается использовать для осуждения, чтобы, таким образом, уничтожить нас.

Величайший Дар Божий – Его Единородный Сын. Чтобы принять Его как своего личного Спасителя, необходима «…печаль ради Бога…» (2 Кор. 7:10) из-за своих грехов, а затем покаяние, смиренное сокрушенное сердце и возмещение нанесенных нами убытков. «…Сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:19). «…Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37). Для принятия Иисуса – самого великого Дара любящего Отца Небесного, необходимо благодарное сердце.

Божье хранилище благословений никогда не исчерпается и не оскудеет. Его изобилие может удовлетворить любую нашу нужду и святое желание! Наша жизнь чрезвычайно обогатилась Его излияниями из открытых «окон небесных»: план искупления, благочестивое духовное наследие и заботливые братья и сестры во Христе. Все духовные благословения пришли к нам через Иисуса Христа – нашего Господа и Спасителя, так же, как и временные материальные блага.

Мы всегда должны благодарить Бога за Его дары и благословения, а также окружающих нас людей. Когда Бог побуждает кого-то чем-то поделиться с нами, на нас возлагается повышенная ответственность и подотчетность.

Зачастую дары наносят вред тому, кому они предназначены. Суть дара и его особенность иногда определяют реакцию на него получателя и то, как он сможет его использовать. Некоторые дары бессмысленны с точки зрения приносимой ими пользы и нередко не имеют никакого значения, но Дар в лице Христа определяет истинный смысл и цель для нашей жизни!

Да будет хвала нашему Богу-Отцу за Его бесценный дар!

Мы обычно делаем подношения, движимые любовью и заботой к дорогим нам людям, Бог же проявил любовь даже к тем, кто ослушался Его, оскорбил и относится к Нему с пренебрежением. Благодаря труду и силе Духа Святого, Он пробуждает в нас желание спастись и дает нам силу исполнять Его волю. Иногда дары, предназначенные детям, должны подождать зрелости будущих получателей, чтобы они в соответствующее время могли взять в руки юридические и правовые документы. Божий дар – любовь – это чудесная сила, которая приводит нас к совершенству, чтобы в конечном итоге мы смогли все унаследовать со Христом.

Примирение с Богом-Отцом – это самое великое благословение для человечества. Оно более, чем мечта, поскольку действительно для наследников спасающей веры. «Взирая на… Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр. 12:2). «…Радость пред Господом – подкрепление для вас» (Неем. 8:10), а хождение в истине – лучшее ее проявление для окружающих.

Наш Отец Небесный знает человека, как никто другой, поэтому понимает ту чрезмерную радость, которую переживает душа, с которой сняты осуждение и вина. «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:36). Бог есть любовь, и Иисус Христос – величайшее проявление этой любви, благодаря которой мы примиряемся с Богом-Отцом и становимся Его посланниками, приводящими к Нему других людей, чтобы и они стали едины с Ним. Свидетельствуя окружающим о своей радости и славя Бога за наше спасение, мы, таким образом, доносим убедительную истину до тех, кто находится вне стада, – в плену у лукавого.

Евангелие от Иоанна 3:16 – это золотой стих Библии, ибо в нем сокрыты девять великих качеств:
1. Ибо Бог – величайшая Личность
2. Так возлюбил – самая высокая степень
3. Мир – самое большое количество
4. Что отдал – величайшее деяние
5. Сына Своего Единородного – величайший Дар
6. Чтобы всякий – самое обширное
7. Верующий в Него – величайший труд веры
8. Не погиб – самая сильная степень разрушения
9. Но имел вечную жизнь – самая большая продолжительность жизни с избытком

Если Единородный Сын Божий – Дар любви Отца, принимается как Спаситель, Искупитель и Господь, то гнев Божий сменяется благосклонностью к грешнику. Бог, проявляя величайшую любовь к людям, послал Своего Сына Иисуса Христа совершить труд искупления ради нашего вечного блага. Мы должны славить нашего Бога-Отца за Его дар искупления своей искренней преданностью и послушанием: «Господь мой и Бог мой».

«Благодарение Богу за неизреченный дар Его!» (2 Кор. 9:15).

Чарльз Брубейкер

< Предыдущая

ТЕМА 17
ДАРЫ ДУХА

Говоря о Церкви, Иисус Христос сказал: «… и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). В связи с необходимостью противостоять силам зла нам нужно быть подготовленными и оснащенными духовно. Мы должны знать о дарах Духа, понимать то, как они действуют, и быть готовыми разумно употреблять их в соответствии с волей Господа.
Духовные дары невозможно заработать. Это подарок, дар. Они даются Церкви на пользу, для достижения единства Тела Христова, для выявления сверхъестественного присутствия Божьего. Окончательным назначением даров Духа является осуществление воли Бога на земле через исполненную Духа Святого Церковь. Для того чтобы дары действовали, необходима атмосфера любви и единства в Церкви.
Существуют различные методы классификации духовных даров. Мы рассмотрим их в следующем порядке:
1. Дары служения: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями» (Еф. 4:11);
2. Дары мотивации (побуждения): «И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, , пророчество, по мере веры; служение, в служении; учитель ли, – в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, в простоте; начальник ли, с усердием; благотворитель ли, с радушием» (Рим. 12:6–8);
3. Дары проявления: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:8–11).
Дары служения (Ефес. 4:11)
Иисус Христос оставил эти дары людям, чтобы они осуществляли то дело, которое Он совершал, будучи на земле. Для этого Он поставил Апостолов, пророков, евангелистов, пасторов и учителей. Иисус Христос имел все эти служения. Он был Апостолом – то есть Посланником с определенной миссией, также Пророком, Евангелистом, Пастырем и, конечно, великим Учителем. Следовательно, эти служения даны нам для управления церковью, для «совершения (оснащения) святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божьего, в мужа совершенного в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:11–13).
Ввиду того, что здесь говорится об определенных постах или позициях, занимаемых в управлении Церковью, многие считают их не дарами, а просто служениями. Однако в Ефес. 4:8 «дал дары человекам» – употреблено слово «дары», которое и позволяет их отнести к управленческим дарам служения.
1. Апостол – это слово употребляется в двух различных значениях.
Во-первых, оно относится к 11 ученикам Иисуса Христа, которых стали так именовать впоследствии (Мф. 10:2). Через них Господь дал нам Священное Писание. Они были призваны утвердить доктрину (учение Нового Завета) и положить основание Вселенской Церкви «…быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным » (Еф. 2:20). Это было специальное Божье призвание для особого служения. В этом смысле Апостолов сегодня нет. Основание Церкви положено. Канон Священного Писания завершен.
После них были и другие люди, которые были посланы Богом с конкретной целью. Их также называли апостолами (1 Кор. 9:5). Но они уже не имели права вносить что-то новое в утвержденную учениками Иисуса Христа доктрину. Их служение заключалось в открытии поместных церквей. В этом значении и сегодня в церкви есть действующие апостолы. Это люди, которым дана особая духовная власть в заботе о церквах.
Признаки апостольства:
– личное призвание Иисусом Христом. «Павел Апостол, не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его из мертвых» (Гал. 1:1; 1 Кор. 1:1);
– духовный авторитет и признание служения церковью. «Если для других я не Апостол, то для вас Апостол…» (1 Кор. 9:2);
– открытые церкви и спасенные души в результате служения. «…ибо печать моего апостольства – вы в Господе» (1 Кор. 9:2);
– проявление Силы Божьей и помазания. «Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса» (Деян. 5:12).
Во избежание ложного провозглашения отдельными людьми самих себя апостолами, понимая, что только Бог может поставить на это служение, в Белорусской Церкви ХВЕ не принято присваивать служителям такой титул.
2. Пророк – христианин, имеющий способность от Бога получать и провозглашать откровение или произносить вдохновенное послание. Пророк обладает мощным видением того, что Бог хочет делать, и ясно провозглашает это людям. Он обычно сосредоточен на духовном росте людей, озабочен состоянием всеобщей святости Божьего народа. Через него, для передачи воли Господа людям, как правило, проявляются дары откровения (слово мудрости, слово знания и различение духов) или другие виды откровения, которые выявляют тайны прошлого или будущего. Служение пророка отличается от пророчествующего своей стабильностью, Божьим призванием, подтверждением Церкви.
3. Евангелист – верующий, имеющий сверхъестественный дар как для провозглашения Благой вести о спасении с необычайной эффективностью, так и для подготовки других к служению евангелизации.
4. Пастырь – обладающий способностью и призванием от Господа быть ответственным за духовное состояние поместной церкви и управление ею. Пастырь направляет, защищает и кормит стадо.
5. Учитель – это человек, обладающий дарованием понимать, понятно объяснять и применять Слово Божье к жизни слушающих. В его служении проявляется умение объяснять библейские истины, приводящие к зрелости других верующих, а также к оснащению их на дело служения.
Дары мотивации (побуждения) (Рим. 12:6–8)
Эти дары, являясь дарами благодати, функционируют в церкви, придавая особую мотивацию человеческой жизни. Особенностью этой группы духовных даров является то, что они действуют по побуждению и являются как бы сочетанием даров служения и даров проявления.
1. Пророчество – богодухновенное провещевание, которое состоит в получении и передаче срочного послания Бога к Его народу для назидания, увещевания и утешения. Пророчество рождается в духе человека под воздействием Духа Божьего. При этом, излагая пророчество, говорит сам человек под воздействием Святого Духа. Поэтому в речь могут вклиниваться человеческие слова, вплоть до искажения смысла послания. Писание советует: «прочие пусть рассуждают». Новозаветное пророчество дано не для дополнения Библии, и его нельзя ставить в ряд со Священным Писанием. Это как бы срочная телеграмма, посланная, чтобы повлиять на церковь или отдельного человека. Спонтанность является отличительной чертой пророчества, то есть оно не приготовляется умом пророка, а исходит от сердца, исполненного Духом Святым. Пророчество нужно принимать со смирением, рассуждая над ним. Пророчество всегда должно быть в гармонии со Словом Божьим.
2. Служение – это способность от Господа видеть неразрешенные нужды, сопровождающие осуществление Божьей работы, и использовать всевозможные ресурсы, чтобы эти нужды разрешить. Этот дар часто отождествляют с даром вспоможения, который характеризуется особой помощью нуждающимся как в духовном, так и в обычном материальном плане. В какой-то степени к дару служения относятся и офисные работники, которые оказывают неоценимую услугу духовным лидерам и без которых служение последних было бы не столь эффективным. Всего в Новом Завете насчитывается более пятидесяти различных служений, где христиане служат в Теле Христовом и друг другу и миру.
3. Увещатель – христианин, обладающий даром от Бога вселять уверенность, укреплять и утверждать тех, кто пребывает в разочаровании или колебании веры. При этом служении обычно через слова утешения человек приходит к успокоению и ободрению и, получив помощь и консультацию, чувствует себя исцеленным.
4. Раздаватель – призвание человека добровольно и с радостью вкладывать свои материальные ресурсы в работу Господа. У Бога во все времена были люди, у которых были деньги и другое имущество, чем они служили делу евангелизации и восполнению различных духовных нужд.
5. Начальник – имеющий дар управления, руководства, обладающий способностью спланировать, организовать и направить деятельность церкви так, чтобы она исполняла свою миссию. Дар начальства (лидерства) – это божественное дарование привлекать, вести и побуждать людей к осуществлению всех служений, которые есть в церкви. Хорошими библейскими примерами руководителей являются Моисей, Иосиф, Неемия.
6. Благотворитель – испытывающий сочувствие и сострадание к людям, христианам и неверующим, страдающим от физических, умственных, эмоциональных или духовных проблем. Он имеет способность переводить сострадание в дела, облегчающие и снимающие страдания. Основной движущей силой благотворительности является любовь.
Дары проявления (1 Кор. 12:8–10)
Это дары, в которых особым образом проявляются сверхъестественные действия Святого Духа для достижения определенных целей в Теле Христовом. Дары проявления обычно подразделяются на три группы:
1. Дары откровения (что-то открывают):
1) дар слова мудрости;
2) дар слова знания;
3) дар различения духов.
2. Дары силы (что-то делают):
1) дар веры;
2) дар исцелений;
3) дар чудотворения.
3. Дары провещевания, говорения (что-то говорят):
1) дар пророчества:
2) дар иных языков;
3) дар истолкования иных языков.
Дары откровения
При действии даров откровения Бог дает сверхъестественное знание определенных событий или фактов, о которых человек не может узнать естественным образом. Это становится возможным благодаря чуду – Божественному откровению.
1. Слово мудрости – это сверхъестественное откровение намерений и замыслов Господа. Через этот дар Бог дает лишь маленькую крупицу информации из своей огромной сокровищницы премудрости, и эта мудрость имеет отношение к будущему. Когда Бог дает слово мудрости, Он открывает то, что еще не стало реальностью. Это не мудрость по плоти, а слово мудрости для конкретного случая или ситуации, и дается людям различного уровня образования (см. Деян. 15:6–29).
2. Слово знания – это частица Божественного знания, данного человеку, которое относится к реальным событиям настоящего или прошлого. Благодаря этому знанию нам становятся известными те факты, о которых мы не могли узнать естественным образом. Если дар слова мудрости открывает волю Божью от настоящего к будущему, то дар слова знания – от настоящего к прошлому (см. Деян. 5:1–10).
3. Различение духов – это Божественная способность распознавать, какой дух инициирует поступки человека (отрицательные или положительные). Различение духов дает Церкви Христовой проницательность в духовном мире, в сфере, недоступной для наших естественных чувств. Это божественное откровение о том, что происходит в духе человека, какой дух находится в нем. Это не подозрительность, не критическая оценка, а сверхъестественное откровение от Бога о духах и их действии через людей (см. Деян. 16:16–18).
Дары силы
Эти дары совершают то, что невозможно совершить обычным образом.
1. Дар веры. Существует естественная вера, которой обладают люди. Она присуща всем. В духовной сфере есть так называемая спасающая вера, когда человек принял Евангелие Иисуса Христа в свое сердце и стал спасенным. Но дар веры отличается от этого. Это особая, специальная вера от Святого Духа, позволяющая совершать сверхъестественные действия, которые самому человеку не под силу. Иными словами, для получения чуда от Господа необходима эта специальная вера, являющаяся даром Святого Духа и действующая, как и другие духовные дары.
2. Дары исцелений – сверхъестественные дарования от Духа Святого исцелять людей без применения естественных средств или человеческого вмешательства. Эти дары могут проявляться различными путями, поэтому упоминаются во множественном числе. Исцеление через человека совершает Бог, поэтому желающему получить исцеление необходимо верить только Господу и искать Его милости, веря в то, что Бог исцеляет различными способами.
3. Дар чудотворения подразумевает сверхъестественное вмешательство Бога в обычный ход вещей. Это те действия, которые невозможно совершить обычными человеческими усилиями или умениями (например, воскрешение из мертвых). Новый Завет полон примеров, повествующих о чудесах как Иисуса Христа, так и Его последователей.
Дары провещевания
1. Дар пророчества мы рассматривали, когда говорили о дарах побуждения.
2. Дар иных языков представляет собой сверхъестественное высказывание, которое приходит от Бога через Духа Святого и проявляется в виде речи на незнакомом языке. Иные языки являются одним из подтверждений исполнения Духом Святым. Используя их, особенно прекрасно входить в сферу поклонения и прославления и величать Бога: «Кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу» (1 Кор. 14:2).
3. Дар истолкования языков – передача одним человеком понятной разговорной речью сказанного на ином языке другим. Это не перевод, где внимание переводчика сосредоточено на словах, а соединение в Духе, при котором становится понятной речь говорящего на незнакомых языках.
Дар иных языков с истолкованием равнозначен дару пророчества, поэтому его цель та же – назидание, увещевание и утешение членов церкви.

Истинный дар пророчества действует в том случае, когда человек слышит ясное послание от Бога, касающееся другого человека, группы людей или ситуации. Пророчество может быть общим или детальным. Оно может прозвучать во время подготовленного учения или проповеди, а может прийти в виде сверхъестественного откровения.

Хотя дар пророчества невероятно важен, им, к сожалению, довольно часто злоупотребляют, что приводит ко многим проблемам и путанице. Безусловно, в наши дни есть настоящие пророки, но есть и лжепророки. Есть также люди, которые полны добрых намерений, когда передают другим «слово от Господа», но это слово – их собственные умозаключения, вдохновлённые их собственной волей и эмоциями, а не Святым Духом.

Цель истинного пророчества – говорить людям «для назидания, поощрения духовного роста, ободрения и утешения» (1-е послание к Коринфянам 14:3, Расширенный перевод Библии). Все дары Святого Духа направлены на всеобщее благо и пользу. Кроме того, истинное пророческое слово сопровождается миром внутри. Наше сердце и наш дух свидетельствуют о том, что это слово от Бога. Оно подтверждает то, о чём мы уже размышляли, пусть даже косвенно. Эти критерии помогут вам определить, является ли пророчество истинным. Однако главной проверкой истинности пророчества является то, сбывается оно или нет. Помните, что настоящее пророчество всегда осуществляется. Но не только люди, обладающие пророческим даром, могут услышать Бога. У вас есть и возможность, и право слышать Его голос, поэтому всегда проверяйте, какой дух стоит за пророчествами, которые вы получаете, и испытывайте духов (см. 1-е послание Иоанна 4:1).

БОЖЬЕ СЛОВО НА СЕГОДНЯ: Когда люди что-то советуют вам и говорят, что услышали это от Бога, убедитесь, что это не противоречит Божьему Слову и что эти слова находят подтверждение в вашем сердце.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *