День иверской иконы божией матери

Первое известие об этой иконе относится к IX веку — временам иконоборчества, когда в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы.

В царствование императора-иконоборца Феофила (829-842) неподалёку от города Никеи жила благочестивая вдова с сыном. У неё в доме была потаённая комната, в которой хранилась древняя икона Божией Матери. Ночами вдова молилась перед этим образом, бывшим для неё самым драгоценным сокровищем. Кто-то донёс на неё и однажды ночью в дом ворвались воины, один из них ударил икону мечем, желая изрубить её на куски. Удар пришёлся на изображение правой ланиты Богородицы, и из раны выступила кровь. Палачи испугались. Вдова на коленях стала умолять воинов пощадить икону и подождать до рассвета, пока она сможет собрать деньги на выкуп. Воины согласились, назвали огромную сумму для уплаты и не тронули икону, будучи смущёнными выступившей на ней кровью.

Когда они ушли, вдова взяла святой образ и направилась с сыном к берегу моря. Долго молилась она и просила Царицу Небесную о милости к Её образу и о заступничестве за сына. Отпустив икону в воду, она с радостью заметила, что та не упала, а встала вертикально, ликом к берегу, и скользя по водам, стала удаляться, пока не скрылась из вида. Той же ночью мать умоляла сына уйти из дома, опасаясь за его жизнь. Сама же благочестивая женщина осталась принять муки за иконопочитание. Дальнейшая судьба вдовы неизвестна.

Об иконе с пронзенным ликом, пущенной по морю, узнали на Афоне: единственный сын этой женщины принял монашество на Святой горе и подвизался рядом с тем местом, где когда-то причалил корабль, везший на Кипр Саму Божию Матерь и где впоследствии, в Х веке, грузинский вельможа Иоанн и византийский полководец Торникий основали Иверскую обитель.

Однажды насельники Иверского монастыря увидели на море огненный столп высотой до неба — он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Иноки хотели взять икону, но чем ближе подплывала лодка, тем дальше в море уходил образ. Братия стали на молитву и усердно просили Господа даровать икону обители.

В следующую ночь Пресвятая Богородица явилась во сне старцу Гавриилу, отличавшемуся строгой подвижнической жизнью и по-детски простым нравом, и сказала: «Передай настоятелю и братии, что Я хочу дать им Мою икону в покров и помощь, потом войди в море и с верой иди по волнам — тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители».

Наутро монахи с молебным пением отправились на берег, старец безбоязненно пошел по воде и сподобился принять чудотворную икону. Ее поставили в часовне на берегу и трое суток совершали пред ней молитвы, а потом перенесли в соборный храм (на том месте, где стояла икона, открылся источник чистой сладкой воды).

На другой день икону обнаружили над монастырскими воротами. Ее отнесли на прежнее место, но она вновь оказалась над вратами. Так повторялось несколько раз. Наконец Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала: «Передай братии: Я не хочу, чтобы Меня охраняли, но Сама буду вашей Хранительницей в этой жизни и в будущей. Я испросила вам у Бога Мою милость, и до тех пор, пока будете видеть Мою икону в обители, благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет».

Иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, Хранительницы обители, в которой чудотворная икона пребывает по сей день. Икона называется Портаитисса — Вратарница, Привратница, а по месту своего явления на Афоне — Иверская.

По преданию, явление иконы совершилось 31 марта, во вторник Пасхальной недели (по другим сведениям, 27 апреля). В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается во вторник Светлой седмицы; братия с крестным ходом идет на берег моря, где принял икону старец Гавриил.

Когда Иверскому монастырю угрожал голод, Божия Матерь явилась скорбящему настоятелю и послала его в житницу, которая оказалась полной муки. Богоматерь чудесно наполняла сосуды, умножала масло, овощи, избавляла обитель от пожаров, защищала от нашествий врагов. Однажды персы осадили монастырь с моря. Иноки взывали к Божией Матери о помощи. Внезапно поднялась страшная буря и неприятельские корабли затонули, в живых остался один лишь военачальник Амира. Пораженный чудом гнева Божия, он раскаялся, просил молиться о прощении его грехов и пожертвовал много золота и серебра на постройку монастырских стен.

К замечательным чудесам от иконы относится и то, что находясь при монастырских вратах, она часто не допускает входить в обитель людям, имеющим на душе какой-либо нераскаянный грех. На Святой Горе никто не сомневается в том, что когда Всесвятая Вратарница оставит Афон, то он прекратит своё существование. Это событие будет обозначать, что близок конец всей жизни на Земле, и, поэтому, до недавнего времени, Афонские иноки каждую неделю приходили в часовню проверять, на месте ли Вратарница.

В XVII веке об Иверской иконе узнали на Руси. Архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать точный список чудотворного образа. Собрав всю свою братию, Афонские монахи сотворили великое молебное пение с вечера до утра, и освятили воду со святыми мощами. Они облили чудотворную икону Пресвятой Богородицы, старую Портаитиссу, святой водой, потом собрали ту святую воду «в великую лохань», и облили новую доску, которую сделали из кипарисного древа. И опять собрали ту святую воду в лохань, отслужили Божественную литургию, а после дали ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобноиноку Иамвлиху Романову, чтобы он, смешав святую воду и святые мощи с красками, написал святую икону.

И вот новонаписанная икона ничем не отличалась от первой иконы — ни длиной, ни широтой, ни ликом. 13 октября 1648 года список встречали в Москве царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф и толпы православного народа. Впоследствии этой иконой владели царица Мария Ильинична и ее дочь царевна Софья Алексеевна; после кончины царевны образ пребывал в Новодевичьем монастыре. В настоящее время он находится в Государственном Историческом музее.

По преданию, у иноков, везших святыню с Афона, не хватило денег на переправу через Дунай. Они уже решили возвратиться в обитель, но Сама Божия Матерь помогла им — Она явилась богатому греку Мануилу и велела ему заплатить за монахов перевозчикам-мусульманам.

Другой список по повелению Патриарха Никона был доставлен с Афона в Москву, украшен драгоценной ризой и в 1656 году передан на Валдай, в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь (но после революции эта икона бесследно исчезла).

С иконы, находившейся в царской семье, был сделан еще один список; в 1669 году его установили в часовне у ворот, выходящих на главную улицу Москвы — Тверскую. Вратарница стала одной из самых чтимых святынь, Матушкой-Заступницей москвичей.

Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь победители; цари и царицы, прибыв в старую столицу, первым делом отправлялись поклониться Иверской — как и все, кто приезжал в город. Москвичи шли в часовню помолиться о всякой насущной потребе; икону возили по домам, служили перед ней молебны — и получали по вере: Иверская Вратарница прославилась исцелениями больных, многими чудесами.

В 1929 году часовню уничтожили, в 1931-м снесли Воскресенские ворота. Икона была передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где пребывает и поныне.

В ноябре 1994 года Святейший Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот на прежнем месте, и меньше чем через год они были восстановлены. 25 октября 1995 года с Афона в Москву прибыл новый список чудотворной Иверской иконы, написанный монахом-иконописцем с благословения иверского игумена. Благая Вратарница вернулась на главные ворота Своего города.

26 октября все православные верующие отмечают день почитания Иверской иконы Божьей Матери. Среди праздников церковного года есть несколько очень популярных в народе, хотя они и не являются ни двунадесятыми, ни даже великими праздниками. К ним относится и день Иверской иконы.

Икона Божьей Матери, которая хранится сейчас в Иверском монастыре на Афоне, является списком с прижизненного изображения Богородицы. По преданию, ее лик написал на доске святой апостол и евангелист Лука, кисти которого приписывается несколько десятков икон Божией Матери.

Существует красивая легенда о том, как была обретена Иверская икона. В IX веке, во время царствования императора Феофила, ею владела вдова, проживавшая неподалеку от города Никеи. Тогда были времена иконоборчества, и для того чтобы спасти икону от уничтожения, она с молитвой доверила ее морским волнам. Прошло целых два века, прежде чем монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом, и взяли ее из вод.

В том месте на Афоне, куда икона была донесена одним из монахов и впервые поставлена на землю, забил святой источник. А сама икона ни в какую не согласилась находиться в алтаре монастыря. Она чудесным образом раз за разом оказывалась в нише над его вратами. Там она находится и в наши дни.

О том, как отмечать этот праздник и какие главные смыслы он нам несет, рассказал в интервью «МИР 24» профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института, искусствовед Александр Копировский.

– Александр Михайлович, как Иверская икона стала почитаемой у нас в Россию?

Александр Копировский: Иверская икона Пресвятой Богородицы пришла в Россию в своем списке 1648 года, присланном с Афона, и очень у нас почиталась. Хотя на Руси все иконы Богородицы чтились, но в те годы более всего три – Смоленская, Владимирская и Иверская.

Икона, хранящаяся сейчас в Иверском монастыре на Афоне, датируется специалистами концом XI – началом XII века. Хотя судить об этом трудно – икона не только под окладом XVI века, но еще и под темной олифой. Чтобы увидеть, какая она есть, Иверскую икону желательно раскрыть, то есть снять грузинский оклад XVI века и реставрационно ее промыть. Это представляет собой определенную сложность, потому что в народе отношение к этому суеверное – часто считается, что на икону даже смотреть слишком внимательно нельзя.

На фото: Иверский монастырь в Греции
Фото: Бережков Алексей/ТАСС

С Иверской иконы на Афоне сделано много списков, один из них – специально для Москвы. Но важно понимать, что и образ в Иверском монастыре в свою очередь – это тоже список. Самые древние иконы Богородицы не сохранились, сейчас существуют только их списки, и поэтому все легенды, в частности об Иверской иконе, относятся не к тому образу, который находится сейчас на Афоне, а к прежде существовавшему.

– О чем молятся перед Иверской иконой, есть ли какая-то закрепившаяся в народе традиция?

А. К.: Мнение, что существует какое-то «разделение труда» между святыми – это глубокое заблуждение. Народ настолько не научен (он не виноват, его никто не учил), что часто действительно возникают такие представления. Нужно очень мягко подсказывать, что никакого разделение труда у святых нет. Что можно к любому святому обращаться в молитве со всякой нуждой или, наоборот, со всякой радостью. Молитесь тем святым, которые вам лично ближе, кто, возможно, вам лично открылся. Независимо от того, в каком случае ему якобы принято молиться. Это суеверие, но его нужно преодолевать очень мягко и настойчиво.

В народном сознании произошло и искажение почитания самой Богородицы: как будто она может донести наши молитвы Христу, как мама ходатайствует перед сыном-начальником. Такого рода народное «благочестие» – серьезная проблема и вызов для христианства.

Поэтому сейчас важно переходить от внешних сторон иконопочитания к большей глубине, которая непонятна вне главного евангельского события – Богоявления, явления Христа. Без просвещения иконопочитание всегда будет немножко искажаться.

– Что стоит рассказать детям накануне праздника, собираясь с ними в храм?

А. К.: Если исходить из того, что дети уже знают, что такое храм и зачем туда ходят, то я бы сказал детям, что мы с вами идем в гости к Богородице, у которой сегодня праздник. Главное, чтобы у детей не возникло ощущения, что каждая икона – это отдельная Богородица. Надо ясно дать им понять, что это одна и та же Богородица. Мы ее очень любим и поэтому изображаем много и по-разному.

А второе – я обратил бы внимание на то, что на этой иконе у Богородицы на лице маленькая красная ранка. Стоит рассказать историю, которая касается иконы, находящейся на Афоне. Есть такая легенда, что во времена иконоборчества солдат нанес по иконе удар мечом. И из иконы, как из живого лица, потекла кровь. Можно сказать, что этот удар нанес человек не духовный, который мыслил все очень реалистично и представлял себе, что икона – это лишь мертвая доска. Хорошо рассказать, что точно также боролись с иконами – жгли их и ломали – у нас в стране в советские годы, совсем недавно. Надо помнить и знать, что время идет, а люди, к сожалению, ничему не учатся.

А мы почитаем Богородицу, любим ее, и след ранки на ее щеке мы воспринимаем, как символ оскорбления самой Богородицы, хотя ударили всего лишь ее изображение, ее икону. Тот, кто хулит изображение, пытается оскорбить и саму Богородицу.

Детям стоит сказать, что в нашей истории были такие периоды, когда иконы жгли и ломали, а сейчас их наоборот очень ценят и выставляют в музеях. Но нам нужно ни в ту, ни в другую крайность не ударяться, а почитать сама Царицу Небесную.

И помнить, что мы приходим в гости к ней, и она нас принимает в честь своего праздника, как царица приглашает на прием в честь своей памятные даты.

Фото: Карпов Сергей/ТАСС

– Как правильно отметить этот праздник взрослым?

А. К.: Взрослым тоже полезно знать историю про иконоборцев.

Интересно, что православные грузины очень любят Иверскую икону, хотя она связана не прямо с Грузией, а с грузинским монастырем на Афоне. Но все равно грузины ее почитают особенно, в том числе и те из них, кто живет в России.

Но вообще-то взрослые у нас ведут себя как дети. Они часто ничего не знают и имеют очень тяжелые суеверия. Им надо говорить о том, что не стоит идти к Богородице только с просьбами. Кроме прошения, есть еще и благодарность, и покаяние, и славословие. Вот эти четыре направления каждый нормальный человек должен знать, чтобы он не ограничивался только просьбами. А чтобы принес в храм свою радость, свою благодарность, свою хвалу или, наоборот, свое покаяние перед чтимым образом.

Вот это гораздо важнее.Тем более что Иверская икона – это трагический образ, напоминающий нам о том, как люди отвергали Бога и не понимали веры.

– Откуда вообще взялась и как складывалась традиция праздновать день почитания иконы?

А. К.: Почитание образов существовало всегда, еще до христианства – например, приношение даров статуям Афины или Зевса. То есть по форме это народная традиция, идущая еще от дохристианских привычек. Но христианское отношение к иконам, то есть к образам, связано с явлением в мир Христа – с тем, что Бог сам вошел в человеческую историю, как Человек, и потому Он может быть изображен (в Ветхом Завете ведь был строгий запрет на изображение Бога). Поэтому в каком-то смысле празднование икон – это всякий раз празднование Богоявления.

И все праздники в честь Богородицы – это не отдельное ее почитание, а в том смысле, что она Мать Христа. Любая икона Богоматери с Младенцем – зримое явление того, что произошло в Рождестве Христовом и во всех остальных событиях Нового Завета – что во Христе сам Бог Отец через своего Сына и Духа Святого присутствует в мире.

Фото: Карпов Сергей/ТАСС

И икона передает это не просто как историческое воспоминание, а как божественное откровение. Именно поэтому древние иконы и по стилю написания отличаются от исторических или псевдоисторических картин, которые связаны с Новым Заветом, от иллюстраций. И хотя корнями условная живопись уходит еще в античность, своей вершины иконопись достигла уже в христианское время, после победы иконопочитания над иконоборчеством.

Образы Богоматери с Младенцем – зримое свидетельство того, что это она сама нам является, но не в своем земном, историческом образе, а в преображенном виде. Икона – это явление Богоматери и Спасителя в небесной славе, помноженное на народную традицию, на то, что народ хочет чего-то зримого, ощутимого. Что и привело к тому разнообразному почитанию, которое мы видим, особенно в России.

– Почему так много праздников богородичных икон на Руси?

А. К.: Праздников богородичных икон действительно много, празднуется около 30 известных икон, не говоря о менее известных. Такое распространение чтимых икон – некоторый знак недостатка духовного просвещения, прежде всего в форме бесед, живых ответов на вопросы людей, устного наставления, которое в святоотеческой традиции называется катехизацией или оглашением. А поскольку нет ни оглашения, ни образования, то в простом народе возникает естественная в хорошем смысле реакция – тяготение к образу, который как бы без слов все объясняет или, по крайней мере, дает возможность к чему-то приобщиться поверх внешних знаний.

Так что празднование икон – безусловно, народная традиция, которая родилась в церкви сама собой: появилась такая-то икона – ее почитают, и ей дается праздничный день в году, пишутся службы этой иконе. Но это имеет и свои минусы, потому что все кажется очень простым и понятным, как будто больше ничего знать и понимать не нужно. Исторически эта «простота» оказалась хуже воровства, она закрыла собой другую сторону традиции – духовную. Когда празднуют богородичные иконы, уже все меньше говорят о Богородице, а больше – об иконе, об истории или легенде ее появления и связанных с ней чудесах, которые как будто живут уже сами по себе, без связи со Христом. Это рискует превратиться в поклонение иконе как вещи, а не тому, кто на ней изображен. В то время как самое главное, внутренний смысл иконы – это явление самой Богородицы и Христа.

25 февраля –Православная Церковь чтит память Иверской иконы Божией Матери. В день престольного праздника в главном храме нашей обители была совершена Божественная литургия, которую возглавил митрополит Одесский и Измаильский, Высокопреосвященнейший Агафангел в сослужении наместника нашего монастыря архимандрита Диодора, наместника Свято-Ильинского монастыря архимандрита Виктора, наместника Свято-Константино-Еленинского Измаильского монастыря архимандрита Сергия, а также многочисленного числа священнослужителей и верующих.

Стоит отметить, что празднование в честь иконы Божией Матери «Иверская» совершается три раза в году: 25 февраля (н. ст.), во вторник Светлой седмицы – обретение образа, 26 октября (н. ст.) — перенесение в 1648 году в Москву списка иконы, посланного царю Алексею Михайловичу с Афона.

Несколько слов из истории святыни. Возникновение почитания Иверской иконы восходит к эпохе иконоборчества. Название икона получила по месту пребывания в Иверском монастыре на Афоне, где она ранее помещалась над главными вратами обители, отсюда ее греческое наименование — «Портаитисса» (рус.- «Вратарница»). «По преданию Святой Горы Афон, образ Божией Матери впервые явил свои чудеса в царствование греческого императора Феофила (IX век), во времена лютых иконоборческих гонений. Достоверная же история этого образа восходит к XI веку, когда иноки афонской Иверской обители узрели на морской глади достигавший до неба огненный столп и, пораженные, повторяли лишь одно: «Господи, помилуй!» Изо всех соседних монастырей сошлись к морю иноки и по усердной молитве увидели, что стоит этот столп над иконой Богоматери. Но чем ближе подходили братия к водам морским, тем далее уходила от них икона. Тогда собрались они в храм и со слезами молили Господа, чтобы дозволил Он им обрести новую святыню.

В то время подвизался в Иверской обители старец Гавриил, жизни строгой, нрава же детски простого. Ему-то и явилась в сонном видении озаренная дивным небесным светом Владычица и повелела: «Скажи настоятелю с братией, что Я хочу дать им Свою икону, покров Свой и помощь; потом же ступай в море — иди с верою прямо по волнам, и тогда узнают все Мою любовь и благоволение к обители вашей». Старец передал свой сон настоятелю, и наутро иноки с кадилами и лампадами отправились к берегу. Под молебное пение братии ступил Гавриил на воду и, поддерживаемый той верою, которая горами движет, чудесно прошел по волнам как по суше и принял в свои руки святую икону. С ликованием встретили ее иноки на берегу, три дня и три ночи творя перед образом молебствия, а затем внесли в соборную церковь, где и поставили в алтаре.

На другой день монах, зажигавший лампады в храме, иконы на этом месте не нашел. Она висела над вратами обители. Образ внесли в храм, однако наутро повторилось то же самое. И вновь было видение старцу Гавриилу, и повелела ему Владычица объявить братии: «Не хочу быть охраняемой вами, но хочу Сама быть Хранительницей вашей не только в земной, но и в небесной жизни. Испросила Я у Господа милость вам, и доколе будете видеть икону Мою в своей обители, дотоле благодать Сына Моего к вам не оскудеет». В благодарной радости выстроили иноки во славу Пречистой храм над вратами своей обители и поставили в нем икону. Тут изначальный образ пребывает и поныне.»

«Немало и иных чудес было явлено от Иверской иконы. И сейчас издали, с волн морских, взирают на стены монастырские русские паломники, ибо строго запрещает Устав Святой Горы ступать на ее землю праздным гостям, а нога женщины не касалась ее вот уже почти тысячу лет.

Веками отмаливали великие афонские старцы грехи нашего суетного и заблудшего мира. Потому, быть может, Господь еще и терпит нас, грешных и слабых, что доселе пребывает в нашем мире столь великие подвижники, своим молитвенным подвигом спасающие всех православных христиан.

По великой любви народа русского к Иверскому образу еще в середине XVII столетия принесено было в Россию несколько чтимых списков с него, из коих наиболее прославились образ в Иверском Валдайском монастыре и образ в московской часовне у Воскресенских ворот. Этот самый список встречали 13 октября 1648 года у Воскресенских ворот царь с семейством, патриарх и великое множество народа православного.»

Понедельник.12/25 февраля (н.ст.) празднуется день обретения ИВЕРСКОЙ (Вратарница, Портаитисса) иконы Божьей Матери – в этот день монахи монастыря на Святой Горе Афон обрели чудотворный образ..

Невдалеке от Иверской обители на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на Афонскую землю ступила Пресвятая Богородица; это место называется Климентова пристань. И именно к этому месту чудесным образом, в огненном столпе, явилась по морю известная теперь всему миру ИВЕРСКАЯ икона Божией Матери. О почитании этого образа говорит хотя бы тот факт, что один только преподобный Никодим Святогорец написал четыре канона Иверской иконе Божией Матери.

Иверская икона Божией Матери, также именуемая Портаитиссою (т.е. Вратарницею), прославившаяся, по преданию, чудесами в уделах Богородицы на Афоне, в Иверии (Грузии) и в России, названа по имени Иверского монастыря на Святой горе Афон.

История Иверской иконы просматривается с первого века, когда Божия Матерь еще в дни Своей земной жизни благословила Святого Апостола и Евангелиста Луку написать Ее изображение.

История иконы продолжилась во времена иконоборчества в IX веке.

Во время царствования греческого императора Феофила (829 – 842) людей, почитавших иконы, царские слуги предавали пыткам, а сами иконы уничтожали. По преданию, в это время, неподалеку от города Никеи жила благочестивая вдова с сыном, у которой в доме хранилась древняя икона Божией Матери. Кто-то донес на вдову и однажды ночью в дом ворвались иконоборцы и один из них ударил икону мечом, желая изрубить ее на куски. Удар пришелся на изображение правой ланиты Богоматери, и из раны выступила кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном для сохранения святой иконы опустила ее в море. К изумлению вдовы и ее сына, икона не упала, а встала вертикально, ликом к берегу, и, скользя по водам, стала удаляться, пока не скрылась из вида.

Дальнейшая судьба вдовы неизвестна. Сын же благополучно добрался до Афона, где стал монахом Иверского монастыря. От него и узнали монахи Святой Горы об истории древней иконы, ставшей священным преданием монастыря.

Кровоточащая рана так и осталась на Лике Богородицы – поэтому Иверскую Богоматерь всегда изображают с небольшой раной на Лике. С тех пор икону стали почитать как чудотворную.

Прошло несколько веков. И вот, в 1004 году, икона чудесным образом в столпе света, поднимавшемся до самых небес, прибыла к берегам Афона. Монахи Иверской обители вместе с другими Афонскими иноками, поспешившими на место чудесного явления, пытались приблизиться к иконе на лодках, но она удалялась от них. Тогда они собрались в главном соборе Иверского монастыря и в молитвах стали просить Богородицу позволить забрать Ее чудотворную икону.

В описываемое время рядом с Иверской обителью подвизался благодатный старец Гавриил, родом из Иверии. Он вел подвижническую отшельническую жизнь и непрестанно творил Иисусову молитву. Днем и ночью он изучал Священное Писание и творения Святых отцов. Единственной пищей преподобного были горные травы и ключевая вода. Вот этому богоносному старцу и было видение Божией Матери, повелевавшей ему взять Ее образ из воды и возвестить братии Иверского монастыря, что Она дарит им Свою икону.

Братия Ивирона отправилась к морю крестным ходом, по пути церковными песнопениями воспевая Пресвятую Богородицу. Преподобный Гавриил вошел в морские воды, и икона стала быстро приближаться к берегу. Тогда он пошел к ней по волнам, как по суше, а икона приплыла к нему прямо в руки. На месте, где старец Гавриил вышел с иконой из воды, была воздвигнута часовня (ныне парклис Пресвятой Богородицы Портаитиссы (Вратарницы, Иверской)). Это чудесное событие произошло во вторник Светлой седмицы.

Братия Иверской обители с великим благогоговением перенесла обретенный чудотворный образ в свой монастырь. Три дня подряд иноки служили Всенощные Бдения и Божественные Литургии, благодаря Пресвятую Богородицу за оказанную милость.

Первоначально икону Божией Матери поместили в главном соборе Иверского монастыря. Но наутро следующего дня она оказалась над вратами обители. Так продолжалось несколько дней. Пресвятая Богородица, явившись преподобному Гавриилу, сказала:

«Ступай в монастырь и скажи игумену и монахам, чтобы не искушали они Меня. Не для того явилась Я им, чтобы они Меня охраняли, а чтобы Мне Самой быть их хранительницей, и не только в нынешнем, но и в будущем веке. И еще скажи им: пока на горе этой монахи будут жить в страхе Божием и во благоговении и будут по силе своей трудиться для снискания добродетели, то пусть имеют дерзновение и надежду на милость Сына Моего и Владыки, ибо их Я у Него в Свой удел испросила, и Он дал Мне их. В знамение же этих слов Моих да будет им Моя икона: пока они будут зреть ее в своем монастыре, до тех пор не оскудеет им и милость, и благодать Сына Моего и Бога».

С тех пор чудотворную Иверскую икону стали называть «ВРАТАРНИЦА», а некоторое время спустя ее поместили в специально построенную церковь у врат обители.

Однажды, во время сарацинского набега, один варвар дерзко ударил икону своим копьем. В тот же миг из образа потекла кровь, которую можно различить на нем и сегодня. Разбойник покаялся и принял монашество под именем Дамаскин, но сам называл себя Варваром. Инок достиг святости, и в обители сохранилось его иконописное изображение.

Божественная кара постигла корабли напавших на Иверскую обитель пиратов: разразившаяся буря потопила все корабли, кроме судна их предводителя. Раскаявшись, тот пожертвовал значительные средства на восстановление монастыря.

В 1651 году русский царь Алексей Михайлович подарил Ивирону Обитель Святого Николая, ставшей подворьем этого Афонского монастыря. Сделано это было в благодарность за излечение царской дочери, получившей исцеление у списка «Вратарницы», привезенного насельниками Иверской обители в Москву.

Вот что пишет о «Вратарнице» знаменитый русский паломник-пешеходец XVIII века Василий Григорович-Барский: «В сем прекрасном, при внутренних вратах монастырских созданном храме, в иконостасе вместо наместной обычной Богородицы стоит некая святая и чудотворная икона, проименованная от древних иноков Портаитисса, т.е. Вратарница, зело ужаснозрачна, с великими очесами, держащая на левой руке Христа Спасителя, очернелая же на лице множества ради лет, обаче совершенно все являющая изображение, покровенна же вся кроме лица среброкованною позлащенною одеждою, и кроме того испещрена многоценными каменьями и монетами златыми, от различных царей, князей и благородных бояр дарованными за многие ее чудотворения, идеже и Российских царей, цариц и царевен, императоров же и императриц, князей и княгинь монеты же златые и иные дары повешены видел своими очами».

Предание Иверского монастыря повествует о чуде, сотворенном Божией Матерью. Один бедняк просился на ночлег в Ивирон, но монах-вратарь потребовал у него плату. У бедняка не было денег, и, удрученный, он пошел по дороге в Карею. Вскоре он повстречал таинственную Женщину, Которая дала ему золотую монету. Бедняк вернулся и отдал златницу привратнику. Монахи, обратив внимание на древность монеты, заподозрили несчастного в краже. После его рассказа о Жене они пошли к иконе «Вратарница» и увидели, что эта монета – одна из многих пожертвованных Божией Матери.

Из-за того, что монахи отказали путнику в безвозмездном гостеприимстве, все продукты в Иверском монастыре испортились.

Велико было раскаяние иноков. С тех пор на Святой Горе строго соблюдают обет безмездного странноприимства. А на месте явления Божией Матери был выстроен небольшой храм.

Русский святогорец Парфений свидетельствовал, что во время греческого восстания 1822 года турецкие солдаты, жившие в монастыре, не смогли потревожить наряженной в драгоценные ризы, украшенной многими великолепными дарами «Вратарницы». А несколько лет спустя служащий при иконе монах с изумлением увидел одетую в черное Женщину. Она усердно подметала обитель.

Пришло время хорошенько вымести весь монастырь. Уж столько лет стоит неметеный, – сказала Жена и сделалась невидимою.

Вскоре султан издал указ, чтобы все солдаты покинули Святую Гору, хотя до этого не раз грозился разрушить до основания ее обители.

Знаменитый певчий Нектарий Влах (1812-1890), приглашенный как лучший Афонский протопсалт на престольный праздник в Иверский монастырь, был во время братской трапезы отравлен другими певчими, завидовавшими его мастерству. Почувствовав недомогание, Нектарий пошел в церковь Пресвятой Богородицы Вратарницы, и, обратившись с горячей молитвой к Божией Матери, выпил масла из лампады от Ее иконы. Яд утратил силу, и Нектарий пел на празднике так хорошо, как никогда в жизни.

Перед первой мировой войной кроткое выражение Лика Младенца Христа на Иверской иконе изменилось..

Множество исторических данных сохранилось о случаях исцелений у Иверской иконы недужных, слепых, хромых и бесноватых. По молитвам у чудотворного образа, братия Иверского монастыря неоднократно получала чудесную помощь во время недостатка муки, вина и масла.

Перед Иверской иконой висит большая неугасимая лампада, называемая «Лампадой Вратарницы». У нее есть чудесное свойство – без малейшего воздействия извне в часы Богослужений она иногда начинает раскачиваться, как маятник, предупреждая о приближении общемировых бедствий или каких то важных событий. Так, перед нападением турок на остров Кипр лампада раскачивалась так, что масло лилось через ее края. В наши дни такое необъяснимое раскачивание происходило перед вторжением американцев в Ирак, перед землетрясением в Армении и многими другими событиями общемирового масштаба.

Сама «Вратарница» никогда не покидала пределов Ивирона, в ответ на просьбы мирян монахи посылали списки чудотворного образа. Икону лишь три раза в году выносят из параклиса, где она пребывает постоянно:

– накануне Рождества Христова после девятого часа она торжественно переносится братией в собор и остается там до первого понедельника после праздника Собора Иоанна Предтечи;

– с Великой Субботы до понедельника Фоминой недели. Во вторник Светлой седмицы совершается торжественный Крестный ход по территории монастыря;

– на Успение Пресвятой Богородицы.

Согласно Афонскому преданию, незадолго до Второго пришествия Иверская икона покинет Святую Гору Афон. Об этом возвестил преподобный Нил Мироточивый, неоднократно являвшийся в 1813-1819 гг. монаху Феофану.

Немало и иных чудес было явлено от Иверской иконы. И сейчас издали, с волн морских, взирают на стены монастырские русские паломники, ибо строго запрещает Устав Святой Горы ступать на ее землю праздным гостям, а нога женщины не касалась ее вот уже почти тысячу лет.

Веками отмаливали великие Афонские старцы грехи нашего суетного и заблудшего мира. Потому, быть может, Господь еще и терпит нас, грешных и слабых, что доселе пребывает в нашем мире столь великие подвижники, своим молитвенным подвигом спасающие всех православных христиан.

По великой любви народа русского к Иверскому образу еще в середине XVII столетия принесено было в Россию несколько чтимых списков с него, из коих наиболее прославились образ в Иверском Валдайском монастыре и образ в Московской часовне у Воскресенских ворот Китай-города, написанный по просьбе Патриарха Московского к архимандриту афонскому Пахомию. И когда в 1648 году три инока-святогорца поднесли царю Алексею Михайловичу готовый образ, то приложили к нему и письменное повествование:

«Как есми приехал Пахомий в наш монастырь, собрав всю свою братию, 365 браток, сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света и святили есма воду со святыми мощами; святою водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы, Старую Портаитскую (Вратарную) и в великую лохань ту святую воду собрали; собрав, паки обливали новую доску, всю из кипариса, и опять собрали ту святую воду в лохань; и потом служили Божественную литургию с великою верою, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу… И та икона новописанная не рознится ничем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом — слово в слово новая, аки старая».

Этот самый список, известный как московская Иверская икона, встречали 13 октября 1648 года у Воскресенских ворот царь с семейством, патриарх и великое множество народа православного. Образ был помещен на воротах, которые с тех пор стали называть Иверскими. Затем, в 1669 году, перенесли его в деревянную часовню, а с 1791 года чудотворная пребывала в каменной часовне с синим, словно небо, и усеянным золотыми звездами куполом и двумя золотыми фигурами апостолов при дверях.

Иверская прославилась множеством чудес и исцелений, каковые записывались в особую книгу. Нескончаемым потоком шли к ней москвичи и гости первопрестольной, дабы помолиться и получить благословение Пречистой на свои труды. Цари и царицы благочестивые, въезжая в белокаменную, прежде Кремля заходили в Иверскую часовню. Как вспоминали старые москвичи, по ночам святую икону возили из дома в дом в закрытой карете, запряженной шестеркой лошадей, в сопровождении духовенства. Впереди скакал всадник с факелом. Кучера на козлах сидели без шапок, а в сильный мороз обвязывали головы платками.

В 1929 году Иверскую часовню закрыли, а в 1934-м и вовсе снесли вместе с Воскресенскими воротами, дабы тревожить в дни парадов ревом бронированных чудовищ величавый покой Кремля. Пропала, думалось многим, и сама чудотворная. Тот список, который замещал Иверскую, пока она навещала дома москвичей, оказался в замоскворецкой церкви Николы в Кузнецах, где поныне пребывает в киоте перед правым клиросом Сергиевского придела.

Сама же Иверская, как полагают благочестивые прихожане, была перенесена на клирос северного придела храма Воскресения в Сокольниках. Подлинность этого образа неоднократно подтверждалась православными московскими старожилами; что же до сомнений, то в них повинны еретики-обновленцы, устроившие позднее в этом храме свое капище и тем дерзнувшие было бросить тень и на чудотворную.

Однако, 4 ноября 1994 года Святейший Патриарх Алексий II после Божественной литургии в новосозданном Казанском соборе на совершил и освящение закладного камня Иверской часовни. Так промыслительно пересеклись судьбы двух чтимых всею Русью Богородичных икон, Иверской и Казанской, дивное умножение образов которых лишь прибавляло им благодатной силы.

В сентябре 1995 года Святейший Патриарх обратился к настоятелю Афонского Иверона архимандриту Василию с просьбой о написании для всероссийской паствы нового списка с «общей нашей Заступницы Богоматери Вратарницы». При усердных молитвах братии Святой Горы в кратчайшие сроки таковой образ и был написан благочестивым священноиноком Лукой из Афонского Ксенофонтова монастыря.

25 октября 1995 года, в канун празднования Иверской иконе, греческий самолет доставил новый список в Москву в сопровождении двенадцати насельников Святой Горы во главе с архимандритом Василием… Всю ночь перед Иверской непрерывно совершались молебны и читался акафист.

На следующий день, 26 октября, крестный ход с Иверской иконой прошел по Никольской улице в Казанский собор к началу Божественной литургии, которую возглавил Святейший Патриарх. А около часа дня святую икону пронесли через восстановленные в прежнем великолепии Воскресенские ворота к Иверской часовне, освященной патриархом в сослужении сонма иерархов и духовенства.

Этот знаменательный день положил начало неиссякаемому потоку православных христиан к чтимой иконе Заступницы и Хранительницы нашей не только в настоящей, но и в будущей вечной жизни.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иверской», глас 1

От святы́я ико́ны Твоея́,/ о Влады́чице Богоро́дице,/ исцеле́ния и цельбы́ подаю́тся оби́льно,/ с ве́рою и любо́вию приходя́щим к ней./ Та́ко и мою́ не́мощь посети́,/ и ду́шу мою́ поми́луй, Блага́я,// и те́ло исцели́ благода́тию Твое́ю, Пречи́стая.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *