Дедушка добри

Живя в исключительной бедности, Добри Добрев подарил храмам свыше 40 тысяч евро.

13 февраля 2018 года на 104 году жизни скончался известный благодетель болгарских православных храмов Добри Дорбев, которого называли «святым из села Байлово», сообщает Bnr.bg.

Дедушка Добри был одним из крупнейших частных благотворителей. Всю жизнь проводя в исключительной бедности, он подарил храмам свыше 40 тысяч евро, собранных из личных средств и пожертвований, предоставленных ему щедрыми людьми.

«В 2005 году он дарил 5 тысяч евро на церковь Святых Кирилла и Мефодия в селе Байлово. В 2007 году – 12 500 евро на реставрацию Елешнишкого монастыря и церкви села Горно-Камарци. В 2008 году на его деньги была ремонтирована церковь в городе Калофер. В 2009 году дед Добри дарил 18 тысяч евро кафедральному собору Святого Александра Невского, что стало крупнейшим дарением от частного лица за всю более чем 100-летнюю историю храма», – сказано в сообщении.

Похороны Добри Добрева состоятся в четверг, 15 февраля, в его родном селе Байлово.

Добри Добрев родился 20 июля 1914 года в селе Байлово, Болгария. Всю жизнь занимался земледелием. Был женат, вырастил четырёх детей. Cобирал средства на восстановление храмов в Болгарии. Сам жил в небольшом домике на территории церкви святых Кирилла и Мефодия в родном селе. Почти каждый день пешком или на автобусе отправлялся в Софию, где возле храма-памятника Александра Невского или церкви Семи Святых собирал подаяние. Все собранные деньги жертвовал на ремонт или восстановление церквей и другие нужды. Сам жил на государственную пенсию. Для личных нужд использовал только неденежные подаяния (еда, одежда).

До́брое у́тро (Dobroye utro) good morning До́брый день (Dobriy den) good day До́брый ве́чер (Dobriy vecher) good evening Здра́вствуйте (Zdravstvuyte) it’s a kind of universal greeting, you can use it 24 hours a day, though only once per day to the same person. formal. Споко́йной но́чи (Spokoynoy nochi) good night (literally, ‘peaceful night’) Приве́т (Privyet) hi. informal. До свида́ния (Do svidanya) good bye Пока́ (Poka) bye; also used as English «until»: подождите, пока я приду (wait until I come) Пожа́луйста (Pozhalusta) please; also used for saying «you are welcome» as an abreviation of «please think nothing of it» Спаси́бо (Spasiba) thanks Прошу́ проще́ния (Proshu proshcheniya) I’m sorry / excuse me (formal) Извини́те (Izvinitye) I’m sorry / excuse me (informal) Да (Da) yes Нет (Nyet) no / not Как дела́? (Kak dyela?) How are you? Хорошо́. (Kharasho) Fine/ Good Я бу́ду борщ с больши́м коли́чеством смета́ны (в рестора́не) (Ya budu borshcht s bal’shim kalichistvuhm smitany (fristarani)) I’ll take borshch with lots of sour cream (in the restaurant). Как Вас зову́т? (Kak Vas zovut?) What is your name? (lit. «What do call you?») Меня́ зову́т… (Menya zovut…) My name is… (lit. » call me …») Когда́ Вы родили́сь/роди́лись? (Kogda Vy rodilis?) When were you born? Где Вы родили́сь/роди́лись? (Gdye Vy rodilis?) Where were you born? Где Вы живёте? (Gdye Vy zhivyotye?) Where do you live? Кто Вы? (Kto Vy?) Who are you? Где Вы? (Gdye Vy?) Where are you? Где Вы у́читесь? (Gdye Vy u chityes?) Where do you study? Ру́сский язы́к о́чень краси́вый. (Russkiy yazyk ochen’ krasivy) The Russian language is very beautiful. Я Вас люблю́. (Ya Vas lublyu.) I love you. Я хочу́ есть. (Ya khochu yest’.) I’m hungry (I want to eat). Я хочу́ пить. (Ya khochu pit’.) I’m thirsty (I want to drink). Мне ну́жен перево́дчик. (Mne nuzhen pervodchik.) I need an interpreter/translator.

Община болгарского города Пловдив выделит 20 тысяч болгарских левов (примерно 630 тысяч рублей) на документальный фильм «Тихий ангел» (Silent angel) о Дедушке Добри из Байлово. Об этом сообщает местная газета «Труд» со ссылкой на информационный ресурс Топновини.

Выходец из крестьянской семьи, добрый старец Добри Добрев, которого в Болгарии называют Дедушка Добри (Дядо Добри), известен далеко за пределами своей страны как аскет, подвижник и филантроп. Завещав все свое имущество церкви в 2000-м году, он навлек на себя непонимание и гнев собственных детей и вскоре оказался без крова. В настоящее время живет в спартанских условиях в маленьком домике на территории церкви Свв. Кирилла и Мефодия в родном селе Байлово.

Многие годы Добри Добрев ходит пешком (в силу преклонного возраста последнее время это ему дается нелегко, и его бесплатно подвозят водители рейсовых автобусов) в Софию, к храмам, где собирает пожертвования на нужды церкви. В 2005-м году он передал 10 тысяч левов (более 300 тысяч рублей) на поддержание церкви в Байлово. Неоднократно перечислял деньги на ремонт и реставрацию церквей и монастырей.

35 тысяч левов (миллион рублей), пожертвованных им на храм-памятник Святого Александра Невского стали самым большим документально подтвержденным пожертвованием на нужды церкви. Но и этим его благотворительная деятельность не ограничивается. Старец неоднократно оплачивал расходы на ЖКХ болгарских детских домов.

Фильм о Дедушке Добри — соместный проект Болгарии, Германии и США.

Легендарный дедушка Добри из болгарской деревни Байлово, собиравший деньги на восстановление храмов, скончался в возрасте 103 лет.

По российским соцсетям давно ходил текст неизвестного автора: «98-летний нищий, дедушка Добри из болгарской деревни Байлово, одетый в домотканные одежды и древние кожаные ботинки, часто стоит у собора святого Александра Невского в Софии…» Дедушка Добри собирал деньги на восстановление храмов. Все это так похоже на святочный рассказ, что скептики начинают сомневаться: да существует ли дед с добрым-добрым именем на самом деле?

Да, дедушка Добри жил на свете, а 13 февраля 2018 года социальные сети сообщили о его кончине на 104-м году жизни. Кто же он, дедушка Добри?

Благотворительность, а не нищенство

Согбенный дед с большой копной белых волос, в старых одеждах, он как будто сошел с картинок, изображающих крестьян XIX века. Одежда из грубой холстины, «ботинки» – это очень громко сказано: на ногах у деда куски кожи, стянутые веревками, самый древний вид обуви. И зовут его в самом деле Добри Добрев, это довольно распространенное болгарское имя, сокращенное от «Добрин», Добри Добревых в этой стране не так уж мало. Но старик из села Байлово, конечно, единственный. Здесь его зовут Дядо Добри – дедушка Добри.

Всю жизнь дедушка прожил в своей деревне, в 43 километрах от Софии. Раньше дед ходил в столицу пешком, а в старые годы — ездил автобусом, и с него не берут плату: дедушку Добри все знают. В столице он обычно приходит в огромный собор св. Александра Невского или в храм св. Седьмочисленников (Кирилла, Мефодия и их пяти учеников). Там он стоит у входа со свечой и пластиковым стаканчиком и собирает пожертвования горожан, которые потом передает храмам и монастырям.

Именно пожертвования, а не милостыню, как о нем иногда пишут. Он сам подчеркнул в интервью болгарскому телевидению, что занимается «благотворительностью, а не нищенством». И сказал это очень определенно и четко, хотя дикция у него от старости не совсем внятная.

Добри глуховат: в войну оглох от взрыва. Но, судя по интервью, в свои преклонные годы он совершенно в здравом уме. Глаза выцвели и помутнели, но взгляд ясный, а в густых усах иногда возникает совсем непростая усмешка.

Дома в Байлово

Село Байлово очень старое: оно основано еще в XII веке. Белые домики, черепичные крыши, вокруг горы и лес; по улицам ходят гуси, жителей примерно триста человек. Самый известный уроженец села — видный писатель Елин Пелин, который много рассказывал в своих книгах (переведенных, кстати, на русский язык) о жизни болгарского крестьянства; дом-музей Елина Пелина совсем рядом с жилищем Добри Добрева.

Добри родился здесь в 1914 году, вскоре после начала Первой мировой войны. Его отца скоро убили на войне, и мальчика воспитывала мама Катерина. Учился он в городе, но потом вернулся в деревню. В 1940 году женился. Но уже шла Вторая мировая, скоро начались бомбежки, потом пришли немцы.

На вопрос телекорреспондента о роде занятий Добри ответил, что всегда занимался земледелием. Детей у него было четверо; пишут, что двоих из них он пережил. Рассказывают, что лет десять назад старик завещал свое имущество церкви. Дети его остались не в восторге от этого решения и выгнали его из дома. Добри переселился в маленькую хижину во дворе местной церкви св. Кирилла и Мефодия. Деньги на ремонт этого храма он тоже собирал сам: в 2005 году пожертвовал храму 10 тысяч левов (один болгарский лев по нынешнему курсу – примерно 23 рубля; пожертвование – около 5 тысяч евро).

Сейчас за дедушкой присматривает одна из его дочерей, постоянно живущая в Софии; есть еще внук, которого тоже зовут Добри, в честь деда. Комната, в которой сейчас живет старик, совсем бедная. У Добри есть простая кровать, но обычно он предпочитает спать на земляном полу. Обходится самым минимумом вещей и посуды. Почему не оставляет себе ничего из собранных денег? «А мне ничего не надо, — отвечает он. – У меня есть пенсия и Бог хлеба дает. Добрые люди хлеба приносят». Хлеб и фрукты ему приносят, а больше ему ничего не надо. Пенсия – сто шестьдесят левов, меньше 4 тысяч рублей на наши деньги.

Когда его спрашивают, почему он избрал такой образ жизни – отвечает по-разному: то – что совершил большой грех, то – что не ладил с женой; словом – это его покаяние, а теперь уже, пожалуй, жизнь, которую он сам себе выбрал и которая для него совершенно естественна.

Самое большое пожертвование на церковь в истории Болгарии

Храм св. Александра Невского в Софии

Собранные деньги он с помощью родственника клал в один из болгарских банков, а когда на счету набиралась солидная сумма – отдавал ее церкви или монастырю. Известно, что в 2007 году Дядо Добри отдал 15 тысяч левов на восстановление 500-летнего Елешницкого монастыря (на эти деньги отремонтировали фасад и реставрировали часть фресок) и 10 тысяч — церкви св. Георгия в селе Горно Камарци. В 2008 — на ремонт крыши и купола церкви в городе Калофере. А в 2009 году, в канун «самого болгарского праздника» — 24 мая – Добри Добрев отдал 35 700 левов храму-памятнику св. Александра Невского. Просто пришел к секретарю настоятеля Стефану Калайджиеву и сказал «хочу дать денег на церковь». Это самое большое задокументированное пожертвование на церковь в истории Болгарии.

Храм св. Александра Невского — самый большой в Болгарии, кафедральный патриарший собор Болгарской Православной Церкви. Он построен в память о русских воинах, павших в боях за освобождение Болгарии от османского ига. К началу XXI века огромный храм, постоянно испытывающий недостаток средств, стал нуждаться в ремонте и реставрации, и встал трудноразрешимый вопрос о том, государство или церковь должны оплачивать эти недешевые работы. Болгарское телевидение в 2010 году пришло в храм снимать программу о проблемах его реставрации, и когда сотрудники телекомпании спросили у настоятеля собора, Тихона, епископа Тивериопольского, кто сделал самое большое пожертвование на реставрацию храма, тот показал квитанцию на имя ДобриДимитрова Добрева. И вот тогда изумленные телевизионщики сняли сюжет, и о добром дедушке из Байлова узнал весь мир.

Путешественник во времени

Выяснилось, что почти столетний дедушка за десять лет сбора средств пожертвовал болгарским храмам и монастырям около 70 тысяч левов, это около 52 тысяч долларов или больше полутора миллионов рублей. Он рассказал в своем телеинтервью, что иногда ему удавалось собирать по 200-300 левов в день.

— Телевизор у вас есть? – спрашивает его репортер.
— Телевизор от дьявола, — ответил старик.
— Покажите мне, где дьявол, — сказал репортер.
— Дьявол в голове, — усмехнулся в усы Добри Добрев. – Мы его приняли.
— Вы боитесь смерти?
— Не боюсь.
— Почему?
— Почему… почему… — смеется дед. – потому что вижу, что грешен, да тут нет ничего хорошего. А если меня возьмет Бог – так возьмет, и все.
И через паузу:
— Я не очень тут счастлив.
— А Бог над нами смилуется? – спрашивает репортер напоследок.
— Смилуется над теми, кто смиряется.

С тех пор его много фотографировали и много о нем рассказывали. В сети есть сайт, посвященный дедушке Добри,где его прямо называют святым. Есть группа в фейсбуке. Весь мир, наверное, обошли фотографии, на которых Добри Добрев молится, стоит с пластиковым стаканчиком, целует руку маленькому мальчику – все как-то просто, спокойно и ласково.

На фоне современной городской жизни он кажется путешественником во времени – в своей древней одежде и невообразимой обуви, с косматой седой головой. Но, кажется, пока он жив, бродит где-то среди толпы, сидит на каком-нибудь парапете и ест хлеб или яблоки – тоже совершенно вневременная еда – что-то в жизни присутствует важное и нужное. И не только напоминание о том, как мало на самом деле человеку надо. Куда важнее другое: то самое неуловимое, мирное и ясное обаяние простоты, праведности и вечности, которое никак не дается писателям, когда они пытаются изобразить положительный персонаж, или кинематографистам, когда нужен мудрый старец. Можно было бы, наверное, сказать «обаяние святости», но это уж Господь рассудит.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *